ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
М.Н. Тонян, магистрант
Н.В. Климовских, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10598
Аннотация. В статье рассматриваются формы реализации ГЧП в зависимости от различных классификационных признаков - отрасли экономики, организации взаимоотношений власти и бизнеса, инновационной составляющей, уровня государственной власти субъекта ГЧП, объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности и стадий ГЧП.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государство, частный бизнес, взаимодействие, форма реализации.
Государственно-частное партнерство выступает в качестве одного из важнейших механизмов привлечения инвестиций в экономику муниципального образования. Необходимость государственно-частного партнерства определяется потребностью государства в осуществлении множества направлений деятельности при ограниченном объеме ресурсов. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что государственно-частное партнерство является одним из механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
Механизмы государственно-частного партнерства позволяют реализовать все преимущества государственного и частного сектора для достижения реальных положительных результатов в социальной сфере. Для государственного сектора - это учет интересов населения, приведение в исполнение принятых решений и функция регулирования, для частного - ресурсы, управленческий потенциал, инновации.
Выделяют несколько классификаций форм ГЧП, рассмотрим некоторые их них. Расширенной классификацией форм ГЧП является классификация А.А. Козлова, в соответствии с которой автор выделяет 9 классификационных признаков государственно-частного партнерства (табл 1) [1].
Таблица 1. Виды государственно-частного партнерства (по А.А. Козлову)
№ Классификационный признак Виды ГЧП
1 Отрасль экономики или социальной сферы а) ГЧП в сфере образования; б) ГЧП в сфере здравоохранения; в) ГЧП в сфере транспорта; г) ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства
2 Множественность субъектов частного бизнеса а) ГЧП, в котором присутствует единственный субъект со стороны частного бизнеса; б) ГЧП, в котором участвует несколько субъектов частного бизнеса на паритетной основе; в) ГЧП, в котором присутствуют основные (инвесторы) и дополнительные субъекты частного бизнеса
3 Уровень государственной (муниципальной) власти - субъекта ГЧП а) ГЧП федерального значения; б) ГЧП регионального значения; в) ГЧП муниципального значения; г) смешанное ГЧП
4 Роль государства в осуществлении ГЧП а) ГЧП, в котором государственная власть играет пассивную роль; б) ГЧП, в котором осуществляется паритетное управление объектом партнерства; в) ГЧП, в котором государственная власть играет ключевую роль, а частный бизнес - дополнительную
5 Организация взаимоотношений власти и бизнеса в рамках ГЧП а) оперирование; б) кооперация; в) концессия
6 Объем передаваемых частному партнеру правомочий и последовательность стадий а) BOT; б) ВООТ; в) ВТО; г) ВОО; д) ВОМТ; е) DBOOT; ж) DBFO
7 Вещное право, на основе которого реализуется ГЧП а) ГЧП, основанное на праве собственности; б) ГЧП, основанное на арендном праве; в) ГЧП, основанное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; г) ГЧП, основанное на иных вещных правах
8 Срок реализации ГЧП а) ГЧП со строго установленным сроком; б) ГЧП, реализуемое до достижения некоторых экономически или социально значимых задач; в) условно-бессрочное ГЧП
9 Инновационная составляющая а) ГЧП, нацеленное на достижение инновационного эффекта; б) ГЧП, вызывающее вторичный инновационный эффект; в) традиционное (неинновационное) ГЧП
В зависимости от объема передаваемых партнерства М.А. Дерябина выделяет сле-частному партнеру правомочий собствен- дующие 7 видов ГЧП (табл. 2) [2]. ности и стадий государственно-частного
Таблица 2. Виды ГЧП в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности
Тип ГЧП Расшифровка Описание
BOT Build, Operate, Transfer (строительство -эксплуатация/управление -передача ) Концессионный механизм: строительство, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении срока объект возвращается государству, концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство
BOOT Build, Own, Operate, Transfer (строительство -владение -эксплуатация/ управление - передача) Аналогично описанию BOT, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру. В этом случае частный партнер получает не только правомочие пользования, но и владение объектом в течение срока соглашения, по истечении которого он передается публичной власти
BTO Build, Transfer, Operate (строительство - передача - эксплуатация/управление) Аналогично механизму государственно-частного партнерства BOT, только объект передается государству сразу после строительства. После приема государством он переходит в пользование частного партнера, но без передачи ему право владения
BOO Build, Own, Operate (строительство -владение - эксплуатация/управление) Созданный объект по истечении срока соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора
BOMT Build, Operate, Maintain, Transfer (строительство -эксплуатация/управление -обслуживание - передача) В данном типе государственно-частного партнерства акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов
DBOOT Design, Build, Own, Operate, Transfer (проектирование - строительство -владение - эксплуатация/управление -передача) Механизм реализации данного типа государственно-частного партнерства схож с BOOT, но в обязанности частного партнера входит также проектирование объекта соглашения
DBFO Design, Build, Finance, Operate (проектирование -строительство -финансирование -эксплуатация/управление) В данном типе ГЧП упор делается на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию
Наиболее полно существующий спектр ва представлен двухуровневой классифи-форм государственно-частного партнерст- кацией С.В. Грицая, которая консолидиру-
ет российские и зарубежные модели ГЧП (рис. 1).
Рис. 1. Трансформация правомочий собственности в государственно-частном партнерстве
(по С.В. Грицаю)
Рассмотрим схему трансформации правомочий собственности в государственно-частном партнерстве, предложенную С.В.Грицаем и представленную на рисунке 2.
В рамках указанной классификации все формы государственно-частного партнерства упорядочены по принципу степени участия частного сектора: от наименее низкой к максимально высокой:
1) сервисные контракты:
- контракты, по которым осуществляется прямая покупка государством оговоренной продукции, работ, общественных услуг или имущества у частных производителей для удовлетворения нужд государства;
- контракты технической помощи, заключаемые с частным компаниями на период решения конкретных государственных задач, с достижением которых у государства наблюдаются трудности, обуслов-
ленные, например, отсутствием каких-либо ресурсов.
2) управляющие контракты:
- контракт на обслуживание, по которому обслуживание объекта делегировано частному сектору;
- контракт на управление объектом, по которому управления объектом возлагается на частный сектор;
- контракт «под ключ» (функция государства ограничивается финансированием, а за проектирование, строительство и управление объектом отвечает частный сектор).
3) аренда и временная передача прав:
- лизинг (лизингополучатель не принимает участия в строительстве объекта, а получат его от государства с обязанностями по обслуживанию, взиманию платы и осуществлением платежей государству за использование);
- соглашение о разделе продукции (предполагает добровольную передачу
бизнесом части продукции государству в качестве платы за право участвовать в данном проекте);
- инвестиционный контракт (обязывает государство на фиксированный
контрактом срок отказаться от получения фискальных платежей, предоставляя тем самым частному бизнесу возможность использовать неполученные государством средства для реализации проекта, имеющего социально-экономический эффект);
3) концессионное соглашение: ВОТ; ВООТ; ВТО; ВОО; ВОМТ.
4) акционирование - форма совместных предприятий, в которых участвуют в долевом соотношении как частный капитал, так и государство.
Таким образом, существует множество форм государственно-частного партнерства, различных по способу управления, праву собственности, направлениям, масштабам и другим характеристикам. Вместе с тем, механизм государственно-частного партнерства выступает специфическим инвестиционным механизмом, ориентированным на наиболее эффективное использование ресурсов государства для удовлетворения общественных интересов на основе объединения данных ресурсов с ресурсами частного инвестора и предполагающим особый механизм реализации проекта, связанный с созданием объекта, ориентированного на конкретные общественные интересы.
Библиографический список
1. Козлов А.А. Государственно-частное партнерство: сущность, классификация // УЭкС. 2012. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-suschnost-klassifikatsiya (дата обращения: 10.04.2019).
2. Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики» «Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.inecon.ru/ru/index.php?go=Content&id-29
FORMS OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS M.N. Tonyan, graduate student
N.V. Klimovskih, candidate of economic sciences, associate professor Trubilin Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article considers the forms of implementation of PPP, depending on the various classification signs - the economy, the organization of relations between government and business, innovation component, the level of public authority of the subject of PPP, the volume of transferred to the private partner ownership and stages of PPP.
Keywords: public-private partnership, state, private business, interaction, form of implementation.