Научная статья на тему 'ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Восиева Шахноза Исламовна

Учитель должен направлять студентов, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удается сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок студентов, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает студентов к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты. В данной статье обсуждаются компоненты и формы развития креативного мышления на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Восиева Шахноза Исламовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN THE LESSONS OF THE ENGLISH LANGUAGE

The teacher should guide the students, foster the development of their creative skills in each lesson. Only in the process of purposeful persistent work is it possible to form certain qualities and gain interest in the lessons. The variety of forms of didactic work gives rise to a variety of target attitudes of students, the amount of time spent on independent work increases. The acquisition of knowledge, skills and abilities of independent work teaches students to creative work, develops creative thinking, creates the preconditions for their application in the system of professional activity, improves the ability of oral and written communication, giving preference to the expression of opinions, emotions and feelings, as well as the ability to reason. The more varied tasks are used, the more effective the results. This article discusses the components and forms of developing creative thinking in English lessons.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Восиева Ш.И. Email: Vosieva6105@scientifictext.ru

Восиева Шахноза Исламовна - преподаватель, кафедра иностранного языка в естественных направлениях, факультет иностранной филологии, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: учитель должен направлять студентов, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удается сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок студентов, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает студентов к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты. В данной статье обсуждаются компоненты и формы развития креативного мышления на уроках английского языка. Ключевые слова: творческая способность, креативное мышление, аналитические компоненты, эмоциональные компоненты, созидательные компоненты, межкультурная компетенция.

FORMS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN THE LESSONS OF THE ENGLISH LANGUAGE Vosieva Sh.I.

Vosieva Shakhnoza Islamovna - Lecturer, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGE IN NATURAL SCIENCES, FACULTY OF FOREIGN PHILOLOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the teacher should guide the students, foster the development of their creative skills in each lesson. Only in the process of purposeful persistent work is it possible to form certain qualities and gain interest in the lessons. The variety offorms of didactic work gives rise to a variety of target attitudes of students, the amount of time spent on independent work increases. The acquisition of knowledge, skills and abilities of independent work teaches students to creative work, develops creative thinking, creates the preconditions for their application in the system of professional activity, improves the ability of oral and written communication, giving preference to the expression of opinions, emotions and feelings, as well as the ability to reason. The more varied tasks are used, the more effective the results. This article discusses the components and forms of developing creative thinking in English lessons.

Keywords: creativity, creative thinking, analytical components, emotional components, creative components, intercultural competence.

УДК 811.111

Развитие творческих способностей студентов невозможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта необходимо

рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение английского языка, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале.

Компоненты развития креативного мышления студентов:

- аналитические компоненты (соответственно понятийно-логическое мышление): логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т.д.;

- эмоциональные компоненты (чувственно-образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.

- созидательные компоненты: поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

Студентам можно предложить задания для развития творческого мышления:

1. Необычное использование. Предложить студентам придумать как можно больше способов использовать любой предмет и рассказать об этом на английском языке.

2. Вторая половинка фото. Показать студентам половину фотографии и они попробуют догадаться, что изображено на второй части. Интересно, если изображение необычное или неожиданное. Здесь повышается активность речи и изобретательность.

3. Заголовок. Рассмотрите со студентами фотографию и попросите их придумать странный/смешной/злобный/страшный заголовок к нему на английском языке.

4. Мозговой штурм. Задача студентов в этом упражнении - записать как можно больше слов и выражений, относящихся к заданной теме.

5. Инсценировки. Классическое задание по разыгрыванию сценок-диалогов. Чем необычнее герои, тем увлекательнее игра.

6. Споры. Отлично прокачивают креатив обсуждения противоречивых ситуаций, когда студентам нужно принять прямо противоположные точки зрения: за и против какой-то ситуации.

7. Любопытство. Для выполнения этого задания разделите студентов на команды. Предложите одной группе учеников задать как минимум 15 вопросов к заданной картинке. Вторая команда пусть придумывает ответы.

8. Невпопад. Здесь студенты поговорять, обсуждая каждый свою тему. Например, студент А говорит о спорте, а студент Б о учёбе. При этом их задача -поддерживать разговор как можно дольше.

9. Оправдашки. Студентам предлагаются достаточно абсурдные ситуации. Их задача оправдаться.

Целесообразно предложить следующие формы работы над развитием творческих умений: практические занятия, использование песен и стихов, домашние задания, применение компьютерных программ, защита рефератов и проектов, деловые игры, конференции, работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.

Все эти технологии позволяют сделать занятия эмоциональнонасыщенными, сочетать игры и неигровые приемы обучения. При этом не упускается из виду развитие речи студентов не только на английском, но и на родном языке.

Такие формы проведения занятий снимают традиционность урока, возрождают мысль. Однако нужно отметить, что очень частое воззвание к схожим формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционная форма может вскоре стать достаточно рутинной и обычной, что в негативном исходе приведет к падению у студентов энтузиазма к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нестандартных форм урока определить при постановке следующих целей обучения:

- создание у студентов энтузиазма и почтения к культуре страны изучаемого языка;

- воспитание культуры общения и потребности в практичном применении языка в разных сферах деятельности;

- формирование языковых, интеллектуальных и познавательных возможностей, формирование ценностных ориентаций, эмоций и чувств студента.

Таким образом, активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специфически направленных на развитие студента, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Список литературы /References

1. Ismoilova Mahsuma Narziqulovna, Barrayeva Sevara Shoim qizi, Samiyeva Gulshan Alisher qizi. THE USE OF INTEGRATED TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS// International Conference BRIDGE TO SCIENCE: RESEARCH WORKS, 2020. USA. 95-97 p

2. Nematova Mokhibegim, Ramazonova Zarina. Classification of authentic materials and their application in foreign language lessons//3rd International Conference STUDENT SCIENCE: RESEARCH WORKS.San Francisco. USA, 2019. 45-47 p.

3. Исмоилова М.Н., Турсунова М.А. Возможности использования программы ЛЕКТОРА на уроке // Ученый XXI века. Международный научный журнал. № 1-1 (26), 2017. C. 59-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.