Научная статья на тему 'Формы проявления и профилактика горизонтального моббинга в педагогическом коллективе высшей школы'

Формы проявления и профилактика горизонтального моббинга в педагогическом коллективе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
888
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОББИНГ / MOBBING / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕССИНГ / PSYCHOLOGICAL PRESSURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / OCCUPATIONAL DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чумичева Нелли Викторовна

В статье анализируются причины возникновения и формы проявления психологического террора по отношению к коллегам по кафедре вуза. Предложены меры обязательной профилактики в условиях ухудшающейся экономической ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HORIZONTAL MOBBING AMONG PEDAGOGICAL STAFF OF THE HIGHER SCHOOL: FORMS OF MANIFESTATION AND PREVENTIVE MEASURES

The paper analyzes the possible reasons of mobbing, forms of its manifestation at the departments of the higher education institution. Preventive measures under the conditions of the degradation of the economic situation in the country are offered.

Текст научной работы на тему «Формы проявления и профилактика горизонтального моббинга в педагогическом коллективе высшей школы»

УДК 378.12 ББК 74.58 Ч 90

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

формы проявления и профилактика горизонтального моббинга в педагогическом коллективе высшей школы

(Рецензирована)

Чумичева Нелли Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (961) 5844496, е-mail: plagin@list.ru

Аннотация. В статье анализируются причины возникновения и формы проявления психологического террора по отношению к коллегам по кафедре вуза. Предложены меры обязательной профилактики в условиях ухудшающейся экономической ситуации в стране.

Ключевые слова: моббинг, психологический прессинг, профессиональная деструкция.

horizontal mobbing among pedagogical staff of the higher school: forms of manifestation and preventive measures

Chumicheva V. Nelly,

Candidate of Philological Sciences, associate professor of Linguistics and Interpretation, Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (961) 584 44 96, е-mail: plagin@list.ru

Summary. The paper analyzes the possible reasons of mobbing, forms of its manifestation at the departments of the higher education institution. Preventive measures under the conditions of the degradation of the economic situation in the country are offered.

Keywords: mobbing, psychological pressure, occupational destruction.

Реформы высшей школы последних лет, уменьшение контингента учащихся по причине “демографического провала”, изменение статуса некоторых вузов, сокращение нагрузки преподавателей в результате перехода на уровневую систему образования стали естественными причинами обострения психологического климата во многих педагогических коллективах. Инновация всегда конфликтна, она подрывает сложившееся в организации равновесие. Проблема горизонтального моббинга, ранее более характерная для школы, подростковых коллективов, трудовых коллективов, предполагающих конкурентную систему оплаты труда и карьерного роста, стала актуальной для многих российских кафедр, не смотря на более высокий личностный, мотивационный, социально-психологический, образовательный, культурный и морально-эстетический уровень человеческих ресурсов в вузах по сравнению с производством, структурами малого и

среднего бизнеса, предприятиями торговли и сервиса.

Групповая деструкция, называемая моббин-гом, является одним из древнейших этнопсихологических механизмов, обеспечивающих агрессию для выживания. В этой агрессии всегда будут оппозиционны одни народы против других народов, одна группа людей против другой группировки, при этом количественный состав конфликтующих явно или скрыто сторон, фактически неограничен. Феномен моббинга может начинаться с младенческого возраста в 2-3 года и распространяться по вертикали на уровень противоборства государственных интересов. За счет моббинга оппозиционные стороны повышают свой статус или отвоевывают более высокую ступень иерархии. В этиологии моббинга легко отслеживаются и биологические корни: вероятно, когда в животном мире стадо травоядных нападает на одинокого хищника, оно

88

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

Трибуна педагога

руководствуется инстинктивной превентивной мерой, известной по формуле: ’’Нападение - лучшая защита”. Здесь усматривается универсальная природа моббинга: преследование может быть неосознанным, осознанным, управляемым. Наиболее агрессивным считается управляемый моббинг, при котором агрессивные действия предпринимаются группой нападающих с целью выполнения негласных установок менеджмента (администрации), либо непосредственно должностными лицами, представляющими интересы работодателя.

В создавшихся экономических условиях над частью преподавателей кафедр “висит” достаточно реальная угроза не только сокращения нагрузки аудиторных часов, но и увольнения. И если ранее принято было считать, что высокоранговый интеллектуальный коллектив подвержен профессиональным деструкциям в наименьшей степени за счет способности к опережающей рефлексии и автономной самовыработке внутренних мер защиты, то текущая ситуация уравнивает педагогический коллектив с любым иным профессиональным сообществом в России. Привычное качество течения кафедральной жизни требует от педагогического состава максимального напряжения адаптационного потенциала. Ограх является одной из мощнейших эмоций, рычагом для многообразного проявления соматопрофессионального заболевания, называемого моббингом. Еще один значимый фактор для возникновения психологического прессинга - зависть. Так, неостепененные коллеги по кафедре могут неумело обходиться на протяжении долгого времени с мучающим их фактом отсутствия защиты диссертации, который превращается в тщательно скрываемый недостаток, проецируемый на имеющего научную степень коллегу. Общим внешним признаком зарождения ситуации моббинга является потеря контроля в ситуациях социального взаимодействия с обеих противоборствующих сторон, что может выражаться в слезах, испуге, беспомощной злости, чрезмерной подозрительности. Постоянные отсрочки выхода на защиту становятся непреодолимой стрессовой ситуацией. Значимые внутренние и внешние факторы выстраиваются в заданную модель, в которой моббинг является результирующей переменной. У преподавателя не находится ресурсов для преодоления возникшей фрустрации, что приводит на физическом уровне к психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям, и в зависимости от степени и стадии фрустрации переходит в открытую агрессию.

Наиболее распространенными принято считать следующие личностные причины моббинга:

1) Виктимность - способность или устойчивое предрасположенность быть жертвой.

Такой жертвой может быть молодой преподаватель на должности ассистента, “возрастной” преподаватель на должности преподавателя или старшего преподавателя, за два-три десятилетия работы так и не защитивший кандидатскую диссертацию. Ощущение того, что в случае грядущих сокращений именно данная категория становится потенциально лишней, вынуждает преподавателя ощущать повышенную виктимность, проявляющуюся как вне, так и на глубинных психологических уровнях.

2) Стратегия «свой - чужой». Если сотрудник сильно отличается от коллег по кафедре социально или по национальности, возникает глубинное первобытное чувство страха перед опасностью, исходящей от «чужого», оно требует мер защиты, причем лучше превентивных. Такая угроза возникает в случаях присутствия на кафедрах городов бывших союзных республик, когда среди подавляющего большинства местных преподавателей, уроженцев бывших союзных республик, появляется педагог из России. Педагоги, составляющие опасное национальное меньшинство, порой совершают непоправимые коммуникативные ошибки внутрикафедрального взаимодействия с коллегами неумышленно, по незнанию особенностей национального менталитета и локальной культуры. Но и здесь категория “жертв моббинга” включает в себя много вариаций. Молодой, физический здоровый, обаятельный и крепкий специалист, недавний выпускник магистратуры, претендующий на быстрое получение должности доцента, например, вызывает мгновенную антипатию у более старшего поколения преподавателей, проходивших все ступени карьерного роста в вузе более долгим и спокойным путем. Повышенная энергичность и научная продуктивность, популярность молодого специалиста в студенческой среде могут сделать из него жертву потому, что он представляет мощную угрозу для десятилетиями сложившейся иерархии.

3) врытая агрессия, которой необходим выход. Поиск соответствующего объекта, на которого можно было бы обратить агрессию, нередко приводит к его созданию искусственно. Начинаются эти действия бессознательно, но со временем приобретают характер устойчивого стиля общения. Нехватка этических норм и общих ценностей кафедры делают эскалацию моббинга на кафедре допустимой.

4) Самоутверждение. Основной агрессор сам является жертвой собственных комплексов, отсутствия способностей или объективных неудач как в личной жизни, так и в процессе прошлого или настоящего служебного существования. Унижением себе подобного он завоевывает авторитет в собственных же глазах. Жесткая, авторитарная власть,

89

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

реальная она или мнимая, повышает вес, позволяет на время забыть о своей ущербности.

5) Имитация эффективной коммуникации с обязательным привлечением вышестоящих звеньев. Постоянно боясь потерять место или впасть в немилость у вышестоящего начальства, кафедральный агрессор периодически укрепляет шаткость своего положения «наведением порядка», распространением слухов, сколачиванием “группы поддержки”

6) Дедовщина. Агрессор сам в свое время подвергался моббингу.

Такая ситуация может сложиться на кафедрах, подверженных постоянной текучести кадров, “шаткости” основного стержня коллектива. Неудачная модель отношений, культуры спора или лоббирования собственных интересов, скалькированная с бывших кафедр и вузов, привносится в относительно здоровый коллектив. Годами сложившийся поведенческий шаблон становится непрочным.

7) Завоевание популярности с целью в перспективе избавиться от конкурента. Если по закону без серьезных оснований уволить работника практически невозможно, гораздо проще постоянно обвинять его в некомпетентности, недисциплинированности, ставить перед ним невыполнимые задачи и т.д., чтобы, в конце концов, вынудить его уйти по собственному желанию.

Поводом для того, чтобы настроить коллектив против себя, как утверждают психологи, могут послужить разные, зачастую банальные ситуации: вы надели слишком откровенный наряд, каким-то образом подчеркнули свое превосходство (неважно, какое - интеллектуальное, возрастное, статусное или внешнее), похвастались перед коллегами своими успехами или, наоборот, пожаловались, что дела идут из рук вон плохо. Излишнее внимание к вам противоположного пола, странная манера говорить, редкое хобби или вредная привычка - любая из подобных мелочей может стать определяющей для выбора вас в качестве объекта травли. К сожалению, даже кафедры не становятся исключением.

Усугубляет ситуацию разразившийся экономический кризис: все отрицательные проявления приобретают более глубокую окраску, усиливают социальную напряженность. Доминирующими настроениями людей являются тревога, ощущение угрозы, неуверенности в завтрашнем дне, боязнь потерять свое рабочее место и желание сохранить его любыми путями, отсюда агрессивность, нетерпимость к новым или добившимся хорошего профессионального положения сотрудникам. Таким образом, проблема возникновения моббинга в педагогическом коллективе является отражением реалий сегодняшнего дня и ряда отчетливо выра-

женных тенденций в жизни мирового сообщества, помноженных на субъективные факторы. Социоэкономические показатели семей и ближнего круга общения жертв преследования или самих агрессоров обычно показываются прямую корреляцию между уровнем и комфортом жизни и подвержден-ностью моббингу.

Как социально-психологический феномен, моббинг обычно представлен двумя основными видами: вертикальным и горизонтальным типами прессинга. В рамках функционирования высшего учебного заведения вертикальный моббинг может исходить как заведующего кафедрой, так и от администрации заведения. Кроме того, в ряде случаев возможен и институциональный моббинг, в ходе которого сотрудники вуза постоянно подвергаются внеплановым аттестациям, переаттестациям, квалификационным экзаменам и принудительному обучению на курсах, не имеющих отношения к основным преподаваемым дисциплинам. Институциональный моббинг становится обычной рутинной практикой в вузах со слабыми наборами и ограниченным бюджетом, когда невозможно найти юридических оснований для увольнения нерентабельных сотрудников.

Горизонтальный моббинг - это моральное преследование на уровне одной профессиональной группы либо одного структурного подразделения. В качестве субъектов конфликтного взаимодействия выступают сотрудники структурного подразделения. Моральное преследование развивается по одной из схем: «сотрудник - сотрудник», «группа сотрудников - сотрудник». Чем «живее» и активнее объект группого профессионального воздействия, тем сложнее придется противоборствующей группе, тем изощреннее и разнообразнее будут формы моббингового воздействия. Уже сама по себе активность сотрудника кафедры, заметно превышающая активность коллектива ППС в целом, является предиктором для развертывания самого процесса моббинга в любом случае [5].

Активный моббинг ППС кафедры. Спектр техник и приемов, к которым прибегают инициаторы моббинга, желая как можно быстрее дезактивировать или “убрать” коллегу, настолько богат и изощрен, что их описанию можно было бы посвятить несколько книг. В ход идет все - от банальной лжи и клеветы в адрес жертвы, до уничтожения важных архивных документов, после чего на карьере коллеги смело можно поставить крест.

А именно:

- провокационные публичные вопросы, вынуждающие занимать оппозиционную сторону; недоверие к действиям и высказываниям коллеги, обязательно демонстрируемое в присутствии чле-

90

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

Трибуна педагога

нов кафедры; высказывание сомнений в уровне компетенции коллеги; попытки вывести из равновесия эмоциональными нападками; нелегитимное коллегиальное рассмотрение вопросов поведения сотрудника кафедры; провоцирование сотрудника на ответное некорректное поведение.

Зачастую кафедральные инициаторы моббин-га для того, чтобы расправиться с противником посильнее прибегают к созданию мощных внутривузовских коалиций, основанных на принципе «против кого дружим». В итоге, в воронку страстей оказывается втянутым весь коллектив факультета, а последствия такой войны ставят под угрозу жизнеспособность всего вуза.

Пассивный моббинг ППС кафедры. В данном случае действия разворачиваются в соответствии с известной пословицей: «Дайте человеку веревку, а повесится он сам» [1].

Появляясь на родной кафедре, сотрудник будет ощущать себя в изоляции. Вокруг подвергшегося моббингу сотрудника будет создан информационный и психологический вакуум: необходимую информацию утаивают или предоставляют слишком поздно, когда член кафедры уже не способен ничего предпринять для исправления ситуации. Неформальное общение с коллегами или заведующим может быть сведено к минимуму. Коллеги начинают избегать сотрудника в прямом и переносном смысле: взглядом, словом и делом; обращаются к нему только в случае крайней необходимости, связанной с учебным процессом. В наихудшем варианте развития событий - не считают нужным отвечать на приветствие, поздравлять с днем рождения, другими праздничными событиями. К другим формам пассивного моббинга относятся: умышленное непредставление сотруднику полной, достоверной и актуальной информации, рассмотрение сфабрикованных жалоб и докладных, попытки “поймать” преподавателя на неверном или неполном заполнении отчетной документации: журналов посещаемости, индивидуальных планов. Пассивный моббинг на кафедре особенно опасен тем, что в ситуацию тем или иным способом вовлекаются студенты академических групп. Воздействие на студентов - достаточно простой путь, так как они находятся в зависимости от оценок, баллов, дипломной работы, получения диплома. Принуждаемые к моббингу студенты могут писать жалобы и докладные записки на подвергаемого прессингу преподавателя.

Цель преследования, которая лежит в основе пассивной модификации моббинга - сделать пребывание на кафедре и в вузе невыносимым, вынудить уйти из вуза. Для русского человека, весьма коллективистичного по своей натуре, такое отношение коллег зачастую становится непреодолимым

испытанием. И человек «ломается»: пишет заявление об увольнении по собственному желанию.

Кибермоббинг. Явление XXI века, которое имеет место быть и в педагогической среде. В данном случае психологическое давление на неугодного коллективу преподавателя осуществляется посредством электронной почты, форумов, чатов, компрометирующих сообщений в профессиональных сообществах, анонимных звонков и sms-сообщений. Охват аудитории при данном способе психопрессинга очень велик. Информация распространяется чрезвычайно быстро. Сообщения или изображения, пересылаемые электронными средствами, очень трудно контролировать, как только они оказались в сети. Например, видео-ролики канала Youtube можно просто копировать с одного интернет-ресурса на другой. Поэтому масштаб и поле распространения кибермоббинга гораздо шире «обычного» моббинга. Тот контент, о котором уже давно забыли, может вновь попасть на глаза общественности, и жертве будет трудно смириться с этим. Давление на преподавателя в случае кибер-моббинга оказывается тотальное, стремительное, неотступное. По силе, степени воздействия и тяжести последствий для объекта травли, кибермоббинг является наиболее шоковой формой.

Очевидно, что при продолжительной психологической агрессии, в ход идут все возможные формы моббинга: от открытой конфронтации до кибер-преследования. Преподаватель часто не в состоянии больше выполнять свою работу, моббинг ведет его нередко к болезни, к увольнению с работы по собственному желанию, а, в худшем случае, к уходу из жизни от отчаяния что-либо изменить. Колебания, страх, сомнения терзают не только жертву прессинга, но и группу сотрудников, обычно сохраняющих нейтральную позицию. В результате коллектив кафедры становится психологически нестабильным полностью, так как тратит энергию на несопутствующие научной и образовательной успешности кафедры дела.

Неудивительно, что и педагогическая, и психологическая, и управленческая, и правовая практики предусматривают целую систему мер, с помощью которой можно эффективно бороться с таким неприглядным явлением на кафедрах вузов, как моб-бинг.

Администрация вуза, деканы факультетов, ректорат как управленцы и работодатели обязаны осуществлять защиту прав личности и прочих правовых позиций, таких как честь, достоинство и здоровье своих наемных работников - штатных единиц, совместителей и преподавателей-почасо-виков. Администрация вуза зачастую ненамеренно попустительствует увеличению числа случаев моб-

91

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

бинга в родном вузе за счет наличия разного рода родственных и дружеских связей между подчиненными и руководством, отсутствия обратной связи, нейтральным отношением к любителям интриг и закулисных разговоров, плохой организации всех внутривузовских информационных потоков. Моб-бинг является маркером профессиональных деструкций внутри вуза, игнорирование его проблем чревато потерей академической репутации не только для кафедры, но и для всего учебного заведения в целом.

Профилактика и минимизация негативных последствий моббинга - это сложная комплексная задача, требующая своевременных и конструктивных решений по всей вертикали власти вуза. В целях профилактики рекомендуется предпринять следующие шаги:

1) Обеспечивать непрерывное развитие корпоративной культуры высшего учебного заведения

- донести до ППС с помощью декларируемых ректоратом и отделом менеджмента качества лозунгов миссии, целей, правил и принципов работы вуза, определяющих его отношение к ППС, студентам, учебному процессу. Обеспечить соблюдение этих принципов;

- администрации вуза на личном примере демонстрировать идеальные поведенческие нормативы, при необходимости концентрировать внимания ППС на этом;

- создать систему наказаний за моббинг. Судебных споров, возникших на почве дискриминации, в практике не так уж много. Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами, регламентирующими социально-трудовые отношения, явление моббинга, а соответственно, и меры его предупреждения не предусмотрены. В связи с этим целесообразно разработать этический кодекс вуза, в котором были бы описаны стандарты взаимоотношения педагогического состава, и издать внутренний приказ о наказании за нарушение его положений.

Отличной превентивной анти-моббинговой мерой является наличие системы вхождения нового преподавателя на кафедру и принятия его коллективом вуза. С одной стороны, новые работ-

ники приносят с собой прошлый опыт, в котором нередко таятся «вирусы» культур других кафедр и факультетов. С другой стороны, уровень их образования или научной плодовитости может оказаться более высоким, чем у ППС данной кафедры, что может сделать нового преподавателя нежеланным в данном вузе.

2) Оперативное пресечение любых попыток моббинга. Сотрудники отдела кадров, отдела менеджмента качества должны выступать гарантом отсутствия в вузе характерных проявлений моб-бинговой активности, провоцирующей развитие психологического давления в педагогическом коллективе на уровне кафедры и факультета. Рекомендовано также постоянно работать над формированием нетерпимого отношения к разносчикам сплетен и любителям интриг.

C учетом “отягчающих обстоятельств” - ухудшающейся экономической ситуации в стране, все указанные меры требуют многократно усиленной проработки с большей отдачей, так как моббинг в педагогической среде, над которой нависла угроза не только уменьшения нагрузки, но и сокращений, может принимать массовые масштабы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Дагаева E. Осторожно, моббинг! // Управление персоналом. - 2005. - №7. - С. 52-54.

2. Дружилов С. А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. -2010. - № 6. - С. 171-178.

3. Дружилов С.А. Проблемы моббинга на кафедре в условиях реформирования вуза // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 118-122.

4. Колодей Криста. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления - X.: Издательство Гуманитарный центр, 2007. - 368 с.

5. Пакулина С.А. Преодолевающая адаптация в условиях моббинга в педагогическом коллективе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http: //www.edit.muh. ru/content/mag/trudy/03_2010/07.pdf (дата обращения 10.02.2015)

6. Davenport NZ, Schwartz RD & Elliott GP Mobbing, Emotional Abuse in the American Workplace, 3rd Edition 2005, Civil Society Publishing. Ames, IA.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.