Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ'

ФОРМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1350
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ФОРМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимко С.А.

Противодействие преступности - распространенное в современном законодательстве, правовой науке и практике понятие. Однако единства мнений специалистов в трактовке и содержательной составляющей деятельности по противодействию преступности нет. Понять специфику противодействия преступности предлагается через его формы. В статье сформулировано понятие противодействия преступности и представлен авторский взгляд на формы, в которых может быть реализована деятельность по противодействию преступности. Среди таковых выделены следующие: профилактика преступлений; предотвращение преступлений; пресечение преступлений; досудебное производство; судебное производство; уголовно-правовое воздействие на виновных; нивелирование, минимизация негативных последствий преступных деяний и преступности в целом. Каждая из названных форм охарактеризована с точки зрения особенностей антикриминального воздействия, объектов, на которые направлено противодействие, и субъектов, его реализующих. Подчеркивается, что при организационно-правовой самостоятельности форм противодействия преступности они взаимосвязаны между собой, в ряде случаев реализуются автономно, а иногда в сочетании друг с другом. Представленный материал может быть интересен для дальнейшего анализа и совершенствования правовой терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF COUNTERACTING CRIME

Counteracting crime is a common concept in modern legislation, legal science and practice. However, there is no unity among specialists with regard to interpretation and content component of activity related to counteracting crime. It is suggested to comprehend the specifics of counteracting crime via its forms. The paper formulates the concept of counteracting crime and contains the author’;s view concerning the forms through which counteraction to crime can be implemented. They include prophylaxis of crime; prevention of crime; suppression of crime; pre-trial proceedings; trial proceedings; impact on the guilty persons by means of criminal law; leveling procedure and minimization of consequences of criminal acts and crime in general. Each of the mentioned forms is described from the aspect of peculiarities of anti-criminal influence, objects of counteraction and subjects who perform it. The author underlines that with the organizational legal independence of forms of counteracting crime they are interconnected, in some cases they are implemented independently, sometimes in combination with each other. The materials presented can be of special interest for further analysis and improvement of legal terminology.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ»

юридические науки

Противодействие

правонарушающему поведению Counteracting Delinquent Behaviour

УДК 343.9 © С. А. Тимко, 2021

DOI: 10.24412/1999-625X-2021-2-97-103

Формы противодействия преступности

с. а. тимко, омская академия мВД россии И satimko@list.ru

Противодействие преступности — распространенное в современном законодательстве, правовой науке и практике понятие. однако единства мнений специалистов в трактовке и содержательной составляющей деятельности по противодействию преступности нет. Понять специфику противодействия преступности предлагается через его формы. В статье сформулировано понятие противодействия преступности и представлен авторский взгляд на формы, в которых может быть реализована деятельность по противодействию преступности. Среди таковых выделены следующие: профилактика преступлений; предотвращение преступлений; пресечение преступлений; досудебное производство; судебное производство; уголовно-правовое воздействие на виновных; нивелирование, минимизация негативных последствий преступных деяний и преступности в целом. Каждая из названных форм охарактеризована с точки зрения особенностей антикриминального воздействия, объектов, на которые направлено противодействие, и субъектов, его реализующих. Подчеркивается, что при организационно-правовой самостоятельности форм противодействия преступности они взаимосвязаны между собой, в ряде случаев реализуются автономно, а иногда в сочетании друг с другом. Представленный материал может быть интересен для дальнейшего анализа и совершенствования правовой терминологии.

Ключевые слова: противодействие преступности; формы противодействия; профилактика; пресечение; предотвращение; досудебное производство; судебное производство; уголовно-правовое воздействие; последствия преступности.

Counteracting crime is a common concept in modern legislation, legal science and practice. However, there is no unity among specialists with regard to interpretation and content component of activity related to counteracting crime. It is suggested to comprehend the specifics of counteracting crime via its forms. The paper formulates the concept of counteracting crime and contains the author's view concerning the forms through which counteraction to crime can be implemented. They include prophylaxis of crime; prevention of crime; suppression of crime; pre-trial proceedings; trial proceedings; impact on the guilty persons by means of criminal law; leveling procedure and minimization of consequences of criminal acts and crime in general. Each of the mentioned forms is described from the aspect of peculiarities of anti-criminal influence, objects of counteraction and subjects who perform it. The author underlines that with the organizational legal independence of forms of counteracting crime they are interconnected, in some cases they are implemented independently, sometimes in combination with each other. The materials presented can be of special interest for further analysis and improvement of legal terminology.

Keywords: counteracting crime; forms of counteraction; prophylaxis; suppression; prevention; pre-trial proceedings;

Forms of Counteracting Crime

S. a. ^mko, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs K satimko@list.ru

trial proceedings; impact by means of criminal law; consequences of crime.

Понятийный аппарат деятельности по противодействию преступности не имеет однозначного толкования — ни законодательного, ни научного. Определения противодействия, борьбы с преступностью, профилактики, предупреждения, уголовной политики вызывают множество споров. Содержание противодействия преступности в науке однозначно не определено. Ранее мы уже обращались к анализу семантического значения термина «противодействие преступности», использования его в российских нормативных правовых источниках, научной литературе. Оценив достоинства и недостатки имеющихся формулировок термина, предложили свое определение [1, с. 9]. В данной статье, опираясь на авторскую формулировку противодействия преступности, рассмотрим формы этой деятельности.

Противодействие преступности — это целенаправленная, комплексная, последовательная деятельность государства и общества по предупреждению преступности, выявлению и расследованию совершенных преступных деяний, привлечению виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности и ее реализации, а также по устранению либо минимизации вреда, причиненного отдельными преступлениями и преступностью в целом посредством реализации мер правового, информационно-пропагандистского, культурно-образовательного, социального, экономического характера.

Соответственно формами противодействия преступности выступают: 1) профилактика; 2) предотвращение; 3) пресечение; 4) досудебное производство; 5) судебное производство; 6) уголовно-правовое воздействие на виновных; 7) нивелирование, минимизация негативных последствий преступных деяний и преступности в целом.

Наиболее эффективной формой противодействия является профилактика преступности, в особенности, ранняя. Она позволяет уберечь лицо от «неверного шага», направив его активность в социально полезное русло, препятствует распространению криминальной субкультуры, экономит ресурсы государства, связанные с антикриминальной деятельностью, сохраняет целостность защищаемых законом интересов и ценностей.

Законодатель в 2016 г. принял ключевой документ, регламентирующий профилактику правонарушений — Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 182-ФЗ), сформулировал, конечно, небезупречное, но приемлемое определение этой деятельности: «совокупность мер социального,

правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения» 1. Профилактика воздействует на криминогенные факторы «в зародыше», не позволяя им сформировать антиобщественную установку личности, криминогенную или виктим-ную ситуацию и дать возможность реализоваться противоправному поведению. Вместе с тем это наиболее широкая, объемная по сравнению с остальными формами деятельность. В ней участвует большой круг специализированных и неспециализированных субъектов. Меры профилактического характера могут иметь целенаправленный характер либо оказывать косвенное воздействие.

Статья 5 Федерального закона № 182-ФЗ определяет всего пять субъектов профилактики правонарушений: федеральные органы исполнительной власти; органы прокуратуры Российской Федерации; следственные органы Следственного комитета Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.

Помимо этого законодатель выделяет в отдельную группу лиц, участвующих в профилактике правонарушений. В их число входят граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с федеральным законодательством.

Нельзя признать такой подход совершенным. Преимущественно в число субъектов вошли специализированные органы, для которых профилактика преступности является одним из основных направлений деятельности. Но органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к таковым не относятся. В то же время в число субъектов почему-то не попали, например, общественные формирования правоохранительной направленности, которые и создаются для противодействия преступности.

Объекты профилактики как таковые Федеральным законом № 182-ФЗ не предусмотрены. Некоторые из них указаны применительно к формам профилактического воздействия (ст. ст. 8-27). Для правового просвещения и правового информирования — это граждане и организации. Для профилактической беседы — лица, в отношении которых

1 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

применяются меры индивидуальной профилактики. Для внесения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, — соответствующие органы, организации, общественные объединения. Для профилактического надзора — лица, состоящие на профилактическом учете. Для социальной адаптации и социальной реабилитации — лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для социализации — лица, отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшиеся иным мерам уголовно-правового характера. Правовая, социальная, психологическая, медицинская и иная поддержка предусмотрена для лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми. Очевидно, что представленный перечень профилактических мер и объектов профилактики далеко не исчерпывающий. Кроме того, объектами профилактики могут быть не только люди, но и условия объективной реальности, факторы, носящие криминогенный характер в конкретных условиях места и времени.

Практика свидетельствует, что объектами профилактического воздействия выступают как уже сформировавшиеся криминогенные обстоятельства, девианты, потенциальные жертвы, так и, на первый взгляд, благополучные лица, ситуации, невнимание и пренебрежение интересами которых может привести к противоправным проявлениям (например, вполне благополучные несовершеннолетние, которые нуждаются в воспитательной работе, занятости досуга). В последнем случае речь идет об общесоциальной профилактике, меры которой носят образовательный, социальный, экономический, культурный, духовный, правовой, организационный, политический характер и имеют своей целью не предупреждение преступности, а оказание косвенного воздействия.

Однако не всегда предпринимаемые усилия по осуществлению профилактической работы дают желаемый результат. Отдельные лица пытаются реализовать свои противоправные намерения или совершают необдуманные действия, приводящие к преступным последствиям, либо ведут себя неосмотрительно и становятся жертвами противоправных посягательств. В таких ситуациях специализированные и ряд неспециализированных субъектов вынуждены действовать в соответствии со сложившейся обстановкой и предотвращать или пресекать преступление 2.

Предотвращение преступлений предполагает воздействие на лиц, замышляющих или подготавливающих совершение преступного деяния, и реализа-

цию мер, которые приведут к нейтрализации у них этих криминальных намерений. В случае если деятельность по предотвращению преступления успеха не принесла или подготовительные действия своевременно выявить не удалось либо же преступление вообще носило спонтанный, ситуативный характер, целесообразно вести речь о пресечении преступления. Пресечение преступления — это воздействие на правонарушителя, уже реализующего посягательство (на стадии покушения на преступление или последующих эпизодов преступной деятельности при совершении длящихся деяний), с целью не допустить или минимизировать причинение вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Г. С. Шкабин указывает, что способы пресечения «могут быть самыми разными: начиная с причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и заканчивая возбуждением уголовного дела и применением к нему уголовно-процессуальных мер принуждения» [2, с. 77-78]. Позволим себе не согласиться с такой пространной трактовкой. Пресечение связано с применением мер, непосредственно направленных на воспрепятствование окончанию преступного посягательства. Деятельность соответствующих субъектов по документированию противоправного факта, раскрытию, расследованию преступления, уголовному правосудию и прочее находится далеко за пределами пресечения.

Предотвращение и пресечение в основной мере осуществляется сотрудниками правоохранительных органов, призванными противодействовать противоправным посягательствам. Однако ситуативно в этом могут участвовать и любые другие лица, проявив активную гражданскую позицию. С. С. Галахов, Х. М. Ибрагимов, А. Г. Лекарь толкуют пресечение весьма расширительно и полагают, что оно предполагает и выявление лиц, подготавливающих совершение преступления, и принятие к ним мер по недопущению перерастания приготовления в покушение и, соответственно, покушения — в оконченное преступление (объединяя тем самым предотвращение и пресечение). Всю эту деятельность они именуют оперативно-розыскной профилактикой [3, с. 84-88; 4, с. 4], относящейся к компетенции органов правопорядка.

Данная форма противодействия преступности предполагает, пожалуй, самый узкий в теоретическом смысле и немногочисленный в практической деятельности объект воздействия — лиц, замышляющих, подготавливающих или реализующих противоправное посягательство. К сожалению, доля преступлений, предупрежденных на стадии покуше-

2 Не случайно некоторые криминологи называют профилактику, предотвращение и пресечение этапами предупреждения преступлений [2, с. 191-192].

ния на преступление, приготовления к совершению преступления, а тем более возникновения у злоумышленника намерения совершить противоправное деяние, весьма незначительна.

В отношении совершенного преступления либо общественно опасных действий, не доведенных до конца, но имеющих признаки преступных, осуществляется уголовное судопроизводство — досудебное и судебное производство по уголовному делу (ст. 5 УПК РФ), также предоставляющее весьма широкие возможности противодействия преступности представителям правоохранительных органов и судебной власти.

В рамках досудебного производства возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование в форме предварительного следствия или дознания. В ходе расследования уполномоченные субъекты изучают обстоятельства содеянного и устанавливают объективные и субъективные признаки совершенного преступления; раскрывают преступление, изобличают виновных и привлекают их в качестве обвиняемых; осуществляют обнаружение и закрепление доказательств по уголовному делу; предпринимают меры по охране прав и законных интересов участников процесса и других лиц, недопущению продолжения преступной деятельности; устанавливают характер и размер причиненного преступлением вреда и принимают меры по обеспечению его возмещения; выявляют обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и принимают меры по их устранению [5, с. 198]. Соответственно, объектами противодействия преступности здесь выступают лица, совершившие преступления (как уже установленные, так и в отношении которых осуществляются мероприятия по установлению и розыску), потерпевшие, а в ряде случаев и другие участники уголовного судопроизводства, объективные детерминанты преступных деяний.

Лица, реализующие эту форму противодействия преступности, четко определены законодательством. Предварительное следствие в соответствии с установленной законом подследственностью производится следователями органов внутренних дел РФ, Следственного комитета РФ, органов Федеральной службы безопасности. Круг субъектов, уполномоченных производить расследование в форме дознания, существенно шире. В их числе — дознаватели органов внутренних дел РФ, пограничных органов Федеральной службы безопасности, органов принудительного исполнения наказания, Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы РФ, таможенных органов РФ, а также следователи Следственного комитета РФ (ст. 151 УПК РФ).

Противодействие преступности в рамках судебного производства реализуется посредством судеб-

ного разбирательства и назначения судьями определенных видов, форм и размеров наказания. Суд, осуществляя судебное следствие и наказывая виновного, устанавливает степень деформации личности и определяет вид, размер и форму наказания, соответствующие этой деформации и степени тяжести содеянного. Нельзя не учитывать и осуждение по статьям так называемой двойной превенции. Соответствующее реагирование, например, на угрозу убийством, позволяет в большинстве случаев избежать совершения тяжкого преступления этим лицом.

Специалисты отмечают высокий превентивный эффект такой нередко избираемой сегодня судьями меры противодействия преступности, как условное осуждение (ст. 73 УК РФ) [6, с. 15-18]. Для лиц, не имеющих стойкой антиобщественной установки, условные формы наказания являются существенным порицанием, удерживающим от дальнейшего противоправного поведения.

В ряде случаев качество превентивного воздействия повышается при освобождении виновного от уголовной ответственности (глава 11 УК РФ). Воздействие на сознание лица следственно-судебного механизма, возмещение ущерба или иное заглаживание причиненного вреда свидетельствуют, в первую очередь, о позитивных процессах в сознании виновного, утрате им общественной опасности, в некоторых ситуациях — удовлетворенности жертвы восстановлением нарушенных прав. Соответственно, судебное производство, завершающееся подобным решением, будет демонстрировать осуждение противоправного поведения, но в то же время давать возможность вести привычный образ жизни и доказать свое исправление.

Отдельно стоит отметить роль суда при рассмотрении дел по статьям так называемой двойной превенции. Например, соответствующее реагирование на угрозу убийством позволяет в большинстве случаев избежать совершения тяжкого преступления этим лицом в будущем.

Содержание противодействия, в данном случае уголовно-правового предупреждения преступлений, определяет не только институты уголовной ответственности и наказания, но и иные средства, предусмотренные уголовным законодательством, а именно: принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (ст. ст. 90-91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера (ст. ст. 97-104 УК РФ). Именно суд наделен правом их применения.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. А часть 4 ст. 29 УПК РФ предусматривает, что если в ходе судебного рассмотрения уголовного

дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства, требующие принятия необходимых мер.

Наряду с примерами реализации уголовно-правового потенциала нельзя забывать и о законотворчестве, о разработке теоретических проблем в области противодействия, а также важном элементе правоприменения — толковании отдельных правовых норм. Судьи, основываясь на богатом профессиональном опыте, являются авторами научных публикаций, комментариев к федеральным законам. В части 1 ст. 104 Конституции РФ прямо указано, что Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Постановления высших судебных органов (Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека) по наиболее спорным вопросам позволяют обеспечить правильное, единообразное понимание законодательства, упростить следственно-судебную деятельность. Как справедливо указывает Т. В. Соловьева, сегодня «одни ученые считают их источниками российского права, другие относят их к правоприменительным актам, носящим рекомендательный характер, без придания им обязательной силы» [7, с. 27]. В пункте 4 ст. 19 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» 3 закреплено, что Верховный Суд РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики. Президиум Верховного Суда РФ анализирует материалы изучения и обобщения судебной практики.

Судебное производство несет в себе и общепрофилактический потенциал. Общая превенция уголовного законодательства существует в значительной мере благодаря деятельности судов. Именно они реализуют угрозу уголовного наказания. Не случайно в советский период для демонстрации карательного потенциала и неотвратимости наказания активно практиковали выездные заседания судов.

Уголовно-правовое воздействие на виновных предполагает, прежде всего, реализацию наказания в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений. Предусмотренное ч. 2 ст. 43 УК РФ лишение или ограничение прав и свобод таких лиц имеет целью восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденных

и предупреждение совершения новых преступлений. Согласно ч. 3 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ средства исправления осужденных (порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение, общественное воздействие) применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Так, неоспоримый превентивный эффект, как непосредственный, так и «отложенного действия», имеют положения ст. 108 УИК РФ, которая предусматривает организацию в исправительных учреждениях обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Основным субъектом противодействия в данной форме выступают учреждения Федеральной службы исполнения наказаний. Ее сотрудники осуществляют контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охрану и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.Однако немало прав и обязанностей закрепляют нормативные правовые акты и для других субъектов противодействия преступности. В частности, ч. 2 ст. 142 УИК РФ предусматривает возможность создания при отрядах колоний родительских комитетов из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных для повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний. Ряд норм предусматривает участие в работе с осужденными (в рамках обеспечения последним права на свободу совести и свободу вероисповедания) священнослужителей, принадлежащих к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям (по выбору самих осужденных). МВД России совместно с ФСИН России регулярно реализует организационные и практические мероприятия,

3 О судебной системе Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

направленные на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений осужденными, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций. Формирование навыков законопослушного поведения у отдельных категорий несовершеннолетних преступников осуществляют специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав организует подготовку к возвращению и помощь по возвращении несовершеннолетних из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа к месту жительства и т. д.

Аналогично освобождению виновного от уголовной ответственности в рамках судебного производства применительно к уголовно-правовому воздействию на виновных целесообразно упомянуть об освобождении от наказания (глава 12 УК РФ) — применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Правомерная социальная активность вне мест лишения свободы также служит целям превенции. Заключение о целесообразности условно-досрочного освобождения осужденного готовит администрация исправительного учреждения, а окончательное решение принимает суд.

Уголовно-правовое воздействие осуществляется как непосредственно в период отбытия наказания, так и после него. Например, для предупреждения совершения правонарушений отдельными категориями осужденных (перечень которых установлен федеральным законодательством), оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов суд вправе дополнительно установить ограничения в виде административного надзора после освобождения из мест лишения свободы.

Правовым последствием наказания, служащим цели профилактического воздействия на преступника, является судимость. Наличие у лица неснятой или непогашенной судимости, а в ряде случаев и судимости как таковой, предусматривает определенные ограничения при осуществлении гражданских прав. Иллюстрацией служат запреты государственной и муниципальной службы, выборных должностей, службы в правоохранительных и судебных органах, ограничения по педагогической деятельности, работы, связанной со сферой оборота предметов, выведенных из гражданского оборота, рынка ценных бумаг, авиаобслуживанием, возможности опеки и попечительства и пр.

Можно утверждать, что противодействие преступности в рамках уголовно-правового воздействия на виновных осуществляется как в активной форме — при проведении с ними той или иной работы, так и в пассивной — соблюдении соответствующими субъектами установленных для таких лиц ограничений. Лица, являющиеся здесь объектом противодействия, четко обозначены законодателем. Перечень их невелик, но в количественном отношении это весьма многочисленная группа.

Нивелирование, минимизация негативных последствий преступных деяний. С одной стороны, необходимо разграничивать последствия преступности как явления, не просто оказывающиеся совокупным ущербом, а системно влияющими на все общество — живой организм, развивающийся по определенным законам, характеризующийся стереотипами поведения, внутренними взаимосвязями. С другой стороны, нужно говорить о последствиях каждого отдельного преступления, причиняющего вред определенным лицам. Выражение последствий на индивидуальном уровне, а соответственно, и нейтрализация, являются более конкретными, узкими, адресными.

Данная форма противодействия преступности находит свое выражение в следующем. Часть 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», она оказывается бесплатно. Согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Они имеют право на материальную и моральную компенсацию вреда, причиненного преступлением.

В отношении совершивших преступления, чья изоляция от общества в места лишения свободы необходима, ведется интенсивная работа, ориентированная на нейтрализацию их антиобщественной установки, привлечение к социально полезному образу жизни. Нельзя обойти вниманием работу по ре-социализации осужденных и социальной адаптации. Помощь социально-экономического, педагогического, правового характера лицам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшимся иным мерам уголовно-правового характера, дает возможность реинтеграции в общество и ослабления их криминального потенциала.

Для снижения у граждан чувства тревоги за свою защищенность от криминальных посягательств органы внутренних дел и другие правоохранительные органы ведут активную информационно-

пропагандистскую работу, в том числе в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Рассмотренные формы противодействия преступности взаимосвязаны между собой, в ряде случаев реализуются самостоятельно, а иногда в сочета-

нии друг с другом. Каждая из форм противодействия преступности специфична по своим задачам, кругу объектов и субъектов, мерам воздействия, но при этом ориентирована на единый результат — обеспечение защищенности интересов граждан, общества, государства от преступных посягательств.

список литературы

1. Тимко С. А. О сущности понятия «противодействие преступности» // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 1.

2. Шкабин Г. С. Цели и задачи предупреждения преступлений в уголовном и оперативно-разыскном законодательстве // Сибирский юридический вестник. 2015. № 2.

3. Галахов С. С., Ибрагимов Х. М. Проблемы и перспективы оперативно-разыскной профилактики // Научный портал МВД России. 2010. № 2.

4. Лекарь А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972.

5. Основы уголовного судопроизводства : учебник для бакалавров / под ред. В. А. Давыдова, В. В. Ершова. М., 2017.

5. Величко А. Н., Шатилович С. Н. Профилактическая деятельность суда и ее место в системе предупреждения преступлений // Российский судья. 2006. № 1.

6. Соловьева Т. В. Реализация в гражданском судопроизводстве актов высших судебных органов // Вестник гражданского процесса. 2014. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.