Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ: ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ, ТЕХНОПАРКИ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ, ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ДРУГИЕ ФОРМЫ'

ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ: ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ, ТЕХНОПАРКИ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ, ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ДРУГИЕ ФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственная локализация / промышленная политика / особые экономические зоны / ОЭЗ / индустриальный парк / технопарк / промышленный кластер / spatial localization / industrial policy / special economic zones / SEZ / industrial park / technology park / technopark / industrial cluster

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна

В статье рассматриваются различные формы пространственной локализации производственных предприятий в России, их роль в создании инновационной экосистемы как новых видов инфраструктуры промышленного производства в Российской Федерации. В статье автор систематизирует классификацию форм пространственной локализации в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на начало 2024 года. Также в статье раскрывается история образования пространственных локализаций производственных предприятий в мировой практике и в России. По ряду форм пространственной локализации производственных предприятий, в частности, индустриальным паркам, технопаркам и особым экономическим зонам приводится сложившаяся в России подклассификация и выделяются виды данных форм пространственных локализаций. Автор в статье подвергает анализу особые экономические зоны и индустриальные парки как действующий механизм стимулирования развития промышленной политики в регионах Российской Федерации. В статье описываются ключевые принципы функционирования особых экономических зон, разбираются на конкретных примерах льготы для предприятий, зарегистрированных на территории особых экономических зон. Автор описывает воздействие особых экономических зон и индустриальных парков на развитие региональной промышленной политики в стремлении доказать наличие взаимосвязи между результатами деятельности особых экономических зон и выявленным на территориях локализации производств ускорением социально-экономического развития региона, что в масштабах национальной экономики позволяет стране с развитой промышленной инфраструктурой и развитой инновационной экосистемой вступить в следующий технологический уклад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF SPATIAL LOCALIZATION OF MANUFACTURING ENTERPRISES IN RUSSIA: INDUSTRIAL PARKS, TECHNOPARKS, INDUSTRIAL CLUSTERS, SPECIAL ECONOMIC ZONES AND OTHER FORMS

The article examines various forms of spatial localization of manufacturing enterprises in Russia as a tool for influencing economic development and stimulating the growth of industrial production in the Russian Federation. A classification of forms of spatial localization is provided in accordance with the legislation of the Russian Federation as of the beginning of 2024. The article reveals the main advantages offered by the consolidation of manufacturing enterprises into various forms of spatial localization. Federal preferences and local advantages are examined in more detail using the example of special economic zones. The history of the formation of spatial localizations of manufacturing enterprises in world practice and in Russia is revealed. For a number of forms of spatial localization of manufacturing enterprises, in particular industrial parks, technology parks and special economic zones, the subclassification that has developed in Russia is given and the types of these forms of spatial localization are identified. The author considers special economic zones and industrial parks as an existing mechanism for stimulating the development of industrial policy in the regions of the Russian Federation. The principles of functioning of these zones are described, benefits for enterprises registered in the territory of special economic zones are listed. It also proves the relationship between the successful activities of special economic zones and the acceleration of economic development of the state, which allows it to enter the next technological structure.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ: ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ, ТЕХНОПАРКИ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ, ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ДРУГИЕ ФОРМЫ»

УДК 338.45(045) С.В. Радыгина

ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ: ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ, ТЕХНОПАРКИ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ, ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ДРУГИЕ ФОРМЫ

В статье рассматриваются различные формы пространственной локализации производственных предприятий в России, их роль в создании инновационной экосистемы как новых видов инфраструктуры промышленного производства в Российской Федерации. В статье автор систематизирует классификацию форм пространственной локализации в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на начало 2024 года. Также в статье раскрывается история образования пространственных локализаций производственных предприятий в мировой практике и в России. По ряду форм пространственной локализации производственных предприятий, в частности, индустриальным паркам, технопаркам и особым экономическим зонам приводится сложившаяся в России подклассификация и выделяются виды данных форм пространственных локализаций. Автор в статье подвергает анализу особые экономические зоны и индустриальные парки как действующий механизм стимулирования развития промышленной политики в регионах Российской Федерации. В статье описываются ключевые принципы функционирования особых экономических зон, разбираются на конкретных примерах льготы для предприятий, зарегистрированных на территории особых экономических зон. Автор описывает воздействие особых экономических зон и индустриальных парков на развитие региональной промышленной политики в стремлении доказать наличие взаимосвязи между результатами деятельности особых экономических зон и выявленным на территориях локализации производств ускорением социально-экономического развития региона, что в масштабах национальной экономики позволяет стране с развитой промышленной инфраструктурой и развитой инновационной экосистемой вступить в следующий технологический уклад.

Ключевые слова: пространственная локализация, промышленная политика, особые экономические зоны, ОЭЗ, индустриальный парк, технопарк, промышленный кластер.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-459-466

Пространственная локализация производственных предприятий представляет форму кооперации экономических субъектов, организованную на основе использования внутреннего потенциала территории с элементами минимизации внешних экономических связей, в условиях создания предпосылок для формирования сетевых и кластерных объединений предприятий одной или смежных отраслевых групп [1].

В период изменения геополитический условий с февраля 2022 года и при ужесточении условий внутренней конкуренции предприятия в поисках дополнительных государственных преференций и в стремлении снизить операционные и инвестиционные затраты за счет формирования производственных цепочек стремятся размещать свои производства не обособленно, а на территориях пространственных локализаций производственных предприятий.

К формам пространственной локализации производственных предприятий относятся:

1. Индустриальные (промышленные) парки, требования к созданию и условия функционирования которых регламентируются постановлением Правительства РФ от 04 августа 2015 года №794. Законодательство РФ [2] классифицирует индустриальные парки на следующие подтипы:

1.1. Промышленные парки, предприятия в которых работают в различных отраслях перерабатывающей промышленности;

1.2. Агропромышленные парки, территория и инфраструктура которых предназначена для производства и переработки сельскохозяйственного сырья и выработки продукции, как правило, пищевой промышленности;

1.3. Экопромышленные парки, специализирующиеся на утилизации или переработке отходов для создания вторсырья.

2. Промышленные технопарки, порядок деятельности которых урегулирован постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 года №1863 и распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 года №328-р. Промышленные парки также подразделяются на подвиды [3, 4]:

2024. Т. 34, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2.1. Агробиотехнопарки;

2.2. Экотехнопарки;

2.3. Промышленные парки в области разработки и производства средств электроники;

2.4. Технопарки, деятельность резидентов которых связана с информационными продуктами (технопарки высоких технологий).

3. Промышленные кластеры, понятие и условия функционирования которых закреплены в постановлении Правительства РФ от 31 июля 2015 года №779.

4. Особые экономические зоны (ОЭЗ), деятельность которых регламентируется положениями Федерального закона от 22 июля 2005 года №166-ФЗ.

В России выделяют следующие разновидности особых экономических зон [5]:

4.1. Промышленно-производственные ОЭЗ;

4.2. Технико-внедренческие ОЭЗ;

4.3. Туристско-рекреационные ОЭЗ;

4.4. Портовые ОЭЗ.

5. Территории опережающего развития (ТОР, ранее - ТОСЭР), основы деятельности которых определены в Федеральном законе от 29 декабря 2014 года №473-ФЗ.

6. Моногорода, особый правовой статус которых определен в постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 года №709.

7. Зоны территориального развития, существование в России которых началось с принятием Федерального закона от 03 декабря 2011 года №392-ФЗ.

8. Свободные экономические зоны (СЭЗ) - преференциальный режим, применительно к конкретным территориям Российской Федерации, определенные в Федеральном законе от 29 ноября 2014 года №377-ФЗ и в Федеральном законе от 24 июня 2023 года №266-ФЗ.

Каждая из вышеперечисленных форм пространственных локализаций производственных предприятий имеет ряд особенностей и условий ее формирования, объединения предприятий, а также влечет за собой возможность привлечения определенных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации мер государственной поддержки объединений предприятий в соответствующую форму пространственной локализации производственных предприятий.

В качестве примера рассмотрим возможности, которые предоставляют хозяйствующим субъектам особые экономические зоны. Предприниматели, принявшие решение осуществлять свою деятельность на территории ОЭЗ, получают целый комплекс исключительных мер поддержки. В первую очередь, это снижение налогового бремени: для части налогов применяются льготные ставки или даже полное освобождение на некоторый период от уплаты налоговых платежей, в том числе и таможенных пошлин [6]. Далее следует рассмотреть более подробно, какие преференции могут получить резиденты, осуществляющие свою хозяйственную деятельность в ОЭЗ [6]:

1) стоимость аренды и получения каких-либо услуг за пользование землей, производственными цехами, складскими комплексами и офисными помещениями значительно ниже, чем средняя по рынку цена на предложения с аналогичными условиями;

2) снижается налог на прибыль организаций путем освобождения или применения пониженной ставки в отношении части налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ. Как правило, данная льгота действует первые пять лет осуществления деятельности на территории ОЭЗ, однако может варьироваться в зависимости от условий управляющей компании ОЭЗ и регионального законодательства. При этом часть налога, которая направляется в федеральный бюджет, подлежит уплате на общих условиях.

3) в течение срока от 5 до 10 лет с момента получения статуса резидента ОЭЗ предприятия освобождаются от уплаты некоторых региональных и местных налогов: земельного, транспортного налогов, а также налога на имущество юридических лиц;

4) в соответствии с условиями Налогового кодекса РФ резидентам устанавливается пониженный тариф по уплате страховых взносов с зарплаты работников;

5) на территории ОЭЗ действует зона с системой свободной таможенной процедуры, благодаря которой на ввозимые и перемещаемые в ее пределах иностранные товары и технологическое оборудование не облагаются НДС и таможенными пошлинами;

6) управляющая компания ОЭЗ обеспечивает резидентов производственной и коммунальной инфраструктурой (земля продается или сдается в аренду уже с подведенными коммуникациями, про-

изводственные и административные помещения оборудованы всеми функциональными элементами интерьера и требующимся для работы комплексом оборудования и технических устройств);

7) применение стабилизационной оговорки, которая включает в себя защиту предприятий-резидентов от изменения налогового законодательства в неблагоприятную сторону и условий, ухудшающих ведение экономической деятельности.

Несмотря на широкий перечень преференций для особых экономических зон, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, ряд субъектов РФ внедряют на территории своего региона дополнительные стимулирующие меры поддержки резидентов ОЭЗ.

В качестве примера можно привести ОЭЗ «Алабуга», на территории которой Правительство Республики Татарстан предоставляет резидентам возможность технологического подключения к сетям электроэнергии до 35 МВт на бесплатной основе, а также подлежит субсидированию стоимости электроэнергии в пределах, превышающих цену в 3 руб/Квт [7].

Кроме того, особое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуре в ОЭЗ «Алабу-га». На ее территории для комфортного проживания сотрудников резидентов и членов их семей сдаются в аренду квартиры в многоквартирном жилом доме и коттеджи в поселке в 7 км от ОЭЗ, функционирует Международная школа и детский сад [7].

В дополнение к развитой производственной и социальной инфраструктуре предоставляются выгодные налоговые условия ведения хозяйственной деятельности для предприятий на территории ОЭЗ. Преференции позволяют компаниям не нести расходы на ряд региональных и местных налогов (земельный, транспортный, имущественный) на срок до 10 лет. При этом нулевая налоговая ставка применяется исключительно с периода возникновения соответствующего имущества - налоговой базы. По налогу на прибыль также действуют льготные ставки: в течение первых 5 лет осуществления предпринимательской деятельности в размере 2 %, далее в последующие 5 лет - 7 %, а затем до 2055 года ставка налога остается неизменной и устанавливается на уровне 15,5 %. Резиденты ОЭЗ «Алабуга» также освобождаются от уплаты НДС [7].

Налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность на территории ОЭЗ, имеют право ускоренно списывать стоимость эксплуатируемых основных средств, применяя схему начисления амортизации с использованием специального коэффициента 2.

Кроме того, для резидентов ОЭЗ «Алабуга» функционирует самостоятельный таможенный пост, награжденный званием «Лучший таможенный пост России». Обслуживание осуществляется компаниями, работающими исключительно в пределах ОЭЗ, и процедура растаможивания занимает по времени не более 3 часов.

Вместе с тем для резидентов ОЭЗ «Алабуга» действует такая преференция, как отсутствие таможенных пошлин на ввозимые зарубежные товары и средства производства на срок его пребывания в границах ОЭЗ. Режим свободной таможенной зоны действует до момента завершения или расторжения соглашения с управляющей компанией о резидентстве.

Резиденты ОЭЗ освобождаются от ввозных таможенных пошлин и/или налогов на иностранное оборудование в случае использования процедуры свободной таможенной зоны на период нахождения данного оборудования на территории ОЭЗ до окончания сроков действия соглашения о ведении деятельности.

Таким образом, предприятие, начиная свою производственную деятельность в ОЭЗ, может использовать всю совокупность преференций и льгот по налогам, что в итоге позволяет сэкономить до 30 % первоначальных инвестиций [7]. Данные меры поддержки позволяет значительно снизить налоговую нагрузку на предприятия, предоставляя им дополнительные конкурентные преимущества для реинвестирования и развития производства. Такая ситуация стимулирует вкладывать ресурсы в проведение НИОКР, что соответствует одной из ключевых задач ОЭЗ как точек инновационного развития промышленности. Государство, отказываясь от части налоговых платежей, дает предприятиям возможность увеличить производственную мощность и объем реализации товарных единиц за счет более привлекательной цены, осуществлять работы по совершенствованию изделий и технологического процесса для перехода на отечественную элементную базу и импортозамещение компонентов, а также привлекать инвестиции в экономику из зарубежных источников финансирования.

Также эти меры поддержки позволяют бизнесу увеличивать свои затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что является одной из целей ОЭЗ. Именно поэтому, государство, с одной стороны, жертвует частью налоговых отчислений с резидентов ОЭЗ, но, с

2024. Т. 34, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

другой стороны, стимулирует предприятия на увеличение выпуска продукции, проведение научных исследований, привлечение иностранных инвестиций в экономику, а также поддержку политики им-портозамещения.

По данным ОЭЗ «Доброград-1», за 18 лет существования особые экономические зоны (ОЭЗ) привлекли почти два триллиона рублей инвестиций и сделали возможным появление 50 с лишним тысяч рабочих мест [8]. Интерес инвесторов и потенциальных резидентов к территориям с особыми налоговыми и таможенными режимами объяснить несложно. Во-первых, эти площадки находятся под контролем управляющих компаний, развивающих инфраструктуру и предоставляющих комфортные условия для ведения бизнеса. Во-вторых, резидентам предоставляется спектр льгот и особых условий, которые позволяют снизить риски и финансовую нагрузку, ускорить процессы принятия решений. Территории с преференциальными режимами эффективны как инструмент развития регионов. Особый статус ОЭЗ позволяет желающим вложить деньги и быть уверенными в долгосрочном характере и стабильности инвестиций.

Режим особых экономических зон начал активно формироваться в России с 2005 года после принятия Федерального закона №116-ФЗ. Однако мировой опыт к этому моменту уже насчитывал полувековую историю: первые особые экономические зоны в сфере промышленности стали появляться еще с 1950-х годов [9]. Практика показывает, что развитие таких форм пространственной локализации производства оказывает сильное воздействие на экономический рост государства, привлекая иностранные инвестиции, создавая новые рабочие места, увеличивая валовый внутренний продукт и создавая мощный толчок для промышленной и инновационной революции. В связи с этим, вопрос, как создать оптимальные условия для повсеместного распространения и привлечения предприятий, осуществлять производственную деятельность в ОЭЗ, считается особенно актуальным в современных обстоятельствах «гонки» стран мира за переход к шестому технологическому укладу.

Согласно информации Министерства экономического развития Российской Федерации, по состоянию на начало 2024 года в стране работают 50 особых экономических зон, из них 31 относятся к категории промышленно-производственных, функционируют 10 туристско-рекреационных, 7 технико-внедренческих и 2 портовые ОЭЗ. В течение 18 лет в различных ОЭЗ осуществляли свою деятельность 1128 резидентов, при этом из которых более 123 - компании с иностранным участием из 36 стран мира. За этот период объем вложенных инвестиций составил более 989 млрд рублей (было заявлено порядка 6 трлн рублей), создано новых рабочих мест более 66 тысяч (из 184 тысяч заявленных), а также объем налоговых отчислений, страховых взносов и таможенных платежей, полученных от резидентов ОЭЗ, превысил 368 млрд рублей [9]. При этом на всех действующих и создаваемых площадках ОЭЗ были созданы современные высококачественные инфраструктурные элементы.

Первые пространственные локализации производственных предприятий в мировой практике были отмечены в конце XIX - начале ХХ века, когда предприятия столкнулись с итогами второй промышленной революции, внедрением конвейерной сборки, широкомасштабной интенсификацией производств и последующими экономическими трансформациями. Произошедшие изменения в организации производственных процессов породили спрос у производственных предприятий на промышленные площадки с подготовленными инженерными и транспортными коммуникациями, обеспечивающими легкий доступ к ресурсам и развитую логистическую сеть.

В США и Западной Европе начали возникать первые подготовленные промышленные территории с готовой промышленно-инженерной инфраструктурой для сдачи в аренду. Это и стало примером первых пространственных локализаций производственных предприятий в мире, которые наиболее близки по условиям функционирования современным индустриальным (промышленным) паркам в России.

Стремление к концентрации и территориальной организации промышленного производства закономерно привело к снижению издержек предприятий - членов пространственной локализации и вызвало распространение практики объединений производственных предприятий в территориальные локализации.

Далее по мере развития промышленности стали возникать специализированные площадки технико-внедренческого типа, где участниками пространственной локализации становились не только производственные предприятия, но и ведущие университеты региона и научные центры. Так зародились первые технопарки в мире.

Во второй половине ХХ века с развитием индустриализации азиатских стран успешный опыт западных стран по пространственной локализации производственных предприятий простимулировал правительства стран Азии использовать данный механизм. В 60-е годы ХХ века первые индустриальные парки возникают в Японии, в 80-е годы в Китае появляются первые зоны промышленного и технологического развития [10].

В данных случаях государственная промышленная политика во многом явилась основой для создания индустриальных парков и иных форм пространственной локализации производственных предприятий, что, в свою очередь, стало важным инструментом по привлечению инвестиций в развитие территорий и рычагом для бурного роста национальной экономики этих стран.

В России активное создание индустриальных парков началось в 2010-е годы XXI века [10]. Перенимая западные успешные практики, в России возник спрос от производственных компаний малого и среднего бизнеса на подготовленные промышленные площадки с готовой инженерной и транспортной инфраструктурой (коммунальные сети, дороги, логистические центры), находящиеся под управлением профессиональных команд специализированных управляющих компаний. В этот период в России развивается производственный девелопмент как отрасль экономики. Производственным компаниям малого и среднего бизнеса экономически выгодно разворачивать производство на специализированных пространственных локализациях - на территории индустриальных парков, технопарков, ОЭЗ, промышленных кластеров, ТОР и т. д., поскольку это позволяет им быстрее запустить промышленное производство и передать непрофильные для производственного предприятия функции по управлению зданием (текущий, капитальный ремонт), по содержанию и эксплуатации дорог и территории в ведение управляющей компании. Кроме того, специализированные управляющие компании пространственных локализаций отвечали также за привлечение государственных преференций для резидентов территории, за снижение административных барьеров и создание дополнительных элементов благоустройства территории. Например, ряд управляющих компаний индустриальных парков организуют специальные регулярные транспортные маршруты для организации транспортной доступности территории индустриального парка и обеспечения трансфера сотрудников производственных предприятий из ближайших населенных пунктов до территории индустриального парка.

В ОЭЗ «Алабуга» управляющая компания организовала таможенный пост на территории особой экономической зоны для быстрой и комфортной разгрузки экспортных и импортных поставок резидентами ОЭЗ, а также привлекла средства для строительства общежитий, школы и детского сада на территории ОЭЗ для сотрудников производственных предприятий - членов пространственной локализации особой экономической зоны.

400 350 300 250 200 150 100 50 0

149 178

"0

Создаваемые Действующие

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. Динамика количества действующих и создаваемых индустриальных парков в Российской Федерации с 2014 по 2022 годы, ед. накопительным итогом [10]

В настоящее время организация пространственной локализации производственных предприятий позволяет применять предприятиям дополнительные инструменты привлечения инвестиций, организовать системную работу с инвесторами, снизить издержки за счет локализации производств и выстраивания внутрисетевых производственных цепочек поставок промышленной продукции, обеспечить трансфер передовых технологий и снизить инвестиционные затраты на запуск новых видов продукции.

Отличительной чертой российского опыта организации пространственной локализации производственных предприятий является пересечение двух факторов: с одной стороны, запрос рынка на качественные промышленные площадки, а с другой стороны - возможность привлечения резидентами пространственных локализаций дополнительных мер государственной поддержки (налоговых льгот, субсидий).

К примеру, в абсолютных значениях произошел рост в 2,5 раза с 2013 года общей площади территории индустриальных парков, и в 2022 году в совокупности их площадь составила 52 140 га, из которых полностью заняты резидентами 29 447 га или 75 % от общей площади всех действующих парков. В то же время, совокупная площадь территории индустриальных парков, введенных в эксплуатацию, в течение 10 лет выросла более чем в 3 раза - с 11,8 тыс га до почти 40 тыс га. Несмотря на такое значительное увеличение площади, прирост которого покрывает 76 % территории всех индустриальных парков России, спрос на них также пропорционально растет. Этому свидетельствует тот факт, что новые площади, организованные всего лишь 5 лет назад (в тот момент количественные объемы площадей действующих индустриальных парков достигали 27 313 га), уже являются полностью используемыми резидентами [10].

Действующие □ Создаваемые

50012 22 Ц986 12552 13523 13347 13314 I4304 I4642 12 48

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Рис. 2. Общая площадь территорий индустриальных парков в России по данным Ассоциации индустриальных парков России, га накопительным итогом [10]

Пространственные локализации производственных предприятий сегодня существуют в России в различных формах: индустриальные парки, промышленные кластеры, особые экономические зоны, ТОРы, моногорода, свободные экономические зоны. Пространственные локализации производственных предприятий представляют собой организованные площадки для промышленного производства, которые управляются специализированными управляющими компаниями, обеспечивающими комплексную техническую, строительную и инженерную подготовку земельного участка, обеспечение доступа предприятий-резидентов к транспортной, коммунальной и промышленной инфраструктурам, а также к широкому спектру дополнительных услуг и преференций.

Еще одна важная характеристика объединения производственных предприятий в пространственные локализации - это наличие единой стратегии и унифицированного подхода к функционированию и перспективам становления территории. Такая концепция развития области локализованных систем нацелена на решение задач, как грамотно спланировать и структурировать территориальный

0

комплекс. При этом еще более важно сформировать долгосрочную программу развития с использованием предварительно проведенного маркетингового исследования местности и основываясь на оценке составленного бизнес-плана территории пространственной локализации.

Таким образом, пространственные локализации производственных предприятий несут в себе конкурентные преимущества для производственных предприятий - участников и являются фактором социально-экономического развития промышленной экосистемы соответствующего региона и национальной экономики России в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радыгина С.В. Пространственная локализация производственных систем региона посредством кооперации предприятий в индустриальные (промышленные) парки и технопарки // Менеджмент: теория и практика. 2022. № 1/2. С. 9-14

2. Постановление Правительства РФ от 04 августа 2015 года № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» // СПС КонсультантПлюс.

3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков» // СПС КонсультантПлюс.

4. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 года № 328-р «Создание в Российской Федерации технопарков высоких технологий» // СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закона от 22 июля 2005 года № 166-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

6. Радыгина С.В., Суворова В.В. Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2020. Т. 30, вып. 3. С. 346-353.

7. Официальный сайт Особой экономической зоны «Алабуга». URL: https://alabuga.ru/ru/incentives/ (дата обращения: 10.01.2024)

8. Антипов Д. Как ОЭЗ способствуют развитию регионов присутствия [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/ 2023/10/17/reg-cfo/resursy-dlia-rosta.html?ysdid=lrp52mam3594979867 (дата обращения: 10.01.2024)

9. Особые экономические зоны [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 12.01.2024)

10. Отраслевой обзор «Индустриальные парки России - 2023». Выпуск 10 Ассоциации индустриальных парков России// https://indparks.ru/materials/edition/ (дата обращения: 12.01.2024)

Поступила в редакцию 29.01.2024

Радыгина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 Е-шаИ: rsv_prepod@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S.V. Radygina

FORMS OF SPATIAL LOCALIZATION OF MANUFACTURING ENTERPRISES IN RUSSIA: INDUSTRIAL PARKS, TECHNOPARKS, INDUSTRIAL CLUSTERS, SPECIAL ECONOMIC ZONES AND OTHER FORMS

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-459-466

The article examines various forms of spatial localization of manufacturing enterprises in Russia as a tool for influencing economic development and stimulating the growth of industrial production in the Russian Federation. A classification of forms of spatial localization is provided in accordance with the legislation of the Russian Federation as of the beginning of 2024. The article reveals the main advantages offered by the consolidation of manufacturing enterprises into various forms of spatial localization. Federal preferences and local advantages are examined in more detail using the example of special economic zones. The history of the formation of spatial localizations of manufacturing enterprises in world practice and in Russia is revealed. For a number of forms of spatial localization of manufacturing enterprises, in particular industrial parks, technology parks and special economic zones, the subclassification that has developed in Russia is given and the types of these forms of spatial localization are identified.

466_C.B. PajbirHHa

2024. T. 34, Bbm. 3 ЭКОНОМHКА H nPABO

The author considers special economic zones and industrial parks as an existing mechanism for stimulating the development of industrial policy in the regions of the Russian Federation. The principles of functioning of these zones are described, benefits for enterprises registered in the territory of special economic zones are listed. It also proves the relationship between the successful activities of special economic zones and the acceleration of economic development of the state, which allows it to enter the next technological structure.

Keywords: spatial localization, industrial policy, special economic zones, SEZ, industrial park, technology park, technopark, industrial cluster.

Received 29.01.2024

Radygina S.V., Candidate of Economics, Associate Professor, Senior researcher

Udmurt branch of the Institute of Economics of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences

Lomonosova st., 4, Izhevsk, Russia, 426004

E-mail: rsv_prepod@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.