Научная статья на тему 'Формы представительства интересов американского бизнеса в России'

Формы представительства интересов американского бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы представительства интересов американского бизнеса в России»

Костяев С. С.1

ФОРМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНТЕРЕСОВ АМЕРИКАНСКОГО БИЗНЕСА

В РОССИИ

Отказ от модели командно-административной экономики, появление частного сектора в России как естественного контрагента американского бизнеса предоставили возможность американскому капиталу достаточно свободно действовать в РФ и продвигать свои интересы в бизнес-сообществе и в органах государственной власти. Особый интерес рынок России вызывает у деловых кругов Америки потому что, во-первых, наша страна обладает значительными природными ресурсами - 25% мировых запасов2, во-вторых, с советских времен пока еще сохраняется довольно высокий уровень квалификации рабочей силы в отдельных отраслях экономики, в-третьих, довольно высокий уровень мировых цен на углеводороды создает объемный рынок сбыта товаров американских ТНК.

Американский бизнес в российской экономике

Деятельность американского капитала в отечественной экономике, если она не носит спекулятивного характера, служит укреплению связей между корпорациями наших стран и одновременно способствует продвижению американских бизнес интересов в РФ. С 1992 по 2009 г. стоимость американского экспорта в РФ увеличилась с 2 до 5 млрд. долл. (см. табл. 1). Структура экспорта, представленная в таблице, кардинально изменилась: доля зерна упала с 34% до значений стремящихся к нулю, что свидетельствует о положительной динамике развития отечественного сельского хозяйства; доля табака с 9% также упала практически до нуля, вследствие переноса табачного производства американских фирм на территорию РФ; с 4 до 11% вырос экспорт транспортных средств, что явилось результатом роста благосостояния отдельных слоев населения.

Таблица 1

Структура американского экспорта в РФ в 1992 и 2009 гг.

Наименование категории товара 2009 г. 1992 г.

Стоимость в млн. $ Доля в % Стоимость в млн. $ Доля в %

Машинное оборудование 1494 28,0 220 10,4

Транспортные средства 600 11,3 92 4,4

Оборудование пищевой промышленности 1192 22,4 390 18,5

Электроника 427 8,0 154 7,3

Продукция химической промышленности 594 11,2 29 1,3

Продукты питания 183 3,4 723 34,3

Табачные изделия 13 0 223 10,6

Прочее 838 15,7 306 14,5

Итого 5332 100,0 2112 100,0

Источник: http://tse.export.gov/TSE/ChartDisplay.aspx

Наряду с внешней торговлей отметим также инвестиционные проекты американских компаний в России. При этом подчеркнем, что около 60% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) США вкладывают в страны Западной Европы3. Американские инвестиции в ТЭК и пищевую промышленность России составляют более 70% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. Один из наиболее развитых секторов американского капитала в России - это торговля. Так, в августе 2008 г. один из ведущих игроков на рынке торговли через Интернет Best Buy Co Inc. зарегистрировал свою торговую марку Future Shop в Роспатенте с намерением начать деятельность в РФ. В феврале 2008 г. компания Microsoft заключила соглашение с МТС о поставке в Россию портативных компьютеров, использующих операционную систему Windows Vista4 .

Еще одним центром притяжения является пищевая промышленность. McDonald's практически отказался от применения в России франчайзинга и открыл более 150 собственных предприятий общественного питания, добившись контроля над 10% рынка. Американская компания Coca-Cola открыла свое представительство в столице в 1990 г., через четыре года стал функционировать первый завод, а еще через год - завод в Санкт-Петербурге. Затем в 1995-1998 г. было построено 9 заводов в Орле, Нижнем Новгороде, Самаре, г. Волжском в Волгоградской области, поселке Солу-но-Дмитриевское Ставропольского края, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке, в 2001 г. появились заводы в Ростове-на-Дону и Челябинске. В 2005 г. за 501 млн. долл. та же компания приобрела российскую компанию «Мултон» - торговые марки - «Рич», «Нико», «Добрый» с заводами в Санкт-Петербурге и Щелково. Вечный конкурент «Кока-Колы» Pepsico еще в 1974 г. по лицензии открыл завод в Новороссийске, с 1992 г. стал использовать

1 Костяев Сергей Сергеевич - к. полит.н., с.н.с. ИНИОН РАН, преподаватель Дипломатической академии, i993kss@mail.ru Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ №07-03-02039а.

2 Супян В. Б. США и Россия: мирохозяйственные позиции и перспективы экономических отношений // МЭиМО. - М., 2008. -№ 7. - С. 14-20.

3 Зименков Р.И., Романова Е. М. Американские ТНК за рубежом: стратегия, направления, формы //МЭиМО. - М., 2004. -№ 8. - С. 44-53.

4 The Washington Post. 2008. - 15.08;18.02.

производственные мощности компании «Полюстрово» в Санкт-Петербурге. Собственные заводы компания открыла в 1996 г. в Сочи, через год в Самаре, еще через год в Екатеринбурге и в свободной экономической зоне возле аэропорта Шереметьево, в 1999 г. - в Санкт-Петербурге. В подмосковной Кашире был построен завод по выпуску чипсов «Фри-то-Лей мануфактуринг».

Американская табачная компания Philip Morris в 1992 г. открыла свое представительство в России, а через год приобрела фабрику «Краснодартабакпром», с 2001 г. - «Филип-Моррис Кубань». Тогда же в пригороде Санкт-Петербурга появилась табачная фабрика «Филип-Моррис Нева». Компания имеет 104 региональных представительства по всей России, общий объем капиталовложений составляет более полумиллиарда долларов, доля на российском рынке табачных изделий - 26%1. Столь активная деятельность этих фирм в нашей стране связана с антитабачными кампаниями в США и ЕС, вынуждающих переориентироваться на рынки стран, не имеющих серьезной анти-табачной политики. Табачные корпорации активно лоббируют свои интересы в Государственной думе ФС РФ, блокируя робкие попытки ввести ограничения на повсеместную продажу табачных изделий и радикально повысить акцизы на сигареты. Пищевая компания Cargill открыла свое представительство в Москве в 1991 г., через пять лет купила Ефремов-ский завод по выпуску кукурузных крахмалов в Тульской области, в 1998 г. она купила элеватор в Краснодарском крае, в 2003 г. еще два.

В машиностроительной и автомобильной промышленности можно отметить следующие проекты. Концерн Caterpillar отрыл свое представительство в Москве в 1973 г., в 2000 г. было завершено строительство собственного завода строительно-дорожной техники в Тосно, Ленинградская область. Аэрокосмическая корпорация United Technologies инвестировала в Россию c начала 90-х гг. около полумиллиарда долларов. Ее дочернее предприятие Pratt & Whitney владеет 25% ОАО «Пермский моторный завод». Другая дочка Sikorsky Aircraft имеет 9,4% акций ОАО «Московский вертолетный завод имени Миля». Boeing за постсоветский период вложил 1,3 млрд. долл. в такие проекты как Международная космическая станция, коммерческие запуски спутников и др., конструкторский центр этой корпорации в Москве сотрудничает с российскими самолетостроителями - «Сухой» и «Ильюшин» в создании регионального самолета2. Компания Hamilton Sundstrand в 1994 г. создала в Москве совместное предприятие «Хамильтон -Наука» по производству теплообменников систем кондиционирования воздуха. В 1996 г. корпорация Ford Motors открыла свое представительство в Москве. В 2002 г. был запущен завод во Всеволожске, производственная мощность которого составляет около 50 тыс. автомобилей в год. Важно отметить, что около 40% комплектующих поставляется от российских подрядчиков, функционирует более 150 дилерских центров. Концерн General Motors в 2001 г. создал совместное предприятие «Джи Эм - АвтоВАЗ», через год началось производство автомобилей «Шеви-Нива».

Добыча углеводородного сырья, безусловно, является одним из привлекательных направлений. Например, Exxon Mobil c 2005 г. добывает нефть в рамках проекта «Сахалин-1», объем инвестиций составил более 6 млрд. долл. Концерн Conoco Phillips купил в 2004 г. за 2 млрд. долл. 7,6% акций «Лукойла» а после покупки акций на фондовой бирже довел свою долю до 10%. Кроме того, эта американская компания участвует в совместном предприятии «Полярное сияние», занятом разработкой Ардалинского месторождения в Республике Коми. На нефтегазовом направлении в 2000 г. «Лукойл» купил за 71 млн. долл. 1260 АЗС компании Getty Petroleum Marketing, а через четыре года - за 260 млн. долл. - 795 АЗС у компании Conoco Phillips. Chevron активно участвует в Каспийском трубопроводном консорциуме.

В сфере высоких технологий активность американского бизнеса в России носит скорее спорадический характер. Можно отметить, в частности, что американский концерн Intel в 2000 г. открыл первое исследовательское подразделение в Нижнем Новгороде и Саратове, в 2004 г. - в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирском Академгородке. Химическая компания Procter & Gamble открыла свое представительство в Москве в 1991 г. через два года она открыла и свой завод в Новомосковске Тульской области.

Деревообрабатывающая промышленность также привлекает внимание американских компаний. Например, International Paper построил бумажный комбинат в Светогорске с 3200 сотрудниками.

Существенное значение для России имеет аэрокосмическое сотрудничество, где налицо уже довольно существенный «задел». Корпорация Lockheed Martin, например, финансирует проекты по запуску спутников с помощью российских ракетоносителей, Boeing в сотрудничестве с отечественными Конструкторским бюро тяжелого машиностроения и НПО «Энергия» запустили проект «Морской старт» по коммерческому запуску спутников с поверхности Тихого океана. Более того, в июне 2008 г. ракетоносителями российских стратегических ракетных войск было запущено 6 спутников американской компании ORBCOMMInc., специализирующейся на системах автоматического перехвата (САП) и навигации. Запуск явился первым этапом плана компании по созданию глобальной коммерческой сети САП. Активно развивается и так называемый космический туризм. Например, в октябре 2008 г. создатель компьютерных игр американский мультимиллионер Ричард Гэрриотт за 30 млн. долл. получил возможность провести 10 дней на международной космической станции. Кроме того, имеются и перспективы развития межгосударственных коммерческих услуг, в феврале 2008 г. представитель Национального аэрокосмического агентства США заявил, что с 2010 г. в связи с выходом из эксплуатации шаттлов возможно использование российского космодрома Байконур для доставки грузов на международную космическую станцию3. Думается активное коммерческое освоение космоса, а именно запуск американских спутников российскими ракетоносителями, не приобрело бы такого масштаба, если бы НПО

1 Зименков Р. И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах // США-Канада: ЭПК. - М., 2008. - № 1. - С. 30-41.

2 Russian-Eurasian Renaissance? US Trade and Investment in Russia and Eurasia / Ed by J.H. Kalicki, E. Lawson. - Washington (D.C.), 2003. - 478 p.

3 The Washington Post. 10.05.2008;14.10.2008; 19.07.2008; 04.02.2008.

«Энергия» в 1992-1996 гг. не вело массированную пропаганду отечественных космических технологий в политических и деловых кругах Америки

По данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем накопленных американских инвестиций в российскую экономику к июню 2009 г. составил 7,9 млрд. долл. Иными словами, США занимают 8 место, уступая 7 место Ирландии с ее 9,1 млрд. долларов1. Оценивая инвестиционную активность американского бизнеса в РФ, бывший посол США в РФ Дж. Коллинз сообщил автору исследования, что ему «не известны случаи противодействия со стороны российских властей американским инвестиционным проектам, за исключением, т.н. "стратегических" отраслей, где российское правительство осуществляет регулирование, аналогичной практики, между прочим, придерживается и американское правительство».

Формы представительства интересов

Продвижение американского бизнеса в России во многом обусловлено теми формами представительства интересов, которые сложились в постперестроечный период. Этих форм три: 1. найм консалтинговых компаний, будь то фирмы юридические, лоббистские или по связям с общественностью; 2. посредством разного рода «зонтичных» структур - торговых и промышленных палат, деловых советов, объединений; 3. непосредственно через московские отделения (в столице РФ свои представительства имеют все крупные корпорации, общественные организации, субъекты федерации).

Крупнейшей американской лоббистской фирмой, работающей на рынке консалтинговых услуг России, является Cassidy & Associates, самая влиятельная лоббистская компания Америки. Первоначально офис в Москве был открыт в 2003 г. в связи с новым клиентом - РАО «ЕЭС России», которое пыталось воздействовать на правительства стран Восточной Европы через найм Вашингтонской лоббистской фирмы, надеясь на тесные контакты США с этим регионом. В качестве приоритетных сфер деятельности эта фирма заявляет: аграрный сектор, здравоохранение, иммиграция, международные отношения, образование, природные ресурсы и окружающая среда, СМИ, технологии, торговля, транспорт и инфраструктуру, финансовый сектор. В рамках этих направлений предоставляются следующие услуги: отношения с правительством, имиджевое позиционирование, коммуникационное сопровождение отношений с правительством, аналитика. Директором фирмы является В. Табачников, а главой московского представительства Дж. Фри-ландер, оба имеют хорошие связи в российских правительственных кругах2.

Второй лоббистской фирмой, действующей с 2006 г. на рынке услуг преимущественно по отношениям с правительством, можно назвать ООО «Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти». Компания предлагает следующие услуги: разработка организационной структуры функционирования GR-департаментов, аудит мнений политических стейкхолдеров, вовлечение стейкхолдеров в процесс развития корпоративной ответственности, организация выставок в стенах Государственной Думы, обжалование результатов конкурсов госзаказов через Федеральную антимонопольную службу (ФАС), депутатский запрос, мониторинг отраслевого законодательства ЕС, продвижение и принятие федерального закона, мониторинг федерального законодательства по заданному критерию, анализ и рекомендации по возможному изменению отраслевых законов, разработка стратегии и реализация корпоративной ответственности, подготовка корпоративного нефинансового отчета, организация круглого стола в Государственной Думе ФС РФ, получение лицензии в РОСНЕДРах и РОСТЕХНАДЗОРе, получение лицензии на осуществление банковских операций, получение лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, разработка нормативно-правовых актов, обжалование действий органов государственной власти через ФАС, организация парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ, согласование с ФАС рекламного законодательства, корректировка ставок таможенной пошлины, отправление правительственной телеграмма по нужному адресу, получение уведомления ФАС, получение ходатайства (предварительного согласия) ФАС. Руководителем фирмы является П. Толстых. Вначале эта компания обслуживала преимущественно российский бизнес, однако, с осени 2009 г. она предпринимает усилия для того, чтобы осуществлять представительство интересов и американских бизнес структур3.

Из американских юридических фирм, предоставляющих с 1994 г. своим клиентам лоббистские услуги в России следует отметить Akin Gump Strauss Hauer & Feld, один из мировых лидеров на рынке делового консалтинга. Среди сотрудников московского офиса важную роль играет бывший посол США в РФ Р. Страусс. Эта компания сыграла ключевую роль в организации сделки по обмену активами между Conoco Phillips и «Лукойлом», о которой речь шла ранее. Предоставлением услуг по отношениям с правительством занимается специальный отдел публичного права и публичной политики, который берет на себя непосредственно защиту интересов клиентов перед представителями государства, наделенными полномочиями принимать решения. В сферу деятельности отдела входит формирование и координация профессиональных групп, включая, например, консультантов по работе со средствами массовой информации для решения задач клиентов в государственных органах, поддержка деятельности представителей клиентов, выступающих в защиту интересов таких клиентов, составление законопроектов и их анализ, отслеживание событий в сфере законодательной и исполнительной власти, изучение законодательного процесса и контроль за ходом законотворческой деятельности. К числу специальных услуг фирмы относятся: формирование коалиций и управление их деятельностью, организация групп по опросу общественного мнения и управление ими, планирование и пропаганда публичной политики, консультирование по вопросам законодательства о выборах, этических норм и правил и по во-

1 База данных по внешней торговле РФ - http://www.gks.ru

2 http://www.cassidy.ru

3 http://www.gr-center.ru/main/center

просам соблюдения требований политики, юридическая подготовка свидетелей и экспертов к выступлениям по законодательным инициативам1.

Вторая юридическая фирма, которая заслуживает упоминания в данном обзоре - это американский гигант Hogan & Hartson, работающий в Москве с 1994 г. Среди сфер специализации этой компании значатся: государственные контракты, законодательная деятельность, антимонопольное законодательство, энергетика, государственное финансирование, государственная служба и национальная безопасность, телекоммуникации, СМИ и индустрия развлечений и многое другое2.

Важнейшим инструментом лоббирования является работа со СМИ по формированию общественного мнения. В западных странах лоббизм - это не только личные контакты, но также работа по созданию благоприятного информационного фона, позволяющего акцентировать внимание политиков на нужной проблеме или аргументировать необходимость немедленного решения. Поэтому фирмы по связям с общественностью активно участвуют в выработке лоббистских стратегий американских корпораций. В 2007 г. один из лидеров пиаровского рынка США Fleishman-Hillard Vanguard открыл свое представительство в Москве, совместно с одной из российских компаний, специализирующейся на работе со СМИ3.

Следующая форма лоббирования интересов - это работа через разного рода объединения по интересам. Следует отметить Российско-американскую торговую палату, со штаб квартирой в Атланте, штат Джорджия, объединяющую американских бизнесменов и ряд российских структур, таких как Российский союз промышленников и предпринимателей, посольство России в США4.

Особой активностью отличается Американская торговая палата в России, продвигающая интересы 853 своих членов в нашей стране. Еще в 1991 г. группа американских бизнесменов создала неформальную структуру - Американский деловой клуб. Через 2 года эта организация подала заявку в Торговую палату США об открытии на ее основе официального представительства в Москве. В 1994 г. Л. Бенсен, тогда министр финансов США и У. Кристофер, госсекретарь США, открыли представительство ТП США - Американскую торговую палату в России (АТП Р). Миссией этой организации является создание благоприятного климата для бизнеса в РФ путем создания площадок для взаимодействия членов палаты, политиков и руководителей предприятий США и России. Для достижения этой цели данная структура организует выступления высокопоставленных чиновников и руководителей крупнейших корпораций для заинтересованных лиц, проводит круглые столы по различным проблемам ведения бизнеса в нашей стране, организует встречи генеральных директоров американских и российских компаний, проводит ежегодные инвестиционные формы, инициирует профессиональные тренинги для своих членов, а так же разнообразные корпоративные мероприятия: игры в гольф, футбол, торжественные ужины и т.п. В 2008 г. Американская торговая палата в России потратила на представительство интересов своих членов 4,6 млн. долл.5.

Одними из последних ее мероприятий явились брифинги: 3 декабря 2010 г. с президентом Татарстана Р. Мин-нихановым о возможностях для инвестирования в этой республике, 30 ноября 2010 г. с участием вице-спикера ГД РФ И. Пономарева о коммерциализации российских высоких технологий, 21 мая 2010 г. с О. Артамоновым, директором департамента ФМС РФ по международным и общественным связям, о новых правилах выдачи виз высококвалифицированным работникам. Важным событием была конференция по налоговым вопросам, прошедшая 23 октября 2009 г., на ней выступили: заместитель министра финансов РФ С. Шаталов и помощник президента РФ А. Дворкович. Они, в частности, заверили американских бизнесменов в том, что Россия будет двигаться в направлении создания благоприятного для иностранных инвестиций налогового климата. Среди приглашенных докладчиков в 2009 г. выступали М. Осеевский, вице-губернатор Санкт-Петербурга, с американской стороны - Дж. Бейкер, экс-госсекретарь США, бывший министр финансов, экс-глава аппарата Белого дома и др.

Кроме того, 23 ноября 2009 г. заместитель министра экономического развития С. Воскресенский провел брифинг для американских бизнесменов по вопросам энергосбережения. Встреча была посвящена принятию 18 ноября Советом Федерации соответствующего федерального закона. Так же 7 декабря 2009 г. В. Миловидов, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, встретился с 70 членами АТП Р по вопросам текущей регуляторной практики и способам ее совершенствования. 10 декабря 2009 г. И. Артемьев, глава ФАС, провел встречу с 130 членами Американской торговой палаты в России, на которой обсуждалось текущее состояние антимонопольного законодательства и планы этого федерального ведомства по внесению изменений и дополнений.

С подачи Э. Сомерса, президента АТП Р в 2009 г. были приняты: постановление правительства РФ № 583 от 16.07.2009 г. «О случаях допустимости соглашений между юридическими лицами», поправки от 17.07.2009 г. к федеральному закону «О защите конкуренции», Кодексу об административных правонарушениях РФ, поправки от 29.07.2009 г. к Уголовному кодексу РФ. В результате этих поправок полномочия ФАС были ограничены: изменены нормы «монополистически завышенных цен», увеличены пороговые значения, влекущие за собой санкции ФАС и пр.

В 2009 г. Американская торговая палата в России занималась мониторингом следующих законодательных актов: проект федерального закона № 404999-4 «О поправках в Закон о частной детективной деятельности», проект федерального закона № 468289-4 «О поправках в Налоговый кодекс РФ», законопроект № 150410-5 «О внесении поправок в Федеральный закон о связи», законопроект № 122719-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный

1 http://www.akingump.com/ru-RU

2 http://www.hhlaw.com/ru

3 http://moscow.fleishmanhillard.com

4 http://www.russianamericanchamber.com

5 http://www.amcham.ru

закон о медицинском страховании», проект федерального закона № 93794-5 «О поправках в Федеральный закон об объектах культурного наследия РФ», проект № 108796-5 «О поправках в Закон о совершенствовании земельного кодекса РФ», проект № 240214-5 «О поправках в Закон о порядке въезда и выезда и РФ» и другие.

В качестве приоритетной цели деятельности Американская торговая палата в России ставит вступление РФ в ВТО. 9 декабря 2010 г. Б. Обама на заседании президентского совета по экспорту заявил, что «Россия должна быть членом ВТО». По правилам ВТО все члены этой организации должны иметь статус страны с «постоянными нормальными торговыми отношениями». Россия имеет статус страны с «временными нормальными торговыми отношениями» из-за пресловутой поправки 1976 г. Джексона-Веника. АТП Р призывает своих членов: во-первых, подать сведения Ernst &Young для составления обзора успешности американских компаний в РФ, этот документ планируется направить в Конгресс США. Во-вторых, включить свои Вашингтонские представительства по отношениям с правительством в работу над согласованной стратегией. В-третьих, участвовать во встречах с членами Палаты представителей и сенаторами по проблеме предоставления России статуса страны с «постоянными нормальными торговыми отношениями».

Реформа законодательства о залоге и ипотеке также крайне важна для АТП Р, в октябре 2010 г. подробный проект, разработанный фирмами White & Case и «Линия права», был направлен в Министерство экономического развития РФ. Важным для этой организации является введение налоговых вычетов на выплаты дочерними компаниями своим головным структурам за право использования на территории РФ брэндов и торговых марок правообладателей. АТП Р добилась поддержки своей позиции от заместителей министров финансов С. Шаталова и А. Шаронова, заместителя председателя комитета ГД ФС РФ по бюджету и налогам А. Макарова.

Не осталась без внимания и смерть в СИЗО юриста Hermitage Capital С. Магницкого. 25 ноября 2009 г. Э. Со-мерс направил письмо президенту РФ Д. Медведеву от имени 750 членов своей организации с поддержкой решения главы государства провести тщательное расследование обстоятельств гибели подследственного1.

На ниве лоббирования интересов американского бизнеса в нашей стране проявляет активность Российско-американский деловой клуб, со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Существенную помощь этой организации оказывает полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Г. Рапота - хороший знакомый Я. Реджина, президента этого клуба и В. Путина, премьер-министра РФ. Клуб в основном занимается культурными проектами, направленными на сближение американской деловой элиты с властными структурами России.

В целом же характеризуя эту форму лоббистской деятельности необходимо подчеркнуть, что ею пользуются в основном американские бизнесмены, заинтересованные в освоении культуры сотрудничества.

Наконец, третья форма лоббирования интересов, характерная для нынешней уже достаточно зрелой стадии этого процесса, - отделы американских фирм по отношениям с правительством, занимающиеся постоянным мониторингом всех изменений в политическом истеблишменте и соответственно оперативным реагированием в виде личных встреч, предоставления аналитических докладов участникам процесса принятия решений и т. п. Все американские компании, работающие на отечественном рынке, имеют такие подразделения (Отсутствие в РФ закона о раскрытии лоббистской деятельности делает работу этих подразделений абсолютно непрозрачной. В США все лоббисты обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности, которые доступны на сайте сената для всеобщего ознакомления).

Для большей наглядности рассмотрим деятельность одной из наиболее активных американских фирм на данном направлении.

Исследование отдельного случая: табачные компании

В России 95% табачного рынка контролируется иностранными производителями, имеющими, как правило, свои фабрики на территории нашей страны. Российские же компании постепенно уходят из сферы производства сигарет. К 2007 году закрылись Бийская, Челябинская, Омская, Пермская табачные фабрики и ряд других российских предприятий. Лидером является американская корпорация Phillip Morris, которая продает 26% сигарет в РФ. За годы работы в России она наладила хорошие рабочие отношения с министерством финансов и министерством сельского хозяйства РФ. Государство заинтересовано в увеличении налоговой базы и акцизы на табачные изделия пополняют федеральный бюджет РФ. Ведется активная работа и с Государственной думой, например, когда в 2005 г. рассматривался вопрос об очередном повышении акцизов, Philip Morris перечислила 22,5 тыс. долларов в фонд «Депутатский» зампредседателя Комитета по бюджету и налогам С. Штогрина.

В результате «табачные компании продолжают писать и эффективно продвигать законы» - подтверждением этому служит принятый в декабре 2008 года технический регламент на табачные изделия, официальным разработчиком которого является отраслевой союз «Табакпром», - объясняет председатель Конфедерации обществ по защите прав потребителей Д. Янин. Более того, под нажимом тех же лоббистов, не принимается во втором и в третьем чтениях законопроект О. Лебедева о запрете рекламы сигарет в метро, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры. Также без движения лежит законопроект о полном запрете рекламы табачных изделий, внесенный группой депутатов.

Противниками табачного лобби являются Роспотребнадзор во главе с Г. Онищенко и, как ни странно, мэр Нью-Йорка М. Блумберг. Последний выделил в 2009 г. более 1 млн. долларов на анти-табачную пропаганду в нашей стране. Всего же миллиардер пожертвовал 400 млн. долларов из своего фонда на борьбу с курением в развивающихся странах.

1 http://www.amcham.ru

У ряда отечественных получателей грантов М. Блумберга в программных целях прямо обозначено изменение российского законодательства. Так, Открытый институт здоровья получил 700 тыс. долларов на «создание надежной системы законодательного регулирования отрасли». Международная конфедерация обществ потребителей, которая ставит своей целью «усиление действующего законодательства», получила грант в размере 594 тыс. долларов.

Фонд М. Блумберга выступает за значительное повышение акцизов и существенные ограничения для курильщиков, в том числе за запрет на курение в общественных местах. В России, как и в США, по мнению мэра Нью-Йорка, курильщики должны оказаться в некомфортных условиях, в том числе тратить на табачные изделия значительные суммы, на сигаретных пачках должны размещаться фотографии внутренних органов заядлых курильщиков1.

Таким образом, в сфере табачной политики по обе стороны баррикад находятся в основном американские игроки как табачные корпорации, так и благотворительные организации, выступающие за здоровый образ жизни.

* * *

В заключение, следует сказать, что приходя на отечественный рынок, американский бизнес приносит с собой и современную корпоративную культуру управления, и эффективные методы продвижения интересов в органах государственной власти. Активно отстаивая свои коллективные интересы, американские бизнесмены и их организации демонстрируют не свойственную российским объединениям промышленников открытость работы (на сайте АТП Р имеется достаточно полная информация о текущих целях лоббистской деятельности, реакции государственных лиц и достигнутых результатах). То же самое относится и к американским юридическим, лоббистским и пиаровским фирмам, предоставляющим своим клиентам возможность легально влиять на решения органов государственной власти. Эффективность подобных методов работы ярко видна на примере табачной промышленности, где американские компании занимают лидирующие позиции. Остается надеяться, что российские контрагенты американских бизнесменов начнут более активно использовать опыт своих коллег.

Лисовой В.М.

д.в.н., академик РАЕН, профессор

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

Поддержание заданного уровня национальной безопасности является необходимым условием существования и устойчивого развития всех государств мирового сообщества. Сегодня в большинстве из них на ее обеспечение направлены согласованные усилия органов государственной власти, общественных институтов и граждан.

В настоящем докладе рассматриваются основные научные положения, регламентирующие указанный процесс. Они отражают его стратегические аспекты и включают цели, принципы, сферы и приоритеты обеспечения национальной безопасности.

Указанные положения составляют теоретическую основу, на базе которой может вырабатываться определенная система положений. В России и большинстве других государств она существует в виде официально принятого документа, который определяет их стратегию национальной безопасности.

Данная стратегия предусматривает достижение заданных целей безопасного развития и реализуется государством как единым субъектом в социальной, экономической, политической, военной и многих других сферах. Следовательно, при всем многообразии содержания такая стратегия имеет определенную и общую для всех сфер сущность.

Прежде всего, она представляет собой деятельность, которая определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предусматривающая его целесообразное изменение. При этом подчеркивается, что всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс ее осуществления.

Поскольку речь идет о стратегии, то необходимо говорить о высшем уровне такой деятельности. Его содержание с учетом изложенного включает определение цели, выбор субъекта, средств и формирование правил, регламентирующих процесс деятельности. Эти правила могут существовать в виде принципов и дополняться набором направлений и задач, учитывающих условия достижения заданной цели.

Таким образом, сущность рассматриваемой стратегии может быть представлена как деятельность, предусматривающая определение цели, выбор субъекта, средств и формирование правил обеспечения национальной безопасности.

Такое определение внутреннего содержания указанной стратегии предполагает аналогичное, на уровне сущности, рассмотрение сложной категории «национальная безопасность».

Если обратиться к ее первой части - категории «национальная», то в число необходимых и достаточных элементов ее содержания принято включать всю совокупность проявлений экономических, политических, военных и иных связей между социальными группами в различных общественно-экономических формациях. Важно подчеркнуть, что указанные элементы являются объективными и вследствие этого в границах данной категории обладают равным приоритетом. В формализованном виде такие элементы обычно представляют в виде совокупности взаимосвязанных объектов человек - общество - государство.

При рассмотрении категории «безопасность» необходимо исходить из того, что ее обеспечение для каждого из приведенных выше объектов является важнейшим условием его устойчивого функционирования. Причем данное ус-

1 http://www.gr-center.ru/main/center

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.