Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНОМ ВЕЩАНИИ: ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ'

ФОРМЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНОМ ВЕЩАНИИ: ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1915
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ТЕОРИИ МЕДИА / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / ФОРМЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никольская Элина Сергеевна, Макеенко Михаил Игоревич

Ключевые работы отечественных ученых разных периодов, посвященные телевизионным жанрам, характеризуются доминированием теоретического осмысления с упором на филологическую базу над обобщением эмпирики, полученной на основе изучения актуальных рабочих практик редакций. В этой ситуации представленное исследование ставило своей целью выявление возможностей формирования иных подходов к выделению и определению типов представления телевизионного новостного контента аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНОМ ВЕЩАНИИ: ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ»

Формы подачи информации в новостном вещании: практики российских телеканалов

Элина Никольская Михаил Макеенко

Ключевые работы отечественных ученых разных периодов, посвященные телевизионным жанрам, характеризуются доминированием теоретического осмысления с упором на филологическую базу над обобщением эмпирики, полученной на основе изучения актуальных рабочих практик редакций. В этой ситуации представленное исследование ставило своей целью выявление возможностей формирования иных подходов к выделению и определению типов представления телевизионного новостного контента аудитории .

Ключевые слова: теория журналистики, теории медиа, жанры журналистики, формы подачи информации, телевизионная журналистика.

© Никольская Элина Сергеевна

кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры

периодической печати факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), elina_nik@mail.ru

© Макеенко Михаил Игоревич

кандидат филологических наук,

доцент кафедры теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), makeenko.mikhail@smi.msu.ru

Введение

Среди важных особенностей отечественного академического дискурса журналистики и медиа, выделяемых специалистами (Вартанова (ред.), 2019), нам представляются особенно важными несколько характеристик. Одной из них можно считать формирование в исследовательском сообществе чисто научного, имеющего минимальный практический выход интереса к определенным областям знания, в большинстве стран развивающихся в рамках дискурса индустриального. Показательным примером этой тенденции можно считать обширный массив научной литературы по типологии СМИ, которая за рубежом чаще является предметом интереса издателей и маркетологов (Виноградова, 2019). Другая принципиально важная для нас характеристика исследовательских подходов -доминировавшая на протяжении многих десятилетий и сохраняющаяся и сегодня нормативность и филологичность при изучении журналистики.

Указанные особенности стали, на наш взгляд, ключевыми факторами того, что одним из наиболее крупных направлений в исследованиях теории журналистики и медиа в СССР, а потом и в России стала классификация жанров, обширная жанровая теория. Международный, в первую очередь англоязычный академиче-

ский дискурс, по сути, не включает в себя тематику и проблематику журналистских жанров (Чобанян, 2018), и варианты называния и определения различных форм подачи материала остаются внутренним делом конкретных редакций и медиаор-ганизаций (Crump, 1974; Hornby, 1965). В то же время в отечественной университетской науке можно говорить практически об отдельной научной школе исследований журналистских и, шире, медийных жанров (Ученова, 1982; Пельт, 1984; Кройчик, 2000; Тертычный, 2011; Лазутина, Распопова, 2012; Ким, 2004), имеющей лингвистические и литературоведческие корни. В целом к этой же научной школе можно отнести и ключевые работы, посвященные жанровой структуре телевизионного эфира (Борецкий, 1961; Багиров, Бо-рецкий, 1967; Кузнецов, Цвик, Юровский, 2002): представленная в них классификация форм презентации информации в аудиовизуальном сегменте вышла из представлений о жанрах печатной журналистики и художественного творчества.

Так, в первом теоретическом исследовании информационных жанров активно развивавшегося советского телевидения Р.А. Борецкий (1961) выделял выступле -ние, беседу и интервью. В отдельную группу («киножанры») попали киноинформация, кинорепортаж, документальный телефильм, особняком стоял телевизионный репортаж - показ события с комментариями. Спустя шесть лет в методическом пособии для практиков «Жанры телевидения» авторы попытались охватить все формы представления информации на телевидении (Багиров, Борецкий, 1967). Предложенная ими классификация была весьма хаотична, так как природа многих жанров, выделенных авторами, определялась по аналогии с другими средствами массовой информации, а среди классифицированных были такие жанры, как фотоинформация, кинозаметка, киноотчет.

Наибольшим авторитетом в преподавательской и исследовательской среде стала пользоваться типология жанров, предложенная В.Л. Цвиком (Кузнецов, Цвик, Юровский, 2002). Формы представления информации он классифицировал по трем группам: жанры информационной публицистики, жанры аналитической публицистики и жанры художественной публицистики, выделив в отдельную категорию документальный телефильм. Практически все теоретические разработки в области телевизионных жанров последних двух десятилетий были попытками развить представления В.Л. Цвика с опорой на традиционный методологический аппарат, в частности на наработки Л.Е. Кройчика (2000).

Например, Л.П. Шестеркина и Т.Д. Николаева (2012) разработали свою типологическую таблицу жанров тележурналистики, взяв за основу подход Л.Е. Кройчика, который вместо традиционного деления на информационные, аналитические и художественные жанры предлагал разграничить жанры по цели, которая лежит в основе решения творческой задачи автора. В итоге Л.П. Шестеркина и Т.Д. Николаева выделяли оперативно-новостные жанры, оперативно-исследовательские, исследо-вательско-новостные, исследовательские и исследовательско-образные. При этом авторы отказались от таких жанров, как выступление, корреспонденция и зарисовка, предложенных В.Л. Цвиком.

Немного позднее А.А. Хлызова (2015), также используя методологию Л.Е. Кройчика, представила еще одну систему телевизионных жанров, ставшую результатом формирования гибридных жанров и появления современных стратегий потребления информации. При этом она отмечала, что «для современноготелевидения характерна не столько диффузия жанров, столько диффузия форматов и жанровых элементов» (Хлызова, 2015: 74). В исследовании информационных жанров, пред-

ставленных на региональных телеканалах, жества жанров, но с другой - опираются О.Ф. Майдурова (2011) обращала внима- на сбор и анализ значительных объемов ние на невостребованные сейчас жанры эмпирической информации, которая по-из классической типологии: например, от- зволяет проверять адекватность жанровой чет и устное информационное сообще- типологии и определять направления ее ние. В свою очередь, С.Н. Ильченко (2012) совершенствования. При этом, несмотря не отказываясь от классического деления на частое использование термина «жанр» жанров на три группы, предлагал выде- в своих работах, исследователь предла-лить еще одну - группу жанров игрового гает считать более точным, отвечающим телевидения. научным и, главное, образовательным по-

При всем внешнем разнообразии ос- требностям современного академического новные работы, посвященные телевизи- сообщества понятия «типы журналистских онным жанрам, остаются, на наш взгляд, в текстов» и «типы журналистского письма» одной методологической парадигме, с до- (Колесниченко, 2017: 29-31). минирующим теоретическим осмыслением, Еще одна важная тенденция в россий-предполагающим выделение множества ских исследованиях медиа последних лет -жанровых категорий, и сильной зависимос- возвращение интереса к изучению реаль-тью от филологической традиции. В этой ных редакционных практик журналисткой ситуации актуальным становится вопрос о и редакторской работы, в рамках которых, возможности и необходимости на совре- в частности, затрагиваются вопросы о со-менном этапе поиска иных подходов к фор- отношении отдельных элементов теории мированию в академическом сообществе журналистики и редакционных реалий. подходов к выделению и определению И проблема применимости жанровой тео-типов представления контента аудитории. рии к пониманию практических журналист -Начиная с середины 2010 гг. мы наблю- ских рутин уже попала в сферу актуальных даем несколько важных, с нашей точки зре- исследовательских интересов (Вырковский, ния, тенденций в изучении и теоретическом Галкина, Колесниченко, Образцова и др., осмыслении журналистики и медиа в Рос- 2017). При изучении особенностей работы сии, связанных в первую очередь с увели- журналистов и редакторов на современных чением объемов эмпирической информа- новостных радиостанциях А.Ю. Образцо-ции и расширением круга теоретических ва (2019) в ходе интервью с редакторами концепций, которые можно развивать за выявила реально используемую в редак-счет ее интеграции. В этом контексте мож- циях терминологию, связанную с типами но вспомнить, например, работы, опира- журналистских материалов, и после это-ющиеся на сбор и анализ оригинальных го продолжила изучение журналистских эмпирических данных при развитии нор- практик с ориентацией именно на реаль-мативных (Лазутина (ред.), 2018) и полит- ные редакционные подходы. Полученные экономических (Макеенко, Кугушева, 2019) результаты позволили сделать заключе-теорий функционирования медиа. В этом ние о «перспективности использования же направлении начинает развиваться и эмпирических данных для модернизации изучение форм подачи новостного кон- отдельных разделов теории журналистики. тента. Так, работы А.В. Колесниченко (2018, В частности, изучение профессиональной 2019) о востребованности жанров в но- терминологии, используемой журналиста-востных онлайн-медиа, с одной стороны, ми и редакторами для обозначения про-сохраняют привычный подход к классифи- изводимых материалов, не только показы-кации, предполагающий выделение мно- вает разрыв между теорией и практикой,

но и может быть основанием для модер- (пятеро, двое и трое респондентов соот-низации жанровой теории для радио» ветственно).

(Образцова, 2019: 13). Интервью были разделены на несколь-

На наш взгляд, эта концепция приме- ко коротких этапов. Первый из них связан нима и к теории телевизионных жанров. с выявлением возможностей применения В настоящее время уже предприняты по- в редакциях понятия «жанр», традицион-пытки ревизии жанровой структуры новост- но используемого для обозначения разных материалов на радио и онлайн, в то личных форм подачи контента в теории время как положение дел в телевизионных журналистики. Необходимо было полуредакциях остается неизученным. Именно чить ответы на следующие вопросы: Упот-поэтому мы провели исследование форм ребляете ли Вы в работе слово «жанр»? подачи новостных материалов в редакци- Если да, то в каких случаях? Если нет, то ях крупнейших российских телеканалов, используется ли в Вашей редакции ка-в ходе которого попытались ответить на кое-то другое (единое) для всех спосо-вопросы об актуальности и адекватности бов представления информации слово? сформированной академическим сооб- На втором этапе респондентам предла-ществом классификации телевизионных галось проанализировать традиционную жанров. классификацию телевизионных жанров,

предложенную В.Л. Цвиком, по ряду кри-Методика териев: насколько жанры, которые входят

На первом этапе изучения подходов к в данную типологию, соответствуют совре-определению форм подачи контента на те- менным формам представления инфор-левидении мы обратились к информаци- мации на телевидении; есть ли среди них онному сегменту, так как развлекательный, те, которые до сих пор используются в рана наш взгляд, требует отдельного анали- боте телевизионных журналистов; есть ли за, возможно с применением так называе- те, к которым работники редакций более мого «форматного», или индустриального, не обращаются. Наконец, в завершении подхода, который более популярен у за- респондентам было предложено пере-падных исследователей. числить термины, которыми они пользу-

Мы провели десять экспертных интер- ются на практике, а также коротко пояс-вью с сотрудниками редакций информаци- нить, что конкретно представляют собой онного вещания российских телеканалов материалы, обозначаемые указанными первого и второго мультиплекса, а также понятиями. двух региональных московских телеканалов.

Из первого мультиплекса были выбраны Результаты иклед^амя «Первый канал», «Россия 1», НТВ, «Пятый Первой задачей, которую мы ставили канал», ОТР, «ТВ Центр», из второго - ка- перед собой, было узнать у респонден-налы РЕН ТВ и «Звезда», из столичных те- тов, пользуются ли они в работе понятием лекомпаний в выборку попали представи- «жанр», а если нет, указать, каким термином тели редакций телеканалов «Москва-24» и оперируют для определения форм подачи «360». При выборе респондентов (далее - информации. Лишь один из опрошенных Р1, Р2 и т.д.) приоритет отдавался практи- признал, что употребляет это слово при кам, работающим в новостных редакциях общении с редакторами или корреспон-и непосредственно участвующим в созда- дентами его редакции. Остальные ответи-нии информационных программ, - кор- ли отрицательно, указав, что слово «жанр» респондентам, редакторам, продюсерам не звучит в редакциях уже много лет:

51

«Нет. Слово "жанр" кто-то может вспом- информационной публицистики (заметка/ нить раз в миллион лет (Р2); видеосюжет, отчет, выступление, интервью,

Нет. Формат (Р3); репортаж), жанры аналитической публи-

Слово "жанр", если и употребляется, то цистики (комментарий, обозрение, бесе-скорее в ироничном контексте. В основном да, дискуссия, ток-шоу, пресс-конферен-используютсяжаргонные словечки, которые, ция, корреспонденция/передача) и жан-правда, могут отличаться в различных редак- ры художественной публицистики (очерк, циях, регионах, городах. В качестве синони- зарисовка, эссе).

ма, скорее, используется слово "формат", но Стоит отметить, что в большинстве слу-крайне редко (Р4); чаев респонденты испытывали трудности

Нет, в работе ни я, ни мои коллеги сло- с ответами, поясняя, что данная класси-во "жанр" не употребляем. Другого обозна- фикация имеет мало общего с реальной чения нет (Р5); практикой:

Не употребляем. Как мне видится, нет прак- «Давно не штудировал учебники и сле-тической необходимости. Потому и замена жу за деятельностью далеко не всех своих этому слову не приходит в голову (Р6); коллег, но для меня тут какая-то мешанина.

Нет, хотя обозначения жанров я иногда Заметка - для меня - краткая новость в текс-слышу, получая задание. К примеру, редактор товом формате, а уж никак не видеосюжет. говорит мне: "Запиши ЛТТ" или твой сюжет <...> Обозрение - туманное слово из каких-("ВМЗ") превратился в "БЗ". Так или иначе, то старых газет. Я его никогда не использо-обычно выделяются такие понятия, как "сюжет" вал даже в начале нулевых, когда работал в (ВМЗ), "прямое включение", "ЛТТ", "БЗ" (Р7); газетах. <...> Корреспонденция - это что-то Нет, используем слово "материал" (Р8); про письма? Но тут же слово "передача" -В работе крайне редко можно услышать т.е., то, что сейчас принято называть "про-слово "жанр" (Р9); грамма". Хотя программа - в моем понима-

Материал в виде чего-то... ЛТТ, "прямо"и нии - очень размытое понятие само по себе, т.д. Слово "жанр" скорее заменили более мод- форматы и "жанры" в ее основе могут быть ными: "эту историю надо снять, как..." (Р10)». самые разные. Тут я совсем запутался (Р2);

Два человека ответили, что в работе ис- Это речь про телевидение или.? (Р3); пользуется термин «материал», двое ука- Мне кажется, что это устаревшая исто-зали на понятие «формат». Остальные же рия: все эти жанры в принципе мало обще-отметили, что единого слова для обозна- го имеют с телевизионной журналистикой. чения различных форм презентации ин- Есть ощущение, что все жанры были взяты формации нет, работники редакций поль- из печатной журналистики и некто попытал-зуются конкретными, понятными сотруд- ся их адаптировать. Конечно, они частично никам редакции названиями отдельных имеют отношение к практике, но в основном форм/форматов. они не имеют ничего общего с современной

Далее мы предложили респондентам мировой тележурналистикой (Р7); ознакомиться с классификацией телеви- Исторические названия жанров сейчас зионных жанров В.Л. Цвика, активно ис- скорее используются в ироничном контексте. пользующейся в отечественном академи- Ну, никто не дает задание - "а сделай-ка, то-ческом дискурсе, проанализировать ее и варищ корреспондент, нам фельетон" (Р4)». указать, какие из форм сейчас использу- Впрочем, несмотря на затруднения, ются на телевидении, а какие нет. Напом- опрошенные смогли проанализировать ним, что автор классификации выделял большую часть жанров. Заметку/видео-три группы телевизионных жанров: жанры сюжет, как используемое понятие, отме-

тили девять из десяти респондентов, од- В целом же можно отметить интерес-нако некоторые уточнили: «Под заметкой ную тенденцию. Почти все респонден-подразумеваю просто "сюжет"» (Р1). ты при анализе традиционной жанровой «Отчет» выделили трое из десяти, «высту- классификации приходили к выводу, что пление» - четверо, «интервью» и «репор- в отдельных журналистских материалах таж» - все десять респондентов. В груп- на телевидении можно обнаружить капе жанров аналитической публицистики кие-то элементы тех или иных представ-«комментарий» указали восемь из десяти ленных в ней жанров. Однако как только опрошенных; «обозрение» шесть из десяти, на следующем этапе речь зашла не об от-при этом в отдельных случаях «под «обо- влеченном теоретизировании, а о реаль-зрением» подразумевают «обзор». «Бесе- ных редакционных практиках, в которые ду» отметили трое респондентов, «дискус- вовлечены корреспонденты и редакто-сию» - четверо, «ток-шоу» - абсолютное ры, из ответов складывалась совершен-большинство. Трое указали, что «пресс- но иная картина.

конференция» - это событие, а не жанр. Как мы и просили, каждый из опрошен-

«Корреспонденцию» отметил один человек. ных представил свой личный классифика-

В группе жанров художественной пуб- тор используемых «форм» презентации

лицистики «очерк» указали четверо, при информации с краткими пояснениями -

этом пояснили: «[Очерк] возможен, но на указанием их технических и концептуаль-

тематическихканалах, а-ля "Культура"(Р3)». ных характеристик. Мы сопоставили по-

«Зарисовку» отметили также четверо лученные ответы для того, чтобы выявить

респондентов, при этом прокомментиро- наиболее часто встречающиеся варианты

вав: «[Зарисовку] можно назвать репорта- (см. табл. 1 и 2).

жем в ограниченном пространстве, повеству- Все формы представления информации

ющем о событии или месте на протяжении мы разделили на две категории: в первую

непродолжительного периода времени. Она вошли те, в которых корреспондент при-

как бы менее информационная, чем репор- нимает лишь косвенное участие, во вто-

таж: например, [можетрассказывать] ожиз- рую - авторские материалы (содержащие

ни монахов-отшельников (Р7)». указание авторства).

«Эссе» выделили трое респондентов, В таблицы вошли все формы представ-

«фельетон» и «памфлет» - один, при этом ления информации, предложенные двумя

пояснив: «Они не то, чтобы устарели. Прос- и более респондентами. Среди материалов,

то перешли в разряд информационных про- подготовленных при косвенном участии

дуктов на телеканалах с определенной поли- автора-корреспондента, самой популяр-

тической и юмористической составляющей ной оказалась «БЗ» (Без Закадра, Без Звука;

(Р10)». эту форму указали все десять респонден-

Один из респондентов отметил, что все тов). По четыре голоса набрали «срочно»

эти жанры умерли, но «есть надежда на воз- («срочняк»)/«устно» («устняк») и «подвод-

рождение этих жанров в связи с существующим ка». Трое опрошенных указали шпигель,

запросом со стороны оставшейся интелли- двое - «трансляцию» и «дайджест». гентной аудитории. Тем более современные В рамках интервью респонденты по-

технические средства позволяют развернуть- ясняли, что представляет собой каждая из

ся в полную творческую силу (Р4)». Отметим, указанных форм подачи информации. Да-

что при анализе группы жанров художест- лее дается одно из авторских определе-

венной публицистики двое респондентов ний респондентов и обобщение их фор-

затруднились дать комментарий. мулировок.

53

Таблица 1. Формы представления информации в телевизионной журналистике: материалы, подготовленные при косвенном участии автора-корреспондента

^^ Форма Автор- корреспондент БЗ Устно («Устняк») / Срочно («Срочняк») Подводка Шпигель Трансляция Дайджест

Респондент 1 + +

Респондент 2 +

Респондент 3 + + + +

Респондент 4 + + +

Респондент 5 + +

Респондент 6 + + +

Респондент 7 + + + +

Респондент 8 + + +

Респондент 9 +

Респондент 10 + +

Таблица 2. Формы представления информации в телевизионной журналистике:

материалы, подготовленные при активном участии автора-корреспондента

Форма Сюжет (ВМЗ) Прямое включение ЛТТ Репортаж Интервью Стрим

Автор- корреспондент

Респондент 1 + + +

Респондент 2 + + + +

Респондент 3 + + +

Респондент 4 + + +

Респондент 5 + + +

Респондент 6 + + + + +

Респондент 7 + + + + +

Респондент 8 + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Респондент 9 + + +

Респондент 10 + + + +

Мини-инфо, которое читает в студии В подводке ведущий сообщает зрителю

ведущий с одним синхроном или двумя информационный повод - объявляет сле-

(комментарий спикера или героя). (Р9): дующий сюжет. (Р7): «подводка» - термин

«БЗ», или «Без Звука» - очень распростра- используется для обозначения выступления

ненный термин в новостной телевизионной ведущего перед авторским материалом

журналистике. «Бэзой» практики называют (сюжетом, репортажем, ЛТТ), применяет -

короткое (относительно сюжета, репор- ся и в рамках прямого включения. Пред-

тажа и пр.) информационное сообщение, ставляет собой короткий по хронометражу

которое зачитывается в прямом эфире ве- текст, в котором обозначается новость, о

дущим. Текст может быть разбит на части которой будет рассказано далее; иногда

синхронами, лайфами и пр. В этом случае длительность увеличивается (например,

могут появляться различные терминологи- в итоговых новостных программах за не-

ческие вариации: БЗ-СНХ / БЗ-СХ («СНХ» и делю «подводка» ведущего может длиться

«СХ» - условные обозначения синхронов). несколько минут).

Ведущий в прямом эфире озвучивает Анонс в начале выпуска. (Р4): «шпи-

текст; может быть перекрыто картинкой. гель» - термин, который используется для

(Р7): «устно» («устняк») / «срочно» («сроч- обозначения «сборки» анонсов различ-

няк») - наиболее короткая форма пред- ных материалов, включенных в новост-

ставления информации: по сути, это БЗ с ную программу. Как правило, запускается

меньшим хронометражем, без дополни- в начале выпуска после приветствия веду-

тельных элементов: синхронов, лайфов щего, а также перед рекламными паузами.

и пр. Название произошло от длинного Может озвучиваться как в студии (веду-

«устное сообщение», которое подразуме- щим) в прямом эфире, так и быть записан

вало, что текст не появляется на суфлере и смонтирован заранее (подр. см.: Чоба-

и ведущий должен прочитать сообщение нян, 2015: 80-99).

«устно», предварительно услышав его от Нарезка кратких сообщений под музыку

шеф-редактора с помощью беспровод- и/или звук секундомера. (Р4): «дайджест» -

ного микрофона. Впоследствии в обиход понятие, использующееся для обозначе-

вошел также термин «срочно», который ния материала, который представляет со-

является вариацией «устно». бой нарезку из коротких сообщений (как

Съемка в прямом эфире определенно- правило, до 40 сек. каждое). Может начи-

го события; может быть и с комментарием тываться как в студии ведущим (при этом

ведущего, и без. (Р7): «трансляция» - фор- сопровождаться или не сопровождаться

ма представления информации, все более дополнительным видеорядом), так и быть

активно используемая в последнее деся- заранее подготовленным материалом (го-

тилетие в силу технической модернизации товится корреспондентом или райтером

телевизионного продакшна. Как правило, без указания авторства, монтируется зара-

представляет собой трансляцию какого-либо нее). Часто в такого рода материалах при-

события в прямом эфире, может сопровож- менятся дополнительные средства оформ-

даться как комментариями ведущего или ления - например, звукового - на текст и

эксперта, так и передаваться без сопровож- видео «накладывается» музыка.

дения (в этом случае будет напоминать Среди материалов, подготовленных при

рубрику No Comments на Euronews, однако активном участии автора-корреспондента,

есть различие в способе подготовки мате- все респонденты выделили «сюжет» «ВМЗ»

риала: трансляция всегда идет в прямом и «прямое включение». Восемь респонден-

эфире, No Comments - в записи). тов указали «ЛТТ», «репортаж» выделили

55

четверо опрошенных, трое - «интервью», ставятся стэндапы корреспондента. Могут «стрим» - двое. встречаться различные вариации: как по

«Сюжет» - самая распространенная фор- съемке, так и по структуре (например, мама новостного сюжета. Чаще всего имеет- териал может представлять собой сборку ся в виду закадровый текст, разбавленный стэндапов и закадрового текста без врезки синхронами (фрагментами интервью), лай- синхронов, лайфов и пр.) (подр. см.: Ни-фами (яркими деталями, выраженными и кольская, 2019: 72-88). звуком, и картинкой) и стендапами (ког- Репортаж - это тот же сюжет, только да корреспондент говорит в кадре, а не за с большей работой корреспондента, его кадром). (Р7): «сюжет» или «ВМЗ» («Видео- нельзя сделать «из редакции» (Р9). Материал со Звуком») - термин, имеющий Много работы на месте, сильная эмо-очень широкое значение; «сюжетом» на циональная составляющая, множество де-телевидении могут быть названы все ма- талей, характеризующих событие. (Р7): териалы, имеющие в своей основе закад- в большинстве редакций «репортаж» не ровый текст и дополнительные структур- выделяют отдельно, используя широкое ные элементы - синхроны, лайфы, цитаты, понятие «сюжет». Однако если же в теле-стэндапы и пр. компании понятие «репортаж» в ходу, то

Выступление корреспондента в пря- этим термином, как правило, называют мом эфире, может прерываться синхро- материал с большим количеством стэнд-нами, реже лайфами, иногда идет в связ- апов (при сокращении закадрового тек-ке с сюжетом. (Р7): «прямое включение» ста), с более частым появлением в кадре или «прямо» - эта форма презентации корреспондента - в том числе при съемке новостей представляет собой обраще- синхронов и лайфов, с увеличенным хро-ние корреспондента в прямом эфире в нометражем, с использованием дополни-зрителям с рассказом о происшествии/ тельных способов получения информации событии, которое происходит в реальном (например, скрытая съемка), с обращени-времени. Выстроена в виде телемоста с ем к реконструкциям и пр. применением полиэкрана (ведущий и кор- Записанное заранее или выведенное респондент), структуру образуют вопросы «в прямо» интервью с героем или экспер-ведущего и ответы репортера, текст авто- том. Может быть смонтировано с лайфа-ра может быть также разбит на дополни- ми или синхронами о событии, которое тельные структурные элементы: синхро- является темой разговора. Порой есть даны, лайфы и пр. же художественные вставки, типа нарезок Нечто близкое к сюжету, но собранное из фильмов или мультфильмов, если речь очень быстро; визуально близко к прямо- идет о развлекательной тематике. Отли-му включению. (Р2): может быть вообще чается от синхрона тем, что ведущий или без лайфов и синхронов - стендап-закадр- корреспондент находятся в кадре, вопро-стендап. сы звучат в эфире, а снято чаще всего с не-Ты записываешь на месте сюжет, но ты скольких камер (Р7): термин «интервью» находишься в кадре, а потом часть этого указали три респондента, пояснив, что по-«псевдопрямого» включения, так назы- нятие часто звучит в редакции, однако са-ваемого, перекрывают уже непосредст- мостоятельной формой в программах но-венно в редакции. (Р1): «ЛТТ» или «Лайф- востей является редко, чаще представля-ту-тэйп» - форма презентации новостей, ет собой часть других материалов. Может по структуре повторяющая сюжет, одна- быть отдельным в случае особо знакового ко вместо закадрового текста в материал информационного повода.

Это та же трансляция, но в ней меньше этой формы. «Стена» же весьма похожа внимания уделяется качеству материала. по структуре на прямое включение, но не Может быть с элементами прямого вклю- с места событий, а из студии. «Анимация», чения корреспондента, а может быть рас- по сути, является «сюжетом» с графикой. тянуто на долгое время - в ожидании, что Скорее всего, самостоятельный термин ис-случится что-то в кадре. (Р7): «стрим» также пользуется для удобства сотрудников кон-является очень молодой и пока не очень кретной редакции. растространенной на телевидении формой Некоторые формы материалов, к кото-(чаще можно увидеть стримы на онлайн- рым обращаются практики, отчасти схожи платформах). Представляет собой, по су- с теми, о которых пишут авторы работ по ти, ту же трансляцию, отличие заключается телевизионной журналистике. Так, «замет -в способе записи происходящего: если в ка» представляет собой «БЗ» (есть разли-случае с трансляцией, съемка ведется с по- чие в самом рабочем термине). При этом мощью профессиональной техники, зара- может возникать вопрос: почему в теоре-нее аккредитованной на мероприятие, то тической типологии «заметка» синонимич-стрим получают с мобильных телефонов на «видеосюжету», тогда как на практике или лайф-ю и дежеро («мобильных» рюк- это кардинально разные вещи. «Репортаж» заков). «Стрим» пришел на телевидение из и «интервью» совпадают, хотя, например, социальных сетей и других онлайн-плат- современные трактовки интервью журна-форм (youtube.com, twitch.com, goodgame. листами оказываются богаче, чем в теории. com и пр.), и теперь используется, как правило, при происшествиях и других неза- Заключение

планированных событиях. Результаты настоящего исследования

По одному разу были упомянуты такие показали, что терминологический аппа-

формы материалов, как «БЗ-стэндап», «сте- рат, которым в реальной работе пользу-

на» и «анимация». Судя по всему, перечи- ются сотрудники российских телеканалов,

сленные формы являются вариациями при- минимально пересекается с концепциями

вычных форм представления информации, жанровой теории телевизионной журна-

придуманных в каждой конкретной редак- листики. Анализ наиболее авторитетной

ции: «"БЗ-стэндап" мы делаем, когда, напри- академической типологии жанров вызвал

мер, идут военные учения в разных городах, у корреспондентов, редакторов и продю-

в каждом у нас корреспонденты. Они записы- серов большие трудности, что может гово-

ваютстэндапы, которые потом "склеиваются" рить о значительных различиях в подхо-

через подводки ведущего (Р8); По структуре дах к определению типов контента. Ин-

"стена" близка к сюжету, но вместо закадров формация, полученная от практикующих

(закадрового текста) корреспондент выходит в журналистов, также показала, что многие

студию к ведущему, отвечает на обращенный жанры, до сих пор глубоко интегрирован-

к нему вопрос и рассказывает о событии на ные в академический дискурс, не актуаль-

фоне экранов с инфографикой; рассказ все так ны на современном телевидении или же

же разбивается лайфами и синхронами (Р2); ограниченно представлены в редакцион-

"Анимация" - это то же, что ВМЗ, но с графи- ных практиках.

кой вместо смонтированного видеоряда (Р4)». Важнейшие отличия в подходах заключа-

Можно заметить, что «БЗ-стэндап» на- ются в том, что терминология, используемая

поминает обычную БЗ с тем исключением, в рабочих практиках, в гораздо большей

что вместо синхронов, лайфов и пр. ис- степени ориентирована не на смысловые/

пользуются стэндапы, что нетипично для содержательные, а на технические харак-

57

теристики подготовки и подачи журналистских материалов. Возможно, это является одним из объяснений того, что журналисты и не пользуются фундаментальным для теории понятием «жанр». В этом контексте имеет смысл, вероятно, не столько радикально пересмотреть сформировавшуюся в академическом сообществе жанровую теорию, сколько ввести как более адекватное отражению реалий функционирования современной телевизионной журналистики понятие «формы подачи информации». В этом случае в исследовательской работе можно будет отталкиваться не только от изучения готовых телевизионных медиатекстов с применением формально далеких от реального контекста их

создания и существования филологических критериев, но и ориентироваться на вовлечение в контекст актуальных редакционных рутин.

Главным же результатом актуализации подходов к формированию академического дискурса будут не столько изменения научного дискурса, сколько трансформации дискурса образовательного. В последнем до сих пор доминируют подходы к обучению телевизионной журналистике на основе жанровой теории, в то время как переориентация на освоение «форм подачи информации» может расширить области пересечения журналистского образования с реальным функционированием современной журналистики.

Библиография

Багиров Э., Борецкий Р., Груховская Л., Григорьянц Н. и др. Жанры телевидения. М.: [б. и.], 1967.

Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М.: [б. и.], 1961.

Виноградова У.Е. Методические проблемы развития классификации деловых медиа // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2572 001: 10.30547/mediascope.3.2019.11

Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю. и др. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 51-71.

Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное / под ред. Г.В.Лазутиной. М.: Аспект Пресс, 2018.

Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: дис. ... д-ра фи-лол. наук. М., 2012.

Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2004.

Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 26-42.

Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов аудиторией онлайновых медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 3. С. 3-22. 001: 10.30547^^к.]оигп.3.2019.322

Колесниченко А.В. Техника и технология СМИ. Подготовка текстов. М.: Юрайт, 2017.

КройчикЛ.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та; Высш. шк., 2002.

Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2012.

Майдурова О.Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции. СПб.: СПбГУ, 2011.

Макеенко М.И., Кугушева А.А. Возможности использования политической экономии коммуникации в российской теории медиа // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2574 DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.1

НикольскаяЭ.С. Место ЛТТ в жанровой палитре телевизионных новостей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 72-88. DOI: 10.30547/vestnik. journ.5.2019.7288

Образцова А.Ю. Особенности работы корреспондентов и редакторов на современных новостных радиостанциях России: дис. ... канд. филол. наук. М., 2019.

От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России: колл. моногр. / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та; Фак. журн. МГУ, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики: учеб.-метод. пособие для студентов фак. и отд. журналистики гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2011.

Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 75-89.

Хлызова А.А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиа-условиях // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 73-76.

Чобанян К.В. Современный информационный телеканал: жанровые приоритеты и языковая модель. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Чобанян К.В. Языковые средства и приемы привлечения внимания зрителей телевизионных новостей (на материале шапок и шпигелей телеканала Си-эн-эн) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 3. С. 80-99.

ШестеркинаЛ.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики. М.: Аспект Пресс, 2012.

Crump S. (1974) Fundamentals of Journalism. New York: McGraw-Hill Companies.

Hornby R. (1965) The Press in Modern Society. London.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.