Научная статья на тему 'Формы патриотического воспитания младших школьников в современном подростковом клубе'

Формы патриотического воспитания младших школьников в современном подростковом клубе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы патриотического воспитания младших школьников в современном подростковом клубе»

На сайте Ярославской области размещены методические рекомендации для самостоятельной подготовки к сдаче нормативов ГТО, а также ведется активная пропаганда под девизом "ГТО - путь к успеху". Важно отметить, что сдача комплекса ГТО носит сугубо добровольный характер среди школьников и студентов и предусматривают специальную систему грантов.

За 2011- 2012 год в пилотном проекте ГТО приняли участи 55% образовательных учреждений Ярославской области. Согласно данным, более 9 тысяч человек получили золотые и серебряные награды и количество сдающих неизменно растет.

Сегодня в 12 субъектах Российской Федерации, среди которых Белгородская, Владимирская, Московская, Свердловская, Смоленская и Ярославская области, республики Карелия, Марий Эл, Удмуртия, Мордовия и Татарстан, а также Красноярский край запущено экспериментальное тестирование нового комплекса ГТО. [1]

Таким образом, тщательная и детальная разработка нормативов ГТО, выполненная Правительством РФ 2014 г. в соответствии с медицинскими нормами двигательного режима для каждого возраста, позволит возобновить массовое физкультурное движение в стране, улучшить физическую подготовку и увеличить продолжительность жизни населения. В 2015 году он будет уже учитываться

как критерий для поступления в ВУЗы. Система получила много изменений. Так, дети теперь будут заниматься спортом по этой системе с 6 лет. Всего же, на внедрение полной системы потребуется около четырех лет. На реализацию планируется потратить около полутора миллиардов рублей, они будут взяты с тех денег, которые остались после Олимпиады в Сочи. Президент России Владимир Путин отметил, что комплекс ГТО в данном случае будет прививать детям спортивные навыки и любовь к физкультуре.

Список использованной литературы

1. Рафаэль Сааков. Новый формат ГТО в России: что сдавать и зачем? Би-би-си, Москва, 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.co.uk/russian /sport/2014/04/140401_russia_gto_system_revival

2. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р "Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"

3. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

4. Нормы ГТО 2015 [Электронный ресурс] URL: http ://www. gto -normy.ru/

ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня патриотического воспитания у подрастающего поколения, особенно младших школьников, так как в младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет современный национальный воспитательный идеал и даёт понятие патриотизма как чувства и сформировавшейся позиции верности своей стране и солидарности с её народом. Это означает, что нам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. На наш взгляд поле деятельности педагогов в этом направлении огромно.

БрославНиколай Иванович

Студент 5 курса СурГПУ, г. Сургут

Для того, чтобы нам охарактеризовать формы работы с детьми младшего школьного возраста, нам, в первую очередь, необходимо рассмотреть, что же такое формы в общем.

Под формой понимается организация, структура и содержание. Опираясь на исследования А.Д. Жаркова, можно выявить, что содержание и форма в деятельности учреждения культуры отражаются в планах работы, коллективах художественной самодеятельности, программах вечеров, тематике лекций, бесед, сценариях праздников и т.д. Содержание раскрывает проблематику, также является одним из основных условий эффективности деятельности учреждения, следовательно, и самой работы с аудиторией. Вообще под формой понимается устройство, структура и внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо, отсюда следует, что форма не может существовать изолированно от содержания.

Форма по своей сути является выражением содержания культурно-досуговой деятельности. В зависимости от характера аудитории формы в культурно-досуговой деятельности делятся следующим образом: массовые, групповые, индивидуальные. Массовыми формами ориентировочно принято считать количество человек свыше пятидесяти. К групповым, в основном, до пятидесяти человек. Основу групповой формы составляют общие интересы участников к занятиям, например, в кружках, студиях, участие в диспутах и так далее. К индивидуальным же формам относятся беседа, консультация и другие. Так как

формы не существуют сами по себе, их выбор обуславливается содержанием и средствами. Формы зависят от содержания, а каждое средство воздействия требует определенных форм организации людей. От выбора форм часто зависит и результат деятельности. Форма как способ выражения содержания мероприятия представляет собой средства социально-культурной деятельности, к которым относятся виды средств:

1. устные (живое слово, сценическая речь);

2. наглядные (плакаты, фото, ролики и пр);

3. технические средства (аудио, видео, компьютеры, световые средства);

4. СМИ;

5. Средства искусства и самодеятельного художественного творчества (музыка, танцы, вокал, театр и т.д.) [3, с. 88].

Клуб - это добровольное объединение детей и педагогов целях общения связана с политическими научными художественными или другими интересными, а также для отдыха и развлечения главные принципы клуба — это добровольное самоуправление единство цели совместной деятельности непосредственном контакте друг с другом. В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурные технологии воспитания. Продуманная и целенаправленная деятельность клуба по организации общения единомышленников союзников равных ни самостоятельно позволяет привлекательной ненавязчивой форме утверждать ценность образования и здоровья традиции и истории, ценность другого человека, личная свобода мышления, а главное любовь к Родине, патриотизму.

Результатом деятельности клуба можно считать приобретение детьми способов приемов, техник мышления, деятельности культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни. Клубы могут иметь различную направленность.

Типы клубных формирований по их направленности могут быть художественного творчества, спортивно-оздоровительные, культурно-просветительские, общественно-политические, прикладного творчества.

Непосредственное руководство клубными формированиями осуществляют руководители коллективов, кружков, секций, любительских объединений - это педагоги дополнительного образования детей. Немаловажную роль в работе подросткового клуба играет детское самоуправление, которое вносит коррективы и предложения в план работы, участвует в жизни клуба, следит за порядком и так далее. Детское самоуправление в подростковом клубе — это важный момент педагогического стимулирования лидерства в детской среде, поддержание готовности проявления лидерских качеств, создания поля лидерства [4, с. 50].

Рассмотрев особенности современных подростковых клубов, мы можем более подробно остановиться на формах работы с детьми младшего школьного возраста.

Для выявления наиболее эффективных форм патриотического воспитания нами было проведено анкетирование, с целью выявления наиболее интересных форм по мнению детей. В анкетировании приняло участие 100 респондентов, учащихся третьих и четвертых классов.

Из результатов опроса мы можем сделать вывод, что большинству детей нравится игровая форма. На во-

прос о том, какая форма видится вам наиболее предпочтительной, 52% респондентов ответили, что «игровая форма». 24% опрошенных предпочли форму праздника, форму экскурсии выбрали 17% респондентов и 7% выбрали форму классного часа.

Остановимся на данных формах более подробно.

Игры - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Хотя ведущим видом деятельности младшего школьника является учение, игра для него по-прежнему остается привлекательной. Она удовлетворяет потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации. По нашему мнению, игры любимы детьми и необходимы им, потому что являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.

Праздник - особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.

Если говорить о педагогической сущности, то праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

Зачастую праздники используют как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с классом, школой, городом, страной [2, с. 52].

Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы мы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.

По нашему мнению в патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

Классный час - одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Известны три функции классного часа.

Просветительская функция заключается в расширении знаний, учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т.д. темой обсуждения может стать

то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания.

Благодаря этой функции, наши классные часы могут иметь самую разнообразную тематику.

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определённых отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир.

Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей [1, с. 27].

На наш взгляд, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, так как помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознать социальную направленность всех дел.

Таким образом, недостаточность моральных и духовных ресурсов, необходимых для правильного развития и социализации младших школьников, становятся факторами, которые негативно сказываются на подрастающем поколении в целом, а это значит, что младшие школьники, как никогда нуждаются в особом отношении. Наиболее

эффективным для решения проблемы патриотического воспитания среди младших школьников нам видится работа подростковых клубов по месту жительства. Мы выявили, что клуб по месту жительства является эффективной площадкой для патриотического воспитания, так как он способствует деятельности с самыми различными методами и формами организации досуга, что в свою очередь направленно на реализацию базовых потребностей детей, в социализации, культурной адаптации. Также мы выявили и рассмотрели наиболее удачные, на наш взгляд, формы работы с младшими школьниками в подростковом клубе, что способствует развитию патриотического воспитания наиболее эффективно.

Список литературы

1. Бортулева Н.К., Социальный педагог подростково-молодёжного клуба / Н.К. Бортулева// Воспитание школьников. - 2010. - № 5. - С. 27-30.

2. Васильева О. Л., Игры как средство патриотического воспитания / О. Л. Васильев// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2014. - № 1. - С. 52-53.

3. Жарков А. Д., Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1998. - 248с.

4. Спивак М. С., Клубные формирования как сфера учебно-воспитательной и досуговой деятельности / М. С. Спивак// Воспитание школьников. - 2011. - N 3 - С. 49-53. - Библиогр.: с. 53

ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Важная роль в комплексном решении проблемы межнационального взаимодействия младших школьников принадлежит школе и является одной из приоритетных социально-значимых ее задач. Многонациональный коллектив способствует формированию у детей гуманистического, коллективистского отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям.

Нередко в школьном коллективе возникают проблемы межнационального взаимодействия. В рамках данной проблемы имеют место быть возникающие конфликты между детьми разных национальностей. В речи детей появляются обидные высказывания, указывающие на национальную принадлежность. Иногда возникают отказы от участия в национальных праздниках и развлечениях.

Дети, отличающиеся от большинства по внешности, языку, религии испытывают первыми на себе недостаточно толерантное отношение. Если взрослые могут закрыть на это глаза и не отреагировать должным образов, то дети воспринимают всё происходящее близко к сердцу. Эти события порождают в дальнейшем недостаток уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, порождение страха, дискомфорт. Особенности

Ерхова Татьяна Дмитриевна

Студентка 5 курса СурГПУ, г. Сургут

межнационального взаимодействия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в 4 года у ребенка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности. По данным М.Б. Насыровой, младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно [3, с. 3]. С.В. Крюкова считает, что для маленьких детей поликультурность должна быть частью всего ранневозрастного обучения. Установлено, что уже к четырем годам у ребенка вырабатывается не только первоначальное представление о расовой принадлежности, но и о причинно-следственной связи фактора национальности с положением в обществе. С другой стороны, дети, вынужденные жить в ситуации этнической напряженности, в районах межнациональных и межрелигиозных конфликтов, очень рано осознают свою этническую принадлежность и становятся особенно чувствительными к усвоению как позитивных, так и негативных национальных стереотипов [1, с. 97].

В качестве одного из приоритетных направлений развития младших школьников имеет место быть межнациональное взаимодействие. Значительную роль в этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.