Научная статья на тему 'Формы парламентского контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации'

Формы парламентского контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
501
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИИ (УСТАВЫ) СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПАРЛАМЕНТ / КОМПЕТЕНЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / CONSTITUTIONS (CHARTERS) OF THE RUSSIAN FEDERATION PARLIAMENT / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE COMPETENCE OF THE LEGISLATURE / PARLIAMENTARY CONTROL / CONTROL FUNCTIONS / FORMS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Екатерина Владимировна

Изучены формы контроля законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за деятельностью исполнительных органов в регионах. Представлена характеристика форм парламентского контроля в субъектах Российской Федерации, оценена эффективность их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF PARLIAMENTARY CONTROL OVER THE EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Studied forms of control of legislative bodies of the subjects of the Russian Federation over the executive bodies in the regions. The characteristic forms of parliamentary control in the Russian Federation, evaluated the efficacy of their application.

Текст научной работы на тему «Формы парламентского контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации»

проявления незаконного оборота наркотиков.

Недостаточно обоснованным представляется также изменение, внесенное в УК, предусматривающее повышение возраста уголовной ответственности за кражу без смягчающих и отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 175 УК РК). Как известно, вопрос о минимальном возрасте уголовной ответственности, наряду с отмеченными выше, остается одним из наиболее спорных. Особая острота его проявилась во время разработки и обсуждения проекта УК РК, когда общественное мнение практически однозначно склонялось к закреплению общего возраста уголовной ответственности в 14 лет и минимального в 12 лет. В настоящее время, когда сохраняется тенденция омоложения преступности в целом и довольно высокого процента совершения именно простых краж несовершеннолетними, полагаем рациональным сохранить прежний возраст уголовной ответственности за простую кражу с 14 лет, изменив соответственно ч. 2 ст. 15 УК РК.

В плане законодательной техники следует отметить, что действующий Уголовный кодекс РК переполнен специальными нормами, сокращение которых в некоторых случаях возможно путем конструирования наряду с основным составом квалифицированных либо привилегированных составов в рамках одной статьи.

Полагаем, что действующий Уголовный

кодекс РК, как и любой закон государства, не совершенен, и это вполне естественно. Жизнь не стоит на месте, и за всеми ее изменениями необходимо следить и адекватно реагировать, устраняя образующиеся пробелы в действующем законодательстве.

Указанные выше предложения и рекомендации направлены на дальнейшую гуманизацию уголовной политики Республики Казахстан и должны, на наш взгляд, найти отражение в национальном законодательстве.

список литературы

1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года: утв. Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858 //Казахстанская правда. 2009. 27 авг.

2. Борчашвили И.Ш. Идентичность повторного проступка // URL: www.zakon.kz/analyties/ 4464587. Информационный портал (дата обращения 26 декабря 2011 г.).

3. Хавронюк Н. Административная преюди-ция и институт рецидива с точки зрения уголовного права европейских стран // Аналитический документ Центра исследований правовой политики, ноябрь 2010 г.// URL: http online/ zakon.kz / Dokument/Cache.

4. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. М., 1987.

ЖАКСЫБЕКОВА Фарида Сатбергеновна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии. Казахский гуманитарно-юри-дическийуниверситет. Казахстан. Астана. E-mail: 5707994@mail.ru

ZHAKSYBEKOVA, Farida Satbergenovna - Candidate of Laws, Associate Professor of Department of Criminal law, Penal law and Criminology. Kazakh State Law University. Kazakhstan. Astana. E-mail: 5707994@mail.ru

УДК 342.536.7

формы парламентского контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти в субъектах российской федерации

Е.В. Казакова

Изучены формы контроля законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за деятельностью исполнительных органов в регионах. Представлена характеристика форм парламентского контроля в субъектах Российской Федерации, оценена эффективность их применения.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; конституции (уставы) субъектов Российской Федерации; парламент; компетенция законодательных органов; парламентский контроль; контрольные функции; формы контроля.

80

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2012. №4(10)

E.V. Kazakova. FORMS OF PARLIAMENTARY CONTROL OVER THE EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Studied forms of control of legislative bodies of the subjects of the Russian Federation over the executive bodies in the regions. The characteristic forms of parliamentary control in the Russian Federation, evaluated the efficacy of their application.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation; constitutions (charters) of the Russian Federation Parliament, the competence of the legislature; parliamentary control, control functions, forms of control.

Контрольные функции законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в конституциях (уставах) субъектов, в законодательных актах, определяющих их статус, а также в отдельных регионах приняты специальные законы о парламентском контроле. Парламенты в регионах, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. (ред. от 03.12. 2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определены как постоянно действующие высшие и единственные органы законодательной власти субъектов Российской Федерации (ст. 4) [1]. В абсолютном большинстве субъектов их статус определен именно таким образом за исключением двух - Удмуртской Республики и Республики Саха (Якутия).

Согласно ст. 31.1. Государственный Совет Удмуртской Республики является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики [4]. Примерно такая же формулировка содержится и в Конституции Республики Саха (Якутия). Так, ст. 54 Основного Закона республики определяет, что «Государственное Собрание (Ил Тумэн) - парламент Республики Саха (Якутия) - является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти» и что он «Постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Республики Саха (Якутия)» [5].

В практике деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации применяются различные формы парламентского контроля. К наиболее распространенным относятся:

- участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта;

- доверие, недоверие и отказ в доверии высшему должностному лицу субъекта Рос-

сийской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителям отдельных органов исполнительной власти субъектов Федерации;

- заслушивание ежегодного отчета высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- проведение парламентских расследований;

- парламентские слушания;

- парламентские запросы;

- запросы депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации (депутатские запросы);

-проведение правительственного часа;

- вопросы к членам правительств субъектов Российской Федерации;

- утверждение отдельных актов органов исполнительной власти.

Одним из действенных инструментов, с помощью которого законодательная власть может реализовать свои контрольные полномочия, является парламентское расследование. Отсутствие раньше такого института контроля парламента за деятельностью исполнительной власти в целом негативно влияло на развитие демократических начал в Российском государстве.

Под парламентским расследованием обычно понимается одна из форм контроля за исполнительной властью, как особый вид расследования, представляющий собой процесс применения уполномоченными на то органами в пределах своей компетенции ряда мер различного характера для достижения целей и задач, определенных соответствующими нормативными правовыми актами [7]. Оно может проводиться только по вопросам, которые отнесены к компетенции законодательного

органа, не подменяя правоохранительные органы, суды, не вмешиваясь в прерогативы других контролирующих органов.

Целями парламентского расследования в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. (ред. от 28.12.2010) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» являются: защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина; обеспечение палатами Федерального Собрания контроля деятельности Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, государственных органов, не являющихся органами государственной власти, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования; выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования [2].

Введение института парламентского расследования на федеральном уровне во многом способствовало активизации этих процессов на уровне субъектов Российской Федерации. В отдельных регионах, учитывая важность и необходимость такой формы парламентского контроля, внесены изменения в их основные законы, законы о парламентах субъектов, либо приняты специальные законы, касающиеся парламентского расследования. Так, право проведения парламентских расследований законодательными органами предусматривают конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Татарстан. Специальные законы о парламентском расследовании приняты законодательными органами Кабардино-Балкарской («О парламентском расследовании» от 20.06.2008), Карачаево-Черкесской («О парламентском расследовании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики» от 08.12.2006) и Чеченской («О парламентском расследовании Парламента Чеченской Республики» от 20.05.2007) республик.

В соответствии с законами о законодательных органах правом назначения и проведения парламентских расследований наделены также парламенты республик Адыгея («О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея» от 10.07.2006), Башкортостан («О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан» от 30.12.2002) и Ростовской («О Законодательном Собрании Рос-

товской области» от 18.09.2002) области. Реализация такой формы контроля предусмотрена и в законах об уполномоченном по правам человека в республиках Тыва (от 30.06.1999), Саха (Якутия) (от 17.10.2002), Карелия (от 12.11.2007) и Нижегородской области (от 09.01.2004). В Республике Калмыкия право депутатов участвовать в депутатских расследованиях закреплено в Законе Республики Калмыкия от 4 июля 2005 г. «О статусе депутатов Народного Хурала (парламента) Республики Калмыкия».

Важная роль в реализации контрольных полномочий парламента отводится парламентским запросам, запросам депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также вопросам к членам правительств. К примеру, в соответствии с Законом Чувашской Республики от 27 марта 2012 г. «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики» [3] Государственный Совет вправе направить парламентский запрос в Кабинет Министров Чувашской Республики, руководителям органов исполнительной власти Чувашской Республики, к прокурору Чувашской Республики, Председателю Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям других органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, руководителям территориальных федеральных органов государственной власти, если их руководители назначаются с согласия органов го сударственной власти Чувашской Республики, по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Должностные лица органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, руководители избирательных комиссий и комиссий референдума Чувашской Республики всех уровней, которым направлен парламентский запрос, должны дать ответ на него в устной (на сессии Государственного Совета) или письменной форме не позднее чем через 20 дней со дня получения запроса или в иной установленный Государственным Советом срок, если вопрос требует более длительного времени для изучения материалов. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на запрос оглашается на сессии Государственного Совета.

Активно депутатами Государственного

82

Вестник Российского университета кооперации. 2012. №4(10)

Совета Чувашской Республики в качестве формы парламентского контроля используются депутатские запросы и вопросы к членам Правительства. Депутат Государственного Совета вправе обращаться с запросом к Председателю Кабинета Министров Чувашской Республики, его заместителям, руководителям органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, а также руководителям организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, независимо от форм собственности. Запрос депутата Государственного Совета направляется им самостоятельно и не требует оглашения на сессии Государственного Совета.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором срок. К тому же следует отметить, что инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных федеральными законами. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.

С вопросами к членам правительств субъектов Российской Федерации депутаты законодательных органов могут обращаться на своих заседаниях. Порядок направления вопросов и ответов должностных лиц на них достаточно подробно расписан в регламентах парламентов регионов. Вопросы рассматриваются в рамках «правительственного часа».

Вопросы могут быть как письменные, так и устные. Приглашенному должностному лицу предоставляется определенное время для выступления по существу заданных ему письменных вопросов или для о сновной информации по рассматриваемому блоку вопросов. Прения в рамках «правительственного часа» не проводятся. По результатам рассмотрения вопросов палаты могут дать поручения своим комитетам (комиссиям) подготовить проект постановления палаты о законодательной инициативе, проведении парламентских слушаний, а также иные поручения.

К примеру, в Чувашской Республике на заседаниях Государственного Совета на «правительственном часе» рассматривается один из блоков вопросов, относящихся к сфере деятель-

ности исполнительных органов государственной власти Чувашской Республики, в том числе: «Финансы»; «Экономическое развитие, труд, наука и высшая школа»; «Строительство и дорожное хозяйство»; «Жилищная политика и энергетика, транспорт и связь»; «Социальное развитие, опека и попечительство»; «Здравоохранение, культура и архивы, физическая культура, спорт и молодежная политика»; «Образование»; «Сельское хозяйство»; «Природные ресурсы и экология»; «Лесной комплекс». Предложения о проведении «правительственного часа» могут вноситься комитетами, депутатскими объединениями. Решение о проведении «правительственного часа» принимается Президиумом Государственного Совета. При этом предложения комитетов, депутатских объединений о проведении «правительственного часа» и приглашении на «правительственный час» должностных лиц, а также вопросы, которые, по их мнению, должны быть рассмотрены, представляются в письменном виде председателю Государственного Совета не позднее чем за две недели до проведения «правительственного часа».

Поступившие вопросы направляются должностным лицам, указанным в ст. 84 настоящего Регламента, не позднее чем за неделю до проведения «правительственного часа». Председатель Государственного Совета приглашает на «правительственный час» не позднее чем за 5 дней до его проведения должностных лиц в соответствии с рассматриваемым блоком вопросов.

В случае необходимости в «правительственном часе» могут принимать участие должностные лица, определяемые приглашенным должностным лицом в соответствии с рассматриваемым блоком вопросов и с учетом вопросов и предложений депутатов Государственного Совета. Приглашенные на «правительственный час» отвечают в устной форме на поставленные депутатами Государственного Совета вопросы. Депутаты вправе задавать вопросы приглашенным должностным лицам только по обсуждаемой теме. По результатам проведенного «правительственного часа» Государственный Совет вправе принять соответствующее постановление Государственного Совета или дать протокольное поручение соответствующему комитету.

В действующем законодательстве отсутствуют определения понятий депутатского запроса и вопросов к членам Правительства, хотя они во многом и родственны, поскольку исходят от одних и тех же субъектов, но имеют существенные различия. Под вопросом к члену Правительства, как правило, пони-

мают обращение с целью получения сведения информационного характера по конкретной теме или по одному из блоков вопросов, относящихся к сфере деятельности исполнительных органов власти. Ответы на них должностные лица дают в специальное отведенное время в период заседания палат, и при этом, как уже отмечалось, прения по ним не проводятся. Депутатские запросы направляются должностным лицам самостоятельно. Они преследуют в основном цель привлечения внимания к проблемным вопросам, которые не решаются или же реализуются ненадлежащим образом. Ответ на депутатский запрос может стать предметом обсуждения на заседаниях законодательного органа [6].

При осуществлении своей контрольной деятельности парламентами субъектов Российской Федерации используются различные формы, которые широко распространены в мировой практике развития парламентаризма. Наиболее эффективное и действенное влияние, как правило, они оказывают в сочетании друг с другом, а нередко и дополняя друг друга в зависимости от специфики контролируемых процессов.

список литературы

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель-

ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005.

2. О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 27 декабря 2005 г. (ред. от 28.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. №1, ст. 7.

3. О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики: Закон Чувашской Республики от 27 марта 2012 г. № 19 // Ведомости Государственного Совета ЧР. 2012. № 94.

4. Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. № 663-ХП (ред. от 04.06.2012). Официальный сайт Государственного Совета Удмуртской Республики.

5. Конституция Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (ред. от 08.06.2012). Официальный сайт Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

6. ДемидовМ.В. Парламентский финансовый контроль в России: правовые аспекты функционирования и проблемы реализации: монография. Чебоксары, 2011. С. 51-52.

7. Зрелов А.П., Краснов М.В. О введении института парламентского расследования в РФ // Право и политика. 2003. № 10. С. 39-48.

КАЗАКОВА Екатерина Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m.v.demidov@ rucoop.ru

KAZAKOVA, Ekaterina Vladimirovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m.v.demidov@rucoop.ru

УДК 340.15

от обычая до нормы права

В.А. Купцов

Проведен анализ некоторых обычных правил и юридических норм законодательства разных исторических эпох до современности. Приведены примеры наказаний за различные деяния.

Ключевые слова: норма; право; общество; действия; закон; нравственность; наказание.

V.A. Kuptsov. FROM CUSTOM TO LAW

The analysis of some of the normal rules and legal norms of the legislation from different historical periods to the present. The examples of penalties for different acts.

Keywords: standard; right; society; actions; law; morality; punishment.

Человеческое общество как социальный и причиняемого вреда. На разных этапах об-организм всегда стремилось защитить своих щественного развития защита эта принимала членов от всякого рода наносимых им обид различные формы и осуществлялась мето-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.