Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА – ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА – ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суверенитет / народовластие / государственный суверенитет / народный суверенитет / суверенитет нации / демократия / sovereignty / democracy / state sovereignty / popular sovereignty / sovereignty of the nation / democracy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Д.Ж. Асанбекова, Ч.К. Жаанбаева

Для определения состояния государственного суверенитета и суверенитета народа необходим политико-правовой анализ их детерминированности уровнем развития демократических институтов, взаимообусловленности состояния суверенитета народа и демократии, соотношения данных политико-правовых феноменов. В данной статье рассматриваются формы осуществления суверенитета в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF EXERCISE OF SOVEREIGNTY – THE BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC

To determine the state of state sovereignty and the sovereignty of the people, a political and legal analysis of their determination by the level of development of democratic institutions, the interdependence of the state of the sovereignty of the people and democracy, and the relationship between these political and legal phenomena is necessary. The article discusses the forms of exercise of sovereignty in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА – ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА - ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Д.Ж. Асанбекова, канд. пед. наук, доцент Ч.К. Жаанбаева, канд. юрид. наук, доцент Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-19-22

Аннотация. Для определения состояния государственного суверенитета и суверенитета народа необходим политико-правовой анализ их детерминированности уровнем развития демократических институтов, взаимообусловленности состояния суверенитета народа и демократии, соотношения данных политико-правовых феноменов. В данной статье рассматриваются формы осуществления суверенитета в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: суверенитет, народовластие, государственный суверенитет, народный суверенитет, суверенитет нации, демократия.

В современной политологии понятие «суверенитет» ассоциируется с понятием «независимость» только в той или иной степени. Термин «суверенитет» подразумевает определённые ограничения независимости. Международным сообществом выработаны цивилизованные принципы отношений между государствами, которых они должны придерживаться. Общепринято, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве может быть предметом международной защиты. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия по распоряжению властью (но не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в п. 4 ст. 1 Конституции Кыргызской Республики, «народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти» [1].

Система народовластия в Кыргызской Республике, которая включает в себя:

- сущность (носителем суверенитета и единственным источником власти в Кыргызской Республике является народ);

- фактическое содержание (верховенство власти народа; полнота власти народа; единство власти народа; неограничен-

ность власти народа; не отчуждаемость власти народа);

- юридическое содержание (право формирования органов государственной власти; право принимать законы путем референдума; право экономического развития; право свободного политического развития: народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления);

- формы реализации: институты непосредственной и представительной демократии.

В этих условиях большое значение принадлежит институтам непосредственной и представительной демократии: выборам, референдуму, народной законодательной инициативе, народному курултаю сходам граждан, митингам, шествиям, демонстрациям и т.п. Конституционно-правовое определение демократических выборов, референдумов, курултаев, сходов (собраний) граждан, съездов, конференций, митингов, шествий, демонстраций в качестве высшего непосредственного выражения власти народа самым непосредственным образом сказалось на содержании и структуре системы народовластия.

Конституционное право граждан избирать и быть избранными, право на участие

в референдуме, курултае, сходах (собраниях) граждан, съездах, конференциях, митингах, шествиях, демонстрациях, выступать с народной правотворческой инициативой, гарантии реализации и защиты активного и пассивного избирательного права граждан заняли центральное место в системе публичного права Кыргызской Республики [2]. Выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место в системе народовластия, являются высоким достижением человеческой цивилизации. Право граждан участвовать в формировании органов государственной власти и местного самоуправления является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Народовластие - есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ является единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно путем выражения волеизъявления при проведении референдума и выборов, являясь важнейшим институтом современной демократии.

Таким образом, рассмотренные выше теоретические аспекты и категории, в контексте их взаимосвязи между собой, их сущности и функционирования составляют теоретическую основу системы народовластия.

Формы осуществления суверенитета народа. Формы осуществления суверенитета народа - это институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Конституция закрепляет государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть.

Народный суверенитет, или народовластие, означает принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Сувере-

нитет или полновластие народа есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу [3].

Конституционные формы осуществления суверенитета народа есть предусмотренные Конституцией Кыргызской Республики государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть. К ним относятся институты непосредственной демократии или прямого властвования народа: референдум, свободные выборы, народный курултай собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др.; деятельность формируемых народом органов государственной власти - Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Президент Кыргызской Республики; через институты местного самоуправления - выборы населением местных кенешей - представительных органов местного самоуправления, сходы граждан и др.

Как форма народовластия местное самоуправление обеспечивает населению Кыргызстана возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения и таким образом управлять общественными делами на соответствующей территории. Конституционно-правовыми механизмами управления местными делами являются муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива, сходы, собрания граждан и другие формы народного волеизъявления, а также деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления через институт политических прав и свобод и институт гражданских инициатив.

Местные кенеши - институты представительной и непосредственной демократии - действенные государственно-правовые каналы осуществления народовластия. При этом сочетание представительной и

непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа.

Непосредственная (прямая) демократия - это осуществление народом власти через формы непосредственного или прямого волеизъявления. Согласно Конституции Кыргызской Республики (п. 2 ст. 2) Граждане Кыргызской Республики осуществляют свою власть непосредственно на выборах и референдумах (всенародное голосование), а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов Кыргызской Республики [4], таким образом, высшим непосредственным выражением власти народа признаются референдум и свободные выборы. Непосредственная демократия обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему.

Субъектами непосредственной демократии выступают многонациональный народ Кыргызстана в целом; население административно-территориальных единиц (областных, городских, районных и сельских поселений), избирательных округов, трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства, отдельные граждане.

Характерные черты непосредственной демократии:

1) это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия;

2) право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории;

3) прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляется актами непосредственной демократии.

В зависимости от юридического значения (последствий) институты непосредственной демократии могут быть подразделены на две группы: императивного и консультативного характера. Особенность

императивных форм: решение, принятое на референдуме, является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории Кыргызской Республики [3], т.е. принимаемые народом решения признаются окончательными, обязательными и не требуют последующего юридического утверждения государственными органами или органами местного самоуправления. Пример этого - принятая на референдуме (всенародном голосовании) Конституция Кыргызской Республики 11 апреля 2021 года.

Составляющие суверенитета. Обязательными являются такие элементы государственного суверенитета как:

- Верховенство государственной власти. Государству принадлежит вся полнота власти, и оно регулирует все правовые отношения в обществе на своей территории. При этом нет другой власти, которая стояла бы выше государственной. Но в демократических государствах источником власти является народ, который может оказывать на неё влияние посредством специальных процедур (выборы, референдумы, петиции).

- Единство государственной власти. Данный принцип подразумевает, что существует единая система, которая четко разграничивает полномочия и сферы ответственности отдельных органов власти. При этом общая компетенция органов, входящих в эту систему, полностью покрывает все полномочия, которые необходимы для управления государством. Также в такой системе обычно присутствует главный орган, которому подчиняются остальные.

- Независимость государственной власти. Государство монопольно владеет правом на принятие любых решений, и никакая внешняя сила не должна навязывать ему свою волю.

И в конце, чтобы сохранить суверенитет и независимость необходима независимая внешняя политика и обороноспособность страны.

Библиографический список

1. Конституция КР от 05.05.2021 г.

2. Суеркулов, У. Определение морально-нравственных требований уровня правосознания и национального самосознания муниципальных служащих в суверенном государстве / У. Суеркулов, Д. Асанбекова // Бюллетень науки и практики. - 2022. - Т. 8, № 3. - С. 392-398. - DOI 10.33619/2414-2948/76/46. - EDN XNHTVO.

3. Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. - М.: Институт социологии РАН, 1994.

4. Закон о референдуме КР от 08.08.2019 г.

FORMS OF EXERCISE OF SOVEREIGNTY - THE BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Dz.Zh. Asanbekova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ch.K. Jaanbaeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. To determine the state of state sovereignty and the sovereignty of the people, a political and legal analysis of their determination by the level of development of democratic institutions, the interdependence of the state of the sovereignty of the people and democracy, and the relationship between these political and legal phenomena is necessary. The article discusses the forms of exercise of sovereignty in the Kyrgyz Republic.

Keywords: sovereignty, democracy, state sovereignty, popular sovereignty, sovereignty of the nation, democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.