Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
895
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правоохранительная функция / законность / взаимосвязь / формы правоохраны

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дадюкова Мария Николаевна

В статье исследуется совокупность отношений, связанных с реализацией правоохранительной функции в государстве, их диалектическая взаимосвязь, взаимозависимость форм и методов деятельности системы органов в структуре реализации правоохранительной функции российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОРЧЕСТВА

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Дадюкова Мария Николаевна, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье исследуется совокупность отношений, связанных с реализацией правоохранительной функции в государстве, их диалектическая взаимосвязь, взаимозависимость форм и методов деятельности системы органов в структуре реализации правоохранительной функции российской го сударственно сти.

Ключевые слова: правоохранительная функция, законность, взаимосвязь, формы правоохраны.

Функции государства выражаются в его роли в жизни общества [1]. С помощью функции в теории государства и права можно определить предмет деятельности данного института (юридического лица), содержание его работы (деятельности) и обеспечить ее. Законодательная, исполнительная и судебная власть в правовом государстве имеют общую природу. Главной их задачей является создание гармоничного общества.

Без сомнения, само правовое государство не может быть рассмотрено вне связи с социальным составом и характером современного государства, с характеристикой демократической направленности, а равно вне вопросов развития гражданского общества. Только при соблюдении всех перечисленных аспектов можно достичь идеала правового государства [2].

На основании этого, правоохранительную функцию также можно классифицировать по следующим признакам:

1) в зависимости от направления, на которое направлена деятельность государства, - внутренняя функция;

2) по длительности существования - постоянная функция;

3) по важности и социальной значимости тех или иных государственных функций - главная функция;

4) исходя из принципа разделения властей - законодательная, исполнительная и судебная.

Формы юридических действий - это деятельность по совершению юридически значимых действий в строго определенном законом порядке.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрим эти формы подробнее [3].

Правовые формы однородны по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям), деятельность органов государства по руководству обществом осуществляется путем издания правовых актов, в отличие от организационных форм, которые не влекут за собой последствий. Основными критерием является главенствующая роль права при их исполнении, влекущих юридические последствия, а также связаны с созданием, исполнением и охраной правых норм (см. таблицу 1).

Таблица 1

Форма осуществления государственных функций

Правовые формы Неправовые формы

Отражается связь государства и права, обязанность государства при выполнении своих функций действовать на основе права и в рамках закона

Правотворческая деятельность Организационно-регламентирующая деятельность

Правоисполнительная деятельность Организационно-хозяйственная деятельность

Правоохранительная деятельность Организационно-идеологическая деятельность

Различие между правовыми и неправовыми (организационными) формами состоит в том, что правовые формы связаны с изданием нормативно-правовых актов, а организационные не связаны.

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путём издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть -законодательная деятельность. На данный момент это самая главная форма в деятельности государственного органа, так как без нормативной регламентации ни один государственный орган не сможет выполнять свои функции по реализации функций государства. Именно в нормах права закладываются нормы должного, возможного или запретного поведения для всех субъектов права. Благодаря правовым нормам осуществляется упорядочение общественных связей, а также достигается поставленная цель.

Стоит отметить, что саморегулирование граждан своим поведением на страже эффективности использования, исполнения задуманных ими планов является одним из способов эффективной защиты их интересов. Следовательно, правовое регулирование есть, прежде всего, юридическая деятельность. Его дополняет воздействие, которое охватывает другие, помимо юридических законов, каналы влияния права на общественные отношения.

Правовое регулирование предполагает не только движение в сторону государства, но и обратную связь. При отсутствии добровольной (сознательной) реализации норм права, возможно применение государственного принуждения. К ним относятся:

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- ориентационное воздействие (выработка у общества направлений в поведении, которые не идут в разряд с ходом развития общественной жизни);

- превентивное воздействие (связано с необходимостью человека воздерживаться от совершения деяний, причиняющих вред государству, обществу, личности под риском наступления для него неблагоприятных последствий);

- психологическое воздействие (с одной стороны подавляющее агрессивное поведение личности, а с другой - дающее уверенность в защите её интересов со стороны государства) [4].

Правоприменительная (правоисполнительная) деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов, подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В этом виде выделяют оперативно-исполнительную деятельность, с помощью которой осуществляется властная, творческая, исполнительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основой для возникновения, изменения или прекращения правообладания.

В настоящее время правоохранительная система является формой реализации полномочий государственной власти в сфере защиты прав и свобод граждан, а также обеспечения исполнения возлагаемых на неё правовых обязательств по охране норм права от нарушений при помощи властной оперативной работы государственных органов по выполнению возложенных на них юридических обязанностей, охраны прав и свобод граждан от нарушений.

Функции государства используются для того, чтобы нормативные предписания были выполнены всеми субъектами права. Эта деятельность включают в себя следующие виды: предотвращение правонарушений, охрана граждан от преступного посягательства, обеспечение прав и свобод в сфере охраны правопорядка, контроль за выполнением обязанностей и запретов, укрепление режима законности и контрольно-надзорной деятельности, осуществление правосудия и привлечение виновных лиц к ответственности.

Правоохранительная деятельность - вид деятельности государства по претворению в жизни установленного правового режима, осуществляемой в целях охраны норм права от нарушений, защиты предоставленных гражданам субъективных прав и выполнению возложенных на них юридических обязанностей. Кроме того, она включает в себя меры по предупреждению нарушений, расследование всех обстоятельств дела и выяснения истины в каждом случае правонарушения, разрешение спорных вопросов и возможных юридических проблем с применением правовых мер воздействия, а также возможных правовых коллизий и споров, применение правовых санкций в адрес правонарушителей и обеспечение реализации их правовой ответственности.

В результате правоохранительной деятельности издаются нормативные акты, которые вызывают возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений (постановления следователей, протесты и представления

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

прокурора, приговоры и решения судов и др.) Эти акты являются профилактическими, так как они направлены на предупреждение преступлений и иных правонарушений, восстановление нарушенного права, реализацию юридической ответственности лица, совершившего правонарушитель, а следовательно, во всех случаях - охране прав личности, защите интересов граждан или общества в целом.

По мнению некоторых исследователей, к этому списку добавляется контрольно-надзорная деятельность государства - это выполнение функций государства посредством действия всех видов государственного надзора и контроля за законностью. Здесь особое внимание уделяется надзору прокуратуры за точным и единообразным исполнением действующего законодательства на территории страны, который осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорскими работниками.

Однако, все чаще и чаще используются различные организационные формы, которые иногда называют неправовыми — это деятельность, которая не требует от ее участников полной и безоговорочной юридической защиты. В ней нет юридических последствий, которые могли бы возникнуть в результате совершения юридически значимых действий, а в организационных действиях нет необходимости издавать специальные юридические акты.

Существующие формы организации деятельности являются вспомогательными по отношению к основной функции государства. Они являются различными организационными формами, которые могут быть использованы при осуществлении той или иной функции государства. Ими являются статистика и учет, бухгалтерия, работа счетных комиссий, организация заседаний органов государства (парламента, правительства, суда и т.д.). Организационные формы реализации государственных функций обычно не уточняются и являются общими для всех сфер деятельности государства.

Выделяются следующие виды организационных форм:

- организационно-регламентирующая;

- организационно-хозяйственная;

- организационно-идеологическая.

Основными направлениями в работе организационно-регламентирующей формы являются оперативно-организационные мероприятия, которые осуществляется в рамках текущей деятельности государственных структур для решения определенных политических задач (оперативная организационная работа по подготовке проектов документов, организация выборов, планирование, координация действий, контроль значимых мероприятий и т.д.).

Организационно-хозяйственная форма - это оперативная техническая и хозяйственная работа в сфере бухгалтерии, статистики и снабжения, а также кредитования.

Организационно-идеологическая форма — это ежедневная разъяснительная, воспитательная работа, которая обеспечивает выполнение различных функций государства (например, воспитание населения в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

соответствии с принятыми законами и иными нормативными актами; формирование общественного мнения по тому или иному вопросу, работа по привлечению граждан к участию в выборах органов государственной власти).

Организационные (неправовые) формы, не должны смешиваться с действиями соответствующих должностных лиц вопреки их праву. Такие действия могут совершаться с помощью насилия, угроз, вне правовой сферы. И все же такое положение вещей отнюдь не означает, что государство не может прибегать к принуждению в своей деятельности. Для того чтобы реализовать свои функции, государство прибегает к различным методам: убеждению, принуждению, поощрению, наказанию и другим.

В качестве метода убеждения используются специальные средства, которые воздействуют на сознание человека и способствуют его формированию (обоснование, обсуждение, демонстрация определенного примера и др.).

Метод принудительного воздействия - использование в пределах правовых предписаний средств государственной власти для принуждения к соблюдению законов физическими лицами и организациями, нарушившими требования законности.

Рекомендательный метод - это способы и средства, которые способствуют формированию у людей определенного варианта поведения или действий.

Методы информационного воздействия — это оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и других важных событиях.

При реализации государственных функций правовые и неправовые формы сочетаются между собою, взаимодействуют, взаимно обеспечивают и дополняют друг друга: неправовые формы предшествуют правовым, создают условия для их использования (например, сбор, подготовка к обработке, анализ информации, разработка предложений предшествуют принятию законов и других нормативных актов) и могут быть реализованы через их закрепление в нормативно-правовых актах, которые приобретают правовую форму (например, закон о бюджете принимает форму закона о бюджете).

Таким образом, правоохранительная функция является деятельностью государства по обеспечению точного исполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями или государственными органами. Она также включает в себя обеспечение общественного порядка, защиту законных интересов граждан, юридических лиц или их объединений, защиту конституционного строя и государства от неправомерного вмешательства. При этом, обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, разрешение всех общественных проблем - это неотъемлемая часть данной функции: она является внутренней, постоянной, основной [5].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2010. - С. 14.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - С. 327.

3. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. - 1956. - № 3. - С. 8587.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - С. 63-64.

5. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2002, Новый век. - С. 362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.