Научная статья на тему 'Формы организации учебной деятельности детей с СДВГ в школе и дома'

Формы организации учебной деятельности детей с СДВГ в школе и дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1524
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ DSM-IV / ОПЫТ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SYNDROME OF LACK ATTENTION / THE INTEREST AND SUPPORT OF PARENTS / COMPLEX APPROACH TO THE DECISION A PROBLEM / CLASSIFICATION DSM-IV / EXPERIENCE OF SCHOOL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёгина Ирина Николаевна

В своей статье автор анализирует особенности организации системы обучения, адаптированной к потребностям детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of organization of educational activities for children with ADHD in school and home

In the article the author analyses the features of organization educational system, adapted to the needs of children with syndrome of lack attention, and hyperactivity.

Текст научной работы на тему «Формы организации учебной деятельности детей с СДВГ в школе и дома»



Формы организации учебной деятельности детей с СДВГ в школе и дома

Ирина Николаевна Серёгина,

преподаватель психологии факультета непрерывного образования Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга, медицинский психолог городской детской поликлиники № 2, г. Петропавловск-Камчатский, irinavip88@bk.ru

• синдромом дефицита внимания • заинтересованность и поддержка родителей • комплексный подход к решению проблемы • классификация DSM-IV • опыт школьной социализации •

В какой школе следует учиться детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? Единого мнения по этому поводу у специалистов нет. Одни считают, что таким детям трудно учиться и контактировать со сверстниками в обычной школе. Другие обосновывают обучение в обычной школе сохранным интеллектом у детей, а вторичные проблемы (неуправляемое поведение, агрессивность и прочее) возникают в результате упущения своевременной диагностики СДВГ, например, некоторые формы синдрома имеют менее выраженную гиперактивность, в основном страдает внимание.

Когда ребёнок приходит в первый класс, уже в течение полугода учитель видит наличие у него проблем в обучении и поведении, проявляющихся в той или иной степени. Педагог должен обратить внимание даже на небольшие трудности в обучении ребёнка, с целью выяснить причину. Возможно, ученик ленится или педагогически запущен, неблагоприятная обстановка в семье, страдают познавательные процессы у ребёнка и т.п. Говоря о СДВГ у детей, отметим, что синдром имеет разные «лица» и определить его наличие не всегда представляется возможным психологу, педагогу и родителю, исключая явно выраженную форму (тяжёлую степень) синдрома.

Известно немало случаев, когда дети с СДВГ, вовремя получившие помощь и под-

держку со стороны психологов, педагогов и врачей, становились известными преуспевающими бизнесменами, адвокатами, спортсменами, потому что их родители приложили немало усилий, чтобы дети добились успеха. Решение проблемы СДВГ у детей не заключается в многочисленных рекомендациях для педагогов, программах обучения таких детей, опирающихся на школу и мастерство учителя. Без заинтересованности, поддержки родителей (семьи) и наблюдения врачей помощь таким детям мало эффективна. Усилия педагогов организовать обучение и помочь ребёнку с СДВГ самостоятельно в условиях школы (если родители безразличны к проблеме ребёнка или неблагополучная семья) приобретают характер бесполезности, истощая центральную нервную систему самого учителя.

Эффективность педагогической работы (обучения и воспитания) при комплексном подходе решения проблемы также зависит от формы (подтипа СДВГ) и степени выраженности синдрома. В связи с этим в школе характерны противоречия между возможностями детей с СДВГ и требованиями учителя (особенно в начальных классах), система обучения характеризуется как психот-равмирующая для гиперактивного ребёнка.

Может, дело не в системе обучения, а в дошкольной диагностике и подготовке ребёнка с СДВГ в этой системе обучаться? Но

119

это уже вопрос, касающимся психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.

Разные «лица» синдрома

СДВГ является этиологически полиморфным расстройством, где в подавляющем большинстве случаев генетические факторы играют основную роль. Также СДВГ — биопсихоциальное расстройство, при котором главные этиологические факторы — биологические (родовые травмы, тяжёлые интоксикации, органические поражения центральной нервной системы и другие), а основные прогностические — психосоциальные, неблагоприятное течение которых (функционирование семьи) может закреплять клинические проявления и усиливать дезадаптацию детей, страдающих этим за-болеванием1. Но при благоприятных условиях воспитания проявление симптомов снижается или исчезает полностью. Основными проявлениями СДВГ являются гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.

По американской классификации DSM-IV СДВГ встречается у трёх подтипов:

1) с преобладанием дефицита внимания, гиперактивность и импульсивность может отсутствовать полностью (чистая форма — simplex);

2) с преобладанием гиперактивности/импульсивности, при минимально выраженном или полном отсутствии дефицита внимания (чистая форма — simplex);

3) комбинированный (сочетанная форма — complex) — с наличием симптомов гиперак-

1 Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986. 256 с.; King R.A., Noshpirz J.D. Pathways of growth // Essentials of child psychiatry. N.Y., 1991. Vol. 2; Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. A clinical workbook. N.Y.: The Guilfred Press, 2006. P. 65-94.

2 Нозологическая единица (нозологическая форма) — это определенная болезнь, которую выделяют как самостоятельную, как правило, на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-морфологических проявлений.

3 Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. A clinical workbook. N.Y.: The Guilfred Press, 2006. — P. 65-94.

4 Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. М.: Генезис, 2010. С. 71.

тивности/импульсивности и дефицита внимания.

По данным исследований, синдром гиперактивности/импульсивности больше связан с риском оппозиционным, агрессивным и антисоциальным поведением, синдром дефицита внимания — с тревожными расстройствами, депрессией и проблемами с учёбой, комбинированный же подтип является самым тяжёлым и прогностически сочетает в себе развитие проблем двух других подтипов. Однако в настоящее время ведётся научная дискуссия относительно подтипов СДВГ — являются ли они формой одного расстройства или это разные по природе расстройства? Особенно это касается подтипа с преобладанием дефицита внимания, который, по мнению Barkley, является отдельной нозологической единицей2. В настоящее время вопрос о подтипах СДВГ и клиническом значении до конца не исследован3.

Что касается степени тяжести СДВГ, понимание того, что в пределах одного подтипа в одной возрастной группе степень выраженности симптомов и их присутствие во всех сферах жизни ребёнка может быть совершенно разной (в зависимости от этиологии СДВГ, биологической почвы расстройства у ребёнка, клинической картины), выделение степеней тяжести имеет смысл. Более того, установленная степень выраженности синдрома у ребёнка позволяет специалистам определить более точные (для подтипа СДВГ) и эффективные методы коррекции, его воспитания и обучения. Врачи предлагают рассматривать лёгкую, умеренную (среднюю) и выраженную (тяжёлую) степени тяжести формы СДВГ. Однако ни в одной диагностической системе до сих пор нет чётких диагностических критериев, определяющих степень тяжести СДВГ. Поэтому определяется она врачами-клиницистами по клинической картине и характеру выраженности симптомов4.

Типичные проявления СДВГ

Неоднократно нами проводились исследования детей вторых классов с трудностями в обучении и поведении. Дети проходили медицинское обследование (включая аппаратное — ЭЭГ) и психолого-педагогическое. У 90% детей выявлен синдром дефи-

120

цита внимания и гиперактивности (все формы выраженности). Когда учителям были озвучены результаты, мы столкнулись с нескрываемым удивлением тому, что некоторые дети из их класса страдали СДВГ. Это была форма выраженности, которая носила характер дефицита внимания без гиперактивности (преимущественно девочки). Ученицы характеризовались следующим образом: без особых способностей, тихо сидящие за партами; не принимают участие в общественной жизни класса; основная оценка по предметам — «3». Некоторые дети с СДВГ (несмотря на свою неусидчивость) успевали услышать и запомнить учебный материал, выполняли хорошо самостоятельные работы и считались просто непослушными и невоспитанными (форма гиперактивности с минимальным дефицитом внимания).

Из беседы с учителями исследуемых классов выявлено, что в настоящее время о проблеме СДВГ педагоги просвещены достаточно хорошо. В каждом начальном классе есть брошюры с рекомендациями, но все они носят общий характер в работе с гиперактивными детьми. По анализу экспериментального исследования можно заключить, что общие рекомендации для педагогов в отношении обучения и воспитания детей с СДВГ подходят в работе не со всеми детьми; каждый случай, независимо от формы выраженности и степени тяжести синдрома, — сугубо индивидуальный. Поэтому рекомендации педагогам и родителям должны носить более точный характер в отношении обучения и воспитания детей, страдающих разными подтипами СДВГ.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания имеет много «лиц», вопреки объединяющей патогенетической составляющей СДВГ — нарушению самоконтроля: у разных детей, в разном возрасте, в разных социальных контекстах он будет проявляться очень по-разному и приводить к разным последствиям5.

Дети с доминированием дефицита внимания

Это наиболее сложный подтип для диагностики СДВГ. Типичные проблемы с сосредоточением внимания заключаются не столь-

ко в том, что дети не могут быть сконцентрированными, сколько в их неспособности на протяжении продолжительного времени удерживать внимание на важном, особенно если оно малоинтересное и не стимулирующее. Однако они внимательно смотрят захватывающий мультфильм, играют в компьютерные игры и могут быть успешными игроками. Проблема появляется тогда, когда ребёнку нужно продолжительное время концентрироваться на том, что не интересно, например: урок, представленный учителем, домашнее задание и т.п. В связи с этим появляются трудности с концентрацией, ошибки по невнимательности, отвлечение на посторонние факторы, невыполнение заданий и т.д. Создаётся впечатление, что на уроках ребёнок «витает в облаках», с каждым учебным днём упуская пройденный материал. Одновременно у него занижается самооценка, повышается тревожность, нарушаются коммуникации.

Внимание детей с СДВГ очень слабо контролируется «центральным командным пунктом» (лобной корой), и вместе с тем им руководят наиболее сенсорные, привлекательные в плане новизны и стимуляции аспекты ситуации. Соответственно снижена способность активно руководить собственным вниманием, сосредоточить его на важнейших аспектах ситуации (особенно если они не интересны) и удерживаться от отвлечения на второстепенные стимулы (если они более интересны)6. Учитывая другую нейропсихо-логическую характеристику детей с СДВГ большой сенсорный голод, потребность в «сильных» впечатлениях и способность быстро «насыщаться», можно предсказать, насколько серьёзными могут быть проблемы с внимательностью в ситуациях, «скучных» для ребёнка (например, на уроке).

Типичные особенности поведения таких детей: «отсутствие», «сон наяву», «растерянность», замедленность реакций, двигательная заторможенность. Эти дети обычно не создают особых трудностей окружающим, а потому не испытывают проблем с «активным» отчуждением, хотя могут иметь проблемы с социальными навыками и быть социально изолированными. У них высокий индекс коморбидности (на-

5 Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. М.: Генезис, 2010. С. 65.

6 Там же. С. 57.

121

личие дополнительной клиническом картины) относительно специфических расстройств, школьных навыков, депрессии и тревожных расстройств7. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гиперактивностью, у них есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Этот подтип чаще встречается у девочек, но его редко относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении (в некоторых случаях ошибочно и лечение необходимо).

Рекомендации учителю:

Основное:

• интересная, «мультисенсорная», с «частой сменой кадров» презентация учебного материала на уроке;

• активное привлечение детей;

• чёткая структура с частым изменением заданий и видов деятельности;

• в процессе выполнения учеником самостоятельного задания следует: неоднократно подходить к нему (контроль его деятельности); интересоваться (всё ли ему понятно); напоминать о времени, которое он может ещё использовать при выполнении задания; поощрять (учителю необходимо создать ситуацию поддержки, которая позволит ребёнку учиться укладываться в установленное время урока, например: фраза «не волнуйся, ты успеешь», возможность задержаться после урока, чтобы закончить задание);

• домашнее задание писать на доске, проговаривая его вслух, предварительно попросить детей подготовить дневники и ручки, дополнительно привлечь внимание (например: «Маша, ты всё записала?»).

Второстепенное (но существенное):

• стратегия уменьшения посторонних раздражителей (например, посадить ребёнка за первую парту, не возле окна и т.п.).

Как показали исследования, даже в условиях сенсорно «стерильного» кабинета, если стиль преподавания не будет интерес-

_ ным и стимулирую-

7 Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity щим, ребёнок будет Disorder. i N.Y.: Guilford Publications, 1990. отвлекаться: если 256 p. не на что отвлечься

снаружи, внимание перенесется во внутренний мир, мир воображения.

Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей с СДВГ до относительной нормализации их мозговой деятельности (т. е. в течение 1—3 классов) основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему легче было включиться в классе, и вынужденные «отключения» не нарушали общее понимание того, что объясняет учитель.

Рекомендации родителям:

• во время выполнения домашнего задания наблюдать за ребенком, если он отвлекается на посторонние стимулы, «перефокусировать» его на уроки;

• постоянно концентрировать внимание ребенка, периодически обращаться к нему, (например: «Как продвигаются дела с заданием?») подойти и посмотреть, на какой стадии выполнение, помочь (иначе он может часами безрезультатно сидеть за столом над одним заданием, утомляясь и истощаясь энергетически);

• малоинтересные, скучные задания ребенок самостоятельно выполнить не может, поэтому необходимо либо сделать задание интересным, либо ассистировать в роли «сосредоточителя внимания», либо повысить мотивацию (например, приз в случае успешного выполнения задания);

• время выполнения уроков должно быть регламентировано и контролироваться родителями;

• давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

• для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

• постоянно общайтесь с классным руководителем, интегрируйте ваши действия;

• проходите профилактические консультации у невролога (наблюдение медиков).

Исключить (на время выполнения ребёнком домашнего задания):

122

• присутствие дома знакомых, приятелей взрослых;

• просмотр родителями телепередач (если это слышно ребёнку), занятия за компьютером;

• длительные разговоры по телефону (только по существу, коротко);

• постоянные окрики из других комнат.

Категорически нельзя возлагать ответственность за выполнение домашнего задания и успехи в школе на ребёнка.

Дети с доминированием гиперактивности

Перед нами — наиболее редкая форма СДВГ. Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут — даже для здорового ребёнка непосильная задача. Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10—15 минут после начала урока гиперактивный ребёнок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Начинается проявляться симптоматика СДВГ — ребёнок ёрзает на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, играет попавшими под руку предметами, одним словом, занимается «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя.

Такое поведение у ребёнка не возникает «специально», это следствие его утомления и как результат — снижение функции контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребёнку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине, можно наказывать, но это вряд ли будет эффективным. Ребёнок не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это. Но при всей своей гиперактивности ребёнок может повторить то, что сказал учитель, запомнить большую часть темы урока, выучить немаленькое стихотворение и прочесть его через несколько дней. Способностью услышать, запомнить и воспроизвести при повышенной активности и отвлекаемости эти дети и отличаются от детей других подтипов СДВГ.

Отметим, что роль учителей является определяющей в своевременном выявлении

СДВГ. Особенно это касается учителей начальной школы — именно они могут первыми заметить симптомы СДВГ у ребёнка и обеспечить раннюю диагностику и своевременную помощь. От отношения учителя к ребёнку зависят отношения, которые сложатся между ними, и как следствие — мотивация ребёнка к сотрудничеству, учёбе, надлежащему поведению и т.д. Сказанное отнюдь не уменьшает значимости определённых действий и усилий по построению позитивного взаимодействия с ребёнком. Хорошие отношения не образуются сами собой, их надо строить и оберегать.

К рекомендациям учителю и родителям,

которые описаны в предыдущем разделе, необходимо дополнить следующее (пути построения хороших взаимоотношений):

• ежедневное личное приветствие ребёнка;

• использование разных возможностей для общения (например, во время перерыва можно подойти к ребёнку и спросить: «Как настроение?», «Как прошли выходные?» и т.п.);

• невербальные выражения хорошего отношения (например, можно слегка погладить, похлопать по плечу за успешное выполнение задания и т.п.);

• внимательность к ребёнку, доброжелательность, поддержка;

• внимание к успехам ребёнка (в том числе и перед классом), его положительным качествам, способностям;

• избегание унизительной критики, некорректных форм высказывания замечания и т.п.;

• эмоциональное, интересное проведение уроков с привлечением детей, их активным участием в уроке, поощрением сотрудничества.

Эффективное партнёрство родителей и педагогов является главным условием социальной и учебной успешности школьника с СДВГ.

Оптимизация сотрудничества учителя с родителями ребёнка:

• учителям необходимы элементы навыков психологического консультирования и навыки конструктивного решения конфликтов (требует определённого опыта и компетентности педагога);

123

• общение родителей и учителя с целью: согласованно работать над общими воспитательными целями — контроль поведения, учёбы, интеграция ребёнка в коллектив, развитие положительной самооценки, социальных навыков и т.п.;

• в процессе общения учитель может оказать поддержку родителям в содействии полноценному развитию ребёнка;

• учитель может консультировать родителей по вопросам выполнения домашних заданий, назначения дополнительных занятий, преодоления проблем с самоорганизацией, трудностей в отношениях с ровесниками и т.п..

Личность учителя и характер его отношений с ребёнком являются основой педагогического влияния. Иногда именно учитель играет определяющую роль в судьбе ребёнка, помогая ему выбрать оптимальный путь развития и самореализации.

Дети с комбинированной формой СДВГ

И, наконец, самая распространённая форма СДВГ. Симптомы дефицита внимания и гиперактивности, проявляющиеся в комбинированной форме, часто сопровождаются дополнительными нарушениями:

• обучения (дислексия, дискалькулия, дис-графия и т.д.);

• моторики (нарушение моторного умения);

• общения (коммуникативные);

• нарушения экспрессивной и рецептивно-экспрессивной речи, фонации, логоневозы и т.д.

Л. Хечман считает, что все симптомы СДВГ (гиперактивность, импульсивность и дефицит (нарушение)

8 Хечман Л. Развитие, нейробиологичес-кие и психосоциальные аспекты гиперактивности, импульсивности / Пер. М. Симонова, Е. Шумана // narod.ru Сайт кафедры психиатрии и наркологии № 1 Уральской Государственной Медицинской Академии, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Роман

мания и

чук О.И. Синдром дефицита вни-гиперактивности у детей / Пер. с укр. М.: Генезис, 2010. 336 с.

внимания) логично рассматривать совместно, так как они редко встречаются по отдельности, что порой осложняет выявление чистого (simplex) подтипа СДВГ8. При этом автор рассматрива-

ет симптомы СДВГ (их проявления) по возрастам. Мы же акцентируем внимание на младших школьниках (1—3 классы).

При отсутствии своевременной помощи формируются вторичные проблемы и сопутствующие расстройства.

Прямыми непосредственными следствиями СДВГ являются проблемы в нескольких сферах жизни: семья, отношения с ровесниками, поведение в школе и на улице, учёба. Степень выраженности этих проблем и их наличие зависят не только от СДВГ, но и от того, как реагирует социальное окружение на ребёнка, помогает ли ему преодолевать вызванные расстройством ограничения. В случае отрицательного взаимодействия с социальной средой у ребёнка с СДВГ могут нарастать:

• расстройства поведения — оппозиционное, агрессивное и антисоциальное поведение;

• расстройства развития речи и школьных навыков;

• тревожные расстройства;

• депрессия, тики;

• расстройство развития координации движений;

• пограничная интеллектуальная недостаточность;

• энурез (недержание мочи), нарушение сна и др.

А в подростковом возрасте:

• расстройство личности;

• злоупотребление / зависимость от алкоголя и наркотиков.

Прежде всего, отметим, что поведение ребёнка с СДВГ носит вариабельный характер, непостоянно, и в разных средах один и тот же ребёнок может вести себя по-разному. С точки зрения патогенеза, это вполне понятно, поскольку поведение ребёнка контролируется не внутренними правилами, а является реакцией на внешние стимулы и факторы «здесь и сейчас». В зависимости от комбинации этих стимулов и факторов поведение ребёнка будет разным: в одной среде симптомы СДВГ сильно выражены и поведение ребёнка будет «проблемным», а в другой — нет9. В связи с этим можно сделать вывод — на-

124

сколько важным в социализации ребенка с СДВГ является школьная среда и отношение с учителем и сверстниками.

Итак, если подытожить, то общими для всех детей с СДВГ являются следующие проблемы:

• трудности в овладении некоторыми учебными навыками;

• неуклюжесть, проблемы с крупной и мелкой моторикой, неразборчивый почерк;

• неаккуратность при выполнении письменных работ;

• неумение организовать свою деятельность: как последовательность выполнения действий, так и во времени;

• трудности в соблюдении инструкций;

• эмоциональная нестабильность (частые смены настроения, вспыльчивость);

• трудности с концентрацией внимания;

• сложные отношения с учителями и сверстниками.

Однако исследования показывают10, что наряду со всеми этими проблемами гиперактивные дети обладают:

• высокой познавательной активностью;

• широким кругом интересов;

• способностью к целостному восприятию мира и отдельных ситуаций;

• способностью к озарению;

• высоким уровнем развития аналитических способностей;

• способностью придумывать множество вариантов решения одной задачи;

• чувством юмора;

• изобретательностью.

Дополняя рекомендации, отметим для учителей:

• вера учителя в ученика, хорошие взаимоотношения между ними;

• учитывание усвоения инструкции и алгоритма деятельности ученика на уроках;

• учитывание возможности контроля за протеканием собственной деятельности ребенка;

• обеспечение предсказуемости, организованности и структурированности среды;

• эффективное командное сотрудничество между специалистами по СДВГ (врач, психолог, педагог) и родителями;

• гибкость учителя, его готовность и желание находить соответствующий педагогический подход и стиль преподавания, который отвечает особенностям каждого ребенка;

• уменьшение объема письменных заданий на уроках; предоставление детям с СДВГ большего времени на выполнение задания;

• поддержка со стороны школьной администрации.

Что могут родители:

• уделять ребенку как можно больше времени;

• обеспечить себе поддержку и помощь в семье и школе. Сделать учителей своими союзниками (обязательно!);

• составлять списки, оформляя их веселыми картинками (например, распорядок дня), поскольку дети с СДВГ не умеют организовывать и планировать свою деятельность (испытывают трудности в программировании); контролировать выполнение, напоминая (например: «Через 15 минут готовься ко сну»);

Списки можно составлять для любого рода деятельности, например:

• уборка в комнате (список, что необходимо сделать по пунктам);

• последовательность выполнения домашних заданий (составлять список вместе, с учетом мнения ребенка, тогда сопротивление при исполнении с его стороны будет меньше);

• что обязательно должно быть в портфеле;

• правила поведения (например, соблюдать режим, сколько и когда смотреть телевизор, вечером собирать портфель в школу и т.д.);

• границы (в этом списке должно быть все то, чего делать нельзя, например, драться, обзываться и т.д.).

• контроль родителей за временем (дети плохо ориентируются во времени), заранее предупреждайте о любых изменениях, особенно если это меняется в режиме дня и ваших совместных планах;

И, конечно, делайте передышки (например, игра на расслабление и т.п.).

10 Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребенок. СПб.: НПК «Омега», 2010. 160 с.

125

При всей кажущейся жесткости, списки ребенку необходимы, они показывают ему, в каком направлении двигаться. Он знает, что именно ему следует делать, чего от него ждут, и становится спокойнее.

В заключение хотелось бы сказать, что до сих пор большинство педагогов и школьных психологов, в противовес мнению и рекомендациям специалистов (врачи, клинические психологи), предпочитают практику обсервации детей с СДВГ. В таких случаях представители школ настаивают или на выводе детей на надомное обучение (чаще всего), или на переводе их в классы выравнивания (реже), или на смене образовательно_ го учреждения.

В основном это те дети, которые были «упущены» с перво-

11 Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.i 384 с.

СПб.: Наука и Техника, 2010.

го класса (по каким-либо причинам), имеющие вторичные проблемы (агрессия, ухудшение степени тяжести СДВГ, антисоциальное поведение и т.п.).

В итоге такие дети лишаются глобального опыта школьной социализации, общения с социально-благополучными соучениками и их поддержки, ориентации в личных учебных достижениях на успешных одноклассников. При подобном подходе к работе с этими детьми основной акцент делается исключительно на индивидуальную помощь. Однако, как показывает практический опыт и соответствующие научные ис-следования11, надежды на психотерапию в сочетании с одновременным назначением лекарственных средств без учёта школьного фактора (получение позитивного школьного опыта) на сегодняшний день

безосновательны. □

«ИГРА И ДЕТИ»

Периодичность — 8 номеров в год, 40 стр. Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель, май.

Журнал предлагает апробированные материалы, помогающие объединить работу сотрудников дошкольных образовательных учреждений, начальных школ и усилия родителей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 10 лет. Содержит научно-популярные и методические материалы, консультации специалистов, опыт семейного воспитания, описания творческих и дидактических игр, игровых занятий, сценарии праздников, конкурсов и других мероприятий.

Все материалы готовы к практическому использованию для коллективной и индивидуальной работы с детьми.

Подписные индексы:

в каталоге Агентства «Роспечать»: 80660 (полугодовой), 81606 (годовой) E-mail: igra@i-deti.ru, www.i-deti.ru

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.