Научная статья на тему 'Формы организации самостоятельной работы студентов в условиях коммуникативного обучения иностранным языкам'

Формы организации самостоятельной работы студентов в условиях коммуникативного обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2808
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Любовь Викторовна

В статье рассматриваются современные формы организации самостоятельной работы студентов в условиях коммуникативного обучения иностранным языкам, даны ряд требований, необходимых для повышения ее эффективности, описаны их формы, типы и виды, предложен опыт реализации методов проектов как одного из видов самостоятельной работы при обучении французскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The forms of organization of students' self-study activity in foreign languages in conditions of communicative learning

The article deals with modern forms of organizing self-study activity of students in conditions of communicative learning foreign languages. The author introduces requirements necessary for improving effective self-study activity of students and describes forms and kinds of self-study activity. Besides, the author gives some experience of realizing project methods as a kind of self-study activity of students in learning French.

Текст научной работы на тему «Формы организации самостоятельной работы студентов в условиях коммуникативного обучения иностранным языкам»

Л.В. Михалева

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В статье рассматриваются современные формы организации самостоятельной работы студентов в условиях коммуникативного обучения иностранным языкам, даны ряд требований, необходимых для повышения ее эффективности, описаны их формы, типы и виды, предложен опыт реализации методов проектов как одного из видов самостоятельной работы при обучении французскому языку.

Самостоятельная работа студентов (СРС) по иностранному языку является обязательной составной частью учебного процесса и содействует реализации основной цели - формированию коммуникативной компетенции. Главными целями СРС являются достижение должного уровня иноязычной коммуникативной компетенции и одновременно формирование у будущих специалистов умения самостоятельно поддерживать и повышать свой уровень владения иностранным языком. СРС способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, способствует росту мотивации обучения иностранному языку.

Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует реорганизации учебно-воспитательного процесса, предполагает разработку новых методических технологий, позволяющих студентам наиболее эффективно овладеть учебной деятельностью, пересмотр содержания обучения с целью перераспределения учебной информации для работы под руководством преподавателя и для работы самостоятельно, внедрение разнообразных форм СРС, оптимальное использование как технических, так и не технических средств обучения.

При коммуникативном подходе к обучению иностранным языкам СРС является неотъемлемым звеном профессионального образования. Ю.А. Комарова определяет СРС по овладению иностранными языками как вид учебной деятельности, который предполагает процесс самостоятельного приобретения знаний и который управляется либо преподавателями через дидактические материалы - памятки, опоры, инструкции, алгоритмы деятельности, либо самим студентом через определенные цели работы, разработку собственных стратегий деятельности, самооценивание [1].

В психолого-педагогическом плане СРС по иностранным языкам представляет собой определенную систему учебных приемов: чтения, прослушивания, осмысления и обобщения, запоминания. Определяя место СРС в процессе обучения иностранным языкам, необходимо расставить приоритеты в формировании индивидуальной технологии обучения. При этом необходимо учитывать, что овладение современным содержанием обучения иностранному языку невозможно без формирования умения самостоятельного овладения иноязычной культурой, а не только системой иностранного языка.

Эффективно организованная СРС является не только формой, но и целью обучения, т.к. кроме получения знаний по иностранным языкам, одной из главных задач учебного процесса является выработка у обучаемых умений и навыков самостоятельной работы.

Глубина и прочность знаний учащихся по иностранному языку и развитие у них необходимых автоматизмов в применении этих знаний на практике в значительной степени зависят от умения учащихся самостоятельно работать, т.к. ни один курс обучения иностранному языку помогает ему преодолевать трудности в процессе приобретения знаний и их дальнейшего совершенствования.

Самостоятельная работа по иностранному языку подразумевает умение работать с книгой и словарем, умение слушать и понимать иностранную речь, говорить, употребляя знакомые грамматические формы и слова иностранного языка, читать и понимать прочитанное. Всеми этими умениями учащийся овладевает не сразу, и его практическая самостоятельная деятельность должна быть организована так, чтобы ему приходилось постепенно преодолевать нарастающие трудности, проявляя все большую и большую степень самостоятельности в достижении поставленной цели.

Навыки самостоятельной работы, выработанные у учащихся в течение учебного процесса, должны остаться на всю жизнь; у учащегося должна быть создана потребность заниматься иностранным языком без принуждения со стороны преподавателя. Эта потребность и является результатом самостоятельной работы учащегося.

Самостоятельная работа присуща всему процессу обучения иностранному языку от школьной скамьи до вузовской аудитории и требования к ее организации зависят от конкретных условий обучения, целей и задач обучения, от места обучения и контингента обучаемых. В этом контексте можно выделить общие требования к СРС, которые не зависят от конкретики и имеют значение принципов, и частные требования, которые диктуются повседневной учебной работой преподавателя, а также требования государственного образовательного стандарта, и требования специального профиля вуза и факультета, составом учебной группы.

Эти требования могут касаться организатора СРС -преподавателя, самого студента как личности, места, где проводится учебная деятельность и метода, который используется для обучения иностранным языкам.

Как всякий учебный процесс, СРС должна планироваться преподавателями. Добиться активной умственной деятельности студентов в процессе самостоятельной работы можно при условии, если преподаватель планомерно организует эту работу и умело ею руководит. Для этого преподавателю необходимо провести всестороннюю подготовку к СРС, руководствуясь следующими дидактическими требованиями:

1. СРС нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо «учить учиться», обеспечить накопление студентами не только знания, но и своего рода фонда общих приемов, умений, навыков, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания по иностранному языку.

2. Студентов нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания, соблюдать индивидуальный подход.

3. Для активизации умственной деятельности студенту надо давать задания или работу, требующую посильного умственного напряжения.

Помимо того, что самостоятельная работа требует активности учащихся, она обладает еще одним важным качеством: носит индивидуальный характер. Каждый учащийся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своем темпе, чтобы прийти к нужному результату. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий характер, значительно способствует повышению ответственности каждого отдельного ученика и, как следствие, улучшению его успеваемости. Понимаемая таким образом самостоятельная работа предполагает внедрение ее отдельных форм в процесс обучения иностранному языку как при направляющем участии преподавателя, так и без него на протяжении всего курса изучения иностранного языка.

Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащегося при изучении иностранного языка?

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать, что он будет делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Учащийся должен принять задание, в противном случае невозможно ожидать должного педагогического эффекта. Осознание цели задания это не что иное, как применение принципа сознательности и активности в организации самостоятельной работы студента.

Во-вторых, требуется знание учащимися самой процедуры выполнения задания. Преподавателю нужно вооружить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке. В этом случае также реализуется принцип сознательности и активности, т.е. осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления.

В-третьих, необходимо умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т.д. Так, учащиеся должны уметь пользоваться необходимыми нужными техническими средствами обучения, имеющимися в лингафонном кабинете, чтобы осуществлять задания по лингафонному практикуму. При этом они смогут оптимальным образом пользоваться усваиваемым материалом в определенных, задаваемых иллюстрированным и озвученным пособием ситуациях, вступая в общение с диктором - носителем изучаемо-

го языка, а также пользоваться справочной литературой (словарями, грамматическими справочниками).

В-четвертых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) опорами и создавать свои (субъективные).

В-пятых, важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, т.е. прежде всего определить подходящее место для них: в аудитории, дома или в лингафонном кабинете. В тех случаях, когда преподаватель знакомит учащихся с рациональными приемами выполнения задания, проводить такую работу лучше в аудитории; если требуются технические средства обучения, которых у учащихся нет дома, то в кабинете; в остальных случаях - дома.

Таким образом, для организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку требуется: осознание ими цели заданий, знание процедуры их выполнения, умение пользоваться средствами обучения, умение применять опоры и создавать их при подготовке задания, учет соответствующих дидактических условий.

Сегодня в методике широко обсуждается тема мотивации при обучении иностранным языкам, а именно вопросам ее сохранения и развития.

Положительные мотивы в обучении устной речи могут быть сформированы и при использовании самостоятельной работы. Здесь следует уделить особое внимание ее содержательному аспекту. Для этого самостоятельная работа должна отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать системе возрастных ценностей обучаемых (предлагаемые проблемы должны быть личностно-значимыми для студенческой аудитории, что ведет, в свою очередь, к решению задачи определения круга интересов студентов и построения учебного материала на соответствующем содержании).

2. Быть в достаточной степени привлекательной для учащихся, соответствовать уровню их интеллектуального развития и имеющемуся у них объему знаний.

3. Стимулировать познавательную деятельность учащихся.

Одна из причин низкой эффективности самостоятельной работы студентов - недостаточное управление этим процессом. Создание качественных учебных пособий для СРС помогает устранению этого недостатка.

Для активизации языкового материала учебное пособие должно содержать несколько типов СРС [2].

I тип - самостоятельная работа по образцу. Работы этого типа выполняются на основе образца или подробной инструкции. Этот тип самостоятельной работы направлен на усвоение определенных знаний, формированию умений и навыков и их закреплению, он создает базу для перехода к выполнению заданий более высокого уровня познавательной деятельности студентов. Частно-дидактической целью этого типа СРС является формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане языковые явления на основе данного им алгоритма действия, познавательная дея-

тельность при этом заключается в узнавании языковых форм при предъявлении их признака. При обучении иностранному языку самостоятельными работами этого типа служат: выполнение упражнения по образцам, работа с учебником. Для эффективной организации СРС этого типа преподаватель должен составить четкие инструкции к выполнению заданий, в которых необходимо указать какую литературу (определенный параграф, главу, правило) должен знать учащийся, уточнить у преподавателя непонятное, выполнить задание на листах с полями, вынося на поля вопросы, ответить на вопросы по содержанию задания, привести собственные примеры на предлагаемую информацию. Этот тип СРС создает базу для перехода к выполнению заданий более высокого уровня познавательной деятельности.

II тип - реконструктивная самостоятельная работа. Цель этого типа СРС заключается в формировании знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию. Познавательная деятельность студентов в этом случае заключается в воспроизведении и частичном реконструировании структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. Реконструирование предполагает анализ грамматического или лексического явления, текста, составление плана, написание аннотации или реферата, текста или статьи, выполнение различных видов заданий на подстановку, выполнение лабораторных работ, моделирование учебно-речевых ситуаций. Выполнение самостоятельных работ этого типа приучает студента к переходу от готового способа решения задачи к конкретному способу деятельности.

III тип - вариативная самостоятельная работа. Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ этого типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действия по определенному алгоритму путем переноса знаний, умений, навыков. Суть заданий работ этого типа состоит в поиске форм реализации нового способа деятельности. Это требует от студентов варьирования условиями задания и усвоенной ранее учебной информацией. Типичным видом самостоятельной работой этого типа является выполнение проектов.

Использование видеофильма как средства при организации самостоятельных работ помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся и прежде всего внимания и памяти. Для того чтобы понять содержание фильма, учащиеся должны приложить определенные усилия. При этом непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Метод проектов является эффективным способом организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку, способствующий усвоению культуры страны изучаемого языка. Он приобретает в последнее время все больше сторонников и направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление учащегося, научить его не просто запоминать и воспроизводить усвоенную информацию, а преобразовывать ее, уметь применять ее на практике.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисцип-линированный характер. При подборе темы проекта преподаватель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, стенгазета, методическое пособие и др. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта [3].

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль преподавателя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная сущность метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

К иноязычным проектам сегодня относят такие виды СРС, которые характеризуются наличием вне-

учебной цели, достижение которой требует активного использования иностранного языка, организацией коллективно-групповой работы по планированию и осуществлению работы каждого участника проекта и наличием практического результата.

Каждый проект имеет следующую структуру: постановка цели проектирования, определение предмета проекта и поиск источников информации, определение способов обработки информации, получение результата разработки проекта, презентация результатов работы над проектом.

Необходимо отметить, что реализации проекта должны соответствовать определенные требования: проект должен иметь значимую в исследовательском и творческом плане задачу; иметь практическую цель; проект предполагает самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную или групповую); выполняемый в группах проект является максимально творческим. Группы соревнуются, учащиеся вовлечены в творческую деятельность, что способствует развитию сотрудничества и взаимопомощи.

Использование метода проектов в развитии познавательной деятельности студентов при обучении французскому языку в Томском государственном университете имеет давние корни. В 1970-1980-е гг. преподаватели французского языка активно работали с естественно-научными факультетами Томского государственного университета по разработке исследовательских проектов. Студенты получали задания на специальных кафедрах по тематике исследований, осуществляли поиск литературных источников по теме, проводили исследование по поставленной проблеме и в качестве результата разработки темы представляли проект на французском языке.

Ежегодной стала работа по подготовке проекта «Города Франции» студентами отделения мировой экономики экономического факультета. Студенты индивидуально или в парах готовят проект по предлагаемой преподавателем теме, затем готовят альбомы, рефераты и выступают с результатами работы с докладами на научной студенческой конференции.

Студентами филологического факультета был разработан и представлен проект, посвященный 200-летию Виктора Гюго. Подготовка этого проекта проходила как на занятиях по французскому языку, так и в режиме самостоятельной работы. Одним из направлений разработки этого проекта стала работа по переводу студентами стихов Виктора Гюго. Результатом работы явился альбом, посвященный творчеству писателя с подборкой стихов В. Гюго, переведенных студентами. Наиболее красочной стала презентация этого проекта, во время которой студенты сделали док-

лады о творчестве писателя, читались его стихи и переводы, демонстрировался отрывок из видеофильма «Notre Dame». На презентацию проекта были приглашены заместитель декана филологического факультета, куратор студенческой группы, преподаватель, читающий курс зарубежной литературы, преподаватели французского языка, студенты. Проведение такой презентации имело огромное воспитательное значение, что, собственно, и является одной из целей организации и разработки проектов. Несмотря на трудности организации проектной методики на неязыковых факультетах (небольшая сетка часов, занятость студентов, ограниченный материал), коллективная работа над проектом повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка и в целом мотивацию к обучению.

У студентов, изучающих французский язык на факультете иностранных языков Т омского государственного университета, работа над проектами осуществляется поэтапно:

1. Студенты вводятся в проектную деятельность.

2. Проводится планирование работы над проектом: обсуждаются цель и содержание проекта, прогнозируется объем работы, определяется состав участников.

3. Выполняются поисковые задания, осуществляется систематизация и обработка собранных материалов.

4. Выполняются задания проекта.

5. Организуется устная презентация проекта с использованием средств наглядности.

6. Проводится оценивание работы над проектом.

Второй, третий, четвертый и пятый этапы проекта

занимают особое место в формировании навыка самостоятельной работы студентов.

При работе над страноведческими проектами по теме «Франкография: Канада, Бельгия, Швейцария» преподавателем проводится промежуточный контроль результатов работы в виде промежуточных отчетов участников проектов о проделанной работе. Из таких отчетов преподаватель делает выводы о необходимости корректировки работы над проектом. Метод проектов четко ориентирован на дальнейший практический результат, имеющий огромное воспитательное значение для студентов. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учащимися и преподавателями, расширяется образовательный кругозор учащихся, формируется их познавательный интерес, открывается возможность показать свои организаторские способности, умение самостоятельно получать информацию и интерпретировать ее. Все это имеет существенное значение для эффективной организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комарова Ю.А. Место самостоятельной работы студентов в овладении иностранными языками. [Электронный ресурс] // Режим досту-

па http: www.pn.pglu.ru

2. Белкин Е.Л. Педагогические основы организации СРС в вузе. Орел, 1989. 65 с.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10; № 3. С. 9-10.

Статья представлена кафедрой романских языков факультета иностранных языков Томского государственного университета, поступила в секцию «Иностранные языки» научной редакции «Филологические науки» 25 февраля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.