Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2019. Volume 9. Issue 10
Ю: 2019-10-81-Т-19106 Тезис
Бурова О.В., Бычкова Ю.В.
Формы обращения в системе «врач-пациент»
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной
коммуникации
Научный руководитель: Рамазанова А.Я.
Общеизвестно, что характер отношений между врачом и пациентом оказывает не меньшее влияние на результативность процесса лечения, чем профессиональные навыки специалиста. Способность установить доверительные отношения с пациентом -важная составляющая профессионализма медицинского работника.
Каждый пациент, обращаясь к специалисту со своей проблемой, ждет от него выражения поддержки, доброжелательности и внимания к себе как к личности.
Для установления контакта с пациентом необходимо понимать, какие формы обращения уместны в системе «врач-пациент».
К основным формам обращения, применяемым в русском языке, относятся формальная (Анна Геннадиевна) и неформальная формы обращения (уменьшительные формы имени - Анна); родственная (бабушка, дедушка); подчёркнуто-фамильярная (Анна — Аня, Александрович —Саныч и т.п.); социальная форма обращения, отражающая социальный или профессиональный статус (гражданин, товарищ, коллега, доктор и т.п.); гендерная форма обращения, отражающая половую принадлежность (мужчина, женщина, девушка, молодой человек).
Рассмотрим формы обращения в системе «врач-пациент» на конкретных примерах.
Недопустимо: «Константинов! Заходите в кабинет!». Подобное обращение к пациенту не располагает к дальнейшему общению.
К взрослому пациенту необходимо обратиться по имени-отчеству и в уважительной форме пригласить в кабинет: «Алексей Аркадьевич, прошу Вас в кабинет».
Указанная форма приглашения в кабинет, представление себя пациенту и вежливая улыбка врача установят между ними взаимопонимание.
Моральный кодекс врача требует изъять из употребления слова-обращения «больной» или «пациент». Недопустимыми являются и обращения: «гражданин»,«молодой человек», «бабушка», а также псевдоласкательные: «голубушка», «бабулечка», «мамаша». Слух «режет» любое выражение фамильярности в речи врача.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: врачу в общении с пациентом следует использовать формальную форму обращения, т.е. называть человека по имени-отчеству и обращаться исключительно на «Вы». Также в некоторых случаях допустимо обращение только по имени.
Ключевые слова: медицина, общение, форма обращения
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019