Научная статья на тему 'Формы обращения в системе "врач-пациент"'

Формы обращения в системе "врач-пациент" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1678
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ОБЩЕНИЕ / ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурова О. В., Бычкова Ю. В.

Общеизвестно, что характер отношений между врачом и пациентом оказывает не меньшее влияние на результативность процесса лечения, чем профессиональные навыки специалиста. Способность установить доверительные отношения с пациентом важная составляющая профессионализма медицинского работника. Каждый пациент, обращаясь к специалисту со своей проблемой, ждет от него выражения поддержки, доброжелательности и внимания к себе как к личности. Для установления контакта с пациентом необходимо понимать, какие формы обращения уместны в системе «врач-пациент». К основным формам обращения, применяемым в русском языке, относятся формальная (Анна Геннадиевна) и неформальная формы обращения (уменьшительные формы имени Анна); родственная (бабушка, дедушка); подчёркнуто-фамильярная (Анна Аня, Александрович -Саныч и т. п.); социальная форма обращения, отражающая социальный или профессиональный статус (гражданин, товарищ, коллега, доктор и т. п.); гендерная форма обращения, отражающая половую принадлежность (мужчина, женщина, девушка, молодой человек). Рассмотрим формы обращения в системе «врач-пациент» на конкретных примерах. Недопустимо: «Константинов! Заходите в кабинет!». Подобное обращение к пациенту не располагает к дальнейшему общению. К взрослому пациенту необходимо обратиться по имени-отчеству и в уважительной форме пригласить в кабинет: «Алексей Аркадьевич, прошу Вас в кабинет». Указанная форма приглашения в кабинет, представление себя пациенту и вежливая улыбка врача установят между ними взаимопонимание. Моральный кодекс врача требует изъять из употребления слова-обращения «больной» или «пациент». Недопустимыми являются и обращения: «гражданин»,«молодой человек», «бабушка», а также псевдоласкательные: «голубушка», «бабулечка», «мамаша». Слух «режет» любое выражение фамильярности в речи врача. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: врачу в общении с пациентом следует использовать формальную форму обращения, т.е. называть человека по имени-отчеству и обращаться исключительно на «Вы». Также в некоторых случаях допустимо обращение только по имени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы обращения в системе "врач-пациент"»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2019. Volume 9. Issue 10

Ю: 2019-10-81-Т-19106 Тезис

Бурова О.В., Бычкова Ю.В.

Формы обращения в системе «врач-пациент»

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: Рамазанова А.Я.

Общеизвестно, что характер отношений между врачом и пациентом оказывает не меньшее влияние на результативность процесса лечения, чем профессиональные навыки специалиста. Способность установить доверительные отношения с пациентом -важная составляющая профессионализма медицинского работника.

Каждый пациент, обращаясь к специалисту со своей проблемой, ждет от него выражения поддержки, доброжелательности и внимания к себе как к личности.

Для установления контакта с пациентом необходимо понимать, какие формы обращения уместны в системе «врач-пациент».

К основным формам обращения, применяемым в русском языке, относятся формальная (Анна Геннадиевна) и неформальная формы обращения (уменьшительные формы имени - Анна); родственная (бабушка, дедушка); подчёркнуто-фамильярная (Анна — Аня, Александрович —Саныч и т.п.); социальная форма обращения, отражающая социальный или профессиональный статус (гражданин, товарищ, коллега, доктор и т.п.); гендерная форма обращения, отражающая половую принадлежность (мужчина, женщина, девушка, молодой человек).

Рассмотрим формы обращения в системе «врач-пациент» на конкретных примерах.

Недопустимо: «Константинов! Заходите в кабинет!». Подобное обращение к пациенту не располагает к дальнейшему общению.

К взрослому пациенту необходимо обратиться по имени-отчеству и в уважительной форме пригласить в кабинет: «Алексей Аркадьевич, прошу Вас в кабинет».

Указанная форма приглашения в кабинет, представление себя пациенту и вежливая улыбка врача установят между ними взаимопонимание.

Моральный кодекс врача требует изъять из употребления слова-обращения «больной» или «пациент». Недопустимыми являются и обращения: «гражданин»,«молодой человек», «бабушка», а также псевдоласкательные: «голубушка», «бабулечка», «мамаша». Слух «режет» любое выражение фамильярности в речи врача.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: врачу в общении с пациентом следует использовать формальную форму обращения, т.е. называть человека по имени-отчеству и обращаться исключительно на «Вы». Также в некоторых случаях допустимо обращение только по имени.

Ключевые слова: медицина, общение, форма обращения

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.