Научная статья на тему 'Формы научно-исследовательской деятельности студентов'

Формы научно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4313
1033
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH WORK / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / NONLEARNING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростова Анна Владимировна

Автор статьи рассматривает основные формы научно-исследовательской деятельности студентов, анализирует преимущества и недостатки каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of article considers the basic forms of research activity of students, analyzes advantages and lacks of each of them.

Текст научной работы на тему «Формы научно-исследовательской деятельности студентов»

Ростова А.В.

ФОРМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Rostova A. V

FORMS OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская работа, студенты, учебный процесс, внеучебнаяработа.

Key words: Research activity, research work, students, educational process, nonlearning

work.

Аннотация

Автор статьи рассматривает основные формы научно-исследовательской деятельности студентов, анализирует преимущества и недостатки каждой из них.

Abstract

The author of article considers the basic forms of research activity of students, analyzes advantages and lacks of each of them.

Одной из наиболее важных составляющих в подготовке будущих специалистов в настоящее время является включенность студентов в научно-исследовательскую деятельность, которая позволяет развивать творческие способности, побуждает к поиску и углублению знаний, формирует профессиональные и личностные качества. Нельзя не согласиться с тем, что «в последние годы научно-исследовательская подготовка студентов оставляет желать много лучшего, что значительно ослабляет влияние этого фактора на их профессиональное становление»1. Именно поэтому проблема вовлечения студентов в научноисследовательскую деятельность сегодня актуальна как никогда.

Под научно-исследовательской деятельностью студентов мы будем понимать взаимодействие студентов и преподавателей с целью углубления знаний, умений и навыков, полученных в ходе учебного процесса.

Вслед за С.Д. Резником выделим два блока в научно-исследовательскую деятельности студентов - учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу.2 Если первая включена в учебный процесс и проводится в учебное время, то вторая выполняется в свободное от занятий время.

На сегодняшний день существует большое количество способов вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Рассмотрим те, которые используются в нашей практике. Отметим, что опишем опыт привлечения студентов-социологов Тольяттинского государственного университета на примере читаемых курсов автором статьи. Остановимся на способах привлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность. В нашей практике используется целая палитра всевозможных приемов. Рассмотрим лишь некоторые, заслуживающие особого внимания.

Одна из форм привлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность -костюмированный семинар, который используется нами в курсе социальной антропологии при изучении обычаев и традиций разных народов. Студенты самостоятельно или по рекомендации преподавателя выбирают какой-либо обычай и инсценируют его.

Студентам необходимо изучить большой объем литературы по вопросу, а также просмотреть научно-популярные фильмы по избранной теме, в отдельных случаях провести

1Гирфанова Е.Ю., Осипов П.Н. Стимулирование исследовательской деятельности студентов. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - С. 6.

^Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учеб. пособие / Под ред С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 156.

включенное наблюдение. Данная форма вовлечения студентов позволяет активизировать поисковую деятельность, развивать творческое мышление, а также получать навыки взаимодействия в группе.

Обычно группа разбивается на 3-4 подгруппы, каждая из которых представляет свою интерпретацию обычая. Помимо этого, студентам предлагается оценить работу других подгрупп, а потому так или иначе все студенты включаются в изучение не только своей выбранной темы, но и тем своих сокурсников.

Другой вариант костюмированного семинара используется нами при изучении различных субкультур. Студенты также делятся на несколько групп и представляют свою субкультуру (например, готы, эмо, хиппи и другие). Они объясняют происхождение данной субкультуры, ее символику и т.д.

Как показывает практика, студентам данная форма работы очень нравится, они берутся за изучение дополнительных материалов с большим энтузиазмом. Абсолютно все студенты задействованы в изучении нового материала.

Однако данная форма учебно-исследовательской работы студентов имеет свои недостатки, среди которых - нехватка научно-популярных фильмов, а также сомнение отдельных студентов в наличии у себя актерских данных.

Другой не менее интересный способ привлечения студентов к учебноисследовательской работе - научная дуэль. Данный вид вовлечения студентов используется нами в курсе истории социологии, в частности по проблеме разногласий О. Конта и Г. Спенсера. Студенты отстаивают позицию каждого из ученых. Научная дуэль носит преимущественно парный характер, тогда как слушатели должны систематизировать аргументы каждого из высказывающихся и отмечать ошибки, если таковые имеются.

Данный механизм способствует не только глубокому усвоению материала, но и активизирует поисковую деятельность для обоснования своей позиции, способствует получению навыка научной аргументации. Студентам необходимо обратиться к идейнотеоретическим и социальным истокам учения, подобрать научную аргументацию для отстаивания своей позиции. Студент должен знать и понимать не только свою точку зрения, но и позицию своего соперника. Стоит отметить, что научная дуэль может использоваться с элементами костюмированного семинара.

На наш взгляд, на начальном этапе, когда студентам предлагается выполнить задание в первый раз, целесообразно сформулировать основные доводы совместно со студентами. Впоследствии они могут работать уже самостоятельно.

Следующий способ вовлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность -case-study - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач, ситуаций. Данный метод используется нами в курсе демографии для вовлечения в поисковую деятельность необходимой информации, для расчета коэффициентов, построения половозрастных пирамид, составления демографических прогнозов и т.д.

Case-study позволяет приблизить теоретические знания к практике, имитировать профессиональную деятельность. Однако, этот метод также имеет недостатки, одним из которых является отсутствие методических разработок, поэтому преподавателю необходимо разрабатывать кейсы самостоятельно.

Одним из наиболее часто используемых механизмов вовлечения студентов в учебноисследовательскую работу являются социологические кроссворды (их составление и разгадывание). Кроссворды могут привлечь студентов к более глубокому и детальному изучению той или иной проблемы.

Одной из разновидностей такого учебно-исследовательского задания может выступать «кроссворд наоборот», который предполагает не только наличие заданий, но и наличие ответов. Задача состоит в том, чтобы обнаружить допущенную ошибку.

Работа с художественными текстами, в которых необходимо найти социологические термины и ситуации, является еще одним из способов вовлечения студентов в учебно-

исследовательскую работу. Целесообразно начинать с небольших по объему и хорошо известных произведений. Так, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина - хороший пример вертикальной восходящей и нисходящей мобильности, внутрипоколенной мобильности. Работа с текстами, как показывает практика, весьма сильно заинтересовывает студентов, мотивирует их к учебно-исследовательской деятельности и приводит не к простому заучиванию социологических терминов, а к их осмыслению, умению применять теоретические знания на практике. Работа с художественными текстами используется нами при чтении курса «Социология».

Составление социологических сказок позволяет углубить знания, применить теоретические знания для анализа ситуаций, способствует развитию творческого мышления, приближает теоретические понятия к жизни, обращает студентов к изучению материала не по учебникам, а по оригинальным текстам ученых. Данный вид учебно-исследовательской деятельности используется нами в курсе «История социологии» при изучении трудно воспринимаемых тем, таких как «Феноменологическая социология».

Метод портфолио активно используется в курсе «Социология семьи» и позволяет привлечь студентов не только к анализу литературы по проблеме, но и обобщению данных, формулировке выводов и рекомендаций на основе имеющихся материалов. Студенты-социологи выполняют портфолио по теме «Институт семьи в современной России: особенности, проблемы, перспективы». В работе студенты должны собрать статистические данные по проблемам современной российской семьи, используя различные источники; написать эссе, основываясь на эмпирическом материале; составить социологическую анкету по теме; провести анкетирование; сформулировать рекомендации по улучшению положения российской семьи. Таким образом, студент исследует тот материал, который не предложен авторами учебников.

Другим способом привлечения студентов к учебно-исследовательской работе являются мини-исследования, которые предполагают организацию и проведение исследовательской деятельности по темам изучаемой дисциплины. В ходе мини-исследований студенты углубляют свои навыки в разработке инструментария, проведения социологического исследования, формулировке основных выводов и представления результатов исследования. Мини-исследование может выступать самостоятельным элементом или являться элементом портфолио. Данный метод используется в курсах «Социология», «Демография», «Социология семьи».

Необходимо отметить, что вышеперечисленные способы привлечения студентов к учебно-исследовательской работе не исчерпывают все возможные варианты. Мы упомянули лишь о некоторых.

Как было сказано выше, наряду с учебно-исследовательской деятельностью осуществляется научно-исследовательская, которая не включена в учебный процесс и выполняется во внеучебное время. Необходимо отметить, что способы привлечения студентов к данной работе не столь обширны. Перечислим лишь те, которые мы считаем наиболее эффективными.

Самым распространенным методом выступает работа в конференциях различного уровня. Традиционно весной на базе университета проводится конференция «Студенческие дни науки», на базе Торгово-промышленной палаты конференция «Молодежь. Наука. Общество», «Среди Всероссийских «Ломоносов» и другие. Работа на конференциях позволяет студентам приобрести опыт выступления перед незнакомой публикой, глубже понять свою точку зрения, обнаружить собственные недоработки, познакомиться с иными точками зрении по поднимаемой проблеме.

Написание статей на базе курсовых работ или мини-исследований также является одним из наиболее действенных способов привлечения студентов в научноисследовательскую деятельность. Как показывает наша практика, студенты охотно берутся за

написание таких работ, охотно проводят мини-исследования. Среди тем, которые чаще всего волнуют студентов, оказываются проблемы молодежи, семьи и образования.

Участие в конкурсах НИРС, которые проводятся ежегодно университетом. Студенты имеют возможность представить свои проекты будущих исследований. Проектная научноисследовательская деятельность позволяет многопланово проявить свои личностные качества, знания по дисциплине.3 Студенты получают бесценный опыт проектной деятельности, ориентируются на практический результат, учатся презентовать проект, отстаивать свою точку зрения, подбирать необходимые материалы для обоснования собственной позиции.

Систематизируя основные формы научно-исследовательской деятельности студентов, представим следующую таблицу:

Научно-исследовательская деятельность студентов

Учебно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа

Костюмированный семинар Работа на конференциях

Научная дуэль Написание статей

СаБе-Б^у Участие в конкурсах НИРС

Социологические кроссворды

Работа с художественными текстами

Составление социологических сказок

Оформление портфолио

Проведение мини-исследований

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что использование всего разнообразия способов привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности позволит подготовить специалистов, которые умеют решать практические задачи на высоком профессиональном уровне.

Харланова Г.А. Проектная деятельность как условие социально-личностного и интеллектуального развития студентов // http://ti.metasvstems.ru/categorv/ seminar/s5/ (дата просмотра 08.02.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.