Научная статья на тему 'Формы межфирменного взаимодействия'

Формы межфирменного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
805
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖФИРМЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМЫ МЕЖФИРМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / КЛАСТЕРЫ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимченко Ксения Юрьевна

В настоящей статье рассмотрены формы межфирменного взаимодействия в рамках законодательных норм РФ. Проанализированы такие формы межфирменного взаимодействия, как предпринимательские сети, технопарки и инновационные кластеры. Предложены и обоснованы новые наименования некоторых видов предпринимательских сетей, приведены их отличительные характеристики и преимущества от использования. Проведен сравнительный анализ предпринимательских сетей и инновационных кластеров. Выделены приоритетные направления для разработки в рамках межфирменного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы межфирменного взаимодействия»

ФОРМЫ МЕЖФИРМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Тимченко К.Ю.

Тимченко Ксения Юрьевна - магистрант, кафедра инновационного менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в настоящей статье рассмотрены формы межфирменного взаимодействия в рамках законодательных норм РФ. Проанализированы такие формы межфирменного взаимодействия, как предпринимательские сети, технопарки и инновационные кластеры. Предложены и обоснованы новые наименования некоторых видов предпринимательских сетей, приведены их отличительные характеристики и преимущества от использования. Проведен сравнительный анализ предпринимательских сетей и инновационных кластеров. Выделены приоритетные направления для разработки в рамках межфирменного взаимодействия.

Ключевые слова: межфирменное взаимодействие, формы межфирменного взаимодействия, предпринимательские сети, кластеры, партнерские отношения.

УДК 338.27

Сегодня существует множество разнообразных форм межфирменного взаимодействия, которые предоставляют взаимодействующим субъектам большое число возможностей и различных выгод. Предпринимательские сети можно рассматривать в качестве одного из них.

Предпринимательская сеть является не чем иным, как совокупностью организаций и предприятий, которые осуществляют долгосрочное межфирменное взаимодействие, способствующее достижению субъектами сети конкурентных преимуществ в условиях неопределенности внешней среды.

Для предпринимательских сетей характерным является сочетание целей и высокая степень взаимосвязи всех структурных элементов, а также согласованность стратегий участников сети и наличие взаимосвязи с внешней средой.

Функционирование предпринимательских сетей осуществляется на основе свободной самоорганизации, субподрядных отношений и связей. Кроме того, предпринимательские сети представляют собой одну из новых форм диверсификации предпринимательской деятельности [4].

В сложившихся сегодня в России условиях ведения бизнеса организации подвергаются различным рискам, которые распределяются в предпринимательских сетях между их участниками. Зачастую функции, бизнес-процессы и риски той или иной организации передаются на основе аутсорсинга более мелким и мобильным участникам сети, которые располагают необходимыми ресурсами и требуемой специализацией.

Все субъекты сети осуществляют согласованную политику, координация которой осуществляется организацией-лидером. При этом политика субъектов сети нацелена на создание долгосрочных и взаимовыгодных отношений, которые дают им возможность на взаимовыгодных условиях использовать ресурсы, снижать или вовсе нейтрализовывать возможные риски, а также снижать собственные издержки.

Непосредственное формирование предпринимательских сетей связано, в первую очередь, со стремлением их участников к получению выгоды от сотрудничества с организациями, которые обладают необходимыми возможностями, ресурсами и технологиями, рынками сбыта, системами продвижения продукции и инфраструктурой [1].

Если рассматривать организационные структуры предприятий, которые являются субъектами сети, то здесь, на наш взгляд, не может быть совершенно никаких

ограничений, а в качестве основного определяющего фактора должна выступать взаимная заинтересованность в продуктивном сотрудничестве и возможности снизить трансакционные издержки в ходе формирования потребительской стоимости продукции, работ или услуг.

Сегодня в России существуют два типа сетей. Для первого вида сетей характерным является наличие преимуществ от обладания теми или иными ограниченными ресурсами. Однако, на наш взгляд, такие преимущества только изолируют организации от рыночной конкуренции. Тем не менее, этот тип сетей достаточно распространен в России, так как она способна обеспечить процветание организациям, которые являются субъектами региональных сетей и поддерживаются региональными властями.

Все участники предпринимательских сетей в качестве основной цели ставят получение прибыли и успешную конкуренцию, а выбор того или иного вида сети зависит от сложившейся в регионе экономической ситуации, а также уровнем влиятельности и заинтересованности всех участников сети.

По нашему мнению, развитие экономики России не представляется возможным без формирования предпринимательских сетей. В свою очередь, формирование предпринимательских сетей невозможно без государственной поддержки, которая должна выражаться в создании соответствующих нормативных и регулирующих актов. В России выделяется две основные модели предпринимательских сетей: вертикальная и горизонтальная.

Если сеть обладает вертикальной моделью, то ведущая крупная компания предлагает виды деятельности организациям, которые сосредоточены вокруг ведущей компании, для которых и выступает в качестве заказчика [2].

Если сеть построена на основе горизонтальной модели, то в ней построение партнерских отношений осуществляется на основе равенства, равноправия и юридической самостоятельности. В горизонтальных сетях партнерами выполняются отдельные функции, основанные на принципе специализации.

Мы считаем, что определение указанных моделей как вертикальной или горизонтальной является не совсем корректной по причине того, что вертикальная модель предполагает управление группой компаний по цепочке формирования стоимости - то есть, по вертикали. При горизонтальном же построении сети подразумевается объединение однородных организаций, что дает возможность получения синергетического эффекта, опыт более развитых партнеров и большую степень адаптивности к инновационной среде.

На наш взгляд, для рассматриваемых моделей сетей более подходящими названиями являются «доминантная» (для вертикальной сети) и партнерская (для горизонтальной сети) по причине того, что предложенные названия более точно отражают сущность рассмотренных моделей предпринимательских сетей.

Сегодня практически во всех отраслях экономики присутствуют предпринимательские сети, в зависимости от степени закрытости или же открытости которых определяется и характер конкуренции в отрасли. Например, если сеть открытая, то в этом случае конкуренция будет разворачиваться между ее отдельными субъектами. Если же сеть закрытая, то конкурентная борьба будет вестись консолидированными сообществами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в состав закрытых сетей входят только избранные автономные организации, а вход в сеть для других компаний значительно затруднен разнообразными административными, родственными или же политическими ограничениями [4].

Открытость сети определяется на этапе формирования бизнеса, во время поиска необходимых организации ресурсов и инвестиций. Отметим, что в период диверсификации деятельности предпринимательской сети и при наличии устойчивого спроса на рынке, вход в такую сеть ничем не осложнен.

Можно выделить следующие особенности предпринимательских сетей:

- основываются на социальных взаимоотношениях между участниками;

- непосредственная структура сети определяется интересами, ресурсами и капиталами организаций;

- организация может являться субъектом нескольких сетей, что обусловлено диверсификацией деятельности;

- все субъекты сети имеют различные ресурсы, капиталы и интересы, а это значит, что они обладают и различной степенью воздействия на сеть, которое может варьироваться от полной зависимости до доминирующего положения.

Рассмотрим такую форму межфирменного взаимодействия, как кластеры, которые представляют собой сосредоточенные в географическом регионе и взаимосвязанные между собой организации и учреждения в границах конкретной области.

Можно выделить следующие типы кластеров. Первый тип кластеров включает в себя местные промышленные предприятия, которые осуществляют поставки товаров и услуг на местный рынок. В состав второго кластера входят ресурсозависимые предприятия, которые расположены в местах концентрации природных ресурсов (газовые, горнодобывающие или нефтяные компании). К третьему типу кластеров относятся предприятия, сгруппированные по профессиональному признаку, которые создаются для повышения конкурентоспособности предприятий, которые входят в состав кластера и могут конкурировать между собой. Предприятия из третьего вида кластера осуществляют продажу товаров и услуг не только на внутреннем, но также и на внешнем рынках [5].

Формирование кластеров осуществляется в соответствии со следующей типологией:

- стремления организаций к повышению эффективности деятельности;

- рыночного родства организаций;

- общности производственных процессов в организациях;

- наличия смежных технологий, которые составляют основу линейки продуктов;

- системности рыночных отношений организаций;

- наличия у организаций общего контроля системы распределения;

- общей специфики деятельности предприятий.

Кроме того, необходимо также отметить, что в рамках кластеров более быстрыми темпами проходит распространение новаций. Проще говоря, инновационные методы, которые применяются какой-либо организацией, которая входит в кластер, очень быстро перенимаются другими организациями и внедряются в собственную деятельность [3. С. 68—75].

На сегодняшний день вопрос различия кластеров и предпринимательских сетей остается не до конца проработанным, так как до сих пор нет четкого определения понятий «кластер» и «предпринимательская сеть» и зачастую кластеры относят к предпринимательским сетям. Для того чтобы разобраться в обозначенном вопросе, необходимо сравнить кластеры и предпринимательские сети. Сравнение приведено в таблице 1.

Характеристики Предпринимательские сети Кластеры

Типы объединений - основаны на взаимной выгоде участников сети в ходе создания потребительской ценности; - основаны на социальных взаимоотношения. - по географической концентрации; - ресурсозависимые; - по принадлежности к одной отрасли.

Типы взаимоотношени й - одна компания является доминирующей; - партнерские. - конкурентные; - партнерские; - сотрудничество.

Стратегия развития Согласованная Не согласованная

Инновационные процессы Высокая степень инновационности, что предполагает использование инноваций Быстрое распространение инноваций, используемых одной компанией в кластере, среди остальных компаний, входящих в кластер.

Предприятия участники Могут являться субъектами нескольких сетей, в соответствии с диверсификацией - располагаются по всех технологической цепочке и относятся к одной и той же отрасли в одном регионе.

Таким образом, исходя из всего сказанного, можно с уверенностью говорить о том, что кластеры и предпринимательские сети являются двумя совершенно разными формами межфирменного взаимодействия, при создании каждого из которых в обязательном порядке следует учитывать особенности каждой организации и предприятия, которые входят в их состав.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтева Г.Е. Методические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / Под ред. д.э.н. проф. Асаула А.Н. СПб.: «Гуманистика», 2004.

2. Катькало В.С. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной категории // Вестник СПбГУ, 1999. Сер. Экономика. Вып. 2. С. 21—38.

3. Масленников В.В., Крылов В.Г. Процессно-стоимостное управление бизнесом. М.: ИНФРА-М, 2011. 285 с.

4. Моисеева Н.К., Малютина О.Н., Москвина И.А. Аутсорсинг развития делового партнерства. М.: Финансы и статистика. ИНФРА-М, 2010. 240 с.

5. Пауэл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Состав. и научн. ред. В.В. Радаев, пер. М.С. Добряковой и др. М., 2004. С. 226—280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.