Научная статья на тему 'Формы контроля в системе вариативного иноязычного образования в вузе'

Формы контроля в системе вариативного иноязычного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВАРИАТИВНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / FOREIGN LANGUAGES EDUCATION / HIGH SCHOOL / VARIETY / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / RESULTS MONITORING FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимкина Юлия Юрьевна

В статье отмечается необходимость перехода от массового обучения к вариативным индивидуальным образовательным маршрутам в иноязычном образовании. Показано, что контроль сформированности иноязычной коммуникативной компетенции должны быть гибкими и отвечать принципам коммуникативности, когнитивной активности, профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results Monitoring In a System of Variative Foreign Language Education at High School

The article deals with transition from mass education to variative individual educational paths in a foreign language education. It is shown, that results monitoring of foreign language communicative competence should be flexible and communicative, cognitive strain and professional oriented.

Текст научной работы на тему «Формы контроля в системе вариативного иноязычного образования в вузе»

Тимкина Ю.Ю. Формы контроля в системе вариативного иноязычного образования в вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/480-00225. - ISSN 2413-4066

УДК: 372.881.1

Тимкина Юлия Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Пермская ГСХА, г. Пермь [email protected]

Формы контроля в системе вариативного иноязычного образования в вузе

Аннотация: В статье отмечается необходимость перехода от массового обучения к вариативным индивидуальным образовательным маршрутам в иноязычном образовании. Показано, что контроль сформированности иноязычной коммуникативной компетенции должны быть гибкими и отвечать принципам коммуникативности, когнитивной активности, профессионализации.

Ключевые слова: иноязычное образование, высшая школа, вариативность, иноязычная коммуникативная компетенция, формы контроля

Целью иноязычного образования в многопрофильном неязыковом вузе является подготовка будущих выпускников к участию в межкультурной профессиональной коммуникации на иностранном языке, что обусловлено современным социально-эконмическим запросом общества. Иноязычное образование является неотъемлемой частью образовательного процесса на всех уровнях профессиональной подготовки: в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. На каждом этапе профессионального становления иноязычное образование выполняет определенные задачи, соответствующие целям подготовки будущего специалиста к различным видам деятельности (производственной, исследовательской и т.д.) [1]. Курс иностранного языка на каждом уровне подготовки имеет целостную структуру, призван обеспечить преемственность, углубление и расширение полученных ранее умений и способностей, а также повышение уровня владения иностранным языком в определенных целях [2]. Практической целью иноязычной подготовки выступает формирование иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров, магистров, аспирантов, включающей различный набор иноязычных навыков и умений.

Иноязычная коммуникативная компетенция является «личностным психологическим новообразованием» обучающегося [3], формирование которого зависит от таких факторов, как «входящий» уровень владения иностранным языком, мотивация к овладению иностранным языком, когнитивные и коммуникативные способности личности и других [4]. При этом следует отметить, что профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в вузе ориентировано на осознанное лингвистическое самообразование, которое реализуется в самостоятельной работе студентов. Распределение контактной аудиторной и самостоятельной работы в высшей школе на уровнях образования варьируется, но в соответствии с Болонской декларацией, стремится к мировым показателям в соотношении 1:3. Таким образом, эффективное формирование иноязычной компетенции требует учета всех факторов, следовательно, осуществления максимальной индивидуализации образовательного процесса [4].

Индивидуализация иноязычной подготовки студентов достигается при переходе к вариативному образованию, позволяющему выстраивать индивидуальные вариативные образовательные траектории формирования и развития компетенций на основе выбора содержания, методов, форм и средств образования, отвечающих личностным и профессиональным запросам бакалавров, магистров, аспирантов, свободы проявления воли, сознательности, ответственности, активизации когнитивных ресурсов и самообучения [4].

Программа вариативного иноязычного образования представляет собой единство базы образовательных вариантов и алгоритма их рационального выбора на основе условий обеспечения личностно-профессиональной самореализации студентов, вовлечения их в исследовательскую деятельность, использование оптимального сочетания методов, приёмов, индивидуальной и групповой работы, обеспечения технологическим инструментарием самообразовательной деятельности.

Вариативность иноязычного образования детерминирует формы контроля и оценки уровня сформированности иноязычной компетенции студентов. Как отмечает в своем исследовании А.В. Матиенко, универсальные тестовые испытания, широко применяемые в современном языковом образовании, не способствуют «продуктивному соединению когнитивной и коммуникативной, речевой и речемыслительной сторон» обучения [4]. Исследователь устанавливает, что «контрольно-измерительная деятельность должна опираться на умственные процессы и действия, лежащие в основе понимания и использования того или иного лингвистического явления в речи», основываться на учете индивидуальных особенностей ментальной деятельности студентов, их способности к сознательному контролю своей познавательной деятельности, учебной автономии [3, с. 22].

Анализ исследований по проблемам контроля и оценки иноязычной подготовки в высшей школе показывает, что комплексной оценке подвергаются языковая компетенция, коммуникативная компетенция, языковое сознание, языковая способность [6]. Оценке поддаются не только достижения студента, но и эффективность взаимодействия преподавателя и обучающегося по средствам «выделения существенных параметров», анализ восприимчивости студентов разнообразных образовательных технологий, возможность применения технологий к конкретным группам студентов [2].

Вариативное иноязычное образование создает условия для индивидуального развития языковой личности, исходя из данного положения, очевидно, что невозможно использование единых унифицированных усредненных заданий и тестов для осуществления контроля. Контроль и самоконтроль сформированности / формирования иноязычной коммуникативной компетенции с позиции личностно-ориентированного и компетентостного подходов должен осуществляться рациональным выбором методов и форм на основе следующих критериев:

• взаимосвязь контроля и самоконтроля;

• учет разнообразия речевого и языкового запаса;

• межкультурное соответствие иноязычной деятельности;

• активизация коммуникативных и когнитивных умений и способностей;

• комплексность;

• моделирование профессиональной иноязычной деятельности, максимально приближенной к реальной;

• наличие качественных и количественных показателей;

• наличие обратной связи.

К таким методам и формам в научно-методической литературе относят case-study, портфолио личных достижений, решение коммуникативно-когнитивных задач [12, 30].

В качестве примера рассмотрим технологию «case-study», являющуюся, с одной стороны, технологией активного обучения, а с другой, соединяющей коммуникативную и когнитивную стороны образования при моделировании иноязычной деятельности. При решении учебных проблем (кейсов) в группе или индивидуально студенты демонстрируют использование учебных стратегий в чтении, аудировании, говорении и письме, актуализируют имеющиеся знания и умения, вовлекаются в процесс иноязычного общения.

Специальным образом отобранные аутентичные тексты разных жанров позволяют реализовать прагматический аспект межкультурной коммуникации, по средствам выделения социокультурных маркеров профессиональной деятельности зарубежных коллег. В соответствии с задачами подготовки на уровнях образования, в бакалавриате технических направлений подготовки важной составляющей является работа с технической документацией, в магистратуре и аспирантуре чтение научных текстов составляет основу обучения чтению и говорению. Кейсы, нацеленные на работу с текстовым материалом на уровне слов, предложений, фраз, собственно текста, порождения собственного диалогического или монологического высказывания, позволяют осуществлять контроль сформированности компетенции на различных этапах обучения. Систематический контроль обеспечит корректировку формирования компетенции и преемственность иноязычного образования в магистратуре, аспирантуре [7].

Оценка уровня сформированности компетенции при разнообразных формах и методах может осуществляться при помощи гибкой системы выбора определенных показателей, например, наличие речевых формул, лексическая и грамматическая правильность, объем высказывания, соответствие ситуации общения и т.д., в зависимости от конкретных целей и задач набор показателей целесообразно изменять. Обработка полученных результатов методами математической статистики, сравнение с предыдущими показателями позволит оценить динамику развития иноязычной компетенции каждого студента, прогнозировать ближайшую зону развития, а также оценить эффективность образовательной деятельности, то есть определить соотношение достигнутых результатов к применяемым педагогическим технологиям, затраченному времени и усилиям.

Ссылки на источники

1. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern education technologies for pre-service foreign language teachers. // Procedía - Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 200. С. 393-397.

2. Леушина И.В. Инновации в системе профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов технического вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 1. С. 55-58.

3. Матиенко А.В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и поликультурной личности // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 112-116.

4. Матиенко А.В. Методическая концепция когнитивно-коммуникативного контроля в системе обучения иностранному языку студентов лингвистического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук □ Новгород. 2011. □ 40с.

5. Леушина И.В. Совершенствование подготовки специалистов технического профиля на основе моделирования ее иноязычной составляющей в условиях уровневого высшего профессионального образования: дисс. д-ра пед. наук □ Нижний Новгород, 2010

6. Алмазова Н.И., Попова Н.В. Пути формирования личностного компонента компетенций как важная педагогическая проблема современного высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-24. С. 54825487.

7. Есмурзаева Ж.Б., Новикова Е.В. Языковая подготовка обучающихся в аграрном вузе // Электронный научно- методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. -URL http://ejournal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/370-00120. - ISSN 24134066 [25.11.2016]

Yuliya Timkina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Perm State Agricultural Academy n. a. D.N. Pryanishnikov, Perm

Results Monitoring In a System of Variative Foreign Language Education at High School

Abstract: The article deals with transition from mass education to variative individual educational paths in a foreign language education. It is shown, that results monitoring of foreign language communicative competence should be flexible and communicative, cognitive strain and professional oriented.

Keywords: foreign languages education, high school, variety, foreign language communicative competence, results monitoring forms

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.