наличие особой сетевой культуры взаимодействия между преподавателями и студентами; способствует более успешному формированию навыков самоорганизации своей деятельности в сетях различного вида и умений сетевого сопровождения сетевых коллективных работ [4].
Теперь у преподавателя в рамках применения различных средств сетевых коммуникаций появляется возможность быть не просто лектором - «источником знаний», но и быть идейным вдохновителем, наставником для обучающихся, осуществляя взаимодействие в индивидуальном порядке, создавать и направлять коллективную совместную деятельность в сей группы с помощью дискуссий, делиться своими впечатлениями, интересными научными фактами, те самым способствовать саморазвитию каждого обучающегося в заданном направлении системой современного профессионального образования.
Выводы. Таким образом развитие и совершенствование сетевых коммуникаций в системе профессионального образования приобретает более доступный способ овладения знаниями, умениями и навыками различных учебных дисциплин. Появляются новые инструменты для организации познавательной самостоятельной активности студентов в образовательных организациях, в качестве которых можно и нужно использовать социальные сети.
Построение учебно-воспитательного процесса с помощью сетевых коммуникации способствует решению ряда задач:
- организация дистанционной совместной работы группы, проведение индивидуальных и массовых онлайн-консультаций, способствующих развитию интеллектуально-творческого потенциала студентов;
- активное применение и внедрение современных информационно-коммуникационных сетевых технологий в образовательный процесс вуза позволяет в короткие сроки ускорять и оптимизировать процесс обучения в целом;
- необходимые современные сетевые коммуникации обеспечивают повышение качества профессионального образования, овладения необходимыми профессиональными компетенциями и повышению успеваемости студентов, быстро ориентироваться в условиях постоянно меняющейся информационной среды.
Литература:
1. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, №1(26). С. 277-280.
2. Малушко Е.Ю. Электронный курс как форма реализации инноваций в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-2.
3. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве. // Нижегородское образование. 2019. №1. - С. 30-33.
4. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-5.
5. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019 - Вып. 64. - Ч.2. - С. 189-192.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Инна Константиновна Московский государственный строительный университет (г. Москва); студент Максимова Ксения Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация. Дистанционное обучение на сегодняшний день, несомненно, стало средством самообучения. В связи с этим актуальной задачей стало осуществление процедуры контроля и проверки полученных обучающимися знаний. Цель статьи - выделить и описать формы контроля знаний при реализации дистанционного обучения. Авторами статьи были выделены факторы, которые могут оказывать влияние на выбор форм контроля учебных достижений студентов при дистанционном обучении в сети интернет. В зависимости от вида организации дистанционного обучения осуществлять контроль учебной деятельности могут: преподаватель; обучающиеся; компьютерные программы (боты); тестирования. В статье были определены наиболее распространенные формы контроля учебной деятельности студентов: написание рефератов и отчетов о проделанной работе; связь посредством телеконференций; проектная работа; анкетирование; составление профессионального портфеля. Таким образом, формы контроля учебной деятельности студентов в дистанционном обучении позволяют оперативно отслеживать учебные достижения и успехи обучающихся, мотивировать их к дальнейшей учебной работе. Для эффективной процедуры контроля знаний в процессе дистанционного обучения нужно использовать разнообразные формы контроля.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, формы контроля, учебная деятельность, отчет, телеконференция, проектная деятельность, анкетирование, профессиональный портфель.
Annоtation. Distance learning today has undoubtedly become a means of self-learning. In this regard, the implementation of the procedure for monitoring and verifying the knowledge received by students has become an urgent task. The purpose of the article is to identify and describe the forms of knowledge control in the implementation of distance learning. The authors of the article highlighted the factors that can influence the choice of forms of control of students ' educational achievements during distance learning on the Internet. Depending on the type of distance learning organization, the following can control educational activities: a teacher; students; computer programs (bots); testing. The article identified the most common forms of monitoring students ' academic activities:
writing essays and reports on the work done; communication via teleconferences; project work; questionnaires; and drawing up a professional portfolio. Thus, the forms of control of students ' educational activities in distance learning allow them to quickly track the educational achievements and successes of students, motivate them to further study. For an effective procedure of knowledge control in the course of distance learning, you need to use a variety of forms of control.
Keywords: distance learning, educational process, forms of control, educational activities, report, teleconference, project activities, questionnaires, professional portfolio.
Введение. На сегодняшний день всемирная сеть интернет предоставляет открытый доступ к различным учебным материалам. Стало возможным изучать онлайн-курсы, принимать участие в учебных конференциях и вебинарах. В связи с этим у студентов появилась возможность обучаться дистанционно. Так, дистанционное обучение, несомненно, стало средством самообучения. В связи с этим актуальной задачей стало осуществление процедуры контроля и проверки полученных обучающимися знаний.
Формулировка цели статьи - выделить и описать формы контроля знаний при реализации дистанционного обучения.
Изложение основного материала статьи. Основными проблемами при осуществлении контроля в дистанционном обучении являются: качество связи во время процедуры контроля, аутентификации обучающихся; наличие необходимых технических средств; взаимосвязь полученной информации и содержания дисциплины. Помимо этого, человеческий и технический факторы также играют существенную роль при реализации процедуры контроля знаний. При ликвидации одного фактора, он просто заменяется другим.
До недавнего времени связь между субъектами образовательного процесса дистанционного обучения осуществлялась посредством электронной почты или же учебной телеконференции [3]. В первом случае преподаватель и студент могли общаться только друг с другом, в другом - связь осуществлялась одновременно с множеством обучающихся. Позже появились чат-технологии, и тогда обмен сообщениями происходил в учебных чатах. Несмотря на то, что электронная почта, телеконференции и чаты - это достаточно удобные формы контроля знаний, но их недостатком была невозможность субъектов образовательного процесса видеть друг друга. Даже если во время обучения, студент предоставлял выполненные задания, то преподаватель не мог знать, сам ли студент их выполнил.
За последние несколько лет сфера информационно-коммуникационных технологий стала меняться. Появилась возможность видеосвязи с помощью подключения к компьютеру веб-камеры. Несмотря на данное преимущество этой формы контроля, она все еще является достаточно дорогостоящей и не совсем эффективной, если брать во внимании все количество обучающихся.
В связи с этим стоит выделить ряд факторов, которые могут оказывать влияние на выбор форм контроля учебных достижений студентов при дистанционном обучении в сети интернет [1]:
- доступность - наличие необходимых технических средств или программного обеспечения компьютеров;
- достоверность - этот фактор связан с потребность преподавателя быть уверенным в выполнении задания конкретным студентом;
- обратная связь - после того, как обучающийся выполнит и предоставит учебное задание, оно должно быть оценено и прокомментировано со стороны преподавателя;
- согласованность с педагогическими технологиями - например, если процесс дистанционного обучения в сети интернет построено на основе кейс-технологий, то формой контроля будет наличие выполненной кейс-задачи, если же дистанционное обучение основывается на принципе индивидуальности, то формой контроля может быть написание реферата или же решение контрольного теста;
- продолжительность процесса обучения - с эргономической и финансовой точек зрения, контроль знаний при дистанционном обучении должен занимать меньше времени;
- соответствие содержанию обучения - чем сложнее (проще) изучаемый студентом учебный материал, тем сложнее (проще) должны быть формы контроля;
- оперативность - эффективность и получение оптимальных результатов обучения напрямую зависит от того на сколько быстро будет осуществляться взаимосвязь между преподавателем и обучающимися.
При осуществлении процедуры контроля знаний еще одним вопросом является то, кто будет осуществлять контроль. Это зависит от того, каким образом построен образовательный процесс - в интерактивной (на каждое задание преподавателя предоставляется ответ студентов), компьютерной (задания предоставляются и оцениваются специальными программами) или коммуникационной (процесс коммуникации происходит между всеми субъектами дистанционного обучения) формах [5].
Итак, в зависимости от вида организации дистанционного обучения осуществлять контроль учебной деятельности могут: преподаватель; обучающиеся; компьютерные программы (боты); тестирования.
Из-за того, что общение преподавателя и студентов осуществляется напрямую, то контроль знаний преподавателем является наиболее удобным способом. Преподаватель может направить деятельность обучающихся в нужное русло и отслеживать его успеваемость. Недостатком является то, что одному преподавателю достаточно сложно охватить всех студентов.
При организации дистанционного обучения обучающиеся могут осуществлять взаимоконтроль. Например, если процесс обучения построен на коллективной или же парной работе, то с помощью компьютерных технологий студенты могут обмениваться выполненными работами. Студенты должны изучить работу, оценить ее по имеющимся критериям и написать свой комментарий по поводу качества выполненного задания [2].
Далее преподаватель может лично изучить работу и поставить свою оценку, либо посмотреть комментарий другого студента к работе и согласиться с оценкой.
Возможен также вариант того, что каждый из студентов загружает свою работу в чат телеконференции или создает свой личный сайт, на котором будет выставлять свои сделанные задания. В этом случае контроль знаний ведется по принципу «каждый оценивает каждого». Переписка может происходить или в том же чате, или индивидуально по электронной почте. При таком раскладе преподаватель просто оценивает ход общения и при необходимости делает замечания.
Контроль учебной деятельности студентов также возможен посредством использования компьютерных программ. При условии, если задания даются в стандартизированной форме, то их может обрабатывать и оценивать специальная компьютерная программа. Наиболее простым и удачным способом осуществления контроля будет появление на экране монитора компьютера студента вариантов ответа. После того, как выбор будет сделать в пользу того или иного варианта, компьютерная программа сообщит о правильности выбранного ответа.
Также при наличии банка заданий компьютерные программы могут формировать индивидуальные варианты заданий для каждого студента. Такой метод организации контроля носит индивидуальный характер, что является его преимуществом.
С помощью компьютерных программ также можно ограничить время на ответы студентов или вести счет времени, которое студент потратил на выполнение данных заданий [6].
Довольно часто при оценке учебной деятельности применяется тестирование студентов. Тест представляет собой вопросы с несколькими вариантами ответов, обычно только один из них правильный. Тестирование проходит в режиме реального времени. После прохождения студентом теста он может видеть свой результат, оценку, а также комментарии по дальнейшей работе или же рекомендации.
Недостатком тестирований является фактор минимальных требований к уровню усвоения знаний. Это связано, в первую очередь, с тем, что ответы можно выбирать на интуитивном уровне, не основываясь на личных знаниях. Учитывая это, тесты могут быть составлены с «ловушками».
В связи с тем, что на сегодняшний день стремительно развиваются такие тенденции как цифровизация, информатизация и компьютеризация, то вскоре могут появиться новые формы контроля знаний обучающихся. Можно предположить появление таких форм контроля как компьютерные модели и симуляции, которые к тому же будут повышать уровень мотивации студентов к процессу обучения.
В настоящее время наиболее распространенными формами контроля учебной деятельности студентов являются: написание рефератов и отчетов о проделанной работе; связь посредством телеконференций; проектная работа; анкетирование; составление профессионального портфеля.
Написание рефератов и составление отчетов является итогом самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Как правило, данные работы выполняются с помощью информации в сети интернет или же на основе печатных изданий. Отчет может быть предоставлен как в индивидуальном формате (сделан каждым обучающимся отдельно) и в коллективном формате (студенты разбиваются на мини-группы и готовят отчет/реферат или делается один отчет всей группой студентов по итогам проведенного исследования). Отчеты или рефераты могут предоставляться для контроля преподавателю традиционно по электронной почте или же с помощью создания образовательного web-квеста [4].
ШеЬ-квест представляет собой инновационную форму представления материалов по проделанной работе.
В общем виде образовательный web-квест - это сайт, который был создан с той или иной учебной целью. Такие образовательные web-квесты способствуют внедрению интернета в учебно-воспитательную деятельность. Образовательные web-квесты составляются для отражения итогов и результатов научных исследований, они в обязательном порядке должны содержать ссылки на используемых источники (например, периодические научные издания, ссылки на web-страницы в интернете, различные апробации результатов других исследований и т.д.).
Отчеты и рефераты, предоставляемые посредством web-квестов, могут быть оформлены в соответствие со стандартным шаблоном или заготовкой, чтобы облегчить как работу обучающихся, так и контрольную деятельность преподавателя по оценке работ. Также достоинством применения таких шаблонов значительно облегчит процесс использования отчетов в дальнейших исследованиях.
Телеконференция как форма контроля учебной деятельности студентов может использоваться в том случае, если задание требует выражения личного мнения студента по конкретной тему или проблеме. При этом форма контроля в виде телеконференции должна носить обязательный характер при дистанционном обучении гуманитарным наукам.
Проектная деятельность является еще одной эффективной формой контроля знаний студентов. Именно проектная деятельность способна объективно отразить теоретические знания и практические умения обучающихся. Несмотря на это контроль проектной деятельности носит субъективный характер и именно поэтому не может быть проверен компьютерными программами. В силу этого существуют ограничения по количеству работ, которые преподаватель способен проверить за определенное время. Преимуществом данной формы контроля будет проверка тех знаний обучающихся, которые не могут проверить компьютерные программы в силу своей ограниченности в деятельности.
Как правило, форму контроля проектной деятельности подразделяют еще на несколько индивидуальных форм:
- индивидуальное интервью студента с преподавателем;
- написание реферата по заранее заданной преподавателем теме;
- подготовка презентации и защита проекта;
- оценка работы другого обучающегося;
- самооценка собственной работы.
Все перечисленные разновидности формы контроля проектной деятельности могут быть использованы как при помощи традиционных средств, например, электронной почты, так и посредством видеотелеконференций (их организация требует немалых материальных и технических средств).
Форма контроля, представленная в виде анкетирования, при дистанционном обучении является оперативной, но промежуточной. Такие анкеты можно рассылать обучающимся по электронной почте.
Анкета представляет собой определенное количество вопросов, которые требуют ответа со стороны студента. Форма анкетирования очень распространена и, в связи с этим разнообразна. Вопросы могут быть заданы в различных формулировках, при этом тщательно составлены, апробированы и проверены на наличии недостатков.
Еще одной формой контроля учебной деятельности студентов является форма профессионального портфеля (портфель студента). Данная форма главным образом основана на процессе рефлексии студентами собственной работы по формированию и развитию своих компетенций. Портфель студента наполняется и обновляется в результате каких-либо творческих, практических или научных работ. Помимо этого,
содержание портфеля может изменяться до последнего момента, редактировать непосредственно перед сдачей его на проверку преподавателю. В содержание профессионального портфеля могут быть включены рефераты, контрольные и зачетные работы, творческие работы, практические работы, заданные в течении изучения данного курса на дистанционном обучении. Так, основу профессионального портфеля составляют практические задания, итоговый контроль и аттестация.
Выводы. В идеальном (и наиболее эффективном) варианте курсы дистанционного обучения на основе технологий интернета предусматривают непродолжительные очные сессии и личные встречи преподавателя и студентов, например в начале обучения и в последнюю неделю занятий.
Формы контроля учебной деятельности студентов в дистанционном обучении позволяют оперативно отслеживать учебные достижения и успехи обучающихся, мотивировать их к дальнейшей учебной работе. Для эффективной процедуры контроля знаний в процессе дистанционного обучения нужно использовать разнообразные формы контроля.
Литература:
1. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
2. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.
3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.
4. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
5. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Проблема информатизации высшей школы // Вестник Педагогического университета. 2014. № 2 (57). С. 16-22.
6. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 1.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Егорова Валерия Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация. В статье анализируется волонтерское движения, как фактор развития социальной активности студентов вуза. Цель исследования заключается в осмыслении содержания и форм организации волонтерской деятельности студентов - будущих бакалавров профессионально-педагогической сферы как фактора их личностно-профессионального формирования. Авторы под волонтерской деятельностью понимают форму социального служения, осуществляемую на добровольной основе. Одной из главных задач волонтерского движения в Мининском университете, по мнению авторов, является раскрытие способностей студента и привитие ему социально значимых качеств, а также расширение представлений о дальнейшей профессиональной деятельности. Волонтерское движение в студенческой среде имеет огромное нравственно-воспитательное значение.
Ключевые слова: волонтерство, волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, история волонтерства, добровольчество, общественно-педагогическое движение, молодежь, досуг, мировоззрение, социальная общность, молодежная политика, добровольные организации.
Annotation. The article analyzes the volunteer movement as a factor in the development of social activity of university students. The purpose of the study is to comprehend the content and forms of organization of volunteer activities of students - future bachelors of the professional pedagogical sphere as a factor in their personal and professional formation. Authors under volunteerism understand the form of social service carried out on a voluntary basis. One of the main tasks of the volunteer movement at the University of Minin, according to the authors, is to reveal the student's abilities and instill in him socially significant qualities, as well as expand ideas about further professional activities. The volunteer movement in the student community is of great moral and educational value.
Keywords: volunteering, volunteer, volunteer, volunteering, the history of volunteering, volunteering, social and pedagogical movement, youth, leisure, worldview, social community, youth policy, voluntary organizations.
Введение. Сегодня важным периодом в становлении личности молодого человека являются годы его учебы в вузе. За это время происходит не только профессиональное обучение и формирование компетенций будущих специалистов, но активное формирование личностных качеств и системы ценностей обучающихся [2, 3, 4]. В этом процессе важную роль играет такая форма работы, как организация студенческого волонтерского (добровольческого движения). Волонтерская деятельность выступает одним из факторов развития профессиональных и личностных качеств студентов. Юноши и девушки, выполняя этот вид