ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМЫ КОНФЛИКТОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИИ Новосельцева В.Ю. Email: [email protected]
Новосельцева Вера Юрьевна - бакалавр, кафедра гуманитарно-прикладного института, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт. г. Москва
Аннотация: в статье анализируются формы конфликтов в организации, а также их наиболее распространённые причины возникновения. В профессиональной сфере люди иногда сталкиваются с различными конфликтами, при которых приходится отстаивать свою точку зрения, указывать другим на их ошибки, добиваться нужных целей, при этом важно сохранить и поддерживать деловые отношения с коллегами по работе и выполнять ряд своих обязанностей. Конфронтация в рабочей среде является частью производственного процесса, и чаще всего локальные стычки проходят быстро и вполне корректно: обе стороны понимают свою роль и ориентируются на результат. Ключевые слова: конфликты, формы проявления конфликтов, возникновения, причины, участники.
FORMS OF CONFLICTS AND REASONS FOR THEIR APPEARANCE IN THE ORGANIZATION Novoseltseva V.Yu.
Novoseltseva Vera Yuirevna - Bachelor, DEPARTMENT OF THE HUMANITARIAN AND APPLIED INSTITUTE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY MOSCOW POWER ENERGY INSTITUTE, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the forms of conflicts in the organization, also their most common reasons. In the professional sphere, people sometimes encounter various conflicts in which they have to defend their point of view, point others to their mistakes, achieve the desired goals, while it is important to maintain and maintain business relationships with work colleagues and fulfill a number of their duties. Confrontation in the working environment is part of the production process, and most often local skirmishes go quickly and quite correctly: both parties understand their role and focus on the result. Keywords: conflicts, forms of conflict, occurrence, causes, participants.
УДК 159.99
Что такое конфликт? С латинского языка слово «confligere» переводится как столкновение, борьба с кем-либо или с чем-либо. По мнению многих психологов, конфликт - это состояние, возникающее при несовместимых намерениях двух или более сторон, которое воспринимается ими как альтернативные действия для достижения общей цели.
Выделяют несколько форм проявления конфликтов:
а) Латентные (скрытые) и явные (открытые) формы;
б) Горячую или холодную форму урегулирования конфликта;
в) Институционализированную и не-институционализированную форму;
г) Дебаты, игру или борьбу.
Скрытые формы конфликтов являются процессом, исход которого зависит от предыстории, опыта взаимодействия с другим человеком и т.д. При таком
конфликте на начальном этапе столкновение можно предотвратить или урегулировать мирными способами.
Возникновение явного конфликта происходит из-за нарастания высокого напряжения внутри организации, вследствие чего механизмам подавления и защиты становится невозможно сдерживать его. При стечении определённых обстоятельств последствия данного конфликта могут привести к новому.
Переход из одной формы конфликтов в другую может происходить как поэтапно, так и резко, без плавных переходов из одного в другой (рис. 1).
Рис. 1. Переходы конфликтов
Понятия «горячие» и «холодные» формы урегулирования конфликтов придумал австрийский доктор политических наук Ф. Глазл. В первом случае между участниками конфликтных ситуаций присутствует высокая эмоциональная напряжённость. Задачей для них является реализация собственных целей и убеждение остальных в их правильности [1, с. 200].
При «холодной» форме конфликтующие стороны не проявляют активности в своих действиях. Они не обладают общими идеями. В определённый момент наступает активный обмен враждебными, деструктивными действиями, но данный процесс происходит практически незаметно, скрыто.
Холодные конфликты типичны для организаций, где не принято открыто проявлять свои эмоции.
При наличии институционализированной формы внутри компании динамику развития конфликта можно спрогнозировать и остановить. При не-институционализированной форме возникшие споры могут быть разрешены различными методами и способами.
Рассматривая последний пункт, стоит отметить, что конфликт может принять форму борьбы, если его причину усматривают исключительно или преимущественно в личности соперника.
В игре же приемлемы не все средства, поскольку для расположения руководителя к себе, коллеги пытаются превзойти друг друга, но придерживаясь определённых «правил игры», т.е. не плетут интриги и распускают слухи о других.
В дебатах порой возникают вербальные потасовки, а затем согласование и обсуждение информации. взглядов.
По разным причинам в организации зарождаются конфликты. Выделяют, как правило, 3 основных и наиболее распространённых причины их возникновения:
а) Существенные различия в целях, установках, ценностях или нормах;
б) Дефицит коммуникации;
в) Обстоятельства.
Цели и задачи разных отделов могут существенно отличаться друг от друга. Так, целью исследовательского и проектного отдела является постоянное введение инновации, производственного отдела - качественный и своевременный выпуск нового продукта, отдела сбыта - максимальное повышение уровня продаж. При этом руководителю важно повысить прибыль, меньше расходовать средства и обеспечить выход производства на стабильный уровень.
Рассматривая дефицит коммуникации, стоит подчеркнуть, что частыми причинами для возникновения конфликтов может являться недостоверная информация. Человек формирует своё мнение на основе предположений или проекций вместо того, чтобы уточнить все спорные и непонятные моменты в режиме «открытой коммуникации».
Существуют определённого рода дефициты в коммуникациях, при которых происходят конфликты (рис. 2).
Рис. 2. Дефициты в коммуникациях
Рассматривая же третью основную причину возникновения конфликтов, а именно - обстоятельства, стоит отметить, что выделяют три основных условия, из-за которых возникают конфликты:
а) Разногласия между отделом по контролю качества и производственными отделами;
б) Специалист, хочет принять участие в мероприятии по повышению квалификации, и руководитель, у которого нет возможности освободить его от работы или профинансировать программу повышения квалификации;
в) Отдел кадров обещает претенденту нанять его на работу в ближайшее время, а производственный совет постановил провести предварительный конкурс внутри организации, проведение которого может затянуться на долгий срок.
Список литературы /References
1. Регнет Э. Организационные конфликты. Формы, функции и способы преодаления
/ Э. Регнет. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2015. 408 с.