Научная статья на тему 'ФОРМЫ И СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденный / исправление / исправление осужденного / предупреждение преступлений / формы и методы исправления осужденного / индивидуальная профилактика с осужденными / социальная адаптация / ресоциализация осужденных / convict / correction / correction of convict / crime prevention / forms and methods of correction of convict / individual prevention with convicts / social adaptation / resocialization of convicts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варыгин Александр Николаевич, Ефремова Ирина Алексеевна

Актуальность заявленной тематики отражается в неуклонном росте рецидивной преступности, который требует эффективного исправления осужденных. Целью настоящей работы является анализ форм и средств исправления осужденных и выработка направлений их совершенствования. Методологической основой послужили формально-логический метод исследования, анализ и синтез, индукция и дедукция, логический и структурно-функциональный методы. Исправление осужденных рассматривается авторами через призму уголовно-правовой, криминологической и уголовно-исполнительной доктрины. Анализируется оно с точки зрения целеполагания, эффективности его достижения, а также воздержания осужденного от совершения нового преступления при проведении индивидуальной профилактической работы. Приводятся конкретные формы и методы воздействия на осужденных в целях их исправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варыгин Александр Николаевич, Ефремова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF CORRECTION OF CONVICTS

The relevance of the stated topic is reflected in the steady growth of recidivism, which requires effective correction of convicts. The purpose of this work is to analyze the forms and means of correction of convicts and develop directions for their improvement. The methodological basis was the formal-logical method of research, analysis and synthesis, induction and deduction, logical and structural-functional methods. Correction of convicts is considered by the authors through the prism of criminal law, criminological and peniten-tiary doctrine. It is analyzed from the point of view of goal-setting, the effectiveness of its achievement, as well as the convict's refraining from committing a new crime during individual preventive work. Specific forms and methods of influencing convicts in order to correct them are given

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

Научная статья УДК 343.1

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

1 2

Варыгин Александр Николаевич , Ефремова Ирина Алексеевна

1,2Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия

1van808@yandex.ru

2efremova005@yandex.ru

Аннотация. Актуальность заявленной тематики отражается в неуклонном росте рецидивной преступности, который требует эффективного исправления осужденных. Целью настоящей работы является анализ форм и средств исправления осужденных и выработка направлений их совершенствования. Методологической основой послужили формально-логический метод исследования, анализ и синтез, индукция и дедукция, логический и структурно-функциональный методы. Исправление осужденных рассматривается авторами через призму уголовно-правовой, криминологической и уголовно-исполнительной доктрины. Анализируется оно с точки зрения целеполагания, эффективности его достижения, а также воздержания осужденного от совершения нового преступления при проведении индивидуальной профилактической работы. Приводятся конкретные формы и методы воздействия на осужденных в целях их исправления.

Ключевые слова: осужденный, исправление, исправление осужденного, предупреждение преступлений, формы и методы исправления осужденного, индивидуальная профилактика с осужденными, социальная адаптация, ресоциализация осужденных.

Для цитирования: Варыгин А.Н., Ефремова И.А. Формы и средства исправления осужденных // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 121-127.

FORMS AND METHODS OF CORRECTION OF CONVICTS

12

Alexander N. Varygin , Irina A. Efremova

1,2Saratov State Law Academy, Saratov, Russia

Van808@yandex.ru

2efremova005@yandex.ru

Abstract. The relevance of the stated topic is reflected in the steady growth of recidivism, which requires effective correction of convicts. The purpose of this work is to analyze the forms and means of correction of convicts and develop directions for their improvement. The methodological basis was the formal-logical method of research, analysis and synthesis, induction and deduction, logical and structural-functional methods. Correction of convicts is considered by the authors through the prism of criminal law, criminological and penitentiary doctrine. It is analyzed from the point of view of goal-setting, the effectiveness of its achievement, as well as the convict's refraining from committing a new crime during individual preventive work. Specific forms and methods of influencing convicts in order to correct them are given.

Keywords: convict, correction, correction of convict, crime prevention, forms and methods of correction of convict, individual prevention with convicts, social adaptation, resocialization of convicts.

For citation: Varygin A.N., Efremova I.A. Forms and methods of correction of convicts // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov. 2023. № 2(95). Р. 121-127.

Категорию «исправление» можно рассматривать с позиции разных доктринальных направлений. В уголовном праве исправление является одной из целей уголовного наказания, в уголовно-исполнительном праве это цель уголовно-исполнительного законодательства, в криминологии исправление - одна из целей профилактики преступлений. В связи с важностью для практики предупреждения преступности указанной категории ученые даже предлагают выделить отдельную науку - «исправление осужденных» [1, с. 79]. Процесс исправления осужденных осуществляется посредством применения уполномоченными лицами к осужденным комплекса мер исправительного воздействия. Исправление осужденных обусловлено такой целью уголовного наказания, как предупреждение уголовно наказуемых деяний, поскольку только тогда, когда достигнута цель исправления, с уверенностью можно сказать, что осужденный не совершит нового преступления [2, с. 6-7]. Однако в последние годы в науке ставится под сомнение само существование такой цели уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства, как исправление осужденного. В связи с этим учеными неоднократно высказывались суждения о ее замене на иную, например на ресоциализацию, социальную реабилитацию, социальную адаптацию, либо вообще об отказе от таковой ввиду ее недостижения [3, с. 9-10, 12; 4, с. 263].

Само понятие исправления также наполняется различным содержанием: как педагогическая, а не только правовая категория [5, с. 136], а также как сложная психолого-педагогическая, морально-нравственная и социально-правовая категория [6, с. 53]; как ресоциализация - процесс, который стимулирует формирование у осужденного жизненной позиции, отвечающей конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан [7, с. 19-20].

В настоящее время дефиниция «исправление осужденных» определена на законодательном уровне в ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). Однако несмотря на ее законодательное определение в доктрине уголовно-исполнительного права существуют различные суждения относительно данного понятия, проанализировав которые можно констатировать наличие двух подходов к его объяснению и содержанию. Одни ученые связывают понятие исправления осужденного с процессом [8, с. 9], другие - определяют его как результат [9, с. 11]. Оставляя в стороне подробный анализ всех имеющихся дефиниций, укажем, что ни одно из них не вскрывает целостности и универсальности рассматриваемого явления. При толковании законодательного определения «исправление осужденных» можно сделать закономерный вывод: исправление осужденных представляет собой не только процесс (в ходе которого к осужденному применяются различные средства), но и результат, являющийся следствием применения средств исправления, то есть положительное изменение личности осужденного, при котором он не будет совершать новых преступлений,

а будет уважительно относиться к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Исправить лицо, которое совершило уголовно наказуемое деяние, по мнению В.И. Монахова, означает обеспечить такое состояние его личности, при котором оно бы сохраняло себя в качестве правопослушного человека и не совершало бы новых преступлений [10, с. 175]. Указанное понятие является чрезвычайно широким и учитывает лишь один аспект - частную превенцию, исключая сам процесс исправления. Иную точку зрения высказывал И.С. Ной, согласно которой исправление осужденного - это его перековка из человека, который свои интересы ставит выше общественных, в человека, способного их правильно сочетать, а также владеть собой, удовлетворяя свои потребности не за счет нарушения законных интересов иных

людей [11, с. 37]. Представленная позиция являлась верной, поскольку отражала пенитенциарную политику своего времени, акцент делался на интересы общества, коллектива, а не конкретной личности.

Некоторые ученые сущность исправления осужденных связывают с законопослушным (правопослушным) поведением. А.Н. Пастушеня определяет исправление как формирование готовности к законопослушному образу жизни [12, с. 160]. По мнению иных ученых, в основе исправления осужденных заложено изменение их нравственных начал и нормативно-ценностных ориентиров [6, с. 268]. В связи с этим В.Н. Орловым предлагается в УИК РФ словосочетание «уважительное отношение» заменить на «нравственное отношение» [13, с. 136-137]. Имеется и в уголовно-исполнительной доктрине позиция, согласно которой исправить осужденного - сделать его лучше, исправить от недостатков, пороков [14, с. 23].

Более расширительное толкование предлагает Е.Э. Попова: под исправлением осужденных следует понимать формирование у них устойчивого волевого отказа от противоправной деятельности. Устойчивый отказ предусматривает отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания (отсутствие дисциплинарных, административных взысканий), соблюдение трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка предприятий, организаций, учреждений, где осужденные привлекаются к труду, проходят обучение, отбывают назначенное наказание, участие в мероприятиях воспитательной работы, отсутствие обоснованных жалоб в правоохранительные органы с места жительства, работы и учебы осужденного [15, с. 25]. Расценивая исправление как конечный результат, некоторые авторы предлагают дефиницию «исправимость» [16, с. 377], «исправленность», то есть термин, обозначающий законченность, завершенность, конечный итог процесса исправления. Интересным представляется суждение М.Н. Становского об использовании критерия, позволяющего оценить социально позитивный результат исправления через призму снижения рецидива, что свидетельствует о достижении цели исправления и эффективности данного процесса по отношению к конкретному осужденному [17, с. 22].

Однако для установления критерия исправления осужденного следует в полном объеме изучить личность осужденного, определить, что привело его к совершению преступления, выявить его отрицательные качества и свойства и только потом определять, какие положительные изменения личности были достигнуты. А.А. Синичкин небезосновательно предлагает, но, к сожалению, не раскрывая сущности, ввести в законодательное определение исправления еще один критерий - раскаяние в совершенном противоправном деянии [9, с. 20], что позволит существенно расширить систему признаков (критериев) исправления. Кроме того, такой критерий выделялся ранее и Н.И. Титовым [2, с. 20]. Средства исправления - это социальные инструменты воздействия на личность. Основные средства исправления осужденных определены законодателем в ч. 2 ст. 9 УИК РФ. При этом он не раскрывает их содержания, однако одних он закрепляет как дефиниции (режима и воспитательной работы), а других -процесс организации (общественно полезный труд, получение образования и обучение).

Законодательно определенные средства исправления осужденных образуют систему, в которой все основные средства оказывают друг на друга воздействие. Более того, они являются единым целым, из которого невозможно изъять хотя бы одно средство исправления осужденных, не оказав влияния на качество всей системы средств исправления осужденных. Одной из ключевых особенностей системы представляется упорядоченность элементов, ее составляющих. Доминирующим средством исправления в указанной системе является режим, который задает темп всему процессу исправления осужденных. Иные средства исправления осужденных не должны его нарушать. Все основные средства исправления применяются к осужденным, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. В других случаях наличествуют ограничения. Но при этом даже при исполнении наказания в виде лишения свободы, в частности в

исправительной колонии особого режима, не осуществляется общее образование осужденных, возможно лишь самообразование, трудовая деятельность реализуется с учетом режимных требований (в камере). Средства исправления применяются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного уголовно наказуемого деяния. Немаловажное значение имеют его вид и тяжесть, а также характеристики личности осужденного, поскольку для исправления лица, впервые осужденного к лишению свободы, и рецидивиста используется различный объем мер исправительного воздействия. Что касается результатов воздействия на осужденного, то воздействие на одних осужденных может привести к положительному результату (быстрое исправление

и перевод на улучшенные условия содержания; замена исправительного учреждения -перевод в колонию-поселение), в отношении других - к отрицательному (перевод на более строгие условия содержания: из обычных - в строгие, из колонии - в тюрьму). Режимные требования зависят от вида исправительного учреждения. Если в колониях-поселениях не является обязательной строгая изоляция осужденного от общества, то в иных исправительных колониях имеется данное требование. Объем воспитательных мероприятий тоже зависит от вида наказания. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает большое количество форм, методов и направлений воспитательной работы, одним из которых является привлечение осужденного в процессе отбывания наказания к труду. Труд имеет важное исправительное воздействие, прослеживающееся во всей системе уголовных наказаний. При этом использование общественно полезного труда при исполнении одних видов наказаний служит обязательным основным средством исправления (исправительные работы, обязательные работы). При исполнении обязательных работ труд является неквалифицированным, неоплачиваемым; при исполнении наказания в виде ареста применяется только бесплатный труд по благоустройству арестных домов. В иных видах наказаний, назначаемых виновным за совершение ими уголовно наказуемых деяний, конкретная трудовая деятельность находится под запретом (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Также имеет место ограничение трудовых функций (например, к данной группе наказаний возможно отнести такой вид уголовного наказания, как арест). В некоторых видах наказаний, назначаемых виновным за совершение ими уголовно наказуемых деяний, труд - одно из основных средств исправления осужденных, основная обязанность осужденного, отбывающего наказание в пенитенциарных учреждениях, которая направлена на достижение экономической (посредством осуществления конкретной деятельности или создания конкретного результата приносит государству пользу; зарабатывает денежные средства, которые позволяют ему возместить вред, причиненный совершенным им уголовно наказуемым деянием, помогать своей семье, близким, несовершеннолетним детям, а также улучшить условия отбывания уголовного наказания), воспитательной (реализация конкретной деятельности,

в том числе общественно полезной, дисциплинирует осужденного, прививает желание помогать окружающим; позволяет приобрести новую профессию, специальность) и образовательной целей (осужденный приобретает новые знания, навыки, умения, которые могут ему пригодиться после отбывания наказания и помогут не вернуться к преступной деятельности).

Получение общего образования обязательно для осужденных, не имеющих такового и не достигших 30-летнего возраста; в отношении остальных это правило не является обязательным. В исправительных учреждениях создаются школы, учебно-консультационные пункты. Кроме того, в указанных учреждениях осужденные имеют право получить высшее образование, пройти профессиональное обучение - на производстве получить профессию плотника, каменщика, столяра и т. п.

Завершает основные средства исправления осужденных, в законодательно определенном перечне, общественное воздействие. Оно имеет внешнее выражение (содействие осужденным, контроль за осужденными и помощь им), заключающее в себе иные средства исправления осужденных. При этом данное взаимодействие не ограничивается только теми средствами исправления, которые определены в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.

Они взаимодействуют и с другими, которые имеют место в процессе исполнения наказания (например, с мерами одобрения (порицания) законопослушного (негативного) поведения в период отбывания наказания; формирование портфолио осужденного, включающего его личные достижения; определение степени нравственной запущенности осужденного и т. д.). Среди мер общественного воздействия можно выделить работу религиозных деятелей, конфессий и иных общественных организаций. В воспитательных колониях создаются родительские комитеты и попечительские советы. Они наделены значительным количеством полномочий по оказанию помощи осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, и содействию администрации последних в процессе исправительного воздействия на указанных лиц. Деятельность попечительских советов в воспитательных колониях настолько оказалась положительной, что они стали создаваться и в иных исправительных учреждениях. Отношение осужденных к средствам исправления влияет на поведение осужденного во время отбывания наказания. Эффективное использование средств исправления может привести к быстрейшему достижению целей наказания - исправлению осужденного и несовершению преступлений в будущем. В настоящее время в России деятельность по профилактическому воздействию на осужденных регламентирована Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которой с осужденными проводится планомерная и дифференцированная работа - о ее результативности может свидетельствовать и сокращение преступлений в самих учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В завершение отметим, что исправление осужденного, являющееся важнейшей категорией уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, взаимосвязано с такой целью указанных видов законодательства, как предупреждение преступлений. Именно привитие осужденному таких качеств, как уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, обеспечивает в итоге его правопослушное поведение и, таким образом, способствует сокращению количества преступлений в стране.

1. Антонян Ю.М. Должна ли быть наука «исправление осужденных»? // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 79-82.

2. Титов Н.И. Исправление и перевоспитание осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1966. 23 с.

3. Баранов Ю.В. О целях уголовного и уголовно-исполнительного законодательства// Человек: преступление и наказание. 2012. № 1. С. 8-11.

4. Середа Е.В. О модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // Общая часть Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования В.И. Селиверстова. М., 2017. С. 260-263.

5. Баранов Ю.В. Стадии ресоциальзации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии.СПб., 2006. 272 с.

6. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2001. 480 с.

7. Мелентьев М.П. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. М., 1997. 795 с.

8. Куфаев В.И. Понятие и педагогические принципы исправления и перевоспитания заключенных: лекция. М., 1959. 22 с.

9. Синичкин A.A. Оценка степени исправления осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. 22 с.

10. Монахов В.И. К вопросу о понятии и критериях исправления // Правовые вопросы лишения свободы и перевоспитания заключенных: матер. науч. конф.Томск, 1964. С. 173178.

11. Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1962. 156 с.

12. Культура наказания, или Социокультурные аспекты пенитенциарной практики: монография / под общ. ред. Е.Г. Багреевой.М., 2013. 222 с.

13. Орлов В.Н. Уголовное наказание: понятие, цели, система, объекты и субъекты. М., 2011. 464 с.

14. Уголовно-правовое воздействие: монография / под ред. AÄ Рарога. М., 2014. 286 с.

15. Попова Е.Э. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных: теория, законодательство, практика: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. 701 с.

16. Уголовное право России: учебник для вузов: в 2 т. Т. 1: Общая часть / под ред. A.fr Игнатова, ЮА. Красикова.М., 2000. 639 с.

17. СтановскийМ.Н. Назначение наказания. СПб., 1999. 458 с.

1. Antonyan Yu.M. Dolzhna li by't' nauka «ispravlenie osuzhdenny'x»? // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 3. S. 79-82.

2. Titov N.I. Ispravlenie i perevospitanie osuzhdenny'x k lisheniyu svobody': avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. L., 1966. 23 s.

3. Baranov Yu.V. O celyax ugolovnogo i ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva// Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2012. № 1. S. 8-11.

4. Sereda E.V. O modeli Obshhej chasti Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Obshhaya chast' Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii: itogi i obosnovaniya teoreticheskogo modelirovaniya V.I. Seliverstova. M., 2017. S. 260-263.

5. Baranov Yu.V. Stadii resocial'zacii osuzhdenny'x v svete novy'x sociologo-antropologicheskix vozzrenij i social'noj filosofii.SPb., 2006. 272 s.

6. Ry'bak M.S. Resocializaciya osuzhdenny'x k lisheniyu svobody': problemy' teorii i praktiki. Saratov, 2001. 480 s.

7. Melent'ev M.P. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii i Minimal'ny'm standartny'm pravilam obrashheniya s zaklyuchenny'mi. M., 1997. 795 s.

8. Kufaev V.I. Ponyatie i pedagogicheskie principy' ispravleniya i perevospitaniya zaklyuchenny'x: lekciya. M., 1959. 22 s.

9. Sinichkin A.A. Ocenka stepeni ispravleniya osuzhdenny'x k lisheniyu svobody': avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2003. 22 s.

10. Monaxov V.I. K voprosu o ponyatii i kriteriyax ispravleniya // Pravovy'e voprosy' lisheniya svobody' i perevospitaniya zaklyuchenny'x: mater. nauch. konf.Tomsk, 1964. S. 173-178.

11. Noj I.S. Voprosy' teorii nakazaniya v sovetskom ugolovnom prave. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 1962. 156 s.

12. Kul'tura nakazaniya, ili Sociokul'turny'e aspekty' penitenciarnoj praktiki: monografiya / pod obshh. red. E.G. Bagreevoj.M., 2013. 222 s.

13. Orlov V.N. Ugolovnoe nakazanie: ponyatie, celi, sistema, ob''ekty' i sub''ekty'. M., 2011. 464 s.

14. Ugolovno-pravovoe vozdejstvie: monografiya / pod red. A.I. Raroga. M., 2014. 286 s.

15. Popova E.E'. Obshhestvennoe vozdejstvie kak osnovnoe sredstvo ispravleniya osuzhdenny'x: teoriya, zakonodatel'stvo, praktika: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2021. 701 s.

16. Ugolovnoe pravo Rossii: uchebnik dlya vuzov: v 2 t. T. 1: Obshhaya chast' / pod red. A.N. Ignatova, Yu.A. Krasikova.M., 2000. 639 s.

17. StanovskijM.N. Naznachenie nakazaniya. SPb., 1999. 458 s.

Информация об авторах

Александр Николаевич Варыгин. Заведующий кафедрой прокурорского надзора и криминологии. Доктор юридических наук, профессор.

Саратовская государственная юридическая академия.

410056, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Вольская, 1.

Ирина Алексеевна Ефремова. Профессор кафедры прокурорского надзора и криминологии. Доктор юридических наук, доцент.

Саратовская государственная юридическая академия.

410056, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Вольская, 1.

Information about the authors

Alexander N. Varygin. Head of the Department of Prosecutorial Supervision and Criminology. Doctor of Sciences (Law), professor.

Saratov State Law Academy.

410056, Russian Federation, Saratov, 1 Volskaya str.

Irina Al. Efremova. Professor of the Department of Prosecutorial Supervision and Criminology. Doctor of Sciences (Law), associate professor.

Saratov State Law Academy.

410056, Russian Federation, Saratov, 1 Volskaya str.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

Статья поступила в редакцию 30.01.2023; одобрена после рецензирования 07.04.2023; принята к публикации 05.05.2023.

The article was submitted January 30, 2023; approved after reviewing April 7, 2023; accepted to the writing of the article for publication May 5, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.