Научная статья на тему 'Формы и приёмы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе'

Формы и приёмы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1268
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ / ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / СМЫСЛОВАЯ ФУНКЦИЯ / УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ / ISOLATED PARTS / ISOLATED ADVERBS / MEANING FUNCTION / ISOLATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дубова Марина Анатольевна, Чернова Любовь Афанасьевна

В статье рассматриваются теоретические основы темы «Обособленное обстоятельство», изучаемой в разделе «Простое осложненное предложение» в 8-м классе школы, а также предлагаются разнообразные формы и приемы практической работы по выработке соответствующих пунктуационных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дубова Марина Анатольевна, Чернова Любовь Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и приёмы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе»

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

ART 16039 УДК 372.881.161.1

Дубова Марина Анатольевна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна [email protected]

Чернова Любовь Афанасьевна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна [email protected]

Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы темы «Обособленное обстоятельство», изучаемой в разделе «Простое осложненное предложение» в 8-м классе школы, а также предлагаются разнообразные формы и приемы практической работы по выработке соответствующих пунктуационных умений и навыков. Ключевые слова: обособленные члены, обособленные обстоятельства, смысловая функция, условия обособления.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обособление - это интонационное и смысловое выделение членов предложения с целью придать им относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании. «Это узкое понимание термина "обособление", тогда как его расширительное понимание допускает распространение этого понятия на другие члены предложения, даже на главные. В этом случае обособление выступает как уточнение, пояснение, присоединение» [1].

Обособленными называются члены предложения, обладающие относительной смысловой самостоятельностью, которая передается при произнесении интонационными средствами, а на письме - пунктуационными.

Обособленными могут быть как второстепенные, так и главные члены предложения, хотя главные члены обособляются редко, только если имеют пояснительный или присоединительный характер.

Обособленными бывают следующие второстепенные члены предложения:

- обособленные определения и приложения;

- обособленные обстоятельства;

- обособленные дополнения.

Обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми одиночное деепричастие или деепричастный оборот, а также существительное с предлогом, наречие, сравнительный оборот.

Обособленные обстоятельства делятся в зависимости от выполняемой ими смысловой функции в предложении на следующие группы:

- обстоятельства с функцией добавочного сообщения;

- обстоятельства с функцией уточнения (уточняющие обстоятельства);

- обстоятельства с функцией пояснения (пояснительные обстоятельства);

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

- обстоятельства с функцией присоединения (присоединительные обстоятельства);

- обстоятельства с функцией сравнения, уподобления (обстоятельства сравнения, уподобления).

Обособленные обстоятельства выражаются следующим образом:

1. Обстоятельства с функцией добавочного сообщения представлены одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными с производными предлогами: несмотря на, вопреки, в силу, согласно, вследствие, по причине, в результате, при условии и др. Например: Танцуя, она красиво и как будто беспомощно изгибала левую руку на плече своего кавалера и так склоняла голову, как будто бы хотела к этому плечу прислониться (А. Куприн); Размеренные звуки музыки непрерывными глухими ударами отзывались в его голове, причиняя раздражающую боль (А. Куприн); Благодаря недостатку служебного опыта, он не мог ни собраться с духом, ни найти надлежащий, твердый тон (И. Тургенев).

2. Обстоятельства с функцией уточнения представлены существительными с непроизводными предлогами и наречиями. Например: С ним происходили подобные явления и прежде, с самого раннего детства, и он знал, что для того, чтобы успокоиться, надо отыскать первоначальную причину этой смутной тревоги (А. Куприн); Однажды утром, очень рано, Ярмола вошёл в мою комнату и заявил небрежно... (А. Куприн).

3. Обстоятельства с функцией пояснения представлены существительными с непроизводными предлогами и пояснительными союзами именно, то есть, или = то есть. Например: Сын Хаджи-Мурата, восемнадцатилетний юноша Юсуф, сидел в темнице, то есть в глубокой, более сажени, яме (Л. Толстой).

4. Обстоятельства с функцией присоединения представлены существительными с непроизводными предлогами или наречиями со словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, причем, притом, главным образом. Например: Ярмола привязался к барину, особенно за его простое с ним обращение (А. Куприн); На рыбалку он готов был пойти в любое время, даже ночью (А. Куприн).

5. Обстоятельства с функцией сравнения, уподобления представлены сравнительными оборотами с союзами как, будто, как будто, точно, словно, что = как. Например: Присохнет, как на собаке (А. Куприн) [2].

Различные по функции обстоятельства характеризуются следующими признаками:

1. Обособленные обстоятельства с функцией добавочного сообщения вносят в предложение дополнительное значение (дополняют основное сообщение, выраженное главными членами) и по своей смысловой роли приближены к сказуемому или к придаточному предложению. При этом обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, имеют семантические значения: образа действия, времени, причины, условия, уступки, цели - и могут совмещать их. В целом деепричастные конструкции совмещают значения обстоятельства и второстепенного действия и могут заменяться придаточными предложениями, в результате чего возникают синонимы. Например: Дойдя до мостика, он остановился и задумался (А. Чехов). Ср.: Когда он дошёл до мостика, он остановился и задумался. При сходстве семантического значения эти параллельные конструкции имеют свои особенности. В придаточном предложении обстоятельственное значение выражается четко, определенно благодаря подчинительному союзу. В деепричастном обороте значение обстоятельства не обладает такой четкостью ввиду его совмещения со значением добавочного действия.

Чтобы не допускать ошибок при использовании деепричастных оборотов, нужно соблюдать некоторые правила, в частности правило о едином действующем лице

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

(предмете) при основном действии, выраженном глаголом, и при второстепенном действии, выраженном деепричастием. Нарушение этого правила приводит к ошибкам типа: Заботясь о маленьких горожанах, открываются новые детские сады; Прочитав книгу, у нас возникает впечатление открытия.

Нельзя также употреблять деепричастные обороты в безличных предложениях, где нет инфинитива в составе сказуемого. Например: Увидев друга, мне стало радостно; Выполнив задание, мне сразу полегчало.

Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, имеют значения условия, причины, времени, уступки, цели, следствия. Например: Несмотря на усталость, Анатолий был радостно возбужден (А. Фадеев); Хотя Анатолий очень устал, он был радостно возбужден.

2. Обстоятельства с функцией уточнения конкретизируют, ограничивают, сужают значения других обстоятельственных слов с обобщенным и неопределенным значением места, времени, образа действия и отвечают на вопросы где именно? когда именно? куда именно? откуда именно? как именно? Они имеют значения места, времени, образа действия. Уточняющее обстоятельство является тем же членом предложения, что и уточняемое, и связано с ним связью уточнения. Например: Вчера, поздно вечером, я наконец добрался до дома лесника (когда именно?); При встрече мы как всегда, по-дружески, побеседовали (как именно?).

3. Обособленные обстоятельства с функцией пояснения называют то же понятие со значением места, времени, образа действия, что и поясняемое, но другими словами и вводятся пояснительными союзами именно, а именно, то есть, или (в значении «то есть») или предполагают их введение. Например: Собрание шло бурно уже четыре часа подряд, то есть без перерыва; Стройка нового стадиона обошлась значительно дороже, а именно вдвое.

4. Обособленные обстоятельства с функцией присоединения содержат дополнительное разъяснение или замечание и могут относиться не только к однотипным с ними членам предложения. Например: Над ним часто посмеивались, особенно в дружеской компании; Музыку в доме включают на полную катушку, даже ночью.

5. Обособленные обстоятельства с функцией сравнения, уподобления имеют значение образа действия и семантику добавочного высказывания. Например: Сзади, точно исполинский костер, горел лесной склад (А. Куприн). Ср.: Сзади горел лесной склад, и этот пожар был похож на гигантский костер; Даже в больших городах в это время становится тихо, как в поле (К. Паустовский). Ср.: Даже в больших городах в это время становится тихо, как это бывает в поле.

На обособление разных обстоятельств влияют разные причины:

во-первых, тип опорного члена предложения, к которому относится обособленный член (сказуемое, обстоятельство), и возможности его распространения обособляемыми обстоятельствами;

во-вторых, частеречная характеристика самого обособленного члена предложения (деепричастие, существительное, наречие) и его способность выражать дополнительные смысловые оттенки;

в-третьих, место обособленного члена по отношению к опорному (поясняемому) члену;

в-четвертых, отсутствие тесных грамматических связей с опорным членом, возможность отделения от него.

Вне всяких условий обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, ввиду их слабой связи со сказуемым и наличием другой связи в предложении - с подлежащим.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

Одиночные деепричастия обособляются только в том случае, если сохраняют значение глагольности, обозначают добавочное действие, указывают на время действия, его причину, условие, образ действия.

Все другие виды обстоятельств обособляются в связи с общими условиями:

- увеличение семантической самостоятельности;

- возможность отделения от опорного члена;

- отсутствие тесных грамматических связей с опорным членом;

- увеличение объема обособляемого члена;

- позиция обособляемого члена по отношению к опорному члену.

Не обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, близкими по значению к наречиям образа действия, так как утрачивают значение добавочного действия. Например: До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Толстой).

Не обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями типа стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др. (Курили молча; Ели нехотя).

Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическими сочетаниями, в состав которых входят деепричастия: слушать раскрыв рот, работать засучив рукава и проч. (Дети слушали сказку раскрыв рты).

Не обособляются сравнительные обороты с союзом «как»:

- если сравнительный оборот входит в состав сказуемого (Наш двор как сад);

- если сравнительный оборот входит во фразеологическое сочетание: бежит как угорелый, похожи как две капли воды, выскочил как ошпаренный (Сёстры были похожи как две капли воды);

- если оборот имеет значение «в качестве» (Беру тебя как руководителя. Ср.: Беру тебя в качестве руководителя);

- если оборот со значением образа действия заменяется наречием или существительным в творительном падеже (Как тень стоишь передо мной. Ср.: Тенью стоишь передо мной).

С целью определения степени усвоения теоретического материала рекомендуется ответить на следующие вопросы по теме урока:

1. Что такое обособление?

2. Какие второстепенные члены предложения бывают обособленными?

3. Что такое обособленное обстоятельство?

4. Чем выражаются обособленные обстоятельства?

5. Как делятся обособленные обстоятельства по выполняемой ими смысловой функции в предложении?

6. Какими признаками характеризуются различные обособленные обстоятельства?

7. Какие условия обособления обстоятельств вам известны?

8. Какие условия необособления обстоятельств вам известны?

Для закрепления теоретического материала рекомендуется серия практических заданий.

Задание № 1. Из примеров, извлеченных из повести А. И. Куприна «Молох», выпишите обособленные обстоятельства вместе с опорным (поясняемым) словом (поместите его в круглые скобки), укажите их синтаксическую функцию в предложении, способ морфологического выражения, поясняемый член, семантическое значение и условия обособления. Используйте для выполнения задания образец.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

Образец выполнения

Он стоял около сварочной печи, следя за работой.

(Стоял) следя за работой - обособленное обстоятельство, выполняет функцию добавочного сообщения, выражено деепричастным оборотом, поясняет сказуемое, приближаясь к нему по смыслу (следил за работой), имеет семантическое значение образа действия (стоял как?), условия обособления: отсутствие тесной грамматической связи со сказуемым, наличие добавочной связи с подлежащим «он» (Он следил за работой).

1) Заводской гудок протяжно ревел, возвещая начало рабочего дня. 2) Пройдя полверсты, Бобров взобрался на пригорок. 3) Дальше, за этой природной террасой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собой местность, предназначенная для возведения пятой и шестой доменных печей. 4) Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно муравьи на разоренном муравейнике. 5) Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе [3].

Задание № 2. Выпишите из повести А. И. Куприна «Молох» примеры с различными обособленными обстоятельствами, пронумеруйте их (не менее 5), а затем выполните их синтаксический анализ по предложенной схеме.

Схема анализа

1. Смысловая функция в предложении (функция добавочного сообщения, функция уточнения, функция пояснения, функция присоединения, функция сравнения, уподобления).

2. Способ грамматического выражения (одиночное деепричастие, деепричастный оборот, существительное с производным предлогом - несмотря на, в силу, вопреки, согласно, вследствие, по причине, в результате, при условии и другие, существительное с непроизводным предлогом, наречие, существительное с предлогом и пояснительным союзом именно, то есть, или = то есть, существительное с предлогом или наречие со словом - даже, особенно, в особенности, например, в частности, причем, притом, в том числе, главным образом, да и и др.).

3. Грамматическое значение опорного члена (сказуемое, обстоятельство).

4. Семантика обстоятельства (обстоятельство образа действия, времени, причины, условия, уступки, цели, следствия, места).

5. Условия обособления (наличие глагольности и обозначение добавочного действия, наличие добавочной связи с подлежащим, возможность отделения от поясняемого слова, отсутствие тесной грамматической связи с поясняемым словом, позиция по отношению к поясняемому слову).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание № 3. Замените в примерах, извлеченных из повести А. И. Куприна «Молох», обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, соответствующими придаточными предложениями. Укажите виды придаточных предложений и особенности их синтаксического значения.

Образец выполнения:

Пройдя машинально вслед за рабочими шагов пятьдесят, Андрей Ильич повернул назад, чтобы найти Митрофана и объехать завод с другой стороны. Ср.: Когда Андрей Ильич прошёл машинально вслед за рабочими шагов пятьдесят, он повернул назад...

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выполняет функцию добавочного сообщения, предшествующего основному сообщению с глаголом «повернул»; деепричастный оборот трансформируется в придаточное предложение обстоятельства времени, которое поясняет главное предложение в составе сложного; с помощью деепричастного оборота выражается временное значение последовательности действий.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

1) Хлопочет этот молодой человек о спорном наследстве и каждое утро, возвращаясь из присутственных мест, заходит в Летний сад посидеть четверть часа на скамеечке... 2) Вернувшись с завода и наскоро пообедав, Бобров вышел на крыльцо. 3) Фарватер, уже давно косившийся большим сердитым глазом на подходившего Боброва, начал плясать на месте, выгибая шею и разбрасывая задними ногами комья грязи. 4) Бобров прыгал около него на одной ноге, стараясь вдеть ногу в стремя. 5) Теперь, подъезжая к Шепетовке, уже заранее знал, что и как там будут говорить в том или ином случае, даже представлял себе выражение лиц.

Задание № 4. Объясните примеры с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Исправьте их.

Образец выполнения:

Встретившись с моей первой учительницей, мной овладело чувство грусти о прошедших школьных годах.

В предложении нет единого лица (предмета) для основного действия (глагола) и для второстепенного действия (деепричастия). Правильный вариант: При встрече с моей первой учительницей мной овладело чувство грусти о прошедших школьных годах.

1) Подходя к лесу, мне стало страшно. 2) Выступая в поход, природа предвещала неудачу князю Игорю. 3) Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина появились присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды. 4) Прочитав рассказ, мне подумалось, что в нем правдиво отражены военные события. 5) Читая роман, мне больше всех понравился главный герой.

Задание № 5. Найдите обособленные обстоятельства, укажите их синтаксическую функцию, способ морфологического выражения, опорный член, семантическое значение и условия обособления.

Образец выполнения:

Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно (А. Чехов).

Благодаря массе новых впечатлений (день прошел для Каштанки незаметно) - обособленное обстоятельство с функцией добавочного сообщения, выражено существительным с производным предлогом «благодаря» и распространяющими словами, поясняет группу сказуемого «<прошел незаметно», имеет семантическое значение причины, отвечает на вопрос «почему?», обособляется благодаря смысловому весу, слабой связи с опорным словом, распространенности и расположению перед грамматической основой предложения.

1) Проценко, несмотря на уговоры Сабурова, сам поднялся на наблюдательный пункт (К. Симонов). 2) Ехали только днем, во избежание всяких дорожных случайностей (М. Пришвин). 3) В Коби мы расстались с Максим Максимычем: я поехал на почтовых, а он, по причине тяжелой поклажи, не мог за мной следовать (М. Лермонтов). 4) Дома, по случаю поста, ничего не варили и не ставили самовара, и день поэтому казался очень длинным (А. Чехов). 5) При неизбежности отступления, когда враг силен, надо отступать (А. Первенцев).

Задание № 6. Найдите уточняющие обстоятельства, укажите способ их морфологического выражения, опорный член, семантическое значение и условия обособления.

Образец выполнения:

Внизу, у подножия насыпи, там, где обыкновенно с несмолкаемым грохотом день и ночь работал исполинский завод, была необычная, жуткая тишина (А. Куприн).

(Внизу) у подножия насыпи - обособленное уточняющее обстоятельство, выражено существительным с непроизводным предлогом и распространяющим словом,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

поясняет опорное обстоятельство «внизу», имеет семантическое значение места, отвечает на вопрос «где именно?», обособляется благодаря слабой связи с опорным словом и расположению после поясняемого слова.

1) На улице, перед театром, поджидая господ, дремали кучера (И. Оренбург). 2) Жил я на Арбате, рядом с рестораном «Прага», в номерах гостиницы «Столица» (И. Бунин). 3) Во время каникул я, воспользовавшись данной воспитанникам свободой, отправился утром, после завтрака, в свой класс... (А. Сумароков) 4) То и дело срываясь в колею, я шел тихо, почти на ощупь. 5) Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября (И. Тургенев).

Задание № 7. Укажите пояснительные и присоединительные обстоятельства, способ их морфологического выражения, опорный член, семантику и условия обособления.

Образец выполнения:

К этому часу, то есть к семи часам вечера, все гости были в сборе.

(К этому часу), то есть к семи часам вечера - обособленное пояснительное обстоятельство, выражено количественно-именным сочетанием существительного с предлогом и распространяющим словом, вводится пояснительным союзом «то есть», отвечает на вопрос «когда?», поясняет опорный член предложения - обстоятельство времени «к этому часу», называет то же понятие, союз «то есть» уравнивает объемы поясняющего компонента и поясняемого, имеет семантическое значение времени, обособляется из-за слабой связи с опорным словом и расположения после него.

Урок по зоологии прошел спокойно, и даже без единого замечания.

(Спокойно) и даже без единого замечания - обособленное присоединительное обстоятельство, отвечает на вопрос «как именно?», выражено существительным с предлогом и распространяющим словом, вводится словами «и даже», поясняет однотипное обстоятельство «спокойно», содержит дополнительное разъяснение, обособляется из-за слабой связи с опорным словом и расположения после него.

1) Играя в русских пьесах, Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина «Недоросль» в роли госпожи Простаковой (Н. Кукольник). 2) К этому времени, то есть к началу танцев, я был уже в зале (Е. Шварц). 3) Дом господский стоял в одиночку на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким бы только ни вздумалось подуть (Н. Гоголь). 4 У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, вдоль и поперёк темнело не что иное, как несколько сереньких бревенчатых изб (Л. Толстой). 5) В давнее время рябину заготовляли к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами, пользовались ею как лекарственным средством.

Задание № 8. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, укажите их опорный член, семантическое значение и условия обособления.

Образец выполнения:

Облака плыли по небу, как караван с хлопком.

(Плыли) как караван с хлопком - обособленное обстоятельство с функцией сравнения, уподобления, выражено сравнительным оборотом с союзом «как», поясняет опорный член - сказуемое (плыли), отвечает на вопросы «как? каким образом?», имеет семантическое значение образа действия, обособляется в связи с передачей значения сравнения, уподобления, отделением от опорного члена и отсутствием тесной грамматической связи с ним.

1) Как два согнутые кинжала, Вонзились в небо тополя, И, как усопшая, лежала Кругом широкая земля (В. Хлебников). 2) Тишина покинутости стояла здесь, как

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

прудовая вода (А. Грин). 3) Табачный дым, словно дождевая туча, колыхался под потолком, оклеенным белой бумагой (В. Брюсов). 4) Петр хватал кусок хлеба, ложку и снова заливался рассказами, словно щегленок песней (М. Горький). 5) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф. Тютчев).

Задание № 9. Составьте пары предложений с одним и тем же подлежащим (например: небо, снег, глаза, собака, листья, березка, ветер), чтобы в одном предложении сравнительный союз присоединял обстоятельство образа действия, а в другом - сказуемое. Используйте союзы как, будто, как будто, точно, словно, что = как.

Образец выполнения:

Картошка жесткая, как будто сырая. Ср.: Картошка как будто сырая.

Примерные пары предложений для ответа:

1) Будто звезды, глаза твои светятся. Ср.: Глаза твои будто звезды.

2) Березка, как белая птица, застыла на склоне холма. Ср.: Березка на склоне холма как белая птица.

3) Ветер, словно шалун, играет листьями. Ср.: Ветер словно шалун.

4) Листья шелестят, как будто живые. Ср.: Листья как будто живые.

5) Небо синеет, что морская гладь. Ср.: Небо что морская гладь [4].

Задание № 10. Сравните два описания августовской погоды, извлеченные из повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Найдите обособленные обстоятельства, охарактеризуйте их структуру, способы морфологического выражения и условия обособления.

1) В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращая глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов, заблудившись в море, совсем не вернулись... (Куприн А. И. Гранатовый браслет // Куприн А. И. Повести. Рассказы. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО ««Агентство Олимп», 2002. С. 440)

2) Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. И вдруг всё это скользнет с яблони - и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки. Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный путь.

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса:

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

громыхая и стуча, несется поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, будто уходя в землю.

Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе (Бунин И. А. Антоновские яблоки //Бунин И. А. Поэзия и проза. М.: Просвещение, 1986. С. 48-50).

1. Какие семантические типы обстоятельств использует каждый автор? Почему? Как это связано с основной идеей отрывков?

2. Какую роль играют обособленные обстоятельства в описании августа у каждого автора?

3. Что акцентируется в каждом описании? Какие черты августа важны для А. И. Куприна и И. А. Бунина? С помощью каких языковых средств это подчеркивается?

4. Чей август, на ваш взгляд, более привлекателен? Почему?

5. К какому типу речи относятся данные отрывки? Использование каких средств образной выразительности характерно для данного типа речи? [5]

Задание № 11. Найдите в отрывке из повести И. А. Бунина «Деревня» обособленные обстоятельства. Охарактеризуйте их с позиции особенностей функционирования в художественном тексте.

В воскресенье пошла Анисья к Абакумову. Абакумов зорко оглядел платок своими татарскими глазками, кликнул мать, сумрачную, толстую, отекшую старуху в ватной кофте и валенках.

- Что ж просишь? - медленно выходя из избы, исподлобья оглядывая крыльцо и горбясь, неприветливо спросила старуха.

Анисья, чувствуя недоброе, стала хвалить платок, показывать товар лицом -накинула его на плечи, прошлась. Абакумов, подумав, положил «два орла» - гривенник; потом, усмехнувшись, прибавил еще пятак - «за манеру». Анисья покачала головой и пошла домой, даже не сняв с себя платка. А дома сидя в этом трауре, долго разглядывала его концы своим единственным глазом, что-то обдумывая. Потом облокотилась на стол, уже ничего не думая, а только слушая звон в ушах. Потом спрятала платок в укладку, легла на большие голые нары возле большой треснувшей печки, когда ещё не смеркалось путем, говоря себе: надо поскорее заснуть, а то не дойдешь, надо выйти пораньше, да уходя не забыть запереть укладку, закрыть трубу на случай грозы. (Бунин И. А. Антоновские яблоки // Бунин И. А. Поэзия и проза. С. 191-192)

Ссылки на источники

1. Дубова М. А., Чернова Л. А. К вопросу о синтаксической природе и принципах разграничения уточняющих, пояснительных и присоединительных конструкций в структуре простого осложнённого предложения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». - 2015. - № 2. - С. 174.

2. Дубова М. А., Чернова Л. А. Урок-исследование на тему «Проблема разграничения уточняющих, пояснительных и присоединительных конструкций в простом осложнённом предложении» // Русский язык в школе. - 2015. - № 6. - С. 41.

3. Дубова М. А., Чернова Л. А. Уроки-семинары в 11-м классе на тему «Обособленные обстоятельства как один из видов осложнённого простого предложения» (на материале повести А. И. Куприна «Молох»). Урок № 1. Обособленные обстоятельства: сложные вопросы теории и практики изучения темы в СОШ // Русский язык в школе. - 2014. - № 12. - С. 26.

4. Там же. - С. 28.

5. Дубова М. А., Чернова Л. А. Уроки-семинары в 11-м классе по теме «Обособленные обстоятельства как один из видов осложнённого простого предложения» (на материале повести А. И. Куприна «Молох») // Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 25.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16039. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm. -ISSN 2304-120X.

Marina Dubova,

Doctor of Philological Sciences, Professor at the chair of the Russian Language, State Social-Humanitarian University, Kolomna [email protected] Lyubov Chernova,

Doctor of Philological Sciences, Professor at the chair of the Russian Language, State Social-Humanitarian

University, Kolomna

[email protected]

Forms and Practices of Studying the Topic "Isolated Adverb" at School

Abstract. The paper is dedicated to theoretical basics of the topic "Isolated adverbs" as part of section "Simple expanded sentence" for students of the 8th form. Besides, the authors of the paper propose various forms and methods of work in order to develop the appropriate punctuation skills and knowledge. Key words: isolated parts, isolated adverbs, meaning function, isolation conditions. References

1. Dubova, M. A. & Chernova, L. A. (2015). "K voprosu o sintaksicheskoj prirode i principah razgranichenija utochnjajushhih, pojasnitel'nyh i prisoedinitel'nyh konstrukcij v strukture prostogo oslozhnjon-nogo pred-lozhenija", Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija "Teorija jazyka. Semiotika. Semantika", № 2, p. 174 (in Russian).

2. Dubova, M. A. & Chernova, L. A. (2015). "Urok-issledovanie na temu 'Problema razgranichenija utochnjajushhih, pojasnitel'nyh i prisoedinitel'nyh konstrukcij v prostom oslozhnjonnom predlozhenii'", Russkij jazyk v shkole, № 6, p. 41 (in Russian).

3. Dubova, M. A. & Chernova, L. A. (2014). "Uroki-seminary v 11-m klasse na temu 'Obosoblennye ob-stojatel'-stva kak odin iz vidov oslozhnjonnogo prostogo predlozhenija' (na materiale povesti A. I. Kuprina 'Moloh'). Urok № 1. Obosoblennye obstojatel'stva: slozhnye voprosy teorii i praktiki izuchenija temy v SOSh", Russkij jazyk v shkole, № 12, p. 26 (in Russian).

4. Ibid., p. 28.

5. Dubova, M. A. & Chernova, L. A. (2015). "Uroki-seminary v 11-m klasse po teme 'Obosoblennye obstojatel'stva kak odin iz vidov oslozhnjonnogo prostogo predlozhenija' (na materiale povesti A. I. Kup-rina 'Moloh')", Russkij jazyk v shkole, № 1, p. 25 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 29.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15

Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 29.03.16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Дубова М. А., Чернова Л. А., 2016

977230412016603

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.