Научная статья на тему 'ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ'

ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодёжный туризм / общественно-полезная работа в туризме / волонтёрский туризм / плоггинг / туристские программы / youth tourism / socially useful work in tourism / volunteer tourism / plogging / tourism programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулин Александр Алексеевич, Погребова Елена Сергеевна, Афанасьев Олег Евгеньевич, Афанасьева Александра Владиславовна

Развитие молодёжного туризма во многом соотносится с мировым трендом концептуализации путешествий, которая выражается в сформированном запросе на нестандартный опыт и впечатления. Наряду с этим растёт и значимость волонтёрского туризма, который даёт возможности для приложения собственных усилий к решению локальных и глобальных экологических и социально-экономических проблем. Все это делает общественно-полезную составляющую туристских программ механизмом формирования уникального туристского предложения. Вместе с тем в России инициативы по введению общественно-полезной работы в отдельные сферы общественной жизни принимаются неоднозначно. Это обуславливает необходимость чёткого определения форм и технологий общественно-полезной составляющей туристских программ, критериев её полезности и рекреационной значимости. Для этого в статье проведено изучение взглядов на общественно-полезную работу в туризме и подходов к её изучению в научной литературе. Недостаток научных работ обосновал необходимость более глубокого поиска и анализа, в основу которого легло кейс-стадии обобщение 50 разнообразных кейсов по всей стране - туристских образовательных и профориентационных маршрутов и их систем, профильных смен, летних школ, коммерческих и научных экспедиций, программ волонтёрского туризма, агротуристических активностей и пр. На основании изученного опыта выделены принципы, способы, форматы, формы, технологии организации туристских продуктов с общественно-полезной составляющей по семи ключевым для страны направлениям: «Промышленность и технологии», «Культура и искусство», «Спорт и активный отдых», «История и патриотизм», «Наука и инновации», «Устойчивое развитие и экология», «Сельский туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY BENEFICIAL TOURISM PROGRAMS FOR YOUNG PEOPLE: THE FORMS AND DIRECTIONS OF THEIR ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION

The youth tourism development is largely consistent with the global trend of travel conceptualization, expressed in the request for non-standard experience and impressions. Along with this, volunteer tourism is getting popular since it provides opportunities for applying one's own efforts to solving local and global environmental and socio-economic problems. All this makes the socially beneficial component of tourism programs a mechanism for creating a unique tourism offer. At the same time, people in Russia relate ambiguously to introducing socially useful work into certain areas of public life. This necessitates a clear definition of the forms and technologies of the socially beneficial component of tourism programs, the criteria for its usefulness and recreational significance. To do this, the article studied the views on socially beneficial work in tourism and approaches to its study in the scientific literature. The lack of scientific works made it necessary to conduct a deeper search and analysis, which was based on a case study and a synthesis of 50 different examples across the country - tourist educational and career guidance routes and their systems, summer schools and camps, commercial and scientific expeditions, volunteer tourism programs, agro-tourism activities, etc. This study made it possible to formulate the principles, methods, formats, forms, technologies for organizing tourism products with a socially beneficial component in seven key areas for the country: "Industry and Technology", "Culture and Art", "Sports and Adventures", "History and Patriotism”, “Science and Innovation”, “Sustainable and Ecology”, “Rural Tourism”.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ И ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА

THEORETICAL ASPECTS OF ECONOMICS AND TOURIST SERVICE

УДК 338.48 EDN: UWUISS DOI: 10.5281/zenodo.8140211

ФЕДУЛИН Александр Алексеевич

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) доктор исторических наук, профессор; e-mail: rector.06@mail.ru

ПОГРЕБОВА Елена Сергеевна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: nir_pogrebova@mail.ru

АФАНАСЬЕВ Олег Евгеньевич

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) доктор географических наук, доцент, профессор; e-mail: olafn_dp@mail.ru АФАНАСЬЕВА Александра Владиславовна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: slimm_82@mail.ru

ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

Развитие молодёжного туризма во многом соотносится с мировым трендом концептуализации путешествий, которая выражается в сформированном запросе на нестандартный опыт и впечатления. Наряду с этим растёт и значимость волонтёрского туризма, который даёт возможности для приложения собственных усилий к решению локальных и глобальных экологических и социально-экономических проблем. Все это делает общественно-полезную составляющую туристских программ механизмом формирования уникального туристского предложения. Вместе с тем в России инициативы по введению общественно-полезной работы в отдельные сферы общественной жизни принимаются неоднозначно. Это обуславливает необходимость чёткого определения форм и технологий общественно-полезной составляющей туристских программ, критериев её полезности и рекреационной значимости. Для этого в статье проведено изучение взглядов на общественно-полезную работу в туризме и подходов к её изучению в научной литературе. Недостаток научных работ обосновал необходимость более глубокого поиска и анализа, в основу которого легло кейс-стадии обобщение 50 разнообразных кейсов по всей стране - туристских образовательных и профориентационных маршрутов и их систем, профильных смен, летних школ, коммерческих и научных экспедиций, программ волонтёрского туризма, агротуристических активностей и пр. На основании изученного опыта выделены принципы, способы, форматы, формы, технологии организации туристских продуктов с общественно-полезной составляющей по семи ключевым для страны направлениям: «Промышленность и технологии», «Культура и искусство», «Спорт и активный отдых», «История и патриотизм», «Наука и инновации», «Устойчивое развитие и экология», «Сельский туризм».

Ключевые слова: молодёжный туризм, общественно-полезная работа в туризме, волонтёрский туризм, плоггинг, туристские программы

Для цитирования: Федулин А.А., Погребова Е.С., Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Формы и направления организации и реализации общественно-полезных туристских программ для молодёжи // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т.17. №3. С. 5-20. DOI: 10.5281/zenodo.8140211.

Дата поступления в редакцию: 14 мая 2023 г. Дата утверждения в печать: 15 июня 2023 г.

UDC 338.48 EDN: UWUISS DOI: 10.5281/zenodo.8140211

Alexander A. FEDULIN

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD (Dr.Sc.) in History, Professor; ORCID 0000-0001-7995-0575; e-mail: rector.06@mail.ru Elena S. POGREBOVA

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Economics, Associate Professor; ORCID 0000-0002-8643-8470; e-mail: nir_pogrebova@mail.ru Oleg E. AFANASIEV

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; ORCID 0000-0003-3904-7028; e-mail: olafn_dp@mail.ru Alexandra V. AFANASIEVA

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; ORCID 0000-0002-2331-4032; e-mail: slimm_82@mail.ru

SOCIALLY BENEFICIAL TOURISM PROGRAMS FOR YOUNG PEOPLE: THE FORMS AND DIRECTIONS OF THEIR ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION

Abstract. The youth tourism development is largely consistent with the global trend of travel conceptualization, expressed in the request for non-standard experience and impressions. Along with this, volunteer tourism is getting popular since it provides opportunities for applying one's own efforts to solving local and global environmental and socio-economic problems. All this makes the socially beneficial component of tourism programs a mechanism for creating a unique tourism offer. At the same time, people in Russia relate ambiguously to introducing socially useful work into certain areas of public life. This necessitates a clear definition of the forms and technologies of the socially beneficial component of tourism programs, the criteria for its usefulness and recreational significance. To do this, the article studied the views on socially beneficial work in tourism and approaches to its study in the scientific literature. The lack of scientific works made it necessary to conduct a deeper search and analysis, which was based on a case study and a synthesis of 50 different examples across the country - tourist educational and career guidance routes and their systems, summer schools and camps, commercial and scientific expeditions, volunteer tourism programs, agro-tourism activities, etc. This study made it possible to formulate the principles, methods, formats, forms, technologies for organizing tourism products with a socially beneficial component in seven key areas for the country: "Industry and Technology", "Culture and Art", "Sports and Adventures", "History and Patriotism", "Science and Innovation", "Sustainable and Ecology", "Rural Tourism".

Keywords: youth tourism, socially useful work in tourism, volunteer tourism, plogging, tourism programs

Citation: Fedulin, A. A., Pogrebova, E. S., Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2023). Socially beneficial tourism programs for young people: The forms and directions of their organization and implementation. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 17(3), 5-20. doi: 10.5281/zenodo.8140211. (In Russ.).

Article History

Received 14 May 2023 Accepted 15 June 2023

Disclosure statement No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2023 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Всё чаще на разных уровнях поднимаются вопросы актуализации общественно-полезного труда, который являлся эффективным дидактическим и патриотическим механизмом в прошлом. Однако, если в советское время общественно-полезный труд был неотъемлемой частью повседневной реальности граждан, то сегодня подобные инициативы встречаются обществом неоднозначно. Молодёжь, которая выросла в других условиях и социально-экономическом укладе жизни, рассматривает свою деятельность в плоскости финансовых взаимоотношений; отдых рассматривается молодыми людьми как время для себя, а не для трудовой, а тем более бесплатной для них деятельности. Исключение составляет небольшая категория молодых людей, занятых в волонтёрской деятельности. Вместе с тем общественно-полезная работа - это действенный механизм развития человека, совершенствования его надпрофессиональных навыков, средство воспитания лучших человеческих качеств и гордости за свою страну. Общественно-полезная работа в отдельных направлениях научного знания позволяет формировать фундамент научных открытий. Так, например, удалённые горные территории недоступны для многих учёных-гляциологов как физически, так и финансово, и тогда помощь альпинистов, спортивных и экологических туристов в проведении наблюдений, сборе образцов, фотографировании и пр. становится неоценимой.

И если в экологическом направлении туристы имеют высокий уровень осознанности и с удовольствием принимают участие в охране природы, волонтёрской деятельности, то в других сферах туристской индустрии возникает закономерный вопрос: «Как привлечь молодых туристов к общественно-полезному труду в дестинациях?».

Здесь можно прибегнуть к опыту мирового туризма, где уже сформировалось такое направление, как «трансформирующее путешествие». Это направление лежит в поле ни-шевых видов туризма, или, согласно ЮНВТО, -

«альтернативного туризма». Трансформирующим оно названо потому, что меняет мировоззрение человека в поездке, заставляет его переосмыслить ценностные установки и своё место в мировой экологической и общественной системе [2].

Общественно-полезная работа в контексте мирового туризма лежит в плоскости волонтёрской деятельности и нишевых видов туризма. Гостевые проживания и путешествия «по обмену» давно уже не новость для любителей погружения в культуру и общество, сейчас эти направления становятся все более популярными, появляются новые форматы таких путешествий. Например, существуют программы, которые позволяют одновременно выполнять волонтёрские функции или помогать с присмотром за детьми, пожилыми людьми или животными на ферме или в приютах, и при этом путешествовать (например, программа Au Pair, движение WWOOF и др.) [2]. Влияние, которое оказывают такие путешественники на местные сообщества (расходы, продвижение в соцсетях и пр.), позволяет рассматривать их в качестве индивидуальных туристов. Пожалуй, наиболее важной системной тенденцией в мировом туризме сегодня является спрос на «экспериментальные путешествия», обычно предназначенные для передачи идеи более захватывающих, местных, аутентичных, приключенческих и / или активных путешествий. Более того, тренд на аутентичность, особенность туристского опыта начинают осознавать и в отрасли. Наиболее дальновидные туристические бренды стремятся предоставлять такие впечатления, сосредотачиваясь прежде всего на трех вещах: вдохновении, персонализации и пути к самопознанию.

Таким образом, современная мотивация туристов к общественно-полезному труду во время путешествия лежит в осознанности, наглядности своей работы, нишевости предложений и правильном позиционировании уникальности туристского опыта.

В качестве примера мотивации можно привести предложения по организации корпо-

ративного досуга с полезным уклоном - плог-гинг забегов. Плоггинг - это бег на определённую дистанцию, который бегуны совмещают со сбором мусора на территории. В плоггинге совмещается не только бег, но и наклоны, что усиливает физическую нагрузку и даёт возможность получить не только нужную физическую форму. но практический результат. Плоггинг сегодня организуется в парках и усадьбах Москвы, а также по инициативе частных лиц и отдельных организаций. В музее-заповеднике «Царицыно»1 плоггин является не только эко-волонтёрской акцией, но и даёт возможность участникам пробежаться по территории парка, совместить полезный отдых с пребыванием в культурном пространстве. Компании, которые организуют корпоративные плоггинг-забеги так позиционируют ценность своего предложения: «Зачем перетягивать канаты и изобретать велосипед, рисуя таблицы, когда можно всей компанией заниматься плоггингом? Возможно, самое лучшее решение для корпоративного мероприятия на открытом воздухе -корпоративный плоггинг-забег, который сочетает в себе волонтерство, заботу об окружающей среде, тимбилдинг, корпоративные спортивные соревнования и социальную ответственность. Польза для всех. Прекрасный инфоповод. Взорвите социальные сети. Покажите клиентам и конкурентам, что вы в тренде экологических инициатив»2. Другими словами, осознанность, экологичность, полезность - это ключевые тренды, которые могут влиять на мотивацию путешественников во время туристических поездок. Осознание пользы общественно-полезной работы в отношении личностного роста, получения уникального опыта и удовлетворение тем самым гедонистических мотивов - это психологическая основа ценностного предложения туристских программ с общественно-полезной составляющей.

Вместе с тем в обществе не утихают споры относительно сущностного содержания и

целесообразности общественно-полезных работ. Противники общественно-полезного труда детей и молодёжи настаивают на том, что такой подход может привести к эксплуатации и использовании детского труда, сокращению досу-гового времени, получению незаконной прибыли организаторам таких работ и к другим негативным последствиям. Это во многом удерживает родителей и молодых людей от принятия решения в пользу поездок с общественно-полезной составляющей. Это порождает необходимость формирования путешествий с общественно-полезной составляющей, которая принесёт пользу для всех - и организаторов, и участников. Для этого необходимо чёткое понимание общественно-полезной составляющей туристской программы (программы обслуживания), критериев её полезности и рекреационной значимости. А это возможно на основе систематизации существующего положительного опыта организации подобных «полезных» форм молодёжного туризма и формулировании основных эффективных форматов работы, что и является целью данной статьи.

Анализ научной литературы показывает, что значительная часть публикаций, включающих в ключевые слова объекта и предмета изучения «общественно-полезная работа», посвящены спортивному туризму и его разновидностям, и волонтёрству. В зарубежной литературе значительная часть публикаций посвящена феномену и разновидностям волонтерства. При этом волонтёрская составляющая рассматривается как проявление «другого», постмодернистского туризма [6]. В индустрии туризма сегодня уже сформировался так называемый «волонтёрский» туризм, его популярность растёт с каждым годом. Так, в исследование, проведённое Wearing S. L., показало, что поиск в Google по словам «волонтёрский туризм» 17.04.2008 г. дал 230 000 результатов; тот же поиск 17.04.2012 г., всего 4 года спустя, дал 4 850 000 результатов и включал опубликован-

1 Культурный плоггинг. Забеги со сбором мусора. Сезон 2023. URL: https://tsaritsyno-museum.ru/park/sport/kulturnyj-plogging-2023/

2 https://plogging.ru/

ные исследования «добровольных» туристических операторов и НПО, а также популярные блоги и статьи [7]. Масштабы индустрии добровольческого туризма также продемонстрировали Callanan M., Thomas S., которые выделили 698 отдельных продуктов добровольческого туризма в базе данных единого вебсайта добровольческого туризма (Go Abroad.com) [3]. Вместе с тем ставить знак равенства между понятиями «волонтерство» и «общественно-полезная работа в путешествии» нельзя. В волонтёрском туризме участники готовы жертвовать личным временем, комфортом, желанием что-то увидеть в месте пребывания ради выполнения определённых работ, обозначенных организатором [5].

Принципы же общественно-полезной работы основаны на её органичном включении в программу тура, поездки и отдыха. Общественно-полезная работа, как и волонтерство, носит добровольный характер, но вместе с тем она не может нанести ущерб общему рекреационному характеру поездки, она выступает вспомогательным инструментом, формирующим необычный опыт и дающим эмоциональную нагрузку. В этом контексте все чаще в экспертных кругах используется термин «полезное путешествие», программа которого включает образовательную, рекреационную (т.н. «туристическую») и общественно-полезную составляющую. Однако этот термин сейчас находится в процессе концептуализации и юридической формулировки, поэтому в данной статье мы будем придерживаться понятия «общественно-полезная работа» в туризме, которое впоследствии станет основой для разработки программ «полезных путешествий».

Поэтому для дальнейшего анализа мы обобщили опыт общественно-полезной работы в организации туристических поездок для молодёжи на основе изучения сложившихся практик в России. Всего изучено более 50 разнообразных кейсов, по семи направлениям: промышленный, культурно-познавательный, активный, историко-патриотический, научно-популярный, экологический и сельский туризм.

В рамках полезного путешествия можно выделить три важные сферы, в которых возможна общественно-полезная работа по всем семи направлениям. Рассмотрим их отдельно.

1. Социальное и экологическое волонтерство предполагает добровольное участие граждан в решении локальных задач общества и природы без платы за свою деятельность, включает работу с населением, уборку территорий, высадку насаждений, работу на сельскохозяйственных угодьях и пр.

2. Корпоративная социальная ответственность предприятий (или социальная ответственность бизнеса) и корпоративные инициативы с участием граждан - направление, особенно актуальное для индустрии гостеприимства, где отели выступают и объектом, и субъектом устойчивого развития, и при этом, как составляющая туротрасли, оказывают влияние на социокультурную, экономическую и природную среду дестинаций. Релевантность идеи коллективной социальной ответственности исходит из понимания того, что деятельность ответственной организации ведёт к прибыльности и стабильности бизнеса. В качестве примера можно привести компанию TUI Travel, которая занимает ведущие позиции в отрасли в плане реализации экологических проектов [1]. В рамках проекта Sustainable Holidays Plan компания поставила 20 целей в области социальной и экологической ответственности, среди которых - проектирование и реализация экологически чистых путешествий для клиентов, создание самых экономичных в плане расхода топлива авиакомпаний в Европе, а также вовлечение коллег и клиентов в экопроекты.

3. Профессиональная ориентация (профориентация) - система мер по профинфор-мированию, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. «Полезное путешествие» как инструмент профориентацион-ной работы с молодёжью опирается на педагогический, психологический и социаль-но-

экономический подходы, что обусловлено его комплексной природой. Исходя из функций, возможностей и характера взаимодействия субъектов профориентационной работы в полезном путешествии, профориентация - это системная и комплексная помощь личности в профессиональном выборе и планировании карьеры. При этом комплексность предполагает работу по следующим взаимодополняющим друг друга направлениям: 1) информационно-справочное; 2) профессиональная психодиагностика; 3) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющейся личности; 4) помощь в принятии решения (в конкретном выборе); 5) помощь в планировании перспектив профессионального развития. Системность предусматривает взаимодействие в профори-ентационной работе всех субъектов: семьи, школы, психологических и профориентацион-ных центров, профессиональных учебных заведений, научных организаций и объектов общественно-полезного, средств массовой информации (СМИ), органов власти и др. Одним из современных методов оказания помощи при выборе профессии являются интерактивные методы - деловые игры, тренинги. Это один из самых эффективных активных методов профессиональной работы как с обучающимися, так и с выпускниками учреждений СПО и ВО, которые находятся в процессе выбора профессии.

Формы организации и реализации общественно-полезных туристских продуктов могут рассматриваться как способы организации процесса посещения объектов и территорий с туристскими целями при условии включения в программу обслуживания занятий, приносящих пользу как дестинации или объекту, так и самому туристу. Все формы можно классифицировать по характеру деятельности участников, продолжительности, содержательному наполнению программ обслуживания.

Под технологиями организации и реализации общественно-полезных туристских продуктов следует понимать набор содержательно-организационных компонентов программ обслуживания: флешмобы, массовые

акции, работа на экотропе, плоггинг, сбор образцов, наблюдения и пр. Например, в программу тура по местам боевой славы (форма организации) может быть добавлена работа по облагораживанию памятников и захоронений или посещение ветеранов и детей войны. В экспедицию могут быть включены наблюдения в природной среде или другие технологии гражданской науки.

По характеру деятельности формы организации и реализации общественно-полезных туристских продуктов можно разделить на стационарные и нестационарные (в литературе по организации спортивного туризма и внешкольной туристско-краеведческой работы их называют «туристическими»). Нестационарные формы включают продолжительные (с ночёвкой) и непродолжительные поездки.

Классические туристические поездки с ночёвкой включают традиционные и нишевые (так называемые «авторские») туры. Традиционные туры - это турпродукт в его классическом нормативно-правовом понимании. В его основе турпродукта лежит перевозка и размещение в совокупности с туристской программой общественно-полезной направленности. В задачи туроператора не входит обязательная организация общественно-полезной работы, он лишь соединяет объекты, на которых возможна её организация, и туристов разных категорий. Авторские туры и программы (в том числе волонтёрские), организуемые инициативными коллективами на разной основе, сегодня - наиболее распространённый формат реализации программ общественно-полезной составляющей, чаще всего охватывают осознанную молодёжь, которая стремится заботиться о чистоте территорий, охране окружающей среды, помогать местным сообществам.

Спортивные некоммерческие походы (пешеходные, водные, горно-пешеходные и др.), целью которых является не просто путешествие, а преодоление природных препятствий. Сформирована и определена воспитательная и краеведческая составляющая спортивного туризма, которая обычно включается в график

подготовки к походу и позволяет осуществлять общественно-полезную работу на маршруте. Спортивные мероприятия организуются как правило, силами участников, или региональными федерациями спортивного туризма.

Экспедиции могут быть как коммерческими (например, круизные экспедиции по рекам Сибири, по Арктике или Антарктике), так и некоммерческими (например, экспедиции РГО -это исследовательский формат, а экспедиции в рамках полевых практик учебных заведений -учебный). Экспедиционная деятельность даёт широкие возможности для организации общественно-полезной работы на маршруте.

Разнообразные экскурсии с общественно-полезной компонентой - это непродолжительный формат, который с точки зрения общественно-полезной работы чаще выступает составляющей частью более продолжительного туристского продукта. Вместе с тем, в рамках экскурсионной деятельности возможна организация общественно-полезной работы экологической, научной и иной направленности.

Стационарные формы предполагают размещение туристов в одном месте и пребывание в нем с нечастыми радиальными выходами (выездами) к местам общественно-полезных работы. Они включают как одноразовые мероприятия - конкурсы, хакатоны, фестивали, праздники и пр., так и систематические занятия и мероприятия (например, рекреационная или профильная смена или летняя школа, цикл лекций или экскурсий).

Из многих видов и форм общественно полезной деятельности туристов наиболее распространены следующие: трудовая помощь местному населению, агитационно-пропагандистская и культурно-массовая работа, охрана природы, благоустройство ландшафтов, краеведческие исследования, выполнение целевых заданий организаций и учреждений (научных, хозяйственных и др.), выполнение заданий туристско-экскурсионных организаций и общественных органов, попутная эпизодическая общественно-полезная деятельность без конкретных заданий.

В определённом соответствии с этим делением находятся и основные методы, которые рекомендуется использовать туристам в ходе работы: физический труд, пропаганда, просвещение, воспитание, инспектирование, поиск, наблюдение, инвентаризация, исследование, собирательная деятельность и т.п.

Результативность общественно-полезной работы зависит от соблюдения правил:

• выполнение общественно-полезной работы не может противоречить основной цели поездки, забирать время отдыха, осуществляться в ущерб основной программы или угрожать безопасности туристов;

• необходима предварительная договорённость, согласование полезной инициативы туристов с соответствующими учреждениями/организациями, определение запроса и необходимых трудовых действий от туристов;

• нужна подготовка (образовательная, трудовая) туристов, обеспечение их рабочим инструментом, приборами и инструментами для исследований и т.п.;

• перед туристами следует ставить конкретные задачи, доступные для выполнения; формировать осознанность и ценность такого опыта;

• следует доводить работу туристов до логического завершения, награждать самых активных участников, обеспечивать наглядность результатов.

Следовательно, основным условием успешного осуществления общественно-полезной туристской деятельности является создание комфортной психологической атмосферы среди участников, заинтересованности в результатах своего труда, сознательное отношение к этой деятельности, общительность. Это достигается путём информационного взаимодействия с участниками туристских программ. В связи с этим можно выделить несколько ключевых моментов в таких программах туристского обслуживания:

1. Формирование правильного ожидания у туристов от отдыха. Важно сделать так, чтобы

туристы не чувствовали себя рабами, которые работают за проживание и еду. В связи с этим важно не только правильно спроектировать общественно-полезную работу как часть турпро-граммы, но и сформировать правильные ожидания у туристов - донести до них важность их труда для сообщества или региона, сформировать у них понимание важности, значимости и незаменимости их деятельности, очертить ключевые ценности и миссию работы.

2. Организация общения внутри группы, создание позитивного настроя и командного духа достигается путём включения в программу таких элементов, как вечера общения, диспут-клубы, часы психологической поддержки и т.п. В этом, например, доказали свою эффективность приёмы тимбилдинга.

3. Организация образовательной среды -поездка с общественно-полезной работой должна принести участникам пользу в виде нового опыта и знаний. Однако необходимо помнить, что, в составе группы преобладают люди, имеющие собственную точку зрения. Поэтому обычные методы обучения (лекция, семинар и т.д.) и наставничество здесь не всегда работают. Окружающий туриста мир и трудовой опыт является образовательной средой, которая даёт ему новые знания и умения, контакты и знакомства, эмоции и впечатления.

4. Общественно-полезная работа должна быть инструментом экономики впечатлений. Участвуя в общественно-полезном труде, турист должен ощущать себя счастливым, а утомление должно быть приятным. Для этого важно использовать механизмы поддержки, эмоционализации, создавать благоприятный психологический климат. Всё это обуславливает необходимость не только продуманной программы, но и наличия наставников в группе, на которые возлагаются вышеперечисленные задачи.

Для организации общественно-полезных работ и включения их в программы обслуживания туристов, необходимо выполнить следующие действия:

1) продумать место проведения общест-

венно-полезной работы, согласовать его с предприятием или администрацией, провести оценку безопасности и доступности;

2) подготовить оборудование, снаряжение и документацию, а также материалы, которые могут понадобиться дополнительно (информационно-справочные, картографические и др.);

3) продумать систему поощрения туристов (соревновательную, общую и т.п.);

4) апробировать общественно-полезную работу, убедиться том, что она не нарушает логики маршрута и не снижает ценность программы обслуживания.

Таким образом, работа по формированию маршрутов по всем семи ключевым направлениям в молодёжном туризме включает следующие этапы:

1) определение целей и миссии путешествия, сегментация туристской аудитории и формирование стратегического плана разработки полезного путешествия;

2) отбор предприятий-партнёров, которые будут задействованы в полезном путешествии, и выстраивание стратегии сотрудничества;

3) анализ ресурсной базы и проектирование маршрута;

4) формирование программы общественно-полезной работы, создание ценностного предложения для участников, определение бенефициаров общественно-полезной работы в социальном и экологическом направлении;

5) формирование образовательной среды и программы профориентационной работы;

6) проектирование маршрутов, продуктов и пространства традиционными способами с учётом необходимости реализации общественно-полезной работы;

7) продвижение идей полезного путешествия и освещение его результатов в средствах массовой информации.

В табл. 1 показана модель экосистемы комплексного туристского продукта с общест-

венно-полезной составляющей, которая охватывает максимально возможный круг стейк-холдеров этого процесса.

Рассмотрим детальнее специфику организации маршрутов с общественно-полезной составляющей по семи важных направлений, в

которых возможна общественно-полезная работа: «Промышленность и технологии», «Культура и искусство», «Спорт и активный отдых», «История и патриотизм», «Наука и инновации», «Устойчивое развитие и экология», «Сельский туризм».

Таблица 1 - Экосистема комплексного туристского продукта с общественно-полезной составляющей

Субъекты

Функции и задачи

Выгоды для стейкхолдера

Формирование Стратегии системы общественно-полезной работы в регионе (включая трудовое, военно-патриотическое и поликультурное воспитание молодёжи);

Включение в региональные государственные программы развития профориентационной, воспитательной, образовательной работы мероприятия с участием общественно-полезного туризма; Поручение муниципалитетам обеспечить координацию общественно-полезной работы с молодёжью, обеспечить доступ к информации о предприятиях-организаторах;

Организовывать ведение и дополнение единой региональной информационной базы объектов, на которых возможна общественно-полезная работа в рамках туристических поездок молодёжи;

Создание условий для выявления и поддержки талантливой молодёжи (например, внедрение системы грантов и стипендий для молодых исследователей, поддержка научных конкурсов и пр.); Координация деятельности промышленных предприятий, учебных учреждений СОО, СПО и ВО, туристических предприятий по организации общественно-полезной работы в туристических поездках молодёжи и организация эффективного использования её результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Улучшение эффективности работы предприятий, организаций и учреждений; Повышение качества профориентационной работы в регионе;

Диверсификация территориального туристского предложения и формирование новых источников финансирования и поступления налогов; Привлечение талантливой молодёжи, формирование качественного кадрового резерва;

Усиление территориальной идентичности населения региона, препятствие оттоку населения;

Улучшение имиджа региона в целом

Участие в формировании уникальных туристских продуктов и пространств;

Создание условий для трудовой терапии (психологической разгрузки, приобщения к труду и др.);

Системная работа с молодёжью - участие сотрудников в профильных сменах лагерей, ведение кружковой работы, демонстрационные уроки и т.д. ;

Взаимодействие с учебными заведениями - формирование доступности объектов для школ, колледжей и вузов, создание профильных программ для учащейся молодёжи, формирование условий для профессионально-ориентированных и полевых практик; Профессиональная консультация молодёжи на всех этапах профессиональной траектории_

Создание нового сегмента деятельности, формирование дополнительного источника доходов; Формирование благоприятного имиджа предприятия; Формирование кадрового резерва для предприятия

Формируют базу участников туристических поездок с общественно-полезной работой;

Формируют учебные программы практик, экспедиций, других форматов общественно-полезной работы;

Выступают заказчиками в организации туристических поездок учащихся;

Организуют внешкольную деятельность в научном направлении: научные проектные секции и кружки, выездные практики, походы и экспедиции, экскурсионные поездки;

Формирование базы данных практик, усиление практической подготовки, налаживание контактов с объектами трудоустройства и практической подготовки студентов;

Субъекты Функции и задачи Выгоды для стейкхолдера

Учреждения СОО, СПО, ВО, и допобразования • Организовывают учебные поездки в рамках ДО и учебных программ; • Стимулируют учащихся и курируют конкурсное движение молодёжи в рамках проектных и научных конкурсов на лучшие научные разработки, организуют участие студентов в посещении очных этапов конкурсов; • Организуют или обеспечивают участие своих учащихся в стажировках и поездках, связанных с посещением объектов и/или маршрутов общественно-полезного туризма • Повышение качества обучения, профориентация, профессионализация; • Реализация дидактических целей

Туристские и экскурсионные фирмы • Формируют туристские пакетные предложения с набором туристских услуг (перевозка, размещение, питание, экскурсионное обслуживание, страхование и т.д.); • Соединяют туристскую инфраструктуру региона и инфраструктуру объектов общественно-полезного туризма; • Продвигают продукты общественно-полезного туризма на внутреннем региональном и национальном рынках; • Обеспечивают и организуют посещение объектов и маршрутов с организацией общественно-полезной работы разными категориями туристов, взаимодействуют со школами и организуют посещение объектов промышленной сферы школьниками • Формирование нишевых продуктов; • Конкурентные преимуществ; • Формирование новых продуктов, новых источников дохода; • Повышение имиджа через демонстрацию устойчивого подхода к развитию, участие в достижении целей устойчивого развития

Детский отдых • Выступают площадками для реализации оздоровительных и профильных смен (в том числе трудовых), выполняя роль туристской инфраструктуры и удовлетворяя туристско-рекреационные потребности учащихся • Расширение аудитории, привлечение новых рабочих рук

Общественные организации и движения • Организуют разные формы активности молодёжи, стимулируют научное волонтерство; • Привлекают финансирование для поддержки талантливой молодёжи и волонтёрской деятельности в рамках своей деятельности; • Взаимодействуют с органами власти, объектами промышленной, образовательной и туристской сферы для реализации направлений своей деятельности и вовлечения молодёжи в общественно-полезную работу • Формирование новой целевой аудитории, решение социальных и иных задач; • Привлечение грантовой поддержки; • Поощрение волонтёрской команды туристическими поездками

Средства массовой информации • Информируют по предстоящих и прошедших общественно-полезных мероприятиях в рамках научно-популярного туризма; • Помогают продвигать ресурсы научно-популярного туризма региона; • Создают положительный образ научной деятельности в регионе (путём создания сюжетов, мультфильмов, просветительских передач краеведческой направленности), взаимодействуют с органами власти в этих вопросах • Медийная активность и открытость

Туристско-информационные центры • Аккумулируют информацию формах, методах, способах и организаторах общественно-полезной работы средствами туризма в регионе, ведут базу данных объектов и маршрутов; • Информируют население и гостей региона о возможностях общественно-полезного туризма в регионе; • Разрабатывают однодневные маршруты для разных категорий туристов и экскурсантов, в том числе для учащейся и работающей молодёжи с общественно-полезной составляющей; • Организуют маркетинговое продвижение объектов и маршрутов общественно-полезного туризма путём включения их в региональные стратегии продвижения, организации мероприятий разного уровня, брендингу, разработке линейки сувенирной продукции и т.д. • Дополнительные стратегии продвижения региона; • Новые рабочие руки; • Улучшение качества туристских маршрутов за счёт ни-шевых продуктов

Направление 1: Промышленность и технологии

Задачей промышленного туризма является демонстрация процесса промышленного производства. В этой связи сложность в подготовке конкретных рекомендаций представляет значительная дифференциация экономического сектора. Организация туристского процесса возможна практически во всех сферах производственной деятельности - от горнодобывающих предприятий до высокотехнологических производств. Наиболее распространены сегодня экскурсии на пищевые производства, энергетические предприятия, предприятия машиностроения и металлообработки, вместе с тем растёт спектр предприятий промышленного туризма: экскурсии предлагают горнодобывающие предприятия (в т.ч. карьеры, шахты, прииски), химические производства, предприятия приборостроения и пр.

В промышленных турах и экскурсиях основной задачей общественно-полезной работы является приучение молодого поколения к труду и профессиональная ориентация в пользу производственных профессий. Также общественно-полезная работа молодёжи может быть организована в рамках системных и эпизодических наблюдений за природными и производственными процессами, работой с потребителями, анализе географических факторов расположения месторождений полезных ископаемых в горнодобывающей промышленности и пр.

Направление 2: Культура и искусство

В культурной сфере общественно-полезная работа может позволить участникам туристских программ глубже проникнуться тематикой, погрузиться в атмосферу культурного учреждения, почувствовать себя часть общей культурной среды. Вся общественно-полезная работа в этой сфере может быть разделена на несколько групп:

• работа по облагораживанию территории, в том числе уборка, восстановление, посадка растений и пр.;

• работа с населением (опросы мнений,

просвещение);

• волонтёрская работа в организации мероприятий (помощь посетителям, упрощение навигации, регистрация, поддержание порядка и пр.);

• участие в мероприятиях (массовка в реконструкциях, театральных постановках, киносъёмках и пр.);

• краеведческий поиск (изучение культурных ресурсов края, поиск мест для киносъёмок, изучение истории отдельного направления, работа с консультантами, старожилами, местными жителями над разработкой отдельных культурологических тем; сбор постфольклора и фольклора).

Перечисленные способы общественно-полезной работы во многом реализуются в рамках традиционной волонтёрской деятельности, без участия туристов. Вместе с тем можно выделить три ключевых направления, имеющих перспективы вовлечения молодёжи:

• работа в музейных учреждениях (работа в фондах, пополнение экспозиции, оформление экспозиции, работа с оцифровкой данных и пр.);

• краеведческие любительские исследования в месте пребывания;

• культурный плоггинг.

Направление 3: Спорт и активный туризм Наиболее перспективной с точки зрения организации общественно-полезной работы является сфера спортивного туризма. Общественно-полезная работа по этому направлению может быть организована в рамках спортивно-оздоровительных и спортивных походов, в которых важное значение имеет краеведческая работа туристов. Особенно ценны комплексные описания района путешествия, ведь туристские группы часто путешествуют в труднодоступных и редкопосещаемых районах и поэтому хорошее, грамотное географическое описание местности, которую они посещают, уже само по себе представляет ценность и нередко имеет самостоятельное научное значение. А сбор образцов, паспортизация и

фиксация первоначальных сведений по физической и экономической географии, может помочь научным учреждениям в изучении этих территорий, а, например, музеям пополнить фонды и сформировать новые экскурсионные программы и экспозиции.

В спортивном туризме - водном, лыжном, пешеходном и горно-пешеходном, вело-и спелеотуризме, магистральной целью выступает преодоление естественных препятствий, тогда как краеведческие наблюдения носят часто случайный и вспомогательный характер. Вместе с тем краеведческие задачи могут становиться и центральной задачей всего похода. В этих случаях может понадобиться корректировка маршрута, а также программы похода, например, понадобится провести большее число радиальных выходов или пройти в целом значительное расстояние. Кроме непосредственных наблюдений и описаний местности, общественно-полезная работа туристских групп также заключается в просвещении местного населения о своих походах и своём крае, проведении общественных мероприятий для детей и взрослых. Это предполагает тесное сотрудничество с местными органами власти и научными и учебными заведениями в районе похода. А такая работа стимулирует развитие индустрии гостеприимства в этих районах, которые зачастую не являются туристскими центрами и направлениями массового туризма, и как следствие способствует формированию в них территориального туристского продукта определённой специализации. Тогда туристы, принимающие участие в походе и общественно-полезной работе, включённой в его программу, становятся амбассадорами этих территорий, продвигая их как места для отдыха в кругу знакомых и друзей, а также через социальные сети. Тогда и такой формат «ам-бассадорства» становится частью общественно-полезной работы в путешествии, дающим конкурентный практический результат.

Направление 4: История и патриотизм

Составление программы общественно-

полезной работы в рамках культурно-исторических патриотических маршрутов необходимо с поиска ключевых партнёров: при организации такой работы нужно взаимодействовать с местными краеведческими сообществами, поисковыми организациями, музеями и т.д. Совместно с ними необходимо составить план работ и сформировать ценностное предложение, которые вдохновит участников (туристов) на участие в ней. После этого начинается работа по подготовке программы общественно-полезной работы. Для этого совместно с партнёрами определяются ключевые направления для региона или населённого пункта, места и объекты, которые нуждаются в помощи волонтёров, способы и формы общественно-полезного труда туристов.

Возможности участия туристов в общественно-полезной работе:

• работа и встречи с ветеранами, детьми войны и участниками войн;

• поисковая работа (поиск неизвестных захоронений участников войны, захоронений);

• участие в реконструкциях;

• участие и помощь в организации военно-спортивных игр;

• краеведческие наблюдения;

• участие в проведении памятных дат, дней воинской славы и Вахт Памяти;

• облагораживание территорий захоронений, памятников;

• волонтёрские акции;

• просвещение и блоггинг.

Направление 5: Наука и инновации «Гражданская наука», которая также трактуется как «научное волонтёрство» или «общественная наука», - это концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев-любителей (неспециалистов). Научному волонтёру нет необходимости иметь ни академическую подготовку, ни высшее образование. Научные волонтёры могут сами быть объектами исследования, но также выступать и в роли добровольных исследователей, выполняющих работу по

сбору и обработке данных для исследовательской группы (фотографии объектов в местах своего проживания, наблюдения, кольцевание птиц, предоставление вычислительных мощностей домашних компьютеров и тому подобное) [4].

Вовлечение молодёжи в гражданскую науку - это важный инструмент общественно-полезной и воспитательной работы, ведь такие туристы не просто проводят наблюдения или исследования, а видят результат своей деятельности, осознают, что они делают вклад в развитие научной мысли или охрану природы, понимают и оценивают значимость своей деятельности, и как следствие у них формируется сфера в том числе научных интересов.

В контексте научного полезного туризма важное место отводится профориентацион-ным экскурсиям - форме организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографиче-ской информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Профориентационная экскурсия - одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Основным результатом профориента-ционной экскурсии является повышение мотивации и информированности о выбранной профессии. Однако усвоение обучающимися информации профориентационного характера будет эффективным только при соблюдении определённых условий, позволяющих сделать профориентационную экскурсию интересной, эффективной и успешной формой научно-популярного туризма.

Праздники и фестивали на базе объектов и пространств научно-популярного туризма, а также фестивали научной тематики -это формат событийного туризма, который опирается на общие принципы организации событийных мероприятий в туризме. Их профориентационная функция заключается в ярком и содержательном представлении мира научных профессий и погружение в научную

сферу праздничным и эмоциональным способом. Событийные программы научного туризма - это комплексные мероприятия разной продолжительности, которые включают интерактивные, экскурсионные, игровые, образовательные и иные виды деятельности. Для их организации требуется вовлечение разных участников и субъектов - органов власти, организаторов, научных и учебных заведений. В зависимости от масштаба событийного мероприятия количество участников может быть разным - от нескольких субъектов в рамках небольшого однодневного фестиваля на базе научно-исследовательского объекта или комплекса до масштабных мероприятий с вовлечением всех сфер конкретного населённого пункта или региона.

Кроме того, праздники и фестивали формируют широкие возможности для волонтёрской деятельности в сфере их организации и проведения, информирования и продвижения.

Среди эффективных инструментариев профориентационной работы в туризме является такая интерактивная коммуникационная форма, как профориентационный квест. В основе его лежит сюжет вокруг романтизированной рабочей ситуации, решив которую участник «погружается» в профессию. Выполняя последовательные действия по решению задач, например, химические опыты, в результате которой получаются формулы, уравнения реакций, вещества, которые становятся подсказками, участник такого квеста пробует профессиональные навыки, оборудование, приобретает знания и одновременно развлекается. Именно сочетание таких функций делает квест успешным инструментом как в туризме, так и в образовательно-профориентационной работе.

Профориентационный квест - это формат полезного путешествия, который может быть применён в любом из семи тематических направлений развития научно-популярного туризма. Особо популярны военно-патриотические квесты, экологические квесты (могут сочетать в себе задания по плоггингу, сортировке мусора и т.д.), спортивные квесты и квесты в сельском туризме, и др.

Направление 6:

Устойчивое развитие и экология

Экология - это самое популярное направление, в котором реализуются технологии общественно-полезной работы. Виды полезной работы по этому направлению:

• экологическое волонтёрство на природоохранных территориях;

• формирование сетей молодёжного добровольческого экологического движения;

• просветительская деятельность разного масштаба: лекции, акции, флешмобы и т.д.;

• работа по организации социальных путешествий - помощь в организации поездок для детей из детских домов, людей с ОВЗ, малообеспеченных людей и т.д.;

• организация и участие в природоохранных мероприятий разного уровня (в т.ч. в отдалённых районах).

Виды полезной деятельности в эковолон-тёрстве:

• сбор мусора, уборка территорий, работа и помощь по сохранению и восстановлению экосистем и пр.;

• обустройство туристской инфраструктуры на природных территориях;

• формирование сети контактов и сотрудничества;

• продвижение - участие в акциях, просвещение, работа в ТИЦ ООПТ;

• гражданская наука и наблюдения;

• организация и проведение экскурсий, помощь экскурсоводам и гидам;

• организация и помощь в эколагерях и летних школах;

• работа в социальных сетях;

• развитие маршрутов (оценка ресурсов, их учёт, выявление панорамных и фото-точек, разработка новых маршрутов);

• пропаганда привлекательности внутреннего туризма, а также проведения досуга на природе (для местных жителей);

• работа над доступностью туристской инфраструктуры - физической (для людей с ОВЗ, маломобильных граждан), социальной (организация поездок для детей из

малообеспеченных семей, неблагополучных детей, пожилых людей и пр.), финансовой (сбор средств и пр.).

Направление 7: Сельский туризм Сельский туризм - одно из перспективных направлений развития туризма в России. Он имеет широкие возможности для внедрения в его продукты общественно-полезной работы участников туристских программ. Ведь именно здесь, наряду с экологичным туризмом, сложилась практика привлечения туристов к физическому труду. Более того, люди старшего поколения с теплотой вспоминают свои поездки на практику в колхозах в свои школьные и студенческие годы, и поэтому рассматривают возможность повторения этого опыта уже в новых условиях. Для молодых людей это новый опыт, многие из них, живущие в городах, не представляют себе реалий сельской жизни, и прикоснуться к ним рассматривается как особый способ развлечения.

Организация сельского туризма с общественно-полезной работой позволяет предложить туристам психологическую разгрузку, сделать их труд полезным, дать возможность почувствовать себя временно сельскими жителями, реализовать потребность в близости к природе и сельскохозяйственном труде. Можно выделить способы организации продуктов в сельском туризме с общественно-полезной работой:

• короткие экскурсионные поездки с мастер-классами по прополке сорняков, подвязыванию, обработке культур, вспашке, поливу участков, уходу за животными и птицами и т.д.;

• проживание в агроусадьбе с традиционным для села распорядком дня и сельскохозяйственными работами;

• «мягкий» вариант проживания в сельскохозяйственной усадьбе с участием в сель-хозработах, но с преимущественным рекреационным времяпрепровождением;

• волонтёрская работа по организации туристического процесса, обслуживания

гостей, проведения экскурсионных и анимационных программ и пр.;

• просвещение и образование: организация диспут-клубов, лекций, конференций на базе сельскохозяйственной усадьбы для разных категорий туристов;

• участие в решении экологических проблем села - плоггинг, традиционный сбор мусора, очистка рек и водоёмов, высадка зелёных насаждений в посадках и лесополосах и пр.;

• участие в решении социально-экономических проблем села - работа с детьми и молодёжью, просвещение, митинги, исследования и пр.

В качестве дополнительных видов деятельности для туристов в сельской местности можно привести такие элементарные циклы рекреационных занятий:

- гончарное производство;

- плетение изделий из лозы;

- швейное производство на дому;

- изготовление резиновых бахил;

- заготовка дров;

- валяльный промысел;

- бондарное производство;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изготовление кованых изделий;

- изготовление изделий из дерева;

- художественная резьба по дереву;

- художественная вышивка;

- сбор и переработка дикорастущих ягод;

- сбор и переработка грибов;

- художественное плетение из соломки;

- лоскутное шитье изделий;

- изготовление сувенирных кукол;

- художественная обработка стекла и хрусталя;

- производство посадочного материала плодовых и декоративных культур;

- художественная обработка и производство изделий из рогов и копыт скота;

- художественная таксидермия;

- производство сыров в мини-сыроварнях;

- изготовление банных аксессуаров;

- заготовка веников для бани;

- изготовление срубов бань и домов;

- изготовление вязаных изделий из шерсти;

- занятие пчеловодством;

- занятие декоративным птицеводством;

- занятие любительским кролиководством;

- кружевоплетение;

- заготовка берёзового сока;

- домашнее ткачество;

- художественная роспись тканей;

- ручное ковроделие;

- изготовление искусственных цветов на дому;

- изготовление сувениров и композиций из природных материалов;

- кинология;

- обработка шкур животных;

- пошив изделий из кож (скорняжный промысел).

Продукция, изготовленная в сельской местности руками туристов, может быть использована в прямой продаже для сбора средств как для поддержания села, так и для социальных целей (например, сбора средств для экологических проектов, для детей с ОВЗ и т.д.).

Таким образом, можно подвести итог. Общественно-полезная работа в туризме - это новый тренд, который соотносится с мировыми тенденциями развития туристской индустрии: спроса на альтернативные форматы путешествий и нестандартный опыт, осознанности с точки зрения отношения к окружающей среде, стремлением к устойчивому развитию территорий и промышленных предприятий. Грамотно спланированная и органично вписанная в туристскую программу общественно-полезная работа способна формировать уникальную ценность туристского предложения, создавать нишевые туристские продукты.

Наряду с очевидной выгодой включения общественно-полезной работы в программы туристских продуктов, ориентированных в первую очередь на молодёжь, есть определённые риски, связанные с недопониманием специфики организации «полезных» путешествий, восприятием туристов как исключительно добровольной и бесплатной рабочей силы, ориентации на практики советского туризма и спорта с общественно-полезным трудом. Проведённая в статье систематизация существующих успешных

практик организации общественно-полезной работы охватила 50 разнообразных кейсов по всей стране - туристских образовательных и профо-риентационных маршрутов и их систем, профильных смен, летних школ, коммерческих и научных экспедиций, программ волонтёрского туризма, агротуристических активностей и пр. На основании изученного опыта в статье выделены принципы, способы, форматы, формы, технологии организации туристских продуктов с общественно-полезной составляющей по семи

ключевые направлениям: «Промышленность и технологии», «Культура и искусство», «Спорт и активный отдых», «История и патриотизм», «Наука и инновации», «Устойчивое развитие и экология», «Сельский туризм». Полученные результаты могут стать основой для формирования программ «полезных путешествий» как для молодёжи, так и для других возрастных категорий, а также использоваться как составная часть учебного контента программ бизнес-образования разного уровня и масштаба.

Список источников

1. Авилова Н.Л., Красноженова Г.Ф., Ковалёва Н.И., Хохлов И.Ю. Корпоративная социальная ответственность в гостиничном бизнесе: сравнительный анализ Испании и России // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. №1(98). С. 90-101.

2. Афанасьева А.В., Афанасьев О.Е. Контексты "экспериментального туризма" в теоретическом и практическом форматах: компаративный анализ, разновидности и тренды // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №1. С. 21-33.

3. Callanan M., Thomas S. Volunteer tourism // Niche tourism. 2005. Pp. 183-200.

4. Ellis C. When volunteers pay to take a trip with scientists - Participatory Environmental Research Tourism (PERT) // Human Dimensions of Wildlife. 2003. Vol.8. Iss.1. Pp. 75-80.

5. Ooi N., Laing J.H. Backpacker tourism: sustainable and purposeful? Investigating the overlap between backpacker tourism and volunteer tourism motivations // Journal of Sustainable Tourism. 2010. Vol.18. №2. Pp. 191-206.

6. Uriely N., Reichel A., Ron A. Volunteering in tourism: Additional thinking // Tourism Recreation Research. 2003. Vol.28. №3. Pp. 57-62.

7. Wearing S.L. Volunteer tourism // Tourism Recreation Research. 2003. Vol.28. №3. Pp. 3-4.

References

1. Avilova, N. L., Krasnozhenova, G. F., Kovaleva, N. I., & Khokhlov, I. Yu. (2022). Korporativnaja so-cial'naja otvetstvennost' v gostinichnom biznese: sravnitel'nyj analiz Ispanii i Rossii [Corporate Social Responsibility in the Hospitality Industry: A Comparative Analysis of Spain and Russia]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and abroad], 16(1/98), 90-101. (In Russ.).

2. Afanasieva, A. V., & Afanasiev, O. E. (2021). Konteksty "eksperimental'nogo turizma" v teoreticheskom i prakticheskom formatah: komparativnyj analiz, raznovidnosti i trendy [Contexts of "experimental tourism" in theoretical and practical formats: comparative analysis, varieties and trends]. Sovremen-nye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 15(1), 21-33. (In Russ.).

3. Callanan, M., & Thomas, S. (2005). Volunteer tourism. Niche tourism, 183-200.

4. Ellis, C. (2003). When volunteers pay to take a trip with scientists - Participatory Environmental Research Tourism (PERT). Human Dimensions of Wildlife, 8(1), 75-80.

5. Ooi, N., & Laing, J. H. (2010). Backpacker tourism: sustainable and purposeful? Investigating the overlap between backpacker tourism and volunteer tourism motivations. Journal of Sustainable Tourism, 18(2), 191-206.

6. Uriely, N., Reichel, A., & Ron, A. (2003). Volunteering in tourism: Additional thinking. Tourism Recreation Research, 28(3), 57-62.

7. Wearing, S., & McGehee, N. G. (2013). Volunteer tourism: A review. Tourism management, 38, 120-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.