Научная статья на тему 'Формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников'

Формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1470
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / SUCCESS / ЛИДЕР / LEADER / ДОБРЫЙ / KIND / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / ПУТЬ / ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ТАБЫС / КөШБАСШЫ / МЕЙіРіМДі / БЕЛСЕНДіЛіК / ТәРБИЕ / КөГИБАС-ГИЫЛЫЦ / ЖОЛ / БАУЫРМАЛ-ДЫЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуляк Н.В.

В данной статье идёт речь о необходимости создания условий для развития лидерского потенциала ребёнка уже в начальной школе. Раскрываются три способа воспитания лидера в себе, даётся инструкция «Как стать лидером». Приводятся примеры из практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and methods of education for pupils’ leadership skills in primary school

This article is about the necessity to create conditions for the development of child’s leadership potential in primary school. Three ways of creating leader are given in, the instruction «How to become a leader» is given too. Some examples are shown from practice.

Текст научной работы на тему «Формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников»

Н.В. Шуляк,

учитель начальных классов nepeoii категории, КГУ «Гимназия» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района» Костанайской области

Нег\зг\ свздер: табыс, квшбасшы, MeuipiMdi, бел-сенд1Л1к, тэрбие, квшбас-гиылыц, жол, бауырмал-дыц.

Ключевые слова: успех, лидер, добрый, активность, воспитание, лидерство, путь, отзывчивость.

Keywords: success, leader, kind, activity, education, leadership.

Вестник «Qp.fiey»-kst Hc^Il^

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Бул м акал ада баланьщ бастауыш сыныптан бастап кешбасшы элеуетш даму уппн жагдай жасау туралы айтыла-ды. «К,алай кешбасшы болып шыгу» деген нускау бершед1, езш кешбасшы кылып тэрбиелеудщ уш тэсш1 керсетшед1. Тэжфибеден мысалдар келтфшедк

Аннотация

В данной статье идёт речь о необходимости создания условий для развития лидерского потенциала ребёнка уже в начальной школе. Раскрываются три способа воспитания лидера в себе, даётся инструкция «Как стать лидером». Приводятся примеры из практики.

Annotation

This article is about the necessity to create conditions for the development of child's leadership potential in primary school. Three ways of creating leader are given in, the instruction «How to become a leader» is given too. Some examples are shown from practice.

Сегодня наиболее актуальным стал вопрос форми- и

рования позитивного социального опыта растущего чело- О

тт ^

века, его гражданского становления. Лидерские качества О

становятся особенно актуальными для любого человека в о

современной политической, социальной обстановке, ко- м

„ а

торая сложилась в нашей стране. В решении задач соци- о

ального становления личности ребенка большое значение ^

имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реа-ли- <; зуется управленческий механизм. Лидеры занимают главные позиции везде.

Работая много лет в начальных классах, я часто за-

к о с

даюсь вопросом: как правильно воспитать лидерские ка- ^

чества у детей уже в этом возрасте? §

а и

>1 считаю, что самое первое условие для развития о

т

лидерского потенциала ребенка — это необходимость

создания условий для проявления детской активности. S

А для того чтобы ребёнок стал активным, я, начиная с 1 g

класса, провожу такие беседы и классные часы: «Давай £

познакомимся поближе», «О друзьях и настоящей друж- щ

бе», «Я и мир вокруг». ^

Роль успеха в развитии личности огромна. Игра ^

«Найди себе подобного» и тренинг «Я всё смогу» помо- ^

гают ребёнку увереннее чувствовать себя в новом коллек- ^ тиве, а значит, раскрыться и иметь успех. Успех окрыля-

ш

Вес гник <-0рлеу»-к81

х

ш

1

О С

0

и М

В

2

1

о с

X

3

и О т

из О

Ё ш -а X -а с;

£

н <

ет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствие формирование в характере борца, верящего в свои силы. В успехе ребёнок ощущает свой рост и движение вперёд. А похвала и поддержка родителей и нас педагогов - это главный залог успеха, поэтому я всегда стараюсь отметить даже маленький успех ребёнка. Всем нравится быть в роли победителя, но я учу своих учеников: умеешь побеждать, умей и проигрывать. Сегодня побеждённый, завтра — победитель. На эту тему в классе была проведена беседа об известных людях, которые не сразу прославились, а сначала испытали поражение и горечь разочарований.

Второе необходимое условие — это умение ребенка ставить перед собой цели. Быть лидером для самого себя иногда труднее, чем быть лидером для других. Когда ребенок ставит перед собой какие-либо цели, он вынужден при этом проявлять качества лидера, воспитывать в себе целеустремленность, упорство, настойчивость. Поэтому важно научить ребенка ставить перед собой цель, пусть даже и самую незначительную, такую, как решение трудной задачки, и обязательно добиваться результата.

Задавая своим ученикам в 1 классе вопрос «Кто в нашем классе лидер?», я замечала, что сначала дети выбирают почти всегда отличника. А становясь старше (3-4 класс), ребята уже не всегда выбирают лидера только за отличные знания. Выбирают ребёнка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всём участвовать и руководить, добрый и дружелюбный. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества у детей не всегда идут рядом с прилежанием. Качества лидера необходимо воспитывать в себе. Как же их воспитать?

Важными базовыми компонентами воспитания лидерских качеств являются:

1. Воспитание высокого уровня самосознания, гражданственности, самодисциплины.

2. Воспитание милосердия, доброты, доброжелательности, готовности оказать помощь.

3. Воспитание духовной личности, творческой личности.

4. Воспитание трудолюбия, хозяйственности, физической закалки, хороших манер.

Первый путь воспитания лидера — это просветительский. Это путь, когда происходит целенаправленное информационное обучение школьников способам освоения роли лидера, раскрывается сущность понятия «лидер». В этом случае ребенок получает информацию, приобретая знания о способах выполнения роли лидера. Для этого я использую тренинги, часы интересного общения на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь - это Я», «Взглянем на себя со стороны» и т.д.

Второй путь становления ребенка лидера назван деятельностно-практическим. В этом случае школьник непосредственно сам включается в выполнение роли лидера, приобретая практический опыт освоения этой роли. Ребенок начинает стремиться в значительной степени соответствовать этой роли, испытывая эмоциональное удовлетворение при успешном выполнении роли. Успешное освоение любой роли, в том числе и роли лидера, происходит успешнее всего в игре. В этом состоит одна из социально - психологических и педагогических функций игры. Разработана целая серия игр различного типа, дающих возможность выбирать и играть роль лидера. Это объясняется общей установкой на присвоение роли, наличием образцов для подражания, «значимых других». Таким образом, для развития лидерского потенциала ребенка я создаю условия, которые требуют проявления детской активности. Можно использовать игру тренинг «Я — лидер», сюжетно-ролевые игры. В своём классе я проводила интеллектуальную игру «Кто хочет стать отличником», «Лидер 21 века». Иногда такой путь называют путем проб и ошибок.

Третий путь условно назван интегри-

Вестник «Орлеу»-!^

Ш

рованным. Он сочетает в себе специальную теоретическую подготовку и практическую деятельность. Существует еще один путь, который можно определить как путь копирования образца, когда на основе подражания образцу происходит становление ребенка лидера.

Важно, что ребята в 4 классе, уже зная, кто такой лидер, примеряя на себя эту роль, приходят к выводу, что лидер — это человек духовно сильный, способный проявить инициативу, взять на себя ответственность. Лидер — это не командир, а за ним идут, его уважают.

Работая с родителями, провела собрания по следующей тематике: «Роль самооценки в формировании личности», «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка?», «Как научить ребёнка жить в мире людей». Работая вместе с детьми, родителями, отвечая на разные вопросы, заполняя анкеты, примеряя роль лидера, мы все вместе составили инструкцию «Как стать лидером. 1

• Первым шагом на пути к лидерству является поиск собственной «изюминки». «Изюминкой» может оказаться что угодно. Найденные в самом себе уникальные способности важно не только отыскать, но и по мере сил развить.2

• Недостаточно найти в себе и развить «изюминку». Важно уважать свои способности и умения, ценить и верить в них. Позитивное отношение даже к самым, на первый взгляд, пустяковым вещам позволяет видеть происходящее с оптимистичной позиции. Неуверенному в себе и своих силах пессимисту не стоит пытаться стать лидером. 3

• Демонстрировать свою уникальность одноклассникам лучше в нужное время и в нужном месте. 4

• Быть лидером - это нечто большее, чем власть и авторитет. Лидерство — это в первую очередь умение брать на себя ответственность и принимать важные решения. 5

• Любому лидеру необходимо умение четко выражать свои мысли и увлекать ау-

диторию идеей. Работать над своими недостатками. 6

• Быть лидером — это значит иметь собственное мнение. Мнение лидера можно оспорить, опровергнуть, но его в любом случае будут уважать. А уважение со стороны членов коллектива — это и есть первая ступенька к достижению почетного звания лидера.

На вопрос: «Какие самые важные на ваш взгляд качества, должен иметь лидер?» большинство ребят отметили: ответственность, искренность, доброта. А вместе, обсудив, мы решили, что в лидерах необходимо развивать следующие качества:

- ответственность;

- умение общаться со всеми, сотрудничество;

- уважение и самоуважение;

- сочувствие;

- взаимопомощь;

- добропорядочность.

Таким образом, процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Младший школьный возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей. Поэтому воспитательный процесс в классе, в школе нужно строить так, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в качестве лидера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев, A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / A.A. Бодалев.

2. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О.В. Гордеева.

3. Кузьмина, О.В. Искусство дышать [Текст] / О.В.Кузьмина.

4. Юсупов, И.М Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов.

ш

I

О С о

I—

W

В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

I

о с

о о

m

из О

Й -а X

Н

ьс <С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.