Научная статья на тему 'Формы и методы социализации ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности'

Формы и методы социализации ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1373
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДСТВА ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА: ИГРОТЕРАПИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY'S CONDITION / THE MEANS OF DISABLED CHILD'S INTEGRATION: GAME THERAPY / DANCE MOVEMENT THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиатдинова Г. Р.

В статье раскрыты социально-педагогические, культурологические и организационно-методические возможности технологий культурно-досуговой деятельности, которые помогают инвалиду осваивать социальные роли и коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиатдинова Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The forms and methods of disabled children's socialization by means of socio-cultural activity

The article discloses the social, pedagogical, culturalogical, organizational and methodological possibilities of recreational activity, that allow a disabled person to gain the social roles and communication skills, which are necessary to adapt in the complex socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Формы и методы социализации ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности»

УДК 364.446

Г.Р.Зиатдинова

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыты социально-педагогические, культурологические и организационно-методические возможности технологий культурно-досуговой деятельности, которые помогают инвалиду осваивать социальные роли и коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении.

Ключевые слова: условия социально-культурной деятельности, средства интеграции ребенка-инвалида: игротерапия, танцевально-двигательная терапия.

G.R.Ziyatdinova The forms and methods of disabled children’s socialization by means of socio-cultural activity.

The article discloses the social, pedagogical, culturalogical, organizational and methodological possibilities of recreational activity, that allow a disabled person to gain the social roles and communication skills, which are necessary to adapt in the complex socio-cultural environment.

Key words: Socio-cultural activity’s condition, the means of disabled child’s integration: game therapy, dance movement therapy.

Эффективность педагогической системы социализации и интеграции ребенка-инва-лида во многом зависит от степени реализации возможностей социальнокультурной деятельности. Используемые учреждениями культуры формы работы могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации (мировоззренческие,

нравственные, профессиональные и др.), на структуру общения, организации образа жизни инвалидов и их семей, усиливать тенденции к индивидуализации их стиля жизни, быта, свободного времени. В этой связи традиционный подход учреждений культуры к досуговой деятельности инвалидов как к чисто развлекательному, сугубо рекреативному явлению себя исчерпывает. Культурно-досуговые

технологии обладают выраженными социально-педаго-гическими, культурологическими и организационнометодическими возможностями, помогая инвалиду осваивать социальные роли и коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении.

Можно выделить несколько условий, реализующих педагогические возможности социально-культурной деятельности:

коммуникативный потенциал социально-культур-ной деятельности, формирующий навыки общения и позволяющий убрать барьеры между инвалидами и здоровыми

людьми в быту, на отдыхе, в творчестве, игре; положите-льная эмоциональная окраска общения с другими в процессе коллективного творчества; учет интересов и потребностей личности ребенка в процессе подбора вида деятельности; возможности проектировать индивидуальные программы

самореабилитации, включающие в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния инвалида. Освоение и использование стереотипных наборов действий,

необходимых в стандартных культурных ситуациях, способствует обретению самостоятельности.

Таким образом, ребенок с ограниченными возможностями может стать полноценным гражданином общества в том случае, если будет создана система условий, обеспечивающих комплексное решение всей совокупности проблем личностного развития, реабилитации и социальной интеграции.

Действенным средством оптимизации процесса социокультурной интеграции и развития личности инвалида выступает игровая терапия - комплекс

реабилитационных игровых методик. Игротерапия рассматривается как средство социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. Уникальность игротерапии состоит в том, что травмирующие жизненные обстоятельства

переживаются здесь в условном виде, при этом эмоциональное переживание их достаточно реально. Игротерапия помогает в ролевом поведении опробовать типы и модели поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации.

Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие межличностных отношений: изменение

отношения инвалида к себе и другим, улучшение психологического самочувствия, повышение самооценки, социометрического статуса, оптимизация эмоциональной микросреды.

В практике используются две формы игротерапии: направленная (директивная) и ненаправленная (не директивная). В процессе использования направленной игротерапии применяются методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом, при этом специалист сам участвует в игре. В педагогически организованных сюжетно-ролевых играх инвалиды сами создают роли и игровые ситуации с воссозданием деятельности и отношений в социуме. Применение направленной игротерапии способствует расширению репертуара самовыражения; достижению саморегуляции и

эмоциональной устойчивости; коррекции отношений. К видам направленной игротерапии относятся: игры-драматизации, занятия в театральных и кукольных кружках, познавательные игры, конкурсы, турниры, соревнования, импровизационные артигры. Игротерапия общения есть своеобразное средство налаживания отношений инвалида с окружающим миром, которое устраняет аффективные препятствия в межличностных отношениях и помогает преодолевать многие проблемы самовыражения и самопроявления.

Ненаправленная игротерапия

ориентирована на самостоятельную игру ребенка-инвалида: в самостоятельно

организуемых и развиваемых сюжетах (импровизации, сочинения) происходит выражение внутреннего мира, презентация различных психологических состояний. Особый интерес вызывают так называемые проективные игры (которые получили свое название от понятия «проекция», то есть

перенос состояний внутреннего мира личности во внешний план, когда инвалид через ролевое действие выражает свои интересы, мысли, переживания, которые долгое время носил, скрывал в себе).

Для эффективного использования приемов ненаправленной игротерапии необходимы следующие условия:

естественная стимулирующая среда, в которой инвалид чувствует себя комфортно и защищенно; включение ребенка в активную деятельность: персонификация используемой символики (т.е. своеобразное оживление абстрактных символов - букв, линий, предметов), способствующая повышению положительной мотивации; реальное проживание искусственно созданных ситуаций и самостоятельный поиск выхода и решений из сложившихся проблем.

Методика организации

реабилитирующей игровой среды предполагает поддержание интереса

участника к игровому процессу. Здесь используются такие приемы как конструирование ситуации1, превращение обычных предметов в необыкновенные или необходимые (карандаш становится

волшебной палочкой, одеяло - ковром-самолетом, кукла - живым существом и т.д.).

Обязательным условием игры является понимание ребенком-инвалидом смысла собственных действий и действий участников, характера персонажей и особенностей взаимоотношений каждого. Добрые и злые персонажи взаимодействуют вокруг

конкретной проблемы (например, здоровье, болезнь и другие), которая в итоге должна решаться позитивно. Поэтому в процессе развития игра дает проекцию перспективы, удовлетворяя потребность в общении, она снимает психологическое напряжение. Она способствует активизации личности

инвалидов, обогащает опыт межличностного общения и взаимодействия, учит различным формам диалога. Психолого-педагогическая поддержка инвалидов средствами игры является эффективным способом коррекции разбалансированной эмоционально-волевой,

1 Например, для начала ребенку-инвалиду дается несложное задание или создается ситуация: «Представьте себе...", "Сейчас мы с Вами поедем (полетим) в...", "Попробуем сделать ... и т.д."

коммуникативной и двигательной сферы. Игра позволяет ребенку выразить свое «Я», преодолеть обусловленные дефектом и фрустрациями комплексы, связанные с неудовлетворенными потребностями в общении и признании.

Неисчерпаемыми возможностями

обладает танцевально-двигательная терапия. Еще до появления языка движение и жесты были средством коммуникации первобытных людей. Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение с неведанным и непознанным, с природой, свою связь со Вселенной и с богами, и с духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - неэстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке. Танцевально-двигательная терапия

возвращает танцу его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем. Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Танцевально-двигательная терапия -это метод, который использует в качестве инструмента выразительное движение и танец, с помощью которых человек вовлекается в процесс личностной

интеграции и роста. Основной принцип танцевально-двигательной терапии -взаимоотношения между движением и

эмоцией. Посредством движения и танца внутренний мир человека становится осязаемым. В совместном танце люди делятся своими глубинными жизненными установками и устремлениями, а взаимоотношения, проявляясь в движениях, становятся видимыми. Танцевальнодвигательный терапевт создает

поддерживающую среду, в которой могут быть безопасно выражены, признаны и сообщены любые чувства. Танцевальнодвигательная терапия - это

междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танца, анатомии, физиологии, нейропсихологии и др.

Основная задача танцевально-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к танцетерапевту потому, что они, будучи отчуждены от тела, не чувствуют себя интегрированными. В современной культуре человек часто относится к телу, как к вещи, предмету. В танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь, тело - эволюционирующий процесс. Важнейшее отличие танцевальной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь человек сам исследует себя (принцип активности), свои достижения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.н. недирективный путь терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит. В танцевально-дви-гательной терапии

выделяются 3 компонента терапевтического процесса: 1) осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений); 2) увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение); 3) аутентичное движение (спонтанная танцевальнодвигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств).

Помимо движения, танцевально-двигательная терапия использует такие понятия как вес, пространство, время - для расширения и обогащения творческого и выразительного мира ребенка (например, люди, которые не ощущают собственного веса, обычно имеют трудности в умении заставить своего партнера выслушать их).

В танцевальной терапии могут использоваться индивидуальная и групповая формы работы. Индивидуальная форма включает в себя исследование спектра своих движений, благодаря чему открываются невыраженные эмоции и освоение новых движений. Групповая сессия включает в себя три части: разогрев, его развитие и

завершение. Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние. В результате разогрева участники группы

обычно чувствуют расслабление,

координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу

осознования своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями.

В процессе развития социальное

окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических

заболеваниях. Поэтому танцевальнодвигательная терапия связана с выражением и трансформацией эмоций. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (хлестание, толкание, давление, размахивание не могут быть выражены с помощью слов). Существуют эмоции,

которые узнаваемы людьми разных культур: горе, радость, страх, удивление, презрение, стыд, изумление. Мы воспринимаем, узнаем и переживаем эти эмоции на кинестетическом уровне.

В группах танцевально-двигательной терапии нет ограничений для состава группы: это могут быть взрослые, дети, подростки, двигательные нарушения не являются препятствием для участия в группе. Группа по танцевально-двигательной терапии - это проекция различных социальных ситуаций, благодаря чему есть возможность научиться более адекватно воспринимать себя и других, расширять спектр поведенческих

возможностей.

Литература

1. Иванов А.В. Защита ребенка как педагогическое понятие // Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С.Газмана, И.А.Кайсычука. - М., 1995

2. Иващенко Г.М., Ким Б.И. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском городском клубе «Контакт - 1». - М., 1997. -173 с.

3. Игошев К.Е., Мильковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 1993 Войлокова Е.Ф.Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения. - Автореферат дисс. канд.пед. наук, СПб, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.