Научная статья на тему 'Формы и методы реализации правозащитной деятельности институтом Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации'

Формы и методы реализации правозащитной деятельности институтом Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уполномоченный по правам ребенка / правозащитная деятельность / формы и методы защиты / защита прав и интересов детей / Commissioner for Children’s Rights / human rights activities / forms and methods of protection / protection of the rights and interests of children

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Николаевич Калинин

Рассматриваются формы и методы правозащитной деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, позволяющие эффективно защищать права и законные интересы детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Николаевич Калинин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and methods of implementation of human rights activities of the institute of the Commissioner for Children’s Rights in the Russian Federation

The forms and methods of the human rights activities of the Commissioner for Children’s Rights in the Russian Federation, which effectively protect the rights and legitimate interests of children, have been examined.

Текст научной работы на тему «Формы и методы реализации правозащитной деятельности институтом Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.7

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-109-112 NIION: 2003-0059-4/22-361 MOSURED: 77/27-003-2022-04-560

Формы и методы реализации правозащитной деятельности институтом Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации

Владимир Николаевич Калинин

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Старотеряево, Московская область, Россия, vladimirnk@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются формы и методы правозащитной деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, позволяющие эффективно защищать права и законные интересы детей.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка, правозащитная деятельность, формы и методы защиты, защита прав и интересов детей

Для цитирования: Калинин В. Н. Формы и методы реализации правозащитной деятельности институтом Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 109-112. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-109-112.

Original article

Forms and methods of implementation of human rights activities of the institute of the Commissioner for Children's Rights in the Russian Federation

Vladimir N. Kalinin

Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Staroteryaevo, Moscow region, Russia, vladimirnk@yandex.ru

Abstract. The forms and methods of the human rights activities of the Commissioner for Children's Rights in the Russian Federation, which effectively protect the rights and legitimate interests of children, have been examined.

Keywords: Commissioner for Children's Rights, human rights activities, forms and methods of protection, protection of the rights and interests of children

For citation: Kalinin V. N. Forms and methods of implementation of human rights activities of the institute of the Commissioner for Children's Rights in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):109-112. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-109-112.

Правозащитная деятельность института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации включает в себя систему мер, направленных на предотвращение нарушения прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав и законных интересов ребенка, а также принятие мер по привлечению к ответственности за допущенные нарушения лиц, ответственных за обеспечение беспрепятственную реализацию прав и интересов детей.

Институтом Уполномоченного по правам ребенка в своей деятельности используется административная, судебная, медиативная, организационная и просветительская формы правозащитной деятельности [9].

Основной является административная форма реа-

© Калинин В. Н., 2022

лизации Уполномоченным по правам ребенка правозащитной деятельности, суть которой заключается в восстановлении нарушенных прав и законных интересов посредством использования ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Уполномоченные по правам ребенка, реализуя административную форму правозащитной деятельности, направляют вышеуказанным органам и лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых они усматривают нарушение прав и законных интересов детей, или же их вышестоящим органам свое заключение, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления прав и

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

интересов ребенка [8].

В случаях, когда восстановить нарушенные права и законные интересы детей административной формой правозащитной деятельности не представляется возможным, Уполномоченные по правам ребенка вправе использовать судебную форму защиты.

Однако часть обращений, поступающих к Уполномоченным по правам ребенка, не может быть разрешена ни посредствам административной, ни посредствам судебной форм правозащитной деятельности [10].

К такого рода обращениям относятся обращения, связанные с межличностными конфликтами в семьях, в образовательных организациях, с определением местожительства ребенка при разводе родителей, с определением порядка общения ребенка с родителем, проживающим отдельно [7].

Поскольку указанная форма защиты не имеет четких процедурных норм, в таких случаях Уполномоченные по правам ребенка выступают в качестве медиаторов, направляя свои усилия на урегулирование межличностного конфликта, что в дальнейшем приводит к его прекращению.

Организационная форма правозащитной деятельности института Уполномоченного по правам ребенка заключается в подготовке или оказании содействия в подготовке проектов правовых документов различного характера — исковые заявления, апелляционные жалобы, частные жалобы, заявления, жалобы, ходатайства в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным лицам. Данная форма не менее актуальна, так как уровень правовых знаний у населения недостаточно высок, и многие граждане не в состоянии самостоятельно подготовить документ правового характера, при этом обратиться за платной юридической услугой не хватает финансовых средств.

Просветительская форма правозащитной деятельности направлена на повышение правовой грамотности населения, на пропаганду возможных форм и методов правовой защиты, знание возможной ответственности. Цель данной формы — повысить общей уровень правовой культуры и, как следствие, сократить количество фактов нарушения прав и законных интересов детей. При рассмотрении конкретного случая нарушения прав и законных интересов детей используется одна или совокупность форм правозащитной деятельности.

Методы правозащитной деятельности Уполномоченного по правам ребенка представляют собой приемы, средства и способы его воздействия на субъект, решениями или действиями (бездействием) которого нарушены права и законные интересы ребенка [2].

Разнообразие нарушений, допускаемых в отношении детей, требует от Уполномоченных по правам ребенка применения широкого спектра методов правозащитной деятельности.

Основными методами правозащитной деятельности института Уполномоченного по правам ребенка являются:

• рассмотрение письменных и устных обращений граждан, содержащих предложения, заявления, жалобы граждан, в том числе несовершеннолетних, о нарушении прав и законных интересов детей;

• проведение личных приемов граждан, в том числе и детей;

• проведение самостоятельно или совместно с компетентными органами государственной власти проверок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, и подведомственных им учреждений, должностных лиц по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей;

• посещение организаций и учреждений, в которых находятся дети;

• проведение мероприятий по правовому просвещению населения;

• подготовка проектов документов правового характера;

• проведение форумов, конференций, семинаров, брифингов, «круглых столов», рабочих встреч по вопросам обеспечения и защиты прав детей;

• анализ ситуации и подготовка ежегодных и специальных докладов о состоянии дел с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей.

Рассмотрение обращений граждан Уполномоченными по правам ребенка осуществляется в соответствии с действующим законодательством и заключается либо в рассмотрении по существу и направлении письменного ответа, либо дачей устной юридической консультации [3].

Рассмотрение письменных обращений осуществляется двумя способами:

1) самостоятельно Уполномоченным по правам ребенка. При этом Уполномоченными, в случае необходимости, осуществляются выезды в органы государственной власти, в организации и учреждения, в семьи, на территории, запрашиваются документы и материалы (за исключением сферы деятельности судов, органов дознания и предварительного следствия), привлекается экспертное сообщество;

2) перенаправляется в соответствующий орган государственной власти или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение обозначенных в обращении вопросов.

Важно отметить, что даже при перенаправлении обращения Уполномоченными по правам ребенка осуществляется контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения обращения гражданина. По устным обращениям, поступающим по телефонной связи или на личных приемах, юридическая консультация дается незамедлительно, как правило, это разъяснение норм действующего законодательства [2].

Проведение личных приемов является важнейшей составляющей деятельности Уполномоченного по правам ребенка. Проводятся как приемы непосред-

JURISPRUDENCE

ственно на рабочем месте Уполномоченного, так и выездные приемы [11].

В Российской Федерации нет полного доверия населения представителям властных структур, традиционно граждане пытаются решить проблемы не правовыми путями, а обходными: «по блату», «через знакомых», «с помощью презента». И, как итог, неверие и нежелание обращаться в государственные структуры, в том числе к детскому омбудсмену.

Когда же Уполномоченный по правам ребенка сам приезжает в муниципальное образование, в учреждение, на родительское собрание, на предприятие, на сходы граждан, посещает общественные объединения и иные объединения граждан, приемные семьи, многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, общается на прямую с гражданами, рассказывает о своей деятельности, о положительном опыте решения всевозможных ситуаций, граждане начинают доверять ему, делятся своими проблемами, просят помощи [1].

Для удобства работающих граждан, рядом Уполномоченных по правам ребенка личный прием ведется в отдельные будние дни в вечерние часы и в выходные дни.

Если в ходе рассмотрения обращений граждан, при посещении организаций, в которых находятся дети, при мониторинге публикаций в средствах массовой информации и в других случаях Уполномоченному по правам ребенка становятся известны факты о грубом или массовом нарушении прав и законных интересов ребенка, то возникает необходимость проведения проверки. Проверка проводится Уполномоченным самостоятельно либо совместно с компетентными органами государственной власти. В случае выявления нарушений материалы, содержащие необходимую информацию, направляется в соответствующий орган государственной власти для рассмотрения вопроса о привлечения к ответственности виновных лиц.

Посещение Уполномоченными по правам ребенка учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, системы исполнения наказаний, в которых находятся несовершеннолетние дети, является неотъемлемой частью их работы [6].

Только при личном знакомстве с учреждением, беседе с детьми, администрацией можно определить, какие созданы условия для несовершеннолетних, достаточны ли они для полноценного развития детей, не наносят ли вред физическому и психическому здоровью воспитанников, узнать и распространить опыт лучших практик, эксклюзивных технологий используемых при воспитании и содержании несовершеннолетних детей.

В этой связи всеми без исключения Уполномоченными по правам ребенка в Российской Федерации проводится целый комплекс мероприятий направленных на правовое просвещение населения страны по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов детей.

Формы и виды таких мероприятий разнообразны.

Это форумы, конференции, съезды, лекции, обуче-

ния, «круглые столы», встречи со взрослыми и детьми, творческие конкурсы, акции, флэш-мобы, опросы, социальные ролики, статьи и публикации в средствах массовой информации и на Интернет-ресурсах, распространение полиграфической продукции — памяток, брошюр, буклетов, листовок, выступления на радио и телевидении, спортивные праздники, автопробеги и многие другие. Отдельно можно выделить мероприятия, которые проводятся по инициативе федерального детского омбудсмена одновременно на территории всей страны, в каждом регионе. Традиционно они проходят 1 сентября, в день знаний, носят форму уроков и посвящаются различным темам: «Медиа-безопасность», «Я талантлив», «Моя будущая профессия».

Уполномоченные по правам ребенка ведут постоянный мониторинг ситуации с обеспечением и защитой прав и законных интересов ребенка, анализируют информацию, ставшую им известной из обращений граждан, посещений учреждений, средств массовых информаций, сводок по преступлениям, пожарам, дорожно-транспортным происшествиям, происшествиям на воде, информацию, предоставленную членами детского общественного совета, общественными помощниками, уполномоченными по правам участников образовательного процесса, на предмет наиболее проблемных вопросов сферы детства [4].

Как пример можно привести Всероссийскую информационную кампанию по медиа-безопасности, инициатором которой выступил Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Причиной проведения данной кампании стал рост количества размещаемых в сети Интернет материалов ориентированных на детскую и подростковую аудиторию пропагандирующих употребление наркотиков, призывающих к самоубийству, содержащих видео с детской порнографией, одобряющих нетрадиционные семейные отношения [5].

Детским омбудсменами используются административная судебная, медиативная, организационная и просветительская формы правозащитной деятельности. По отдельному случаю нарушения прав детей может применяться несколько форм. Учитывая разнообразие вопросов сферы детства, Уполномоченными применяется широкий спектр методов правозащитной деятельности. К ним относится: рассмотрение обращений граждан, проведение личных приемов, проверок, мероприятий по правовому просвещению, форумов, конференций, семинаров, совещаний, рабочих встреч, анализ ситуации и подготовка ежегодных и специальных докладов о состоянии дел с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей.

Используемые детским омбудсменом формы и методы правозащитной деятельности позволяют эффективно защищать права и законные интересы детей и их семей. Но для дальнейшего развития правозащитной деятельности необходимо не только развивать имеющиеся, но и искать новые формы и методы деятельности.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список источников

1. Баринов А. В., Кирьянова Е. С. Применение примирительного процесса (медиации) при разрешении семейных споров // Юридический мир. 2016. № 1. С. 50-54.

2. Башимов М. С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. № 7.

3. Дегтярева Л. Н. Несовершеннолетние как особый субъект охраны и защиты конституционных прав и законных интересов // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 7. С. 33-37.

4. Желдыбина Т. А. О значении мониторинга как самостоятельного правового института // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 1. С. 34-41.

5. Ларичев А. А. Контроль над деятельностью муниципалитетов со стороны института ом-будсменов : опыт Канады и его применимость в российских условиях // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 5. С. 83-96.

6. Кособродов Н. В. К вопросу о воле ребенка по российскому гражданскому законодательству // Законодательство и экономика. 2016. № 11. С. 18-20.

7. Матросов Н. А. Медиация на стадии подготовки к судебному разбирательству дел о расторжении брака // Российский судья. 2015. № 10. С. 15-17.

8. Павлова Л. В. Административно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов ребенка // Административное право и процесс. 2017. № 4. С. 41-44.

9. Права ребенка / Астахов П. А. М. : Эксмо, 2016. 176 с.

10. Сологуб А. Ю. Соотношение правовой защиты ребенка со смежными правовыми явлениями // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8. С. 49-52.

11. Шамрин М. Ю. Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка с исполнительными и

муниципальными органами власти : теоретико-правовой аспект // Административное право и процесс. 2016. № 10. С. 52-60.

References

1. Barinov A. V., Kiryanova E. S. Application of the conciliation process (mediation) in resolving family disputes // Legal World. 2016. № 1. P. 50-54.

2. Bashimov M. S. Formation and prospects of the Institute of the Commissioner for the Rights of the Child in the Russian Federation // Journal of Russian Law. 2009. № 7.

3. Degtyareva L. N. Minors as a special subject of protection and protection of constitutional rights and legitimate interests // State power and local self-government. 2016. № 7. P. 33-37.

4. Zheldybina T. A. On the importance of monitoring as an independent legal institution // Actual problems of Russian law. 2016. № 1. P. 34-41.

5. Larichev A. A. Control over the activities of municipalities by the Institute of Ombudsmen : the experience of Canada and its applicability in Russian conditions // Comparative Constitutional Review. 2016. № 5. P. 83-96.

6. Kosobrodov N. V. On the question of the child's will according to Russian civil legislation // Legislation and economics. 2016. № 11. P. 18-20.

7. Matrosov N. A. Mediation at the stage of preparation for the trial of divorce cases // Russian judge. 2015. № 10. P. 15-17.

8. Pavlova L. V. Administrative and legal regulation of the protection of the rights and legitimate interests of the child // Administrative law and process. 2017. № 4. P. 41-44.

9. The rights of the child / Astakhov P. A. M. : Eksmo, 2016. 176 p.

10. Sologub A. Yu. Correlation of legal protection of a child with related legal phenomena // State power and local self-government. 2014. № 8. P. 49-52.

11. Shamrin M. Yu. Interaction of the Commissioner for Human Rights with executive and municipal authorities : theoretical and legal aspect // Administrative law and process. 2016. № 10. P. 52-60.

Информация об авторе

В. Н. Калинин — старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

V. N. Kalinin —Senior Lecturer of the Department of State and Civil Law Disciplines of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.

The article was submitted 11.04.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.