ИННОВАЦИОННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБУ В США И ВЕЛИКОБРИТАНИЮ
А.С. Бельченко
Кафедра всеобщей истории А.В. Теплов
Кафедра компьютерных технологий Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются современные методы привлечения китайских студентов на учебу в высшие учебные заведения стран Европы и Северной Америки. Еще в конце прошлого века частные и государственные организации Америки стали создавать специальные образовательные организации для привлечения китайских студентов. В свою очередь в КНР создана система образовательных выставок, помогающих китайским абитуриентам определиться с местом учебы за рубежом.
Ключевые слова: международные образовательные обмены, международные образовательные выставки, китайские студенты, международное образовательное сотрудничество.
Экономические и политические успехи, достигнутые Китаем в ХХ! в., во многом объясняются наличием хорошо подготовленной армии чиновников, успешно работающих во всех областях промышленности, сельского хозяйства и управления. В подготовке чиновников и управленцев для нужд народного хозяйства китайские власти задействуют отечественную систему высшего образования, которая ежегодно готовит миллионы высоко квалифицированных специалистов. Кроме выпускников вузов КНР в страну возвращаются бывшие студенты, защитившие бакалаврские, магистерские и докторские диссертации, получившие высшее образование за пределами родины. Количество китайских студентов, обучающихся за пределами КНР, растет год от года, так например, по результатам только 2008—2009 учебного года за пределами Китая образование получали более 250 тыс. студентов. Только в США в 2010 г. обучалось 100 тыс. студентов из КНР [16]. В настоящий момент именно в США находится наибольшее количество китайских студентов, обучающихся за пределами родины. Обучение китайских студентов в США выгодно китайской стороне, которая получает высоко квалифицированных специалистов, имеющих теоретические знания и опыт практической работы в США.
Огромную выгоду от обучения китайских студентов получают и сами Соединенные Штаты, так как китайские студенты не только оставляют в стране деньги за обучение и проживание, но и заводят во время учебы полезные знакомства, которые впоследствии будут способствовать китайско-американским торговым и политическим отношениям.
История обучения китайских студентов в американских вузах имеет долгую и весьма успешную историю. Первым китайцем, получившим американское высшее образование, стал человек по имени Юнг Вин (Yung Wing), который в 1850 г. поступил в Йельский университет и окончил его со степенью бакалавра в 1854 г., а в 1855 г. вернулся в Китай [37]. Благодаря его стараниям и поддержке влиятельных людей, Юнг Вин добивается отправки в Америку первой группы китайских юношей, с согласия американской стороны китайское правительство договорилось посылать на учебу в США по 30 учеников в год в течение четырех лет. С 1872 по 1875 гг. в Америку для получения образования впервые на основе двухсторонних государственных договоренностей выехали 120 китайских школьников в возрасте от 10 до 15 лет [19]. В соответствии с достигнутыми договоренностями предполагалось, что все китайские дети будут сначала изучать английский язык, обучаться в школе, а затем поступят на учебу в американские университеты, по окончании гражданского обучения некоторые из них поступят в военные академии, учеба в Америке займет у детей около 15 лет, после чего все китайские студенты вернутся на родину.
Первые китайские студенты прибыли в Сан-Франциско в сентябре 1872 г. Затем они переехали на обучение в город Харфорд, где китайских детей расселили для проживания в американские семьи, чтобы они лучше усваивали английский язык. В связи с тем, что детей вывезли за пределы императорского Китая в страну, имевшую демократические традиции, власти Китая строго следили за тем, чтобы дети изучали только западные науки и не приобщались к демократическим ценностям западного мира. Для этого в состав сопровождающих лиц были включены несколько известных китайских педагогов, которые давали юношам классическое конфуцианское образование. Для координации обучения китайских студентов в Америке правительством Китая была впервые создана специальная Китайская образовательная комиссия. Это была первая китайская государственная организация, располагавшаяся на территории США, и вполне символично, что эта организация следила за обучением китайских студентов за пределами родины [36]. Но в мае 1881 г. китайское правительство принимает решение закончить эксперимент с обучением студентов в Америке и закрыть Китайскую образовательную комиссию. Все 120 китайских школьников в сентябре 1881 г. были вынуждены вернуться в Китай. На первый взгляд, деятельность американской стороны по обучению китайских детей выглядит чистой благотворительностью, так как ни один из авторов, описывающих деятельность Китайской образовательной комиссии, не упоминает финансовую сторону вопроса обучения китайских детей и функционирования иностранной образовательной комиссии на территории США. Бескорыстная деятельность американской стороны опровергается статьей в газете New York Times от 15 сентября 1872 г., вышедшей на следующий день после прибытия
первых китайских детей на территорию США. Газета писала о том, что китайское правительство заплатило 1 000 000 долл. за обучение своих подданных [29]. Если верить газете, то получается, что первый опыт обучения китайских студентов в США был крайне выгодным бизнес-проектом для американской стороны, китайское же правительство так и не достигло поставленных целей. За девять лет пребывания в США только два китайских студента окончили Йельский университет и получили диплом бакалавра. Несмотря на многократные просьбы руководства Китайской образовательной комиссии и на предварительные договоренности, ни одного китайского студента так и приняли на обучение в военную академию, к тому же, по сообщению местной газеты Hartford Daily Courant, за сентябрь 1881 г. во время обучения в США умерли два китайских школьника [22]. Но ни в коем случае нельзя говорить о том, что первый опыт обучения китайских студентов в США был провальным. Все дети, учившиеся в Америке, получили огромный, ни с чем не сравнимый опыт проживания в США и отличное, современнейшее по тем меркам образование и знание иностранных языков. Знания и опыт, полученные китайскими студентами в США, пригодились им уже после краха циньской династии, один из них стал министром иностранных дел в республиканском правительстве, несколько человек — профессиональными дипломатами, работавшими в министерстве иностранных дел и в иностранных дипломатических представительствах Китая в Великобритании, США, Испании, Германии и Перу, многие из них стали инженерами, учеными и бизнесменами [30].
После одобрения конгрессом США Акта об исключении китайцев в 1882 г. их количество в стране резко сокращается. Если, согласно статистике, в 1880 г. их насчитывалось 123 201 человек, то уже в 1890 г. — всего 61 711, сокращение коснулось и количества китайских студентов, обучающихся в американских вузах. Так, в 1885 г. их насчитывалось только 32 человека, в 1890 г. — всего 43, в 1903 г. — 50 студентов и 150 в 1905 г. Необходимо отметить, что все без исключения студенты обучались в США исключительно по собственной инициативе и за свои деньги. В это время китайское правительство и университеты посылали студентов на учебу в основном в Великобританию, Японию и Германию. Ситуация изменилась с 1911 г., тогда в вузах Америки обучалось уже 650 студентов из Китая, именно тогда китайские вузы стали заключать договоры об обмене студентами с вузами США. Количество китайских студентов в вузах стало стремительно увеличиваться. Так, например, в 1923 г. их насчитывалось уже 2600 [32]. Начиная с 20-х годов ХХ в. и до 1949 г., в США обучалось наибольшее количество студентов из Китая. После провозглашения Китайской Народной Республики поток китайских студентов из материкового Китая иссяк, все студенты, отправляющиеся за пределы КНР, обучались только лишь в СССР или других странах социалистического лагеря. В вузах США проходили обучение китайские студенты из Тайваня, Гонконга, а также этнические китайцы, проживавшие в других странах (Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Индонезия и др.).
После смерти Мао Цзэдуна руководство КНР взяло курс на восстановление и создание новой системы высшего образования в стране. В частности, был взят курс на увеличение количества студентов, обучающихся за пределами КНР, в пер-
вую очередь в развитых капиталистических странах. Дэн Сяопин в 1978 г. сказал: «Я уверен, что мы будем посылать студентов на учебу за границу, причем исчислять их количество не дюжинами, а тысячами, десятками тысяч» [1]. В том же 1978 г. правительство КНР послало на учебу за границу 860 китайских студентов, с 1979 г. студенты из КНР снова появляются в вузах США. Представленная ниже табл. 1 демонстрирует рост студентов из КНР, обучающихся за границей и, в частности, в США.
Таблица 1
Количество студентов из КНР, обучающихся за рубежом и в США, процентное отношение студентов, обучающихся в вузах США
Год Общее количество студентов за пределами КНР Количество студентов из КНР в США Доля студентов из КНР, обучающихся в вузах США
1980 2 154 336 17
1981 2 923 680 23
1982 2 526 950 41
1983 2 633 1 572 60
1984 3 073 1 783 58
1985 4 888 2 507 51
1986 6 380 3 311 48
Источник: [18].
Табл. 1 ясно показывает, что количество китайских студентов в США за семь лет выросло практически в 10 раз, и через несколько лет после начала компании по отправке студентов на учебу за границу пропорция обучающихся в вузах США достигла половины от всех зарубежных студентов.
Согласно официальной статистике КНР, с момента открытия границ для студентов за пределами КНР с 1978 г. по конец 2008 г. обучались 1 391 тыс. человек, из них после получения образования на родину вернулись около 390 тыс. [20]. За десять лет, начиная с 1998 по 2008 гг., количество китайских студентов, прошедших учебу за границей, увеличилось более чем на порядок.
Таблица 2
Количество китайских студентов, обучавшихся за пределами КНР с 1998 по 2008 гг.
Год Количество студентов
1998 17 000
1999 21 000
2000 39 000
2001 84 000
2002 100000
2003 117 300
2004 115 000
2005 119 000
2006 134 000
2007 145000
2008 179 800
Источник: [15].
Несмотря на мировой экономический кризис, 2008 г. был рекордным по количеству китайцев как обучавшихся заграницей, так и по количеству вернувшихся после обучения в КНР. Так, из 179 800 студентов, выехавших на учебу в 2008 г., на родину вернулись 69 300 человек, более того из тех студентов, кого спонсировало правительство КНР, на родину вернулись 98% [23]. Для сравнения можно привести официальную статистику Министерства образования КНР за 2003 г., тогда на учебу выехали 117 300 студентов, а вернулись всего 20 100 [25], а в 2007 г. из 145 000 китайских студентов, обучавшихся за границей согласно информации New China News Agency, на родину вернулись 42 000 человек [27]. Таким образом, статистика вернувшихся студентов показывает, что в 2003 г. на родину после обучения вернулись только 17,1% от всех обучавшихся в этом году, в то время как в 2007 г. процентное соотношение вернувшихся студентов составило уже 29%, а в 2008 г., несмотря на мировой финансовый кризис, в КНР вернулись уже 38,7% китайских студентов. Рост количества вернувшихся студентов, получивших высшее образование за пределами родины, объяснятся несколькими факторами.
Во-первых, власти КНР разрабатывают специальные программы льготного трудоустройства для выпускников американских и европейских университетов, условия труда, карьерный рост и оплата по этим программам во многих случаях даже лучше, чем в Европе и США. Так, в частности, министр трудовых ресурсов и социального обеспечения Инь Веймин (Yin Weimin) 19 марта 2010 г. заявил, что в КНР для выпускников иностранных вузов, возвращающихся на родину, уже открыты 150 технопарков, в которых будут размещены 8000 передовых предприятий. По его словам, министерство и в дальнейшем будет создавать различные программы, стимулирующие возвращение китайских студентов. Кроме этого, создан специальный интернет-сайт для выпускников иностранных вузов, на котором будет размещаться информация о трудоустройстве, вакансиях и условиях оплаты в КНР [38]. Процессом возвращения выпускников иностранных вузов занимаются как государственные, так и частные структуры. С 1913 г. и по сегодняшний день в Китае существует Ассоциация вернувшихся выпускников, получивших западное образование, которая на протяжении 97 лет вносит весомый вклад в обучение китайских граждан за границей и способствует их возвращению на родину [26].
Во-вторых, мировой экономический кризис резко сократил количество рабочих мест как в США, так и в странах Европы, а активно развивающаяся даже в кризис экономика КНР стала еще больше нуждаться в хорошо подготовленных специалистах, имеющих опыт работы в этих странах. Именно благодаря росту китайской экономики на фоне мирового кризиса и беспрецедентным шагам китайского правительства в 2009 г. в КНР после обучения за рубежом вернулись более 100 000 выпускников иностранных вузов [26].
Обучение китайских студентов в вузах США приносит ощутимую выгоду как непосредственно бюджетам учебных заведений, так и всей американской экономике. Любой китайский студент, обучаясь в США, вынужден тратить деньги в самых разных секторах экономики. Ниже представлен далеко не полный список обязательных расходов китайских студентов: въездная виза, авиабилет, транспортные расходы (в городе, штате, стране), проживание (в студенческом общежитии, гостинице), питание, приобретение одежды и печатной продукции (учебников, книг,
газет, журналов), развлечения (кино, театр, концерты), бытовая техника и радиоэлектроника (компьютер, телефон, плеер), сервисное обслуживание (различные виды ремонта), услуги связи, страховка, медицинские услуги. Этот список демонстрирует, что иностранные студенты на протяжении всего срока обучения постоянно субсидируют практически все отрасли американской экономики. Иностранные студенты только в 2003—2004 учебном году датировали американскую экономику на 12 873 000 000 долл. США [31].
Проблему привлечения учащихся из Китая решают не только вузы США, активную роль здесь играют различные общественные и даже государственные организации, такие как госдепартамент и министерство образования. Для привлечения китайских граждан на учебу в США разработана целостная, логичная и хорошо отлаженная система мероприятий, проводимых на различных уровнях как внутри страны, так и за ее пределами.
Политика прямого, целенаправленного привлечения китайских студентов для учебы в США имеет давнюю историю. Сразу же после окончания Второй мировой войны американские образовательные фонды начинают активно вербовать китайских студентов на учебу в США. Первый такой образовательный фонд начал свою деятельность на территории Китая еще в 1947 г. под названием U.S. Educational Foundation in China. Это был фонд Фулбрайта [33]. После создания в 1949 г. КНР американские вузы на многие годы потеряли возможность принимать на учебу в США студентов из материкового Китая. Площадкой деятельности американских образовательных структур для привлечения китайских студентов на долгие годы стал Тайвань. Так, после гражданской войны фонд Фулбрайта возобновил свою деятельность только в 1957 г. в столице Тайваня г. Тайбее [21] под названием U.S. Educational Foundation in the Republic of China. Только по каналам фонда Фулбрайта на обучение в США с 1958 по 2010 гг. было отправлено более 1400 китайских студентов. Практика международных образовательных обменов показала, что самой эффективной стратегией привлечения иностранных студентов на учебу в США являются различные образовательные выставки, проводимые за пределами Америки. Самой популярной и представительной образовательной выставкой, проводимой в КНР, является Чайна эдьюкейшн экспо (China Education Expo). Выставка официально поддерживается Министерством образования КНР, кроме того, в число официальных спонсоров входит Китайская ассоциация образовательных международных обменов. Это позволяет ей успешно работать уже на протяжении 10 лет. Последняя выставка прошла в Пекине в октябре 2010 г. По результатам 2009 г. Чайна эдьюкейшн экспо посетили около 68 000 человек, на выставке были представлены 540 образовательных учреждения из 30 стан мира. По официальной информации от организаторов выставки, примерно 60% от всех посетителей специально пришли на выставку для получения информации об учебе за пределами Китая, около 70% из тех, кто собирался обучаться за границей, хотели получить диплом бакалавра, около 65% от всех посетителей выставки заявили, что они готовы выехать на учебу в этом или следующем году [2]. Одним из самых востребованных и посещаемых павильонов был павильон «Образование в США». Всего на выставке было представлено 72 образовательных учреждения из США [6]:
от университетов до колледжей. Можно проследить динамику увеличения доли американских участников на этой выставке с самого ее основания по сравнению с другими странами (табл. 3) [24].
Таблица 3
Количество участников на выставке
Год США Япония Великобритания Канада Всего государств -участников
2009 72 47 85 55 34
2008 54 37 94 79 36
2007 50 43 43 35 44
2006 22 34 81 25 30
2005 9 29 91 29 28
2004 6 21 88 38 28
2003 8 26 31 24
2001 3 ---- 19 11 24
Источник: [24].
В первый год проведения выставки на ней уже были представлены вузы США, правда их было всего три [3]. Так, в частности, на выставке была развернута экспозиция Колумбийского университета (Columbia University). Американские университеты ни разу не пропускали участие в этой престижной и популярной выставке, доведя свое присутствие до 72 экспонентов и заняв в 2009 г. второе почетное место после Великобритании по числу участников. Интерес к получению образования в США у китайских абитуриентов растет год от года. Именно поэтому в рамках Чайна эдьюкейшн экспо в 2009 г. прошел ежегодный 10-й международный образовательный форум, один из круглых столов форума носил название «Китайско-американский образовательный форум» [4], в рамках которого проходил ежегодный семинар на тему «Консультации по вопросам карьеры и трудоустройства в американских университетах». На семинаре присутствовали официальные лица как с китайской, так и с американской стороны. Обсуждались вопросы трудоустройства китайских студентов во время обучения в США и возможность остаться работать в американских университетах после получения диплома.
Еще одной из престижных и результативных выставок в области образования, проводимых в КНР, является Чайна интернэшнл эдьюкейшн эксибишн тур (China International Education Exhibition Tour). Свою историю эта выставка начинает с марта 1999 г., уже тогда она проходила при поддержке Министерства образования КНР. За время существования выставки с 1999 и по 2009 гг. включительно ее посетил более 1 млн человек, в работе приняли участие более 1300 экспонентов и она проходила в 19 городах КНР, включая такие мегаполисы, как Пекин и Шанхай, а также другие провинциальные города Китая [12]. Необходимо отметить, что до 2003 г. выставка имела название China International Higher Education Exhibition Tour. Изменение названия было связано с тем, что у потенциальных китайских потребителей образовательных услуг появился интерес к обучению за границей не только в высших учебных заведениях, но и в средних и специальных. В настоящее время выставка организуется при поддержке министерства образования КНР, а главным спонсором выступает китайский центр научных обменов
[11]. Пятнадцатая по счету выставка прошла с 13 по 28 марта 2010 г. в Пекине, Шанхае, Чунцине, Циндао, Гуанчжоу, всего в выставке приняли участие 520 образовательных организаций, выставку посетили 89 000 человек [10]. В работе выставки принимали участие образовательные структуры из США, удовлетворяющие весь спектр интересов китайских абитуриентов: высшие учебные заведения (подготовка бакалавров, магистров, докторов наук), колледжи, исследовательские институты, школы и курсы по изучению английского языка. Всего в юбилейной 15-й выставке 2010 года приняли участие 38 стран. Соединенные Штаты Америки были представлены наиболее широко, в выставке приняли участие 85 американских образовательных учреждений. В рамках выставки в Пекине прошла конференция на тему «Обучение в США», в которой приняли участие представители вузов США, посольство США, посреднические структуры из КНР. На конференции представители министерства образования озвучили следующие цифры: в 2008 г. за пределами КНР обучались 179 000 китайских студентов, из них 161 000 обучались за собственные средства, т.е. более 90% всех китайских студентов, обучающихся за границей, инвестируют экономику стран, в которых обучаются [9]. Популярность выставки Чайна интернэшнл эдьюкейшн эксибишн тур растет год от года. Ниже представлена табл. 4, демонстрирующая популярность данной выставки за последние два года [13].
Таблица 4
Количество участников на выставке Чайна интернэшнл эдьюкейшн эксибишн тур
Год США Япония Великобритания Канада Всего государств -участников
2010 85 5 75 51 38
2009 64 5 74 55 32
Источник: [31].
Во время опроса посетителей выставки, изъявивших желание учиться за границей, выяснилось, что 41% хочет получить образование бакалавра или магистра, 34% хочет поехать учиться в средние учебные заведения, 16% — поехать на изучение иностранного языка. Из общего количества абитуриентов, заявивших, что они планируют обучаться за пределами КНР, 40% планируют поехать обучаться в США, 30% — в страны Европы, 14% — в страны Азии [8]. Опросы общественного мнения, проведенные на выставках, показывают, что обучение в США пользуется наибольшей популярностью среди китайских абитуриентов. Выставки Чайна интернэшнл эдьюкейшн эксибишн тур 2009 и 2010 гг. широко освещались в китайских СМИ, аккредитованных корреспондентов насчитывалось 200 человек.
Американские образовательные учреждения не только участвуют в международных образовательных выставках, но еще устраивают специализированные моновыставки, в которых принимают участие только вузы США. Так, например, с 11 по 23 сентября 2010 г. в пяти городах КНР прошла специализированная образовательная выставка Study in North America. Training & International Education Fairs [14]. Во время работы выставки проводились специальные семинары, посвященные привлечению китайских абитуриентов в вузы США, распространялась
полезная информация об условиях обучения, проживания, получения легальной работы. Кроме этого, в рамках выставки прошли конференции, направленные на расширение образовательного сотрудничества вузов КНР и США. Самой популярной и результативной из монообразовательных выставок является American Education Fairs. Эта выставка регулярно проводилась на Тайване с 1992 г., а в КНР она появилась только в 2000 г. По результатам только одной этой выставки, организованной в 2009 г. в Пекине, американскую экспозицию посетили около 15 000 человек, а в Шанхае — около 10 000 [35], в результате на учебу в США подали заявления 23 000 китайских школьников [34]. Всем желающим выехать на учебу в США по результатам образовательной выставки оказывается поддержка со стороны таких американских структур, как: Госдепартамент, Посольство США в КНР, Торгово-промышленная палата, фонд Фулбрайта. Кроме этого, о своей поддержке в проведении подобных выставок официально заявили власти КНР в лице Министерства образования и Американского института на Тайване.
Кроме участия в общенациональных образовательных выставках вузы США активно сотрудничают с региональными выставками. Так, например, начиная с 2000 г. американские образовательные учреждения принимают участие в региональной образовательной выставке China (Liaoning) International Education Exhibition для северных регионов КНР. В 2009 г. в этой выставке принимали участие образовательные учреждения из 17 государств [7], в предыдущем 2008 г. их было только 12. Согласно опубликованному отчету за 2008 г. в выставке принимали участие 13 образовательных учреждений из США. Большее количество участников имели только экспозиции Сингапура (18) и Японии (17) [5], т.е. вузы США были представлены вполне солидно. Несмотря на то, что традиционно выпускники школ из этого региона выезжают на учебу в Россию, Японию и Корею, американские университеты надеются в жесткой конкуренции перетянуть часть студентов из этого региона на учебу в США.
Кроме регулярных образовательных выставок приглашением китайских граждан на учебу в США занимается постоянно действующее агентство, расположенное в Шанхае, US campus Center. Американский Центр играет огромную роль в деле привлечения китайских граждан на обучение в различные образовательные структуры США. В этом центре существует постоянно действующая библиотека, куда все заинтересованные учебные заведения США посылают о себе информацию, оформленную в буклет на английском и китайских языках. Кроме этого, в центре постоянно проходят презентации тех или иных американских вузов, на которых присутствует руководство этих учебных заведений, презентации проходят на постоянной основе, с обязательным привлечением руководства китайских вузов. Все презентационные материалы представлены как на английском, так и на китайском языке. В центре организованы как коллективные, так и индивидуальные консультации для школьников и их родителей, с распространением буклетов и информационных бюллетеней об образовании в США. Центр организовывает интернет-конференции для китайских высших учебных заведений, расположенных вдали от Шанхая. В индивидуальном порядке центр осуществляет
электронную рассылку рекламных документов как для отдельных граждан, так и для учебных заведений КНР. В центре работают несколько переводчиков, которые обеспечивают китайских граждан информацией с американских интернет-сайтов на китайском языке. Центр оказывает и другие виды услуг: визовую поддержку, связываясь напрямую по своим каналам с посольством США и консульствами, заказывает места в общежитиях, бронирует авиабилеты. Одной из важнейших задач центра является пропаганда самой идеи получения образования в США, для чего был создан специальный интернет-сайт на китайском языке. С первых дней своего существования центр стимулирует публикацию большого количества статей в печатных и электронных СМИ КНР. Любому гражданину, желающему получить образование к США, работники центра помогут подобрать учебное заведение в соответствии с финансовыми и академическими требованиями. Сотрудники центра оказывают услуги по тестированию на знание английского языка, тест можно пройти абсолютно бесплатно. Сотрудники центра знакомят граждан КНР с условиями проживания в США, объясняют законы, права и обязанности, консультируют по поводу возможности совмещать учебу и работу в США (согласно закону иностранный студент не может работать более 20 часов в неделю, да и то лишь на территории кампуса). Для тех, кто недостаточно владеет английским языком, при центре созданы специальные курсы, занятия на которых ведут носители языка. Для абитуриентов и их родителей, желающих посмотреть место будущей учебы, организованы краткосрочные визиты в университеты США, где для них организуют специальные экскурсии. По соглашению с американскими университетами центр организует краткосрочные (две недели, один или два месяца) курсы изучения английского языка в вузах США.
Помимо организации традиционных образовательных выставок, которые устраиваются в крупных выставочных залах, американские образовательные организации стали проводить выставки в виртуальном пространстве. Так, 26 апреля 2010 г. Федеральная коммерческая служба США организовала Южно-китайскую виртуальную образовательную выставку (Southern China Virtual Education Fair) [28]. Освоение виртуального пространства выводит американские образовательные выставки на совершенно иной, современный уровень привлечения китайских студентов в образовательные учреждения США, причем затрачивая на это минимум финансов. Организаторы виртуальной выставки рассчитывают, что их аудиторией станут посреднические образовательные агентства, а также государственные и частные университеты из южных провинций КНР.
Таким образом, десять лет активной работы, направленной на привлечение китайских студентов для обучения в США, принесли ощутимые плоды. По итогам вступительной компании в учебные заведения США в 2010 г. по количеству принятых на учебу граждане КНР заняли первое место. Количество китайских студентов в США составило 100 000 человек, что на 21% больше чем в 2009 г. [17]. Несмотря на мировой финансовый кризис, благодаря многолетней целенаправленной рекламной компании и высококачественному образованию власти США превратили Америку в настоящий рай для подготовки студентов из КНР. Причем
обучение граждан КНР является крайне выгодным экономическим проектом для
государственного и частного бизнеса США, так как более 90% всех студентов
из Китая полностью оплачивают свое обучение и проживание в США.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Appeal of overseas studies grows. URL: http://news.xinhuanet.com/english2010/culture/2010-01/08/c_13130854.htm
[2] China Education Expo. URL: http://www.chinaeducationexpo.com/chinese/exhibitor/ Brochure.pdf
[3] China Education Expo 2001. URL: http://www.chinaeducationexpo.com/english/exhibition/2001 previous_event.html
[4] China Education Expo 2003. URL: http://www.chinaeducationexpo.com/english/forum/ session2.pdf
[5] China Education Expo 2008. URL: http://www.edushows.com/down/CLIEE2008_Show_ Report.pdf
[6] China Education Expo 2009. URL: http://www.chinaeducationexpo.com/english/exhibition/ 2009previous_event.html
[7] China Education Expo 2009. URL: http://www.edushows.com/down/CLIEE09_Exhibitors.pdf
[8] China Exhibition Report 2003. URL: http://www.cieet.com/Documents/Download/postshow/ CIEET%202010%20Post-show%20report%20_English_.pdf
[9] China Exhibition Report 2004. URL: http://www.cieet.com/Documents/Download/Spring/ CIEET%202010%20Spring%20Brochure%20English.doc
[10] China Exhibition Report 2005. URL: http://www.cieet.com/Documents/Download/Spring/ CIEET%202010%20Spring%20Brochure%20English.doc
[11] China Exhibition Report 2006. URL: http://www.cieet.com/English/web/BACKGROUND.htm
[12] China Exhibition Report 2007. URL: http://www.cieet.com/English/web/BACKGROUND.htm
[13] China Exhibition Report 2009. URL: http://www.cieet.com/English/web/Spring09Exhibitors.htm# _USA
[14] China high education system. URL: http://www.naei-edu.org/English/applicationasp? ID=95
[15] China to bring in best talents from outside. URL: http://bbs.chinadaily.com.cn/ viewthread.php?gid=2&tid=536030&page=11
[16] China, U.S. to scale up student exchange program. URL: http://college.chinese.cn/en/article/ 2010-05/26/content_134741.htm
[17] China, US to scale up student exchange program. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/ 2010sinousdialogue/2010-05/25/content_9891443.htm
[18] Chinese Students in America: Policies, Issues, and Numbers. — Orleans: National Academy Press, 1988. — P. 80.
[19] Chinese Students in U.S. Colleges. URL: http://www.nafsa.org/_/File/_/chinesestudentsfeature 111206.pdf
[20] Education in China. URL: http://designative.info/2009/04/04/education-in-china-chinese-students-studying-abroad-exceed-139-million
[21] Fulbright programs in Taiwan URL: http://www.fulbright.org.tw/dispPageBox/CtEn.aspx? ddsPageID=FOSEENGAB&
[22] Hartford Daily Courant. September 27, 1881.
[23] URL: http://english.people.com.cn/90001/90776/90882/6622888.html
[24] URL: http://www.chinaeducationexpo.com
[25] URL: http://www.moe.edu.cn/english/international_2.htm
[26] URL: http://www.tfjiang.com/etf/jj.html
[27] In China, Pulled by Opposing Tides. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/ article/2008/02/04/AR2008020403219.html
[28] Net Contribution to US Economy by Foreign Students. URL: http://www.buyusa.gov/arizona/ southernchinavef.html
[29] New York Times September 15, 1872. URL: http://web.pdx.edu/~lorz/New%20York% 20Times.txt
[30] Senior Returned Students. URL: http://web.pdx.edu/~lorz/Senior%20Returned%20Students.pdf
[31] The Economic Benefits of International Education to the United States: A Statistical Analysis. URL: http://www.nafsa.org/_/File/_/usa.pdf
[32] The Encyclopedia of the Chinese Overseas. — Archipelago Press, 1998. — P. 262—263.
[33] The Fulbright Program. URL: http://www.fulbright.org.tw/dispPageBox/CtEn.aspx?ddsPageID= FOSEENGAB&
[34] US Campus Center in Shanghai for participants in the American Education Fair. URL: http://www.aief-usa.org/services/fairs/fair_index.htm
[35] US Embassy Briefing at the ACEE in Beijing. URL: http://www.aief-usa.org/services/fairs/ cn_report09.htm
[36] Yung Wing and Young Chinese Students in America. URL: http://www.120chinesestudents.org/ yung.html
[37] Yung Wing Booklet. URL: http://www.cedarhillcemetery.org/PDF/Yung%20Wing%20 Booklet.pdf
[38] 100,000 overseas Chinese students returned last year. URL: http://english.peopledaily.com.cn/ 90001/90776/90883/6925012.html
FORMS AND METHODS OF CHINESE STUDENTS ATTRACTING TO STUDY IN THE USA AND THE GREAT BRITAIN
A.S. Belchenko
World History Chair A.V. Teplov
Computer Technologies Chair Peoples Friendship University of Russia
The article considers Chinese policy of sending students to study in the US and the Great Britain. Chinese government and its educational system, exchange and cooperation with European countries and the US has made steady and smooth progress with expanding scale, diversifying forms, enriching content and improving quality. Chinese students, studying in the US, provide China's modernization, develop exchange and cooperation between the Chinese educational community and other parts of the world, promote education, culture, science and technology, and strengthen understanding and friendship among people. This policy provides valuable opportunities for young people from China and the United States to build ties for better understanding, so as to enhance friendship between the two nations.
Key words: international educational exchange, international educational exhibitions, Chinese students, international educational cooperation.