Научная статья на тему 'Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения'

Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Ирина Анатольевна

в статье рассматривается актуальная для большинства учебных заведений проблема невербального общения. Сущность культуры невербального общения рассматривается через ее функции, компоненты, уровни, предлагаются формы и методы повышения культуры невербального общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения»

Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения Полякова И.А.

Полякова Ирина Анатольевна / Polyakova Irina Anatolievna - учитель математики,

воспитатель ГПД,

МКОУБубчиковская СОШ, Свердловская область, Алапаевский район, п. Бубчиково

Аннотация: в статье рассматривается актуальная для большинства учебных заведений проблема невербального общения. Сущность культуры невербального общения рассматривается через ее функции, компоненты, уровни, предлагаются формы и методы повышения культуры невербального общения.

Ключевые слова: общение, невербальное общение, сущность культуры невербального общения.

В настоящее время общеобразовательная школа характеризуется, прежде всего, функционально-ролевыми взаимоотношениями учителей и школьников. Существующее между ними общение - это в основном общение обучающего и обучаемого. Взаимодействие учителя и ученика предполагает выработку стратегии их взаимопонимания в процессе общения. Это общение не может существовать без использования невербального общения, которое придает эмоциональную окрашенность, насыщенность речи, выступает как процессуальный элемент педагогического воздействия. Невербальное общение является отражением бессознательной психической деятельности, и в гораздо меньшей степени, чем речевая деятельность, контролируется сознанием, что создает весьма благоприятные потенциальные возможности для его использования. Одним из аспектов данной проблемы является изучение культуры невербального общения среди учителей и учеников.

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Владение учителя невербальными средствами общения, умение гармонично их употреблять, способствует установлению контакта с учениками, обеспечению комфортного общения, взаимодействия, взаимопонимания. Знание культуры невербального общения необходимо для повышения эффективности работы, для установления хороших взаимоотношений между педагогами, между педагогом и учащимся, для профессиональной самореализации, для повышения качества подготовки учителя, совершенствования педагогического процесса. Обществу нужны учителя, которые умеют оптимально соотносить невербальные средства общения с речью, в связи с тем, что от учителя зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление для дальнейшего развития общества, поэтому надо повышать культуру невербального общения учителя.

Проблему воспитания культуры невербального общения затрагивают в своих трудах такие ученые, как Л.М. Митина, И.А. Ахьямова, А.И. Щербаков, И.Ф. Исаев, А.П. Ершова, М. Битянова, Н.Н. Никитина, В.В. Нестеров и другие. Культура невербального общения учителя - уровень развития знаний, ценностей, умений и навыков невербального общения, которые необходимы для эффективного общения в процессе педагогической деятельности [1]. Она предполагает использование педагогически оправданных, адекватных, уместных конкретной ситуации средств невербального общения, контроль за их использованием.

Для определения сущности культуры невербального общения обратимся к философскому толкованию понятия «сущность». Сущность - «смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы» [3].

В современной философии категория «сущность» трактуется через такие понятия, как «значение», «смысл». «Значение какой-либо вещи есть то, чем она является для общественной практики, и зависит от функций, которые она выполняет в деятельности людей. Это значение определяется объективной сущностью вещи, ибо она выполняет лишь те функции, которые определяются ее собственной природой» [5]. То есть сущность какого-либо явления, понятия трактуется через его функции и содержание.

Сущность культуры невербального общения в деятельности учителя заключается в ее содержании (знаниях, умениях, навыках, ценностях невербального общения) и реализуется через функции - образовательно-воспитательную, интегративную, регулирующую (направляющую и контролирующую поступки и действия учителя).

В содержание культуры невербального общения учителя входят: знания, умения, навыки управлять своим поведением; умения чтения по лицу (социальная перцепция); умения адекватно моделировать личность ученика, видеть его психическое состояние по внешним признакам; умения, навыки гармонично сочетать вербальное и невербальное общение. Культура невербального общения выражает, с одной стороны, уровень усвоения и соблюдения нравственных требований общества, закрепленных в нормах, принципах, идеалах, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия людей в процессе передачи и восприятия невербальной информации. В культуре невербального общения проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение личности, и внутренних - ее индивидуальных возможностей.

Культура невербального общения реализуется через функции [4]:

1. Образовательно-воспитательная функция - индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

2. Интегративная функция культуры - освоение культуры невербального общения создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, группе.

3. Регулирующая функция культуры. В ходе процесса социализации личности ценности, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности учителя. Они формируют и регулируют его поведение.

Структура культуры невербального общения учителя включает в себя когнитивный, аксиологический, деятельностный компоненты.

Показатели когнитивного компонента:

— теоретико-методологические знания (знания о таких явлениях, как «общение», «невербальное общение», «культура невербального общения», «невербальное поведение», знать их структуру, педагогические методики);

— научно-практические знания (знания о методах и формах повышения культуры невербального общения, ее функциях);

— знания правил невербального поведения (достойное, корректное, культурное общение; данные правила основываются на правилах поведения в конкретном образовательном учреждении: например, запрет употребления непристойных жестов);

— знания признаков для распознавания ситуаций общения;

— осмысление, усвоение материала о культуре невербального общения учителя;

— знания о нормах, правилах поведения.

Показатели аксиологического компонента:

— ценность культурного педагогического общения (следование нравственным установкам, ценностям, интеллектуальное развитие, возможность расширения своего кругозора, общей культуры, культуры невербального общения, максимально продуктивное, полное использование своих возможностей, сил, способностей для адекватного гармоничного общения);

— ценности, нормы, правила невербального общения (освоение норм, правил, ценностей, навязываемых культурой, которые регулируют общение);

— ценность невербального общения в педагогическом процессе (придает эмоциональную окрашенность, насыщенность речи, более полное восприятие партнера по общению, ценность эмоциональной насыщенности жизни);

— ценность культуры поведения (обеспечение гармоничного общения людей с помощью хороших манер, умения преподнести себя на невербальном уровне).

Показатели деятельностного компонента культуры невербального общения:

— умения, навыки оптимально управлять невербальным поведением, адекватно конкретным педагогическим ситуациям (умение обращаться к собственному эмоциональному опыту, навык адекватного восприятия и оперирования нормами, правилами поведения, общения);

— умения чтения по лицу, жестам, темпу речи (умения прочитать намерения, настроение ученика по его мимике, навык адекватного восприятия пауз, темпа речи, смеха, плача, качества голоса, его диапазона, тональности, жестов, мимики, пантомимики);

— умения адекватно моделировать личность ученика (умение соотносить внешние и внутренние характеристики воспринимаемого объекта; умение прогнозировать направление их проявлений и изменений);

— умения, навыки по применению знаний о культуре невербального общения на практике (педагогическая техника);

— умения, навыки гармонично сочетать вербальное и невербальное общение (способность управления своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения).

Культура невербального общения учителя имеет уровневую характеристику - уровень может быть высокий, средний или низкий. Деление культуры по уровням, каким бы условным оно ни было, - целесообразно. Уровень культуры - это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни [2].

Повышение уровня компонентов культуры невербального общения происходит с помощью определенных методов и форм. Для повышения когнитивного компонента культуры невербального общения целесообразно использовать методы формирования, приобретения новых знаний в форме беседы, дискуссии, индивидуальных консультаций, тематических конференций, работы с научной литературой. Для повышения аксиологического компонента культуры невербального общения учителя используются методы формирования основы для восприятия ценности культуры невербального общения, методы оценки имеющихся ценностей, формирования ценностей путем информирования, убеждения, побуждения, мотивации, на основе положительного примера. В целях повышения деятельностного компонента культуры невербального общения учителя целесообразно использовать методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике в ролевых играх, тренингах, упражнениях, дискуссиях, конкурсах, практических занятиях.

Для учителя в образовательном учреждении необходимо создать условия благоприятствующие повышению культуры невербального общения: проводить семинары, методические объединения, курсы повышения квалификации по данному феномену, обеспечить методической литературой по культуре невербального общения в образовательном учреждении, необходимо понимание учителями роли культуры невербального общения в педагогической, воспитательной деятельности, стремление расширять кругозор, овладевать культурой невербального общения. Учитель должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем культурных ценностей, культуры невербального общения.

Успех деятельности учителя во многом зависит от профессионально грамотного выбора форм и методов, адекватных и осваиваемой теме, и группе обучаемых. При этом учителю важно иметь представление не только о конкретных формах, методах, средствах обучения, но и владеть невербальными средствами общения, владеть культурой невербального общения.

Литература

1. Ахьямова И.А. Феномен культуры невербального общения в деятельности социальных педагогов [Текст] / И.А. Ахьямова

// Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10 - С. 89-92.

2. БольшаковВ.П. Культура как форма человечности [Текст]: Учеб. пособие / В. П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ

имени Ярослава Мудрого, 2000. - 92 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия права [Текст]: пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

4. Радугин А.А. Социология [Текст]: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр. -

2000. - 222 с.

5. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л. Ф. Ильичева [и др.]. - М.: Совет. энцикл., 1983. - 840 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.