ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1 2 Шарифбаева Х.Я. , Абдураззакова Д.А.
1Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Абдураззакова Дильдора Анваровна - ассистент, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается актуальность внедрения мобильного обучения в современную образовательную реальность. Рассматриваются способы использования мобильных технологий в современном обучении.
Ключевые слова: мобильные технологии, мобильное обучение, учебная деятельность, вуз, дистанционное обучение.
Портативные мобильные устройства (планшеты, смартфоны, букридеры, нетбуки и т.п.) и беспроводные сети сегодня дают возможность расширить образование за пределы традиционного обучения, сделать его всеобъемлющим и более доступным. Мобильным обучением называется учебный процесс, который не ограничивается стенами учебного заведения и может быть задействован в любое время, который использует мобильные и информационно-коммуникационные технологии.
Мобильные технологии позволяют не только проводить обучение, но и создавать информационные ресурсы, доступные всем участникам процесса, а также организовывать конструктивное общение между студентами, преподавателями, родителями и работодателями. С помощью мобильных технологий может осуществляться администрирование образовательных систем в ВУЗах [1].
Рассмотрим конкретные формы и способы, посредством которых выполняется внедрение мобильных технологий в процесс обучения:
1. С помощью мобильных технологий можно подключаться к Интернету, к сайтам, на которых размещается информация обучающего характера, и обучаться дистанционно.
Можно организовать доступ к специализированным сайтам с электронными учебными курсами, тестами, заданиями для практического обучения, справочникам, научным публикациям и другим материалам.
Электронная почта, месенджеры (ICQ, QIP, Telegramm, Viber и WhatsApp), устанавливаемые в мобильных телефонах, СМС служба мобильного оператора - все они являются эффективным средством для получения и быстрой передачи информации. Помогают контролировать учебный процесс, отвечать на вопросы, быстро передавать информацию.
2. С помощью мобильных технологий можно хранить и воспроизводить в оффлайн режиме текстовые, видео, звуковые и графические файлы.
Платформы современных мобильных телефонов позволяют устанавливать приложения, посредством которых осуществляется просмотр офисных файлов (Word, Exel, Power Point) видео (DV, AVI, MPEG, MOV, DVD, FLV и др.), аудио (MIDI, AMR, OGG, AIFF, mp3 и др.), электронных книг в формате FB2, EPUB, MOBI, PDF, RTF, TXT, DjVu. Все они адаптируются для мобильного телефона, планшета, смартфона и студент может в любое время открыть их для обучения.
3. Мобильные телефоны позволяют устанавливать специальные программы и мобильные приложения для обучения.
Студентам необходимо выполнить загрузку себе на телефон приложение с расширением .арк, лра или js, чтобы начать изучение темы/дисциплины по заданному алгоритму, выполнить упражнения, тестовые задания, зафиксировать достигнутые результаты. Мобильные технологии универсальны и применимы для любых изучаемых дисциплин, так как позволяют демонстрировать любой процесс, формулу, чертеж.
С помощью мобильных приложений можно реализовать обучение в игровой форме. Устраивать парные состязания, организовывать соревнования на лучший результат в группе, продолжительные по времени. Создание таких материалов для обучения - перспективное направление, которому следует уделить больше внимания.
Следует отметить, что современные студенты в своём большинстве готовы к использованию мобильных технологий в образовательном процессе. Обладают достаточными для этого знаниями, навыками. Нереализованный потенциал мобильных технологий на сегодняшний день оборачивается негативной стороной - отвлекает студентов во время занятий бесполезными играми, общением и просмотром видео [2].
Для организации эффективного мобильного обучения необходима активная деятельность руководителей вузов, направленная на разработку и внедрение мобильных технологий в образовательный процесс, исследовательская и методическая деятельность со стороны преподавательского состава, учёных и программистов, а также определенные шаги по внедрению стратегии мобильного обучения в систему образования в вузах.
Список литературы
1. Шарифбаева Х.Я. Применение мобильных технологий в сфере образования // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 106-107.
2. Генель Л.С., Руденко В.Л. Повышение эффективности обучения // Проблемы педагогики, 2017. № 2 (25). С. 14-23.