Научная статья на тему 'Формы и методы инновационного развития и оценки их влияния на рост конкурентоспособности предприятий Узбекистана'

Формы и методы инновационного развития и оценки их влияния на рост конкурентоспособности предприятий Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
10
0
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Буранова М. А.

Основной движущей силой современной экономики является активное инновационное развитие и повышение уровня конкурентоспособности различных регионов, отраслей и предприятий. В качестве основных условий инновационного развития и повышения конкурентоспособности для промышленных предприятий Узбекистана можно выделить проблемы повышения качества управления и улучшения их финансового состояния.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Буранова М. А.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формы и методы инновационного развития и оценки их влияния на рост конкурентоспособности предприятий Узбекистана»

Буранова М.А.

к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ТГТУ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ИХ ВЛИЯНИЯ НА РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ УЗБЕКИСТАНА

Основной движущей силой современной экономики является активное инновационное развитие и повышение уровня конкурентоспособности различных регионов, отраслей и предприятий. В качестве основных условий инновационного развития и повышения конкурентоспособности для промышленных предприятий Узбекистана можно выделить проблемы повышения качества управления и улучшения их финансового состояния.

Активный интерес к проблемам инновационного развития и управления конкурентоспособностью национальных предприятий со стороны отечественных и зарубежных ученых позволяет с уверенностью утверждать, что ключевым направлением совершенствования экономики Узбекистана является формирование системы управления инновационным развитием и конкурентоспособностью отечественных предприятий, способствующих рациональному распределению его ресурсов.

Разработка системы управления инновационным развитием и конкурентоспособностью отечественных предприятий должна осуществляться параллельно с этапом теоретического осмысления существующих способов инновационного развития с последующей оценкой их влияния на уровень конкурентоспособности и выбор соответствующего подхода к управлению конкурентоспособностью предприятия.

Можно обозначить следующие цели инновационного развития промышленного предприятия в современных экономических условиях:

-создание «технологических коридоров», обеспечивающих коммерциализацию новых знаний и выход на новые рынки созданной в результате продукции промышленного предприятия,

-содействие внедрению «улучшающих инноваций», использующих существующий задел результатов научно-технических и технологических разработок, отбор и поддержку прорывных технологических направлений, обеспечивающих создание принципиально новых производств и рынков промышленного предприятия; эти направления должны отвечать следующим критериям: обладать высоким экспортным потенциалом, не должны быть энергоемкими и капиталоемкими, должны создавать высокую долю добавленной стоимости и содействовать развитию широкого круга смежных отраслей через свои потребности или через свою продукцию, что позволит получить не только прямые, но и косвенные эффекты от их роста для промышленного предприятия.

- содействие ускоренному развитию в составе промышленного предприятия малого инновационного бизнеса, в

V___/

том числе за счет разработки и реализации специальных программ снижения барьеров входа на рынок для вновь создаваемых малых инновационных предприятий, стимулирование формирования из этих элементов складывающейся национальной инновационной системы Узбекистана мощных территориально-производственных комплексов;

- адресная поддержка приоритетных направлений и программ через реализацию конкретных инновационных проектов промышленного предприятия, для отбора которых совместно с бизнесом будет разработана система индикаторов, институтов отбора и коммерциализации научно-технических результатов, обеспечения реализации отобранных проектов на конкретных узких сегментах рынка с выраженными конкурентными преимуществами;

- использование возможностей особых технико-внедренческих и производственно-промышленных зон с точки зрения интенсификации производственного процесса предприятия;

-создание институциональных условий для внедрения в практику промышленных предприятий системы параллельных грантов - финансирования, совместно с бизнесом, инновационных проектов существенно повышающих конкурентоспособность предприятий;

- стимулирование участия отечественных предприятий в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечение государственного патронажа национального участия;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- содействие созданию системы зашиты интересов национальных предприятий за рубежом, в том числе путем развития центров юридической помощи в международных коммерческих спорах;

- усиление кадрового потенциала промышленных предприятий через развитие системы базовых кафедр высших учебных заведений в научно-исследовательских организациях и на промышленных предприятиях всех форм собственности.

Для того чтобы показать возможности реализации обозначенных выше целей инновационного развития, зафикси-

руем всю совокупность способов, характеризующих процессы повышения эффективности использования инновационного потенциала предприятий, то есть способы инновационного развития промышленного предприятия. Это позволит нам перейти к выбору наиболее оптимального подхода к управлению конкурентоспособностью современного отечественного предприятия.

Условно всю совокупность способов инновационного развития современного предприятия можно разделить на две части:

-базовые способы,

-прикладные способы

Выбор базовых способов инновационного развития промышленного предприятия связан с самим понятием конкурентоспособности, которое в общем виде означает наличие у предприятия свойств, создающих для него преимущества в глазах потенциального потребителя (контрагента). Относительность любой конкурентоспособности (страны, отрасли, предприятия, товара и т.п.) заставляет подходить к выбору подходов к её управлению с учетом характеристик аналогов. Сразу укажем, что можно выделить 2 группы целей управления конкурентоспособностью предприятия в современных экономических условиях.

Прикладные (практические) цели управления конкурентоспособностью -оценка состояния и развития соответствующих объектов оценки, выявление и изучение факторов влияющих на конкурентоспособность, анализ проблемных полей и предложений рекомендаций по их устранению, повышение эффективности существующих системы управления объектом оценки и т.д.

Научные цели управления конкурентоспособностью - развитие теории и методологии обеспечения конкурентоспособности различных объектов, обобщение опыта и выявление тенденций, а также специфических законов и закономерностей, требующих нового научного толкования, разработка прикладных аспектов управления конкурентоспособностью в современных экономических услови-

ях с целью выработки организационно-экономических методов и инструментов, позволяющих повысить конкурентоспособность и качество инновационного процесса предприятия на макро - и микроэкономическом уровне.

В связи с вышеизложенным, функционирование представленной ранее системы управления инновационным развитием и конкурентоспособностью отечественного предприятия целесообразно осуществлять, основываясь на следующих способах инновационного развития промышленного предприятия:

- управление стоимостью предприятия;

- управление полезностью хозяйственной деятельности промышленного предприятия;

- управление конкурентными взаимодействиями промышленного предприятия.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, задача управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия требует установления на стадии стратегического планирования требований не только к продукции, но и к системе управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия на рынках капиталов и труда. Особенно это важно в современных экономических условиях Узбекистана, когда создание продукции с высокой степенью полезности во многом обуславливается возможностями организации эффективного финансирования разработок и новых технологий производства, а также возможностью привлечения необходимых кадров.

Список литературы:

1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. М., 2003 г. стр.48.

2. Веснин В.Стратегическое управление. М., 2004г. Стр.97.

3. Мильнер Б. Теория организации. М., 2004 г. стр.77.

4. Фархутдинов Р. Инновационный менеджмент. СПб., Питер 2004г. Стр. 201.