Научная статья на тему 'Формы и методы государственного регулирования развития сельского хозяйства'

Формы и методы государственного регулирования развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тлеубердиева С. С., Абенов Е. М.

В статье рассмотрены формы и методы государственного регулирования сельского хозяйства. Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Казахстана. Уровень развития аграрного сектора всегда выступал и продолжает выступать определяющим фактором экономической и общественно политической стабильности Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT

Summary The article describes the forms and methods of state regulation of agriculture. Agriculture is one of the key sectors of the economy of Kazakhstan. The level of development of the agricultural sector has always advocated and continues to advocate a determining factor in the economic and socio political stability in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Формы и методы государственного регулирования развития сельского хозяйства»

УДК 33.63.631

Тлеубердиева С.С., Абенов Е.М.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

В целом механизм государственного регулирования сельского хозяйства с учетом его особенностей можно представить в виде замкнутой системы, работающей в определенном режиме. При этом первоначально определяются цели и составляются прогнозы (на их основе разрабатывается бюджет программы) которые будут реализованы путем государственной экономической политики — ценовой, налоговой, финансово-кредитной. На основе наблюдения за процессами разрабатывают нормативно-законодательные акты, которые могут вносить коррективы в бюджет, программы и систему экономических регуляторов.

Регулирование сельского хозяйства требует значительных бюджетных средств, обеспечивающих оптимальную макроэкономическую среду, создание благоприятных условий взаимодействия аграрного сектора с другими отраслями экономики, а также корректировку тех или иных параметров развития отрасли в соответствии с объективными условиями и задачами развития государства.

Реализация экономической политики, в том числе и аграрной, возможна лишь при совокупности мер, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В этом воздействии усилия концентрируются на трех направлениях: административном, экономическом и институциональном. Административные меры аграрной политики предназначены для обеспечения правовой инфраструктуры в сфере сельского хозяйства, защиты конкурентной среды, сохранения прав собственности и возможностей принятия экономических решений. Меры административного сейчас активно применяются в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, биологической защиты животных и растений.

К экономическим мерам аграрной политики относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий характер, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Это методы влияния на совокупный рост и совокупное предложение, на степень централизации капитала, на социальные и структурные стороны экономики. Методы государственного регулирования сельского хозяйства. Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций.

Выделяют несколько методов государственного регулирования сельского хозяйства: административные и экономические. Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества с/х сырья и продовольствия и т. п. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений. Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами, посредством использования механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования и страхования, что позволяет воздействовать на экономический интерес участников аграрных отношений. Административный и экономический методы - основные методы в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства. Они взаимодополняют друг друга, поэтому противопоставить их никак нельзя. Наиболее оптимальное осуществление деятельности в сфере регулирования сельского хозяйства может быть достигнуто только при единстве данных методов.

Формы непосредственно выражают действия государственных органов по регулированию сельскохозяйственными предприятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации. К основным формам деятельности государства относят правотворческую, правоприменительную,

правоохранительную, организационную деятельность.

Все формы деятельности органов государственного регулирования в области сельского хозяйства взаимозависимы, только их комплексное использование позволяет оптимально решать задачи, которые возникают перед сельскохозяйственным товаропроизводителем, рационально использовать имеющиеся юридические способы.

Правотворческая деятельность - это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов относительно сельскохозяйственной деятельности.

Правоприменительная деятельность. Ее сущность сводится к тому, чтобы реализовывать в конкретных жизненных обстоятельствах аграрную политику государства, правовые нормы с помощью различных способов. Она является оперативно-творческой, требует инициативы, активности, целеустремленности при решении задач, учета всех обстоятельств, которые имеют место в конкретной отрасли, в каждом хозяйстве.

Экономическую закономерность правительственной помощи сельскому хозяйству П.Самуэльсон объясняет следующим образом [2]. В силу неэластичности (или малой эластичности) спроса сельскохозяйственной продукции по цене и по доходу научно-технический прогресс в сельском хозяйстве введет к сдвигу кривых спроса и предложения вправо и вверх.

Законы свободного рынка рано или поздно приведут к значительному снижению цен на продукцию сельских товаропроизводителей, и, следовательно, их доходов. Главной причиной, объясняющей необходимость государственного регулирования сельского хозяйства в той или иной форме, объясняются именно экономическими законами [8, с.23].

Аграрная стратегия, как правило, опирается на соответствующее законодательство и находит свое конкретное воплощение в законах, планах, программах, организационно-экономических мероприятиях в аграрной политике. Аграрную политику следует рассматривать как конкретизацию целей и принципов аграрной стратегии, направленных на преобразование сельского хозяйства. Исходя из сказанного, целесообразно в системе государственного регулирования АПК выделить две основные подсистемы: государственная координация рыночного механизма в АПК и государственная поддержка сельского хозяйства. Это означает, что государственное регулирование выполняет две функции: координирующую рыночные отношения и поддерживающую деятельность, и состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Координация рыночного механизма со стороны государства предполагает:

-стимулирование конкуренции в аграрном секторе экономики;

-создание условий для развития институтов рынка в сфере АПК;

Содействие реорганизации сельскохозяйственных предприятий в конкурентоспособные формы;

-проведение глубоких структурных преобразований, направленных на повышение конкурентоспособности отечественного аграрного сектора.

Элементы государственного регулирования сельского хозяйства направлены на:

- создание благоприятных условий для деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повышение технического уровня на селе;

- рост кадрового потенциала в сельском хозяйстве[2].

Государственная поддержка предприятий аграрного сектора

осуществляется по следующим направлениям: финансирование за счет средств бюджетов разных уровней, льготное налогообложение, льготное кредитование, финансовая аренда (лизинг), страхование и др. Эта подсистема наиболее развита в республике, некоторые функции выполняются на региональном уровне.

Прямое финансирование представляет собой финансирование государством части затрат сельскохозяйственных предприятий. Так, за счет средств из бюджета могут покрываться затраты по защите сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней; по ветеринарному обслуживанию животных; по проведению мелиоративных работ; затраты на строительство и содержание жилых домов; объектов культурно-бытового значения, на уплату страховых платежей и прочие затраты.

Дотирование сельскохозяйственной продукции и компенсации части затрат сельскохозяйственных производителей часто относят к механизму прямого финансирования, поскольку эти выплаты также осуществляются за счет бюджетов различных уровней. Выплаты дотаций ставят своей целью возмещение затрат, не покрываемых по объективным причинам реализационными ценами на продукцию.

Кредит является крупнейшим источником формирования оборотных средств, в сельском хозяйстве в целом и в большинстве отраслей. С его помощью обеспечивается увязка практически всех источников оборотных средств и наиболее рациональное использование их общего объема [3]. Кредитование аграрного сектора, несмотря на характерные особенности, подчиняется общим, выработанным вековой практикой принципам, таким, например, как экономичность, эффективность, целенаправленность, платность, срочность, материальная обеспеченность кредита и возвратность. Специфика сельскохозяйственного кредита, по сравнению с другими формами кредита, заключается: во-первых, в предоставлении денежных средств как юридическим лицам (в различных организационно-правовых формах), так и физическим лицам, выступающим в качестве производителей сельскохозяйственной продукции; во-вторых, кредиторами могут быть как банки (специализированные и универсальные), так и другие кредитно-финансовые институты; в-третьих, кредит может предоставляться на цели финансирования как текущей, так и инвестиционной деятельности; в-четвертых, кредитование сельского хозяйства, как правило, осуществляется на льготных по сравнению с другими отраслями экономики условиях, что требует строгого учета расходуемых с этой целью бюджетных и внебюджетных ресурсов и оценки эффективности их использования.

Лизинг как форма кредитования. Финансовый лизинг - вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель обязуется передать приобретенный в собственность у продавца и обусловленный договором лизинга предмет лизинга лизингополучателю за определенную плату и на определенных условиях во временное владение и пользование на срок не менее трех лет для предпринимательских целей [4].

References:

1. Zakon Respubliki Kazahstan «O gosudarstvennom regulirovanii razvitiya agropromyshlennogo kompleksa i sel'skih territory» ot 8 iyulya 2005 goda N 66

2. Ekonomika sel'skogo hozyajstva: uchebnik dlya VUZov /.N.YA.Kovalenko, YU.I.Agirbov, N.A.Serova i dr. - M.: YURKNIGA, 2004 - 384s.

3. Zybkina E.I., Romanyuk M.A. O formirovanii strategii v usloviyah ustojchivogo razvitiya sel'skogo hozyajstva. ZHurnal. Izvestiya Timiryazevskogo sel'skohozyajstvennoj akademii. M. №5. 2011. S. 118

4. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya sel'skogo hozyajstva: Uchebnoe posobie/ Ajtahanov K.A. 2010.

5. Ushvickij L.I. Agropromyshlennyj kompleks regiona (voprosy teorii i metodologii). - Stavropol': Knizhnoe iz-vo. -1991. 690s.

Tleuberdiyeva S.S., Abenov E.M.

FORMS AND METHODS OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL

DEVELOPMENT

Eurasian national university the name of L.N. Gumilev Аstana city, Kazakhstan Summary

The article describes the forms and methods of state regulation of agriculture. Agriculture is one of the key sectors of the economy of Kazakhstan. The level of development of the agricultural sector has always advocated and continues to advocate a determining factor in the economic and socio - political stability in Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.