Научная статья на тему 'Формы и методы финансирования учреждений культуры и искусства'

Формы и методы финансирования учреждений культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7115
759
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГРАНТЫ / ДОХОДЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ / ART AND CULTURE / THE PROBLEM OF STRATEGIC DEVELOPMENT / GOVERNMENT FUNDING / GRANTS / REVENUES IN THE SPHERE OF CULTURE / SOCIO-ECONOMIC RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиуллин Т. Р.

Статья посвящена выявлению роли культуры и искусства на современном этапе развития Российской Федерации; рассмотрению наиболее значимых задач и проблем в области стратегического развития сферы культуры. В статье раскрываются формы финансирования объектов и учреждений культуры с позиций государственного прямого финансирования, грантов, косвенного финансирования, финансирования на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров для поиска дополнительных вложений в сферу культуры. Рассмотрен социально-экономический результат от привлечения дополнительных средств в сферу культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF FINANCING CULTURAL AND ART

The article is devoted to identifying the role of culture and art at the present stage of development of the Russian Federation; to considering the most significant challenges in the strategic development of culture. The article describes the forms of funding for cultural facilities and cultural institutions of such methods as the state direct funding, grants and indirect funding, funding through a partnership of state participation and corporate sponsors in order to search for additional investment in the cultural sphere. We also consider the socio-economic results from the attraction of additional funds into the sphere of culture and art.

Текст научной работы на тему «Формы и методы финансирования учреждений культуры и искусства»

УДК 06.71.41

Т.Р.Набиуллин

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Статья посвящена выявлению роли культуры и искусства на современном этапе развития Российской Федерации; рассмотрению наиболее значимых задач и проблем в области стратегического развития сферы культуры. В статье раскрываются формы финансирования объектов и учреждений культуры с позиций государственного прямого финансирования, грантов, косвенного финансирования, финансирования на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров для поиска дополнительных вложений в сферу культуры. Рассмотрен социально-экономический результат от привлечения дополнительных средств в сферу культуры и искусства.

Ключевые слова: культура и искусство, задачи стратегического развития, государственное

финансирование, гранты, доходы в сфере культуры, социально-экономический результат.

T.R.Nabiullin FORMS AND METHODS OF FINANCING CULTURAL AND ART.

The article is devoted to identifying the role of culture and art at the present stage of development of the Russian Federation; to considering the most significant challenges in the strategic development ofculture. The article describes the forms of funding for cultural facilities and cultural institutions of such methods as the state directfunding, grants and indirectfunding, funding through a partnership of state participation and corporate sponsors in order to search for additional investment in the cultural sphere. We also consider the socio-economic results from the attraction of additional funds into the sphere of culture and art.

Keywords: art and culture, the problem of strategic development, government funding, grants, revenues in the sphere of culture, socio-economic result.

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культура выступает основным образующим фактором в формировании человеческого капитала. Только в культурной среде, позволяющей определить цели и нравственные ориентиры развития общества, возможно добиться современного уровня интеллектуального и культурного развития,

Культурной среде в настоящее время отводится роль ключевого понятия современного общества, наиболее точно определяющего его нравственную и духовную составляющую. Культурная среда выступает, во-первых, как результат всей совокупности культурной деятельности социума - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства), во-вторых, как институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею, и, в-третьих, как сфера творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения. [2., с.1-2]

В связи с этим формирование и развитие культурной среды представляет собой важнейшее условие повышения качества жизни в Российской Федерации. При этом актуальным является оказание государством поддержки федеральным, региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства.

Несмотря на имеющуюся положительную динамику отдельных показателей за последние 10 лет, реализуемый комплекс государственных мер пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, положение которой было подорвано в 1990-е годы. Это подтверждается данными статистики. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9-е место из 133 стран мира по числу культурных объектов. Однако на сегодняшний день, безусловно, богатейший природный и историко-культур-ный потенциал России используется, по данным экспертных оценок, не более чем на 20 процентов. [2, c.4]

По количеству международных туристских прибытий и по объему поступлений от международного туризма Россия значительно отстает от ведущих мировых держав. Многие культурные блага стали недоступными не только для туристов, но и для значительной части населения из-за катастрофической неразвитости материальной базы учреждений культуры, малого числа этих учреждений, роста цен на услуги в сфере культуры.

В развитии сферы культуры очень важно откликнуться на потребности нового века - века информационных технологий, экспериментальных новаций в искусстве, новых творческих форм досуга. Необходимо скорейшее внедрение в сферу культуры и искусства коммуникационных технологий, дающих возможность сформировать инновационный подход к развитию отрасли и обеспечить научную обоснованность реализации мероприятий. Необходимы новые разделы, касающиеся финансирования художественного образования во всех его формах - от детских школ искусств до послевузовского

образования. Важно иметь поэтапную программу формирования технологически новых культурнодосуговых центров, особенно в регионах, малых городах и сельской местности, включающее все формы культурной деятельности - сценические площадки, цифровые кинозалы, библиотеки с электронным ресурсом, мультимедийные центры для проведения интернет-экскурсий по ведущим музеям страны и мира.

Отметим, что определенным прорывом в решении данной проблем отрасли должна стать новая государственная программа «Культура России».

В рамках направлений Программы, требуется решение таких проблем и осуществление таких мероприятий, как:

- сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;

- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;

- информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности;

- выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации;

- создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

- поддержка современного искусства и народного творчества;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли;

- развитие образования в сфере культуры и искусства;

- расширение инвестиций в сферу культуры и развитие материально-технической базы.[2.,с.10]

В рамках Программы предусмотрено выделение следующих этапов выполнения работ:

I этап (2012 - 2014 годы) - предварительный этап, предусматривающий вынужденную стабилизацию финансирования мероприятий в рамках отрасли культуры в связи с общеэкономической ситуацией в стране. Предполагается поддержка профессионального искусства, стимулирование создания новых современных произведений, наиболее эффективных направлений развития культуры и развитие отстающих направлений, выполнение необходимых реставрационных работ, проведение культурных мероприятий, развитие материальной базы учреждений культуры, что позволит обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых населению. В рамках направления по сохранению культурного наследия впервые будет выделена деятельность по сохранению и исследованию археологических объектов, также в отдельное направление выделяется поддержка участия России в международном культурном процессе;

II этап (2015 - 2018 годы) - этап развития, предусматривающий увеличение финансовых ассигнований на поддержку новых инициатив в сфере культуры и искусства. Предполагается проведение работ по реализации значимых проектов в различных сферах культуры, активное влияние на развитие культурных процессов в регионах, масштабные работы по внедрению информационнокоммуникационных технологий в сферу культуры, проведение необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия и строительство новых объектов культуры и искусства в субъектах Российской Федерации.[2, с.38]

Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, в сфере искусства акцент делается на поддержку современного искусства; при развитии библиотечной сети - на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети Интернет; в сфере сохранения культурного наследия выделяется программа реставрации памятников "Золотого кольца", что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.

В Программе предусматриваются мероприятия по поддержанию, развитию учреждений культуры и созданию необходимых условий для ведения образования в сфере культуры и искусства как базы развития культурного потенциала страны. Предполагается обеспечение учреждений культуры, искусства, образования и кинематографии специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, методическими материалами и литературой в порядке, разработанном в рамках Программы.

Комплекс мероприятий Программы формируется по направлениям расходов "капитальные

вложения", "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и "прочие нужды" в разрезе различных направлений.

Очевидно, что решение данных проблем невозможно без стабильной поддержки государства в виде различных форм финансирования. Суммарные расходы на сферу культуры составляли:

- в 2009 году - 244017,4 млн. рублей, в том числе расходы федерального бюджета - 78149,9 млн. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 165867,5 млн. рублей, из них расходы на реализацию федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" - 25610,2 млн. рублей;

- в 2010 году - 262904,2 млн. рублей, в том числе расходы федерального бюджета - 82776,9 млн. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 180127,3 млн. рублей, из них расходы на реализацию федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" - 26961 млн. рублей;

- в 2011 году - 274743,3 млн. рублей, в том числе расходы федерального бюджета - 94615,97 млн. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 180127,3 млн. рублей, из них расходы на реализацию федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" - 30396,14 млн. рублей. [2, с.7]

Очевидна проблема недостаточного финансирования сферы культуры в России. Так, в сравнении, только расходы на оборону в 2011 году составили 1572 млрд. рублей. Проблема финансирования является одной из важнейших проблем в сфере культуры. Мы привыкли, что культура во все времена поддерживалась государством и последние 20 лет мы много сделали для того, чтобы перестроить наши приоритеты для того, чтобы найти новые формы для финансирования, но по-прежнему основными ресурсами при финансировании остаются государственные.

С учетом масштабности поставленных задач необходимый объем ресурсного обеспечения, необходимый для реализации Программы, оценивается в 192,8 млрд. рублей, в том числе 186,5 млрд. рублей за счет федерального бюджета. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Ресурсное обеспечение Программы планируется с учетом положения в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокой экономической и социальной значимости проблемы, а также возможностей ее реализации с применением инструментов государственно-частного партнерства и эффективного взаимодействия всех участников Программы.

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Формы поддержки культуры и искусства из государственного бюджета могут быть следующими:

- прямое финансирование;

- общие и целевые трансферты субнациональным бюджетам;

- совместное участие органов власти разного уровня в финансировании;

- посредством независимых посреднических структур;

-на основе механизмов партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования. [8, с.83]

В общем виде доходы организаций культуры формируются из следующих элементов: прямого бюджетного финансирования; косвенного бюджетного финансирования и внебюджетных фондов.

Прямое финансирование осуществляется на основе полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в форме грантов. Финансирование организаций культуры, имеющих статус бюджетных учреждений, согласно вступившему в силу с 1 января 2011г. Федеральному Закону от 8 мая 2010г. №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», будет осуществляться в форме субсидий из бюджета на выполнение государственного задания. [3, ст. 9.2]

Таким образом, современным бюджетным законодательством РФ в качестве основного механизма выделения средств из бюджета государственным и муниципальным учреждениям культуры определяется финансирование государственного (муниципального задания).

Кроме того, одной из наиболее распространенной формой прямой государственной поддержки культуры являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Грантовая поддержка позволит, прежде всего, сделать так, чтобы талантливые люди не уходили из сферы культуры и искусства. Главное при этом - наладить систему контроля и эффективности использования грантов. Значительные результаты в этой сфере достигнуты в странах

Европы. Так, в Швеции особое значение придается индивидуальным грантам, призванным обеспечивать «экономическую безопасность» духовного творчества. К ним относятся бессрочные почетные гранты выдающимся деятелям культуры; гранты в форме гарантированного дохода, присуждаемые выдающимся писателям; пятилетние гранты молодым писателям; гранты, дающие авторам право на получение дохода за пользование их произведениями в публичных библиотеках. Для шведской системы грантов характерны упрощенная процедура предоставления и полная свобода реципиентов (организаций или индивидуальных получателей) в их использовании.

Также во многих странах правительство предоставляет гранты на условиях встречного финансирования. В Европе этот механизм сначала стали применять в Великобритании, а затем и в континентальных странах. Подобные гранты не только способствуют улучшению финансового положения организаций культуры, но и помогают им адаптироваться к рыночной среде, привлекая негосударственные финансовые источники и развивая коммерческую деятельность. Данные методы финансирования можно применять и в условиях российской политики финансирования сферы культуры и искусства.

Косвенное финансирование включает в себя такие элементы, как льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне, а также права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот в пределах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты. А также такие финансово-экономические льготы, как закрепление имущества на праве оперативного управления, в некоторых случаях передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; льготные тарифы на коммунальные услуги. [4, с.83]

Как было отмечено выше, бюджетных средств, выделяемых в нашей стране на культуру, явно недостаточно, поэтому при переходе к рыночной экономике организации культуры получили возможность обращения к дополнительным источникам финансирования.

По этой причине помимо бюджетного финансирования, учреждения культуры имеют внебюджетные источники финансирования, формируемые из собственных доходов организации, полученных от предоставления платных услуг и использования имущества, спонсорских вкладов, благотворительных пожертвований, грантов благотворительных фондов и другое. Для решения проблемы недостаточности финансирования привлекательным является направление, связанное с механизмом партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования. В Европе финансирование культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится все более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. Опыт развитых стран впечатляет, но важно не только познакомиться с этим опытом, признать его продуктивность, но и воспользоваться им в российских условиях. Однако в России пока не сложились условия, при которых взаимосвязь «государство-бизнес-культура» представляла бы собой равносторонний треугольник взаимодействий. Решением данной проблемы может послужить введение системы стимулирующего налогообложения, сформировать в глазах предпринимателей неоспоримые выгоды для бизнеса от сотрудничества с культурой, провести мировоззренческую подготовку к сотрудничеству, тогда продуктивные результаты дадут о себе знать.

Таким образом, расширенное финансирование учреждений культуры и искусства, безусловно, является ключевым элементом в рамках реализации задач и решения рассмотренных проблем. Достижение экономического эффекта в сфере культуры и искусства планируется обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, формирования экономически благоприятных условий для бизнеса, а также повышения роли культуры. Считать наше развитие в этой сфере безнадежно замедленным было бы совершенно неправильно. Решение рассмотренных проблем нехватки финансирования за счет различных форм позволит достичь таких результатов, как:

-активизация по сравнению с предыдущим 10-летием экономических процессов, способствующих развитию культуры, а также появление тенденции к росту объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в указанную сферу.

-создание благоприятных условий для разнообразной творческой деятельности, увеличение доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в области культуры и искусства;

-создание условий для интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоение новых форм и направлений культурного обмена.

Основной социально-экономический результат от привлечения дополнительных средств в сферу культуры и искусства выражается в повышении ее роли в жизни граждан и, следовательно, в повышении

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012)

2. Концепция Федеральной целевой Программы «Культура России (2012 - 2018 годы)»;

3. Федеральный Закон от 8 мая 2010г №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

4. Вейг, А.В. Финансовое обеспечение создания и развития учреждений культуры // Экономика и управление, 2010 - №8(69);

5. Глухова, А.Г.. Проблемы и перспективы финансирования сферы культуры в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат // Экономические науки, 2009 - №5 (54);

6. Семенихин, В.В. Особенности создания, финансирования и налогообложения учреждений культуры // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2010 - №14;

7. Иванов, Г.П., Игнатьева,. Е.Л. Проблемы применения инновационных моделей планирования и финансирования в сфере культуры // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика, 2009 - №4;

8.Чернышева, Е.А. Сравнительный анализ подходов и методов финансирования учреждений культуры в европейских странах // Инновации, 2011 - №5 (11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.