Научная статья на тему 'Формы и механизмы взаимодействия со стейкхолдерами в процессе подготовки нефинансовой отчетности российскими компаниями'

Формы и механизмы взаимодействия со стейкхолдерами в процессе подготовки нефинансовой отчетности российскими компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПУБЛИЧНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов Д. В.

В статье рассматриваются практики взаимодействия с заин-тересованными сторонами при подготовке отчетности о корпоративной со-циальной ответственности российских компаний. Описываются механизмы, значение и типовые результаты взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и механизмы взаимодействия со стейкхолдерами в процессе подготовки нефинансовой отчетности российскими компаниями»

УДК336

ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ

Д.В. Краснов

FORMS AND MECHANISMS OF STAKEHOLDER ENGAGEMENT IN PREPARING NON-FINANCIAL REPORTS OF RUSSIAN COMPANIES

D.V. Krasnov

Аннотация. В статье рассматриваются практики взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке отчетности о корпоративной социальной ответственности российских компаний. Описываются механизмы, значение и типовые результаты взаимодействия.

Ключевые слова: корпоративная социальной ответственности, публичная отчетность, заинтересованные стороны.

Abstract. The article examines the practice of stakeholder engagement in the preparation of reporting on corporate social responsibility of Russian companies. Describes mechanisms, importance and typical results of the engagement.

Keywords: corporate social responsibility, public reporting, stakeholders.

В настоящее время подготовка нефинансовой отчетности или отчетности о корпоративной социальной ответственности становится все более распространенным явлением как среди иностранных, так и среди российских компаний. Нефинансовые отчеты исполняют одновременно несколько функций, это и укрепление позитивного имиджа компании в обществе, и привлечение инвесторов, и взаимодействие с органами государственной власти. Однако важнейшей функцией отчетности о корпоративной социальной ответственности является участие в управлении устойчивым развитием компании. Выпуская отчет, компания не только консолидирует и систематизирует все свои подходы и результаты в области устойчивого развития, что позволяет ей оценить свою эффективность по каждому из направлений, но и обращается к своим заинтересованным сторонам (стейкхолдерам).

Несмотря на то, что все больше компаний осознают важность устойчивого развития и нефинансовой отчетности, многие из них все еще игнорируют такой важный элемент устойчивого развития как взаимодействие с заинтересованными сторонами, в том числе при подготовке отчетности, считая это необязательной и излишней практикой. Это свидетельствует о неполном понимании менеджментом компании значения и сути концепции устойчивого развития.

В силу того, что нефинансовая отчетность не является обязательным видом отчетности в РФ, процесс ее подготовки и содержание не регламентируются никакими правовыми актами, и компании в праве сами решать, как готовить отчет и какую информацию в нем публиковать. Подобное положение вещей приводит к тому что компании, в которых не сформирована культура подготовки отчетности о корпоративной социальной ответственности, предпочитают идти простым путем и отказываются от любых форм взаимодействия со стейкхолдерами при подготовке отчета. С одной стороны, это существенно сокращает время подготовки отчета, экономит ресурсы и позволяет компании представить в отчете только ту информацию, которая характеризует ее в выгодном свете. В тоже время, складывается парадоксальная ситуация - отчет готовится для многочисленных групп стейкходеров, но об их реальных интересах компания не имеет четкого представления. В итоге очень часто игнорирование интересов заинтересованных сторон приводит к тому, что отчет в значительной мере лишается своей актуальности. Стейкхолдеры начинают воспринимать отчет не как инструмент связи с компанией, а как формальный документ, созданный не для них и не про них. Таким образом, отчет перестает исполнять свою роль, что в сочетании с многочисленными операционными рисками компании способно привести к увеличению напряженности в отношениях с заинтересованными сторонами и увеличению издержек.

Последовательное взаимодействие с представителями ключевых групп заинтересованных сторон при подготовке отчета, напротив способно принести компании существенные преимущества. Это позволит значительно повысить объективность информации в отчете, улучшив тем самым его качество, наладить продуктивные отношения с заинтересованными сторонами, предупредить возможные конфликтные и спорные ситуации еще до момента их

возникновения. Кроме того, взаимодействие со стейкхолдерами при подготовке отчета является обязательным требованием международного стандарта в области нефинансовой отчетности Global Reporting Initiative (Глобальная инициатива по отчетности, GRI G4). Соответствие отчета о корпоративной социальной ответственности данному стандарту автоматически повышает его ценность как в глазах заинтересованных сторон, так и в глазах инвесторов и экспертного сообщества, что в конечном счете способно положительно отразиться на имидже компании.

Среди наиболее перспективных механизмов взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке отчета можно выделить диалоги, общественные слушания, специализированный интернет-портал и анкетирование.

Рассмотрим представленные выше механизмы более детально.

Диалоги с представителями ключевых групп заинтересованных сторон на первоначальном этапе подготовки отчета являются наиболее эффективным методом достижения полноты и актуальности представленной в отчете информации. На диалогах, модери-руемых независимым экспертом, стейкхолдеры имеют возможность напрямую высказать представителям компании свои интересы и вопросы, компания же в свою очередь обязуется в готовящемся отчете о корпоративной социальной ответственности отразить учет высказанных замечаний и предложений. В отдельных случаях все предложения, высказанные заинтересованными сторонами, включаются в отчет и в дальнейшем компания отчитывается о выполнении каждого из них [10, с. 171-173]. Обладая высокой эффективностью, диалоги достаточно сложны в организации, в силу чего не более 15% российских компаний, выпускающих отчеты, проводят их [1].

В отличие от диалогов, общественные слушания по нефинансовому отчету проводятся уже на завершающем этапе его подготовки, когда большая часть текста написана и структурирована. По формату слушания во многом схожи с диалогами, однако имеют иную цель. Компания приглашает представителей основных групп своих заинтересованных сторон и заранее рассылает им для ознакомления черновую версию будущего отчета. На самом мероприятии, которое также, как и диалоги модерируется независимым экспертом, заинтересованные стороны высказывают свое мнение о содержа-

нии отчета, предлагают внести правки и дополнительно осветить интересующие их вопросы. Хорошим тоном является, если после завершения слушаний компания согласовывает со всеми участниками протокол встречи и позже публикует его в отчете [8, с. 136-140], демонстрируя тем самым достоверность и прозрачность учета всех мнений (не всегда позитивных) и пожеланий своих стейкхолдеров. Проведение слушаний позволяет компании еще до издания отчета получить первые отзывы о нем, включить недостающую, но важную для заинтересованных сторон информацию и таким образом повысить качество и актуальность отчета. Несмотря на это проведение общественных слушаний при подготовке отчета также, как и диалогов все еще не получило широкого распространения в российских компаниях. Чаще всего слушания и диалоги проводят одни и те же компании, в которых сформировалась культура взаимодействия с заинтересованными сторонами, это, прежде всего, компании атомной и электроэнергетической отраслей.

Использование возможностей интернета является одним из наиболее перспективных направлений в развитии взаимодействия с заинтересованными сторонами. Специализированный интернет-портал может существенно ускорить и упростить взаимодействие компаний с заинтересованными сторонами многократно увеличив число участников взаимодействия без значительного роста издержек, неизбежных при проведении диалогов. Портал способен отчасти заменить как диалоги, так и общественные слушания при подготовке отчета, предоставив заинтересованным сторонам площадку, на которой те в любое время смогут высказать свои замечания и предложения, относящиеся к отчету. В тоже время, обезличенность подобного формата взаимодействия, а также отсутствие стабильного доступа к интернету в ряде регионов негативно сказываются на эффективности подобных интернет-порталов. В настоящее время только одна российская компания использует специализированный сайт для взаимодействия с заинтересованными сторонами [4].

Анкетирование представителей заинтересованных сторон является самым простым и распространенным среди российских компаний способом взаимодействия. В настоящее время в сфере подготовки отчетности анкетирование используется только с одной

целью - определение значимых тем отчета, что предписывается стандартом GRI G4. Компания рассылает стейкхолдерам заранее сформированный список тем, имеющих отношение к деятельности компании, а заинтересованные стороны отмечают наиболее важные, по их мнению, темы. Используя анкетирование компания с одной стороны формально выполняет требования стандарта (учет мнений заинтересованных сторон), а с другой повышает актуальность собственного отчета. Между тем, являясь простой и дешевой альтернативой диалогам, анкетирование не дает возможности заинтересованным сторонам по-настоящему высказать свое мнение, часто воспринимается ими как формальность и не способствует построению конструктивного взаимодействия.

Завершая описание механизмов взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке нефинансового отчета, имеет смысл упомянуть международный Стандарт по взаимодействию с заинтересованными сторонами АА1000SES. Данный стандарт является - «общеприменимой общедоступной нормативной базой для планирования, исполнения, оценки, информирования и нефинансовой аудиторской проверки качества взаимодействия с заинтересованными сторонами» [11, с. 11]. Использование стандарта важно для построения качественного и продуктивного взаимодействия с заинтересованными сторонами на всех этапах подготовки отчета. Особую актуальность он имеет для проведения диалогов и общественных слушаний. Регламентируя ряд организационных моментов, он позволяет снизить вероятность волюнтаристского поведения и давления на стейкхолдеров со стороны компании.

Результаты взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе подготовки отчета можно условно разделить на три группы (табл. 1).

Чаще всего компания соглашается раскрыть интересующую заинтересованные стороны информацию, в ряде случаев, если требуемая информация ранее не консолидировалась, компания берет на себя обязательство раскрыть ее в следующем отчетном периоде. В редких случаях компания отказывается раскрыть в отчете запрошенную информацию, это может быть вызвано наличием государственной или коммерческой тайны, а также невозможностью собрать данные в силу объективных причин.

Таблица 1

Типовые результаты взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке отчета

Примеры

Предложения по дополнению содержания отчета Представить данные по энергопотреблению и экологическому воздействию в региональном разрезе [6, с. 132]

Предложения по структуре отчета Разбить раздел «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности и комплексное решение накопленных проблем «ядерного наследия» на два подраздела: «Обеспечение ЯРБ» и «Решение накопленных проблем «ядерного наследия» [9, с. 159]

Прочие Вовлекать зарубежных стейкхолдеров в процессы подготовки отчетов [2, с. 123]

Среди удачных примеров взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке публичной отчетности, прежде всего, имеет смысл рассмотреть опыт инжиниринговой компании АО «НИ-АЭП», являющейся одним из крупных игроков мирового атомного инжинирингового бизнеса и занимающей более 30 % глобального рынка сооружения АЭС [5]. Компания не публикует отдельный нефинансовый отчет, однако выпускает так называемый интегрированный отчет, который сочетает в себе признаки нефинансового и годового отчета, а значит его рассмотрение в качестве примера в контексте настоящей работы представляется целесообразным. При подготовке отчета за 2015 г. АО «НИАЭП» провело в общей сложности четыре встречи с представителями заинтересованных сторон:

1. Общественные консультации по проекту отчета, на которых обсуждались общие концепции и подходы к подготовке отчета.

2. Диалог по определению существенных (важных) тем для раскрытия в отчете. В ходе диалога, проведенного с использованием перспективной методики «Rapid Foresight», позволяющей структурировать и визуализировать взаимодействие, представители заинтересованных сторон указали компании на темы, которые считают наиболее важными и актуальными для отчета компании за 2015 г.

3. Диалог по раскрытию в отчете темы «Интеграция Объединенной компании АСЭ-НИАЭП-Атомэнергопроект».

4. Диалог по раскрытию в отчете темы «Экологическая и радиационная безопасность АЭС».

Последовательная работа с заинтересованными сторонами на всех ключевых этапах подготовки отчета помогла компании подготовить качественный документ, который был высоко оценен стейкхолдерами компании [3, с. 125-126].

Еще одним примером в области стейкхолдерской коммуникации при подготовке публичной отчетности является нефтегазовая компания «Сахалин Энерджи», занимающаяся добычей, транспортировкой, переработкой и реализацией нефти и природного газа.

При подготовке своего нефинансового отчета за 2015 г. компания провела два диалога с представителями заинтересованных сторон, а также серию интервью и анкетирование. В ходе первого диалога «Сахалин Энерджи» представила стейкхолдерам основные результаты деятельности компании в отчетном году и собрала ряд замечаний и предложений, касающихся будущего отчета. На втором диалоге компания дала заинтересованным сторонам ответы на запросы, сформулированные на первом диалоге, а также приняла к сведению дополнительные комментарии от участников. Интервьюирование и анкетирование представителей заинтересованных сторон позволило «Сахалин Энерджи» выявить наиболее актуальные и важные темы, для их дальнейшего раскрытия в отчете.

В приложениях к своему отчету о корпоративной социальной ответственности компания приводит все комментарии, вопросы, замечания и предложения, высказанные заинтересованными сторонами в ходе диалогов, интервью и анкетирования и дает ответ на каждое из них. Также приводится список представителей заинтересованных сторон, принявших участие во взаимодействии с компанией при подготовке отчета. В 2015 г. в диалогах приняли участие 44 стейкхол-дера [7, с. 169-170], что является достаточным для обеспечения актуальности и полноты раскрываемой в отчете информации.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» также уделяет существенное внимание стейкхолдерской коммуникации при подготовке своей публичной отчетности. Как и АО «НИ-АЭП», ГК «Росатом» готовит интегрированный отчет.

В 2015 г. при подготовке отчета корпорация провела с заинтересованными сторонами два диалога, соответствующих требованиям

стандарта AA1000SES, описанного выше. Темы диалогов: раскрытие темы «Вклад деятельности Госкорпорации «Росатом» в социальное и экономическое развитие России» и проект будущего отчета. Кроме того, корпорация также, как и «Сахалин Энерджи» провела анкетирование стейкхолдеров с целью выявления наиболее актуальных тем для раскрытия в отчете.

В отчете «Росатом» также приводит так называемое Заключение об общественном заверении, являющееся отзывом представителей заинтересованных сторон, участвовавших в диалогах, о качестве, полноте и актуальности раскрываемой в отчете информации.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время взаимодействие с заинтересованными сторонами при подготовке публичной отчетности в России все еще остается достаточно редкой практикой. Наиболее распространенным в РФ форматом взаимодействия является анкетирование [1], которое в подавляющем большинстве случаев носит формальный характер и не приносит реальной пользы ни компаниям, ни заинтересованным сторонам. В тоже время, в России уже появились компании, которые осознают значимость конструктивного взаимодействия со стейкхолдерами и используют его не только для достижения бизнес-целей, но и для подготовки качественной публичной отчетности.

Развитие и совершенствование взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке публичной отчетности является одной из ключевых составляющих повышения прозрачности, подотчетности и как следствие инвестиционной привлекательности российских компаний.

В целях повышения качества и актуальности своей публичной отчетности российским компаниям имеет смысл, прежде всего расширить круг заинтересованных сторон, с которыми осуществляется взаимодействие. Даже если оно происходит через анкетирование, привлечение большего количества независимых стейкхолдеров позволит компании более объективно взглянуть на результаты своей деятельности, а также ее влияние на заинтересованных сторон и окружающую среду. В тоже время, важно чтобы не происходило существенных перекосов в сторону взаимодействия с какой-то одной группой стейк-холдеров, например, персоналом компании в ущерб всем остальным.

Наиболее перспективным методом расширения взаимодействия со стейкхолдерами в настоящее время является использование

интернет-технологий. Создание специализированного интернет-портала или мобильного приложения способно многократно увеличить количество стейкхолдеров, вовлеченных во взаимодействие, и как следствие повысить качество коммуникации и отчетности в целом. Данный метод не требует от компаний значительных финансовых затрат, в силу чего может использоваться как «начальный» вариант взаимодействия.

Компании, обладающие более прогрессивной практикой в области связей со стейкхолдерами, могут последовать примеру АО «НИАЭП» и применить для организации диалогов еще один перспективный метод в области взаимодействия с заинтересованными сторонами - «Rapid Foresight». С его помощью можно за короткое время получить от представителей заинтересованных сторон четко сформулированную позицию по интересующим компанию вопросам. Он позволяет существенно снизить сроки подготовки диалогов, минимизировать вероятность конфликтов между стейкхолдерами и компанией на самом мероприятии и дает возможность в формате двухстороннего общения учесть мнения всех участников.

Библиографический список

1. Библиотека нефинансовой отчетности РСПП. URL: М1р://рспп.рф/ simplepage /157 (дата обращения: 28.09.2016).

2. Годовой отчет АО «НИАЭП». 2015.

3. Годовой отчет АО «НИАЭП». 2015.

4. Интернет-платформа для взаимодействия с заинтересованными сторонами АО «НИАЭП». URL: http://stakeholderpanel.ru (дата обращения: 28.09.2016).

5. НИАЭП сегодня. URL: http://www.niaep.ru (дата обращения: 28.09.2016).

6. Отчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ПАО «ФСК ЕЭС». 2014.

7. Отчет об устойчивом развитии «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.». 2015.

8. Отчет об устойчивом развитии ОАО «Сетевая компания». 2014.

9. Публичный годовой отчет ГК «Росатом». 2012.

10. Публичный годовой отчет ГК «Росатом». 2015.

11. Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами AA1000SES. Институт AccountAbility, 2005.

Д.В. Краснов

аспирант Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: d.v.krasnov@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.