Научная статья на тему 'Формы и масштаб просветительской деятельности Красноярской краевой организации Общества "Знание" в 1947-1992 гг. '

Формы и масштаб просветительской деятельности Красноярской краевой организации Общества "Знание" в 1947-1992 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА / ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ / ЛЕКЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЛЕКТОРЫ / КРАСНОЯРСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селезнев Андрей Валерьевич

Целью настоящего исследования является выявление влияния внешних и внутренних факторов развития Красноярской краевой организации общества «Знание» на формы и масштабы ее просветительской деятельности в 1947-1992 гг. Объектом исследования является деятельность Красноярской краевой организации общества «Знание» по пропаганде политических и научных знаний в изучаемый период. Предметом исследования является изменения форм и масштабов лекционной и нелекционной пропаганды, которые использовались лекторами Красноярской краевой организации общества «Знание» для распространения общественно-политических, естественно-научных, научно-технических и сельскохозяйственных знаний. Методологической базой исследования послужила теория диалектического и исторического материализма. В исследовании для решения поставленных задач применялись историко-генетический, историко-сравнительный, хронологический и другие научные методы, а также принципы историзма и объективности. Просветительская деятельность Красноярской краевой организации общества «Знание» впервые становиться предметом самостоятельного исследования, несмотря на то, что вопросы осуществления лекционной деятельности общества «Знание» нашли самое широкое освещение в научных исследованиях советского и постсоветского периодов. Автор приходит к выводам, что основной формой просветительской деятельности Красноярской краевой организации общества «Знание» были лекции по договорам с организациями. Изменение состава Общества, привлечение в его ряды учителей, инженерно-технических работников, передовиков и новаторов производства, не имевших навыков составления и чтения академических лекций, приводит к появлению различных нелекционных форм распространения знаний. С конца 1950-х годов в просветительской деятельности Красноярской краевой организации так же, как и в Обществе в целом, выкристаллизовываются два направления: образовательное и агитационно-пропагандистское.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Селезнев Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и масштаб просветительской деятельности Красноярской краевой организации Общества "Знание" в 1947-1992 гг. »

Формы и масштаб просветительской деятельности Красноярской краевой организации общества 1947-1992 гг.

Селезнев Андрей Валерьевич

ФГБОУ ВО "Красноярский государственный аграрный университет", руководитель Центра менеджмента

качества и мониторинга

660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Сурикова, 6 И seleznev.andrey.val@gmail.com

Статья из рубрики "Социальная история"

Аннотация.

Целью настоящего исследования является выявление влияния внешних и внутренних факторов развития Красноярской краевой организации общества «Знание» на формы и масштабы ее просветительской деятельности в 1947-1992 гг.Объектом исследования является деятельность Красноярской краевой организации общества «Знание» по пропаганде политических и научных знаний в изучаемый период.Предметом исследования является изменения форм и масштабов лекционной и нелекционной пропаганды, которые использовались лекторами Красноярской краевой организации общества «Знание» для распространения общественно-политических, естественнонаучных, научно-технических и сельскохозяйственных знаний. Методологической базой исследования послужила теория диалектического и исторического материализма.В исследовании для решения поставленных задач применялись историко-генетический, историко-сравнительный, хронологический и другие научные методы, а также принципы историзма и объективности. Просветительская деятельность Красноярской краевой организации общества «Знание» впервые становиться предметом самостоятельного исследования, несмотря на то, что вопросы осуществления лекционной деятельности общества «Знание» нашли самое широкое освещение в научных исследованиях советского и постсоветского периодов.Автор приходит к выводам, что основной формой просветительской деятельности Красноярской краевой организации общества «Знание» были лекции по договорам с организациями. Изменение состава Общества, привлечение в его ряды учителей, инженерно-технических работников, передовиков и новаторов производства, не имевших навыков составления и чтения академических лекций, приводит к появлению различных нелекционных форм распространения знаний. С конца 1950-х годов в просветительской деятельности Красноярской краевой организации так же, как и в Обществе в целом, выкристаллизовываются два направления: образовательное и агитационно-пропагандистское.

Ключевые слова: общество Знание, культурно-просветительская деятельность, Агитация и пропаганда, публичные лекции, лекции для организаций, городское н а с е л е н и е , сельское население, л е к т о р ы , красноярская интеллигенция,

про с в е тите льс ка я о рг а низ а ция

DOI:

10.7256/2454-0609.2018.6.28221

Дата направления в редакцию:

12-12-2018

Дата рецензирования:

11-12-2018

Дата публикации:

13-12-2018

Статья опубликована при финансовой поддержке Сенченко Константина Владимировича. Введение.

Исследование просветительской деятельности Красноярской краевой организации Всесоюзного общества «Знание» в конце 1940-х - в начале 1990-х годов продиктована необходимостью изучения как краеведческих аспектов культурно-просветительской деятельности в Красноярском крае в изучаемый период, так и проведения исторического анализа просветительской деятельности в России в целом в советский период отечественной истории. Объективное изучение просветительства, носившее в этот период характер пропаганды политических и научных знаний, как феномена духовной жизни советского общества, поможет более полно и научно обосновано выявить его социальную и историческую значимость.

Кроме того, создание в 2016 году по инициативе Президента России В.В. Путина Общероссийской общественно-государственной организации «Российское общество «Знание», ставит на повестку дня вопросы, требующие глубокого научного осмысления: Почему государство решило обратиться к советскому опыту создания просветительских организаций? Какие формы и методы пропаганды политических и научных знаний, использовавшиеся Всесоюзным обществом «Знание», могут быть применены в деятельности вновь созданного Российского общества «Знание»?

Стоит отметить, что просветительская деятельность именно Красноярской краевой организации Всесоюзного общества «Знание» впервые становиться предметом самостоятельного исследования, несмотря на то, что вопросы осуществления лекционной деятельности общества «Знание» и его структурных подразделений нашли самое широкое освещение в научных исследованиях советского и постсоветского периодов.

В советской историографии деятельности общества «Знание» заметное место занимают публикации В.Н. Зайчикова, В.А. Мезенцева, Т.Г. Купченя и З.Н. Сороки [1, 2' 3' 4].

В публикации В.Н. Зайчикова рассказывается об 18-летней деятельности общества «Знание», о формах и методах его работы, о подготовке лекторских кадров Ш. В работе В.А. Мезенцева приводятся статистические данные и общая информация о работе Общества уже за 25 лет, что позволяет осветить тематическое разнообразие и масштабы лекционной, публицистической и издательской деятельности Общества за более длительный период истории общества «Знание» с- 25].

Обзорные сведения о деятельности Всесоюзного общества «Знание» с 1947 по 1987 год содержаться в работе А.И. Чиненного-51. Автор дает характеристику организационной и просветительской деятельности Общества в привязке к исторической эпохе, директивным установкам КПСС и советского правительства. Обзор лекционной деятельности Общества А.И. Чиненный построил по четырем основным разделам лекционной пропаганды: общественно-политические, естественно-научные, сельскохозяйственные и научно-технические знания. В каждом разделе он раскрыл не только тематическую эволюцию пропаганды знаний, но и изменения форм и методов лекционной деятельности Общества.

С середины 60-х годов XX века появляются диссертационные исследования И.М. Шильдяшова, Д.В. Яроша, А.П. Грабаревой, А.А. Дроботова, А.С. Лигуса, А.М. Бородина Л.М. Иванюк, М.А. Кладиной, А.Ф. Калинина, М.М. Кислякова, М.Е. Шапкина, В.П Аникиной, В.А. Кашина, С.Б. Сунелайтиса и других авторов Г6, 7 8 9 10, 11 12, 13, 14, 15, I6,

17—18—i^l, в которых особое внимание уделялось освещению идеологической и лекционной работы партийных органов, в том числе партийному руководству деятельности Всесоюзного общества «Знание».

В целом для историографии советского периода характерно исследование результативности деятельности Всесоюзного общества «Знание», а также эффективности партийного руководства пропагандисткой работой Общества.

Разные аспекты и направления лекционной деятельности Всесоюзного общества «Знание», в основном на уровне региональных подразделений этой общественной организации, исследованы в работах современных исследователей М.А. Мамонтовой, О.А. Сапожниковой, Б.И. Иванова, М.А. Федоровой, Ю. Меркурьевой, Д.А. Пинаевой, Р.Р. Юнусовой, И.В. Кометчикова Г20' 21, 22, 23, 24, 25, 26, 2Т|.

Лекционная деятельность Всесоюзного общества «Знание» в рамках народных университетов изучена в исследованиях постсоветского периода на материалах Марийской и Татарской АССР, Таджикской ССР в работах Г.В. Алжейкиной, В.С Антоновой, В.И. Рыбалка, Д.А. Пинаевой, С.А. Гарькиной, Д.МБахриддиновой, Б. Дилором Г28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 351.

В работе В.И. Замышляева, посвященной 50-летию Красноярской краевой организации общества «Знание» России, и обзорно охватывающей советский и постсоветский период деятельности организации, основное внимание уделено организационной работе краевой организации Общества J361.

Отечественные исследования постсоветского периода носят проблемный, но в тоже время, в большинстве своем региональный характер. Объектом и предметом исследований становятся структурные подразделения Всесоюзного общества «Знание» в областях, краях и автономных республиках, а также процессы, протекающие в них.

Зарубежные же исследователи сосредоточились в основном на изучении пропаганды научных знаний как феномена советской общественно-политической системы Г37, 381.

Целью настоящего исследования является изучение масштаба и форм просветительской деятельности Красноярской краевой организации Всесоюзного общества «Знание» в конце 1940-х - начале 1990-х годов.

Объектом исследования является деятельность Красноярской краевой организации

Всесоюзного общества «Знание» по пропаганде политических и научных знаний в изучаемый период.

Предметом исследования являются изменения масштаба и форм пропаганды общественно-политических, естественно-научных, научно-технических и

сельскохозяйственных знаний Красноярской краевой организации Всесоюзного общества «Знание», обеспечение максимального охвата слушателей лекционной и иными формами пропагандды.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, которые основаны на диалектическом и материалистическом восприятии всего исторического процесса. В исследовании для решения поставленных задач применялись историко-генетический, историко-сравнительный, хронологический и другие научные методы, а также принципы историзма и объективности.

Настоящая работа написана с использованием широкого круга источников - архивных и опубликованных за годы существования Всесоюзного общества «Знание» и Красноярской краевой организации общества «Знание», в том числе нормативных документов, статистических данных, методических материалов, а также исследований других авторов.

Хронологические рамки исследования охватывают весь период истории деятельности Красноярской краевой организации Общества «Знание» с 1947 по 1992 год. Нижним рубежом исследования установлен 1947 год, в котором было создано краевое отделение, а 1992 год обозначен верхним рубежом исследования в связи с тем, что 24 апреля этого года XVII конференция Красноярской краевой организации общества «Знание» РСФСР приняла решение о преобразовании в краевое отделение Общества «Знание» РФ.

И сследование деятельности Красноярской краевой организации Всесоюзного общества «Знание» рассматривается в административно-территориальных границах Красноярского края в период с 1947 по 1991 год, то есть включая территорию Хакасии (Хакасской автономной области), а также Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, на территории которых действовала организация в исследуемый период.

Классификация форм просветительской деятельности Красноярской краевой организации была установлена в едином Уставе Всесоюзного общества «Знание». В соответствии с уставными нормами просветительская деятельность Всесоюзного общества «Знание» осуществлялась в трех укрупненных формах: лекционная пропаганда; пропаганда в иных формах (не лекционная пропаганда); издательская деятельность. При этом лекционная пропаганда осуществлялась в виде публичных лекций и лекций по заявкам организаций (закрытых лекций). П ропаганда в иных формах осуществлялась в виде: научно-производственных, экономических конференций; теоретических конференций и научных консультаций; тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, устных журналов; бесед, а также в иных формах, по которым не устанавливались плановые и отчетные показатели (например, экскурсии) [39, 40, 41, 42,

Стоить отметить, что Красноярская краевая организация Всесоюзного общества «Знание» не вела самостоятельную публикационную деятельность, плановые и отчетные показатели для нее не устанавливались. Поэтому в данном исследовании

рассматриваются лишь две укрупненные формы пропагандисткой деятельности краевой организации Общества.

Организация лекционной пропаганды.

Красноярская краевая организация Всесоюзного общества «Знание» (далее - краевая организация Общества) до начала 1980-х годов постоянно наращивала число ежегодно читаемых лекций (таблица 1) Г44, 45, 46 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, ^ ^ 56 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 944, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 1051

Так, если в 1948 году чуть больше сотни лекторов прочитали 716 лекций, то уже в 1949 году было прочитано 1809 лекций (прирост числа прочитанных лекций к прядущему году составил 152,7 %), в 1950 году - 4362 лекций (прирост к предыдущему году - 141,2 %), в 1955 году - 10651 лекций (прирост к предыдущему году - 123,0 %), в 1960 году -159469 лекций (прирост к предыдущему году - 187,5 %), в 1965 году - 201717 лекций (прирост к предыдущему году - 106,3 %), в 1970 году - 214270 лекций (прирост к предыдущему году - 112,1 %), в 1975 году - 307725 лекций (прирост к предыдущему году - 116,2 %), в 1982 году - 361632 лекций (прирост к 1977 году - 112,4 %), в 1986 году - 173485 лекций (уменьшение к 1982 году - 48,0 %), в 1988 году - 80450 лекций (уменьшение к 1986 году - 46,4 %).

Одним из основных факторов изменения количества лекций, прочитанных краевой организацией Общества, являлась динамика численности лекторов краевого отделения. Об этом свидетельствует сопоставление динамики роста числа прочитанных лекций и количества лекторов краевой организации Общества (рисунок 1).

Резкий рост численности лекторов и количества читаемых лекций в краевой организации Общества отмечается с 1957 года, когда в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР № 83 от 2 марта 1957 г. Обществу по распространению политических и научных знаний РСФСР были переданы функции Министерства культуры РСФСР по проведению лекционной пропаганды, и краевая организация Общества начинает организационное поглощение городских, районных и сельских объединений лекторов

системы политкультпросвета [1061.

К такому же выводу можно прийти если сопоставить масштабы пропагандисткой деятельности краевой организации Общества и лекторских объединений политкульпросвета в 1947-1956 гг., когда организации конкурировали и за лекторский состав, и за аудиторию слушателей. Так, например, Красноярское краевое лекционное

бюро и местные объединения лекторов прочитали в 1950 году 14716 лекций [107], т.е. в 3,4 раза больше, чем Красноярское краевое отделение Общества в этом же году. В 1953 году в краевой системе политкультпросвета было прочитано 20230 лекций, в том числе штатными лекторами краевого лекционного бюро - 404, внештатными лекторами бюро -3052, лекторами районных и городских групп 4481, лекторами сельских объединений -

12293 лекций [108], а в 1955 году - 16768 лекций [109]. В то время как лекторы краевой организации Общества смогли прочитать в 1953 году - 6887 лекций, что меньше в 2,9 раз, чем было прочитано лекций в краевой системе политкультпросвета, а в 1955 году -10651 лекций (меньше в 1,6 раза).

Аттестации лекторских кадров в 1977-1979, 1983-1984 гг. привели к сокращению численности лекторов первичного, городского и районного уровней, что в свою очередь привело к сокращению числа лекций, прочитанных во второй половине 1980-х годов.

Хотя учредители Общества предполагали, что основным видом деятельности лекторов Общества должны были стать публичные лекции для заинтересованных граждан, однако для большего охвата аудитории лекторы общества «Знание» значительно большую часть лекций читали по заявкам организаций в аудиториях, представленных предприятиями и организациями.

С увеличением числа лекций, читаемых лекторами Красноярского краевого отделения Общества, удельный вес публичных лекций, несмотря на постоянный рост их численности, в общей численности прочитанных лекций постоянно уменьшался. Так, если в 1948 году публичные лекции составляли 14,0 % от общей численности всех лекций, которые прочитали лекторы краевой организации Общества, то уже в 1960 году их удельный вес составлял всего 0,3 %. В 1988 году удельный вес публичных лекций в общем количестве прочитанных лекций увеличился до 1,8 %.

П ри этом, если в 1948 году были прочитаны 100 публичных лекций, то в 1955 году - 248 (прирост количества ежегодно читаемых лекций составил 148,0 % к 1948 году), в 1960 году было прочитаны уже 431 лекция (прирост количества читаемых лекций составил 331,0 % к 1948 году), в 1975 году - 1225 лекций, а в 1988 году - 1528 лекций.

П одавляющее количество публичных лекций читались в постоянных лекториях, которые создавались при государственных учреждениях и учебных заведениях, на промышленных предприятиях, колхозах и совхозах.

Первый лекторий Красноярского отделения Общества появился в феврале 1948 года в г. Красноярске при краевом Доме учителя. С начала организации лектория лекции проводились один раз в неделю, а с марта 1948 года два раза в неделю. В этом же году были созданы лектории в Доме офицеров, при Педагогическом институте (лекторий физико-математической секции для студентов и учащихся 9-11 классов) и Лесотехническом институте (лекторий технической секции). [110]

Первый фабрично-заводской лекторий Общества появился в Красноярске в ноябре 1948 года на заводе им. Побежимова, а в 1949 году в Красноярском крае были созданы три колхозных лектория Общества, два из которых были в Хакассии в с. Белый Яр и с.

Иудино, один в колхозе «Заветы Ильича» Канского района [111].

В середине 1950-х - 1960-е гг. общее количество лекториев продолжает расти. Так, в 1955 году в Красноярском крае было уже 86 лекториев Красноярского краевого отделения Общества, в 1959 году - 1160, в 1960 году - 601, в 1961 году - 513, в 1962 году - 522, в 1963 году - 389, в 1964 году - 506 лекториев Г112, 113, 114, 115, 116, 117, 1181.

В 1968-1969 гг. в крае уже было 838 лекториев [119].

В 1980-1981 гг. количество постоянно действующих лекториев увеличилось на 166 и достигло 1267

Необходимо отметить, что на протяжении 1940-х -1980-х гг. изменяется характер работы лекториев краевой организации Общества.

Если во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. большинство лекций в тематическом плане были не связаны с друг другом, то с середины 1950-х годов лекции начинают читаться в рамках тематических циклов [111, 1121.

Так, в 1980-1982 гг. в лекториях и кинолекториях краевой организации Общества

читались 2800 циклов лекций по всем направлениям знаний [121].

К началу 1985 года в крае в целом читалось около трех тысяч цикловых лекций. Практика цикловых чтений стала внедрятся во всех городских и районных организациях Общества, и удельный вес цикловых лекций приближался к 60 % к общему объему

пропаганды в городах и к 45 % на селе [122].

Как уже отмечалось выше, большинство лекций краевой организации Общества приходилось на лекции по заявкам организаций. Поэтому общий рост числа читаемых лекций обеспечивался за счет роста этой категории лекции.

Так, в 1948 году по заявкам организаций было прочитано 616 лекций (86,0 % от общей численности прочитанных лекций, в 1955 году - 10403 лекций (97,7 %), в 1960 году -158496 лекций (99,4 %), в 1970 году - 213515 лекций (99,6 %), в 1982 году - 360500 лекций (99,7 %), а в 1988 году - 78922 (98,1 %).

Увеличение доли лекций по заявкам (договорам) организаций в конце 1950-х - начале 1960-х годов сопровождался увеличением количества и удельного веса лекций, прочитанных лекторами Общества бесплатно. Так, если в 1956 году из общего количества лекций, прочитанных по заявкам организаций, бесплатных лекций было прочитано лишь 49,3 % (6960 лекций), то в 1961 году бесплатных лекций было прочитано 91,4 % от общей численности лекций по заявкам организаций (164541

лекций) Г64, 67].

Такие изменения стали следствием, с одной стороны, переносом на деятельность Общества практик, которые сложились в среде районных и сельских лекторов, которые пополнили ряды Красноярского краевого отделения Общества. Практически каждое второе выступление делегатов II (1953 г.) - V (1961 г.) конференций Красноярского краевого отделения Общества было посвящено тому, что лекторы местных отделений предпочитают читать бесплатные лекции, а выполнение плановых показателей по чтению платных лекций для них морально и организационно обременительно.

С другой стороны, именно в это время партийные директивы на развитие общественных начал в строительстве коммунистического общества начинают реализовываться в

организационной и пропагандисткой деятельности Общества [1231.

Однако увеличение доли бесплатных лекций до более чем 90 % от общей численности читаемых лекций к концу 1961 года привело к противоречию с установками государственных органов и руководства Общества на обеспечение самофинансирования организаций Общества и отказа от государственных дотаций, доставшимися О бществу после ликвидации системы лекторских бюро.

Для того чтобы обеспечить, с одной стороны, принципы безвозмездности просветительской деятельности, с другой стороны, обеспечить финансовую устойчивость Общества и его региональных структур, с 1962 года были изменены организационные принципы чтения лекций. Публичные лекции стали читать исключительно по входным билетам, а лекции по заявкам организаций на условиях полного возмещения расходов на организацию лекции (организационных расходов и оплаты лекторского гонорара), на условиях возмещения только организационных расходов без выплаты лекторского гонорара и на бесплатной основе.

Что характерно, эксперименты по внедрению общественных начал в лекционную пропаганду Общества, приведшие к сокращению численности лекторов Красноярского

краевого отделения Общества в 1962-1963 гг., что в свою очередь привело к падению в 1963 году и количества прочитанных лекций Обществом в Красноярском крае на 18230 лекций по отношению к показателю предыдущего года. При этом количество бесплатно читаемых лекций 1963 году уменьшилось на 23371 лекцию по отношению к показателю предыдущего года.

Впрочем, уже в 1964 году общий объем прочитанных лекций превысил показатели 1962 года на 4465 лекций.

Уже в 1960-е годы наблюдается сокращение удельного веса бесплатных лекций по заявкам организаций. Так, если в 1962 году на долю бесплатных лекций приходилось 89,7 % от всех читаемых лекций, то уже 1969 году удельный вес бесплатных лекций составлял 75,7 % от их общей численности.

Аналогичная ситуация наблюдается и по гонорарным, и по орграсходным платным лекциям по заявкам организаций.

Если в 1960-е годы удельный вес гонорарных лекций (с полной компенсацией расходов на проведение лекций) колебался от 9,8 % в 1962 году до 3,8 % в 1965 году и 8,6 % в 1969 году, то в 1970-е годы удельный вес таких лекций увеличивается до 11,0-12,0 % в общем количестве читаемых лекций, или до 52,9 % от численности всех платных лекций по заявкам организаций. В то время, как удельный вес платных лекций без оплаты лекторского гонорара, наоборот снижается.

Сведения о количестве платных лекций, прочитанных лекторами краевой организации Общества в конце 1970-х - 1980-е годы, приведены в таблице 2.

Если учесть, что общее количество лекций за период 1982-1986 гг. упало с 361632 лекции на 1 января 1983 года до 173485 лекций на 1 января 1987 года, или в 2,1 раза [104, с- 24-251. а в 1988 году общее количество лекций, прочитанных лекторами краевого отделения, составило 80450 лекций [124].

Сопоставив эти данные с данными о динамике численности платных лекций, приведенной в таблице 2, можно прийти к выводу, что столь резкое падение количества прочитанных лекций в конце 1980-х годов произошло за счет бесплатно читавшихся лекций.

Так, если в 1982 году лекторы краевой организации Общества прочитали 284000 бесплатных лекций, то в 1986 году уже только 83445 бесплатных лекций, т.е. количество бесплатно читаемых лекций за этот период сократилось в 3,4 раза, а в 1988 году лекторы краевой организации уже не прочитали ни одной бесплатной лекции.

Такое резкое снижение количества бесплатных лекций, на наш взгляд, свидетельствует о начавшемся идейном и организационном кризисе в обществе «Знание» в целом.

Обсуждая в 1985 году необходимость реформы системы лекционной пропаганды в Красноярской краевой организации и в Обществе целом, Правление краевой организации было вынуждено признать, что количественные темпы роста лекций привели к тому, что к чтению лекций стали привлекаться недостаточно подготовленные люди, в качестве лекций стали оформятся различного рода доклады, политинформации,

беседы и даже инструктажи [1251.

Еще одной системной формой лекционной пропаганды Общества в целом и Красноярской краевой организации, в частности, стали народные университеты, которые стали создаваться с конца 1950-х годов в виде университетов культуры, а затем и по другим

направлениям и отраслям знаний.

Если на первоначальном этапе эта форма работы по своей сути не слишком отличалась от цикловых лекций, то постепенно народные университеты становятся формой общественной организации дополнительного профессионального образования взрослого населения.

Сведения о количестве народных университетов, в работе которых участвовала Красноярская краевая организация общества «Знание» в 1959-1964 гг. приведены в таблице 3.

В конце 1950-х - в первой половине 1960-х годов количество университетов, в работе которых принимало Красноярское краевое отделение, не превышало 100 единиц. Лишь в 1961 году в крае было 134 народных университета, в которых работали лекторы О б щ е с тв а .

В 1968-1969 гг. в крае работает 120 народных университетов. При этом нет ни одного народного университета на базе высших учебных заведений [1261.

За 1976-1980 число народных университетов увеличилось в 3,6 раза и составило 636 единиц. В университетах, имевших 1189 факультетов, обучалось 144 тыс. человек, что составляло 220 слушателей на один университет [127].

Сеть народных университетов развивалась крайне неравномерно. В 16 сельских районах края не было ни одного университета, не были созданы районные советы по руководству ими (Тасеевский, Саянский, Пировский, Емельяновский, Партизанский, Каратузский и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

др.)

Фактически народные университеты обслуживали интересы горожан, так как на селе учебой в университетах было охвачено лишь 18 тыс. колхозников (12,5 % от всех обучающихся) [127].

С конца 1970-х годов еще одной образовательной формой пропаганды экономических знаний и передового опыта стали школы коммунистического труда (с 1987 года - школы социалистического хозяйствования).

Весьма интересны данные об использовании лекторами краевой организации Общества радио и телевидения для увеличения слушателей лекционной пропаганды.

В 1949-1951 гг. лекторы краевого отделения Общества активно использовали местные радиосети для проведения устной пропаганды, хотя, конечно, удельный вес радиолекций в общем количестве прочитанных лекций был невелик.

Так, в 1949 году по радио было прочитано 35 лекций, в 1950 году - 60, а в 1951 году -24. В последующие годы, вплоть до 1959 года, радиолекции Общества по радио в Красноярском крае практически не читались.

Если сравнивать количество радиолекций, прочитанных Красноярским краевым отделением Общества, с количеством радиолекций, прочитанных областными и республиканскими (АССР) отделениями Общества в Восточной Сибири, то Красноярское краевое отделение уступало только Иркутскому областному отделению Общества, в котором в 1949 году было прочитано 180 радиолекций, в 1950 году - 195, а в 1951 году - 218 [1281.

В целом по Сибири, кроме Иркутского областного отделения, Красноярское краевое отделение опережали по количеству прочитанных радиолекций только Омское и Кемеровское областные отделения. Так, в Омском областном отделении в 1949 году было прочитано 65 лекций, в 1950 году - 97, в 1951 году - 87, а в Кемеровском областном отделении в 1949 году была прочитана 21 радиолекция, в 1950 году - 89, в

1951 году - 137

Развитие радио и телевидения, обеспечение его доступности в конце 1950-х - 1960-е гг. в стране и Красноярском крае способствует дальнейшему развитию таких форм устной пропаганды Красноярского краевого отделения Общества, как радио и телевизионная лекция.

Так, в 1959 году лекторы Красноярского краевого отделения Общества прочитали на радио и телевидении 238 лекций, в 1963 году - 903, а в 1966 году уже было прочитано 4996 лекций, в 1974 - 10525

В 1959-1966 гг. Красноярское краевое отделение Общества уступало по численности прочитанных лекций по радио и телевидению в Восточной Сибири только Иркутскому областному отделению. Если же его сравнивать с областными отделениями Западной Сибири, то Красноярское краевое отделение обгоняло по количеству прочитанных лекций на радио и телевидении только Омское и Кемеровское отделения Общества.

Начиная с 1967 года, в котором лекторы Красноярской краевой организации Общества прочитали на радио и телевидении 5395 лекций [1281, краевая организация Общества закрепила за собой лидерство в Сибири по чтению лекций на радио и телевидении.

Стоит отметить, что с середины 1950-х годов лекции по заявкам организаций, в народных университетах, на телевидении и радио также, как и публичные лекции, начинают читаться в рамках тематических циклов, что свидетельствует о том, что лекционная деятельность начинает носить системный характер, формируется система непрерывного образования взрослых.

Охват слушателей лекционной пропагандой.

Одной из главных задач лекционной пропаганды было обеспечение максимального охвата граждан страны, что должно было обеспечить результативность и эффективность усилий лекторов по распространению общественно-политических, естественно-научных, научно-технических и сельскохозяйственных знаний.

В 1948-1949 гг. более половины лекций Общества были прочитаны в городе Красноярске. И это было связано с тем, что подавляющее число лекторов Красноярского отделения Общества в этот период были преподавателями красноярских вузов и учеными научно-исследовательских институтов, располагавшихся в краевом центре, и поэтому не имели возможности оторваться от своей основной деятельности и читать лекции в районах края.

Проблемы с транспортировкой лекторов за пределы города Красноярска и небольшой актив Общества на периферии привели к тому, что в городах краевого подчинения было прочитано треть проведенных лекций, а на селе в 1948 году только 6,6 % от общего количества лекций, а в 1949 году - 18,6 %. Причем рост числа лекций, прочитанных на селе, шел в основном за счет лекций в районных центрах. Об этом, в том числе, свидетельствуют данные о снижении в 1949-1950 гг. удельного веса лекций, прочитанных в колхозах, совхозах и МТС.

Вовлечение в ряды краевого отделения сельской интеллигенции приводит к повышению количества лекций, которые прочитали лекторы Общества в сельских территориях. Так, если в 1950 году в сельской местности было прочитано 32,5 % от всех лекций, то уже в 1956 году удельный вес лекций в сельской местности составил 55,7 %, при этом половина этих лекций была прочитана по месту работы граждан в колхозах и совхозах Г64, 65, 66, 67, 681.

В тоже время Правление краевого отделения отмечало, что в 1951 году 65 % всех лекций было прочитано в г. Красноярске и Хакассии. В 1951 году в Уярском районном отделении были прочитаны 58 лекций, Саянском - 48, Кежемском - 34, Енисейском - 32, Ермаковском - 31. В большинстве же районов края в этом году было прочитано менее чем по 20 лекций в год, а в 18 районах, таких как Абанский, Балахтинский, Емельяновский, Козульский, Ирбейский, Краснотуранский, не прочитано ни одной лекции по линии Общества Г1291.

В 1957-1960 гг. удельный вес лекций, прочитанных в сельской местности, возрос до более чем 70,0 % от общей численности прочитанных лекций, причем более 2/3 из них были прочитаны в колхозах и совхозах края. Во многом такая, ситуация была связана с ростом числа лекторов, проживающих на селе Г64, 65, 66, 67, 681.

С 1965 года происходят изменения в статистическом учете лекций, читаемых лекторам Общества. Распределение прочитанных лекций в краевом центре, городах краевого подчинения и сельской местности больше не отображается в статистических формах и ежегодных отчетах. Приоритетным становятся сведения о чтении лекций на промышленных предприятиях, колхозах и совхозах.

В 1968-1972 гг. почти половина всех лекций читалась в колхозах и совхозах, в то время как на промышленных предприятий только чуть больше 1/3. Однако с 1973 года ситуация коренным образом меняется. В 1973 году лекторы краевого отделения Общества прочитали на промышленных предприятиях региона уже 60,9 % всех лекций, в 1975 году

- 48,9 %, в 1977 году - 56,7 % Г64, 65 66 67, 681.

Тем самым, мы можем сделать вывод, что если в конце 1940-х годов лекционная пропаганда краевой организации Общества распространялась в основном среди жителей города Красноярска и районных центров, то в 1950 - 1960-е гг., благодаря интеграции в Общество лекторских объединений на местах, большая часть лекций уже читалась в сельской местности по месту работы и жительства граждан, а с1970-х годов основной упор уже делается на жителей городов, работников промышленных предприятий.

Еще одним отчетным показателем были данные об охвате населения лекционной пропагандой. Поскольку эти сведения носили информационный характер и не использовались для оценки результативности работы отделений Общества, вполне возможно, что учет этих данных был не столь строг, поэтому представленные сведения могут быть подвергнуты некому сомнению.

Сведения о количестве человек, прослушавших лекции Всесоюзного общества «Знание» в Красноярском крае в 1948-1977 гг. приведены в таблице 4.

Н а протяжении 1948-1977 гг. рост числа прочитанных лекций сопровождался ростом числа слушателей. Так, если в 1948 году 716 лекций прослушали 85,3 тыс. человек, то в 1959 году 84821 лекцию прослушали 4083,7 тыс. человек, в 1965 году на 201717 лекций

пришлось 9077,2 тыс. слушателей, в 1970 году 214270 лекций прослушали 4994,0 тыс. человек в 1977 году 321875 лекций прослушали 13056,6 тыс. человек. И лишь в 19671968 гг. наблюдается падение численности слушателей, которое постепенно до 1974 года восстанавливалось до уровня 1966 года.

Если сравнить количество слушателей лекций с численностью населения Красноярского края, то получается, что при населении Красноярского края в 2615098 человек (данные на 15.01.1959 года) в 1958 году лекции Красноярской краевой организации Общества прослушали 2250170 человек.

При этом на 1295828 человек городского населения слушателями лекций Общества были 1881330 человек, а на 1319270 человек сельского населения приходилось 2202400 слушателей лекций, прочитанных на селе Г113, 130, 131, 1321.

В 1962 году на 2801,0 тыс. человек (данные на 1.01.1963 г.), проживавших в Красноярском крае, приходилось 7905186 слушателей лекций Общества, из них 2395846 человек прослушали лекции в г. Красноярске, 1351979 человек - в городах края,

4157361 человек - на селе Г116, 1331.

В 1964 году при численности населения края в 2901,0 тыс. человек (данные на 1.01.1965 г.) лекции Общества прослушали 8083, тыс. человек, из них в г. Красноярске 2141,0 тыс. человек, в городах края - 2017,0 тыс. человек, на селе - 3925,0 тыс. человек Г133, 1341. В 1969 году на 2961991 жителей края (данные на 15.01.1970 г.) приходилось 4031,0 тыс. человек, прослушавших лекции Общества [99, 1301.

В 1976 году на 3197580 жителей Красноярского края (данные на 17.01.1979 г.) приходилось 13901,3 тыс. слушателей лекций Общества [102, с 22; 1301.

Соотношение количества слушателей лекций Общества с количеством населения Красноярского края показывает, что в 1958 году на одного жителя Красноярского края приходилось 0,86 лекции Общества, в 1964 году на одного жителя края приходилось 2,79 лекции, в 1969 году - 1,36 лекции, в 1976 году - 4,35 лекции, что свидетельствует о развитии системных форм пропаганды в виде циклов лекций, которые прослушивали одни и те же люди.

При этом отмечается еще одна тенденция: при постоянном росте числа слушателей лекций Общества в Красноярском крае показатель среднего числа слушателей на одну лекцию постоянно снижался. Если в 1948 году в среднем на одной лекции было 119 слушателей, то в 1955 году - 73, в 1960 году - 42, в 1965 году - 45, в 1970 году - 23 слушателя.

В 1976 году среднее число слушателей на одну лекции вновь поднялось до 44 человек. Все это говорит о том, что лекционная пропаганда началась вестись в более малочисленных аудиториях, что должно было создать более близкий контакт между лектором и аудиторией и в конечном счете сделать ее доходчивей и результативнее.

В целом, можно констатировать, что с конца 1940-х и в последующие годы увеличивается охват жителей края лекционной пропагандой и их систематическая вовлеченность в процесс прослушивания циклов лекций. Лекционная пропаганда в этот период времени все больше начинает носить индивидуальный характер, об этом говорит снижение среднего количества слушателей на одну лекцию.

Однако, исходя из того, что КПСС и Общество «Знание» идеологическую битву по итогу

проиграли, можно сделать вывод, что этот фактор не сыграл существенной роли в результативности пропагандисткой деятельности, скорее всего, из-за формального подхода к чтению лекций.

Иные (не лекционные) формы пропаганды.

С конца 1950-х годов в Красноярской краевой организации Общества начинается развитие иных нелекционных форм устной пропаганды. К ним можно отнести различные общественно-политические чтения, теоретические и научно-практические конференции, тематические вечера, экскурсии, консультации и беседы.

Сведения о количестве таких мероприятий в 1959-1964 гг. приведены в таблице 5.

П о сравнению с масштабом лекционной пропаганды размах не лекционных форм пропаганды и по количеству мероприятий, и числу охваченных слушателей выглядят, безусловно, скромнее.

Дальнейшее развитие не лекционных форм устной пропаганды во второй половине 1960-х - 1970-е годы показывает упрощение этих форм, изменение тематической направленности.

Сведения о мероприятиях нелекционной устной пропаганды краевой организации Общества в 1966-1977 гг. приведены в таблице 6.

Так, если количество научно-производственных и экономических конференций, которые решали вопросы обмена производственным опытом, выработки новых методик организации производства, увеличилось всего с 189 единиц в 1965 году до 995 в 1976 году (рост численности в 3,5 раза), то количество теоретических конференций и научных консультаций увеличилось с 236 единиц в 1965 году до 1680 в 1977 году (рост численности в 7,1 раза).

Численность же различного рода тематических вечеров за этот же период выросла с 3192 до 13465, т.е. в 4,2 раза, а бесед с 33620 до 324452, т.е. в 9,7 раза.

И меющие статистические данные за 1965-1977 гг. показывают размер аудитории слушателей, охваченных мероприятиями нелекционной устной пропаганды Красноярской краевой организации Общества только за 1972 год.

Так, участниками научно-производственных, экономических конференций, организованных Красноярской краевой организацией Общества, стали более 35,7 тысячи человек, участниками теоретических конференций и научных консультаций - 85,8 тысяч человек, участниками тематических вечеров, вечеров вопросов и ответом посетителей устных журналов - 417,6 тыс. человек. Лекторы Красноярской краевой

организации Общества провели беседы с 1501,7 тыс. человек [101, с- 231.

В целом охват слушателей этими формами пропаганды составил в 1972 году 1/4 часть от количества охваченных лекционной пропагандой.

Анализ иных (не лекционных) форм пропаганды показывает, что наибольшей популярностью пользовались наиболее простые формы (беседы), что связано в первую очередь с простотой подготовки и, возможно, меньшей возможностью контроля над такой формой пропаганды.

Кроме того, на наш взгляд, развитие не лекционных форм пропаганды связано во многом со снижением образовательного уровня и научной квалификации лекторов

Общества. Привлечение в ряды Общества доли преподавателей и ученых в рядах проведения академических лекций.

Выводы.

специалистов с производства, уменьшение Общества приводило к утрате навыков

Академическая лекция на протяжении всей истории Общества и его Красноярской краевой организации оставалась основной формой пропаганды политических и научных знаний.

Хотя создатели Общества предполагали, что основной формой деятельности Общества должна была быть публичная лекция, которая затем должна была быть растиражирована в массы в виде стенограмм и выступлений по ним членов-соревнователей, для Красноярской краевой организации как, впрочем, и для остальных региональных подразделений Общества, основной организационной формой проведения лекций стали лекции по заявкам организаций, учреждений, предприятий, колхозов и совхозов. Только отправив лекторов по месту работы и жительства советских граждан, можно было обеспечить большой охват аудитории.

Рост числа лекций, читаемых Красноярской краевой организацией Общества в конце 1940-х - 1980-е годы напрямую связано с ростом численности лекторов, особенно после организационного поглощения Обществом городских, районных и сельских объединений лекторов системы политкультпросвета. Еще одним фактором роста числа лекций стало снижение требований к читаемым лекциям, что привело к тому, что за лекции стали выдавать в 1970 - 1980-е гг. политинформации, беседы и обсуждения различных тем.

Изменение состава Общества, привлечение в его ряды учителей, инженерно-технических работников, передовиков и новаторов производства, не имевших навыков составления и чтения академических лекций, приводит к появлению различных нелекционных форм распространения знаний.

С конца 1950-х годов в просветительской деятельности Красноярской краевой организации так же, как и в Обществе в целом, выкристаллизовываются два направления: образовательное и агитационно-пропагандистское.

Первое образовательное направление было представлено различными так называемыми системными формами пропаганды: циклы тематических лекций (цикловые лекции) по различным отраслям знаний, народные университеты и школы коммунистического труда (школы социалистического хозяйствования).

Второе агитационно-пропагандистское направление, направленное на решение сиюминутных политических и экономических задач, в основном было представлено лекциями «на злобу дня», по важным решениям партии и правительства, различного рода теоретическими, научно-практическими и экономическими конференциями, общественно-политическими чтениями, тематическими вечерами, вечерами ответов и вопросов, консультаций и бесед.

Увеличение численности Красноярской краевой организации Общества, создание первичных организаций общества на предприятиях, в колхозах и совхозах позволили последней расширить масштабы лекционной пропаганды к концу 1970-х годов до более чем 300 тысяч лекций в год с охватом аудитории более чем 13 млн. слушателей. Превышение числа слушателей над численностью населения Красноярского края более чем в 4 раза объясняется тем, жители края были охвачены системными формами

лекционной пропаганды, прослушивая циклы лекций на протяжении года.

Организационная перестройка лекционной пропаганды в 1983-1985 гг. привела к усилению партийного влияния на деятельность Общества, а также к сокращению количества лекций, которое читало Общество.

Стоит отметить, что деятельность лекторов Красноярской краевой организации Всесоюзного общества «Знание» внесла значительный вклад в повышение общеобразовательного и культурного уровня советских граждан. Общество «Знание» и его структурные подразделения на местах, созданные в конце 1940-х годов как небольшие просветительские организации ученой общественности, к концу 1950-х годов становятся массовыми организациями советской интеллигенции, которые занимают сключительно важное место в советском проекте модернизации общественно-политических и социально-экономических отношений.

Безусловно, что благодаря просветительской деятельности общества «Знание» в стране и Красноярском крае складывается система непрерывного дополнительного образования и самообразования советских граждан.

В тоже время пропагандисткая и контрпропагандисткая деятельность общества «Знание» и ее Красноярской краевой организации с конца 1970-х годов начинает давать сбои, что связано с назревающим идеологическим кризисом всего советского социума.

Исторический опыт Всесоюзного общества «Знание» и ее Красноярской краевой организации по распространению политических и научных знаний будет интересен не только профессиональным историкам, но и вновь созданному Российскому обществу «Знание», в том числе и для того, чтобы избежать повторения тех трудностей и ошибок, которые пережило Общество в свой советский период функционирования.

Примечание.

Все рисунки и таблицы составлены автором на основе архивных документов, находящихся на хранении в Государственном архиве Российской Федерации (далее -ГАРФ) и Государственном архиве Красноярского края (далее- ГАКК), а также опубликованных в статистических сборниках. Ссылки на указанные документы приведены в статье и библиографическом списке.

Рисунок 1. - Количество лекций, прочитанных Красноярской краевой организацией общества «Знание», и численность лекторов в организации в 1948-1988 гг.

дгасе ™

(ЯМБ "

(К90Ё »

*—I

009£Е ■ «

¿¿91Е £

0£еЭЕ К

К ОгТЬ | | > ип

б0№£ ¡2

чгиоЕ. 01

ч-Н

еттЕЕ £

¿оееэг о>

гч

£¿883 К

ч> I 716 £ 168

• 1809 502

■ 4362 794

Ш ■ 4702 ui 944

■ 5898 1278

«> - 688 7 ^ 1483

^ — 8657 Ïï 2608

«> 10651 S 2600

н 14410

3205

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6750

32755

—■ 9354

52735

— 10430

85059

13651

159460

16108

181012

15269

185749

13892

168009

m

X

Г

16061

100507

13034

202598

20209

177662

220 53

109762

23555

200455

25661

101183

261Я5

214270

27770

229962

9 - 8 ЮЗ 'tMHeaotfèLTOH э1ЯЧкЛвн :ивнс1\ж ии>гаэ1->ис1о1эи

L3383 98 W2"6090tSfr 3/993/0I

Таблица 1. - Количество лекций, прочитанных Красноярской краевой организацией Всесоюзного общества «Знание» в 1948-1988 гг.

Год Всего В том числе

публичных по заявкам организаций (закрытых) на радио и ТВ

1948 716 100 616 0

1949 1809 141 1633 35

1950 4362 157 4145 60

1955 10651 248 10403 0

1960 159469 431 158496 542

1965 202598 305 202293 881

1970 214270 755 213515 -

1975 307725 1225 306500 -

1982 361632 1132 360500 -

1986 173485 1370 172115 -

1988 80450 1528 78922 -

Примечание.

Сведения о количестве лекций на радио и ТВ за 1970-1988 гг. в архивных и опубликованных статистических отчетах отсутствуют.

Таблица 2. - Количество платных лекций, прочитанных Красноярской краевой

организацией Общества «Знание» РСФСР в 1978-1988 гг.

Год Всего в том числе:

публичных по заявкам организаций

с выплатой гонорара и с возмещением

возмещением орган из ац и о н н ых

орган из ац и о н н ых расходов

расходов

кол-во % кол-во % кол-во %

1978 79846 1164 1,5 39507 49,5 39175 49,0

1979 70953 991 1,4 42869 60,4 27093 38,2

1980 78607 1201 1,5 45045 57,3 32361 41,2

1981 77039 1176 1,5 45539 59,1 30324 39,4

1982 77632 1132 1,5 46620 60,1 29880 38,4

1983 77857 1314 1,7 48222 61,9 28321 36,4

1984 81117 1366 1,7 46459 57,3 33292 41,0

1985 83083 1268 1,5 49332 59,4 32493 39,1

1986 90040 1370 1,5 51661 57,4 37009 41,1

1987 81982 1343 1,6 47741 58,2 32898 40,1

1988 80450 1528 1,9 47006 58,4 31916 39,7

Таблица 3. - Количестве народных университетов, в работе которых участвовала

Красноярская краевая организация общества «Знание» в 1959-1964 гг.

Год Количество народных университетов

1959 38

1960 63

1961 134

1962 97

1963 69

1964 78

Таблица 4. - Количество человек, которые прослушали лекции Всесоюзного общества

«Знание» в Красноярском крае в 1948-1977 гг.

Год Кол-во лекций* Кол-во слушателей, чел Среднее кол-во слушателей на одну лекцию, чел

1948 716 85319 119,2

1949 1809 212981 117,7

1950 4362 439783 100,8

1951 4702 - -

1952 5898 486466 100,8

1953 6887 520647 75,6

1954 8657 569426 65,8

1955 10651 778459 73,1

1956 14410 1035901 71,9

1957 32755 1911688 58,4

1958 52735 2250170 42,7

1959 84821 4083730 48,1

1960 158927 6607118 41,6

1961 180540 7507950 41,6

1962 185336 7905186 42,7

1963 167106 7833000 46,9

1964 189801 8083000 42,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1965 201717 9077200 45,0

1966 172666 9098000 52,7

1967 194367 1532427 7,9

1968 195500 785000 4,0

1969 191183 4031000 21,1

1970 214270 4994000 23,3

1971 229962 5859000 25,5

1972 246987 8014000 32,4

1973 255310 8483152 33,2

1974 264867 10525945 39,7

1975 307725 10064500 32,7

1976 312024 13901300 44,6

1977 321875 13056600 40,6

Примечание.

* С 1959 год а количество лекций указано без учета лекций на радио и телевидении. За 1963—1966, 1968-1972, 1975-1977 годы количеств о слушателей в статистических отчетах

округлено до тысячных

Таблица 5. - Сведения о мероприятиях не лекционной устной пропаганды (научно-производственные конференции, тематические вечера, лекции-консультации, лекции-экскурсии и т.п.) Красноярского краевого отделения Всесоюзного общества по

распространению политических и научных знаний в 1959-1964 гг.

Год Количество Численность участников (слушателей)

1959 634 72648

1960 1396 97721

1961 2019 109237

1962 2796 167867

1963 3686 219160

1964 2895 289000

Библиография

1. Зайчиков В. Н. Академия миллионов: Всесоюзное о-во «Знание». - М.: Новости, 1965. - 91 с.

2. Университет миллионов:(К 20-летию Всесоюз. о-ва «Знание»): Для обсуждения. -М.: [б. и.1, 1967. - 193 с.

3. Мезенцев В. А. Знания - народу: (К 25-летию всесоюз. о-ва «Знание»). - М.:

Знание, 1972. - 64 с. „

1аолица 6. Сведения о мероприятиях не лекционной устной пропаганды Красноярской

4. Купченя Т.Г. Обществу «Знание» -,25 лет. /, ЗН Сорока; Правл. о-ва «Знание»

краевой организации Общества «онание» РСФСР в 1У66—1У / / гг.

краевой организации иощества

БССР.. - Минск: [б. и.], 1972. - 19 с

Год

5. Чиненный АнйучйЗ истор

Знание пцд^Д-т^З1

экономические

6. ШильдяшоВн^(^1Мн Дйяте/

а те ис

Нрос

1969 7-1Яр°ш

миров

Шд.

1973 8. ^б;

ГГ7): ДиС 1977

иит?С]ейОЮЗййГО

конференции, научные

^осаъдвавдий^

ическому воспита нию трудящихся

1965 гг.) (на опыте работы па

ибирской, имс

Новосиб. гос. ун7т

„ „ „ . . 343 Д.В. Деятельность

оззрения трудящи

1ст. наук. /АкаДО^с

599

рева А.П. Деятель

роли общества «Знание

657

Мероприятия

общества «Знан

Кемеровской,.'омской области

. - Новосибирск

843

кпсс по форми

бществ. наук1 ^fo

881

ность Коммунистической партии

канд. ист!9наук. - Фрунзе^4 1971. - 228 с.753

Ш)

ие» /БАгйыЧине

вечера, вечера вопросов и

х оеганизаций 3

в условиям стро

ападной Сибири по ительства коммунизма

ных организ

й Алтайскот

, 1966. - 179g34

4943

рованию мар^си

хся в условияхстроительства ко

ЦК КПСС. 7-- М

10480

> в коммунистическом воспитана

13465

нный. - М.:

ая,

: автореф. (йис

132647

112521

стко-лен^скоГ

ммунизма19ЭРГФзеф. дис

:, 1968. -18 Ы.

258010 Киргизии по по

и трудящихся(] 966-1970

256549 324452

канд. ист.

вышению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

о

и

9. Дроботов А.А. Деятельность городских партийных организаций по формированию марксиско-ленинского мировоззрения трудящихся средствами партийно-политической пропаганды в период между XXIII и XXIV съездами КПСС: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01/ Новосиб. гос. пед. ин-т. - Новосибирск, 1973. - 30 с.

10. Лигус А.С. Деятельность партии по повышению роли общества «Знание» в коммунистическом строительстве 1959-1965 гг. (на материалах Ленинградской партийной организации): дис. ... канд. ист. наук. - Ленинград, 1973. - 215 с.

11. Бородин А.М. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по формированию и воспитанию рабочих кадров совхозов в 1959-1965 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01/Иркут. ун-т им. А.А. Жданова. - Иркутск, 1975. - 25 с.

12. Иванюк Л.М. Деятельность партийных организаций по повышению роли общества «Знание» в коммунистическом воспитании трудящихся (1959-1965 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Горький, 1975. - 219 с.

13. Кладина М.А. Деятельность Коммунистической партии Украины по повышению роли организаций общества «Знание» в коммунистическом воспитании трудящихся (19661970 гг.). - Днепропетровск, 1976. - 219 с.

14. Калинин А. Ф. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по осуществлению комплексного подхода к нравственному воспитанию трудящихся в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01, -Иркутск, 1984. - 240 с.

15. Кисляков М.М. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по повышению культурно-технического уровня рабочих промышленных предприятий в условиях развитого социализма (1971-1975 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01, -Томск, 1984. - 214 с.;

16. Шапкин М. Е. Партийное руководство коммунистическим воспитанием рабочих промышленных предприятий в период между XXI и XXII съездами КПСС (на материалах партийных организаций Иркутской области и Красноярского края): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01, - Иркутск, 1984. - 266 с.

17. Аникина В.П. Партийное руководство деятельностью организаций общества «Знание» Среднего Поволжья, 1971-1980 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. -

Куйбышев, 1986. - 258 с.

18. Кашин В.А. Деятельность КПСС по повышению роли общественных организаций в военно-патриотическом воспитании трудящихся (на материалах Краснодарского края и Ростовской области): дис. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 1986. - 208 с.

19. Сунелайтис С.Б. Роль Коммунистической партии Литвы в образовании и развитии общества «Знание» в республике, 1947-1975 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. -Вильнюс, 1987. - 213 с.

20. Мамонтова М.А., Сапожникова О.А. Лекция как оружие идеологической борьбы (на примере деятельности Омского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний). //Университеты России и их вклад в образовательное научное развитие регионов страны. Сборник научных трудов. 2010. С. 372-377.

21. Мамонтова М.А. Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний как одна из форм контроля и репрезентации образа советской исторической науки. //Трансформация образа советской исторической науки в первое послевоенное десятилетие: вторая половина 1940-х - середина 1950-х годов. - М.,

2011. С. 189-208.

22. Иванов Б.И. О публичной лекции академика С.И. Вавилова «Тридцать лет советской науки», прочитанной 16 октября 1947 г. в Москве, в Центральном лектории Всесоюзного Общества по распространению политических и научных знаний. //Сборник статей. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция. 2015. С. 105-116.

23. Федорова М.А. Антирелигиозная пропаганда Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний в 1947-1957 гг. на территории Свердловской области / М. А. Федорова //Третьи Чупинские краеведческие чтения: мат. конф. (Екатеринбург, 16-17 февраля 2006 г.) / Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского; сост. Т. А. Колосова. -Екатеринбург, 2006. - С. 203-210.

24. Меркурьева Ю. Через Общество «Знание» к знанию // «Северная правда». - 2007, 05 декабря. - С. 10.

25. Пинаева Д.А., Юнусова Р.Р. Деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний в 1940-1960 гг. //Молодой ученый. октябрь, 2013. № 10 (57). С. 444-448.

26. Пинаева Д.А. Организация пропагандистка-просветительской работы в Советской России в 1940-1950 гг. (на примере Татарской республиканской организации общества «Знание») //Казанская наука. 2013, № 9. С. 48-52.

27. Кометчиков И.В. Лекционная пропаганда на селе Центрального Нечерноземья 1945 - начала 1960-х гг.: организация и функционирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (45) : в 2 ч. Ч. I. С. 8087.

28. Алжейкина Г.В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии [электронный ресурс]// «Концепт»: научно-методический электронный журнал.

2012. № 5. С. 75-82.

29. Алжейкина Г.В. Народные университеты культуры и принципы их организации. //Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2011. № 5. С. 76-83.

30. Антонова В.С. Народные университеты как инструмент государственной политики

воспитания граждан. //Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова): VII Арсентьевские чтения. 2017. С. 125-129.

31. Рыбалка В.И. Деятельность народных университетов в сельской местности Марийской АССР в 60-80-е годы XX столетия//Марийский археографический вестник. 2015. № 25. С. 106-110.

32. Пинаева Д.А. Народные университеты в системе непрерывного образования советских граждан в 1970-1980 гг. (на примере Татарской АССР). //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1-2 (39). С. 164-169.

33. Гарькина С.А. Роль народных университетов в повышении трудовой активности работников промышленных предприятий в Татарской АСССР. //Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 13. С. 96-100.

34. Бахриддинова Д.М. Вклад народных университетов в повышении духовного уровня населения. //Вестник Таджикского национального университета. 2012. № 3-7 (99). С. 17-20.

35. Дилором Б. Историческая важность организации народных университетов. //Вестник Таджикского национального университета. 2014. Т. 2. № 3-8 (150). С. 14-16.

36. Замышляев В. И. Красноярской организации общества «Знание» России 50 лет (1947-1997): хроника ист. событий / В. И. Замышляев. Красноярск, 1997. 44 с.

37. Krementsov N. Stalinist Science. N. J., 1997. 368 p.

38. Froggatt M. Science in Propaganda and Popular Culture in the USSR under Khrushche v (1953-64). Oxford, 2006. 248 р.

39. Устав Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний: [утвержден 29 сентября 1947 г.]. - Л.: Тип. им. Володарского, 1948. - 12 с.

40. Устав Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний: утвержден 12 апреля 1955 г. - М.: Тип. Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, 1955. - 35 с.

41. Устав Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний: принят III Съездом... 28 янв. 1960 г. - М.: [б. и.], 1960. - 40 с.

42. Устав ордена Ленина Всесоюзного общества «Знание»: сборник основных организационно-распорядительных и финансовых документов Всесоюзного общества «Знание». - М.: Знание, 1987. - 160 с.

43. Устав ордена Ленина Всесоюзного общества «Знание»: утв. V съездом, изм. внес. VI и VIII съездами Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: Знание, 1984. - 24 с.

44. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. А-561. Оп. 1. Д.

24. Л. 15об , 23об., 38об. , 50об., 72 об

45. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 73. Л. 1об., 14об., 23об., 41об., 55об., 74об.

46. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 123 Л 1об., 15об., 26об., 38об., 60об., 87об.

47. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 210 Л 21об. , 37об , 51об , 62об , 89об., 125об.

48. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 303 Л 23об. , 38об , 48об , 91об , 61об., 121об.

49. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 440 Л 18об., 24об. 38 об , 55об , 96об,142об.

50. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 514 Л 17об., 18об. 31об. 45об. 61об., 91об., 118об.

51. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 631 Л 1об., 16об., 40об., 62об., 109об., 150об.

52. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 707 Л 1об., 19об., 31об., 44об., 72об., 97об.

53. ГАРФ. Ф. А- 561. Оп 1. Д. 808 Л . 19об. , 42об , 50об , 58об , 66об., 81об., 103об

55: 1=АР8: 8: А-5б1: 8Ш: 1: Д: ?88бЛЛ 448§б,_,539бб,5§4бе,Ш;,

56. ГАР8: 8: А-561: 8П: 1: Д: 1875: Л: 230б:, 3бОб:, 4бОб:, 550б:, 740б:, 9бОб:

57: ГАР8: 8: А-561: ОП: 1: Д: 1139: Л:380б:, 420б:, 580б:, б80б:, б50б:, 830б:, 1820б:

58: ГАР8: 8: А-5б1: ОП: 1: Д: 1197: Л: 25, 2б, 27, 28,12б:

59: ГАР8: 8: А^б1: ОП: 1: Д: 1б82: Л: 20б:, 380б:, 390б:, 580б:, б50б:, б80б, 890б:

б8: ГАР8: 8: А-5б1: ОП: 1: Д: 1783: Л: 10б:, 120б:, 240б:, 3б0б:, 410б:, 570б:, 74А0б:

б1: ГАР8: 8: А-5б1: ОП: 1: Д: 1814: Л: 24, 25, 27:

б2: ГАР8: 8: А-5б1: ОП: 1: Д: 285б: Л: 24:

б3: ГАР8: 8: А-5б1: ОП: 1: Д: 38б1: Л: 1, 1б, 24, 25, 37, 57, 81:

б4: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 142: Л: 2, 23, 24, 2б:

б5: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 38б: Л: 2, 19, 22, 2б:

бб: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 455: Л: 23, 25:

б7: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: б28: Л: 24, 2б:

б8: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 777: Л: 22, 24:

б9: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 985: Л: 1б, 17, 18:

78: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 1835 : Л : 13, 14, 15:

71: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 18б2 : Л : 10б:, 5:

72: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 1888 : Л : 4:

73: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 11бб : Л : 21:

74: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 11бб : Л : 22:

75: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 1285 : Л : 21:

7б: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 1258 : Л : 30б:, 280б:, 480б:, 430б:, 5^:, 730б:, 840б:

870б:, 980б:, 1810б, 1870б :, 1280б :, 1230б, 132, 1390б:

77: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 1423 : Л : 1 0б:

78: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 1584:Л: 1 0б:

79: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 1б79 : Л : 10б:

88: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 17б2 : Л : 10б:

81: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 288б : Л : 9б0б:

82: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 3521 : Л : 33:

83: ГАР8: 8: Р-9547: ОП: 1: Д: 43б9 : Л : 1:

84: Обз0р выП0лнения Плана лекци0нн0й деятельн0Сти 0рганизациями ВСеС0юзн0Г0

0бщества «Знание» за 19б3 Г0Д: 28 с:

М:: ТиП0графия издательства «Знание», 19б4:

85: Обз0р лекци0нн0й деятельн0сти 0рганизаций Всес0юзн0г0 0бщества «Знание» за

1968 г0Д: / Правл: Всес0ЮЗ: 0-ва «Знание»: - М:: [б: и:], 19б9: - 35 С:

8б: Обз0р лекци0нн0й деятельн0сти 0рганизаций Всес0юзн0г0 0бщества «Знание» за

1969 Г0Д: / Правл: Всес0юз: 0-ва «Знание»: - М:: [б: и:], 1978: - 37 С:

87: Обз0р лекци0нн0й деятельн0сти 0рганизаций Всес0юзн0Г0 0бщества «Знание» за

1978 Г0Д: / Правл: Всес0юз: 0-ва «Знание»: - М:: [б: и:], 1971: - 35 С: 88: Обз0р лекци0нн0й деятельн0сти 0рганизаций Всес0юзн0Г0 0бщества «Знание» за

1971 Г0Д: / Правл: Всес0юз: 0-ва «Знание»: - М:: [б: и:], 1972: - 35 С:

89: Обз0р лекци0нн0й деятельн0сти 0рганизаций всес0юзн0г0 0бщества «Знание» за

1972 Г0Д: / Правл: Всес0юз: 0-ва «Знание»: - М:: [б: и:], 1973: - 35 С:

98: Обз0р лекци0нн0й деятельн0Сти 0рганизаций вСеС0юзн0Г0 0бщеСтва «Знание» за

1973 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1974. - 35 с.

91. Обзор лекционной деятельности организаций всесоюзного общества «Знание» за

1974 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1975. - 35 с.

92. Обзор лекционной деятельности организаций всесоюзного общества «Знание» за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1975 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1976. - 37 с.

93. Обзор лекционной деятельности организаций всесоюзного общества «Знание» за

1976 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1977. - 37 с.

94. Обзор лекционной деятельности организаций всесоюзного общества «Знание» за

1977 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1978. - 42 с.

95. Обзор лекционной деятельности организаций всесоюзного общества «Знание» за

1978 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1979. - 40 с.

96. Обзор лекционной деятельности организаций всесоюзного общества «Знание» за

1979 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1980. - 39 с.

97. Обзор лекционной деятельности организаций всесоюзного общества «Знание» за

1980 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1981. - 38 с.

98. Обзор лекционной деятельности организаций всесоюзного общества «Знание» за

1981 год. / Правл. Всесоюз. о-ва «Знание». - М.: [б. и.], 1982. - 37 с.

99. Статистические данные о работе общества «Знание» РСФСР за 1969 год. / Правл. о-ва «Знание» РСФСР. - М.: [б. и.], 1970. - 28 с.

100. Статистические данные о работе общества «Знание» РСФСР за 1971 год. / Правл. о-ва «Знание» РСФСР. - М.: [б. и.], 1972, - 29 с.

101. Статистические данные о работе общества «Знание» РСФСР за 1972 год. / Правл. о-ва «Знание» РСФСР. - М.: [б. и.], 1973. - 28 с.

102. Статистические данные о работе общества «Знание» РСФСР за 1976 год. / Правл. о-ва «Знание» РСФСР. - М.: [б. и.], 1977. - 27 с.

103. Статистические данные о работе общества «Знание» РСФСР за 1977 год. / Правл. о-ва «Знание» РСФСР. - М.: [б. и.], 1978. - 27 с.

104. Краткие сведения о деятельности общества «Знание» РСФСР 1982-1986 гг. - М.: Тип. Всесоюз. о-ва «Знание», 1987. - 58 с.

105. Кратки сведения о деятельности общества «Знание» РСФСР 1987-1990 гг. - М.: Тип. Всесоюз. о-ва «Знание», 1990. - 44 с.

106. О передаче функций Министерства культуры РСФСР по проведению лекционной пропаганды Обществу по распространению политических и научных знаний РСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР № 83 от 2 марта 1957 г. // Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР: в 14-ти т. М.: Госюриздат, 1969. Т. 12. (1957-1959 гг.). С. 821-822.

107. Государственный архив Красноярского Края (далее - ГАКК). Ф. Р-2005. Оп. 1. Д. 3. Л. 29.

108. ГАКК. Ф. Р-2005. Оп. 1. Д. 6. Л. 31, 63.

109. ГАКК. Ф. Р-2005. Оп. 1. Д. 13. Л. 2.

110. ГАРФ. Ф. Р-9547. Оп. 1. Д. 73. Л. 2, 3, 4.

111. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 5. Л. 28, 39.

112. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1. Д. 210. Л. 62.

113. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1.Д. 303. Л. 70.

114. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1. Д. 440. Л. 70.

115. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1. Д. 514. Л. 29.

116. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1. Д. 631. Л. 84.

117. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1. Д. 707. Л. 53.

118. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1. Д. 808. Л. 66.

119. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 88. Л. 10.

120. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 168. Л. 32.

121. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 168. Л. 18.

122. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 191. Л. 26.

123. Залесов Г.М. Развитие общественных начал в культурном строительстве Западной Сибири (1959-1965 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Томск, 1984. 238 с.

124. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1. Д. 3061. Л. 42.

125. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 191. Л. 33.

126. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 88. Л. 20.

127. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 168. Л. 18.

128. ГАРФ. Ф. Р-9547. Оп. 1. Д. 306. Л. 25, 26, 38, 39, 40.

129. ГАКК. Ф. П-2068. Оп. 1. Д. 44. Л. 23.

130. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Красноярскому краю. Красноярск, 1990. С. 6.

131. Носова Я.А. Социально-демографические процессы в Красноярском крае в послевоенный период (1945-конец 1950-х гг.)// Инновационные тенденции развития агропромышленного комплекса России: мат-лы II Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. молодых ученых. Часть II. Красноярск, 2009. С. 150.

132. Славина Л. Н. История Красноярского края в динамике роста его населения.// Край большого будущего. История, действительность, перспектива: мат-лы науч.-практ. конф. «70 лет Красноярскому краю: итоги и перспективы развития» / Сиб. гос. технол. ун-т, Краснояр. гос. ун-т, Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края. Красноярск, 2004. С. 141.

133. Показатели лекционной деятельности Общества «Знание» РСФСР за 1965 год. - М.: Типография изд-ва «Знание», 1966. - С. 11.

134. ГАРФ. Ф А-561. Оп. 1. Д. 808. Л. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.