Научная статья на тему 'ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ'

ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОБЛОЖЕНИЯ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА / ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Любовь Ивановна, Сидорова Елена Юрьевна

Предмет исследования - формы и инструменты таможенных платежей в системе налогового регулирования экономики. Объекты исследования - таможенные платежи, под которые могут использоваться как методы государственного управления экономикой. Несмотря на то, что они достаточно хорошо изучены и эффективно применяются в Российской Федерации, на настоящем этапе развития экономики возникает необходимость в их более глубоком рассмотрении в части таможенных платежей и их выделения в отдельную отрасль знаний вследствие того, что весь комплекс таможенных платежей может применяться в полном объеме в целях налогового регулирования всей экономики. Цели статьи - разработка классификации инструментов таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики и определение их места. В статье анализируются уровневый подход к государственному регулированию экономики, инструменты и меры государственной поддержки международной торговли, а также приводится классификация методов государственного управления экспортно-импортных операций. При этом укрупненная классификация инструментов налогового регулирования заложена в основу классификации инструментов таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики. В статье делается вывод о том, что инструменты таможенных платежей в системе налогового регулирования экономики могут подразделяться на общие, специфические и прочие инструменты регулирования, используемые в части таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаренко Любовь Ивановна, Сидорова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND INSTRUMENTS OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE SYSTEM OF TAX REGULATION INSTRUMENTS OF THE ECONOMY

The subject of the study is the forms and tools of customs payments in the system of tax regulation of the economy. The objects of the study are customs payments, for which they can be used as methods of state management of the economy. Despite the fact that they are quite well studied and effectively applied in the Russian Federation, at the present economic development, there is a need for their deeper consideration in terms of customs payments and their allocation to a separate branch of knowledge due to the fact that the entire complex of customs payments can be applied in full for the purposes of tax regulation of the entire economy. The purpose of the article is to develop a classification of customs payment instruments in the system of instruments of tax regulation of the economy and to determine their place. The article analyzes the level approach to state regulation of the economy, tools and measures of state support for international trade, and also provides a classification of methods of state management of export-import operations. At the same time, the enlarged classification of tax regulation instruments is the basis for the classification of customs payment instruments in the system of economic tax regulation instruments. The article concludes that the instruments of customs payments in the system of instruments of tax regulation of the economy can be divided into general, specific and other regulatory instruments used in the part of customs payments.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»

126

налоги и налогообложение / taxes and taxation

(CC) (

оригинальная статья

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-5-126-138 УДК 336.1(045) JEL H2, H25

Формы и инструменты таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики

Л. И. Гончаренко3, Е. Ю. Сидорова'

Финансовый университет, Москва, Россия a https://оrcid.оrg/0000-0002-9872-3279; b https://orcid.org/0000-0002-4385-7173

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — формы и инструменты таможенных платежей в системе налогового регулирования экономики. Объекты исследования - таможенные платежи, под которые могут использоваться как методы государственного управления экономикой. Несмотря на то, что они достаточно хорошо изучены и эффективно применяются в Российской Федерации, на настоящем этапе развития экономики возникает необходимость в их более глубоком рассмотрении в части таможенных платежей и их выделения в отдельную отрасль знаний вследствие того, что весь комплекс таможенных платежей может применяться в полном объеме в целях налогового регулирования всей экономики.

Цели статьи — разработка классификации инструментов таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики и определение их места.

В статье анализируются уровневый подход к государственному регулированию экономики, инструменты и меры государственной поддержки международной торговли, а также приводится классификация методов государственного управления экспортно-импортных операций. При этом укрупненная классификация инструментов налогового регулирования заложена в основу классификации инструментов таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики.

В статье делается вывод о том, что инструменты таможенных платежей в системе налогового регулирования экономики могут подразделяться на общие, специфические и прочие инструменты регулирования, используемые в части таможенных платежей.

Ключевые слова:таможенные платежи; инструменты налогового регулирования; таможенные обложения; косвенные налоги; определение страны происхождения товаров; таможенная стоимость товара; таможенные режимы

Для цитирования: Гончаренко Л. И., Сидорова Е. Ю. Формы и инструменты таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(5):126-138. DOi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-5-126-138

original paper

Forms and instruments of Customs Payments in the System of Tax Regulation instruments of the Economy

L. I. Goncharenkoa, E. Yu. Sidorovab

Financial University, Moscow, Russia a https://оrcid.оrg/0000-0002-9872-3279; b https://orcid.org/0000-0002-4385-7173

BY 4.0

ABSTRACT

The subject of the study is the forms and tools of customs payments in the system of tax regulation of the economy. The objects of the study are customs payments, for which they can be used as methods of state management of the economy. Despite the fact that they are quite well studied and effectively applied in the Russian Federation, at the present economic development, there is a need for their deeper consideration in terms of customs payments and their allocation

© Гончаренко Л. И., Сидорова Е. Ю., 2021

to a separate branch of knowledge due to the fact that the entire complex of customs payments can be applied in full for the purposes of tax regulation of the entire economy.

The purpose of the article is to develop a classification of customs payment instruments in the system of instruments of tax regulation of the economy and to determine their place.

The article analyzes the level approach to state regulation of the economy, tools and measures of state support for international trade, and also provides a classification of methods of state management of export-import operations. At the same time, the enlarged classification of tax regulation instruments is the basis for the classification of customs payment instruments in the system of economic tax regulation instruments.

The article concludes that the instruments of customs payments in the system of instruments of tax regulation of the economy can be divided into general, specific and other regulatory instruments used in the part of customs payments. Keywords: customs payments; instruments of tax regulation; customs duties; indirect taxes; determination of the country of origin of goods; customs value of goods, customs regimes

For citation: Goncharenko L. i., sidorova E. Yu. Forms and instruments of customs payments in the system of tax regulation instruments of the economy. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(5):126-138. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-5-126-138

определение понятия

«таможенные платежи»

Экономические методы государственного регулирования, осуществляемые в рамках внешнеэкономической деятельности, могут быть таможенно-тарифными, налоговыми и специальными. При этом если таможенные платежи являются экономическими инструментами управления экономикой, то таможенные сборы и таможенные пошлины относятся к таможенно-тарифным методам, а НДС и акцизы входят в состав средств налогового регулирования.

Специальные методы включают антидемпинговые, сезонные, специальные средства управления экономикой посредством в том числе компенсационных пошлин, экспортных квот на поставку определенных категорий товаров по их стоимости.

Квотирование, сертификация, лицензирование и ограничение импорта товаров относятся к административным способам регулирования экономики.

Маркировка, классификация, определение страны происхождения товаров являются комплексными инструментами, под которыми понимается принятие совокупности мер по определению статуса товара в зависимости от применения в отношении товаров административных и тарифных методов регулирования.

Хотя формирование системы таможенных платежей происходило одновременно с созданием в Российской Федерации в 1990 гг. налоговой системы, до сих пор в налоговом законодательстве отсутствует зафиксированное понятие «таможенные платежи» несмотря на то, что в экономической

литературе дается множество определений этого термина, но в них не отражается его сущностность с позиций налогового регулирования. При этом сложно выделить какой-то отдельный признак, по которому можно было бы различать таможенные платежи. Для этого необходимо использовать по крайней мере два основных признака, присущих таможенным платежам:

1) взимание таможенными органами;

2) уплата при реализации внешнеэкономической деятельности.

При этом для каждой таможенной процедуры установлен свой перечень таможенных платежей. В понятие «таможенные платежи» включаются всего пять составляющих: НДС, акцизы, ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, таможенные сборы. На этом основании можно укрупненно выделить четыре основных элемента таможенных платежей: НДС, акцизы, таможенные пошлины, таможенные сборы. Причем все они уплачиваются при осуществлении таможенной процедуры «Выпуск для внутреннего потребления». Исходя из этого можно заключить, что отсутствие сущностного установления природы таможенных платежей не позволяет законодательно закрепить это определение в таможенном законодательстве. Поэтому вряд ли это можно считать пробелом в законодательстве ЕАЭС.

На риски, связанные с объединением в понятии «таможенные платежи» выплат, которые по своей сути могут быть налогами, сборами и т.д., еще в начале 1990-х гг. обратил внимание А. Н. Козырин [1, с. 5-6].

При этом возникает неоднозначность в определении места таможенных платежей в доходах бюджетной системы страны. Так, НДС и акцизы относятся к налоговым доходам бюджета, а таможенные сборы и таможенные пошлины — к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации), что объясняется отсутствием понимания природы таможенных сборов и пошлин, которые обладают всеми критериями налогов и сборов. В бюджетной классификации доходов также используется понятие «доходы от внешнеэкономической деятельности», под которым законодатель подразумевает таможенные пошлины, таможенные сборы, однако формально в случае, если за признак получения дохода законодатель берет факт совершения внешнеэкономической деятельности, к данным доходам должны относиться НДС и акцизы, которые уплачиваются в составе таможенных платежей. Таким образом, пробелы в методологии способствуют усложнению процесс использования таможенных платежей в качестве инструмента налогового регулирования в Российской Федерации. При этом, как отмечает В. Г. Пансков, НДС и акцизы, уплачиваемые при ввозе в Россию товаров, отличаются от таможенных пошлин правилами определения налоговой базы, ставками, перечнями облагаемых товаров, однако, как он правильно отмечает, эти платежи все же экономически, логически и юридически схожи друг с другом [2, с. 32]. Таким образом, в настоящем исследовании к таможенным платежам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы, которые уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС и администрируются таможенными органами.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ) предусмотрено, что при установлении налога необходимо определение его элементов в соответствии со ст. 17 настоящего Кодекса, чтобы избежать ситуаций, при которых в примерно одинаковых экономических ситуациях могут осуществляться платежи в разных размерах. Статус налога, определенный НК РФ, обязывает устанавливать элементы налогообложения, обеспечивая тем самым выполнение единых требований к уплате налога. Статус платежа нередко приводит к уклонению от его уплаты, значительной разнице в размерах платежей при фактически равных исходных позициях плательщиков. При этом платежи поступают в доходную часть бюджета Российской Федерации и относятся к одной из трех категорий: фискаль-

ные платежи, платежи, перечисляемые в рамках гражданско-правовых отношений, санкции.

Неверная квалификация различных платежей государству, по мнению Д. В. Винницкого, обусловлена попытками камуфляжа их сущности посредством применения определенных гражданско-правовых средств [3], что становится причиной дискуссий в научном сообществе по поводу изменения статуса таможенных пошлинам и сборов. Однако фактически таможенные пошлины и сборы на основании ст. 8 НК РФ соответствуют критериям понятий «налог» и «сбор».

Можно определить таможенную пошлину как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с юридических и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Таким образом, имеются в наличие все признаки налога в соответствии со ст. 8 НК РФ. Таможенной пошлине свойственны следующие признаки налога: императивность, индивидуальная безвозмездность, уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства, абстрактность, относительная регулярность и др.

Таможенные сборы, взимаемые за таможенное сопровождение и оформление товаров, являются обязательными платежами, без уплаты которых невозможно совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов, что соответствует характеристикам сбора, приведенным в ст. 8 НК РФ. При этом эти платежи содержат все компоненты, присущие налогам, кроме разве только налогового периода, отсутствие которого обусловлено особенностью элемента, составляющей сущность налога, — «порядок и сроки уплаты», что обусловлено особенностями таможенного обложения в Российской Федерации в части сроков уплаты таможенных платежей.

При этом статус НДС и акцизов не подвергается сомнению, но в рамках ВЭД налоги перечисляются в связи перемещением товаров через таможенную границу либо иными обстоятельствами, обуславливающими возникновение налоговых обязанностей. Налоговый период по НДС и акцизам в соответствии с главой 21 НК РФ во внешнеторговых сделках не применяется.

Вторым аргументом, подтверждающим необходимость включения таможенных сборов и пошлин в систему налогов и сборов, является содержание ст. 57 Конституции Российской Федерации, где ут-

верждается, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Для того чтобы считать услугой таможенное оформление необходимо изменить положения Таможенного кодекса ЕАЭС и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) с целью подтверждения того факта, что таможенная пошлина является услугой, для обоснования которой необходимы более веские аргументы. В [4, с. 37-38; 5] со ссылкой на В. Петти приводятся следующие возможные основания для обоснования того, что таможенные пошлины являются сборами или налогами: «Таможенные пошлины — это сборы или налоги с товаров, вывозимых из владений государя или ввозимых в них. Я не могу хорошо уяснить себе, каковы те естественные основания, в силу которых пошлины должны уплачиваться государю как при ввозе, так и при вывозе; имеются, по-видимому, все же некоторые основания уплаты ему за разрешение вывозить определенные продукты, в которых другие страны нуждаются. Я поэтому полагаю, что пошлины являлись вознаграждением, уплачиваемым государю за защиту провоза товаров как в страну, так и из страны от пиратов, и я считал бы это действительно правильным, если бы государь был обязан тратить большие средства с этой целью».

Таким образом, все это подтверждается ошибочность исключения таможенных пошлин и сборов из системы налогов и сборов. При этом налоговый характер этих платежей для дореволюционных, советских и современных специалистов не вызывает сомнения [6].

И. И. Янжул, известный как ученый, который внес большой вклад в теорию таможенной пошлины, писал о ней, как о «первом, самом старом косвенном налоге» [7, с. 247]. При этом он задавался вопросом: «к какой категории налогов (прямым или косвенным) следует отнести таможенную пошлину» [7, с. 228].

Среди советских экономистов С. А. Котляровский также считал таможенную пошлину налогом, считая ее видом косвенных налогов [8, с. 84].

На современном этапе развития налоговой теории большинство экономистов считает таможенную пошлину налогом. Так, В. Г. Пансков, рассматривая классификационные признаки налогов, считает косвенными налогами НДС, акцизы и таможенные пошлины [9, с. 43]. Этого же мнения придерживаются Л. И. Гончаренко [10, с. 134], А. Н. Козырин и Т. Н. Трошкина [11-12], аргументируя свою позицию нижеследующим:

1) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно — властным принуждением;

2) таможенная пошлина не является платой за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

3) платежи от таможенных пошлин не носят целевого характера и используются для целей государства в целом;

4) правила уплаты таможенных пошлин исключают возможность договариваться с государством по различным вопросам их уплаты, как это принято в гражданских правоотношениях.

Можно согласиться с мнением Т. Н. Трошки-ной: «вопреки собственному названию таможенная пошлина имеет не пошлинную, а налоговую природу, являясь разновидностью косвенного налога, которым облагается трансграничный оборот товаров» [6].

Заслуживает внимания мнение С. Г. Пепеляева, согласно которому уплата государству иных, помимо налогов и сборов, обязательных платежей (за исключением штрафных санкций) Конституцией Российской Федерации не предусмотрена. Поэтому при исключении таможенной пошлины и таможенных сборов из системы налогов и сборов возникает неопределенность в вопросе о том, имеются ли основания для взимания данных платежей. Таможенная пошлина и таможенные сборы соответствуют понятиям «налог» и «сбор», определение которых содержится в ст. 8 НК РФ1.

Таким образом, в рамках исследования таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики отказ от идеи, согласно которой таможенные пошлины и сборы не имеют налогового статуса, снимает необходимость установления режима регулирования, характерного для налоговых платежей, в том числе требование о четком законодательном определении всех элементов обложения.

Это приводит к противоречиям в законодательстве, а также к возможности минимизации платежей [13, с. 12]. Но есть и другие негативные последствия:

1) при судебных разбирательствах возможно принятие решений, приводящих к снижению доходов федерального бюджет;

1 Заключение компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» по вопросу исключения таможенной пошлины и таможенных сборов из системы налогов и сборов.

2) возможности таможенных органов существенно отличаются от возможностей налоговых органов;

3) регистрация таможенных документов в Минюсте России имеет ограниченный характер.

В. Г. Пансков выступает за необходимость упорядочивания большого количества существующих в Российской Федерации платежей, соответствующих по своим сущностным признакам определению термина «сбор». Учитывая большое количество сфер деятельности, в которых применяются платежи, которые похожи на сборы, В. Г. Пансков предложил ограничить круг вопросов, которые регулируются НК РФ, отношениями, возникающими только при уплате налогов.

Поэтому таможенные платежи необходимо рассматривать не только как инструмент государственного регулирования ВЭД, а как часть налоговой системы, а следовательно, как инструмент налогового регулирования, хотя НДС и акцизы являются федеральными налогами.

Таким образом, в связи с тем, что государство установило перечень платежей, необходимых к уплате в связи с перемещение товаров через границу, и систему регулирования для правильной интерпретации таможенных платежей как инструмента государственного регулирования ВЭД и налогового регулирования, целесообразно использовать понятие «таможенное обложение». Ряд авторов для определения системы регулирования таможенных платежей предлагают использовать термин «таможенное налогообложение», под которым они понимают отношения, складывающиеся между лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации, определяемыми в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, с одной стороны, и таможенными и налоговыми органами, с другой стороны, по поводу исчисления и уплаты таможенных налогов [14]. Это определение является полным и верным с экономической точки зрения. Однако при его использовании возникают вопросы, так как на практике речь идет о таможенных платежах, а не таможенных налогах. Поэтому до того момента, когда таможенные платежи не будут отнесены законодательством к налоговым отношениям, целесообразно использование понятия «таможенное обложение».

Для определения границ регулирования таможенных платежей и таможенного обложения можно

использовать подход, предлагаемый Д. В. Винницким, предложившим использовать понятие «фискальное взимание», которое объединяет налоги и сборы в одном ряду на основе их сущностных признаков: уплата в пользу государства, в том числе любых публичных институтов, выступающих в роли носителей власти, безвозмездность (или неэквивалентность), обязательность, отсутствие характера санкции за правонарушение [15, с. 9 10]. Поэтому при исследовании системы государственного регулирования в части таможенных платежей целесообразно взаимосвязанное использование трех терминов «фискальное взимание», «налог» и «сбор».

В общем виде можно предположить, что таможенные платежи относятся именно к фискальным взиманиям, так как они уплачиваются в связи с ведением лицом определенной деятельности (внешней торговли товарами), обладают отмеченными выше признаками фискальных взиманий, не имеют признаков санкций либо платежей в гражданских отношениях ввиду возможности договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других элементов обложения [16, с. 123].

Кроме того, целесообразно разграничение понятий «таможенные платежи (система таможенных платежей)» и «таможенное обложение (система таможенного обложения)». При этом может быть использован подход, который применяет М. Р. Пинская при обосновании различий терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система». Следует согласиться с мнением о том, что понятие «налоговая система», так же как система таможенного обложения, не может исчерпываться только видами обязательных платежей. Это также «совокупность принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществление контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение законодательства» [17].

место налогового регулирования в системе государственного регулирования

Уровневый подход к налоговому регулированию в части таможенных платежей может быть представлен в виде рис. 1.

При этом подходе реализуется принцип системности и согласованности целей государственной политики на всех уровнях ее реализации.

Рис. 1 / Fig. 1. Уровневый подход к государственному регулированию экономики / Tiered approach to state regulation of the economy

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

В рамках мегоуровня «Государственное регулирование экономики» в основном выделяют таможенное регулирование (установление квот, предоставление рассрочек, выбор методов и порядок определения таможенной стоимости), налоговое регулирование (налоговые преференции, структура налоговой системы и т.д.), валютное регулирование (виды налогов и сборов, принципы и формы их установления, налоговые процедуры, права обязанности и функции налоговых органов, распределение налогов по уровням бюджетной системы).

Макроуровень «Государственное регулирование международной торговли» включает инструменты, отраженные на рис. 2.

В рамках государственного регулирования важное значение придают мерам государственного стимулирования международной торговли (рис. 3).

Поэтому налоговые меры в данном контексте можно классифицировать как стимулирующие инструменты налогового регулирования, к которым относят тарифные преференции, установление льготного порядка косвенного налогообложения экспортных операций.

Определение инструментов на микроуровене «Налоговое регулирование экономики в части таможенных платежей» затруднено тем, что достаточно сложно установить цели этого уровня. Наиболее правильно сформулировать цели налогового регулирования в части экспортных и импортных операций. При этом целью налогового регулирования импортных операций является защита отечественного рынка от иностранных товаров, которые могут составлять конкуренцию отечественным производителям по ценовому фактору и обеспечивать внутренний рынок необходимым количеством товаров, которые не производятся или выпускаются в недостаточном количестве внутри страны.

К целям налогового регулирования экспортных операций можно отнести обеспечение рационального соотношения ввоза и вывоза товаров для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

При этом А. А. Евдокимов определяет налоговое регулирование экспортно-импортных операций как совокупность экономических мер, применение которых сводится к воздействию на данный

Рис. 2 / Fig. 2. Инструменты государственного регулирования международной торговли / Instruments of state regulation of international trade

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

вид деятельности со стороны налоговых регуляторов путем изменения ставок налогов, порядка их применения, предоставления льгот, применения штрафных санкций при несвоевременной уплате этих налогов [18, с. 8]. Он также предлагает классификацию методов государственного регулирования экспортно-импортных операций. В частности, все методы подразделяются на два типа: экономические и административные. Экономические методы включают группы:

1) «налогового регулирования», к которой относятся таможенная пошлина (экспортная и импортная); НДС и акцизы;

2) «финансово-кредитное регулирование», вкл-чаящая страхование, кредитование, субсидирование.

Администрирование методы включают группы:

1) «государственное валютное регулирование», к которой относятся порядок осуществления валютных операций, валютный контроль, валютный курс;

Рис. 3 / Fig. 3. Меры государственной поддержки международной торговли / Measures of state support for international trade

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Инструменты налогового регулирования

Рис. 4 / Fig. 4. Укрупненная классификация инструментов налогового регулирования / Consolidated classification of tax regulation instruments

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

2) «государственное регулирование на таможне», включающей таможенные процедуры, порядок определения таможенной стоимости, контроль за определением кода по ТН ВЭД и страны происхождение товара, таможенный контроль.

При этом к административным методам также относят квотирование, лицензирование, сертификацию, экспортный контроль, государственную монополию на торговлю отдельными товарами.

таможенные платежи,

входящие в систему налогового регулирования

По вопросу установления таможенных платежей, входящих в систему налогового регулирования, имеются две принципиальные позиции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) налоговое регулирование осуществляется на основе всех видов таможенных платеже;

2) в налоговом регулировании участвуют только НДС, акцизы и таможенные пошлины без таможенных сборов по причине того, что последние могут

рассматриваться как сборы, которые компенсируют затраты ФТС России, а также потому, что традиционные налоговые регуляторы при их исчислении не используются. Таким образом, если исходить из того, что таможенные платежи выполняют регулирующую функции, данное утверждение верно.

систематизация форм и инструментов налогового регулирования экономики

в части таможенных платежей

Существует классическая схема классификаций инструментов налогового регулирования (рис. 4).

Представляется, инструменты налогового регулирования в части применения в сфере таможенных платежей можно классифицировать на две группы: классические инструменты налогового регулирования и инструменты налогового регулирования в отношении таможенным платежам (см. таблицу).

Выделяются два типа инструментов налогового регулирования в части таможенных платежей:

Таблица / Table

Классификация инструментов таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики / Classification of customs payment instruments in the system of instruments

of tax regulation of the economy

Общий перечень инструментов государственного регулирования в налоговой сфере / General list of instruments of state regulation in the tax sphere Инструменты налогового регулирования в сфере классических налоговых отношений / Instruments of tax regulation in the field of classical tax relations Инструменты налогового регулирования в сфере обложения таможенными платежами (таможенное налогообложение) / Instruments of tax regulation in the field of taxation of customs payments (customs taxation)

Налоговый контроль / Tax control + -

Таможенный контроль / Customs control - +

Правила определения страны происхождения товара / Rules for determining the country of origin of goods - +

Таможенная процедура / Customs procedure - +

Состав плательщиков / Composition of payers + +

Объект обложения / Object of taxation + +

Возникновение и прекращение обязанности по уплате налоговых обязательств / The emergence and termination of the obligation to pay tax obligations + +

Маркировка акцизной и иной приравненной к ней (сходной) продукции / Marking of excise and other equivalent (similar) products + +

Санкции / Sanctions + +

Налоговые льготы / Tax benefits + +

Налоговые ставки / Tax rates + +

Таможенные преференции / Customs preferences - +

Коды ТН ВЭД / HS codes - +

Декларирование товаров при перемещении их через таможенную границу союза и налоговые декларации / Declaration of goods when moving them across the customs border of the Union and tax declarations - +

Отсрочки и рассрочки платежа / Deferrals and installments of payment + +

База для исчисления / Base for calculus + +

Порядок исчисления / The order of calculation + +

Порядок и сроки уплаты / Procedure and terms of payment + +

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

1) инструменты налогового регулирования в части таможенных платежей, которые прямо влияют на механизм исчисления таможенных платежей в целом или на его отдельные элементы;

2) налоговые инструменты в части таможенных платежей, которые косвенно влияют на механизм исчисления таможенных платежей в целом или на отдельные элементы.

Первая группа «Налоговые инструменты в части таможенных платежей, которые прямо влияют на механизм исчисления таможенных платежей в целом или на отдельные элементы» включает:

• таможенную процедуру;

• элементы, относящиеся к системе обложения таможенными платежами: состав плательщиков, объект обложения, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей, база для исчисления таможенных платежей (механизм формирования таможенной стоимости товаров (работ, услуг), физическая и иная характеристика объекта).

Вторая группа «Налоговые инструменты в части таможенных платежей, которые косвенно влияют на механизм исчисления таможенных платежей в целом или на отдельные элементы», включает:

• правила определения страны происхождения товара (косвенное влияние на величину ставки по таможенным пошлинам);

• коды ТН ВЭД (косвенное влияние на величину ставки по таможенным пошлинам);

• тарифные преференции.

При этом ряд из них сложно отнести к инструментам налогового регулирования, например «режим наибольшего благоприятствования».

Все налоговые инструменты государственного регулирования в части таможенных платежей можно подразделить на две группы:

1. Налоговые инструменты, относящиеся к законодательным процедурам:

1.1. Декларирование товаров/операций с товарами, в отношении которых возникают налоговые последствия.

1.1.1. Выпуск (необходимость выпуска) товаров (уполномоченным органом) в соответствии с избранной моделью договорных отношений/таможенной процедурой, в рамках которой возникают налоговые последствия (по уплате налогов и сборов). При этом может меняться/либо не меняться статус товаров в соответствующих отношениях.

1.2. Отсрочки и рассрочки платежа.

1.3. Авансовые платежи.

1.4. Контроль уплаты: налоговый — таможенный.

2. Элементы обложения как налоговые инструменты регулирования в части таможенных платежей:

2.1. Состав плательщиков.

2.2. Объект обложения.

2.2.1. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.

2.3. Налоговая база.

2.4. Ставки по таможенным платежам.

2.5. Порядок исчисления (в том числе налоговые вычеты).

2.6. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей.

2.7. Льготы по уплате таможенных платежей.

Например, по подгруппе 1.1. «Декларирование

товаров/операций с товарами, в отношении которых возникают налоговые последствия» необходимо декларирование товаров/операций с товарами, в отношении которых возникают налоговые последствия (последствия по уплате налогов и сборов). При этом в обычных налоговых отношениях декларирование операций не требуется как при реализации внешнеторговой деятельности, когда необходимо декларировать каждую ввозимую или вывозимую партию товара. В налоговых отношениях декларирование осуществляется по итогам налогового (отчетного) периода.

При этом существует процедура выпуска (необходимость выпуска) товаров (уполномоченным органом) в соответствии с избранной моделью договорных отношений/таможенной процедурой, в рамках которой возникают налоговые последствия (последствия по уплате налогов и сборов), но при этом может меняться/ либо не меняться статус товаров в соответствующих отношениях.

Рассмотрим более подробно таможенные платежи, осуществляемые в системе инструментов налогового регулирования экономики (рис. 5).

При разработке механизма исчисления таможенных платежей активно использовались инструменты налогового регулирования, которые в целом можно классифицировать на общие (это инструменты из блока «общие инструменты государственного регулирования»), специфические (это блок «инструменты государственного регулирования в сфере таможенных платежей», которые напрямую относятся к категории «таможенные платежи») и прочие инструменты регулирования, используемые в части таможенных платежей (это инструменты из блока «инструменты государственного регулирования в сфере таможенных платежей», которые косвенно относятся к категории «таможенные платежи»).

Рис. 5/ Fig. 5. Таможенные платежи в системе инструментов налогового регулирования экономики / Customs payments in the system of instruments of tax regulation of the economy

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Под общими инструментами регулирования в части таможенных платежей понимаются инструменты государственного регулирования, которые одинаково эффективно могут использоваться в налоговой и таможенной сферах, например налоговые вычеты, налоговые льготы и т.д.

Под специфическими инструментами государственного регулирования в части таможенных платежей понимаются инструменты, которые используются только для таможенных платежей и напрямую влияют на их исчисление, например определение страны происхождения товаров, формирование таможенной

стоимости товаров, декларирование товаров, режим наибольшего благоприятствования.

Под прочими инструментами регулирования в части таможенных платежей понимаются иные инструменты государственного регулирования, используемые с целью регулирования, но не представленные в вышеперечисленных группах и косвенно влияющие на механизм исчисления таможенных платежей, например антидемпинговые, сезонные, специальные, компенсационные пошлины, специфические субсидии, экспортные квоты по стоимости товаров.

благодарность

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

acknowlegement

The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds according to the state assignment of the Financial University.

список источников

1. Козырин А. Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктор юридических наук. М.; 1994.

2. Пансков В. Г. О некоторых проблемах формирования российской налоговой системы. Финансы. 2007;(3):28-33.

3. Винницкий Д. В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М.: НОРМА; 2002.

4. Петти В. Трактат о налогах и сборах. Шедевры мировой экономической мысли. Т. 2. Петрозаводск; 1993.

5. Трошкина Т. Н. Обязательные платежи в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. Монография. М.: Ось-89; 2006.

6. Трошкина Т. Н. Налоговый характер таможенно-тарифных правоотношений (о правовой природе таможенной пошлины). Консультант+ Комментарии законодательства; 2021. Справочная система «Консультант».

7. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. М.: Статут; 2002.

8. Котляровский С. А. Финансовое право СССР. Ленинград; 1926.

9. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика; 2005.

10. Гончаренко Л. И., Абрамова М. А., Маркина Е. В. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика физической культуры. М.: Юрайт; 2015. С. 90.

11. Козырин А. Н., Трошкина Т. Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе» (постатейный). Консультант + Комментарии законодательства; 2021. Справочная система «Консультант».

12. Трошкина Т. Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Реформы и право. 2008;(2):5-16.

13. Пансков В. Г. Некоторые направления налоговой реформы: проблемы и пути решения. Налоговая политика и практика. 2005;(3): 25-31.

14. Миляков Н. В. Таможенная пошлина. М.: Финансы и статистика; 2004.

15. Винницкий Д. В. Налоги и сборы: понятие. Юридические признаки. Генезис. М.: НОРМА; 2002.

16. Миляков Н. В. Таможенная пошлина. М.: Финансы и статистика; 2004.

17. Пинская М. Р. Основы теории налогов и налогообложения: монография. М.: Палеотип; 2004.

18. Евдокимов А. А. Налоговое регулирование экспортно-импортных операций: специальность 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов; 2007.

references

1. Kozyrin A. N. Legal regulation of the customs tariff mechanism (comparative legal study). Abstract of the dissertation for the degree of doctor of law. Moscow, 1994. (In Russ.).

2. Panskov V. G. About some problems of formation of the Russian tax system. Finansy. 2007;(3):28-33. (In Russ.).

3. Vinnickij D. V. Taxes and fees: a concept. legal signs. Genesis. Moscow: NORMA; 2002. (In Russ.).

4. Petti V. A treatise on taxes and fees. Masterpieces of world economic thought. Volume 2. Petrozavodsk; 1993. (In Russ.).

5. Troshkina T. N. Mandatory payments in the mechanism of state regulation of foreign trade activity in the Russian Federation: Monograph. Moscow: Os'-89; 2006. (In Russ.).

6. Troshkina T. N. The tax nature of customs and tariff relations (on the legal nature of customs duties). Consultant+ Comments on legislation, 2021. Reference system "Consultant" (In Russ.).

7. Janzhul I. I. Basic principles of financial science. The doctrine of state revenue. Moscow: Statut; 2002. (In Russ.).

8. Kotljarovskij S. A. Financial law of the USSR. Leningrad; 1926. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Panskov V. G. Taxes and the tax system of the Russian Federation. Moscow: Finansy i statistika; 2005. (In Russ.).

www.etl.fa.ru

138

Л. И. Гончаренко, Е. Ю. Сидорова

10. Goncharenko L. I., Abramova M. A., Markina E. V. Financial and monetary methods of economic regulation. Theory and practice of physical culture. Moscow: Yurayt; 2015. P. 90. (In Russ.).

11. Kozyrin A. N., Troshkina T. N. Commentary on the law of the Russian Federation "About the customs tariff" (article-by-article). Konsul'tant + Kommentarii zakonodatel'stva, 2021. Reference system "Consultant" (In Russ.).

12. Troshkina T. N. Customs and tariff instruments of state regulation of foreign trade activities. Reformy i pravo. 2008;(2):5-16. (In Russ.).

13. Panskov V. G. Some areas of tax reform: problems and solutions. Nalogovaja politika i praktika. 2005;(3):25-31. (In Russ.).

14. Miljakov N. V. Customs duty. Moscow: Finansy i statistika; 2004. (In Russ.).

15. Vinnickij D. V. Taxes and fees: a concept. legal signs. Genesis. Genezis. Moscow: NORMA; 2002. (In Russ.).

16. Miljakov N. V. Customs duty. Moscow: Finansy i statistika; 2004. (In Russ.).

17. Pinskaja M. R. Fundamentals of the theory of taxes and taxation. Monograph. Moscow: Paleotip; 2004. (In Russ.).

18. Evdokimov A. A. Tax regulation of export-import operations: specialty 08.00.10 "Finance, money circulation and credit": abstract of the dissertation for the degree of candidate of economic sciences. Saratov; 2007. (In Russ.).

информация об авторах

Любовь Ивановна Гончаренко — доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия LGoncharenko@fa.ru

Елена Юрьевна Сидорова — доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: Ejsidorova@yandex.ru

aboutthe authors

Lyubov I. Goncharenko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Scientific Director of the Department of Taxes and Tax

Administration, Financial University, Moscow, Russia

LGoncharenko@fa.ru

Eltna Yu. Sidorova — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Prof. of Department of Taxes and Tax Administration, Financial University, Moscow, Russia E-mail: Ejsidorova@yandex.ru

Статья поступила 02.06.2021; принята к публикации 05.08.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 02.06.2021; accepted for publication 05.08.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.