Научная статья на тему 'ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территория / межтерриториальное взаимодействие / межтерриториальная интеграция / инструментарий / territory / interterritorial interaction / interterritorial integration / tools

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А.Г. Уляева

В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты межтерриториального взаимодействия, даны его определение и характеристика механизма его реализации. Представлена классификация основных форм межтерриториального взаимодействия в Российской Федерации с участием территориальных социально-экономических систем различного уровня (договорная форма (сотрудничество); информационное взаимодействие; взаимодействие при подготовке документов стратегического и территориального планирования; финансовое взаимодействие; межтерриториальная кооперация). Дана характеристика межтерриториальной интеграции как разновидности межтерриториального взаимодействия. Представлены формы и инструменты межтерриториальной интеграции, реализуемые в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND TOOLS OF INTERTERRITORIAL INTERACTION AND INTERTERRITORIAL INTEGRATION

The article examines the theoretical and methodological aspects of interterritorial interaction, gives its definition and characteristics of the mechanism of its implementation. The classification of the main forms of interterritorial interaction in the Russian Federation with the participation of territorial socio-economic systems of various levels (contractual form (cooperation); information interaction; interaction in the preparation of strategic and territorial planning documents; financial interaction; interterritorial cooperation) is presented. The characteristic of interterritorial integration as a kind of interterritorial interaction is given. The forms and tools of interterritorial integration implemented in the Russian Federation are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

А.Г. Уляева, канд. экон. наук, старший научный сотрудник

Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-3-123-128

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты межтерриториального взаимодействия, даны его определение и характеристика механизма его реализации. Представлена классификация основных форм межтерриториального взаимодействия в Российской Федерации с участием территориальных социально-экономических систем различного уровня (договорная форма (сотрудничество); информационное взаимодействие; взаимодействие при подготовке документов стратегического и территориального планирования; финансовое взаимодействие; межтерриториальная кооперация). Дана характеристика межтерриториальной интеграции как разновидности межтерриториального взаимодействия. Представлены формы и инструменты межтерриториальной интеграции, реализуемые в Российской Федерации.

Ключевые слова: территория, межтерриториальное взаимодействие, межтерриториальная интеграция, инструментарий.

В условиях усложнения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации становятся актуальными вопросы повышения потенциала регионов Российской Федерации и нивелирования внутрирегиональных диспропорций. Однако возникает дилемма: с одной стороны, выравнивание уровня социально-экономического развития дестимулирует развитые территории, с другой стороны, невмешательство в данные процессы еще больше усугубляют внутрирегиональные диспропорции. Одним из инструментом снижения межтерриториальных различий (без нанесения ущерба развитым территориям) и укрепления связей территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) является механизм межтерриториального взаимодействия.

Результаты исследования

Несмотря на общий характер определения межтерриториального взаимодействия (МТВ), отдельные авторы приравнивают к нему сотрудничество. Например, Н.М. Межевич, Н.М. Сеник (2020) дают

такое определение МТВ - «сотрудничество территорий, выделенных по определенному признаку, для наиболее полного достижения поставленных ими общих целей и решения задач» [1]. По нашему мнению, МТВ представляет собой более широкое понятие: так, А.М. Малинин понимает под ним «целенаправленно сформированные взаимодействия между двумя или более территориальными социально-экономическими системами ...» [2].

В исследовании под межтерриториальным взаимодействием будет пониматься «форма межтерриториальных связей различного рода, которые сформированы естественным или искусственным путем» [3]. Для более полной характеристики этой категории дана характеристика основных элементов механизма МТВ (рис. 1). Межтерриториальное взаимодействие будет эффективным в том случае, когда оно приводит к ряду позитивных результатов, например, мультипликативному эффекту от совместного использования потенциалов территорий, снижению тран-

закционных издержек и в конечном итоге, к снижению внутрирегиональных диспропорций [4].

Что касается форм реализации межтерриториального взаимодействия, то под ними понимаются различные способы осуществления совместной деятельности. В исследовании предлагается классифицировать МТВ на пять основных форм: дого-

ворная форма (сотрудничество); информационное взаимодействие; взаимодействие в процессе разработки и реализации документов стратегического и территориального планирования; финансовое взаимодействие; межтерриториальная кооперация (т. е. хозяйственное сотрудничество и реализация проектов) (табл. 1).

Рис. 1. Характеристика механизма межтерриториального взаимодействия

В качестве участников МТВ в данной макрорегионы, федеральные округа, субъ-классификации могут выступать ТСЭС екты Федерации, субрегионы, муници-различного субнационального уровня: пальные образования (МО).

Таблица 1. Формы и инструменты межтерриториального взаимодействия с участием

ТСЭС Российской Федерации

№ п/п Форма и инструмент межтерриториального взаимодействия Пример

1. Договорная форма (сотрудничество)

1. Учреждение ассоциаций, советов Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ)

1 Заключение соглашений о сотрудничестве Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной сферах (между Ленинградской областью и Чувашской Республикой)

2. Информационное взаимодействие

2.1. Обсуждение различных вопросов социально-экономического развития Обсуждение воздействия экономических санкций на экономику региона

2.2 Выработка совместной позиции в отношении федеральных нормативных правовых актов Обсуждение хода муниципальной реформы 2021-2022 гг.

3. Взаимодействие в процессе разработки и реализации документов стратегического и территориального планирования

3.1. Участие в разработке и реализации документов стратегического планирования Разработка стратегии развития агломерации (Стратегия Саратовской агломерации), разработка стратегии макрорегиона

3.2. Участие в разработке и реализации документов территориального планирования для двух и более субъектов Федерации Разработка схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ (макрорегиона)

4. Финансовое взаимодействие

4.1. Межбюджетные трансферты Предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ из бюджета субъекта РФ на финансирование расходных обязательств

4.2. Бюджетные кредиты Предоставление бюджетного кредита одного субъекта -другому

5. Хозяйственное сотрудничество и реализация проектов (межтерриториальная кооперация)

5.1. Совместное участие в реализации национальных проектов и государственных программ Реализация национальных проектов в пределах федеральных округов

5.2. Разработка крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов по различным направлениям Комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» (Красноярский край, Республики Хакасия и Тыва)

5.3. Содействие в организации интегрированных комплексов в рамках территорий с особым экономическим статусом Реализация проектов на территории муниципальных образований Республики Башкортостан резидентами особой экономической зоны «Алга»

Межтерриториальное взаимодействие в случае его реализации путем осуществления совместной деятельности, направленной на достижение общих целей и решение совместных задач, является «межтерриториальным сотрудничеством», а в случае объединения территорий путем создания новых различного рода организационных форм - «межтерриториальной интеграцией».

Межтерриториальное сотрудничество наиболее развито для двух таксонов -субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, однако как отмечают отдельные ученые, среди форм ее реализации преобладают консультационные и договорные формы, которые не оказывают значительного влияния на развитие экономики ТСЭС-участников [5, 6].

Однако в экономической сфере межтерриториальное сотрудничество имеет высокий потенциал для повышения уровня социально-экономического развития территорий. Здесь можно выделить такие направления сотрудничества, как участие регионов и муниципалитетов в создании и обеспечении функционирования зон с особым экономическим статусом (технопарки, индустриальные парки, кластеры, особые экономические зоны и др.); реализация инфраструктурных проектов с участием нескольких субъектов РФ (порты, транспортные магистрали и др.); создание и развитие приграничных инфраструктурных комплексов; создание и обеспечение объектов логистической инфраструктуры на территории нескольких регионов или нескольких муниципалитетов [7].

В свою очередь межтерриториальная интеграция (МТИ) отличается от сотрудничества более тесными связями между ТСЭС, а также созданием отдельных организационных форм, в рамках которых она осуществляется. Само слово интеграция означает образование «некого самостоятельного целого объекта из совокупности отдельных частей» [8, с. 77]. Результатом межтерриториальной интеграции является «рост связности и сближение сегментов экономического пространства» [9, с. 340].

В текущих правовых условиях МТИ может осуществляться по административному направлению (например, путем укрупнения субъектов РФ или преобразования муниципальных образований) и по экономическому направлению (путем объединения ТСЭС в рамках территорий с особым экономическим статусом и путем создания и реализации межтерриториальных проектов). Что касается первого направления, то оно в большей степени характерно для уровня муниципалитетов и призвано решать проблемы как политического, так и социально-экономического характера и приводит к созданию новых субъектов и утрате правового статуса участников интеграции. Второе направление не ликвидирует правовой статус участника МТИ, оно направлено на создание новой организационной формы и механизмов взаимодействия с участием территорий.

Межрегиональная интеграция особо развита в Европе, где субнациональные территориальные сообщества могут участвовать в международных отношениям путем создания особых форм сотрудничества, в особенности приграничного и трансграничного (евродистрикты, евроре-гионы и др.) [10, с. 4]. Другими словами, мотивы интеграции являются не столько социально-экономическими, сколько политическими.

В российской практике межрегиональная интеграция является инструментом для представления интересов территорий на федеральном уровне и реализации совместных межрегиональных проектов. Например, создание межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (МАЭВ) предусматривает учреждение не-

коммерческих организаций с участием органов государственной власти субъектов РФ как координационных органов. Примером реализации межрегиональной интеграции на основе совместных проектов является Комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» (Красноярский край, Республики Хакасия и Тыва), для сопровождения которого была создана АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири».

На муниципальном уровне механизм реализации МТИ сходен региональному. Отличиями является тот факт, что МТИ может привести к созданию субрегиональных образований. В качестве примера субрегиона можно назвать городскую агломерацию, которая объединяет территории нескольких муниципальных образований и для которой предусматривается создание новой системы управления [11]. Субрегионы могут также создаваться в целях реализации региональных программ социально-экономического развития (например, Зауралье и Северо-Восток в Республике Башкортостан).

Еще одной формой МТИ является межмуниципальная кооперация [12], которая реализуется путем создания хозяйственных и некоммерческих межмуниципальных организаций в целях объединения ресурсов территории, снижения расходов местных бюджетов на реализацию отдельных функций и совместного решения вопросов местного значения.

Заключение

Важность межтерриториального взаимодействия (как сотрудничества, так и интеграции) обуславливается его ролью в обеспечении снижения межтерриториальных различий и является одним из обязательных элементов стратегического планирования на всех уровнях управления. Как можно видеть, межтерриториальное взаимодействие на различных уровнях реализуется с использованием разных форм и инструментов (организационных, экономических и финансовых). Межтерриториальная интеграция предусматривает усиление связей и создание новых организационных форм, позволяющих аккумулировать ресурсы и активизировать потенциал территорий.

Библиографический список

1. Межевич Н.М., Сеник Н.М. Межтерриториальные взаимодействия в понятийно-терминологической системе региональной экономики // Управление социально-экономическими, общественно-политическими и социокультурными процессами в северном регионе: сб. статей. Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2020. - С. 165-169.

2. Малинин А.М. Межтерриториальное взаимодействие в сфере обращения с твердыми отходами как фактор регионального развития: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 24 с.

3. Атаева А.Г., Уляева А.Г. Межтерриториальное взаимодействие в документах стратегического планирования (на материалах регионов Приволжского федерального округа) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2023. - № 1. - С. 176-191.

4. Гайнанов Д.А., Тажитдинов И.А. Концепция межтерриториального взаимодействия на основе интеграции внутренних процессов и интересов // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 12-4. - С. 836-841.

5. Ростанец В., Топилин А. Развитие институтов и форм межмуниципального сотрудничества в регионах России // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 7. -С. 77.

6. Важенин С.Г., Важенина И.С. Конкурентное сосуществование территорий: необходимость и возможность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. -№ 29. - С. 59-74.

7. Рахимова Ю.Ф. Основные направления межрегионального экономического взаимодействия в условиях трансформации экономики России на инновационные стратегии развития // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17059 (дата обращения: 29.08.2022).

8. Кожевников С.А., Патракова С.С. Приоритеты и инструменты обеспечения внутрирегиональной интеграции пространства по линии «город - село» // Вопросы управления. -2022. - № 2. - С. 76-90.

9. Кожевников С.А. Проблемы обеспечения пространственной интеграции регионов России // Научные труды вольного экономического общества России. - 2021. - № 4 (230). - С. 339-345.

10. Богатырева, О.Н. Европейские модели регионализма: учеб. пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 171 с.

11. Интегративное межтерриториальное взаимодействие в условиях экономических и политических вызовов: Монография / под. общ. ред. Д.А. Гайнанова. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 168 с.

12. Гайнанов Д.А. Организация межмуниципальной кооперации в муниципальных образованиях: методические рекомендации / Д.А. Гайнанов, А.Г. Атаева, А.Г. Уляева // ИСЭИ УНЦ РАН, Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2017. - 114 с.

FORMS AND TOOLS OF INTERTERRITORIAL INTERACTION AND INTERTERRITORIAL INTEGRATION

A.G. Ulyaeva, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher

Institute of Socio-Economic Research - a separate structural division of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)

Abstract. The article examines the theoretical and methodological aspects of interterritorial interaction, gives its definition and characteristics of the mechanism of its implementation. The classification of the main forms of interterritorial interaction in the Russian Federation with the participation of territorial socio-economic systems of various levels (contractual form (cooperation); information interaction; interaction in the preparation of strategic and territorial planning documents; financial interaction; interterritorial cooperation) is presented. The characteristic of interterritorial integration as a kind of interterritorial interaction is given. The forms and tools of interterritorial integration implemented in the Russian Federation are presented. Keywords: territory, interterritorial interaction, interterritorial integration, tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.