Научная статья на тему 'ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОЛЛАБОРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОЛЛАБОРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллаборация / формы взаимодействия / вовлеченность / цифровые сервисы / цифровизация образования / collaboration / means of interaction / involvement / digital services / digitalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.В. Красильникова

В данной статье рассматривается понятие коллаборативных форм и инструментов взаимодействия в условиях цифровизации образования в высшей школе. Данный вид сотрудничества активно используется в современном обществе и является неотъемлемой частью коммуникативного процесса на разных уровнях, что способствует повышению вовлеченности, интенсификации деятельности участников и эффективности образовательного процесса. Также в статье рассматриваются некоторые практические примеры применения форм коллаборативного взаимодействия с использованием цифровых сервисов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Определяется круг вероятных проблем, возникающих в процессе применения форм коллаборативного взаимодействия, рассматриваются возможные способы их разрешения. Определяются конфликтные зоны, изучение и разработка которых может стать областью дальнейшего исследования данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND TOOLS OF COLLABORATIVE INTERACTION IN THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article discusses a concept of collaborative forms and tools of interaction in the context of digitalization in higher education. This type of cooperation is actively used in modern society and is an integral part of the educational process at various levels, which helps to increase the involvement and intensification of the participants’ activities. The article also discusses some practical examples of the forms usage in collaborative interaction employing digital services in teaching foreign languages in a non-linguistic university. These examples can be used as the templates for the interactive activity provided by the teaching staff. The range of possible problems arising in the process of applying digital forms of collaborative interaction into practice is determined and the possible solutions are proposed. Conflict zones are marked, the study and development of which can become an area of further research.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОЛЛАБОРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

«Пунктуация» и т. д.), но и на степень грубости по шкале от 0 до 2. На базе этого корпуса планируется обучить искусственный интеллект, который затем будет единообразно оценивать тексты обучающихся, основываясь на типе ошибки и настраиваемой шкале. Использование такой технологии, возможно, позволит

избежать разнообразия в подходах к оцениванию разными преподавателями, невнимательности и прочих человеческих факторов, включая субъективность подхода не только к типу ошибок, но и к личности обучаемого, что нередко встречается в рутинной работе преподавателя при проверке письменных работ.

Библиографический список

1. Дубцова М.М. Организационно-педагогические основы оценивания учебных достижений студентов как фактор повышения качества обучения в вузе: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чита, 2007.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/

3. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. Available at: http://neorusedu.ru/about

4. Курбанова РР Тестирование в современной российской школе: достоинства и недостатки. Вестник Науки и Творчества. 2021; № 5 (65): 61-64.

5. Чигрин С.В. Проблемы и перспективы компьютерного тестирования. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; № 4-1: 274-277.

6. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года. Available at: https://doc.fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf/2022/nemeckiy_pch_mr_ege_2022.pdf

7. Петрозаводский аннотированный корпус текстов ПАКТ. Available at: https://pact.ai.petrsu.ru/app/

References

1. Dubcova M.M. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy ocenivaniya uchebnyh dostizhenijstudentov kak faktorpovysheniya kachestva obucheniya v vuze: special'nost' 13.00.08 "Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya". Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chita, 2007.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart (FGOS). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/

3. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii. Available at: http://neorusedu.ru/about

4. Kurbanova R.R. Testirovanie v sovremennoj rossijskoj shkole: dostoinstva i nedostatki. Vestnik Nauki i Tvorchestva. 2021; № 5 (65): 61-64.

5. Chigrin S.V. Problemy i perspektivy komp'yuternogo testirovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017; № 4-1: 274-277.

6. Metodicheskie materialy dlya predsedatelej i chlenov predmetnyh komissij sub'ekiov Rossijskoj Federacii po proverke vypolneniya zadanij s razvernutym otvetom 'ekzamenacionnyh rabot EG'E 2022 goda. Available at: https://doc.fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf/2022/nemeckiy_pch_mr_ege_2022.pdf

7. Petrozavodskj annotirovannyj korpus tekstov PAKT. Available at: https://pact.ai.petrsu.ru/app/

Статья поступила в редакцию 29.07.22

УДК 378

Krasilnikova L.V., teacher, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: LVKrasilnikova@fa.ru

FORMS AND TOOLS OF COLLABORATIVE INTERACTION IN THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF TEACHING FOREGN LANGUAGES IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article discusses a concept of collaborative forms and tools of interaction in the context of digitalization in higher education. This type of cooperation is actively used in modern society and is an integral part of the educational process at various levels, which helps to increase the involvement and intensification of the participants' activities. The article also discusses some practical examples of the forms usage in collaborative interaction employing digital services in teaching foreign languages in a non-linguistic university. These examples can be used as the templates for the interactive activity provided by the teaching staff. The range of possible problems arising in the process of applying digital forms of collaborative interaction into practice is determined and the possible solutions are proposed. Conflict zones are marked, the study and development of which can become an area of further research.

Key words: collaboration, means of interaction, involvement, digital services, digitalization of education.

Л.В. Красильникоеа. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при правительстве РФ, г. Москва, E-mail: LVKrasilnikova@fa.ru

ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОЛЛАБОРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В данной статье рассматривается понятие коллаборативных форм и инструментов взаимодействия в условиях цифровизации образования в высшей школе. Данный вид сотрудничества активно используется в современном обществе и является неотъемлемой частью коммуникативного процесса на разных уровнях, что способствует повышению вовлеченности, интенсификации деятельности участников и эффективности образовательного процесса. Также в статье рассматриваются некоторые практические примеры применения форм коллаборативного взаимодействия с использованием цифровых сервисов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Определяется круг вероятных проблем, возникающих в процессе применения форм коллаборативно-го взаимодействия, рассматриваются возможные способы их разрешения. Определяются конфликтные зоны, изучение и разработка которых может стать областью дальнейшего исследования данной темы.

Ключевые слова: коллаборация, формы взаимодействия, вовлеченность, цифровые сервисы, цифровизация образования.

В современном мире цифровизация образовательного процесса закрепилась на всех уровнях обучения. Вызовы времени предъявляют высокие требования владения цифровыми компетенциями как к обучающимся, так и к профессорско-преподавательскому составу Своевременность таких требований обусловлена общими тенденциями в изменении жизни общества, в частности, его всеобщей цифровизацией как в социальных, так и в профессиональных сферах деятельности.

Целью настоящего исследования является изучение форм коллабора-тивного цифрового взаимодействия при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Для достижения данной цели следует решить задачи: 1) дать определение понятия коллаборации как формы цифрового взаимодействия; 2) классифицировать формы цифрового взаимодействия в образовательном процессе; 3) выявить проблемы, возникающие в ходе практического применения некоторых форм коллаборативного цифрового взаимодействия на примере использования общедоступных цифровых сервисов (Google, Telegram).

В последнее время многие отечественные и зарубежные исследователи (Иншаков О.В., Фадеева С.А., Олсон Г, Перри Дж., Томсон A., Грацци Э., Ма-ранцана С., О'Дауд Р) обращаются к проблемам коллаборативного взаимодействия в условиях цифровизации образовательного процесса. Научная новизна данного исследования состоит в попытке определения форм коллаборативного

взаимодействия, влияющих на интенсификацию деятельности обучающихся на практических занятиях, повышающих уровень вовлеченности в процесс изучения иностранного языка и усиливающих эффективность образовательного процесса.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в выявлении и классификации коллаборативных форм цифрового взаимодействия в образовательном процессе, определении возникающих при их использовании проблем, что может стать предметом дальнейших исследований и разработок.

Практическая значимость исследования заключается в возможности ознакомления, изучения и использования преподавателями-практиками представленных в статье форм и инструментов коллаборативного цифрового взаимодействия для реализации программ обучения иностранному языку в высшей школе.

Обратимся к определению понятия коллаборации. Термин коллаборация (от лат laborare, где co- вместе, laborare - работать) в словаре "Cambridge Dictionary" определяется как сотрудничество, в котором два или более человек работают совместно для создания или достижения одного и того же [1]. В современном мире коллаборация, или сотрудничество является одной из доминирующих форм взаимодействия, что обусловлено природой развития человеческого общества и необходимостью удовлетворения базовых потребностей личности, согласно теории самодетерминации Э.Л. Деси и Р.М. Райана [2]. Коллаборацию, по определению Е.В. Воеводиной, можно представить как форму поиска совмест-

нога смыслообразования и формирования локальной сферы интерсубъективности. Обязательными условиями выступают групповая рефлексия и герменевтика, когда каждый должен понимать, что происходит в совместной деятельности [3]. Примеры коллаборации можно наблюдать в политике, в промышленности, в медиасреде, при создании совместных продуктов и модных брендов, в научной среде. Сфера образования не стала исключением и является практической площадкой для активного применения и развития коллаборативных форм взаимодействия участников для решения различных задач и поиска ответов на вызовы, возникающие перед обществом в целом и высшей школой в частности. С.А. Фадеева выделяет особую «образовательную коллаборацию» как «тип профессиональной соорганизации, которая в заданных условиях способна продуцировать событийный характер деятельности» [4] и выделяется автором как основа для определения данного явления.

На основе анализа современной научной литературы и практического применения разных форм коллаборации среди двух и более участников процесса взаимодействия на практических занятиях по иностранному языку предлагается возможным дать следующую классификацию форм коллаборации:

По структуре взаимодействия:

- одноранговый тип (англ. peer-to-peer - одноранговый ), где коммуникация идет по горизонтали в среде, группе или кластере одного уровня участников (например: сотрудник/сотрудник(и), студент/студент(ы));

- иерархичный тип, когда взаимодействие осуществляется по вертикали внутри организации между участниками коммуникации, находящимися на разных позиционных уровнях (руководитель/подчиненный(ые), преподаватель/сту-дент(ы)).

По месту взаимодействия:

- очный тип, когда участники физически присутствуют в одном месте в момент коммуникации

- дистанционный тип взаимодействия (участники физически не присутствуют в одном месте в момент коммуникации, но способны взаимодействовать друг с другом с помощью цифровых устройств и коммуникационных сервисов);

- смешанный тип взаимодействия (при очном присутствии на занятии большинства обучающихся и дистанционном присутствии студентов-иностранцев в период мер ограничения международного передвижения).

По времени проведения практического занятия:

- в синхронном режиме, когда коллаборативное взаимодействие идет непосредственно во время проведения практических занятий;

- в асинхронном режиме, когда взаимодействие участников проходит до или после момента проведения практических занятий.

Как показывает практика, коллаборация в перечисленных выше формах возможна среди участников образовательного процесса в высшей школе (например, преподаватель /студент(ы); студент/студент(ы)) и некоторым образом может быть тождественна традиционным методологическим определениям форм практической работы на занятиях при обучении иностранному языку в неязыковом вузе (работа в парах, мини-группах, группах). Отличием современного коллабо-ративного сотрудничества от традиционных форм парной и коллективной работы можно считать многофункциональность и интенсификацию активности действий всех участников, обусловленную обязательным использованием цифровых инструментов взаимодействия, которые обеспечивают быстрый и удобный способ обмена информацией вне зависимости от места нахождения участников процесса коммуникации, следовательно, экономичнее и эффективнее приводят к заданной цели, к получению результата.

Рассмотрим практические примеры коллаборативного взаимодействия, применяемые на занятиях по иностранному (английскому) языку в неязыковом вузе. В ходе практических занятий по программе бакалавриата на факультете социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ выяснилось, что все студенты (100% из числа опрошенных) осведомлены и предпочитают использовать в личных целях (95% из числа опрошенных) один из общедоступных мессенджеров отечественной разработки Telegram, который они используют посредствам личных электронных устройств (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Было предложено использовать данный мессенджер как дополнительный цифровой инструмент, возможный к применению на практических занятиях по иностранному языку. Данный инструмент дает возможность обмена сообщениями, файлами различного формата, ссылками на ресурсы в сети Интернет как с одним из выбранных собеседников из списка контактов, так и внутри специально сформированной группы участников, на практике состоящей из студентов одной подгруппы по иностранному языку (по 8-15 человек, согласно нормам численности обучающихся по дисциплине «Иностранный язык» в вузе). Практическое применение указанного мессенджера проводилось экспериментально в выборочных группах 2 курса в течение одного семестра и использовалось для коллаборативного взаимодействия внутри группы и (по необходимости) для коммуникации с отдельными обучающимися. Предполагалось использование данного цифрового инструмента для решения следующих учебных и организационных практических задач в процессе обучения иностранному языку:

- представление и распространение преподавателем домашних заданий (непосредственно по ходу практического занятия или сразу после него, что не

давало возможности студентам заявить о неосведомленности или об отсутствии таковых);

- обмен дополнительной информацией к занятиям (файлы различного формата, ссылки на открытые к доступу полезные сторонние ресурсы, такие как онлайн-энциклопедии, онлайн-словари, ресурсы геймификации учебного процесса и т. д.) между всеми участниками группы или выборочно;

- подготовка и выполнение определенных практических заданий с элементами коллаборации (ролевая игра, дискуссия, дебаты, обсуждение текста или мультимедийного материала);

- контроль микроумений, активизируемых на практическом занятии (в виде тестовых заданий, синхронного опроса, анкетирования);

- своевременный обмен информацией о текущих или запланированных событиях и мероприятиях в вузе (ссылки на онлайн-совещания, изменения в расписании и т. п.).

В процессе использования данного инструмента сотрудничества между преподавателем и студентами во время практических занятий в каждой группе отмечался рост вовлеченности большинства участников в процесс обучения. Это подтверждалось активной реакцией на сообщения в мессенджере, высокой посещаемостью практических занятий как в дистанционном формате, так и очно, в своевременном выполнении и представлении домашних заданий и как результат - в успешном прохождении промежуточных и текущих видов контроля. Дополнительным положительным фактором подобного взаимодействия являлась возможность частично сформировать индивидуальную траекторию обучения для каждого обучающегося. Например, индивидуально предлагать дополнительные задания на отработку проблемных навыков студентам, нуждающимся в повышении уровня владения иностранным языком; рекомендовать задания повышенной сложности более подготовленным студентам для стимулирования их интереса и вовлеченности в учебный процесс.

Были выявлены некоторые негативные факторы при использовании мес-сенджера Telegram как инструмента коллаборативного взаимодействия. У всех участников группы была возможность распространения «ненужного» контента (в виде «вирусных» картинок, видео, формата GIF, meme), что снижало интенсивность когнитивной деятельности участников образовательного процесса, отвлекало их от учебных задач, могло нарушать временные рамки, отведенные для выполнения практических заданий, и, вероятно, может рассматриваться, по мнению Перова В.Ю., как «признак когнитивного искажения при коммуникации» в учебной среде [5]. Но при этом такой незапланированный преподавателем сопутствующий контент может рассматриваться как инструмент развития эмоционального интеллекта личности и в этой связи определяться как положительный фактор, влияющий на создание условий для эффективного обучения и благоприятной, психологически комфортной среды на практических занятиях [6].

К неблагоприятным для преподавателя факторам коллаборативного взаимодействия при использовании данного инструмента можно отнести то, что роль педагога в данной форме взаимодействия замещается ролью цифрового ассистента, предоставляющего доступ к цифровым инструментам обучения [7] без учета временных границ нахождения в доступе к общению, что может привести к переходу от структурированной по вертикали формы коллаборации к одноранговой горизонтальной форме и тем самым нивелировать роль преподавателя и способствовать быстрому профессиональному выгоранию. Эта проблема может стать предметом дальнейшего исследования на будущих этапах разработки темы образовательного коллаборативного взаимодействия.

При анализе примера практического использования мессенджера Telegram наиболее эффективными в применении можно считать горизонтальную (студент/ студент(ы)), вертикальную (преподаватель/студент(ы)), дистанционную, асинхронную формы коллаборативного взаимодействия, так как именно они наиболее активно использовались в период исследования.

В качестве ещё одного примера инструмента коллаборативного взаимодействия между участниками образовательного процесса рассмотрим использование бесплатного онлайн-офиса Документы Google (англ. Google Docs). Google Docs представляет собой мобильную веб-ориентированную программу, работающую в одноименном веб-браузере без установки на устройства пользователей. Данная программа позволяет создавать и редактировать документы, таблицы, презентации, сохранять их на специальном сервере Google (в облачном хранилище) и экспортировать данные в файлы. Доступ к данным пользователя защищается паролем, но может осуществляться при помощи любого электронного устройства, подключенного к сети Интернет. Это обеспечивает возможность применения данного инструмента в обучении иностранному языку, при использовании как установленных в аудитории компьютеров, так и личных устройств участников образовательного процесса при всех указанных выше формах колла-боративного взаимодействия.

На практических занятиях по иностранному языку в программе подготовки уровня бакалавриата данный цифровой инструмент использовался как рабочая платформа для коллаборативного взаимодействия между двумя и более участниками образовательного процесса. Документы, презентации или таблицы, как правило, создавались преподавателем и предлагались как дополнительный учебный ресурс в виде практических заданий, направленных на активизацию

определенных умений и навыков. При данной форме работы автор, создающий документ, должен давать доступ другим участникам коллаборации, назначая им разные роли, что определяет степень их активности при работе с документом. Доступные роли, установленные разработчиками программы:

- «Читатель» - возможен только просмотр/чтение документа;

- «Комментатор» - возможно оставлять комментарии и пометки в специальной зоне документа (на полях);

- «Редактор» - возможна редактура и форматирование документа.

При назначении роли «редактора» всем участникам, имеющим доступ к документу (по ссылке) предоставляется возможность совместной работы и синхронизации файлов. При этом внесенные в документ изменения от лица любого «Редактора» сохраняются автоматически и видны всем участникам, имеющим доступ к документу Анализируя опыт практического применения данного инструмента коллаборации, можно утверждать, что повышается интенсивность вовлеченности каждого отдельно взятого участника, особенно при одновременной парной или групповой работе внутри общего документа в определенный преподавателем временной отрезок практического занятия. Можно считать, что подобная форма работы создает условия для объективной оценки работы и взаимоконтроля участников образовательного процесса (все видят работу каждого при синхронной и асинхронной форме взаимодействия). Следует отметить, что создаются условия для взаимопомощи в паре/группе, что благотворно влияет на эмоциональный микроклимат практического занятия и способствует возникновению положительной внешней и внутренней мотивации к изучению иностранного языка при подобной форме коллаборации.

Библиографический список

Негативным фактором использования данного цифрового инструмента на текущий момент можно считать возможность умышленного повреждения предлагаемого к использованию материала (если участнику доступна роль «Редактора»), что, в свою очередь, может свидетельствовать о когнитивных искажениях при коммуникации в учебном процессе. Это, вероятно, должно стать предметом дальнейшего изучения исследователей.

Вторым негативным фактором использования данного инструмента колла-борации в настоящее время может стать вероятность технической блокировки доступа разработчиками данного программного обеспечения к создаваемым или уже созданным в Google Doc данным.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в образовательном процессе возможно применение одноранговой, ие-рархичной, очной, дистанционной, смешанной, синхронной либо асинхронной формы коллаборативного взаимодействия с применением цифровых инструментов коммуникации;

- практическое применение рассмотренных цифровых инструментов на материале мессенджера Telegram и веб-программы Google Doc повышает уровень вовлеченности участников и интенсифицирует учебный процесс, но обладает некоторым негативными факторами, влияющими на структуру и качество коллаборативного взаимодействия;

- проблемы, возникшие при практическом использовании указанных инструментов коллаборативного взаимодействия, актуальны, представляют интерес для изучения и могут служить предметом дальнейших исследований в этой области педагогических знаний.

1. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ru/

2. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions. Contemporary Educational Psychology. 2000; Vol. 25: 54-67.

3. Воеводина Е.В. Стигматизация как барьер межкультурной коммуникации в сфере образования и способы ее преодоления. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 9 (89): 37-40.

4. Фадеева С.А. Образовательная коллаборация как актуальная модель функционирования кафедры в контексте ДПО. Нижегородское образование. 2019; № 4: 49-54.

5. Перов В.Ю. Когнитивные искажения и этические проблемы современных медиакоммуникаций. Медиалингвистика: материалы VI Международной научной конференции. Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2022: 672-675.

6. Мельничук М.В. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627-2632.

7. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования. Высшее образование в России. 2022; Т. 31, № 3: 40-57.

References

1. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ru/

2. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions. Contemporary Educational Psychology. 2000; Vol. 25: 54-67.

3. Voevodina E.V. Stigmatizaciya kak bar'er mezhkul'turnoj kommunikacii v sfere obrazovaniya i sposoby ee preodoleniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 9 (89): 37-40.

4. Fadeeva S.A. Obrazovatel'naya kollaboraciya kak aktual'naya model' funkcionirovaniya kafedry v kontekste DPO. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2019; № 4: 49-54.

5. Perov V.Yu. Kognitivnye iskazheniya i 'eticheskie problemy sovremennyh mediakommunikacij. Medialingvistika: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peter-burg: OOO "Mediapapir", 2022: 672-675.

6. Mel'nichuk M.V. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

7. Pashkov M.V., Pashkova V.M. Problemy i riski cifrovizacii vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022; T. 31, № 3: 40-57.

Статья поступила в редакцию 19.08.22

УДК 378.5.8.1

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University

(Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

Kulikova S.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF EDUCATION OF THE MODERN YOUNG GENERATION. The article discusses a problem of forming spiritual and moral values among representatives of modern youth studying at an agrarian university. The analysis of a sociological study on the attitude of young people to these values is carried out. The purpose of the study is to determine the level of importance of spiritual and moral values for students of agroengineering training. The difficult events of recent years - the COVID-19 pandemic, the forced distance learning format, the tension in the economy -negatively affect human and family relations. It is important to preserve and consolidate the spiritual and moral values and moral and ethical norms that are traditional for our country among young people. In the course of the study, it is found out what spiritual and moral values are important for future specialists with higher education. 132 students of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen (GAU of the Northern Trans-Urals) took part in the study in 2021. 73% of students consider themselves believers, while they treat people of another denomination well. The majority of respondents perceive work as a spiritual and moral value, but family remains a priority. 16% of students decided to continue family dynasties. Many could not determine their attitude to patriotism, as they have a vague idea about it. A problematic issue is the return of university graduates to rural areas, but every year, the percentage of those who want to work in rural areas is growing. Therefore, the educational environment of the university must necessarily include measures for the formation of spiritual and moral values in the youth environment.

Key words: value, family, religious consciousness, work, research, youth environment.

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: Npescova06@yandex.ru

С.В. Куликова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.