<<Ш11ШОТиМ-^©и©Ма[1>>#4ШШ,2©1]9 / PHILOLOGY
35
PHILOLOGy
УДК 821.161.2
Atamanchuk V. P., PhD, Postdoctoral Student Taras Shevchenko National University of Kyiv, Kyiv DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10049 ARTISTIC FORMS OF HEROES' CONSCOUSNESS REFLECTION IN THE DRAMA OF YURI YANOVSKY "THE DAUGHTER OF THE PROSECUTOR"
Атаманчук В. П.,
докторант, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина
ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТОБРАЖЕНИЯ СОЗНАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В ДРАМЕ Ю. ЯНОВСКОГО «ДОЧЬ ПРОКУРОРА»
Abstract:
The article discusses the features of structural representation in the drama of Y. Yanovsky "The Daughter of the Prosecutor". Attention is paid to the analysis of the reflected level and state of awareness of the heroes in the moral and ethical projections, which are studied according to the correlation with the structural components of the literary work. In the context of the indicated problems the conflict of the drama is studied.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности структурной репрезентации в драме Ю. Яновского «Дочь прокурора». Внимание уделяется анализу отраженного уровня и состояния осознания действующих лиц в морально-этических проекциях, которые изучаются с учетом соотнесения со структурными компонентами произведения. В контексте обозначенных проблем исследуется конфликт драмы.
Key words: drama, play, hero, conflict, action, consciousness, structure.
Ключевые слова: драма, пьеса, действующее лицо, конфликт, действие, сознание, структура.
Проза Ю. Яновского ставала объектом изучения многих ученых, среди которых следует назвать М. Гна-тюк [1; 2], В. Панченка [4], И. Семенчука [5], Р. Мовчан [3] и др. Драматические произведения писателя так же представляют значительный научный интерес. Среди пьес драматурга следует выделить драму «Дочь прокурора».
Драма Ю. Яновского «Дочь прокурора» (1953) посвящена художественному осмыслению проблем человеческой ответственности, рассматриваемой в различных аспектах и интерпретациях, однако сводится к утверждению определенных моральных приоритетов. Изображая различные уровни сознания действующих лиц и их противостояние на основе несовместимых разногласий, драматург формирует конфликт, который концентрически расширяется, охватывая личностную, семейную, общественную сферы, представляющие различные проекции состояния морали и осознанности в произведении.
Развертывание конфликта драмы базируется на изображении исходных условий и параметров, которые становятся первопричинами накопления импульсов критических ситуаций в личных взаимодействиях, что в результате приводят к появлению взаимосвязанных антагонистических позиций. Писатель воспроизводит первопричины противостояния во взаимоотношениях членов семьи прокурора, которые с развитием драматического действия превращаются в серьезный полномасштабный конфликт, получающий общественный резонанс. Конструируя конфликт
пьесы, драматург использует принцип проекций, с помощью которых он показывает одно явление в различных отражениях, которые взаимно усиливаются через сопоставление и определение связующих первооснов.
Писатель подчеркивает парадоксы личностных взаимоотношений и их последствий, которые обуславливают сущность драматического конфликта пьесы. В произведении показаны реалии жизни взрослых и подростков, составляющих два отдельных мира, способ взаимодействия которых характеризуется сложными противоречиями, вызванными значимыми недоразумениями, возникающими в результате разного мировосприятия. Писатель акцентирует внимание на движущих силах конфликта, сопоставляя внутреннюю уязвимость подростков и психологическое равнодушие взрослых.
Ход драматического действия обусловлен результатами эмоциональной отделенности родителей и детей, выражающимися в формировании протестов подростков, которые приводят их к моральным искажениям, и морального окостенения взрослых, находящихся в эгоистическом самозабвении.
Ю. Яновский показывает отчужденность членов семьи прокурора, становящуюся причиной развития конфликта, который в определенный момент приводит к необратимым последствиям. Драматург подчеркивает парадоксальность отношений действующих лиц, поскольку ближайшие родственники полностью
РШЬОЬООУ / <<ШУУШУШ=^ШГШ1>#4ШШ,2(Ш
36
игнорируют проблемы собственной дочери, которые проступают очень отчетливо; однако даже демонстрация проблемы посторонним лицом, которая делает невозможным ее замалчивание, не вызывает никаких осознанных реакций родителей. Домработница Сте-панида сообщает о психологическом состоянии их дочери, которое вызывает ее беспокойство: «Девочка, как восковая свеча тает. Мать без внимания, отец занят ... Опомнитесь, да поздно будет ... Вот в школе, например ... » [6, с. 512].
Драматург подчеркивает инфантильность взрослых, которые не обладают необходимым уровнем сознания для понимания и решения имеющихся проблем, результатом чего становится отрицание до того момента, когда проблема приобретает общественный резонанс и предстает перед ними в столь зримом виде, что делает невозможным пренебрежение ею. В драме сопоставляются мировоззренческие позиции и поведение Лили, ее родителей и бабушки, которые служат средством, которое парадоксально подчеркивает нравственную зрелость Лили, а также эмоциональную беспомощность и никчемность Нила Никитича, Киры Карловны и Леокадии Львовны.
В характеристике взрослых членов семьи прокурора драматург выделяет общие черты, несколько пародийно отражая их внутреннюю ограниченность, которая проявляется по-разному, но создает однородную негативную атмосферу.
В образе Нила Никитича внимание акцентируется на его малодушия, поскольку герой прикрывается служебными делами и убегает от семейных сложностей; в образе Киры Карловны определяющим становится удовлетворение собственных аморальных потребностей: героиня безответственно относится к дочери, она апеллирует к Лили со своими надуманными проблемами, проявляет исключительную легкомысленность; образ Леокадии Львовны раскрывается с помощью изображения неэтичного поведения героини, совсем неподходящего ее возрасту.
Обозначив базовые компоненты, которые формируют личности действующих лиц, писатель отметил их самовоспроизведение, что обеспечивает сохранение стабильно негативной обстановки в семье прокурора Чуйко. Лиля выступает носителем тех внутренних свойств, которые выполняют функцию своеобразного мерила внутренней правильности и которых не хватает ее родным, чем усиливает их отторжение.
Мировоззренческий конфликт между Лилей и ее родственниками раскрывается через изображение психологических стремлений девочки к гармоничному общению с близкими и негативные проявления в поведении ее ближайшего окружения, которые приобретают карикатурный вид. Предпосылки конфликта и его развитие определяется несовпадением представлений о межличностном взаимодействии, потребностями личностной самореализации в рамках семьи и реальной атмосферы, которые вызывают дальнейшие мировоззренческие различия и углубление личностных
недоразумений и противостояний.
Лиля предстает в роли психологической заложницы своих близких, поскольку требует их внимания и демонстрации личностных примеров для собственного психологического становления и самоопределения. Вместо этого она наблюдает манифестации таких поведенческих моделей, которые вызывают у героини эмоциональное отторжение или страдания и формируют вынужденные негативные реакции, выполняющие роль своеобразной психологической защиты.
Важное значение в развитии конфликта приобретают взаимоотношения Киры Карловны и Лили. Ю. Яновский придает образу Киры Карловны гротескную окраску. Драматург показывает лицемерие и поверхностность героини, которая вследствие пренебрежения материнскими обязанностями, столкнувшись с проблемой угрозы уголовной ответственности дочери, занимается личными делами и демонстрацией своих ощущений, а не будущим Лили. В драме отражается постепенное усиление ответственности героини в зависимости от сложности обозначенных проблем.
Равнодушие Киры Карловны приобретает преступный характер, когда она, узнав от посторонних лиц о сложном эмоциональном состоянии Лили, не только игнорирует проблему, но и запрещает другим оказывать психологическую помощь девочке. В то же время писатель показывает постоянное переключение героини на мелочи, которым она предоставляет преувеличенного значения.
Драматург использует прием усиления драматического конфликта, показывая один конфликт как способ выражения другого, еще более серьезного. Противостояние, которое наблюдается в отношениях между Лилей и взрослыми, является упрощенной версией чрезвычайно запутанного конфликта между Романом Бондарем и обществом. Ю. Яновский воспроизводит хронологию развертывания этого конфликта и факторы, способствующие его осложнению. Романа воспитывает старая тетка, мать не общается с сыном, ограничиваясь высыланием денег; через юношеский максимализм Роман попал в банду, о которой не мог сообщить в милицию из-за угрозы жизни Лили.
Взаимосвязанность конфликтных ситуаций, в которых задействованы Лиля и Роман, раскрывается через безуспешные попытки Лили помочь своему другу. По мере развертывания действия вокруг уголовного дела драматург переносит внимание на образ прокурора, который самоустранился от принятия любых решений в семейной жизни, тем самым соединяя неочевидные аспекты профессионального и личностного жизни Нила Никитича и их дальнейшую взаимообусловленность. Лиля определяет причины ситуации, в которой она сама оказалась в роли заложницы: «Прокурор носит дома розовые очки, дядя!» [6, с. 522].
С развитием драматического действия писатель усиливает ответственность прокурора за разрушение семьи, которое происходило из-за его бездействие (Кира Карловна скрыла факты, которые требовали самого пристального выяснения, выгнала больного брата прокурора, ради собственного самолюбия угождала преступнику; Лиля, которую взрослые бросили на произвол
судьбы с ее проблемами, оказалась в безвыходном положении, что грозило ей уголовным преследованием).
В драме показывается ход событий, которые происходят одновременно, но в то же время автор прослеживает моменты их взаимообусловленности, что в конечном итоге приводит к крайне негативным последствиям в виде окончательного разрушения семьи, окончательной личностной деградации отдельных действующих лиц, страдания других действующих лиц и угрозы их дальнейшему будущему.
Ю. Яновский раскрывает разные грани конфликта, обусловленные противопоставлением действий, которые приобретают деструктивный характер, поскольку борьба происходит после втягивания действующих лиц в негативное пространство в пределах этого пространства, и бездействия. Отчетливее всего драматург демонстрирует такое противостояние из-за вынужденной подмены функций, когда Лиля пытается решить собственные запутанные проблемы, возникшие из-за самоисключения старшего поколения из жизни подростков, и проблемы взрослых. Она пытается действовать решительно, когда утверждает: «Хочу навести порядок в собственном доме» [6, с. 523]. Однако ее возможности существенно ограничены в силу объективных причин, а также неестественности и неправильности созданной ситуации.
Лиля осуществляет анализ и дает оценку нечувствительности взрослых к сложному процессу взросления детей, которые недооценивают и самих подростков, и те трудности и противоречия, с которыми они сталкиваются. Она говорит: «Потому что у нас с детьми, как с щенками себя ведут. «Сю-сю-сю! Тю-тю-тю!» А мы не щенки. С нами надо считаться. Как с равными» [6, с. 533].
Таким способом писатель подчеркивает снисходительное пренебрежение в отношении взрослых к детям, причиной которого является их существенные мировоззренческие просчеты, определенный уровень сознания, который провоцирует отказ от ответственности, примитивизации восприятия текущих вызовов, обусловленных неизбежными изменениями. Однако некоторые действующие лица показаны в развитии, поскольку они начинают осознавать свои ошибки и провозглашают намерение их исправить (Нил Никитич, Марта Матвеевна), другие (Кира Карловна, Леокадия Львовна) - остаются неизменными в своих негативных проявлениях.
Важным аспектом изображения образов Киры Карловны и Леокадии Львовны оказывается проектирования их личностного негатива на образ Лили и попытки его скрыть, тем самым приписывая ей несуществующие преступления, когда они узнают об обвинении девочки, без выяснения причин и истинных обстоятельств ситуации.
В драме изображается неоднозначный конфликт, который заставляет прокурора подвести итог: «Мы все обвиняемые по этому делу» [6, с. 546]. Самообвинения героя раскрывают его окончательное понимание меры собственной безответ-
37_
ственности по отношению к семейным делам, которая контрастирует с его тщательным выполнением служебных обязанностей. Герой подчеркивает парадоксальность собственного самозабвения, к которому привело сосредоточение на одной из сфер и игнорирование других, не менее важных, сфер жизни. Прокурор утверждает: «Жизненный путь каждого подсудимого знал лучше, чем жизнь собственного ребенка ...» [6, с. 546]. Драматург подчеркивает парадоксальность мировоззренческих просчетов прокурора, который судил преступников, не замечая, как его дочь обманом, угрозами, шантажом затягивали на преступный путь.
Писатель использует различные разветвления одного конфликта для отображения общих сходств и ситуативных различий. Нил Никитич, и Марта Матвеевна должным образом профессионально реализовались и обнаружили надлежащий уровень общественной порядочности. Однако действующие лица по-разному проявили равнодушие к собственным детям. Нил Никитич физически присутствовал в жизни Лили, однако их общение имело очень ограниченный характер. Роман вообще был лишен всякого общения с матерью, получая от нее только мизерную материальную помощь. Драматург показал ситуацию с позиции подростков, подчеркнув ее унизительность.
Судья раскрывает смысл и способ формирования человеческой личности, способной противостоять всем возможным внешним вызовам, получив необходимые дозы родительского внимания и заботы, благодаря которым кристаллизуется сознание, обретающее прочную внутреннюю опору и способность противостоять негативным воздействиям. Судья утверждает: «Когда школьник не забыт родителями, - ему не страшны никакие запугивания! Беда когда дети оставлены на произвол судьбы» [6, с. 542].
Писатель построил драматический конфликт способом его постепенного осложнения, отображения его неоднозначности и опосредованности, поскольку в критический момент конфликт достиг такого состояния, когда любые решения или действия приводили к большей или меньшей степени сложным негативным последствиям. Выразительным примером, демонстрирующим указанные характеристики драматического конфликта в пьесе, оказывается финал второго действия. Драматург раскрывает интригу вокруг ареста Романа - Лиля, которая любила парня, была вынуждена сообщить в уголовный розыск, для того, чтобы таким сложным для Романа способом спасти его от банды преступников.
К указанным условиям развертывания конфликта Ю. Яновский в финале добавляет психологические факторы, в соответствии с которыми расставляются акценты в оценках причин и последствий ситуации. Драматург показывает внутреннюю уязвимость Романа и Лили, которая сформировалась из-за нехватки материнского и отцовского внимания, а также сопутствующих ментальных эффектов и эмоциональных состояний, и
РШЬОЬООУ / «ШУУШУ1Ш=^ШШа1>#4ШШ,2(Ш
38
обусловила их беззащитность перед психологической агрессией преступников.
В драме рассматриваются различные аспекты психологической агрессии, примененной против подростков, включая обман, угрозы, шантаж для вовлечения их в преступную деятельность, благодаря чему образовывались запутанные конфликты, которые базировались на компрометации опосредованными преступлениями, принуждении к дальнейшему участию после обнаружения обмана, выяснение реальной ситуации.
Писатель осуществляет анализ уровня сознания различных участников драматической ситуации и показывает изменения в сознании действующих лиц, которые происходят в процессе развития драматического действия и свидетельствуют о постижении глубинных причин, или отсутствие адекватных реакций, или защита деструктивных позиций, что служит границей сущностного распределения ролей действующих лиц и приобретает четкие очертания в контексте целостного рассмотрения ситуации. Равнодушие взрослых, которое вызывало мучительные реакции подростков, превращало детей в жертв агрессоров, которые использовали их и
беззащитность для жестоких манипуляций.
Драматург отразил различные плоскости конфликта, сформированные в результате накопления и сложных взаимодействий различных факторов, которые приводились в действие совокупностью указанных условий.
Список литературы:
1. Гнатюк М. Релящя «автор-текст» у мо-дернш новелютищ Юрiя Яновського. Слово I час. 2004, № 2. - С. 3-13.
2. Гнатюк М. Юрш Яновський: текст i аван-текст. К., №жин: ТОВ «Видавництво Аспект-Полiграфiя, 2006. - 328 с.
3. Мовчан Р. Неоромантична проза Юрiя Яновського: «Майстер корабля», «Чотири шаблi». Дивослово. 2001, № 7 . - С. 59-67.
4. Панченко В.£. Юрiй Яновський. Життя i творчiсть. К.: Дншро, 1988. - 294 с.
5. Семенчук I. Р. Юрiй Яновський: життя i творчiсть. К. : Рад. шк., 1990. - 256 с.
6. Яновський Ю. Оповщання, романи, п'еси. К.: Наукова думка, 1984. - 576 с.