Научная статья на тему 'Формы грамматического числа имени существительного и проблемы их употребления в речи учащихся начальных классов'

Формы грамматического числа имени существительного и проблемы их употребления в речи учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2314
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА / МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО / ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО / ФОРМЫ ОДНОГО ЧИСЛА / РАЗРЯДЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ ФОРМ ЧИСЛА / РАБОТА НАД СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ / ПРЕДЛОЖЕНИЕМ / СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зорина Таисия Андреевна

В статье рассматриваются основные способы выражения категории числа. Указывается, что большинство существительных русского языка имеют коррелятивные пары единственного и множественного числа. Вместе с тем выделяются и такие имена существительные, которые имеют форму одного числа. В этом контексте анализируются существительные, имеющие только форму множественного числа. Указывается, что овладение категорией числа и правильное использование форм числа для учащихся начальных классов сложная проблема, вызывающая необходимость систематической и системной работы для развития речи учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зорина Таисия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы грамматического числа имени существительного и проблемы их употребления в речи учащихся начальных классов»

УДК373.3.016:811.161.1 ББК 74.261.3 З 86

Т.А. Зорина

ФОРМЫ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ПРОБЛЕМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье рассматриваются основные способы выражения категории числа. Указывается, что большинство существительных русского языка имеют коррелятивные пары единственного и множественного числа. Вместе с тем выделяются и такие имена существительные, которые имеют форму одного числа. В этом контексте анализируются существительные, имеющие только форму множественного числа. Указывается, что овладение категорией числа и правильное использование форм числа для учащихся начальных классов -сложная проблема, вызывающая необходимость систематической и системной работы для развития речи учащихся.

Ключевые слова: категория числа, множественное число, единственное число, формы одного числа, разряды существительных, использование в речи форм числа; работа над словосочетанием, предложением, связной речью.

T.A. Zorina

FORMS OF GRAMMATICAL NUMBER OF THE NOUN AND PROBLEMS OF THEIR USE IN SPEECH OF PUPILS OF INITIAL CLASSES

Abstract. The paper examines the basic ways of expression of a category of number. It is underlined that the majority of nouns of Russian have correlative pairs of singular and plural. At the same time there are nouns which have the form of one number. In this context the nouns having only the form of plural are analyzed. It is shown that mastering a category of number and correct use of forms of number is a challenge for pupils of initial classes causing regular and system work for development of speech of pupils.

Keywords: a number category, plural, a singular, forms of one number, categories of nouns, use in speech of forms of number; work on a word-combination and the sentence, coherent speech.

Подавляющее большинство русских существительных обладает способностью обозначать предметы, поддающиеся счету. За некоторыми исключениями эту характеристику грамматического числа можно считать обязательной. Большинство словоформ, указывающих на единичный предмет, предопределяет существование словоформы, указывающей на множество таких предметов. Категория числа выступает как формообразующая, словоизменительная, поскольку она способна противопоставлять словоформы, ничем не отличающиеся друг от друга [1; 483].

В русском языке категория числа имеет морфологическую и семантическую значимость. Морфологически она выражается системой падежных окончаний и располагает формами единственного и множественного числа. На семантическом уровне в формах числа отражаются представления о количестве - единичности или множественности, но не существует полной соотнесенности форм единственного и множественного числа в плане предметно-смысловом.

В случае, когда формы числа имеют собственное значение, они обозначают либо количество предметов, людей и животных - всего того, что человек видит в окружающем

мире, либо количество каких-то событий, действий, например, две битвы, несколько выступлений, взмахи рук и др. Число имени существительного способно отражать значения более сложные, нежели значение количественного. Так, формы единственного числа, обозначая единичный предмет, в то же время способны указывать на обобщенный смысл и быть выразителем родового понятия (морозостойкая яблоня продвинулась далеко на Север), т.е. передавать значение класса, вида предметов. Нельзя считать многие абстрактные качества, свойства, состояния, процессы, такие, как доброта, свежесть, покой, торговля и др. Из объектов предметного мира не поддаются счету прежде всего вещества: вода, песок, снег и др. Сколько бы такого вещества ни было, оно все равно обозначается единственным числом, хотя во многих веществах, таких, как песок, соль, снег, человеческий глаз может различать отдельные частицы. Для их обозначения в языке используются специальные слова, называемые сингулятивами: песчинка, снежинка и т.п. Все же они, по-видимому, кажутся настолько неважными и незаметными, что человек представляет себе песок и подобные объекты именно как массу, а не как множество частиц. Отличие несчетных объектов от счетных состоит в том, что любая часть (порция) воды, песка и т.п. все равно называется водой или песком; напротив, часть стола уже не будет столом.

В семантическом отношении формы множественного числа более разнообразны по сравнению с семантической системой форм единственного числа, сложнее по системе передаваемых значений. Они нередко выпадают из корреляции единственное -множественное и представляют собой самостоятельный лексикографический объект. Эти формы множественного числа, соотносясь с формами единственного числа, передают иные значения, например: качество (емкость) и предметы, обладающие этим качеством (емкости); действие (заготовка, высевка, высадка) и предметный результат этого действия (заготовки, высевки, высадки); вещество (масло) и виды вещества (масла). Такое расхождение в значениях препятствует объединению этих форм в пределах одного слова, т.е. это формы разных слов.

В других случаях взаимоотношения форм складываются иначе: они выдержаны в рамках одной лексемы, но значения их одинаковы, т.е. нет соотношения единичности -множественности. В таких случаях заглавной избирается либо одна форма, либо другая, с некоторыми уточнениями, например: выселок — небольшой поселок на новом месте, выделившийся из другого селения. В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой есть примечание — чаще мн. ч. И пример приводится именно в форме множественного числа — поселиться на выселках. В других случаях, когда сохраняется противопоставленность по единичности - множественности, исходной формой признается то форма множественного числа: шпроты, ед. шпрота (тот же словарь), то форма единственного числа чулок (чулки) выдвигается на первое место, хотя все примеры даются в форме множественного числа: вязаные, трикотажные чулки; полотняные чулки; шерстяные, шелковые чулки; меховые чулки. Форма ед. числа фиксируется только во фразеологизме синий чулок (тот же словарь). Зато все названия народностей зафиксированы в словаре в форме множественного числа, формы единственного числа даются в тех же словарных статьях как производные: чукчи, таджики, таиландцы, манси, мансийцы, лезгины, дунгане и др.

Встречаются в русском языке существительные, имеющие только форму множественного числа (так называемые ріигаїіа tantum). Обычно таким образом обозначаются предметы, состоящие из двух частей (ср. очки, брюки) или сложные (грабли, счеты), а также некоторые вещества и другие неисчисляемые объекты (белила, дрова, именины, побои). Если существительное обозначает счетные объекты, то форма множественного числа у него омонимична, т.е. используется и для обозначения одного предмета, и для обозначения множества: например, фраза В шкафу висели брюки - может указывать как на одну, так и на несколько пар брюк [2].

Таким образом, формы единственного - множественного числа, морфологически противопоставленные, т.е. имеющие выраженное окончаниями противопоставление, семантически либо лишаются этой противопоставленности - имеют одинаковое значение, либо меняются местами при установлении исходной и производной форм. Это в рамках единого слова. В других случаях формы реализуют разный смысл разных слов.

Формы множественною числа, как исходные формы существительных, фиксируются, по данным Л.К. Чельцовой, в следующих основных лексикограмматических группах слов:

1. Существительные, называющие национальные, племенные, этнические и другие группы лиц: абхазы, авары, аджарцы, арабы, башкиры, буряты, венгры, вятичи, голландцы и др.

2. Существительные, называющие конкретные предметы (обувь, одежду, музыкальные инструменты, спортпринадлежности, части организма человека и животных и т.д.), представленные как пары: башмаки, бахилы, боты, валенки, калоши, пинетки, сапоги; бретельки, варежки, гольфы, носки, чулки, эполеты, перчатки; вожжи, удила, шоры, литавры, ходули; баки, веки, гланды, усы.

3. Существительные, называющие обобщенные понятия в области науки: амебы, бактерии, вирусы, водоросли, каперсы, мигранты, осы, углеводы, хищники, шпроты, ящеры.

4. Существительные, называющие конкретные предметы и обобщенные понятия, представленные как совокупности: вирши, двойняшки, доспехи, издержки, пени, прерии, пожитки, родители, трефы.

5. Существительные, называющие процесс, действие, состояние, представленные как единое сложное явление: аплодисменты, заморозки, гастроли, неполадки, пререкания, расспросы, козни, ужимки.

6. Существительные, называющие массу вещества или материалы: брызги, кудри, миазмы, молоки, патлы, потроха, харчи, чернила.

7. Существительные, называющие продукты питания, блюда; остатки, отбросы вещества и др.: беляши, биточки, клецки, пельмени, голубцы, шкварки, вышкварки, обьедки, отброски [3].

Выделенные существительные не составляют единой лексико-семантической группы. Соотношение числа в каждой группе слов являет специфику реального использования слов в языке: может совпадение или несовпадение лексических значений у форм единственного и множественного числа, что затрудняет их употребление в речи.

На фоне пестрой картины соотношения форм выявляются некоторые очевидные тенденции в использовании форм множественного числа.

Так, в группе отвлеченных имен существительных, обозначающих количество, действие или состояние, которые, по данным грамматики середины ХХ в., не имеют форм множественного числа, начинается процесс опредмечивания и конкретизации, результатом которого оказалось появление форм множественного числа. Этот процесс активизировался к концу ХХ в. Образование форм множественного числа допускают существительные, например, мрак, инициатива, ревматизм, акклиматизация, эволюция, энергия, социализм, антагонизм, например: Об идейном родстве обоих социализмов подумать было страшно (Изв., 1996, 26 марта); Свобода открыла краны старым антагонизмам и антипатиям (Лит. Газета, 1990, 7 ноября).

Особенно активны в этом процессе имена на -ость, -есть и др.: договоренности, реальности, вредности, данности, звучности, недосказанности, отвлеченности, проницаемости, неуклюжести, например: В той ситуации, когда страна лежала в развалинах, решительная ленинская мысль, решительная политика были обращены к реальностям, замешаны на реальностях (Правда, 1988, 11 мая) [4; 170].

Широко представлены формы множественного числа в профессиональной речи, особенно в отглагольных именах, которые в общелитературном языке преимущественно

употребляются только в форме единственного числа. Из профессиональной речи формы переходят в общее употребление: подход — подходы; срыв — срывы; нажим — нажимы; полив — поливы; обрыв — обрывы; прием — приемы; выброс — выбросы и др.

Формы множественного числа стали появляться у слов: дорогие водки, мелкие бизнесы, предпринимательские риски, прямые эфиры. Такие слова отличаются от ряда подобных современной координацией форм числа (водка — водки). В других случаях формы множественного числа передают иные значения, следовательно, расходятся лексически (разные слова): гонка — гонки, бег — бега, схватка — схватки, грязь — грязи, хлеб — хлеба (хлебы — готовые изделия; хлеба — злаки на корню).

Усилившаяся в последнее время тенденция к употреблению форм множественного числа от имен вещественных, особенно в профессиональной речи, также свидетельствует об осложненности этого процесса. Формы множественного числа у этих слов трансформируют значение множественности, это семантически скорее именование неких совокупностей (сортов, разновидностей): нефти, бензины, мраморы, граниты, газы, олифы, пшеницы, ржи, карамели, ветчины, колбасы, сахара, масла, черноземы, автолы, смолы и др. Вместе с тем в традиционных грамматиках и практических стилистиках рекомендуется подобные слова употреблять только в форме единственного числа.

Учащимся начальной школы трудно различать, когда существительные имеют коррелятивные пары единственного и множественного числа, а когда одну форму из двух чисел, случаи, когда флексия служит семантическим различителем: лист - листы (бумажные), листья (дерева); пропуск - пропуска (документы) - пропуски (прогулы, разрывы). Школьники обычно употребляют в форме множественного числа имена существительные, имеющие форму только единственного числа и в форме единственного числа существительные, имеющие форму только множественного числа: «хорошие

урожаи», «весёлые настроения»; «острая ножница», «зимний каникул». Допускается много ошибок в употреблении собирательных существительных, в согласовании с ними в числе прилагательных. Учащиеся не улавливают различия в их семантике и форме, заключающегося в выражении ими множества предметов и лиц, но их употреблении только в форме единственного числа. В связи с этим учащиеся образуют сочетания: «наши молодёжь», «русские крестьянство». Все ошибки, допускаемые младшими школьниками в употреблении форм числа имён существительных, связаны с грамматическим согласованием. В связи с этим практическое усвоение категории числа существительных, выработка навыков правильного согласования в числе достигается только в процессе систематической и целенаправленной работы над данной категорией в тесной связи с грамматическим согласованием на основе программного лексикограмматического материала, в структуре словосочетания, предложения, текста.

Примечания:

1. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. высш. учеб. заведений / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; под ред. В.А. Белошапковой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 483.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

3. Чельцова Л.К. Форма множественного числа имен существительных как исходная форма в лексикографии // Грамматика и норма. М., 1977.

4. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2001. 304 с.

References:

1. Modern Russian: textbook for philological specialities of higher institutions / V.A.Beloshapkova, E.A.Bryzgunova, E.A.Zemskaya, etc.; Ed. V.A.Beloshapkova. 3 ed., corrected and added. М.: Azbukovnik, 1997. P. 483.

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of Russian. М., 1992.

3. Cheltsova L.K. Form of plural of nouns as the initial form in a lexicography//Grammar and norm. М., 1977.

4. Valgina N.S. Active processes in modem Russian: the educational manual for students of higher schools. M.: Logos, 2001. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.