Научная статья на тему 'ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭКОНОМИКЕ СФЕРЫ УСЛУГ В ПЕРИОД СМЕНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ'

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭКОНОМИКЕ СФЕРЫ УСЛУГ В ПЕРИОД СМЕНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукасов Д.В.

В статье представлены итоги исследования на тематике определения и трансформирующихся форм государственно-частного партнерства в России, в период, когда происходят значительные смены экономических моделей развития как национальной, так и мировой экономики. В заключении автором делается вывод, что данный институт партнерства, в т.ч. в его трансформационном формате в целом остается положительным явлением как для государства, так и для общества, так как по итогам повышает уровень конкурентоспособности, инновационности и финансовой эффективности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гукасов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE ECONOMY OF THE SERVICE SECTOR DURING THE CHANGE OF ECONOMIC MODELS OF DEVELOPMENT

The article presents the results of a study on the topic of defining and transforming forms of public-private partnership in Russia, at a time when there are significant changes in economic models of development of both the national and world economy. In conclusion, the author concludes that this institution of partnership, including in its transformational format, as a whole remains a positive phenomenon for both the state and society, as it increases the level of competitiveness, innovation and financial efficiency of the national economy.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭКОНОМИКЕ СФЕРЫ УСЛУГ В ПЕРИОД СМЕНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ»

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭКОНОМИКЕ СФЕРЫ УСЛУГ В ПЕРИОД СМЕНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

Д.В. Гукасов, аспирант

Пятигорский государственный университет (Россия, г. Пятигорск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-1-98-100

Аннотация. В статье представлены итоги исследования на тематике определения и трансформирующихся форм государственно-частного партнерства в России, в период, когда происходят значительные смены экономических моделей развития как национальной, так и мировой экономики. В заключении автором делается вывод, что данный институт партнерства, в т.ч. в его трансформационном формате в целом остается положительным явлением как для государства, так и для общества, так как по итогам повышает уровень конкурентоспособности, инновационности и финансовой эффективности национальной экономики.

Ключевые слова: экономика сферы услуг, государственно-частное партнерство, трансформация экономики, региональная экономика.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в экономике сферы услуг достаточно распространено во многих странах мира, причем не только в таких сегментах деятельности как образование, здравоохранение, связь и телекоммуникации, 1Т, но даже туризм, рекреация и развитие инфраструктуры. Распространено это явление и в нашей стране на протяжении уже длительного периода времени, однако полноформатно юридически оформлено лишь с 2015 г. в виде принятого Федерального Закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 №224-ФЗ.

Результаты исследования. Для снижения уровня терминологического диспута [1] по определению дефиниции ГЧП в данном ФЗ в статье 3 дается её определение в виде «формально закрепленная на конкретный период и базирующая на слиянии средств, разделении рисков взаимодействие публичного партнера, на одной стороне, и частного партнера - на другой, осуществляемое на по соглашению, оформленному в соответствии с настоящим ФЗ для вовлечения в хозяйство частных вложений, поддержки государственными муниципальными институтами до-

ступности продуктов, труда, услуг и улучшения их свойств».

Однако на практике стоит признать, что всё же формы данного партнерства бывают разные, как для целевого прямого предназначения, как упомянуто в данном ФЗ, т.е. когда требуются оперативные мобилизационные меры к реализации такого сотрудничества, так и через мероприятия, реализуемые на конкурсной основе, чаще всего проводимые через институты посредников, такие как инвестиционные фонды, технологические платформы и пр. [2]. Кроме того отдельным пунктом формы ГЧП на практике можно рассматривать и косвенное участие государства, в виде поддержки через протекционистские форматы ценообразования, налогообложения, содействия в логистической и иной инфраструктурной составляющей проектов, а также и иные виды поддержки в качестве участника данного вида партнерства. Наиболее часто в 2010-х данные виды поддержки от государства можно было увидеть при работе начинающих компаний инновационного профиля, а также ряда учреждений социально значимого направления [3].

В период пандемии коронавируса, как в России, так и в иных странах мира выявили множество проблем в данной форме сотрудничества, однако события 2022 года

значительно изменили ситуацию в этом направлении, выявив вместе с этим и фактически и новую практику ГЧП в виде поддержке государством компаний, которые занимаются импортозамещением в период ухода иностранных компаний из России, в связи с санкционной политикой коллективного Запада в виде как замены данных брендов на отечественные аналоги (Mac Donald's, Starbacks, KFC и др.), так и поддержку при организации программ параллельного импорта, по возможности в формате уже подкрепленного измененного законодательства по этому виду деятельности.

В российской практике наиболее активную практику информирования и анализирования в вопросах ГЧП проводится компанией РОСИНФРА, с чьей информацией можно ознакомиться в открытом доступе сети интернет, в частности, рынок частных инвестиций в инфраструктуру России по состоянию конец января 2021 г. выглядел следующим образом: работа над почти 3,5 тысячью проектов, из которых более 2,5 тысяч — это партнерство в коммунально-энергетической и более 500 в социальной инфраструктуре, тогда как в сфере транспорта только 147; объем частных инвестиций в проектах партнерства федерального уровня почти 885 млрд. руб., уровня субъектов РФ - 1782 млрд. руб. и местного самоуправления почти 555 млрд. руб. [4].

По данному вида партнерства на регулярной основе проводятся тематические специализированные конференции и форуму, в т.ч. с организацией от Национального Центра ГЧП, ВЭБ, ИД Коммерсант, Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан и многих иных, что доказывает важность и приоритетность данного вида деятельности для государства и бизнеса и в 2022 году.

Делая предварительные прогнозы на кратко- и среднесрочную перспективу развития экономику страны и регионов России, стоит предположить, что институт ГЧП в нынешних сложных условиях будет развиваться значительными темпами, как наименее рискованные в нынешних усло-

виях для предпринимательского сектора страны.

Фактически, в таких проектах, в период усиливающейся нестабильности внешней среды проект ГЧП для предпринимательского сектора снижает риски потерь почти до нуля, т.е. «подразумевает гарантию выручки... инвестор получит компенсацию (такая компенсация уже апробирована в проектах ГЧП в сферах железнодорожного транспорта, коммунальной и проч.)».

Несомненно, при работе с ГЧП появляются и новые риски от работы с «бюрократической машиной» [5; 6], в т.ч. предпринимательский сектор сталкивается с большим объемом потери рабочего времени на внешний контроль процедур большинства шагов в своей деятельности. Однако, во-первых, формат данных процедур имеет год от года в нашей стране тенденцию к снижению и переходу в удобный электронный вариант, а во-вторых, данные неудобства все же перекрываются рисками банкротств предприятий, которые могут возникнуть в столь сложный период трансформации национальной и мировой экономик.

Заключение. В заключение стоит отметить, что данный вид института партнерства в целом несомненно является положительным явлением как для государства, как и для социально-экономического сегмента. Особую ценность он достигает в периоды кризисов и долгосрочных состояний «новых нормальностей», одной из которых, несомненно, являются для России условия ситуации 2020-2022 гг. Данный вид партнерства по факту позволил оставить на плаву многие частные экономические инициативы, которые наиболее эффективно могут функционировать именно в формате негосударственных предпринимательских учреждений.

По итогам, при всех имеющихся негативах при реализации инициатив на местах и ошибках системного характера, страна в целом от такого партнерства получается рост возможностей в вопросах повышения конкурентоспособности, инновационности и финансовой эффективности национальной экономики.

Библиографический список

1. Беляй В.В. О понятии и участниках государственно-частного партнерства // Экономика. Право. Общество. - 2021. - № 3. - С. 77-81.

2. Растегаева Ф.С. К вопросу о сущности государственно-частного инвестиционного партнерства // Экономические науки. - 2007. - №35. - С. 262-264.

3. Шаш Н.Н., Бородин А.И., Татуев А.А. Проблемы перехода на программный бюджет: новые вызовы бюджетной политике России// Финансы и кредит. - 2014. - №14 (590). -С. 2-10.

4. Плаксин Д.А., Корнева А.А. Сущность ГЧП в сфере экономики/ Обществознание и социальная психология. - 2022. - № 5-2 (35). - С. 117-125.

5. Татуев А.А., Керефов М.А. Современная российская специфика производства валового регионального продукта // Kant. - 2011. - №2. - С. 36-37.

6. Tatuev, A.A. Investment processes as the foundation of economic growth / A.A. Tatuev, V.V. Rokotyanskaya, A.B. Nagoev, G.V. Sarkisyants, S.A. Nefedkina // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - № 6. - P. 348-355.

FORMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE ECONOMY OF THE SERVICE SECTOR DURING THE CHANGE OF ECONOMIC MODELS OF

DEVELOPMENT

D.V. Gukasov, Postgraduate Student Pyatigorsk State University (Russia, Pyatigorsk)

Abstract. The article presents the results of a study on the topic of defining and transforming forms of public-private partnership in Russia, at a time when there are significant changes in economic models of development of both the national and world economy. In conclusion, the author concludes that this institution of partnership, including in its transformational format, as a whole remains a positive phenomenon for both the state and society, as it increases the level of competitiveness, innovation and financial efficiency of the national economy.

Keywords: service sector economy, public-private partnership, economic transformation, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.