Научная статья на тему 'Формы дистанционного обучения в вузе'

Формы дистанционного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3638
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ЧАТ-ЗАНЯТИЯ / ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ / ТЕЛЕПРИСУТСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко О.И., Ивко В.И.

В статье рассматриваются преимуществам дистанционного обучения в вузе. Авторы особое внимание уделяют формам дистанционных технологий в обучении. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию современных технологий в электронной образовательной среде. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы дистанционного обучения в вузе»

культуры, 1996. - 5 с.

3. Олимпийская хартия. Пер. с англ. М. : Советский спорт, 1996. - 96 с.

4. Родиченко, B.C. Олимпийская идея для России [Текст] / В.С. Родиченко. - М. : Советский спорт, 1998. - 152 с.

© Хузина В. М., 2018

УДК 378

О.И. Шевченко

канд. пед. наук, сотрудник Академии ФСО России,

г. Орел, РФ Е-тай: klio80@bk.ru В.И. Ивко

сотрудник Академии ФСО России г. Орел, РФ Е-тай: ivadi@bk.ru

ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Аннотация

В статье рассматриваются преимуществам дистанционного обучения в вузе. Авторы особое внимание уделяют формам дистанционных технологий в обучении. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию современных технологий в электронной образовательной среде. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.

Ключевые слова:

Дистанционное обучение, технологии, чат-занятия, телеконференция, телеприсутствие.

У других мы учимся сами.

Сенека.

В современном мире с развитием 1Т технологий появилась возможность получать образование дистанционно. Это решило множество проблем и открыло возможности для всех слоев населения. Видов дистанционного обучения много и они позволяют не только просто общаться обучающемуся и преподавателю, вести диалог на расстоянии, но и полностью проводить занятия, лектории, семинары и прочие занятия. Полный курс дистанционного обучения представляет не только материалы для обучения, но и нацелен на то, чтобы привлечь интерес личности, создать атмосферу благоприятную для обучения.

В конце ХУШ века в Европе, с появлением доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Оно предполагало передачу по почте учебного материала, ведение диалога между обучающимися и преподавателем и даже сдачу экзаменов и научных работ. Подобная система пришла в Россию в конце XX века.

XX век характеризуется бурным технологическим прорывом и ростом информационных средств. Возникновение теле- и радиовещания привело к инновациям в дистанционном обучении, однако существенным недостатком было отсутствие возможности у обучающегося обратной связи.

В 1960 году в Великобритании открылся первый в мире университет дистанционного обучения «Открытый Университет Великобритании». Название указывало на дешевизну получения обучения и отсутствие необходимости постоянно очно посещать занятия. К 1980-ым начали появляться персональные компьютеры, что дало новый толчок для обучения. Первые интерактивные приложения на компьютерах были представлены в виде игр [6].

Официальной датой возникновения дистанционного обучения в России можно считать 30 мая 1997 год. Именно в этот день вышел приказ № 1050 Министерства образования Российской Федерации, который позволил проводить эксперименты дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке повсеместное распространение персональных компьютеров и Интернета сделало распространение дистанционного обучения еще быстрее и проще. Появилась возможность проводить онлайн семинары и лектории, мгновенно вести диалог с преподавателем, предоставлять отчетности по практическим занятиям. Многие современные вузы ввели в свою программу возможность дистанционного обучения. В их программах существуют как факультативные занятия, так и возможность получения высшего образования с последующим получением диплома. В некоторых вузах сдача экзаменационной сессии проходит в очной форме.

Основные положения дистанционного обучения отражены в российском законодательстве: Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации № 06-1254 от сентября 2009 г. Настоящий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Так в пункте 2 статьи 16 главы 2 № 273-ФЗ говорится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1-3].

Вместе с тем, под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [3].

Преимуществами дистанционного обучения являются:

• экономия времени (не требуется тратить время на дорогу до места обучения и обратно);

• возможность обучать единовременно большую аудиторию;

• снижение затрат на проведение обучения (отсутствует аренда на помещения для учебы);

• повышение качества обучения в связи с использованием современных информационных технологий;

• создание отраслевых и общих сред образования и методик обучения;

• мгновенный доступ обучающихся к электронным библиотекам и базам знаний;

• возможность получать образование всеми желающими, несмотря на состояние здоровья и социального положения в обществе;

• удобство связи преподавателя и ученика в зависимости от пожеланий обоих.

Вместе с тем можно выделить ряд недостатков:

• необходимость специального оборудования (порой дорогостоящего) на рабочем месте;

• слабая отработка практических занятий;

• ограниченная возможность изложения мыслей в устной форме;

• неполноценность эмоциональной составляющей из-за отсутствия прямого контакта студентов с преподавателем;

• все еще относительно слабая методическая организация обучения.

По мнению экспертов высоко оценивают возможности и эффективность дистанционного обучения, однако рекомендуют первое высшее образование получать в удаленном режиме только при наличии объективных причин на это. А для второго (дополнительного) - дистанционный формат обучения вполне подходит [4, 5].

Как ранее уже упоминалось, дистанционное обучение имеет различные формы:

Чат-занятия - это занятия, которые осуществляются с использованием чат-технологий. Занятия такого рода происходят синхронно, каждый из участников имеют одновременный доступ к чату. На базе многих учебных заведений действует подобная система чат-кабинетов, обеспечивающая деятельность педагогов и учеников.

Веб-занятия - к ним относятся конференции, семинары, дистанционные уроки, лабораторные работы, практические занятия и другие виды учебных занятий, которые проводятся с помощью телекоммуникационных систем (ТКС) и других возможностей Интернета. Для веб-занятий используются специальные образовательные веб-форумы. Основное отличие веб-занятий от чат-занятий в возможности более длительной работы и асинхронным взаимодействием педагогов и учеников.

Телеконференция - производится на основе рассылок с использованием электронной почты, также учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе этой системы заложен метод «Природного процесса обучения». Эта форма дистанционного обучения активно используется в странах Европы для получения дополнительного образования. Формирование теоретических и практических навыков достигается путем систематического изучения материалов, прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио- и видеоносителях, а также практическим закреплением материалов, получая устойчивые автоматизированные навыки.

Телеприсутствие - это занятия, в ходе которых, обучающийся присутствует на занятии путем применения ТКС и видеосвязи. В настоящее время существуют роботы, управляя которыми дистанционно можно полноценно взаимодействовать с окружающей средой, достигая этим ощущение полного присутствия на занятиях в школе или университете. Для примера, в одной из школ Москвы происходит эксперимент, где мальчик-инвалид дистанционно управляет роботом «R.Bot 100», получая образование. Педагог и ученик активно взаимодействуют друг с другом, при этом они видят друг друга, потому что робот оснащен монитором и видеокамерой. Если данный эксперимент окажется удачным, то это даст путь большому проекту по внедрению данного инновационного метода обучения во все города России.

Для организации дистанционного обучения необходим определенный набор средств: компьютер, периферийное оборудование к нему и программное обеспечение. Будучи рядовым пользователем данного сервиса, для получения знаний (например, занятия-вебинары), вам будет необходимо:

• персональный компьютер (ноутбук);

• устройство звукопередачи (колонки, наушники);

• видеокамера и микрофон;

• программное обеспечение (Интернет-браузер, Adobe Flash Player и др.);

• стабильное Интернет-соединение (не менее 256 кбит/с).

В настоящее время этот комплект оборудования есть почти у каждого, что не создают никаких трудностей использования дистанционного обучения. Также для обучения используются сторонние ПО. Одни могут просто давать видеосвязь между людьми (Skype), другие же - полноценные сервисы для дистанционного обучения, обладающие различными инструментами и возможностями отслеживать прогресс обучающихся.

Можно выделить несколько систем для организации дистанционного обучения:

1) Moodle - на сегодняшний день одна из самых популярных СДО с открытым исходным кодом. Система обладает большим количеством инструментов для работы со студентами. Есть возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны. Система обладает интегрированной платежной системой PayPal.

2) Ё-СТАДИ - российская разработка электронной образовательной среды. Требует регистрацию и создание рабочей области. Большая часть системы предназначена для всевозможной оценки знаний и

тестирования.

3) АТШог - одна из самых простых в обращении и богатых в функционале систем дистанционного обучения, обладающая етай-уведомлениями, файловым хранилищем, различными инструментами оценки, резервным копированием, ведением статистики и интеграцией опросов.

Подобных сервисов очень много на просторах интернета, каждый из них обладает своими особенностями и функционалом. Также часть этих ресурсов является платными, но это вложение может окупиться дополнительным функционалом и возможностями, которых нет в бесплатных ресурсах.

Сложнее обстоит ситуация с такой формой дистанционного обучения как «телеприсутствие». Например, российский робот R.BOT, позволяющий с помощью интернета обеспечить удаленное присутствие в месте, где непосредственно находится сам робот и нет самого оператора, стоит до 400 000 руб. Данный робот оснащен видеокамерой, динамиками, микрофоном и монитором, способен свободно перемещаться в пространстве, что обеспечивает полную иллюзию удаленного присутствия.

Таким образом, в настоящее время происходит модернизация и усовершенствование в системе высшего образования. Возникает необходимость перехода от традиционного получения образования к более гибким и лучше отвечающим современным требованиям жизни дистанционными технологиями в обучении.

Список использованной литературы:

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ : Федеральный закона [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс».

2. Об использовании дистанционных образовательных технологий от 06 мая 2005 г. №137 : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс».

3. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: Федеральный закон [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс».

4. Полат Е.С., М.В. Моисеева, Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения ; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006. 400 с.

5. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.

6. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41.

© Шевченко О.И., Ивко В.И., 2018

УДК 37.014.5

С.А. Шустер

Студентка 2 курса, ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: shuster.7130@gmail.com М.В. Салменкова канд.пед.наук, преподаватель ФСПО, ИМСИТ

Краснодар, РФ E-mail: msalmenkova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена теме-корпоративная культура организации. Здесь представлено данное понятие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.