Научная статья на тему 'Формы бюджетных расходов и их влияние на развитие экономики'

Формы бюджетных расходов и их влияние на развитие экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2575
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / СУБСИДИИ / ЗАКУПКИ / ТРАНСФЕРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васюнина М.Л.

В статье дается характеристика форм бюджетных расходов, рассматриваются особенности их организации и влияния на развитие экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы бюджетных расходов и их влияние на развитие экономики»

12 (150) - 2013

Государственные финансы

УДК 336.14 (045)

ФОРМЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

М. Л. ВАСЮНИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Е-та11:уаБуип1пат1@та11. ги Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье дается характеристика форм бюджетных расходов, рассматриваются особенности их организации и влияния на развитие экономики.

Ключевые слова: расходы, субсидии, закупки, трансферты.

Характеристика форм расходов бюджетов -один из основных вопросов теории государственных и муниципальных финансов. Повышение эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов традиционно связывается с совершенствованием форм бюджетных расходов.

До 2008 г. формы расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являлись предметом правового регулирования. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 6, 69) определял их состав, предусматривал толкование отдельных форм. Между тем изложение данного вопроса не было лишено противоречий, связанных с подменой понятий «расходы бюджета» и «бюджетные ассигнования». В составе форм расходов представлялись бюджетные ассигнования по различным функциональным направлениям (например, ассигнования на содержание бюджетных учреждений, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, ассигнования на компенсацию дополнительных рас-

ходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, и др.). Кроме того, не предусматривалось разделения бюджетных средств, направляемых на исполнение расходных и долговых обязательств, что повлекло включение в состав бюджетных расходов различных видов кредитов (кредитов иностранным государствам, бюджетных кредитов и т. д.). Таким образом, в ходе реформирования бюджетного процесса из Бюджетного кодекса Российской Федерации были исключены положения, регулирующие общий состав и содержательные отличия форм бюджетных расходов. В настоящее время их характеристика осуществляется в контексте описания механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов и др.

Не лишено дискуссионности изложение данного вопроса в учебных изданиях. В составе форм бюджетных расходов наряду с традиционными денежными выплатами нередко рассматриваются налоговые льготы, налоговые кредиты и отсрочки, определяемые как косвенные субсидии, а также льготные государственные кредиты.

Сложившаяся неоднозначность подхода свидетельствует о целесообразности теоретического осмысления основ организации расходов бюджетов

и закрепления соответствующей позиции в нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения.

Посредством государственных и муниципальных расходов осуществляется прямая государственная и муниципальная финансовая поддержка экономики, направленная на:

- обеспечение производства товаров (работ и услуг), относимых к общественным благам;

- стабилизацию объема производства, уровня доходов и трудовой занятости в определенных видах экономической деятельности и регионах;

- преодоление перекрестного субсидирования, проявляющегося при государственном регулировании цен (тарифов) на отдельные товары (услуги);

- осуществление государственных инвестиций в объекты капитального строительства и уставные капиталы государственных и муниципальных организаций.

Функциональное и экономическое назначение расходов определяет форму их организации.

В формах бюджетных расходов находят внешнее проявление особенности организации финансовых средств, направляемых из бюджетов бюджетной системы государства на исполнение расходных обязательств, включая их целевую направленность, условия и ограничения в использовании ресурсов.

Формы бюджетных расходов

Формы расходов на поддержку хозяйствующих субъектов

I

£

Оплата государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд

Субсидии

Несвязанные

1

Связанные

Формы бюджетных расходов, оказывающих влияние на развитие экономики

Через формы расходов оказывается прямое воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов и публично-правовых образований, что позволяет регулировать воспроизводственные, территориальные и отраслевые пропорции. Формы расходов выступают инструментами модификации рыночных условий функционирования хозяйствующих субъектов, обеспечивая их мотивацию к определенным действиям.

Среди многообразия форм расходов, применяемых в бюджетной практике Российской Федерации, приоритетное положение принадлежит субсидиям, которые предоставляются коммерческим и некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных казенных учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в ходе финансового обеспечения их хозяйственной деятельности (см. рисунок).

Масштабы бюджетного субсидирования определяются рядом факторов, в т. ч.:

структурой экономики государства по видам экономической деятельности; долей государственного сектора экономики в ВВП;

величиной ВВП, создаваемого субъектами естественных монополий; состоянием платежного баланса.

В аграрных и индустриальных секторах экономики отмечается прямая зависимость между

долей сельского хозяйства, транспорта, отдельных секторов промышленности в ВВП и размерами бюджетного субсидирования. Динамика масштабов государственного сектора находится в прямой корреляции с динамикой объема субсидий, предоставляемых хозяйствующим субъектам соответствующих видов экономической деятельности. В равной мере образование дефицита платежного баланса обусловливает комплекс мер

Формы расходов на

поддержку публично-правовых образований

I

Формы межбюджетных трансфертов

Блочные межбюджетные трансферты

Дотации. Блочные межбюджетные субсидии. Блочные субвенции

Категориальные межбюджетные трансферты

I

Межбюджетные субсидии. Субвенции

по стимулированию экспорта, в т. ч. за счет роста субсидий товаропроизводителям-экспортерам.

Субсидии как инструмент прямой финансовой поддержки обладает рядом преимуществ:

- адресностью направления бюджетных средств, в т. ч. исходя из оценки достигаемых результатов;

- распространением «положительного эффекта» на субъектов, не являющихся прямыми получателями ресурсов, и соответственно наличием широкого круга контрагентов, испытывающих поддержку;

- возможностью оперативного влияния на структуру общественного производства и потребления, что позволяет избегать обострения экономических и социальных конфликтов. Одновременно бюджетное субсидирование

сопряжено с рядом дополнительных ограничений:

- необходимостью контроля за целевым и результативным использованием бюджетных средств, что увеличивает административные расходы;

- вероятностью развития иждивенческого подхода со стороны хозяйствующих субъектов;

- риском негативного влияния на структуру общественного производства, влекущего перелив финансовых ресурсов из более эффективных секторов экономики и видов экономической деятельности в менее эффективные.

В составе субсидий хозяйствующим субъектам целесообразно различать:

- «несвязанные» субсидии - это субсидии общего назначения, не предусматривающие регламентацию направлений использования средств и ограничение права самостоятельно распоряжаться полученными средствами;

- «связанные» субсидии - целевого назначения, предполагающие использование средств в соответствии с обозначенными целями и условиями.

«Несвязанные» субсидии ориентированы, как правило, на восполнение потерь в доходах субъектов, выступая инструментом регулирования объема предложения определенных товаров (работ, услуг) и уровня внутренних цен на них. Механизм общего субсидирования не предусматривает конкурсного распределения средств финансовой поддержки между получателями. В состав данных субсидий включают:

- экспортные субсидии, стимулирующие вывоз товара путем возмещения экспортеру разницы

между внутренними и мировыми ценами в расчете на объем экспорта;

- компенсационные субсидии, предусматривающие возмещение разницы в ценах на определенные товары, реализуемые по заниженным ценам, и тем самым способствующие замещению импортных товаров товарами отечественных производителей;

- субсидии субъектам естественных монополий и иным производителям, реализующим товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам (тарифам) (например организациям железнодорожного транспорта, общедоступной электросвязи и почтовой связи и др.). Накопленный опыт этого вида бюджетного

субсидирования не позволяет рассматривать его как перспективный. Он ориентирован на организации с низким уровнем эффективности производства, обусловленным невысокой эластичностью предложения, нестабильностью объема производства и доходов. Данные субсидии восполняют кратковременный дефицит финансовых ресурсов в субсидируемых секторах экономики, что оказывает влияние на уровень цен и объем потребления, но не способствует созданию условий повышения эластичности предложения в средне- и долгосрочной перспективе, в т. ч. за счет формирования производственной, информационной, торговой инфраструктуры.

«Связанные» субсидии направлены на уменьшение затрат хозяйствующих субъектов по отдельным направлениям, обеспечивая поддержку спроса на приобретаемые товары (услуги) и привлекаемые кредитные ресурсы. Механизм их предоставления может строиться на конкурсном распределении средств финансовой поддержки исходя из оценки расходов организации. Не исключается софинанси-рование субсидируемых затрат за счет собственных и (или) привлеченных средств. Условия и ограничения в использовании «связанных» субсидий диктуются их целевым назначением, являются предметом регулирования в рамках соглашений, заключаемых между органом государственной власти или органами местного самоуправления и получателем субсидии. Несоблюдение условий субсидирования влечет применение мер ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Целевое субсидирование обеспечивает:

- повышение доступности кредитных ресурсов (посредством возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на

сезонные закупки сырья и материалов, осуществления капитальных вложений и др.);

- расширение финансовых услуг, привлекаемых хозяйствующими субъектами в отдельных отраслях (за счет компенсации части затрат по страхованию, например, урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений; возмещения затрат на уплату лизинговых платежей, в частности, за воздушные суда российского производства, получаемые от российских лизинговых компаний, и др.);

- стимулирование производства общественно значимых товаров (работ, услуг) (в частности работ по обеспечению безопасности на транспорте и др.);

- поддержку хозяйственной деятельности организаций в определенных регионах (например, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и др.);

- содействие в формировании сезонных фондов и операционных резервов (в частности, страховых фондов семян и средств защиты растений, сезонных запасов топлива и т. п.). Посредством данных субсидий обеспечивается:

- сокращение издержек хозяйствующих субъектов;

- стимулирование спроса на товары (работы, услуги), приобретаемые в рамках субсидирования;

- поддержка спроса на кредитные ресурсы и активность кредитного рынка в субсидируемом сегменте.

Особенности «связанных» субсидий проявляются также в возможности их интеграции в механизм межбюджетного перераспределения средств, когда субсидирование организации осуществляется в порядке софинансирования за счет средств различных бюджетов бюджетной системы государства. В этом случае субсидии выступают инструментом регулирования не только межотраслевых, но и межтерриториальных пропорций. Предоставляемые таким образом межбюджетные трансферты носят целевой характер, предполагают соблюдение публично-правовым образованием установленных требований по уровню долевого финансирования, предусматривают контроль за использованием средств как получателями межбюджетных трансфертов, так и получателями субсидий. Подобная организация субсидирования экономики

позволяет обеспечить: привлечение ресурсов органов государственной власти различного уровня на финансирование приоритетных отраслей (программ); экономию административных расходов при расширении зоны охвата получателей финансовой поддержки; активное влияние федеральных органов государственной власти на региональную экономическую политику.

В современных условиях целевое бюджетное субсидирование приобретает приоритетное положение в механизме государственной и муниципальной финансовой поддержки хозяйствующих субъектов. Между тем его дальнейшее применение связывается с необходимостью:

- во-первых, ограничения допускаемой в Российской Федерации практики индивидуального субсидирования и предоставления именных субсидий;

- во-вторых, минимизации риска подмены субсидиями финансового обеспечения государственного и муниципального заказов на поставку товаров (работ, услуг);

- в-третьих, исключения из состава субсидируемых расходов тех издержек, которые не оказывают действенного влияния на эффективность организации (например, консультационных и рекламных услуг, проведение социологического опроса и др.);

- в-четвертых, реализации требования привлечения собственных средств организации или индивидуального предпринимателя на осуществление субсидируемых расходов, а также его участия в реализации программ социально-экономического развития публично-правового образования;

- в-пятых, обеспечения прозрачности механизма отбора претендентов, процесса предоставления и использования ими субсидий.

Это обусловливает целесообразность закрепления в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации общих требований к организации субсидирования коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, т. е.:

- обязательность участия получателя субсидии собственными и (или) привлеченными средствами в реализации субсидируемых мероприятий;

- запрет на предоставление субсидии на возмещение затрат, возникающих при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках выполнения государственного заказа;

- предоставление субсидии при условии отсутствия задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;

- обеспечение открытости информации путем публикации на официальных сайтах уполномоченных органов информации о результатах конкурса и получателях субсидий, а также их отчетов об использовании полученных бюджетных средств;

- закрепление полномочий по ведению реестров получателей субсидий за главными распорядителями бюджетных средств.

Особое положение в составе «связанных» субсидий, предоставляемых в Российской Федерации, занимают субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию государственных и муниципальных услуг в соответствии с государственным и муниципальным заданием. Посредством данной субсидии обеспечивается возмещение затрат бюджетных и автономных учреждений на выполнение государственного и муниципального задания в части оказания государственных и муниципальных услуг и на содержание недвижимого и особо ценного движимого государственного и муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Обусловленность данных субсидий сопряжена с необходимостью соблюдения требований государственного и муниципального задания (в т. ч. в части объема, качества и порядка оказания государственных и муниципальных услуг), а также ограничений по распоряжению государственным и муниципальным недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Таким образом, данный вид субсидии в отличие от иных ориентирован на финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг, оказываемых в соответствии с доведенным государственным и муниципальным заданием.

В действующих условиях оценка возмещаемых учреждениям затрат осуществляется на нерыночной (нормативной) основе. Это способствует ограничению роста бюджетных расходов, но создает риск возникновения перекрестного субсидирования деятельности учреждения, требуя последующих мер по его ликвидации.

Перспективы развития механизма субсидирования государственных и муниципальных услуг связываются с привлечением к выполнению государственного и муниципального задания негосударственных организаций, что является необхо-

димым шагом к созданию конкурентной среды и повышению качества общественных благ.

Другим инструментом бюджетной поддержки хозяйствующих субъектов традиционно выступают государственные и муниципальные закупки, финансируемые в форме оплаты государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Государственные и муниципальные закупки являются примером привлечения хозяйствующих субъектов негосударственного сектора к производству товаров (работ, услуг), необходимых для функционирования государственного и муниципального секторов. Данная форма расходов предусматривает:

- тендерную основу размещения средств среди поставщиков товаров (работ, услуг), что является общепризнанным фактором усиления конкуренции в соответствующей сфере общественного производства и экономии государственных и муниципальных финансовых средств;

- контрактную организацию взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления - заказчиков и производителей товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;

- нормативную регламентацию состава и требований к участникам государственного и муниципального заказов, условий и порядка его размещения, механизма заключения государственного и муниципального контракта и контроля за его выполнением. Государственные и муниципальные закупки

товаров (работ, услуг) осуществляются для обеспечения выполнения функций государственных и муниципальных учреждений, формирования государственных материальных резервов. В отдельных случаях государственные закупки приобретают особую форму - закупочных интервенций, предусматривающих формирование специальных (интервенционных) фондов товаров (как правило, сельскохозяйственной продукции, продовольствия) и обеспечивающих регулирование уровня цен и потребления. В ходе закупочных интервенций органы государственной власти могут приобретать товары по ценам, превышающим внутренние рыночные цены, тем самым обеспечивая поддержку производителей соответствующего товарного сегмента. В этих условиях механизм финансового обеспечения закупок приобретает черты «несвязанной» субсидии.

Было бы ошибкой рассматривать влияние бюджетных расходов на развитие экономики исключительно в рамках прямой финансовой поддержки непосредственно хозяйствующих субъектов. Современная система межбюджетного перераспределения во многом ориентирована на стимулирование развития экономики регионов и изменение структуры валового регионального продукта. Тем самым существенную роль в развитии экономики играют межбюджетные трансферты (гранты) -денежные средства, предоставляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления иным публично-правовым образованиям для оказания финансовой помощи и финансового обеспечения передаваемых полномочий. Являясь инструментом межтерриториального перераспределения финансовых ресурсов, межбюджетные трансферты обеспечивают исполнение расходных обязательств публично-правовых образований, направленных на обеспечение производства региональных общественных благ, поддержку приоритетных видов экономической деятельности и реализацию инвестиционных проектов.

В зависимости от условий предоставления финансовых средств различают блочные и целевые межбюджетные трансферты. Блочные межбюджетные трансферты имеют общее назначение и предоставляются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и муниципальных образований, сбалансированности региональных и местных бюджетов, реализации комплексных программ социально-экономического развития территорий, а также компенсации потери бюджетных доходов (увеличения бюджетных расходов), обусловленной изменением законодательства. Тем самым блочные межбюджетные трансферты являются инструментом сглаживания негативного эффекта, возникающего при несовершенстве разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы государства и наличии существенных различий в стоимости локальных общественных благ. Данные трансферты также предоставляются в качестве оперативной финансовой поддержки публично-правовых образований, в т. ч. в условиях спада экономической активности.

При предоставлении блочного трансферта предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств в пределах установленных полномочий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блочные трансферты являются безусловными и, как правило, недолевыми. Таким образом, данная форма расходов признана в наибольшей мере отвечающей требованиям самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при управлении собственными бюджетами. Тем не менее ограничение внешнего контроля и ответственности за целевое использование средств обусловливает отказ от активного применения данной формы межбюджетного перераспределения средств в отдельных государствах (например в США).

В Российской Федерации блочные межбюджетные трансферты представлены дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дотациями на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и аналогичными дотациями местным бюджетам (которые устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации), а также рядом межбюджетных субсидий субъектам Российской Федерации. Признак целевого назначения, закрепленный за межбюджетной субсидией в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в части указанных субсидий является условным, ибо механизм их предоставления ориентирован на институциональные преобразования, обозначенные органами государственной власти субъектов в региональных программах (в частности, в программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, развития сельского хозяйства, повышения эффективности бюджетных расходов и др.).

Особое место в составе блочных межбюджетных трансфертов принадлежит «отрицательному» трансферту - инструменту горизонтального финансового выравнивания публично-правовых образований, предусматривающему отвлечение средств бюджетов наиболее обеспеченных субъектов Федерации или муниципальных образований в пользу наименее обеспеченных. В Российской Федерации данный инструмент межбюджетного перераспределения применяется исключительно на местном уровне. Субъектам РФ предоставлено право зачисления в региональный бюджет субсидии из бюджетов муниципальных образований, у которых доля налоговых доходов в расчете на одного жителя превысила средний по региону уровень, для последующего перераспределения данных средств между муниципальными образованиями с низкой бюджетной обеспеченностью. В настоящее время

расходы местных бюджетов на предоставление субсидий региональным бюджетам предусматриваются в 26 % субъектов Российской Федерации, имеющих неравномерное распределение налогового потенциала между муниципальными образованиями в связи с наличием крупных налогоплательщиков либо объектов налогообложения (земельных участков).

Применение «отрицательного» межбюджетного трансферта сопряжено с дестимулирующим влиянием на развитие публично-правовых образований-доноров, что в определенных условиях приводит к обострению политических конфликтов. Минимизация этого негативного влияния предполагает:

- ограничение объема данного вида межбюджетных трансфертов;

- учет как налоговых, так и неналоговых доходов бюджета-донора при оценке обязательств по перечислению «отрицательного» трансферта;

- установление для реципиентов требований по реформированию экономической инфраструктуры и повышению качества управления государственными и муниципальными финансами.

Категориальные межбюджетные трансферты предполагают целевое назначение и обусловленность использования средств. Они предоставляются в ходе финансового обеспечения приоритетных расходных обязательств, осуществления инвестиций в объекты производственной и социальной инфраструктуры территорий. Посредством категориальных межбюджетных трансфертов обеспечивается возмещение дополнительных расходов, обусловленных выполнением переданных полномочий. При получении данных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления несут ответственность за целевое и результативное расходование средств финансовой поддержки.

В настоящее время в Российской Федерации категориальные межбюджетные трансферты представлены многообразием межбюджетных субсидий и субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам. За период с 2009 по 2012 г. за счет средств федерального бюджета было предоставлено в среднем 85 видов межбюджетных субсидий в рамках софинансирова-ния расходных обязательств субъектов Федерации по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, поддержке производственных секторов экономики, обеспечению медицинской помощи и общедоступного дошкольного и общего

образования и т. д. Одновременно субъекты РФ являлись получателями около 20 видов субвенций, обусловленных выполнением государственных полномочий Российской Федерации в части:

- социальной поддержки граждан, награжденных знаком «Почетный донор России»;

- обеспечения государственной регистрации актов гражданского состояния;

- содержания военно-учетных работников в составе органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет;

- социальной поддержки граждан при поствакцинальных осложнениях и т. д.

Таким образом, масштабность и многоканаль-ность отличают сложившуюся на федеральном уровне систему межбюджетного субсидирования.

Категориальные межбюджетные трансферты признаны действенными инструментами мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к принятию расходных обязательств по приоритетным направлениям. Между тем важная роль принадлежит институциональным факторам организации субсидий:

- подходам к определению уровня софинансиро-вания;

- инструментам оценки результативности использования средств и влияния трансфертов на социально-экономическое развитие;

- мерам воздействия для соблюдения получате -лем средств установленных требований.

В настоящее время множественность целевых межбюджетных трансфертов в сочетании с несовершенством институциональных факторов их организации обусловили необходимость перехода к блочной субсидии. Следует признать, что методологическая основа межбюджетных трансфертов данного типа в Российской Федерации не сформирована. Движение осуществляется по пути консолидации межбюджетных субсидий схожего назначения, предоставляемых субъектам Российской Федерации, с учетом следующих позиций:

- блочная субсидия может формироваться по отраслевому или территориальному признаку, предполагая как закрытый, так и открытый перечень направлений софинансирования;

- целевое назначение блочной субсидии определяется исходя из ключевых направлений государственной политики;

- предусматривается право органа государственной власти субъекта Федерации самостоятель-

но конкретизировать направления и объемы использования бюджетных средств; - оценка результативности блочной субсидии осуществляется на основе системы сбалансированных показателей, отражающих степень влияния трансферта на социально-экономическое развитие публично-правового образования. Таким образом, с применением блочных субсидий граница между блочными и категориальными трансфертами становится менее заметной.

Определение оптимального соотношения между блочными и категориальными трансфертами является одним из основных направлений бюджетной политики Российской Федерации. Обеспечение равновесного положения дотаций, субвенций и субсидий в механизме межбюджетного перераспределения средств - это поиск компромисса между стремлением, с одной стороны, к децентрализации управления государственными и муниципальными финансами, стимулированию региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления к оптимизации расходных обязательств, их мотивации к институциональным преобразованиям, с другой - к усилению ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за эффективность и результативность использования средств. Нередко в международной практике целевые меж-

бюджетные трансферты рассматриваются как инструмент давления федеральных органов государственной власти на органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления в части управления бюджетами. Сокращение доли категориальных межбюджетных трансфертов в структуре получаемых межбюджетных трансфертов определяется международными рейтинговыми агентствами как фактор повышения кредитного рейтинга соответствующего публично-правового образования.

Таким образом, современный бюджетный механизм характеризуется многообразием форм расходов. Их согласование и ориентация на стратегические цели развития экономики, создание институциональных условий действенного применения - требование эффективной государственной финансовой политики.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Васюнина М. Л. , Маркина Е. В., Солянни-кова С. П. и др. Оптимизация форм государственной финансовой поддержки экономики / Отчет по НИР, проводимой по тематическому плану НИР Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. М. , 2012.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.