Научная статья на тему 'Формула успеха предприятия в условиях неопредленности внешней среды'

Формула успеха предприятия в условиях неопредленности внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1366
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / UNCERTAINTY OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / TURBULENCE / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФОКУС / STRATEGIC FOCUS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО / USE OF EXISTING THINGS / ПОИСК НОВОГО / SEARCH FOR NEW THING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Лола Фаритовна

В статье исследованы особенности управления предприятиями в условиях неопределенности внешней среды. Раскрывается содержание неопределенности с позиции степени информированности о состоянии внешней среды и наличия знаний о значимости ситуационных переменных и их влиянии. Выделены четыре уровня неопределенности, для каждого из которых представлены рекомендации по выбору стратегического фокуса предприятия: использование существующего и (или) поиск нового. Сделаны выводы о необходимости создания в условиях высокой неопределенности и сложности внешней среды билатеральной организации, способной одновременно фокусироваться на освоении существующей ситуации и поиске новых возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMULA FOR BUSINESS SUCCESS IN THE EXTERNAL ENVIRONMENT OF UNCERTAINTY

The paper studies aspects of business management in an uncertain external environment. The author examines the notion of uncertainty from the point of awareness of the state of external environment, and availability of knowledge about the importance of situational variables and their impact. The paper identifies four levels of uncertainty and provides guidance on the selection of the strategic business focus for each of them: use of the existing business focus and (or) search for a new one. Conclusions are made about the necessity to create bilateral organization capable of both simultaneously focusing on utilizing the existing situation and searching for new opportunities in the conditions of high uncertainty and complexity of the external environment.

Текст научной работы на тему «Формула успеха предприятия в условиях неопредленности внешней среды»

5. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#.

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [The Federal State Statistics Service]. (online source) URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/# (date of access: 15.08.2015).

6. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2013: статистический сборник. Росстат. M., 2013. С. 227 - 251.

Sel'skoye khozyaystvo, okhota i okhotnich'ye khozyaystvo, lesovodstvo v Rossii. 2013: statisticheskiy sbornik (2013) [Agriculture, hunting, forestry in Russia. 2013: statistical yearbook]. Rosstat. Moscow. P. 227 - 251.

7. ИКС АПК Саратовской области внедряет передовые технологии ведения агробизнеса // Аграрные Вести. 2015. № 1. Апрель. С. 4.

IKS APK Saratovskoy oblasti vnedryayet peredovyye tekhnologii vedeniya agrobiznesa (2015) [Agro-industrial businesses in the Saratov region introduce advanced technologies of agribusiness] // Agrarnyye Vesti. № 1. April. p. 4.

8. Рябчикова Н.Н. Классификационные характеристики молочнопродуктового кластера Саратовской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 6. С. 199 - 202.

Ryabchikova N.N. (2014) Klassifikatsionnyye kharakteristiki molochnoproduktovogo klastera Saratovskoy oblasti [Classification characteristics of the dairy cluster in the Saratov region] // Izvestiya Orenburgskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. № 6. P. 199 - 202.

УДК 658

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

FORMULA FOR BUSINESS SUCCESS IN THE EXTERNAL ENVIRONMENT OF UNCERTAINTY

Попова Лола Фаритовна

Popova Lola Faritovna

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры менеджмента, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor, doctoral student of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: lolafarit@rambler.ru

В статье исследованы особенности управления предприятиями в условиях неопределенности внешней среды. Раскрывается содержание неопределенности с позиции степени информированности о состоянии внешней среды и наличия знаний о значимости ситуационных переменных и их влиянии. Выделены четыре уровня неопределенности, для каждого из которых представлены рекомендации по выбору стратегического фокуса предприятия: использование существующего и (или) поиск нового. Сделаны выводы о необходимости создания в условиях высокой неопределенности и сложности внешней среды билатеральной организации, способной одновременно фокусироваться на освоении существующей ситуации и поиске новых возможностей.

Ключевые слова: неопределенность внешней среды, турбулентность, стратегический фокус, стратегия, использование существующего, поиск нового.

The paper studies aspects of business management in an uncertain external environment. The author examines the notion of uncertainty from the point of awareness of the state of external environment, and availability of knowledge about the importance of situational variables and their impact. The paper identifies four levels of

uncertainty and provides guidance on the selection of the strategic business focus for each of them: use of the existing business focus and (or) search for a new one. Conclusions are made about the necessity to create bilateral organization capable of both simultaneously focusing on utilizing the existing situation and searching for new opportunities in the conditions of high uncertainty and complexity of the external environment.

Keywords: uncertainty of the external environment, turbulence, strategic focus, strategy, use of existing things, search for new thing.

Неопределенность внешней среды становится характерной чертой современной экономики. В условиях неопределенности успех предприятия зависит от его способности своевременно распознавать и использовать возможности окружающей среды. Рост неопределенности характерен для большинства современных рынков, что затрудняет анализ внешней среды, снижает эффективность традиционных систем планирования, заставляет менеджеров пересматривать используемую стратегию.

В современном мире одним из ключевых факторов роста неопределенности внешней среды является высокий уровень технологических изменений. Интенсивное развитие технологий ведет к созданию принципиально новых товаров и услуг, формированию новых потребностей покупателей, созданию новых бизнес-моделей, усовершенствованию бизнес-процессов предприятия. Новые технологии ведут к повышению неопределенности среды, так как затрудняют предвидение менеджерами последствий их применения.

Представляет интерес составленный Н. Фурром и Дж. Даером рейтинг отраслей США по уровню неопределенности, основными источниками которой выделены спрос и технологии [5, с. 27]. Неопределенность спроса в данном походе отражается уровнем колебания спроса, а также притоком и оттоком компаний в отрасли. Ученые измерили технологическую неопределенность как долю средней величины расходов на НИОКР в выручке за

последние десять лет. Отрасли с наиболее высокой неопределенностью представлены в табл. 1.

Таблица 1

Отрасли экономики США с высокой неопределенностью [5, с. 27]

Отрасли Доля затрат на НИОКР в выручке, %

медицинское оборудование 8,2

компьютеры 5,8

программное обеспечение 9,8

фармацевтическая продукция 17,4

контрольно-измерительное оборудование 9,3

машиностроение 3,2

сельское хозяйство 10,8

электронное оборудование 5,2

химия 3

электротехническое оборудова- 9,8

ние

Восемьдесят процентов компаний из топ-10 самых инновационных предприятий рейтинга журнала Forbes работают в отраслях, представленных в табл. 1. В России составляется подобный рейтинг, выделяющий самые бы-строразвивающиеся высокотехнологичные отечественные компании, рейтинг - «ТехУспех». При его составлении учитываются показатели оборота, темпов роста и инновационность продукции компаний. Отраслевой анализ первых пятидесяти компаний представлен в табл. 2.

Таблица 2

Отрасли с самыми быстроразвивающимися высокотехнологичными компаниями России

(данные рейтинга «ТехУспех-2014»)

Отрасли Доля затрат на НИОКР в выручке в 013 г., % Расходы на технологические инновации в 2013 г., % Среднегодовые темпы роста выручки за 2011 - 2013 гг., %

информационные и коммуникационные технологии 12 22 27

машиностроение, приборостроение и электротехника 7 20 26

фармацевтика, биотехнологии и медицинская техника 14 24 24

химия и экология 7 12 26

строительство и материалы 18 45 31

энергетика и нефтегазовая отрасль 6 11 15

Портрет среднестатистической компании из топ-50 рейтинга «ТехУспех-2014»:

- доля новой продукции в выручке - 57%;

- доля расходов на технологические инновации в выручке за 2013 г. - 23%;

- доля расходов на НИОКР в доле в выручке за 2013 г. - 10%;

- количество патентов - 22;

- количество сотрудников, имеющих научные степени - 29 [8].

Отрасли, представленные в табл. 1 и 2, совпадают на восемьдесят процентов, а также представляют высокотехнологичные виды деятельности согласно классификатору, разработанному Евростатом и используемому странами-членами ОЭСР. Инновационная активность предприятий свидетельствует о высокой технологической неопределенности в данных отраслях. Предприятия создают инновации, расходуя большие средства на технологические инновации, в том числе НИОКР, для того чтобы выжить и успешно функционировать на среде высокой неопределенности.

В экономической литературе существуют разные подходы к изучению неопределенности, в которых категория рассматривается как отсутствие информации, недостаточность знаний для принятия решения, непредсказуемость ситуации, непредсказуемость последствий изменений, неоднозначность информации, отсутствие знаний, турбулентность, сложность и динамичность внешней среды. Например, П. Лоуренс и Д. Лорш представляют неопределенность переменной, отражающей степень непредсказуемости и сложности внешней среды [1, с. 29]. В свою очередь непредсказуемость, по мнению данных ученных, зависит от уровня изменений и незнания данных или их причинах и воздействии. Р. Дан-кан также оценивает неопределенность среды в зависимости от степени ее динамичности и сложности [1, с. 58]. В данных подходах неопределенность отражает степень затруднения предприятия в сборе информации о внешней среде или отсутствие данных об окружении. Повышение сложности и динамичности внешнего окружения требуют от предприятий больше усилий в сборе информации о меняющейся среде и прогнозировании будущих изменений. Следует отметить, что изменения на динамичных рынках могут быть также и предсказуемыми. Большое количество факторов бизнес-окружения с высокой взаимозависимостью не всегда являются атрибутом среды с высокой неопределенностью. По мнению автора, сложность и неопределенность являются двумя отдельными характеристиками внешней среды, оказывающими особое влияние на

способность предприятия обрабатывать информацию. Не стоит отождествлять и понятия неопределенности и непредсказуемости. Непредсказуемость событий усиливает неопределенность, но не является обязательным ее условием. Предсказуемые, а также известные значения переменных могут быть источником неопределенности, если предприятию не хватает знаний в декодировании данных и выработке соответствующих действий, результативность которых сложно предвидеть.

И. Ансофф и П. Салливан внесли новую характеристику внешней среды - ее турбулентность, выделив пять ее уровней. Каждый уровень турбулентности описывается четырьмя факторами: сложность событий, происходящих во внешней среде; степень знания последующих событий; скорость развития событий с момента их первоначального осознания; предсказуемость последствий событий [4, с. 13]. Степень знания последующих событий в подходе данных авторов отражает способность предприятия эффективно обрабатывать информацию, опираясь на имеющийся опыт. Протекание новых и нестандартных ситуаций делает процесс интерпретации информации более сложным и повышают неоднозначность восприятия ситуации, увеличивая турбулентность внешней среды. Описание данными учеными понятия турбулентности отражает содержание категории неопределенности. И. Ансофф и П. Салливан назвали понятия предсказуемости, степени знания ситуации и скорости изменения самостоятельными. Однако ими не рассмотрены возможные сочетания данных переменных.

При изучении научных работ, посвященных исследованию неопределенности, прослеживается некоторая размытость данного понятия и его составляющих. По мнению автора статьи, при изучении неопределенности следует рассматривать ее содержание с двух позиций:

- как степень информированности менеджеров о значении переменных внешней среды в настоящем и будущем. Высокая неопределенность в данном аспекте отражает отсутствие или недостаточность информации о значении ситуационных переменных или их изменении в будущем. В условиях сложной, динамичной и неоднородной среды потребность в сборе и отслеживании информации для осуществления прогнозов растет. Однако данные условия не делают ее менее предсказуемой. Чем выше неопределенность, тем больше могут варьироваться и меняться значения параметров, что требует от организации способности предсказывать и/или подстраиваться. Чем

выше предсказуемость изменений, тем ниже неопределенность ситуации. Неопределенность среды значительно снижается, когда осведомленность менеджеров о ситуации растет. Следует отметить, что абсолютной осведомленности не бывает;

- как степень сложности толкования данных о состоянии среды, что выражается в отсутствии знаний, необходимых для оценки влияния ситуационных переменных на деятельность предприятия. Факторы внешней среды и их значения могут быть известными, однако может отсутствовать понимание причинно-следственных связей между событиями и их влияния на деятельность предприятий. При высоком уровне данного вида неопределенности информация о внешней среде является неструктурированной и непонятной, что затрудняет использование рациональных методов оценки. Такая неоднозначность информации показывает уровень нестандартности ситуации, отсутствие опыта в интерпретации данных, что значительно усложняет процесс обработки информации и повышает риск принятых решений. В условиях высокой неопределенности данного вида также не всегда ясно, какие переменные внешней среды наиболее значимы для предприятия.

При таком подходе неопределенность рассматривается с позиции количественных и качественных свойств информации. Следует отметить, что каждый из выделенных видов неопределенности может существовать как вместе, так и по отдельности.

Мы выделяем четыре уровня неопределенности, каждый из которых характеризуется значениями двух категорий неопределенности: 1) степень информированности менеджеров о значении переменных внешней среды в настоящем и будущем; 2) степень сложности толкования данных о состоянии среды.

Как видно из табл. 3, на рост неопределенности наибольшее влияние оказывает сложность толкования событий внешней среды. Если менеджеры не могут предвидеть развитие ситуации на рынке, то столкнувшись с но-

выми обстоятельствами и получив необходимую информацию, они способны быстро принять действия с минимальными рисками для предприятия в том случае, если ситуация является достаточно понятной и однозначной. Когда предприятие сталкивается с неординарной и неоднозначной ситуацией, плохо поддающейся структурированному анализу, даже при наличии информации и предвидении данных событий менеджерам намного сложнее принять решение с минимальным риском.

Первый и второй уровень неопределенности отражают недостаточную информированность предприятия, а третий и четвертый - отсутствие достаточных знаний у предприятия. Управление неопределенностью высшего уровня непосредственно связано с процессом управления знаниями на предприятии.

Таким образом, неопределенность внешней среды в нашем понимании - это ее характеристика, отражающая отсутствие у предприятия достаточной информации и знаний, необходимых для обеспечения динамически устойчивого развития предприятия в настоящем и будущем. Динамически устойчивое развитие отражает запас прочности используемой стратегии предприятия, позволяющей добиваться предприятию своих целей в меняющейся среде [2, с. 64]. Некоторые ученые для отражения динамической устойчивости применяют термин «робастность», отражающий состояние, в котором характеристики технологии или процессов не чувствительны к воздействию дестабилизирующих факторов, имеют запас прочности, система сохраняет работоспособность [3, с. 102].

Неопределенность играет ключевую роль в выборе стратегии предприятия и определяет ее фокус. Стратегия отражает способ выживания предприятия в определенной внешней среде и может фокусироваться на использовании существующего и/или поиске нового. Использование существующего означает, что главным стратегическим приоритетом является повышение эффективности деятельности предприятия, которая выражается в эффек-

Таблица 3

Уровень неопределенности (1 - низкий уровень: 4 - высокий уровень)

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

Информированность о значении переменных достаточно инфор-мации,высокая предсказуемость изменений отсутствие инфор-мации,низкая предсказуемость изменений достаточно информации, высокая предсказуемость изменений отсутствие инфор-мации,низкая предсказуемость изменений

Сложность толкования данных понятно влияние факторов и последствия изменений понятно влияние факторов и последствия изменений непонятно влияние факторов и последствий изменений непонятно влияние факторов и последствий изменений

тивном использовании ресурсов. Поиск нового выражается в исследовании рыночных возможностей, способности меняться, осуществлении рискованных действий, создании инноваций.

Первый уровень неопределенности характеризуется высокой осведомленностью менеджеров о рыночной ситуации в настоящем и будущем. События, с которыми сталкивается предприятие, хорошо поддаются анализу и не представляют серьезных угроз его деятельности. Может показаться, что такая среда не требует от предприятия особого фокуса, особенно если внешняя среда не многообразна. Окружение может восприниматься менеджерами как ситуация с низкой неопределенностью, но не являться такой в действительности. Также неопределенность может вырасти. При существенных изменениях предприятия, не имеющие фокуса стратегии, не смогут долго успешно функционировать. В ситуации низкой неопределенности стратегия предприятия будет фокусироваться на эффективности использования существующего положения. Отличительной чертой успешных компаний при данном уровне неопределенности является их способность эффективнее конкурентов использовать ресурсы. В такой среде отсутствует потребность в новациях, задачей предприятий является защита своих рыночных позиций, обеспечивая низкие затраты и совершенствуя свою продукцию. Эффективность функционирования предприятия достигается также благодаря возможному использованию узкой специализации. При повышении сложности внешней среды увеличивается потребность в анализе большого количества факторов и оценки их влияния. Однако среда также остается довольно предсказуемой и основными инструментами управления данным уровнем неопределенности являются планы и прогнозы.

Второй уровень неопределенности отличается от первого отсутствием информации о состоянии среды и низкой предсказуемостью рыночных изменений. Предприятие испытывает недостаток информации о ситуации на рынке и не может прогнозировать с высокой точностью изменения на рынке. Однако события, протекающие на таких рынках, не относятся к неординарным и, возможно, являются знакомыми для предприятия. Когда предприятию становятся известны значения переменных внешней среды, ему необходимо быстро среагировать на новые рыночные требования. Менеджерам предприятий следует уделять много времени сканированию внешней среды, поиску большого объема информации для со-

ставления прогнозов и сценариев развития ситуации. Отсутствие сложности в интерпретации происходящих событий на рынке позволяет менеджерам максимально фокусироваться на эффективном использовании существующего. Однако при данном уровне неопределенности возможен незначительный фокус на поиск нового, выражающийся в большей мере в отслеживании и применении успешного опыта конкурентов, необходимый для предприятия в случае возникновения угроз его деятельности вследствие высокой непредсказуемости изменений на рынке. Прогнозы и сценарии являются основным стратегическим инструментом, позволяющим снижать неопределенность среды и своевременно предпринять необходимые действия. В условиях роста комплексности внешней среды у предприятия возрастает потребность в обработке информации большого объема, что может сказаться на скорости и качестве принимаемых решений. Для обеспечения своевременной и качественной реакции предприятию следует усилить взаимодействие сотрудников на горизонтальном уровне.

Неопределенность третьего уровня характеризуется тем, что менеджеры имеют достаточно информации о значениях знакомых им переменных внешней среды, однако могут не знать ряд важных факторов внешней среды или недооценивать их значение, а также не иметь достаточных знаний для анализа последствий возможного влияния на предприятие изменений внешней среды. Поиск и создание нового являются основным фокусом стратегии предприятия, обеспечивающей выживание путем обеспечения его соответствия новым рыночным требованиям. Риск потенциальных действий предприятия возрастает в связи с высокой неоднозначностью происходящих событий. Для борьбы с неопределенностью предприятие может использовать сценарное планирование и усилить интеграцию деятельности на горизонтальном уровне.

Рынок в условиях неопределенности четвертого уровня представляет самую трудную ситуацию, когда происходящие события становятся непредсказуемыми и непонятными, любая ответная реакция предприятия характеризуется повышенным риском. Высокая неопределенность требует от предприятий инновационной способности, разнообразия продуктов и услуг. Ключевыми способностями таких предприятий становятся: умение выявлять возможности отслеживать инновации и изменения, происходящие в науке, технологической сфере, других отраслях, поведении и предпочтениях потребителя; умение опера-

тивно использовать возможности; умение ре-конфигурировать материальные и нематериальные активы в зависимости от потребностей использования открывшихся возможностей. Прогнозы в такой среде практически невозможны. Регулярные групповые встречи и прямое наблюдение руководителей становятся основными механизмами разрешения нестандартных вопросов.

Структурированная и понятная среда в условиях неопределенности первой и второй степени позволяет предприятиям добиться успеха путем усиления своих позиций на рынке благодаря низким ценам и (или) высокому качеству, базирующимся на высокой эффективности функционирования предприятия. Внешняя среда низкой и умеренной неопределенности, характеризующаяся небольшими изменениями в потребительских предпочтениях и поведении покупателей, достаточно стабильной стратегией конкурентов, несущественным развитием технологий, не открывает новые возможности, не провоцирует предприятия на создание нового и проведение радикальных изменений. Предприятиям, функционирующим в данных условиях, свойственны незначительные улучшения продукции, удовлетворяющие существующие рыночные потребности.

В условиях неопределенности третьего и четвертого уровня предприятиям необходим фокус стратегии на поиск и создание нового. Радикальные инновации предприятий являются необходимым условием выживания в среде с высокой неопределенностью. Деятельность таких предприятий должна быть направлена на удовлетворение новых рыночных потребностей. Предприятия, успешно работающие в среде высокой неопределенности, сами являются создателями перемен и источниками роста неопределенности на рынке.

Высокий уровень сложности внешней среды при значительной ее неопределенности диктует необходимость предприятиям одновременно быть эффективными и инновационными: с одной стороны, защищать имеющиеся рыночные позиции, с другой - выявлять и использовать новые рыночные возможности. Предприятиям, сталкивающимся с неопределенностью третьего и четвертого уровня и ра-

ботающим в комплексной внешней среде, нами рекомендовано фокусировать стратегию одновременно на использовании существующего и поиске нового. Такая стратегия может показаться противоречивой и сложной в реализации. Однако, как показывает практика, сочетание двух фокусов компаний позволяет достигнуть максимального успеха в условиях высокой неопределенности [7, с. 329].

Большинству предприятий, фокусирующему свою стратегию на поиске нового, сложно одновременно быть эффективным и инновационным. Использование существующего предполагает обеспечение высокой эффективности деятельности предприятия, что достигается путем повышения уровня специализации, формализации и стандартизации. Для осуществления поиска нового предприятиям и их организационным структурам требуется большая гибкость с меньшим уровнем формализации и стандартизации. Долгое время ученые делали акцент на том, что невозможно сочетать в одной компании обе направленности стратегии. В 1991 г. Д. Марч аргументировал необходимость одновременного развития организациями способности использования существующего и поиска нового [6, с. 71]. В дальнейшем рядом ученых, в том числе М. Ташма-ном, Ч. О'Рейли, изучались вопросы построения билатеральной организации, в которой может быть обеспечен баланс между противоречивыми фокусами стратегии [7, с. 324].

В условиях высокой неопределенности и сложности внешней среды построение билатеральной организации, способствующей одновременно поиску нового и использованию существующего, является способом обеспечения эффективного функционирования предприятия в настоящем и будущем.

Таким образом, неопределенность внешней среды является понятием относительным, отражает восприятие внешней среды менеджерами и зависит от способности предприятия отслеживать и обрабатывать информацию, умения предвидеть происходящие изменения на рынке, развивать знания предприятия. Стратегический фокус предприятия является способом управления неопределенностью, который обеспечивает его выживание и рост в меняющейся внешней среде.

Библиографический список (References)

1. Теория организации: Хрестоматия. 2-е изд. / пер. с англ. под ред. Т.Н. Клеминой: СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010.

Teoriya organizatsii: Khrestomatiya. 2-ye izd. / per. s angl. pod red. T.N. Kleminoy: (2010) [Theory of organization: An anthology. 2nd edition. / transl. from English by T.N. Klemina] St.Petersburg: Vysshaya shkola menedzh-menta.

2. Попова Л.Ф. Адаптационный механизм управления организационной структурой в системе устойчивого развития промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4 (48). С. 64 - 69.

Popova L.F. (2013) Adaptatsionnyy mekhanizm upravleniya organizatsionnoy strukturoy v sisteme ustoychi-vogo razvitiya promyshlennogo predpriyatiya [Adaptation mechanism for managing organizational structure in the sustainable development of industrial enterprises] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomi-cheskogo universiteta. № 4 (48). P. 64 - 69.

3. Фролова Е.А. Стратегическое управление предприятием в условиях неопредленности внешней среды // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1 (18). С. 99 - 104.

Frolova Ye.A. (2015) Strategicheskoye upravleniye predpriyatiyem v usloviyakh neopredlennosti vneshney sredy [Strategic management of the enterprise in the conditions of uncertainty] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1(18). P. 99 - 104.

4. Ansoff H.I., Sullivan P.A. (1993). Optimizing Profitability in Turbulent Environments: A Formula for Strategic Success // Long Range Planning. № 5 (26). P. 11 - 23.

5. Furr N., Dyer J. (2014). The Innovator's Method: Bringing the Lean Start-up into Your Organization // Harvard Business Review Press.

6. March J.G. (1991). Exploration and Exploitation in Organizational Learning // Organization Science. № 2 (1). P. 71 - 87.

7. Tushman M.L., O'Reilly C.A. (2013) Organizational Ambidexterity: Past, Present and Future // Academy of Management Perspectives. № 4 (24). P. 324 - 338.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. [Электронный ресурс]. URL://www.ratingtechup.ru/.

УДК 336.71

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭМИССИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ASPECTS OF THE PARTICIPATION OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA IN CASH EMISSSIONAND SECURITIES ISSUANCE

^^^^^^ Эрлин Артур Гусейнович

Erlin Artur Guseynovich

аспирант кафедры публичного права, ССЭИ (филиала) ФГБОУ ВО _ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

postgraduate student of the department of public law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: erlin_artur(®,mail.ra

Актуальность эффективного правового регулирования эмиссионных отношений обусловлена повышенным значением последних в процессе модернизации национальной экономики. Посредством проведения анализа действующего законодательства сделан вывод об особой роли Центрального банка Российской Федерации в эмиссионных отношениях. Доказано, что Банк России участвует в отношениях в области как денежной эмиссии, так и эмиссии рынка ценных бумаг.

Ключевые слова: эмиссионные отношения, Центральный банк, финансовый мегарегулятор, эмиссия денежных средств, эмиссия ценных бумаг.

The paper argues that urgency of effective legal regulation of equity emissions is due to their increasing importance in the process of modernization of the Russian economy. The author presents an analysis of the current legislation and concludes that the Central Bank of the Russian Federation pays special role in equity emission. It is shown that the Central Bank of Russia participates both in cash emission and issuance in the securities market.

Keywords: emission, the Central bank, financial mega-regulator, emission of cash, issuance of securities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.