Научная статья на тему 'Формула регуляризованного следа дифференциального оператора со сложным вхождением спектрального параметра'

Формула регуляризованного следа дифференциального оператора со сложным вхождением спектрального параметра Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формула регуляризованного следа дифференциального оператора со сложным вхождением спектрального параметра»

дифференциальных игр возможности, например, ограничение по своему усмотрению числа коррекций управлений игроков, что может в некоторых случаях упростить исследование. С другой стороны, многокритериальность большинства версий ЖИПТО значительно усложняет задачу полного исследования даже базовых версий и приводит к неисследованным классам математических моделей. Элементарная геометрия преследования. Элементарные геометрические разделы математики ЖИПТО в совокупности с элементарными задачами "геометрии простого преследования" [6] образуют основу интересного расширения элементарной школьной геометрии, которое можно называть "элементарной геометрией преследования". Математическая культура и математические способности. Приобщение к математике ЖИПТО позволяет приобщиться к методу математического моделирования, понять ее возможности и пределы, что важно и актуально в настоящее время, когда благодаря бурному развитию математики и информатики человечество вступило в "эпоху моделирования". В эту эпоху важно поднять математическую культуру членов общества, которую мы делим на следующие основные уровни:

Начальный уровень: приобщение к элементарным математическим объектам и понятиям. Средний уровень: Освоение одного из разделов математики, начиная от элементарной геометрии, кончая современными математическими теориями.

Высший уровень: Способность к созданию нового математического знания.

Такая классификация позволяет отнести к личностям с высокой математической культурой великих математиков древности. Почти все учителя математики и победители математических олимпиад относятся к лицам с математической культурой повышенного среднего уровня (мы делим средний уровень на несколько подуровней). Популяризация ЖИПТО и элементарной геометрии преследования в школах призвана способствовать поднятию математической культуры учителей и учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петросян Л.А., Томский Г.В. Элементарные задачи сближения и уклонения. Якутск: ЯГУ, 1989.

2. Петросян Л.А., Томский Г.В. Через игры к творчеству. Новосибирск: Наука, 1991.

3. Tomski G., Kouzmina Т. JIPTO: Jeux de reflexion pour tous. Paris: ACL Editions, 1996.

4. Tomski G. JIPTO. Paris: JIPTO international, 2000.

5. Tomski G. Mathematiques du JIPTO. Paris: JIPTO international, 2002.

6. Петросян Л.А., Томский Г.В. Геометрия простого преследования. Новосибирск: Наука, 1983.

ФОРМУЛА РЕГУЛЯРИЗОВАННОГО СЛЕДА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА СО СЛОЖНЫМ ВХОЖДЕНИЕМ СПЕКТРАЛЬНОГО ПАРАМЕТРА

© О.А. Торшина (Магнитогорск)

Исследуем оператор Лапласа-Бельтрами с потенциалом на проективной плоскости, что представляется возможным при получении проективной плоскости через сферу посредством отождествления диаметрально противоположных точек и выкалывания полюсов.

Пусть Т — —Д - оператор Лапласа-Бельтрами с потенциалом на проективной плоскости действующий в гильбертовом пространстве Н, взятом с плотностью зт 6(1в(1(р (в,1р - сферические координаты), Ап = п(п + 1) (п = 0, оо) - собственные числа оператора Т, г>П)» (г = 0,2п) - соответствующие собственные ортонормированные функции оператора Г, 1п = {А|А = Хп + п + 1 + ip,

—оо < р < оо}. Пусть также Р - оператор умножения нар Є C2(W), W = (0,7г) х (0,27г). Обозначим через цП'і собственные числа оператора Т + Р, взятые с учетом алгебраической кратности, такие, что |цП:і — п{п + 1)| const.

Теорема. Если р - нечетный, дважды непрерывно дифференцируемый потенциал, то для собственных чисел оператора Т + Р верно равенство

Но

,о + Е Мп,г - п(п + 1)(2п + 1) j = [f p2(9,ip) sin Odipde.

п=1 I г=0 J j?

Доказательство. Воспользуемся равенством

2 п 2 п

^>2vn,i = п(п + 1)(2п + 1) +'^2nn,i(Pvni,vni) +ап{р) + Рп(р) + о (-U ,

2=0

2=0

где ап(р) - вторая поправка теории возмущений, /Зп(р) - третья поправка теории возмущений. В силу нечетности функции р(в, (р)

2^ 2,771 ■)■ 1 Г С

5~2{Pvni, vni) = ^ / / р(в, ф) sin 6dipd6 = О,

2=0 г?

а„(р) =0(£%), Ш = &Sp f - J [Р(Т - АЕ)-1]Ч\ = 0.

1п ^ 71 — 1

ЛИТЕРАТУРА

1. Садовничий В.А., Дубровский В.В. О классической формуле первого регуляризованного следа оператора Лапласа с нечетным потенциалом на сфере // Тр. семинара им. И.Г. Петровского. 1996. Вып. 19. С. 37-72.

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Г.А. Тырыгина (Тольятти)

"Содержание школьного курса математики группируется вокруг нескольких стержневых линий ... Этот состав отражает длительный опыт обучения математике и в настоящее время практически полностью соответствует мировой практике. Исключение составляет ... линия, связанная с теорией вероятностей и математической статистикой, и ставшая чрезвычайно актуальной в изменившихся и динамично меняющихся условиях современного общества. (Учебные стандарты школ России. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины. М.: Прометей, 1998, с. 27).

Построение целостной концепции обучения вероятности, начиная со школы, невозможно без понимания предмета теории вероятностей. Долгим и трудным был путь развития понятия вероятности, от нечетких и неясных до современных представлений, причем на протяжении столетий не использовалась математическая символика. Развитие представлений о предмете теории вероятностей, на наш взгляд, можно разделить на четыре периода.

Первый период развития связан с именами Г. Гюйгенса, Я. Бернулли, А. Муавра, П.С. Лапласа, А. Пуассона, В.Я. Буняковского. В переписке Ферма и Паскаля находим, что предметом нового раздела естествознания являются игральные кости и карточные игры. Такое понимание предмета теория вероятностей часто возникает и у современных людей при начальном знакомстве с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.