Научная статья на тему 'Формирования структурной политики Украины'

Формирования структурной политики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
структурная политика / инвестиции / государственного регулирования / структурные реформы / индустриальные компоненты / инновационно-инвестиционная активность

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рехтета Александр Николаевич

В статье рассмотрены вопросы формирования и реализации структурной политики Украины. Охарактеризовано состояние промышленных систем отдельных регионов Украины. Рассмотрены стимулирующие факторы развития индустриальных компонентов украинской экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирования структурной политики Украины»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

УДК 338.45;332.01

Рехтета Александр Николаевич

преподаватель кафедры финансов и кредита Николаевского национального университета им. В.А. Сухомлинского

sabugaenko@mail .ru

ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы формирования и реализации структурной политики Украины. Охарактеризовано состояние промышленных систем отдельных регионов Украины. Рассмотрены стимулирующие факторы развития индустриальных компонентов украинской экономики

Ключевые слова

структурная политика, инвестиции, государственного регулирования, структурные реформы, индустриальные компоненты, инновационно-инвестиционная активность.

Современная ситуация в украинской экономике характеризуется четкой рецессией, поскольку в 2014 г. рост ВВП замедлился, практически до нуля снизился темп роста промышленного производства (индекс - 0 %, годом ранее - плюс 3,2 %), сокращаются доходы государственного бюджета, на 25 % выросла просроченная задолженность по заработной плате, увеличилась безработица, более чем на 20 % упала прибыль компаний, прибыль в сельском хозяйстве сократилась почти в 2 раза. При этом уровень монетизации экономики сохраняется ниже 50 % ВВП, насыщение кредитами - примерно 35 % ВВП.

Как отмечал в свое время признанный специалист по проблеме экономического роста лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец, имеющиеся статистические данные о росте даже по 2 годам ничего не могут сказать собственно о тенденции роста[5]. Тем более затруднительно сделать какой-либо вывод о перспективах нынешней рецессии и ее сроках. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в основе замедления роста структурные проблемы украинской экономики, сформировавшиеся задолго до исчерпания «сырьевого роста», еще более обострившиеся в период этого роста.

В Украины сложились очевидные структурные перекосы, определяющие ее развитие в новейшее время: структурная вилка по линии «процент - рентабельность - риск», когда секторы с наименьшей отдачей характеризуются высоким риском (реальный сектор), а секторы с наибольшей отдачей -меньшим относительно первых секторов риском, при этом относительно высокий процент запирает кредит в одни секторы и открывает его для секторов с наибольшей рентабельностью; валютнопроцентный рычаг, сформировавшийся благодаря разнице процента в Украины и западных странах, который наравне с чистым экспортом обеспечивает повышенный отток капитала из страны и порочный круг структурной деградации, когда неэффективная структура экономики не позволяет создавать необходимую товарную массу для внутреннего потребления и внешних рынков, что обеспечивает низкую доходность, деградацию производственного аппарата и закрепляет отсталую в технологическом и институциональном отношении структуру.

Полученные расчетные данные говорят о том, что показатель структурной независимости для экономики Украины неуклонно снижался на протяжении 1999-2013 гг. с 2,4 до 1,6. Прогноз до 2017 г. показывает его дальнейшее снижение до 0,94. Показатель закрытости экономики был невысоким и имел тенденцию к снижению. Импортная зависимость экономики резко увеличивалась. Большинство производственных секторов экономики демонстрирует «сырьевой» режим функционирования. Данная структура блокирует развитие индустрии и технологий, внутреннего рынка.

Состояние промышленных систем отдельных регионов можно охарактеризовать следующими позициями:

1) фрагментация промышленных систем на уровне конкретных регионов;

2) слабый уровень межрегиональных связей;

3) стохастичность в изменении специализации (эффект «рыскания» в поиске заказов и технических решений);

126

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_________________

4) низкая конкурентоспособность многих видов производств, включая исчезновение целых секторов производств (средств производства), демонтаж производственных площадей, неспособность обслужить задачи по замене фондов даже на уровне собственного региона;

5) неэффективные институты стимулирования отечественной индустрии в регионах, недоразвитость институтов развития.

При этом прогноз на 2015-2017 гг. весьма неутешителен [4].

Во-первых, все три сценарных прогноза (консервативный, умеренно-оптимистичный и форсированный, как и варианты, привязанные к предположению относительно динамики цен на сырьевые ресурсы), исходят из различного уровня государственного управления экономикой. Умеренно-оптимистичный сценарий сводит «роль государства» только к созданию необходимого инвестиционного климата, повышению эффективности бизнеса и его конкурентоспособности и обеспечению эффективности государственных расходов.

Другие сценарии либо сохраняют консервативную политику прошлых лет, либо уповают на привлечение капиталов. Но никто не задается вопросом, откуда эти капиталы, как они будут распределены в экономике, и будут ли они вообще? Отметим очевидный факт: иностранные инвестиции при дефиците и отсутствии условий для собственных внутренних инвестиций не могут решить задач структурной политики в необходимом объеме ни на текущий момент, ни в перспективе.

Во-вторых, исходные данные, «легенда прогноза» не выдерживает критики, поскольку она никак не связана с необходимой комбинацией действий государства в условиях продолжающегося кризиса структуры, а привязывает прогноз фактически только к ожиданию цены на нефть. Тем самым прогноз идеально вписывается в «сырьевую» парадигму функционирования украинской экономики. Выходит, стремление восстановить экономический рост, по сути, означает восстановление прежней модели экономического роста? Именно поэтому программа сокращения бюджетного дефицита к 2017 г. представляется необоснованной и ненужной. Текущий дефицит не представляет угрозы, но в условиях, когда монетизация экономики ниже 50 % ВВП, доступность кредитов составляет 35 % ВВП, а темп роста промышленного производства равен практически 0 %, сокращение дефицита бюджета будет дополнительным фактором демонетизации и недофинансирования экономики, что выразится в сдерживании спроса. Однако у этого сдерживания нет экономических оснований.

В-третьих, неверно считать, что украинская экономика находится в стагнации. Экономическая наука дает точное определение стагнации как ситуации, когда темп экономического роста приближается к нулевой отметке, либо является слабо положительным, причем эта ситуации длится некоторый продолжительный период (великая стагнация 1970-х гг.). Обычно экономика не изменяет своей структуры и невосприимчива к нововведениям. Рецессия - это замедление темпа роста либо небольшой некритичный спад производства (обычно более полугода). Сегодня, по оценке экспертов, наблюдается четкая рецессия, но не стагнация. Все негативные проявления являются производной не столько глобального кризиса, сколько кризиса структуры украинской экономики, заложенного еще трансформационным спадом и отсроченного «сырьевым» экономическим ростом 2000-2008 гг. и восстановлением хозяйственной деятельности в 2010-2013 гг.

В-четвертых, в прогноз не попадает структурная основа украинской экономики, отсутствует связь структурных и макроэкономических параметров. Норма накопления основного капитала может увеличиваться только в ходе изменения структурных параметров экономики Украины. Обоснование прогноза вне связи с решениями и поставленными задачами выглядит так, как будто экономика развивается сама по себе, вне принимаемых решений.

Из прогноза неясно и не следует однозначно, чем будет подкреплен рост конкурентоспособности отечественной продукции по умеренно-оптимистическому сценарию.

На сегодня реальное значение имеют следующие четыре стимулирующих фактора развития индустриальной компоненты украинской экономики:

1) повышение эффективности добывающих и энергосырьевых секторов, увеличение степени переработки сырья;

2) запуск инфраструктурных проектов (железнодорожные магистрали, газо- и нефтепроводы,

127

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_________

автомобильные дороги);

3) развитие экспортных производств (международная конкурентоспособность);

4) развитие базового машиностроения и специального машиностроения (включая и специальную технологию - СТО: специальное технологическое оборудование).

Основная цель - развертывание продуктовых серий внутреннего и внешнего потребления и обеспечение обороноспособности страны.

В-пятых, важно точно оценить влияние дополнительных факторов экономического роста, которые якобы будут задействованы при умереннооптимистическом сценарии. Вероятные прибавки равны 0,1-0,2 процентных пункта по отношению к консервативному сценарию. Но каковы основания для таких прибавок? Важно знать, как они получены и на чем базируются ожидания. Дело в том, что инвестиции в человека и в инфраструктурные проекты основной вклад в рост могут дать на временном интервале, превышающем 2 года (с 2015 - до 2017 г.). Сразу в 2016 г. определенного вклада в темп может не наблюдаться, ведь 2016 и 2017 гг. будут годами первоначальных вложений. Эти обстоятельства говорят об имеющихся натянутостях как концептуального характера, так и конкретно-измерительного характера в данном прогнозе, в основной части его проектировок.

Таким образом, все три сценария привязаны к текущим внешним факторам развития украинской экономики и не учитывают внутренних возможностей изменений, промышленной и структурной политики. Необходимо обозначить в связи с этим проблему формирования и реализации структурной политики в рамках существующих тенденций динамики экономической системы и действующих институциональных ограничений.

Объективно необходимым условием устойчивого развития национальной экономики является обеспечение соответствия между элементами ее структуры. Подобные пропорции складываются при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. В развивающемся обществе устойчивость пропорций национальной экономики относительна: свою количественную

определенность они сохраняют лишь на протяжении промежутка времени некоторой продолжительности.

Пропорции в своей совокупности образуют структуру национальной экономики, ее внутреннее строение. Ознакомление с литературой по проблемам экономической структуры позволяет выделить два подхода к определению данного понятия - «узкий» и «широкий». В первом случае структура экономики рассматривается как совокупность межотраслевых и внутриотраслевых пропорций. Во втором помимо этих пропорций в структуру экономики включаются также воспроизводственные (общеэкономические), социальные и территориальные пропорции.

Структура экономики, рассматриваемая как в узком, так и широком понимании, оказывает зачастую решающее влияние на темпы и качество экономического роста, уровень использования ресурсного потенциала общества, целевую эффективность общественного производства, выражающуюся в уровне развития и степени удовлетворения потребностей населения страны в количественном и качественном аспектах.

Изменение структуры национальной экономики, переход от одних относительно устойчивых совокупностей пропорций к другим периодически происходят в любых типах экономики, причем под влиянием научно-технического и социального прогресса. Известный австрийский ученый экономист Й. Шумпетер в своих исследованиях показал, что в условиях рыночной конкуренции новые комбинации, основанные на прогрессивных достижениях науки и техники, побеждают старые в процессе конкурентной борьбы [2]. Структурные трансформации экономики рыночного типа обусловливаются изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политической ситуации, демографическими, экологическими и многими другими факторами.

На современном этапе развития экономики, как показывает практика, лидерами мирового хозяйства становятся страны, сумевшие опередить все остальные в создании заделов новых производственнотехнологических систем, основывающихся на передовом технологическом укладе, и получить благодаря этому долговременные конкурентные преимущества принципиально нового типа. Сформировать такие заделы, как свидетельствует опыт этих стран, возможно только при непосредственном участии и

128

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

регулирующих воздействиях государства. Неслучайно в 1980-х гг. сокращение государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах проявилось лишь в традиционных секторах, в то время как в сфере высоких технологий прямая поддержка государством инновационноинвестиционной активности и непосредственная организация им наукоемких и капиталоемких производств получили дальнейшее развитие. Правильный выбор приоритетов и воздействие на них государства позволили создать фундамент нового технологического уклада в экономике. На базе этого фундамента включившиеся в последующем механизмы рыночной самоорганизации стимулировали расширение и рост предпринимательской инициативы и активности.

Государственная поддержка перспективных направлений экономической деятельности служит импульсом не только для этих видов деятельности, но и для сопряженных с ними направлений, расширения совокупного спроса и повышения уровня хозяйственной активности в целом.

Исключительно велика роль государственного регулирования структурных адаптаций в сглаживании таких негативных их проявлений, как сокращение производства и инвестиций, остановка, закрытие, ликвидация предприятий и возникновение в связи с этим сбоев в технологических цепочках, важных для обеспечения жизнедеятельности производств. Тем более ответственна роль государства при отсечении оказавшихся нежизнеспособными или ненужными целых сегментов хозяйственных систем, вызывающие резкий рост числа безработных, ухудшение условий и снижение уровня жизни многих людей.

Государство призвано и имеет возможность создать условия для реализации того из вариантов структурных реформ, который отвечает интересам наиболее широких слоев общества. От деятельности государства в большой мере зависит общая продолжительность болезненных для общества структурных трансформаций, очередность и длительность отдельных этапов, уровень и пути использования высвобождающихся при этом людских и материальных ресурсов.

События последних лет, связанные с мировым финансовым кризисом, еще раз убедительно доказали, что без активного государственного участия оптимизировать пропорции в экономике нельзя. Механизм рынка, вызывая высокую предпринимательскую мотивацию к использованию инноваций, не создает условий для осуществления стратегических научных исследований, разработки принципиально новых технологий. Рыночные инструменты не действуют в случаях, когда требуется осуществить масштабные инвестиции с длительным сроком окупаемости, высоким уровнем риска и непредсказуемой доходностью[3]. В настоящее время практически во всех теоретических и реальных моделях государственного регулирования рыночной экономики присутствует структурная политика как элемент экономической политики государства. Однако теоретические и практические аспекты системного подхода к ней до сих пор в достаточной мере не проработаны.

Начавшийся в 1990-х гг. разрушительный кризис централизованной системы управления вызвал в научной и политической среде волну критики государственного вмешательства в процессы формирования структуры национальной экономики. Возродились надежды на рыночные механизмы регулирования структурных трансформаций. В известной мере распространению таких взглядов способствовало сужение сферы государственного вмешательства в социально-экономические процессы в развитых зарубежных странах, обусловленное их переходом к этапу постиндустриального развития. Последовавшая за рыночными реформами деградация структуры экономики в Украины убедительно доказала несостоятельность отказа от государственной структурной политики.

Так же, как и структуру национальной экономики, структурную политику определяют в широком и узком смысле. Широкая трактовка включает в структурную политику воздействие государства на всю совокупность пропорций в экономике. При узком понимании сфера государственного воздействия ограничивается межотраслевыми и внутриотраслевыми пропорциями, региональный аспект при этом рассматривается в рамках государственной региональной политики, а воспроизводственный -экономической политики в целом.

Большой энциклопедический экономико-юридический словарь определяет структурную политику как систему мер, осуществляемую государством по совершенствованию структуры общественного производства. Задачами структурной политики определены совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, обеспечение опережающего развития секторов, определяющих научно-

129

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________________

технический прогресс, усиление социальной ориентации экономики. В осуществлении структурной политики государство использует различные рычаги по регулированию экономики [1].

Список использованных источников

1. Андрушюв, I. П. 1нвестування регюнально! економши та його ефектившсть в Укра1ш [Текст] : монографiя / Андрушюв 1.П., Вовчак О.Д., Рущишин Н.М. ; УКООПСП1ЛКА, Львiв. комерц. акад. - Л. : Вид-во Львiв. комерц. акад., 2010. - 192 с.

2. Бланк, И.А. Управление инвестициями предприятия [Текст] : для руководителей, фин. менеджеров предприятий, преподавателей, аспирантов , студентов экон. вузов / И.А. Бланк. - К. : Эльга; Ника-Центр, 2003. - 469 с.

3. Бугаенко С.А. Ринкова стратепя i мехашзми розвитку дiяльностi шдприемств харчово! промисловосп: проблеми теори i практика : монографiя / С.А. Бугаенко; Мiжнародний унiверситет бiзнесу i права. — Херсон: Гршь Д., 2014.-562 с.

4. 1нвестици в основний каштал [Електронний ресурс ]: офщшний сайт Державного комiтету статистики Укра!ни. — Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua

5. Саймон Смит Кузнец «Население, капитал и экономический рост» (Population, Capital and Growth, 1973). — Режим доступу: http://korch.com.ru/issledovanija-sajmona-kuznetsa-i-ehmpiricheski-obosnovannoe-istolkovanie -ehkonomiche skogo -rosta.

© О.М. Рехтета, 2015

УДК 338

Руденко Ирина Владимировна

Экономический факультет Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе,

Российская Федерация E-mail: [email protected]

ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА НА РЫНКАХ B2B, B2C

Аннотация

Рассматриваются особенности становления компаний на рынках b2b, b2c. Выявляются различия в функционировании компаний начиная с объёма потребительского рынка и заканчивая надёжностью предлагаемого продукта.

Ключевые слова

B2b, b2c, особенности маркетинга

Маркетинг является основополагающей, ключевой ячейкой старта и дальнейшего продвижения на рынок продукта или услуги предприятия. С целью определения наиболее эффективного маркетингового подхода компании необходимо, для начала, определиться с особенностями маркетинга на рынках b2b и b2c (см. рис.). В зависимости от того, на какой рынок ориентировано предприятие, на потребителя или производителя, формируются приоритеты поведения компании, цели и средства маркетинговой политики компании.

Не смотря на то, что маркетинговые программы, применяемые на рынках b2b, b2c во многом схожи (реклама, интернет-маркетинг, связь с общественностью), однако существуют различия в их применении.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.