Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ'

ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ЭКСПЕРИМЕНТ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзуллоева Мукаррама Махмуджоновна, Бобизода Гуломкодир Мукаммал

В статье представлен материал по формированию ключевых компетенций на уроках химии. Ключевые компетенции ориентируют обучающегося на поиск думать, сотрудничать, принимать решение и адаптироваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Компетентность рассматривается как определенная способность, требуемая для эффективности реализации конкретного действия из выбранной области химии. Она состоит из узкоспециализированных знаний, предметных навыков и способов мышления. Иначе, компетенции - это функциональные задачи, которые взаимосвязаны с деятельностью, и их кто-то способен успешно решать. Компетентность сама принадлежит к субъекту деятельности и благодаря ей человек может решать конкретные проблемы. С помощью химического эксперимента ученики выводят зависимость и закономерность. Вышесказанное можно проверить, проведя анализ скорости химической реакции. Правильная организация урока позволит учащимся самим установить зависимость скорости реакции от концентрации веществ, вступающих в реакцию. Данный вид учебного химического эксперимента способствует выявлению фактов, ознакомлению с методами химической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY COMPETENCIES OF STUDENTS IN CHEMISTRY LESSONS

The article presents material on the formation of key competencies in chemistry lessons. Key competencies to make decisions and adapt to changing life conditions. Competence is seen as a specific ability, the student is trained to seek, think, collaborate, required for the effectiveness of the implementation of a specific action from a selected field of chemistry. It consists of highly specialized knowledge, subject skills and ways of thinking. Otherwise, competencies are functional tasks that are interconnected with activities, and someone is able to successfully solve them. Competence itself belongs to the subject of activity and thanks to it a person can solve specific problems. Using a chemical experiment, students derive dependencies and patterns. The above can be verified by analyzing the rate of a chemical reaction. The correct organization of the lesson will allow students to establish the dependence of the reaction rate on the concentration of substances that enter into the reaction themselves. This type of educational chemical experiment contributes to the identification of facts, familiarization with the methods of chemical science.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»

Алиев С.Н. - доктор педагогических наук, профессор каф. методики преподавания английского языка Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни; Э-почта: alievsn@rambler.ru. Тел: (+992) 933450545.

About the authors:

Halimova Zarina - Senior Lecturer, Chair of English Teaching Methodology, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni; hzarin@rambler.ru. Тел: (+992) 904033309. Aliev S.N. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chair of English Teaching Methodology, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni; E-mail: alievsn@rambler.ru. Tel: (+992)933450545.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ХИМИИ

Файзуллаева М.М.

Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни,

Бобизода Г.М.

Академия образования Таджикистана

Сегодня модернизация системы образования ориентирует учебно-воспитательный процесс школы на развитие личности школьников. В данном контексте важным является развитие познавательных способностей учащихся, творческого потенциала, что несомненно исключит выступление ученика в ролипассивного слушателя. В решении данного вопроса ключевым является компетентностно-ориентированное обучением. Компетентностно -ориентированным обучением занимались многие ученые, которые в первую очередь в своих работах обращали свое внимание на содержание понятия компетентностный подход [1, с.201]. Так, по мнению Полякова С.Д. «компетентностный подход - это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые школьники могут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях».

Компетентностная парадигма образования учитывает способность личности самостоятельно выбирать и уметь оперировать уже приобретенными знаниями в различных ситуациях и областях жизни. В процессе обучения в школе учащиеся усваивают различные компетенции.

Компетенция - это сфера вопросов, в которых личность хорошо осведомлена, также это круг полномочий, прав. Следовательно, компетенция относится не к субъекту выполняемой работы, а к кругу проблем, которая имеет отношение к деятельности. Говоря по-другому, компетенции - это функциональные задачи, которые взаимосвязаны с деятельностью, и их кто-то способен успешно решать. Компетентность сама принадлежит к субъекту деятельности и благодаря ней человек может решать конкретные проблемы[2, с. 15].Как результат образования компетентность изучал Зеер Э.Ф, он считает, что компетентность — это интегративная черта любой личности. Интегративную черту личности составляют система знаний, умений и навыков, которые нужны для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [3, с.23]. Говоря о компетенции, следует обратить на понятие «ключевые компетенции».Под ключевыми компетенциями в своей работе мы понимаем наиболее всесторонние по своему характеру и степени использования компетенции. Формирование ключевых компетенций проводится на каждом уроке, их можно назвать надпредметными. Для общего образования Хуторской А.В. выделяет семь групп ключевых компетенций.

Основанием для этого послужили цели общего образования, структура социального опыта, жизненного опыта личности, а также главные виды деятельности школьника. В таблице 1 приведена структура компетенций Хуторского А.В., которыми должен овладеть выпускник современной школы [4, с. 101].

Таблица 1- Ключевые компетенции выпускников школы (по Хуторскому А.В.)

Ключевые компетенции

1. Учебно-познавательная 5.Информационная

2. Ценностно-смысловая б.Коммуникативная

З.Социально-трудовая 7.Общекультурная

4.Личностного - самосовершенствования

Опираясь на содержание таблицы 1, мы выделили несколько компетенций, которые важны дляформирования конкурентоспособной личности. Среди них: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, информационная и коммуникативная. В данных компетенциях мы выделили то, что должен знать, уметь и чем должен владеть ученик в процессе обучения в школе.

Из всех вышеуказанных компетенций особое внимание хотелось бы уделить учебно -познавательной компетенции. В этой компетенции мы можем проанализировать набор компетенций ученика в области самостоятельной познавательной деятельности с элементами логической, методологической, общеобразовательной деятельности.

В рамках данной компетенции формируются требования функциональной грамотности: умение различать факты от домыслов, владение измерительными навыками, применение вероятностных, статистических и других методов познания. В структуре учебно-познавательной компетенции формированию функциональной грамотностиспособствует исследовательская компетенция.

Для того, чтобы определить содержание понятия «исследовательская компетенция» необходимо рассмотреть сущность исследовательской деятельности. Сейчас к толкованию понятия «исследовательская компетентность» существуют различные подходы. Хуторской А.В. с позиции процессуально-технологического подхода, исследовательскую компетентность понимает «как обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией». Под исследовательской компетенцией он предлагает понимать знания, которые являются результатом познавательной деятельности личности в какой -либо области науки. Кроме этого, Хуторской А.В. в содержании понятия «исследовательская компетенция» рассматривает методы, методики исследования, которыми человек должен овладеть, чтобы реализовывать исследовательскую деятельность, мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации [5, с.8].

В компетентностном образовании составные компоненты исследовательской компетентности должны соответствовать компонентам исследовательской деятельности такого мнения придерживается Сластенин В.А. Целостность теоретических и практических исследовательских умений образуют модель исследовательской компетентности учащихся [6, с.83].

В своем большинстве, многие ученые исследовательскую компетентность связывают с исследовательской деятельностью, т.е они ее рассматривают как результат правильно спланированной работы. К исследовательской деятельности мы можем причислить написание научных проектов, постановку эксперимента и анализ его результатов.К примеру, во время проведения эксперимента учащиеся учатся определять проблему, анализировать теоретические вопросы, выстраивать логическую цепь утверждений. К тому же учащиеся сами самостоятельно проводят практические исследования, учатся фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что эксперимент, проводимый на уроке химии — это самый важный и специфический метод обучения. В период проведения эксперимента учащиеся знакомятся с химическими явлениями, и, в это время у них одновременно развивается познавательная деятельность, формируются ключевые компетенции.

Роль химического эксперимента в формировании ключевых компетенций будет неоценима, если он практикуется не только в качестве наглядного примера, но и как способ познания. Педагоги должны понимать, что только во взаимосвязи эксперимента и теории, на уроках химии можно добиться высокого качества обучения.

Учащиеся, умеющие выполнять опыты в дальнейшем, могут применять свои знания в формулировке гипотез. Если ученик будет уметь выдвигать гипотезы, то у него будет хорошо развито мышление. Выполнение химических опытов позволяет учащимся моделировать и решать проблемные ситуации, проверять выдвинутые ими гипотезы. Из этого следует, что эксперимент оказывает позитивное влияние на развитие умственных способностей школьников. Педагог же в данном случае может управлять мышлением детей. Также он может способствовать усвоению новых знаний, полученных учащимися на уроке.

Химический эксперимент по своему содержанию направлен на выполнение разных дидактических функций. Эксперимент, проводимый на уроках химии, может использоваться в сочетании с различными формами, методами и средствами обучения. Химический эксперимент на уроке нацелен на выполнение следующих функций:

¡.Эвристическая функция. Данная функция выражается в том, что она способствует установлению новых фактов, понятий и закономерностей. Учащиеся уже на первых уроках

химии узнают, что такое химическое вещество. Также они изучают свойства химических веществ, определяют, где и как их можно применить. Эвристическую функцию химического эксперимента можно увидеть в уравнении следующей реакции, проведя опыт: раствор фенолфталеина взаимодействует с раствором щелочи. Учитель учащимся может поставить такой вопрос: что в данном случае Вы наблюдаете?

Учащиеся, выполняя такие опыты, могут объяснить, что они увидели и почему так произошло. Поставив такой опыт, они приходят к выводу, что под действием щелочи фенолфталеин меняет свою окраску.

В учебной деятельности химический эксперимент помогает устанавливать факты. Кроме того, с его помощью можно формировать многиехимические понятия. В качестве примера можно рассмотреть формирование химического понятия «катализатор». Первоначально представление о катализаторе можно сформировать через простой опыт. Учитель предлагает учащимся по следующему алгоритму провести опыт по разложению пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV):

1.Берем пробирку и наливаем в нее 2 мл 10%-го раствора пероксида водорода;

2. В пробирку с раствором опускаем пять гранул оксида марганца (IV);

3. Наблюдаем за процессом, происходящим в пробирке

В данном случае учащиеся наблюдают интенсивное выделение кислорода. Далее учитель говорит учащимся, что присутствие кислорода мы сможем проверить с помощью тлеющей лучинки. Учитель предлагает учащимся на опыте проверить сказанное ее и проводя опыт комментирует его: как только тлеющая лучинка перестает воспламеняться, надо осторожно сливать жидкость из пробирки. Затем в пробирку добавляем 2 мл раствора пероксида водорода. Для того, чтобы убедиться, что кислород действительно присутствует, опыт надо повторить три раза. По результатам проведенного опыта ученики приходят к выводу, что оксид марганца (IV) в ходе химической реакции не расходуется. Ученики сами после этого опыта формулируют определение понятия «катализатор». Они определяют, что «катализатор» - это вещество, которое изменяет скорость химической реакции, но не расходуется при ее осуществлении. С помощью химического эксперимента можно выводить зависимости и закономерности. Вышесказанное можно проверить, проведя анализ скорости химической реакции. Правильная организация урока позволит учащимся самим установить зависимость скорости реакции от концентрации веществ, вступающих в реакцию. Например, на уроке можно провести опыт взаимодействия раствора йодида калия с раствором пероксида водорода в присутствии крахмала. Учитель раздает ученикам инструкцию по проведению этого опыта:

1.Возьмите 3 пробирки и пронумеруйте их.

2. В каждую взятую пробирку наливаем 5 мл раствора йодида калия с крахмалом.

3. В каждые пробирки добавляем 5 мл раствора пероксида водорода, учитывая процентную концентрацию.

4.В пробирку один наливаем раствор с концентрацией (3%), во вторую - разбавленную в два раза и в третью - разбавленную в четыре раза.

5.Используя часы, наблюдаем за изменениями, происходящими в пробирках.

Результаты проведенного опыта показывают, что во второй пробирке реакция протекала

в два раза медленнее, чем в первой, а в третьей - в четыре раза. Учащиеся после наблюдения приходят к пониманию, что скорость реакции прямо пропорциональна концентрации вступающие в ее вещества. По проведенному опыту можно построить кривую или график, где обозначается в координатах «время - концентрация».

Конечно, если ученики сами смогли провести опыт и построили кривую, то можно сказать, что им свойственно высшее проявление эвристического вывода. Способность к эвристическому выводу может проявляться только при высокой организации самостоятельности и творческой активности учащихся. Исходя из этого, можно резюмировать, что эксперимент можно применять для организации прямых эвристических выводов.

2. Корректирующая функция. Настоящая функция химического эксперимента направлена на преодолении трудностей, связанных с освоением теоретического материала на уроке. Кроме того, эта функция еще и заключается в исправлении ошибок учащихся. Учащиеся, выполняя опыты, в отдельных случаях допускают ошибки. Примером, где учащиеся допускают ошибки, может быть реакция взаимодействия растворов соляной и серной кислоты с медью. В данной реакции, по мнению учащихся, выделяется водород. Чтобы у учащихся сформировать правильное понятие о данной реакции, надо провести сам опыт и исправить ошибку в их мнении. В этом случае нужно просто продемонстрировать

этот опыт. Учитель говорит, берем пробирки с соляной кислотой и раствором серной кислоты и положим в них кусочки меди. Учащиеся в период демонстрации опыта ведут наблюдение и убеждаются, что в обычных условиях и при нагревании водород не выделяется. Из этого примера мы видим, что опыты, проводимые на уроке, помогают корректировать процесс приобретения учащимися экспериментальных умений. Если на уроке некоторые химические операции выполняются неправильно, то у учащегося экспериментальные умения не сформируются. Доказательством этому может служить следующий пример, когда предлагается разбавить концентрированную серную кислоту водой. Учитель раздает учащимся напечатанную инструкцию проведения данного опыта.

Инструкция

1. Возьмите высокий химический стакан и налейтев него 10 мл концентрированной серной кислоты;

2. В соответствии с диаметром стакана возьмите фильтровальную бумагу и сделайте в ней отверстие;

3. Фильтровальной бумагой накройте стакан и через отверстия прилейте пипеткой несколько капель горячей воды.

Учащиеся наблюдают, что вода, вступив в реакцию с кислотой, образует пары и разбрызгивает раствор. А при добавлениисерной кислоты в воду и перемешивании реакция проходит спокойно.

3. Обобщающая функция. Данная функция позволяет делать эмпирические обобщения. Выполнение опытов может способствовать формированию обобщенных выводов. Обобщенные выводы можно сделать на основе проведения и наблюдения результатов опыта по электропроводности водных растворов кислот, щелочей и солей. Ученики приходят к выводу, что, несмотря на то, что эти вещества имеют разную природу они все могут проводить электрический ток. После этого ученики сами могут дать определению понятию «электролит»

4. Исследовательская функция. Анализируемая функция хорошо применима в проблемном обучении и направлена на формирование и развитиеу учащихся исследовательских умений и навыков. Исследовательские навыки и умения могут быть проявлены в ходе конструирования учащимися приборов и установок, освоения для школы методов исследовательской деятельности. Исследовательский эксперимент может проявиться в научных проектах школьников.

Научно-исследовательский проект школьника включает в себя определенные этапы подготовки:

1. Теоретическая часть. Чтение и реферирование специальной литературы;

2. Практическая часть. Включает исследовательскую работу. Поиск и обработка различных источников по выбранной теме. Проведение эксперимента. Обработка и анализ результатов;

3. Оформление исследовательской работы.

Учащиеся могут написать научно-исследовательский проект по теме «Использование растительных ингибиторов в борьбе с коррозией».Учащиеся из растений, например подорожника, крапивы могут приготовить смесь, которая позволит снимать коррозию.

Преподавая химию в школе, можно использовать такие виды учебного химического эксперимента как:

1. Демонстрационный эксперимент. Данныйвид учебного химического эксперимента способствует выявлению фактов, ознакомлению с методами химической науки. Демонстрационный эксперимент проводится с разными целями, может служить начальным этапом усвоения какого-либо теоретического положения

2. Лабораторные опыты. Вид учебного химического эксперимента, который при изучении нового материала позволяет получать новые знания. Во время проведения лабораторных опытов учащиеся сами исследуютхимические явления и закономерности.Проводя опыты, эксперименты учащиеся сами на практике убеждаются в их справедливости, что конечно позволяет им сознательно усваивать знания.

3. Практические работы. Вид учебного химического эксперимента, проводимого в завершении изучения темы. Практические работы помогают закреплять и систематизировать знания. Выполнение практических работ формирует у учащихся экспериментальные умения.

4. Домашний эксперимент. Это учебный химический эксперимент, который проводится учащимся самостоятельно. Эксперимент, проводимый учеником в домашних условиях, развивает у него интерес к изучению химии как экспериментальной науки. Неоценима роль данного вида учебного химического эксперимента в закреплении знаний и многих

практических умений, навыков. Ученик, выполняя самостоятельно дома опыты выступает уже в качестве исследователя.Он сам решает стоящие перед ним проблемы.

5. Полевой эксперимент. Вид учебного химического эксперимента, ориентированный на зарождение и развитие у учащихся интереса к изучению химии. Полевой эксперимент способствует болееосознанному усвоению научных знаний и навыков эксперимента.

6. Занимательные опыты -вид учебного химического эксперимента,который позволяет формировать и развивать интерес учащихся к химии.

7. Виртуальный эксперимент- вид учебного химического эксперимента,

ориентированныйна экранную демонстрацию таких явлений, которые не могут быть

показаны в натуральном виде. Почему их нельзя показать в натуральном виде? Потому что они могут быть опасными, требуют специального оборудования или проходят по времени очень долго и т.д.

Педагог в обязательном порядке должен планировать проведение химического эксперимента по определенной теме. Он должен уметь методически грамотно его использовать, выбирать наиболее удачные варианты опытов. К функции педагога надо отнести и руководство деятельностью школьников, оценивание действий учащихся при выполнении ими самостоятельной работы.

Педагог при составлении календарно -тематического планирования должен учесть последовательность проведения демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий, а также их соответствие учебной программе.Составляя план урок педагог должен продумать, на каком этапе занятия, в какой последовательности будут проводиться опыты. Педагогу надо подумать над тем, с какими реактивами и приборами выполнить опыты. Также надо установить место проводимого опыта во время урока в зависимости от поставленных задач, форму записи приобретенных результатов.

Деятельность учащихся по проведенным опытам можно оценивать по итогам письменного отчета и результатам наблюдений. Для оценивания можно взять следующие критерии:

1. безошибочное и аккуратное выполнение опыта;

2. правильное обращение с реактивами и оборудованием;

3. грамотная запись выводов, объяснений, уравнений реакций;

4. соблюдение техники безопасности и дисциплины;

5. качественное оформление отчета.

Многообразие химических процессов и явлений позволяет применять химический эксперимент на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Значение химического эксперимента в познавательной деятельности учащихся заключается в формировании у них интереса как мотива деятельности. Эксперимент помогает оценивать многие качества учащихся, начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков.В этой связи следует отметить роль компетентностного подхода в образовании.

Сегодня компетентностный подход - это социальный заказ общества на грамотных, всесторонне развитых специалистов. Для того, чтобы компетентным специалистом надо всегда заниматься самообразованием, саморазвитием и творческой деятельностью. Специалист, который хочет быть компетентным должен уметь проявлять активность в изменяющихся условиях [7, с. 100]. Поэтому выпускник современной школы должен обладать определенным набором компетенций, которые будут характеризовать его как человека и специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.

2. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология - № 1. - 2006.

3. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования. // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та. - 2002. - Ч.2.

4. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. 5.Чечель, И. Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. - М.: Новый учебник, 2003.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / Под ред. А. В.

Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

6. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/

В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.

7. Платонов К. К. О знаниях, умениях и навыках // Советская педагогика. - 1963. - № 11. - С. 98-103.

ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

В статье представлен материал по формированию ключевых компетенций на уроках химии. Ключевые компетенции ориентируют обучающегося на поиск думать, сотрудничать, принимать решение и адаптироваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Компетентность рассматривается как определенная способность, требуемая для эффективности реализации конкретного действия из выбранной области химии. Она состоит из узкоспециализированных знаний, предметных навыков и способов мышления. Иначе, компетенции - это функциональные задачи, которые взаимосвязаны с деятельностью, и их кто-то способен успешно решать. Компетентность сама принадлежит к субъекту деятельности и благодаря ей человек может решать конкретные проблемы. С помощью химического эксперимента ученики выводят зависимость и закономерность. Вышесказанное можно проверить, проведя анализ скорости химической реакции. Правильная организация урока позволит учащимся самим установить зависимость скорости реакции от концентрации веществ, вступающих в реакцию. Данный вид учебного химического эксперимента способствует выявлению фактов, ознакомлению с методами химической науки.

Ключевые слова: образование, дидактические функции, эксперимент, компетенция.

FORMATION OF KEY COMPETENCIES OF STUDENTS IN CHEMISTRY LESSONS

The article presents material on the formation of key competencies in chemistry lessons. Key competencies to make decisions and adapt to changing life conditions. Competence is seen as a specific ability, the student is trained to seek, think, collaborate, required for the effectiveness of the implementation of a specific action from a selected field of chemistry. It consists of highly specialized knowledge, subject skills and ways of thinking. Otherwise, competencies are functional tasks that are interconnected with activities, and someone is able to successfully solve them. Competence itself belongs to the subject of activity and thanks to it a person can solve specific problems. Using a chemical experiment, students derive dependencies and patterns. The above can be verified by analyzing the rate of a chemical reaction. The correct organization of the lesson will allow students to establish the dependence of the reaction rate on the concentration of substances that enter into the reaction themselves. This type of educational chemical experiment contributes to the identification of facts, familiarization with the methods of chemical science.

Keywords: education, didactic functions, experiment, competence.

Сведения об авторах:

Файзуллоева Мукаррама Махмуджоновна - старший преподаватель кафедры методики преподавания химии Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни, Тел (+992) 918831995

Бобизода Гуломкодир Мукаммал - доктор биологических и фармацевтических наук, профессор, призидент Академии образования Таджикистана, г Душанбе, ул. Айни 45. Тел: (+992) 888877917

About authors:

Fayzullaeva Mukarrama Mahmydjonovna- Senior lecturer of the Departament of Chemistry Methodology. Tajik State Pedagogical University named after S.Ayni. Tel: (+992) 918831995 Bobizoda Gulomkodir Mukammal — Doctor of biological and pharmaceutical Sciences, Professor, President of the Academy of Tducation of Tajikistan, Dushanbe, 45 Ainistreet. Tel: (+992) 888877917

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАЗОРАТИ ДУХТУРЙ ВА ХУДНАЗОРАТИИ БАРОИ ТАРЗИ ХДЁТИ СОЛИМИИ ВАРЗИШГАР

Намозов Т.Б., Абдуллоев И., Изатов А.Б.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Вохидов М.С.

Таджикский аграрный университет им. Ш. Шохтемур

Машгул шудан ба варзиш, дастрас шудан ба тарзи хдёти солим, ба максади нишондодх,ои варзишй дар арсаи байналмилалй, баланд бардоштани парчами Ч,умх,урии Точикистон хдвасу орзуи х,ар як фарди точику точикистонй гаштааст, ки х,ар руз дар хдмаи расонах,ои хабарй, намоишх,ои телевизионй, машгулиятх,ои варзишй, овезах,ои ташвикотй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.