Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ / УРОВЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахмонов Б.М.

В статье описано научный подход исследования, дана классификация средств обучения географии, изложен методика формирования географической культуры посредством средств обучения, по итогам проделанной работы сделан вывод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахмонов Б.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GEOGRAPHIC CULTURE THROUGH THE COMPLEX OF LEARNING TOOLS

The article describes the scientific approach of the study, gives a classification of geography teaching tools, outlines the methodology for the formation of geographic culture through teaching tools, and draws a conclusion based on the results of the work done.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

УДК: 371.6: 911.3

Абдурахмонов Б.М. преподаватель кафедры География

НамГУ

Узбекистан, г. Наманган

ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: в статье описано научный подход исследования, дана классификация средств обучения географии, изложен методика формирования географической культуры посредством средств обучения, по итогам проделанной работы сделан вывод.

Ключевые слова: Географическая культура, научно-педагогический процесс, классификации средств обучения, содержания географического образования, отношения к окружающей среде, уровень географической культуры.

Abdurakhmonov B.M. lecturer at the department of geography

NamSU Uzbekistan, Namangan

FORMATION OF GEOGRAPHIC CULTURE THROUGH THE COMPLEX OF LEARNING TOOLS

Abstract: the article describes the scientific approach of the study, gives a classification of geography teaching tools, outlines the methodology for the formation of geographic culture through teaching tools, and draws a conclusion based on the results of the work done.

Key words: Geographic culture, scientific and pedagogical process, classifications of teaching aids, content of geographic education, attitude to the environment, the level of geographic culture.

Географическая культура - это одна из трех составляющих концепции устойчивого развития, то есть экономическое развитие, социальное развитие и способность синтезировать экологическую ответственность как одного из качеств образованного, предприимчивого и творческого человека, позволяющего рассматривать духовность и нравственность личности на уровне взаимоотношений природы и общества. Формирование географической культуры человечества - это способ гармонизации взаимодействия, направленного на сохранение планеты Земля, рациональную социально-экономическую деятельность общества и понимание системы «природа - общество».

Географическое образование - это научно-педагогический процесс, направленный на приобретение географических знаний, умений, навыков и компетенций, творческой силы и внутреннего потенциала обучающихся, приобретение ценностей и формирование навыков самостоятельного обучения. Внедрение географического образования в педагогическую практику осуществляется посредством методики географического образования, которая представляет собой изучение системы и технологий географического образования. Особую роль в этом процессе выполняют средства обучения предмета географии [5].

Нет четкой, единой и неизменной классификации средств обучения, к их классификации можно подходить по разным причинам. (Рис.1).

Комплекс средств обучения географии

\

Технические средства

Рис.1. Классификация средств обучения географии

Основываясь на разных подходах и классификациях, мы классифицировали все средства обучения и условно выделили традиционные и современные средства.

Учебно-методические пособия по физической географии - одно из важных и необходимых условий реализации содержания обучения, воспитания и студенческого развития школьников. Важным аспектом образовательных инструментов является то, что они используются вместе и никогда не отрицают друг друга. Задача учителя - уметь выбрать и применить эффективные средства обучения для активизации учебного процесса [1].

Комплексом средств географического образования считаются: естественные и специально подготовленные объекты или предметы окружающей среды, т.е. естественные и искусственные географические объекты, используемые как средство передачи учебной информации от учителя учащимися в школьной среде, а также техническое оборудование, включенные в образовательный процесс для усвоения школьником содержания географического образования и приобретения географической культуры.

Сущность понятия «Географическая культура» была впервые широко изучена русским ученым В.П. Максаковским. Описывая современную школьную географию, ученый обращает внимание на то, что тенденция развития мировых реформ в образовании основана на концепции культурологии, раскрывает сущность культурного подхода к образованию. Он подчеркивает, что современные образовательные программы в географии

основаны на географической культуре. По его мнению, географическая культура включает в себя следующие компоненты: 1) географическая картина мира; 2) географическое мышление; 3) методы географии; 4) язык географии

[4].

Данные компоненты географической культуры личности учащегося формируют содержание образования по физической географии: 1) физико-географические знания; 2) физико-географические навыки и умения; 3) опыт физико-географической творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде в соответствии со смешанной структурой их изменчивости.

Средства обучения физической географии - это рукотворные объекты и объекты окружающей среды, используемые в образовательной среде (процессе) как средство взаимодействия учителя и ученика, как носитель учебной информации для достижения цели физическо-географического образования и формирования географически культурной личности учащегося. Наиболее оптимальный комплекс средств обучения физической географии -это набор взаимосвязанных форм и методов обучения физической географии, не дублирующих друг друга, а напротив, способствующих повышению педагогического потенциала каждого отдельно взятого элемента. В зависимости от особенностей влияния на учащихся, сложности и происхождения они делятся на естественные, объемные, графические, символические, аудио и мультимедийные средства, в широком смысле, средства для организации и управления процессом обучения физической географии.

Методика использования комплекса средств обучения физической географии в формировании географической культуры учащихся должна быть удобной, гибкой и творческой. Поэтому основное внимание было уделено методике повышения уровня формирования у учащихся физико-географических знаний, умений, навыков и компетенций, построенной на основе принципа от простого к сложному, а также усовершенствована организационно-методическая структура целостной методической системы физико-географического образования, направленная на формирование у учащихся географической культуры посредством использования соответствующих средств обучения. Мы считаем, что результаты и качество обучения будут эффективными, если будет сформирована инновационная методическая система, основанная на технологиях и средствах обучения физической географии. Для этого мы широко использовали метод моделирования и следовали принципу системного подхода [3].

С целью изучения состояния формирования географической культуры в процессе обучения физической географии, и с целью изучения и анализа использования средств обучения, являющихся неотъемлемой частью учебного процесса, наблюдались уроки и внеаудиторные занятия предметов природоведение и географии в школах. Изучен уровень и обеспеченность учебно-методической документации учебных заведений, проведены

интервью с преподавателями и учениками. Изначально опрос проводился с целью изучения педагогических и методических условий процесса преподавания физической географии [2].

Также проводилась работа по выявлению возможностей, проблем, критериев, показателей и уровней сформированности географической культуры учеников. На основе этих критериев определены уровни сформированности географической культуры у учащихся. Исходя из этого, уровни были разделены на три: неудовлетворительный, достаточный и высокий. Уровни сформированности географической культуры у учащихся определялись на основании вышеперечисленных критериев исходя из разницы показателей в исходной и итоговой экспериментальной работе.

Приведены общие результаты количественного анализа по экспериментальным школам (Таблица 1).

Таблица 1.

Уровень географической культуры учащихся в начале и в конце экспериментально-испытательных работ

Уровни

№ Группы В начале В конце

Высок ий Доста точны й Неудов л. Высок ий Достат очный Неудов л.

1 Экспериментальная группа (п1 =168 чел.) 23 57 88 89 54 25

2 Контрольная группа (й2 =168 чел.) 15 54 99 13 69 86

С целью сравнения данных приведенной выше таблицы сформируем диаграмму (см. Рис. 1).

Как видно из диаграммы, так как верхние и средние показатели в экспериментальной группе выше показателей контрольной группы.

Результаты, полученные в конце экспериментальной работы подтверждают достоверность итогового заключения, отражающего повышение уровня географической культуры личности учащихся средней общеобразовательной школы, эффективность экспериментальной работы.

Рис. 1. Степень овладения географической культурой учащихся по итогам экспериментальных и контрольных работ

Это указывает на правильную организацию опытно -экспериментальных работ, а также на правильное проведение исследования. Выводы:

■ В процессе обучения физической географии был разработан комплекс показателей, отражающих критерии формирования географической культуры учащихся и их содержание.

■Методика, разработанная для совершенствования процесса преподавания географии, то есть систематической организации использования средств обучения, оказывает непосредственное влияние на комплексное формирование всех компонентов географической культуры у учащихся и результаты, полученные по результатам экспериментальной работы, подтвердили обоснованность итогового заключения о повышении уровня географической культуры личности учащихся.

Использованные источники:

1. Andy Leeder. 100 Ideas for teaching geography. The tower Building. London-New York. 2006. - Р. 142.

2. Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -С. 400.

3. Лодатко, Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов: монография / - Славянск: СГПУ. 2010. -С. 148.

4. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.- 1998. - С. 416.

5. Родзевич Н.Н. Географическая и экологическая культура. География в школе. 1999. №3. - С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.