Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дайырбекова Гулмира, Дайырбеков Серик, Саипов Амангелды

В статье проведен анализ социально-экономических реформ Республики Казахстан которые, создают объективные предпосылки для пересмотра и обновления теоретических основ модернизации системы образования. Выделены пути преодоления репродуктивного стиля обучения и переход к новой парадигме, обеспечивающий познавательную активность и самостоятельность творческой личности как обучающего (учителя), так и обучаемого (учащегося), является одним из стратегических направлений в усовершенствовании современного образования. Поэтому, в психолого-педагогических научных исследованиях, научных работах приоритетное место отдается изучению основ феномена «познания» как эффективного фактора в саморазвитии адекватной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дайырбекова Гулмира, Дайырбеков Серик, Саипов Амангелды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AESTHETIC COGNITION OF PUPILS

This article is dealt with analyses of social-economic reforms of the Republic of Kazakhstan which form objective prerequisite for reviewing and renewing theoretical basics of modernization of the system of education. There emphasized analyses of overcoming reproductive style of education and transferring to the new paradigm, supplying knowledge activities and independence creative personality as the teachers, as well as the pupils, is one of the strategic directions in improving modern system of education. Thereby, learning the basics of the phenomena “knowledge”, as effective factor in the self-development of adequate personality takes top-priority place in psychological-pedagogical scientific researches, scientific works.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ»

3. Базарова С. Ш. Воспитание - важнейшая стратегическая задача вуза. Программа-пособие по воспитательной работе среди студентов. - Душанбе, 2006.

4. Гафуров Б. Г. Таджики. - Душанбе, 1988.

5. Заробекова Н. М. Патриотическое воспитание учащихся на основе краеведческого материала // Вестник Таджикского национального университета.-2009. - № 2(50). -С. 45-49.

6. Заробекова Н. М Формирование педагогических навыков гражданско - педагогического воспитания учащихся. - Душанбе, 2012.

7. Кострулёва И. В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионального образования: автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Ставрополь, 2004.

8. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003.

9. Политическая энциклопедия. Т. 2. Н - Я. - М., 2000.

10. Селиванова В. Ю. Национализм - патриотизм: попытка переосмысления. Понятие // Вестник Московского университета. - 2003. - Серия 18. - С. 67-72.

11. Философский энциклопедический словарь. - М., 1999.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПУТИ И СРЕДСТВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В данной статье, на основе теоретического и фактического материала, раскрываются пути и средства интернационалистского воспитания студенческой молодёжи в педагогических вузах. Успешное формирование и подготовка интернационалиста требуют нового мышления, знания и понимания особенностей патриотизма, национализма, интернационализма, их отличительных качеств и взаимосвязи. Успех воспитания, который нашёл отражение в данной статье, зависит от интернационалистского сознания студентов.

Ключевые слова: интернационалистское воспитание, интернационалист, патриотизм, национализм, национальный патриотизм, интернационализм, государство, отчизна, Родина, этнонациональная идентичность, интернационалистское сознание.

INTERNATIONALIST EDUCATION: WAYS AND MEANS OF IMPROVING

In this article on the theoretical and factual material reveals the ways and the means of internationalist education of the students in pedagogical institutes. The successful formation and training of internationalist requires new thinking, knowledge and understanding of patriotism, nationalism, internationalism, their distinctive characteristics and relationships. The success of education depends on internationalist consciousness, which is reflected in this article.

Keywords: internationalist education, patriotism, nationalism, patriotism, internationalism, state, Fatherland, Motherland, ethno-national identity, internationalist consciousness.

Сведения об авторе: Кесамирова Саодат Рустамовна, аспирант Таджикского государственного института языков имени С. Улугзода, e-mail: mseddiq@mail.ru

About author: Kesamirova Saodat Rustamovna, post-graduate student of the Tajik State Institute of Languages named after S. Ulugzoda

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ

Дайырбекова Г., Дайырбеков С., Саипов А.

Университет «Сырдария», Республики Казахстан Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова

В настоящее время, проводимые государством Республики Казахстан, социально-экономические реформы, создают объективные предпосылки для пересмотра и обновления теоретических основ модернизации системы образования. Преодоление репродуктивного стиля обучения и переход к новой парадигме, обеспечивая познавательную активность и самостоятельность творческой личности как обучающего (учителя), так и обучаемого (учащегося), является одним из стратегических направлений в усовершенствовании современного образования. Поэтому, в психолого-педагогических научных исследованиях, научных работах приоритетное место отдается изучению основ феномена «познания» как эффективного фактора в саморазвитии адекватной личности.

Понятие «познания» внутренне сопряжено с такими категориями как знание (учение), активность, познавательная активность познавательная деятельность, познавательная самостоятельность и раскрытие их содержания позволяет более глубоко охарактеризовать её сущность.

Материалистическая философия исходит из признания единства отражения, предметно-практической деятельности и коммуникации, из понимания «познания» как социально-опосредованной, исторически развивающейся деятельности отражения. Познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов. Поэтому человек может познать, лишь овладевая коллективно-выработанной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

Феномен «познание» раскрыт в трудах ведущих педагогов, ученых- психологов А.Н. Леонтьева [3] Л.С Выготского [1], В.П. Зинченко [2] и др. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся является одной из насущных, ибо познание является необходимым условием формирования личностных качеств индивида, в том числе и активности. «Сущность процесса познания заключается в усвоении знаний, являющиеся единицами сознания» (CJLВыготский, А. Н. Леонтьев). В совокупности знаний отражается объективный мир, преобразованный деятельностью поколений.

Главная задача учителя заключается в том, чтобы поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать ее таким образом, чтобы он все более активно и самостоятельно овладевал научными актами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.

«Познание» определяется в педагогическом словаре как «обусловленный развитием общественно-исторической практикипроцесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса». Поэтому отсистемы интеграции теоретико-методологических философских взглядов (материалистических, прагматических и др.) напрямую зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса, основанных на системе общих принципов и способов научного познания.

В контексте данного исследования важно определить нашу позицию в изучении вышеуказанных понятий, поскольку учебный процесс, являясь сложной двух доминантной системой, основывается обусловленностью двухсторонней деятельности обучающего и обучаемого. С этой позиции все наши заключения будут ориентированы как на деятельность учителя (обучающего), так и на деятельность школьника (обучаемого). Учебная деятельность представляет собой единство и взаимообусловленность обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика, где каждая из сторон выполняет свои функции и задачи. Поэтому под обучением следует понимать специально организуемый и осуществляемый под руководством учителя педагогический процесс, направленный на возбуждение познавательных потребностей учащихся, на вооружение их системой знаний, умений, навыков, на выработку диалектико-материалистического мировоззрения, развитие творческих способностей и дарований. Мы едины с мнением Ж. Караева [4] о том, что понятие «обучение», трансформируясь в условиях новой парадигмы образования, приобретает более ориентированное направление на качество, результативность. «Обучение признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития».А развивающая функция (педагогическая функция обучения), осмысленная на уровне теоретического знания, заключает в себе представление об общих нормативах, регулирующих процедуры проектирования обучения через параметры его целевой организации и соответствующие подходы к отбору содержания и методов, ориентированная на гарантируемость интеллектуального развития школьников в обучении. Проблема формирования эстетического познания учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, потому как познания является необходимым условием формирования умственных качеств личности школьника. Потребность саморазвития испособность удовлетворять её посредством учения характеризует личность школьника, которая является субъектом учения (познания). В этом плане следует отметить, что субъектом учения учащегося делает обладание им такого важного качества, как познавательная активность. Примечательно, что в

многочисленных представлениях понятия «активность» выявляются сущностно важные её характеристики. С философской точки зрения, понятие «активность» связано с осмыслением всеобщности бытия, деятельности и материи, отражённом в данном понятии.

Несомненно, «познавательная активность» есть активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, выражается в заинтересованном принятии информации, желании и стремлении углубить, уточнить свои знания, в поиске ответов на интересующие вопросы, проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом уровне, характерного и для обучающего и обучаемого. Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно-интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности». В педагогической теория данное явление характеризуется как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Следовательно, стремление обучающегося к познанию ведет к деятельностью и результатом деятельности. Таким образом, познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

В контексте данного исследования необходимо также отметить, чтотрансформация понятия «познания» предполагает в своей основе движущую конструктивную категорию как «формирование», которая обеспечивает когнитивную мотивацию процесса познания к степени достижения высоких результатов. Категория «формирование», имея внутренний движущий стержень, способствует законченности и порождению определенных качеств, свойств личности, в данном случае личности школьника.

Для современной педагогики чрезвычайно важным является осмысление различных подходов, существующих в философской теории познания для определения позиции, наиболее полно отвечающей задачам формирования личности школьника, обладающей высокой степенью познавательной активности.

Познавательная активность при обучении школьников эстетике (исскустве) формируется в процессе эстетического познания, включающего в себя диалектическое единство эмоционального и рационального. В процессе освоения декоративно -прикладного исскуства трудовом обучения и обучении изобразительному исскуству рассматривается как система ценностно-педагогических воздействий, включающая в себя развитие интеллекта обучающихся в тесной связи с активизацией эмоционально -эстетического,компонента их эстетического развития. В процессе познания произведений декаротивно-прикладных исскуств (восприятие ивоспроизведение) у школьников возникают эмоциональные переживания, пробуждающие творческое воображение, чувства к восприятию духовных ценностей, которые оказывают положительное воздействие на когнитивные мотивы их познавательной активности.

Следовательно, и, быть может медленно, шаг за шагом, используя каждую возможность, должен творить он свое великое дело - разбудить дремлющее в учащихся чувства красоты, открыть и показать школьникам новые, для них необъятные, захватывающие перспективы духовной жизни.

Применительно к учебной деятельности школьников, познавательная активность характеризует прежде всего целенаправленную потребность в постоянном процессе саморазвития, в получении новых знаний, умений и навыков, проявлению самостоятельных действий, ориентированных на достижение высоких результатов в собственной учебно-познавательной деятельности

В целом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что все исследования данной проблемы, рассматривая ее различные аспекты едины в том, что она является важным качеством личности, необходимого для активного, творческого овладения знаниями на основе умений и навыков, сформированных в учебном процессе.

Однако, не следует сводить просто к использованию полученных знаний в практической деятельности. Действительное участие школьников в деятельности (учебной, трудовой и т.п.) они должны смотреть на каждый шаг свой с точки зрения успеха в этой деятельности, только спрашивая себя, все ли мы сделали, чтобы быть объединенными сознательными участниками этой деятельностей. В стремлении, постоянно соотносить результаты своей деятельности с поставленным каждым индивидом перед собой высокими целями, успехи коллектива постоянно сверять с

целями такого же высокого порядка и т.п. и заключается одна из закономерностей эстетического совершенствования личности. Ведь действительное наслаждение процессом труда возникает на пути продвижения к позитивно значимой цели, и чем совершеннее личность, тем своводнее ее деятельность, тем более прекрасные целы она способно выдвигать. Это закономерность появляется в различных видах деятельности, когда они достигают определенного уровня развития. В. И. Кутепов, А. Г. Виноградова [5] рассматривают всеобщий характер этой закономерности состоить в том, что постоянное приближение процессов и результатов деятельности к ее высоким целям ведет к более успешному и качественному выполнению конкретной деятельносити и активизации процесса формирования личности.

Раскрыв методологическую сущность эстетического отношения к дейтвительности, мы заложим основы развития эстетической культуры личности:

-познание действительности начинается с ее чувственного восприятия; вместе с тем процесс познания - это диалектическое единство чувственного и рационального;

- в основе возникновения и развития эстетических чувств лежит деятельность (учебная, трудовая и т.п.);

- эстетическое входит в условия и цели преобразования людьми действительности в соответствии со своими идеалами;

- эмоционально-чувственное отношение к действительности способно вызывать у школьников глубокую заинтересованность в вопросах эстетического познания;

- эстетические отношения носят всеобщий характер как включены во все стороны деятельности школьников.

Литература:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт». - М., 1999.

- 352 с.

2. Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание.

Умение. - 2005. - № 3. - С. 151-169.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Психология в 10 томах. Т.2. -

Алматы. - 2000. - С. 16-101.

4. Караев Ж. А. Актуальные проблемы модернизации педагогический систем на основе

технологического подхода. - Алматы, 2005. - С. 136 -140.

5. Кутепов В. И., Виноградова А. Г. Искусство Средних веков / под общ.ред. В. И. Романова.

- Ростов н/Д, 2006. - С. 144-251.

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ

В статье проведен анализ социально-экономических реформ Республики Казахстан которые, создают объективные предпосылки для пересмотра и обновления теоретических основ модернизации системы образования. Выделены пути преодоления репродуктивного стиля обучения и переход к новой парадигме, обеспечивающий познавательную активность и самостоятельность творческой личности как обучающего (учителя), так и обучаемого (учащегося), является одним из стратегических направлений в усовершенствовании современного образования. Поэтому, в психолого-педагогических научных исследованиях, научных работах приоритетное место отдается изучению основ феномена «познания» как эффективного фактора в саморазвитии адекватной личности.

Ключевые слова: познания, познавательная активность, обучение, эстетическое отношение, личность.

FORMATION OF AESTHETIC COGNITION OF PUPILS

This article is dealt with analyses of social-economic reforms of the Republic of Kazakhstan which form objective prerequisite for reviewing and renewing theoretical basics of modernization of the system of education. There emphasized analyses of overcoming reproductive style of education and transferring to the new paradigm, supplying knowledge activities and independence creative personality as the teachers, as well as the pupils, is one of the strategic directions in improving modern system of education. Thereby, learning the basics of the phenomena "knowledge", as effective factor in the self-development of adequate personality takes top-priority place in psychological-pedagogical scientific researches, scientific works.

Keywords: knowledge, knowledge activities, education, aesthetic relationships, personality.

Cведения об авторах: Дайырбекова Гулмира, старший преподаватель кафедры "Изобразительное искусство и дизайн" Университета "Сырдария", Республика Казахстан,

Дайырбеков Серик, к.п.н., доцент Университета "Сырдария", Республика Казахстан, e-mail: dairbekov-serik@mail.ru

Саипов Амангелды, д.п.н., профессор Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова, e-mail: dairbekov-serik@mail.ru

About authors: Daiyrbekova Gulmira, senior lecturer of the chair of "Arts and design" Syrdarya University, Republic of Kazakhstan;

Daiyrbekov Serik, PhD in pedagogy, Associate Professor of the chair of "Arts and design" Syrdarya University, Republic of Kazakhstan;

Saypov Amangeldi, PhD in pedagogy, professor South-Kazakhstan State University named after M.Auezova, Republic of Kazakhstan

СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Шарипов А.

Курган- Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава

Трансформация жизненных норм, общественного сознания является наиболее тревожным проявлением безнравственности и духовной опустошенности влекущием за собой смещенные нравственности с приоритетных позиций на второстепенные. Одной из главных целей системы профессионального и ответственного субъекта социально профессионального действия, обладающего высоким уровнем общей и профессиональной культуры.

Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля неизбежно включает в себя нравственную доминанту, реализующую в глубоком понимании медицинским работником своего профессионального долга, в высокой профессиональной и нравственной ответственности за качество процесса и результате своей деятельности. Ситуации, в которых приходится действовать специалисту медицинского профиля, часто требуют высокого сознания моральной ответственности принципиального определения нравственных позиций, своего отношения к людям и духовно-нравственным ценностям, оказывающихся в сфере профессиональных интересов.

В этой связи обращение к проблеме развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа, по нашему мнению, является одной из важнейших стратегией педагогической науки. Сегодня воспитание в рамках профессиональной подготовки будущих медицинских работников должно быть направлено, прежде всего, на формирование таких личностных качеств как умение адекватно воспринимать действительность, конструктивное и уважительное отношение к окружающей природной и социальной сфере, духовно-нравственное совершенствование и творческая, созидательная социально значимая деятельность, чувство ответственности и долга; высокая нравственная культура.

В связи с этим, особое место занимает духовно-нравственная составляющая профессиональной функциональности медицинских работников, воплощающая общекультурные в целом и морально- нравственные, в частности, традиции медицинской сферы и субъективные позиции специалистов медицинского профиля по трансформации этих традиции в практику профессиональной деятельности.

Определяя нравственное воспитание личности медицинского профиля в качестве приоритетного, полагаем необходимым провести анализ проблемы нравственного воспитания личности в системе образования современного Таджикистана с тем, чтобы перенести накопленный опыт на систему профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа.

Новые реалии и новые идеи образования осмысливаются в сложном контексте социальной, культурной и собственно педагогической среды. Процесс формирования личности - главная цель образования- рассматривается как средство социализации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.