Научная статья на тему 'Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом)'

Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом) Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

CC BY
891
103
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ / РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук, автор научной работы — Берзина Рушания Фатыховна

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста как составная часть системы воспитания. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников в различных видах деятельности. Работа с природным материалом заключает в себе возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней, формирования трудовых навыков, решения задач экологического воспитания

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Берзина Рушания Фатыховна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.

4. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С. 151-155.

5.Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы:уч.пособ.для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч. Ч.1. Пед.проектирование. Уфа: Аэтерна, 2015.64 с.

6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учеб.пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч.Ч.2. Пед. технологии. Уфа: Аэтерна,2015.62с.

7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг.44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч. Ч.3. Псих.-пед. практ. Уфа: Аэтерна,2015.63с.

© К. Г. Баландов, 2016

УДК 373 (075.8)

Берзина Рушания Фатыховна

Канд. пед. наук, доцентСФБашГУ г. Стерлитамак, РФ E-mail: berzina_r_f@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ (на примере работы с природным материалом)

Аннотация

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста как составная часть системы воспитания. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников в различных видах деятельности.

Работа с природным материалом заключает в себе возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней, формирования трудовых навыков, решения задач экологического воспитания

Ключевые слова

Экологическое воспитание и образование дошкольников, воспитание любви к природе,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

работа с природным материалом

В настоящее время ученные сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь - с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной. Сущность экологического воспитания и образования заключается в приобретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, понимать, что природа есть основа жизни существования всего живого на земле. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье, дошкольных организациях и школе.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.

В экологическом воспитании дошкольников большое значение имеет природное окружение. Воспитатель обязан максимально использовать природную среду, чтобы формировать у детей отношение к природе через чувства, познания и действие. Это при условии, что педагог любит и знает природу, тогда его действия направлены на ее сохранение и преумножение.

Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также условия для постоянного общения детей с природными объектами [1, с.23].

Сказочна и богата природа. В любое время года она открывает свои прелести, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства в человеке и поэтому, организуя занятия по ручному труду с природным материалом мы решаем задачи экологического и трудового воспитания одновременно.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазий и игры воображения, поэтому работа с природными материалами поможет ввести маленьких почемучек в мастерскую детского сада, где сохранен необычный запах застывшей природы. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, решения задач экологического воспитания.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления природы. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки, камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала, что развивает моторику ребенка. Большое влияние экологическое воспитание и труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Во время такой работы создаются условия для развития речи ребенка. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный, эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, испытываемых в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Под руководством взрослого у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость природного богатства родного края. Поэтому детей необходимо знакомить местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются самим населением. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить родную природу.

Каждый природный материал, который лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая принесла красивые ракушки, о летней прохладе леса, из которого вы принесли шишки или запах пшеницы того поля, откуда вы принесли солому.

Таким образом, экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях, воспитатель использует различные формы, методы и средства в процессе решения вопросов экологического воспитания дошкольников.

Список использованной литературы: 1. Рыжова Л.Н. Экологическое образование в детском саду. - М., 2003.

© Берзина Р.Ф., 2016

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.