Научная статья на тему 'Формирования бизнес-среды: теоретические аспекты'

Формирования бизнес-среды: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
716
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СРЕДА / ЭЛЕМЕНТЫ БИЗНЕС-СРЕДЫ / СРЕДООБРАЗОВАНИЕ / ГЕНЕЗИС БИЗНЕС-СРЕДЫ / A BUSINESS ENVIRONMENT / BUSINESS ENVIRONMENT ELEMENTS / BUSINESS ENVIRONMENT GENESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игнатов Евгений Сергеевич

Статья посвящена исследованию вопросов формирования среды организации. В современном обществе выделение внутренней и внешней среды обусловлено наличием сформированных объектов и систем. Чтобы понимать влияние конкретных факторов, необходимо учитывать начальное состояние среды и процесс ее изменения во времени, что представляется довольно сложным, но возможно с помощью метода научной абстракции и построения теоретической модели динамики процесса генезиса. Моделирование позволяет выделить первичные элементы процесса средообразования, проследить его этапы, гармонично вписывает объекты и системы в окружающую объективную реальность и обуславливает теорию устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of a business environment: theoretical aspects

The article is devoted to the research of questions connected with formation the factors influencing an enterprise activity. In a modern society an allocation internal and external factors is caused by the presence of the generated objects and systems. In order to understand influence of concrete factors, it is necessary to take into account an initial condition of factors influencing the enterprise and the process of changing in time that is represented rather difficult, but it is possible with the help of scientific abstraction method and construction a theoretical model of dynamics the process of genesis. Modelling allows to allocate primary elements in the process of forming the enterprise activity factors, to track its stages, harmoniously enter objects and systems in surrounding objective reality and means the theory of steady development.

Текст научной работы на тему «Формирования бизнес-среды: теоретические аспекты»

УДК - 658.5 И-26

Игнатов Евгений Сергеевич

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры предпринимательства и таможенного дела

МИФУБ Тюменского государственного университета

ewgen_1978@mail.ru

Формирования бизнес-среды: теоретические аспекты

Аннотация:

Статья посвящена исследованию вопросов формирования среды организации. В современном обществе выделение внутренней и внешней среды обусловлено наличием сформированных объектов и систем. Чтобы понимать влияние конкретных факторов, необходимо учитывать начальное состояние среды и процесс ее изменения во времени, что представляется довольно сложным, но возможно с помощью метода научной абстракции и построения теоретической модели динамики процесса генезиса. Моделирование позволяет выделить первичные элементы процесса средообразования, проследить его этапы, гармонично вписывает объекты и системы в окружающую объективную реальность и обуславливает теорию устойчивого развития.

Ключевые слова: бизнес-среда, элементы бизнес-среды, средообразование, генезис бизнес-среды.

Исследованию вопросов внешней и внутренней среды в менеджменте и их влиянию на устойчивое развитие предприятия, а также отрасли и региона посвящено не мало работ. Однако анализируется сложившаяся и привычная для субъектов среда, не учитывая истоков формирования и принципов ее развития. В то же время данный вопрос является важным для понимания механизмов воздействия тех или иных факторов на деятельность хозяйствующих субъектов, функционирование отраслей и территориальных объединений.

Средообразование можно разделить на два этапа - формирование и развитие. Первый этап (подготовительный) - формирование - включает в себя процесс, итогом которого является объект среды, и состоит из последовательного соединения и объединения элементов, находящихся в среде. Данный этап заключается в наборе необходимых элементов среды с соответствующими свойствами для дальнейшего их использования. Второй этап (завершающий) - развитие - является логическим продолжением первого и связан с функционированием систем. Отображает непосредственное достижение цели, поставленной перед объектом. Результатом первого этапа является объект, результатом второго - удовлетворение потребности (достижение цели), в котором проявляется система. В данной статье мы рассмотрим первый этап средообразования - формирование бизнес-среды.

На современном этапе развития общества можно наблюдать объекты и системы в сформированном виде, что становится основанием для выделения внешней и внутренней среды организации и отдельного их исследования. Однако в прошлом окружающий мир не всегда был таким, каким он видится сегодня, то есть среда, в которой живет человечество, во всем ее многообразии не является данностью. Это же характерно и для теоретического аспекта без учета исторического контекста - без учета временной последовательности формирования объектов и систем. Абстрагирование от сформированной и многофакторной реальности позволяет сделать вывод о том, что изначально среда не разделена на внешнюю и внутреннюю, а представляет собой совокупность имеющихся в ней элементов различного рода, которые не объединены (начальная среда). Элементы - составные части среды без взаимодействия, без движения, без творения. Поэтому, прежде чем анализировать принципы и способы формирования объектов, необходимо выявить те элементы, которые составляют основу среды.

Современная наука зиждется на принципах материалистической идеологии, и поэтому духовным вопросам либо не уделяет внимания, либо указывается на них косвенно. В философии идею надприродного, а также наднаучного реализует термин «метафизика», который объединяет под собой все то, что не познано наукой и непонятно (необъяснимо) для человека. Под метафизикой [1, с. 1112] понимается философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Таким образом, изначально одним из элементов среды целесообразно

235

назвать метафизический элемент, который в дальнейшем не будет взят в рассмотрение по причине отсутствия научной базы по данному вопросу.

Что касается общественных и материальных систем, то, по мнению В.Р. Цибульского, имеют место такие подсистемы, как человек, природа и взаимодействие (поддержка) [2]. Подобная структура подсистем рекомендована Всемирным банком и С.Д. Валентаем в отчете Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН «Российская экономика и общемировые тенденции накопления» [3]. В работе «Системные принципы организации объективной реальности» А.В. Гринь с системной точки зрения рассматривает следующие аспекты: природу, личность, дух, социум [4]. Учитывая, что человек является составным элементом социума, в среде условно можно выделить три типа элементов по источнику их происхождения: метафизический элемент (МЭ), человеческий элемент (ЧЭ), природный элемент (ПЭ).

В соответствии с Философским энциклопедическим словарем [5, а 987] метафизика (греч. meta ta physika - после физики) - выражение, введенное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о «первых родах сущего». В традиционной и классической философии метафизика - учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия - объективно альтернативное по своим презумпциям натурфилософии как философии природы. В книге «Метафизика» автор Ю.С. Владимиров, являясь известным физиком, под метафизикой понимает учение о реальности, или бытии, будь оно материальное или идеальное [6]. На протяжении истории философии метафизика либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. Тем не менее во всех областях знания - в познании человека, истории, природы - мы сталкиваемся с метафизическими проблемами, везде упираемся в то, что недоступно человеческому разуму, в некий нерастворимый остаток. Эти проблемы - не произвольный продукт человеческого любопытства, не исторический балласт мысли, а сама вечная загадочность мира, укорененная в его состояниях и свойствах. Метафизические вопросы разбросаны по всем областям, они везде образуют основу тех или иных направлений философии [7].

Человек и ЧЭ в среде не являются тождественными понятиями. ЧЭ - это составная часть изначальной среды, по-другому можно сказать, это единица среды. Данный элемент присущ только человеку и отражает его свойства, индивидуальность, личность - отличие одного человека от другого. Человек - это соединение, объединение и взаимодействие метафизического, человеческого и природного элементов (духа, души и тела) и в то же время совокупность элементов человеческого фактора. При этом система «ЧЕЛОВЕК» является самостоятельной системой гуманоидного типа, аналоги которой до сих пор неизвестны, и которая способна перерабатывать особенные, только ей присущие системообразующие потоки. Системное целое здесь не равно механической сумме частей, составляющих это целое. Отдельно взятая система - сателлит - является нам «братом по разуму» лишь в той части, которая затрагивает общий принцип системного функционирования [8].

ПЭ представляет собой все то многообразие, которое является составной частью природной среды. Именно элементы природной среды становятся основой производственного процесса и процесса жизнеобеспечения человека и общества.

Свойства среды целесообразно разделить на начальные и производные (таблица 1). Начальные свойства, в свою очередь, подразделяются на первичные и вторичные. Первичные свойства среды являются данностью, отражая исключительность элементов, отличие одного от другого, и предполагая их независимость от существования и функционирования механизмов преобразования (в частности, связанных с хозяйственной деятельностью людей).

Таблица 1 - Классификация свойств среды

Свойства среды

начальные производные

первич- аморфность враждебность внешние

ные наличие элементов агрессивность

однородность динамичность

индивидуальные свойства эле- фундаментальные свойства [9]

ментов свойства среды по [10]

вторич- мобильность открытость внутрен-

ные активность адаптируемость ние

полигамность устойчивость

236

Начальную среду можно охарактеризовать таким свойством как наличие элементов и однородность. Наличие элементов предполагает заполненность среды чем-либо, в данном случае элементами - метафизическими, человеческими, природными. Однородность же подразумевает относительную начальную одинаковость элементов. Все элементы подразделяются на разнотипные (принадлежат разным типам среды) и однотипные (элементы одного типа среды). В свою очередь однотипные элементы являются разнородными (различные по качеству элементы одной среды) и однородными. Однородные элементы группируются по видам.

К начальным свойствам среды можно также отнести аморфность - элементы среды пассивны, то есть бездействуют по отношению к другим элементам. Их движение характеризуется флуктуацией. Наличие элементов, их однородность и аморфность являются первичными начальными свойствами среды.

Объединив однотипные элементы, получим три группы элементов, отражающих принадлежность к конкретной среде (природной, метафизической, человеческой).

В таблице 2 представлены элементы каждого типа среды (список не является исчерпывающим и может быть дополнен).

Таблица 2 - Состав среды

Метафизическая среда Человеческая среда Природная среда

- неизвестные субстанции - знания - химические элементы

- необъяснимые явления - умения - климат

- прочее - навыки - почвы

- способности - температурный режим

- таланты - полезные ископаемые

- опыт - водные ресурсы

- любознательность - флора

- страхи - фауна

- физические данные - солнечный свет

- интеллект - прочее

- прочее

Данная таблица содержит основополагающие элементы бытия, требует критического осмысления, анализа и дополнения. Каждый отдельный элемент по своей сути является экони-ком, то есть частицей хозяйственного оборота для строительства объектов (экономических, политических и прочих) и далее систем. Это так называемый исходный строительный материал, который можно использовать как угодно и где угодно (эко от ойкос - хозяйство). В данной работе теория формирования среды и использования элементов рассматриваются с точки зрения экономической рациональности или хозяйственной полезности. Аристотель в свое время разделял хозяйственную деятельность на полезную - экономику - и вредительскую - хрематистику [11]. Таким образом, по Аристотелю, не всякая хозяйственная деятельность является частью экономики. Но, так как одни и те же элементы используются для разных целей, эконики могут быть универсальными.

Элементы не могут сами по себе взаимодействовать и что-либо создавать, то есть меняться сами и менять облик среды. Необходимо воздействие на элемент, чтобы он активизировался. Это означает, что для активизации элементов необходим импульс.

Источником импульса может быть любая среда - метафизическая, человеческая и природная. Однако в рамках метафизики сложно определить, что является импульсом, а со стороны природы импульс зачастую рассматривается как форс-мажорное обстоятельство. Хозяйственная же деятельность осуществляется человеком и для человека с использованием разнородных элементов среды. Поэтому интерес представляет, в первую очередь, импульс, исходящий из человеческой среды. Кроме того, процесс средообразования обусловлен человеческой активностью.

В человеческой среде источником импульса является, прежде всего, потребность. Человек обладает потребностями, а элементы свойствами для удовлетворения этих потребностей. Потребности нужно вскрыть, если они завуалированы. Например, кадровая проблема (потребность трудовых ресурсов практически во всех организациях и структурах) - несоответствие предложения на рынке труда отраслевой структуре, спросу на специализированные профессии, уровню компетентности и профессионализма и так далее. Решением в данном случае является симбиоз образования и практики.

В качестве импульса могут выступать также желания, эмоции, страсти, привычки и т.п., которые привычнее объединять в термин «потребности», хотя не всегда правильно.

237

Импульс позволяет перейти к вторичным свойствам среды - мобильность и активность. Мобильность означает передвижение элементов, что приводит к их соединению, активность -занятость элемента в обороте (использование его полезных свойств).

Активность элементов выражается в их движении, в результате начинается процесс соединения элементов, то есть формирование пропорции элементов. Соединение предполагает слияние, сочетание двух элементов. Один элемент может быть соединен с двумя другими и более элементами. Первоначально происходит поиск точек соприкосновения с целью закрепления соединения, затем элементы соединяются друг с другом теми сторонами, которые способствуют получению конкретного результата в процессе созидания (то есть используются конкретные свойства, необходимые в данном случае). Соединения - это процесс, имеющий свой характер (характеристики) и протекающий по определенным законам. Данный процесс находится в области интересов различных наук: биологии, анатомии, физиологии, социологии, культурологии, этнологии, психологии, экономики, физики, астрономии и многих других, в том числе, производных областей знаний.

Соединение элементов предполагает наличие свободных неиспользованных элементов, а также использованных с наличием потенциала их свойств.

Каждый элемент обладает определенными свойствами (несет в себе заряд). Один элемент может обладать либо одним свойством, либо более одного. Поэтому воздействие на элементы осуществляется с целью извлечения их свойств. Одно и тоже свойство у однородных однотипных элементов (типология элементов представлена в таблице 1) имеет различную мощность (сила заряда). Мощность свойств также различна у разнородных однотипных элементов (разных элементов одной среды) и у разнотипных элементов (элементов различных типов среды).

В таблице 3 проиллюстрирован вариант распределения элементов по направлению заряда в зависимости от степени его важности.

Таблица 3 - Распределение элементов среды по степени важности

Заряд Метафизическая среда Человеческая среда Природная среда

степень важно-

сти для эконо- + 3

мической дея- + 2

тельности + 1

0 элемент элемент элемент

вред польза - 1

- 2

- 3

Данная таблица может быть построена по двум принципам:

- первый принцип - по степени важности элементов, когда один и тот же элемент присутствует только в области «польза» или только в области «вред». Например, если в человеческой среде элемент талант расположить под знаком (+1), то это означает, что он присутствует только в «области» польза, а в области «вред» его уже не будет,

- второй принцип - универсальность, когда один и тот же элемент присутствует в обеих областях под одинаковым порядковым номером, но с разным знаком. Например, элемент талант располагается под знаком (+1) и (-1).

Разница в построении таблиц заключается в том, что в первом случае элементы не повторяются и встречаются в таблице только один раз. Данное построение таблицы можно использовать для характеристики объектов и систем через универсальность ценности того или иного свойства элемента. В частности, талант - позитивная категория, и поэтому этот элемент можно расположить в области «польза». Однако талант можно использовать как на благо так и во вред. Поэтому первый принцип построения таблицы является условным. Ближе к практике второй принцип, когда один и тот же элемент располагается в разных областях на равном удалении от нулевой позиции, то есть под одинаковым порядковым номером. В данном случае при характеристике объекта заряд (знак “+” или “-“) будет свидетельствовать о направлении использования элемента, а порядковый номер - о степени значимости данного элемента в объекте.

Использование свойств возможно от соединения элементов. Соединение (синтез) элементов в определенной пропорции позволяет получить результат с положительным эффектом и наоборот. Результат от соединения может проявляться как сумма свойств и как новое свойст-

238

во. Наилучшее использование свойств возможно при соединении свойств одного элемента со свойствами других элементов в нужной пропорции. Пропорцию в данном случае можно назвать формулой результативности (мерило эффективности). Необходимо заметить, что пропорция строится как в отношении элементов, так и их свойств.

Таким образом, при определенном воздействии в результате импульса элемент становится фактором (МЭ - МФ; ЧЭ - ЧФ; ПЭ - ПФ) - движущей силой, то есть приобретает мобильность и активность. Фактор - результат импульса, действия над элементом. Элемент как составная часть среды больше связан с ее неподвижностью и аморфностью. Элемент как фактор - это проявление элемента в творчестве, в движении, в действии.

ЧФ - это не люди, а их свойства, которыми они обладают и которые порождают. Можно выделить несколько классификаций элементов ЧФ:

1) по воздействию на результаты синтеза:

- конструктивные - созидающие элементы, которые позволяют строить рациональную модель поведения человека для удовлетворения объективных нужд и потребностей,

- деструктивные - оказывают разрушающее воздействие на результаты соединения элементов (нарушают принцип рациональности),

- смешанные - могут быть теми и другими;

2) по содержанию (источнику происхождения):

- психоэмоциональные (эмоционально-чувственные), например, чувства, эмоции, страсти, желания,

- сознательные (разумные), например, ум, знания, интеллект;

3) по очередности происхождения:

- первичные (изначально данные) - талант, способности,

- приобретенные (производные) - знания, навыки,

- двойственные (имеющие двойственную природу, то есть идет развитие какой-либо данности на основе определенных приобретений, опыта - происходит развитие) - ум, воля.

Элементы ПФ можно разделить на первичные (химические элементы, условно ветер) и образованные (полезные ископаемые, водные ресурсы).

В процессе соединения элементы становятся фактором, способствующим достижению цели и получению результата. Дальнейший процесс формирования среды характеризуется объединением соединенных элементов (факторов).

Объединение - это: 1) соединение двух элементов и попарно с двумя или несколькими элементами, которые будут участвовать в процессе достижения изначально обусловленной цели, и 2) использование свойств объединенных элементов в нужной пропорции. Следовательно, на стадии соединения элементов формируется пропорция самих элементов, необходимых в процессе их дальнейшего использования, а на стадии объединения формируется пропорция свойств соединенных элементов, которые непосредственно и используются в процессе достижения конечного результата. Объединение является итогом процесса соединения элементов между собой, а также их свойств, и отражает в совокупности элементов тот объект, который задумывался для достижения цели. В результате объединения элементов формируются невидимые проницаемые границы между объединенными элементами и тем, что не объединено. Таким образом, в процессе средообразования условное разделение на внешнюю и внутреннюю среду происходит на стадии объединения элементов.

Результатом объединения элементов становится объект, который, как и фактор, является промежуточным звеном в процессе формирования и функционирования систем. Так, например, завод в совокупности элементов является объектом - здание построено, производственные фонды установлены, сырье завезено, люди расставлены по должностям. Однако завод как объект не несет в себе конечного результата - готовой продукции. Чтобы получить данный результат, необходимо все выше перечисленные элементы привести в движение, то есть использовать свойства объединенных элементов.

Объект представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов. Но объектам полезны и интересны не сами по себе элементы, а их свойства. Далее происходит вовлечение свойств элементов объекта в процесс взаимодействия, имеющий заданную цель в рамках критерия рациональности. Пропорция свойств объединенных элементов формируется при их взаимодействии в результате процесса синтеза.

Объект вытягивает свойства элементов. Если весь объем свойств элемента принять за единицу, то объект может использовать свойства элемента не на все 100 %, а лишь частично, например 30 %, 50 %, 70 %. Таким образом, оставшаяся часть свойств элемента параллельно может быть использована в другом объекте. Необходимо насколько возможно максимально рационально использовать свойства элементов (цель и процесс), после чего объект прекращает свое существование либо переходит в новое качество. Результат (и цель) - удовлетворение потребностей.

239

Для общества важным является полезное использование свойств элементов. В обратном случае возникают деструктивные процессы и явления, которые ведут не к развитию, а к разрушению общества или отдельных его частей (например, криминальная экономика негативно сказывается, в частности, на налоговой и бюджетной системе).

В качестве объектов могут выступать предприятия, организации, фонды, проекты, программы и т.д. Таким образом, в результате создания объектов заканчивается первый этап сре-дообразования - формирование среды.

Ссылки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Новейший философский словарь. М., 2003.

2. Показатели устойчивого развития. Теория, метод, практическое использование: отчет, предоставленный на рассмотрение Балатонской группы /Х. Боссель. Тюмень, 2001.

3. Российская экономика и общемировые тенденции накопления: отчет Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М., 1999.

4. Гоинь А.В. Системные принципы организации объективной реальности. М., 2000.

5. Философский энциклопедический словарь /под ред. А.А. Ивина. М., 2004.

6. Владимиров Ю.С. Метафизика. М., 2002.

7. Губин В.Д. История мировой философии. М., 2006.

8. Гоинь А.В. Системные принципы организации объективной реальности. М., 2000.

9. Показатели устойчивого развития. Теория, метод, практическое использование: отчет, предоставленный на рассмотрение Балатонской группы. Тюмень, 2001.

10. Бобров В.В. Устойчивое развитие в свете теории потребностей //Гуманитарные науки в Сибири. 1996. № 1. С. 14-19.

11. История экономических учений: учебное пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н.М. Акашевой. М., 2003.

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.