Научная статья на тему 'Формированиие у младших школьников представлений о семейных традициях'

Формированиие у младших школьников представлений о семейных традициях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / FAMILY UPBRINGING / CULTURE / FAMILY VALUES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / FAMILY RELATIONSHIPS / PRIMARY CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Т.В., Демичева В.В., Еременко О.И.

В статье обосновывается актуальность темы исследования, определена цель. Авторы акцентируют внимание на необходимости воспитания у детей интереса к семейным традициям. Предложены задания, нацеленные на воспитание у учащихся любви к своим семьям, интереса к родословным. В качестве дидактической единицы обучения выступает текст, содержащий сведения о предназначении семьи, семейных ценностях, культуре семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формированиие у младших школьников представлений о семейных традициях»

1 2 3 ©

Яковлева Т.В. , Демичева В.В. , Еременко О.И.

12 3

’ ’ Доцент, кафедра педагогики и методики начального образования Белгородского государственного национального исследовательского университета

ФОРМИРОВАНИИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Аннотация

В статье обосновывается актуальность темы исследования, определена цель. Авторы акцентируют внимание на необходимости воспитания у детей интереса к семейным традициям. Предложены задания, нацеленные на воспитание у учащихся любви к своим семьям, интереса к родословным. В качестве дидактической единицы обучения выступает текст, содержащий сведения о предназначении семьи, семейных ценностях, культуре семейных отношений.

Ключевые слова. Семейное воспитание, культура семейных отношений, семейные ценности, внеклассные мероприятия, начальные классы.

Keywords. Family upbringing, culture, family relationships, family values, extracurricular activities, primary classes.

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, требуется пересмотр и модернизация всей образовательно-воспитательной системы [2]. При этом важно учитывать, что в связи с произошедшими переменами, общество возложило ответственность за уровень воспитанности детей на школу, сделав её, по требованиям новых образовательных стандартов, школой полного дня. И как следствие, всегда существовавшие в России традиции семейного воспитания, да и само это понятие, ушли на второй план. А между тем именно в семье у ребенка формируется первое целостное представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности, её воспитательного потенциала.

Вопросам предназначения семьи, формированию семейных ценностей, культуре семейных отношений посвящены исследования как педагогов-классиков (К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского), так и педагогов современности (А.И. Антонова, Н.С. Арсеньева, Э.К. Васильевой, И.А. Ильина и других). Одним из направлений современной лингводидактики является изучение семейного дискурса и семейного языка, представляющего собой действительно интересное и необычное явление, благодаря которому можно определить и характер взаимоотношений в семье, отношения между поколениями; на этом дидактическом материале можно вести работу по приобщению младших школьников к семейным традициям.

«Изучение языка семьи представляет большой интерес, поскольку именно в семье происходит первичное формирование личности, начинается процесс языковой социализации: освоение родного языка, основных навыков речевого общения» [4, 46]. Семья - это место, где закладываются и культурные, и поведенческие стереотипы. В семейном речевом общении представлен самый широкий спектр коммуникативных ситуаций. Человек по мере роста и взросления приобретает все новые социальные (семейные) роли. «Семья - место непринужденного общения, где человек имеет большую свободу для проявления своей индивидуальности, в том числе и в языковом отношении, чем в других социальных группах, членом которых он является в течение своей жизни» [1,277].

Интерес к истории семьи, уважение к предкам в последнее время «подогревает» телевидение. В Интернете создаётся множество сайтов, позволяющих найти своих

© Яковлева Т.В., Демичева В.В., Еременко О.И., 2014 г.

родственников по фамилии, месту жительства и некоторым другим параметрам. Через именование человека в семье, через изучение мотивов имянаречения можно по-новому осмыслить национальную самоидентификацию, особенности национального менталитета, формирование национального самосознания.

Сегодня особенно остро стоят вопросы взаимоотношения поколений, преемственности, возрождения, сохранения и развития семейных традиций.

Семья как уникальный социальный институт транслирует культурные ценности из поколения в поколение, так как именно здесь у ребенка формируется первое целостное представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности, её воспитательного потенциала.

В последнее время всё более популярным среди лингвистических исследований становится внутрисемейный дискурс. Изучение языка семьи представляет большой интерес, поскольку именно в семье происходит первичное формирование личности, начинается процесс языковой социализации: освоение родного языка, основных навыков речевого общения. Как утверждает В.К. Харченко, «...материалы семейных родословных создают оптимальную базу для изучения имени как в социокультурном, так и в лингвокультурологическом преломлении»

[3, 9].

Цель статьи - проанализировать возможности внеклассных мероприятий в приобщении детей к семейным традициям, поделиться опытом воспитания интереса к семейным традициям.

Под нашим руководством студенты направления подготовки Педагогическое образование (профиль Начальное образование) во время педагогической практики провели ряд внеклассных занятий («Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья - это семь Я», «Что в имени моём?», «Откуда пришли к нам наши имена?», «Имена и прозвища в Древней Руси», «Моя родословная», «Наши имена», «Отчество у русских людей», «Фамилия - наследственное имя семьи», «Я и моё имя»). Опишем фрагменты таких занятий.

На занятии по теме: «Вся семья вместе, так и душа на месте» были поставлены цели: раскрыть смысл семьи как основы государства; пробудить интерес к изучению своей родословной, уважению к семье и семейным традициям. На занятии использовались приёмы: рассказ о семье, чтение детьми статьи «Как рождается семья», чтение и объяснение поговорок о семье.

Учащиеся анализировали пословицу: «Вся семья вместе, так и душа на месте», рассказывали о своих семьях.

Учащимся для анализа был предложен текст:

Покровителями семьи являются Муромские святые Пётр и Февронья. Символом этого праздника стал русский цветок ромашка.

Словом семья называют отца, мать и их детей. Это слово происходит от слова «семя». Мы — семя наших родителей. В Библии описано, как Бог установил порядок жизни человека. «И сотворил Бог человека по образу своему. мужчину и женщину. » Бог установил, что отец является мужем, а мать — женой. Первыми мужчиной и женщиной были Адам и Ева. Бог так сотворил человека, чтобы у мужа и жены были дети и люди могли продолжать свой род.

Род — это все наши предки, которые жили до нашего рождения. Их ещё называют прародители, то есть старшие (древние) родители. Память о наших предках связывает нас с историческим прошлым, напоминает нам, кому мы обязаны своим рождением. Если перечислить всех предков, получится родословие. Фамилия человека является названием его рода.

Студенты-практиканты провели беседу по вопросам:

1. Как одним словом называют отца, мать и их детей?

2. Кем являются друг для друга отец и мать?

3. Каким одним словом можно назвать всех предков?

4. Что такое родословие?

Слово учителя: - Кроме семьи у тебя есть много родных. Братья, сёстры, дяди, тёти. Родные всегда тебе помогут. Рассмотрим внимательно слова: родственники, родня, родные. В

каждом из них есть общий корень — РОД. Что он означает? Сравним РОД с ДЕРЕВОМ. У него много ветвей, и все они растут от одного ствола и корня.

Вместе вы — один род. У вас есть общая родовая фамилия. Род состоит из поколений. Самые давние поколения — предки, а младшие — потомки. Фамилия указывает на твой род, отчество — на отца, а имя принадлежит тебе. Имя — это бесценный дар. Имя даётся человеку один раз и навсегда. В каждом имени скрыт свой смысл. Помни — твоё имя свято, оно соединяет тебя с прошлым и будущим.

Учащиеся вспоминали пословицы о семье:

Г де родился — (там и пригодился).

В гостях хорошо, а (дома лучше).

При солнышке светло, при (матери тепло).

Младшеклассникам была предложена проблемная ситуация:

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Тогда он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Братья легко переломали прутья поодиночке».

Почему сыновья не могли сломать целый веник, а по одному прутику легко переломали? (Если в согласии жить, то никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да врозь — вас всякий легко погубит).

В конце занятия были подведены итоги: Русский человек без семьи не живёт. Семья — основа государства. Много задушевных песен сложено о родной сторонушке. Сколько в них нежности и любви. Очень точно сказано: «Песни — душа народа. Красивые у нас песни и красивый народ!».

В качестве домашнего задания детям была предложена проектная работа: «Соответствует ли моё имя мне?» Цель данного проекта состояла в том, что младшим школьникам самостоятельно или с помощью родителей необходимо было найти информацию в разных источниках о значении своего имени, сравнить его со святками и значение гороскопа и выяснить соответствует выбранное имя ребёнку. Дети успешно справились с подобным заданием.

Нами была организована система работы, включающая в себя наиболее эффективные формы взаимодействия учителя и семьи (в системе воспитательных мероприятий), направленная на приобщение младших школьников к семейным традициям. Эта работа дала возможность учащимся изучить семейные традиции имянаречения и именования членов семьи. Интерес детей к семейным традициям формируется в ходе совместной деятельности с родителями, а именно, совместные проектные работы, участие во внеклассных мероприятиях, спортивных праздниках и т. д..

Проведенное нами исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. В самом общем виде ответ на вопрос о взаимодействии учителя и семьи в формировании у младших школьников представлений о семейных традициях состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельностью. Совместная деятельность учителя и семьи должна быть направлена, прежде всего, на развитие у младших школьников нравственных качеств, физического здоровья, приобщение младших школьников к семейным традициям.

Литература

1. Занадворова А.В. Отражение социальной дифференциации языка в языковой жизни малых социальных группах (на примере семьи) // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Рос. академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 568 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. - 6 октября 2009 г. Приказ № 373.

3. Харченко В.К. Лингвогенеалогия: Имя собственное в жанре семейных родословных / В.К. Харченко, Е.М. Черникова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 192 с.

4. Яковлева Т. В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе /Т.В. Яковлева, В.В. Демичева.- Белгород: Политерра. - 2009. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.